Содержание

Введение.. 3

1. Дети-инвалиды  как объект  социальной  работы... 4

2. Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.. 9

Заключение.. 13

Список литературы... 14

Введение

«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как  «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное  хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость  в постоянном дополнительном уходе  за  ним, помощи или надзоре».

Однако, хотелось  бы заметить, что  за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной  и  гибкой терминологии. Так, например, в английском языке термин  «инвалид» вышел из  употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным  внешним видом и потребностями, вместо  него  по  отношению  к детям используется  «дети с неспособностями». Избегают так  же употреблять следующие наименования: слепой, глухой, заика,  - заменяя  их такими словосочетаниями  как  «человек  с  ослабленными слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация  Здравоохранения не  рекомендует так  же использовать  термины  «идиотия», «имбецильность»,  «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями», «дети  с  образовательными трудностями». В российской  дефектологии  так же делаются  попытки дать более адекватные  определения некоторых дефектологических терминов  с  учетом  современных требований.

Цель данной работы – рассмотреть проблему восприятия детей-инвалидов как полноценных членов общества.

Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1.     Рассмотреть  основы социальной работы с детьми-инвалидами.

2.     Изучить трудности социально-психологической реабилитации детей в обществе.

1. Дети-инвалиды  как объект  социальной  работы

Ухудшение  экологической  обстановки, высокий  уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и  медицинских  проблем способствуют увеличению числа  детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту  проблеме придает  то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей  не сложилась, а  позднее, вплоть  до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие  специалисты  работают над разрешением  комплекса проблем детей  со специфическими  нуждами. Но для того, чтобы  понять  их  проблемы, выявить их особенности  и  специфику работы с  ними, необходимо, прежде  всего, выяснить, что же включают  в себя понятия  «инвалид», «инвалидность».

Согласно  Декларации  о  правах инвалидов (ООН , 1975) «инвалид» означает  любое  лицо, которое  не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или  умственных возможностей. «В  законодательстве  бывшего СССР существовало несколько  иное понятие «инвалида» / «инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности»[1]. При  такой постановке вопроса дети  до 16 лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».[2]

А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как  «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное  хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость  в постоянном дополнительном уходе  за  ним, помощи или надзоре».

Однако, хотелось  бы заметить, что  за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной  и  гибкой терминологии. Так, например, в английском языке термин  «инвалид» вышел из  употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным  внешним видом и потребностями, вместо  него  по  отношению  к детям используется  «дети с неспособностями». Избегают так  же употреблять следующие наименования: слепой, глухой, заика,  - заменяя  их такими словосочетаниями  как  «человек  с  ослабленными слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация  Здравоохранения не  рекомендует так  же использовать  термины  «идиотия», «имбецильность»,  «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями», «дети  с  образовательными трудностями». В российской  дефектологии  так же делаются  попытки дать более адекватные  определения некоторых дефектологических терминов  с  учетом  современных требований.

Определение инвалидности  детям до 16 лет производит Медико-реабилитационная экспертная комиссия в соответствии  с разделом  «Определение инвалидности  детям»  Инструкции по определению инвалидности (1993 год). В  соответствии  с законодательством  с  1.08.1999г.  в  зависимости от  степени нарушения функций  (с учетом их влияния  на возможности  социальной адаптации ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения   здоровья. Их четыре  (степени):[3]

1  степень  утраты  здоровья   определяется при легком  и умеренном нарушении  функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем  к  установлению  инвалидности  у  ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения  у  лиц  старше 18  лет;

2 степень утраты здоровья  устанавливается при наличии выраженных нарушений  функций  органов  и  систем, которые, несмотря  на проведенное лечение, ограничивают  возможности социальной  адаптации ребенка  (соответствует 3  группе  инвалидности  у  взрослых);

3 степень  утраты здоровья  соответствует 2  группе инвалидности  у взрослого;

4  степень  утраты  здоровья  определяется при  резко выраженных  нарушениях функций органов и  систем, приводящих  к социальной дезадаптации ребенка при условии  необратимого  характера  поражения и неэффективности  лечебных и  реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у  взрослого).

Каждой степени утраты  здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний.

«В рамках программы «Выход» осуществляемой Центром реабилитации  молодых инвалидов, в  малых группах проводились дебаты на тему: “Общество и инвалид – несостоявшийся  диалог? “.  В ходе дебатов  были  выделены  следующие  проблемы /  барьеры, с  которыми сталкивается  семья с ребенком – инвалидом и сам  ребенок  в  нашей стране:

 - социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов  от родителей и опекунов;

- при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо  распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему  развиваться;

-  ведется  слабая  профессиональная подготовка  таких детей;

- трудности при  передвижении  по городу  (не  предусмотрены условия  для  передвижения  в архитектурных  сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит  к изоляции инвалида;

- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной  базы  в отношении детей  с ограниченными возможностями);

- сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование  стереотипа  “инвалид -  бесполезный” и т.п.);

- отсутствие информационного центра  и  сети  комплексных  центров социально-психологической реабилитации, а  так же  слабость государственной политики»[4].

Итак,  «Наличие  барьеров между  инвалидами  и  обществом  обусловлено тем,  что  больное  общество  стремится к  тому, чтобы, откупившись от  инвалида  с  одной  стороны, ограничить его  социально  и воспитать  в  нем  потребительское  отношение  к здоровым  людям  и обществу. Семья, являясь  частью  общества, не  готова  к  тому, чтобы  воспитать  полноценную личность и адаптировать ребенка – инвалида  к  реальным  жизненным  условиям. Боясь  инвалидов,  с  другой стороны, их начинают усиленно опекать. На  самом  деле, решая физиологические и  минимальные социальные проблемы  инвалидов 3-17 лет, их  развращают гиперопекой,  внушают  комплекс  неполноценности и неспособности  к  самостоятельным действиям. Когда  же  наступает время прекращения социальных  программ, инвалиды оказываются  неспособными к реальной  жизни. Они  уходят   в  себя».

Такое отношение  к детям  с ограниченными  возможностями  свойственно  не  только  нашему  обществу. Однако,  за  рубежом делается  все  возможное для  решения  этой  проблемы. Для  этого разработаны программы «Реабилитация,  базирующаяся  на  непосредственном  окружении» (ООН) и «Инклюжен» (США). Но одно дело - на  бумаге,  а другое -  в  жизни.  И, хотя люди с ограниченными возможностями, а так же их семьи  по-прежнему наталкиваются  на барьеры  во взаимопонимании  и общении с  другими  людьми,  многое свидетельствует  о том, что  в целом  социальные стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно эволюционируют,  пройдя путь от невнимания и отвержения до  принятия и признания  их  прав, достоинства и  полезности обществу.

Таким образом, очевидно, что  в  силу  особенностей детей – инвалидов  и  их  нужд  и  потребностей, им необходима  профессиональная помощь специалистов. Эта  помощь должна  носить  не только  медицинский  характер, она  должна  быть комплексной, затрагивать все стороны  жизни такого  ребенка.

2. Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов

 В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

 Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой". В тоже время человек  с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям.

 Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

 Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей  является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений  с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.

 Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).

 Трудности реабилитации могут быть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается "размытость" образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлениями об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).[5]

 В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения.

Условия организации жизни деятельности детей в  интернатах создают внешние трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

 Наиболее серьезным следствием инвалидности является утрата "базового доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.

 Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма - с другой.

 Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское "мы"). В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости.

Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.

 Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира), отставание в социальном развитии.

 Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего ни связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления этих трудностей могут быть сведущие:[6]

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств,  сформированных установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

 Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовке ребенка к преодолению трудностей социальной реабилитации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

Заключение

Наличие  барьеров между  инвалидами  и  обществом  обусловлено тем,  что  больное  общество  стремится к  тому, чтобы, откупившись от  инвалида  с  одной  стороны, ограничить его  социально  и воспитать  в  нем  потребительское  отношение  к здоровым  людям  и обществу. Семья, являясь  частью  общества, не  готова  к  тому, чтобы  воспитать  полноценную личность и адаптировать ребенка – инвалида  к  реальным  жизненным  условиям. Боясь  инвалидов,  с  другой стороны, их начинают усиленно опекать. На  самом  деле, решая физиологические и  минимальные социальные проблемы  инвалидов 3-17 лет, их  развращают гиперопекой,  внушают  комплекс  неполноценности и неспособности  к  самостоятельным действиям. Когда  же  наступает время прекращения социальных  программ, инвалиды оказываются  неспособными к реальной  жизни. Они  уходят   в  себя.

Таким образом, очевидно, что  в  силу  особенностей детей – инвалидов  и  их  нужд  и  потребностей, им необходима  профессиональная помощь специалистов. Эта  помощь должна  носить  не только  медицинский  характер, она  должна  быть комплексной, затрагивать все стороны  жизни такого  ребенка.

Такое отношение  к детям  с ограниченными  возможностями  свойственно  не  только  нашему  обществу. Однако,  за  рубежом делается  все  возможное для  решения  этой  проблемы. Для  этого разработаны программы «Реабилитация,  базирующаяся  на  непосредственном  окружении» (ООН) и «Инклюжен» (США). Но одно дело - на  бумаге,  а другое -  в  жизни.  И, хотя люди с ограниченными возможностями, а так же их семьи  по-прежнему наталкиваются  на барьеры  во взаимопонимании  и общении с  другими  людьми,  многое свидетельствует  о том, что  в целом  социальные стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно эволюционируют,  пройдя путь от невнимания и отвержения до  принятия и признания  их  прав, достоинства и  полезности обществу.

Список литературы

1.     Гуслякова Л.Г. Теория и методология социальной работы. – М.: Книга, 2003. – 264 с.

2.     Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. – М.: ИНФРА, 2001. – 258с.

3.     Основы социальной работы. Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. – М.: Педагогика, 1997.- 302с.

4.     Социальные ориентиры изменяющегося общества/Сб. статей РАН. – М.: Знание, 2003. – 256с.

5.     Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2002. – 210с.


[1] Социальные ориентиры изменяющегося общества / Сб. статей РАН. – М.: Знание, 2003.- С134.

[2] Основы социальной работы. Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. – М.: Педагогика, 1997.- С.65.

[3] Гуслякова Л.Г. Теория и методология социальной работы. – М.: Книга, 2003. – С. 103.

[4] Социальные ориентиры изменяющегося общества / Сб. статей РАН. – М.: Знание, 2003.- С134.

[5] Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. – М.: ИНФРА, 2001. – С.123.

[6] Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2002. – С. 104.