Всероссийский Заочный

Финансово – Экономический Институт

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине: МЕНЕДЖМЕНТ

на тему: Стратегический менеджмент. Стрессы, их роль в менеджменте. Классификация стрессов

                                                                           Выполнила:

                                                                           Студент  III курса

                                                                  Специальность: «Финансы и кредит»

         Ахтямова Гульнара Рашитовна

          Вариант 3

                          Преподаватель:

                                                Гарипова Зухра Фанусовна

2008г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 4

I. Теоретическая часть

1. Стратегический менеджмент ………………………………………………………. 6

            1.1 Сущность стратегии …………………………………………………………… 6

            1.2 Цели организации (предприятия) …………………………………………….. 7

            1.3 Миссия предприятия  ………………………………………………………….. 7

            1.4 Оценка и анализ внешней среды ………………………………………………9

            1.5 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия ………………………………………………………………………….. 10

            1.6 Изучение стратегических альтернатив ………………………………………12

            1.7 Стратегическое планирование и успех предприятия ……………………….13

2.Стрессы, их роль в менеджменте. Классификация стрессов …………………….15

     2.1 Стресс жизни. Основные причины …………………………………………...15

     2. 2 Причины стресса …………………………………………………………….. 15

     2.3 Модель стрессовой реакции …………………………………………………..18

     2.4 Как человеческий организм реагирует на стресс ……………………………18

     2.5 Как управлять, чтобы повысить  производительность и понизить уровень стресса …………………………………………………………………………………19

     II. Практическая часть

3. Тест ………………………………………………………………………………….20

     Заключение ………………………………………………………………………...22

     Список  использованных источников ……………………………………………24

Введение

В данной работе первый вопрос посвящен стратегическому менеджменту  (планированию) – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс, стратегического планирования является тем «зонтиком», под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс, стратегического планирования  обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое  планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой и с иностранными корпорациями.

Второй вопрос посвящен  анализу стресса, их роли в менеджменте. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе,  поэтому очень важно уметь себя сдерживать и контролировать на рабочем месте, перед руководством. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда, как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Наиболее широко употребляемым  определением является следующее: «Стресс – это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое». Поэтому в многих предприятиях  рассматриваются и личностные факторы, вызывающиеся стресс. Анализируется стрессовое состояние организма – стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

I. Теоретическая часть

1. Стратегический менеджмент

1.1 Сущность стратегии.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации  достижение ее целей.

Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и,  что более важно, приняты руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. [3, с.61]

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

         Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический пан следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение  продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Схема 1. Процесс, стратегического планирования

1.2 Цели организации (предприятия)

Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Здесь необходимо подчеркнуть, что те предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых  системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

Характеристики целей. Общепроизводственные цели формулируются и устанавливаются на основ общей миссии предприятия и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех предприятия, цели должны обладать рядом характеристик:

- конкретные и измеримые цели;

- ориентация целей во времени;

- достижимые цели

1.3 Миссия предприятия

Основная общая цель предприятия – четко выраженная причина его существования – обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для  осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:

1.Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия?

Выбор миссии. Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них   очевидной. Если спросить типичного представителя   мелкого представительства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: «Конечно, получать прибыль». Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.

Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном сете только, если будет  удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее само. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была призвана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта.

Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности организации.

1.4 Оценка и анализ внешней среды

         После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

1.       Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии;

2.       Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы;

3.       Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время  на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

         С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1. Где сейчас находится предприятие?

2. Где, по мнению высшего руководства, должно находится предприятие в будущем?

3. Что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?     

         Угрозы и возможности,  которыми сталкивается  предприятие, обычно можно выделить в семь областей (схема 2).

Схема 2. Воздействие внешней среды

1.5 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия

         Следующей проблемой, с которой сталкивается руководство, будет определение того, обладает ли предприятие внутренними силами. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.

         Управленческое обследование представляет собой методическую оценку функциональных зон предприятия, предназначенную для выявления ее сильных и слабых сторон.

         С целью упрощения в обследование рекомендуется включить пять функций

- маркетинг,

- финансы (бухгалтерский учет),

- операции (производство),

- человеческие ресурсы,

- культура и образ предприятия.

- Маркетинг. При обследовании функции маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования:

1.     Доля рынка и конкурентоспособность;

2.     Разнообразие и качество ассортимента изделий;

3.     Рыночная демографическая статистика

4.     Рыночные исследования и разработки;

5.     Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;

6.     Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;

7.     Прибыли

- Финансы/Бухгалтерский учет. Анализ финансового состояния  может принести пользу организации и содействовать повышению эффективности процесса стратегического  планирования. Детальный анализ финансового состояния  моет выявить уже имеющиеся и потенциальные   внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

- Операции. Весьма важным для длительного выживания предприятия является непрерывный анализ управления операциями. Приведу некоторые ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями.

1.     Можем ли мы производить наши товары или услуги по более низкой цене, чем наши конкуренты? Если нет, то почему?

2.     Какой доступ мы имеем к новым материалам? Зависим ли мы от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?

3.     Является ли наше оборудование современным, и хорошо ли оно обслуживается?

4.     Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?

5.     Подвержена ли наша продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?

6.     Можем ли мы обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты?

7.     Обладаем ли мы эффективной и результативной системой контроля качества?

8.     Насколько эффективно мы спланировали и спроектировали процесс производства? Может ли он быть улучшен?

- Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Если организация обладает квалифицированным сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации.

- Культура и образ предприятия. Культура и образ предприятия подкрепляются или ослабляются репутацией компании. Хорошая ли репутация у фирмы в отношении достижения ею своих целей? Была ли она последовательна в своей деятельности? Каково это предприятие по сравнению с другими в этой отрасли?

1.6 Изучение стратегических альтернатив

         В распоряжении предприятия имеются четыре стратегических альтернативы:

- ограниченный рост, - рост, - сокращение и - сочетание этих вариантов.

- Ограниченный рост. Стратегической альтернативой, которой придерживаются большинства организаций, является ограниченный рост. Для стратегии ограниченного роста, характерно  установление  целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратеги ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в целом удовлетворена своим положением.

- Рост. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей  предыдущего года. Стратегия роста применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.

- Сокращение. Альтернативной, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов:

1.     Ликвидация

2.     Отсечение лишнего

3.     Сокращение и переориентация

- Сочетание. Стратегии сочетания всех альтернатив будут скорее всего придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких  отраслях. Стратегия сочетания представляет собой сочетание любой из трех упомянутых стратегий.

         На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют разнообразные факторы. Вот некоторые из них:

1.     Риск

2.     Знание прошлых стратегий

3.     Реакция на владельцев

4.     Фактор времени

   1.7 Стратегическое планирование и успех предприятия

         Некоторые организации и предприятия могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

         Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением. [3, с.216-306]

           

2.     Стрессы, их роль в менеджменте. Классификация стрессов

2.1 Стресс жизни. Основные причины

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущуние пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздраженность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы  неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и лишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Формула стресса такова: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции». [1, с.242]

Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, определяется как чрезмерное психологическое и ли физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся  в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

2.2 Причины стресса

        

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

1.     Организационные факторы.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

1) Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, то есть задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующий его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2) Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то же время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

3) Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4) Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно для другого.

5) Существуют также  и другие факторы. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия жизни.

2. Личностные факторы.

На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события, и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет смягчить негативные последствия.

         Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений  психосоматических заболеваний. [1, с.244]

        

2.3 Модель стрессовой реакции

Профессиональные

 

Потребности в окружающей среде

 

Психологические реакции

 

              2.4 Как человеческий организм реагирует на стресс

              1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает  никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая маладаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

              2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть переходящей.

              Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

              3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование).

              4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма – как психическую, так и физическую. Это реакция наиболее действенна. [4, с.126]

              2.5 Как управлять, чтобы повысить  производительность и понизить уровень стресса.

              Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.

1. Разработайте  систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой недели», «сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. «Наладьте особенно эффективные  и  надежные отношения с вашим боссом».

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей).

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидание или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей).

6. Обсудите чувства скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем.

7. «Найдите каждый день время для отключения и отдыха». [4, с.263]

II. Практическая часть

              3. Тест

Тест 1. Контроль, предоставляющий руководителю информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем – это . . . контроль.

              Ответ:  Предварительный контроль

Тест 2. Кто является основателем научного подхода в управлении

              а) Тейлор;

              б) Файоль;

              в) Маслоу;

              г) Фоллет;

              Ответ:  а) Основателем науки управления считается американский инженер и исследователь  Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Он возглавил движение научного управления. Ф.У. Тейлор заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Тест 3. Какие из перечисленных принципов характеризуют современный менеджмент:

а) успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации;

б) функционирование предприятия обуславливается реакциями на воздействие внешней среды;

в) в своей деятельности предприятие зависит от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне;

              Ответ:  а) успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации;

                            в) в своей деятельности предприятие зависит от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне;

Тест 4. Чем является решение для управленческого труда

а) продуктом управленческого труда;

б) предметом управленческого труда;

в) средством управленческого труда;

              Ответ: а) продуктом управленческого труда;

Управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.
Предметом управленческого труда является информация.
Средством управленческого труда является организационная и вычислительная техника.
Результатом управленческого труда является управленческое решение.

             

Заключение

              Основной вывод по первому вопросу контрольной работы, можно сформулировать таким образом. Будущее формируется сегодня. «Экономия» на качестве стратегического управленческого решения может привести к потерям, в сотни – тысячи раз превышающим ранее полученную экономию. Поэтому главное внимание в стратегическом менеджменте уделяется повышению обоснованности, качества и эффективности стратегического управленческого решения. Качество и эффективность стратегического менеджмента являются основным фактором рационального использования ресурсов  и повышения качества товаров. В реализации стратегического решения какой-либо проблемы прослеживается следующая цепочка: 1) формулирование цели инвестора или социально-экономической системы, например, - получение прибыли; 2) определение набора идей по достижению цели или направлений вложения инвестиций; 3) сегментация рынка, определение потребностей и нахождение ниши, где возможно реализовать идею; 4) формулирование конкретных функций по удовлетворению потребностей; 5) анализ альтернативных вариантов и выбор конкретного объекта, который мог  бы выполнять заданные функции; 6) изготовление объекта; 7) реализация объекта и достижение поставленных целей.  Актуальность стратегического менеджмента подтверждается в работах Аристотеля, который отмечал: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечных целей и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».[3, с.11]

              Краткий вывод по второму вопросу, можно сделать следующим, что стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда  помнить. Стресс можно предвидеть, некоторых можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой.  Стресс – процесс, нарастание которого снижает работоспособность (интенсивность работы) личности.

              Общими рекомендациями по  понижению  вероятности стресса являются  соблюдение правильного режима питания, физические упражнения, достижение общего равновесия  к жизни.

              Все способы борьбы со стрессом могут быть сведены к тезису: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!» [1, с.248]

              Важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента – организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать профессиональному росту персонала, повышать эффективность труда служащих.

              Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что  обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

             

Список использованных источников

1.     Г.Б.Казначевская «Менеджмент» - изд. 4-е, доп. и перер. - Росто-на-Дону, «Феникс», 2005г. -352с.

2.     М.Мескон, М.Альберг, Ф.Хедоури «Основы менеджмента»: пер.с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1994 - 702с.

3.     Р.А. Фатхутдинов «Стратегический менеджмент»: Учебник для вузов – 2-е изд., доп. - Москва, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998г. – 416с.

4.     Стресс жизни: Сборник./Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов, о.Грегор. Как противостоять стрессу.Г.Селье. Стресс без болезней – Спб, ТОО «Лейла», 1994г. – 384с.