План

Введение.. 3

Глава 1. Литературный обзор. 5

1.1. Характеристика содержания трудового семейного воспитания. 5

1.2. Организация взаимодействия педагога с семьей по трудовому воспитанию ребенка в педагогической литературе. 10

1.2.1. Влияние семьи на трудовое воспитание ребенка. 10

1.2.2. Работа педагога с семьей. 12

1.2.3. Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников. 15

1.2.4. Формы взаимодействия педагогов и родителей. 17

1.2.5. Роль родителей в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. 24

1.2.6. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации учащихся. 26

Список литературы... 28

Введение

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности человека. Трудовое воспитание — также неотъемлемая и важнейшая часть воспитания ребенка. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса. Таким образом, под трудовым воспитанием понимают процесс формирования у детей потребности в труде.

Трудовое воспитание способствует слиянию обучения, труда и воспитания в единый комплекс формирования гармонично развитой, общественно активной личности; выработке у нее научных мировоззренческих установок и ценностных ориентации, целеустремленности и настойчивости, организованности, инициативы, принципиальности, дисциплинированности и бережного отношения к общественной и личной собственности.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.

Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка трудовые ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области трудового воспитания, испытывают трудности. Поэтому воспитать тягу к труду можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Следовательно, целесообразно значительную часть трудового воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Проблема исследования: каким образом организовать взаимодействие педагога с семьей по трудовому воспитанию.

Объект исследования: организация взаимодействия педагога с семьей.

Предмет исследования: организация взаимодействия педагога с семьей по трудовому воспитанию.

Цель: определить и конкретизировать содержание и методы взаимодействия педагога с семьей по трудовому воспитанию.

Задачи:

- изучить литературу по данной проблеме;

- разработать консультации, советы, беседы для педагогов (воспитателей) и родителей по трудовому воспитанию;

- разработать методический материал, план работы с семьей по трудовому воспитанию.

Глава 1. Литературный обзор

1.1. Характеристика содержания трудового семейного воспитания

Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное  развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Он оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л. Н. Толстой писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то и ночь проводится без сна».[1]

Такую же мысль высказывал и К. Д. Ушинский: «Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после  тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать».[2]

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Имея в виду именно это, Ушинский подчеркивал, что «самое воспитание, если оно желает счастья человека, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».[3]

Правильное семейное воспитание заключается в том, чтобы постепенно привлекать ребенка к посильной и разнообразной трудовой деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашней работе и приобретать практические навыки и умения, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости.

Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, её взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, в создание личного материального благополучия.

Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная сущность ярко освещается в произведениях художественной литературы. Благородство труда воспевали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. Н. Некрасов, Л. Н. Толстой и др.

В одной старой притче, известной со времен Плутарха, говорится о трех рабах везущих тяжелые тачки с камнями. На вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» они отвечали по-разному. Первый отвечал: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб насущный». Третий же сказал: «Я помогаю, строить прекрасный храм!»[4]

Видеть в труде созидательное начало красоты – значить творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающей мир.

Если в семье удалось привить ребенку такое видение труда и отношения к нему, то человек обязательно раскроется как личность. В этом смысле особое значение приобретают слова К. Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его может быть ни достойной, ни счастливой ».5

Определенное влияние на организацию, постановку задач семейного воспитания детей, а так же содержание его оказали в XVIII веке педагогические теории отдельных выдающихся людей, таких как Посошков Иван Тихонович (1653 – 1726гг). В своем «Завещание отеческом» (1719 – 1720гг) он занят наставлениями, касающимися нравственно – христианской жизни, выполнениями обязанностей семейных, церковных и т.д. Делая наставления о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, Посошков И.Т особенно настаивает на необходимости честного посильного труда, работы неустанной, правильной, не за страх, а за совесть.[5]

Татищев Василий Никитич (1686 – 1750гг) в своем «Разговоре о пользе науки и училищ» высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, каковое достигается только помощью науки и упорного труда.

Важнейшим условием воспитания и обучения ребенка Ушинский считал деятельность и активность воспитанника. В соответствии с этим он придавал большое значение режиму жизни детей, который должен приучать их к организованности, развить стремление к деятельности. Необходимым условием правильного развития человека является труд. В своей обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения, труд укрепляет семейную жизнь.

Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. В статье «Воспитание в труде» он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: «Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. Творческий же труд возможен лишь тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость своего труда, когда труд становится для него основой проявления личности и таланта».[6]

А. С. Макаренко полагал, что в трудовом обучении школьник получает не только рабочую подготовку, но при этом формирует и свои нравственные качества, отношение к другим людям. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы, замечал Антон Семенович, который спокойно смотрит, как работают другие, пользуется плодами их трудов, такой человек — самый безнравственный человек в обществе. И наоборот, совместное трудовое  усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение друг к другу.

Антон Семенович писал, что в труде человек получает не только физическое развитие (хотя это является важным и совершенно необходимым элементом физической культуры), но главная польза труда — в психическом, духовном развитии человека.

И кроме того, А. С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что труд наряду с его общественно-производственной значимостью имеет большое значение в личной жизни; люди, у которых спорится и удается дело, не теряются ни при каких обстоятельствах.

В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию юноша или девушка получают в школе, на заводе, в учреждении, на курсах. Однако родители не должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значение для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко писал: «Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений».[7]

Идеи, высказанные выдающимся советским педагогом, актуальны и в настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннем возрасте и носить игровой характер. Ребенку необходимо знать, что он отвечает за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где лежат игрушки и где он играет. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка большим количеством работы. Труд детей должен быть посильным. В семье всегда должна сохраняться атмосфера коллективизма.[8]

Если родители желают видеть своего ребенка трудолюбивым (а лишь это дает возможность реализовать себя в жизни и претендовать на успех), то они должны придерживаться таких правил:

1)                Никогда не лишать детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он ни требовал;

2)                Никогда не делить в семье труд на «мужской» и «женский» , любое дело должно выполняться качественно – это залог воспитания чувства долга относительно любого труда.

3)                Морально поощряйте трудовые усилия каждого члена семьи, выполнение работы должно в подсознании ассоциироваться с получением в итоге положительных эмоций, страх неудачи не должен ограничивать инициативу и творчество.

1.2. Организация взаимодействия педагога с семьей по трудовому воспитанию ребенка в педагогической литературе

1.2.1. Влияние семьи на трудовое воспитание ребенка

Педагог, работающий с коллективом учащихся (воспитанников), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на трудовое развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Основной фактор трудового воспитания - социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на его трудовое воспитание.

Планируя работу с родителями, педагог должен знать, как в нашей стране за последние десятилетия менялся тип семьи от патриархально-традиционной до детоцентристской и постсовременной.

Так, для конца 50 -х - начала 60 - х годов 20 века характерно массовое распространение поведения родителей, мотивированного эмоциональной привязанностью к детям, выражающегося в получении ими больших материальных и духовных благ (детоцентристская семья). При том, что во многих семьях такого типа на детей уходит до 50 % семейного бюджета, складывающаяся в них система воспитания характеризуется рядом негативных черт.

Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям деформируют трудовые качества ребенка. Обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, они ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей. В результате у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, ответственность. Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят командовать, в общении с другими у них часто наблюдается истеричность, грубость.

С середины 70-х годов ХХ века формируется новый тип семьи, который условно можно назвать постсовременным. В семье такого типа норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенности таких семей заключаются в том, что интересы каждого из супругов шире семейных, а круг общения значительно выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены такой семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственными ценностями каждого из них[9].

Очень важно, чтобы педагог правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истинны ли они, реализуются или просто декларируются.

Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки.

Определились пути повышения педагогической культуры родителей.

Формы пропаганды педагогических знаний по трудовому воспитанию:

ü   педагогический всеобуч;

ü   обучение в университете педагогических знаний;

ü   лекции по педагогической трудовой тематике;

ü   семинары-практикумы по отдельным вопросам трудового воспитания;

ü   индивидуальные и групповые консультации;

ü   публикации в печати, выступления по радио и телевидению;

ü   ознакомление с психолого-педагогической литературой;

ü   обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта[10].

Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в трудовом воспитании детей.

1.2.2. Работа педагога с семьей

Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.

Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка трудовые ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области трудового воспитания, испытывают трудности. Поэтому воспитать тягу к труду можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы трудовое воспитание детей было успешным? На этот вопрос можно найти ответ в словах в. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается. Бытует мнение «школа должна» и «семья обязана». Разумеется, семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы трудового воспитания.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов трудового воспитания ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о воспитании ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Образовательное учреждение, будь то школа или учреждение дополнительного образования детей, есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении[11].

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Следовательно, целесообразно значительную часть трудового воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования (в том числе и дополнительного), особенностью которых является свободное трудовое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Цели взаимодействия образовательного учреждения с семьей:

1.           повышение роли семьи в реализации прав детей на трудовую деятельность;

2.           активизация позиции семьи в трудовом воспитании детей;

3.           создание условий для трудовой самореализации педагогов, родителей, детей;

4.           расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения[12].

1.2.3. Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников

Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное трудовое воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Здесь необходимо следующее:

1.           изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

2.           психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;

3.           организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

4.           защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях[13].

Таким образом, педагогом реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной трудовой концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике трудового воспитания, о целях и задачах трудового развития школьников на данный период, об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о выявленных способностях и текущих успехах и т. д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Если более подробно обозначить направления организации работы с семьей, то они будут выглядеть так:

ü   составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и т. д.);

ü   организация диагностической работы по изучению семей;

ü   использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

ü   организация психолого-педагогического просвещения родителей;

ü   создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

ü   выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания;

ü   внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

ü   использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

ü   создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации деятельности общественных родительских формирований (Совета учреждения, попечительского совета, родительского комитета, Совета отцов и др.);

ü   активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, , воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);

ü   оказание помощи родителям в развитии у детей трудовых навыков и умений;

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей осуществляется в основном через:

1.           приобщение родителей к педагогическому процессу;

2.           неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;

3.           информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

4.           объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по трудовому воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

5.           проявление понимания, терпимости и такта в трудовом воспитании ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

6.           уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Взаимодействие семьи и учреждений образования в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

ü   разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

ü   семейные клубы и мастерские.

1.2.4. Формы взаимодействия педагогов и родителей

Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отцов в трудовом воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи трудового воспитания, стоящие перед школой.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ трудовых достижений воспитанников, их возможностей, степени продвижения коллектива в трудовой деятельности. Родительское собрание дает возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор должен идти о соответствующих познавательных и трудовых мотивациях. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений в трудовой деятельности.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта трудового воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей[14].

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к трудовому воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе трудовой воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы трудового воспитания общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в образовательном учреждении. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители.

Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания - проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие мероприятия приглашаются родители детей разновозрастных групп.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

ü   особенности здоровья ребенка;

ü   его увлечения, интересы;

ü   предпочтения в общении в семье;

ü   поведенческие реакции;

ü   особенности характера;

Тематические консультации. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Посещение воспитанника на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Родительский комитет. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации коллективных творческих дел, решению проблем коллектива.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Формы вечеров позволяют не только высказать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

Организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В учреждениях образования сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:

- в трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение помещений, посадка аллей, ярмарка-распродажа поделок, выставки «Мир моих увлечений» и др.;

Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного трудового воспитательного процесса.

1.2.5. Роль родителей в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии

Школа, семья, общественность формируют подростка как будущего активного члена нашего общества. Решение актуальных задач подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности во многом зависит от семейного воспитания.

Личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания.

На воспитание у детей таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие, ответственное отношение к труду, требовательность к себе и т. д., большое влияние оказывает отношение к труду членов семьи. Если каждый член семьи любит свою работу, увлечен ею, честно трудится, отдает все свои силы любимой работе, то и у детей, естественно, возникают интересы, намерения, связанные с будущей трудовой жизнью, формируется правильное отношение к труду и уважение к людям труда.

Но ясно, что только одним своим положительным примером родители не могут прийти к нужным результатам в воспитании. Лишь в труде могут развиться у ребенка его трудовые качества. Систематически, терпеливо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, родители должны приучать его как к физическому, так и к умственному труду. Отец и мать — самые близкие люди для подростка, и именно к ним в первую очередь он обратится за советом, определяя свой дальнейший трудовой путь. И как важно, чтобы этот совет был верным. Часто любовь родителей к своей профессии переходит к детям. Много в нашей стране рабочих династий, общий трудовой стаж которых исчисляется несколькими десятками лет. Но иногда родители не могут правильно поставить в своей семье трудовое воспитание ребенка, его подготовку к будущей трудовой жизни. Здесь особенно  важной  становится  руководящая роль школы. Ознакомление родителей с основными вопросами  подготовки детей к выбору профессии — важный этап работы учителя с родителями. Разумеется, этим не исчерпывается деятельность школы. По общему плану профориентационной работы организуются и другие мероприятия.[15]

Выбор эффективных форм работы учителя в семье возможен при условии обстоятельного знания семей воспитанников. С этой целью следует использовать разные методы, прежде всего беседу, наблюдение, анкетирование. Но основной путь изучения семьи учащегося — посещение ее. Оно дает необходимую информацию о семейной атмосфере, о детях, помогает определить, как можно использовать помощь родителей ребенка в его трудовом воспитании, а также оказать необходимую помощь семье.

При посещении семьи на дому педагог ставит задачу: научить родителей наблюдать за профессиональными намерениями ребенка и при необходимости их корректировать; посоветовать родителям книги, которые полезно читать подростку, занятия, которыми целесообразно заняться ему, и т. д. Полезно порекомендовать родителям прочесть педагогическую литературу, в частности по проблеме профориентации.

Бывая в семьях своих учеников, беседуя с родителями об их ребенке, учитель устанавливает более тесный контакт с родителями, привлекает их внимание к решению проблемы выбора профессии их детьми.

Часто случается, что удовлетворенность родителей своей профессией может стать для учащихся достаточным стимулом для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее.

Поэтому родители должны чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении, обо всем том, что приносит им радость труда. В то же время недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своим субъективным отрицательным отношением к отдельным профессиям и передавали его своим детям. Родители призваны помочь детям лучше разобраться в их склонностях и возможностях и определить их трудовой жизненный путь.[16]

1.2.6. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации учащихся

Работа школы по профориентации будет намного эффективнее, если к ее осуществлению привлечь широкую родительскую общественность.

Основные направления работы школы с родителями следующие:

- психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи — родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции; активное привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профориентации учащихся (бесед, встреч с передовиками производства, профинформационных экскурсий, диспутов);

- индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации школьников.

Одна из самых распространенных форм профориентационной работы с родителями — беседа. По содержанию все беседы этой тематики можно разделить на три цикла. Первый цикл включает общие вопросы профориентации, второй — проблемы, связанные с изучением личности ребенка, третий — вопросы по трудоустрой­ству и профессиональной адаптации молодого рабочего. Приведем примерную тематику бесед с родителями:

«Выбор профессии — задача социальная», «Мир профессий», «Индивидуальные способности ребенка и выбор профессии», «Трудовое воспитание в семье — важный фактор подготовки детей к сознательному выбору профессии», «Пути формирования профессиональных интересов и способностей у детей», «Трудоустройство и профессиональная адаптация».

В процессе проведения индивидуальных бесед с родителями происходит взаимообмен необходимой информацией об интересах, наклонностях и профессиональных намерениях детей. При этом учитель сообщает родителям те сведения, которые были выявлены на основе анкетирования учащихся, анализа их сочинений на соответствующие темы и т. д.

Необходимые сведения по профориентации школьников родители могут получить также, участвуя в работе лектория.

В программу лектория для родителей по профессиональной ориентации молодежи могут быть включены такие темы: «Человек и его работа», «Труд в условиях ускорения социально-экономического развития», «Особенности современного производства и выбор профессии», «Многообразие профессий и их классификация», «Профориентация молодежи, ее цели и задачи:», «Интересы, способности, призвание человека и выбор профессии», «Психофизиологические особенности подростка и выбор профессии», «Здоровье и выбор профессии», «Волевые качества личности и выбор профессии», «Роль родителей в трудовом воспитании детей», «Система подготовки кадров в районе, городе (средние профессионально-технические училища, техникумы, вузы, курсы)», «Преимущества подготовки рабочих кадров через систему профессионально-технического образования», «От школьной скамьи до передовика производства» (встречи с передовыми людьми производства).[17]

В уголке для родителей в кабинете профориентации школы следует поместить список рекомендуемой для родителей литературы, представить здесь же часть этой литературы.

Большей эффективности в работе с родителями можно достичь, если педагогическую пропаганду осуществлять с помощью самих же родителей, если подключать отцов и матерей школьников к активной совместной работе с учащимися.

Список литературы

1.                 Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993.- 114 с..

2.                 Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. – Ориенбург, 2003. – 321 с.

3.                 Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. - М.: Педагогика, 1979. – 220 с.

4.                 Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья – субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. - М.: Проспект, 2000. - 426 с.

5.                 Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. – 110 с.

6.                 Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Просвещение, 1985. – 150 с.

7.                 Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 40 с.

8.                 Диалоги о воспитании: Книга для родителей /под редакцией Столетова В.Н./ - М.: Педагогика, 1985г. – 285с.

9.                 Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: ТЦ Сфера, 1996. – 188 с.

10.            Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. – 319 с.

11.            Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. - М.: Гардарика, 2001. – 226 с.

12.            Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Педагогика, 1980. – 214 с.

13.            Капустин Н.П. Работа школы с родителями. - М.: Просвещение-АСТ, 1999. – 156 с.

14.            Ковалев С.В. Психология современной семьи – М.: Просвещение, 1988г. – 208с.

15.            Константинов Н.А. и др. История педагогики – М.: Просвещение, 1982г. – 447с.

16.            Культура семейных отношений. Сборник статей. - М.: Знание, 1985. - 176 с.

17.            Латышина Д.И. История педагогики – М.: изд-во «ФОРУМ», 1998г. – 584с.

18.            Межшкольные учебно-производственные комбинаты / Под ред. Н.П. Самыкина. М.: ПРИОР, 2002. – 268 с.

19.            Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен – СПб.: Алетейя, 2000г. – 429с.

20.            Макаренко А.С. Педагогические сочинения М.: 1984. – 567 с.

21.            Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Проспект, 2000. – 59 с.

22.            Педагогика /под редакцией Бабанского Ю. К./- М.: Просвещение,1988г. – 479с.

23.            Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. - М.: Просвещение-АСТ, 1999. – 302 с.

24.            Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999г. – КН.2: Процесс воспитания. – 256с.

25.            Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Попиловского. - М.: Высшая школа, 1992. – 342 с.

26.            Прутченков А.С. Психолого-педагогические и организационно-методические аспекты развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М.: АПК и ПРО МО РФ, 2003. – 23с.

27.            Сатир В. Как строить себя и свою семью – М.: Педагогика – Пресс, 1992г. – 192с.

28.            Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. - М.: Гардарика, 1990. – 266 с.

29.            Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. – 422 с.

30.            Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 350 с.

31.            Толстой Л.Н. Педагогические сочинения – М.: Просвещение, 1989г – 364с.

32.            Толстой Л. Н. Собрание сочинений, т.11- М.: Правда, 1984г – 346 с..

33.            Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. – 274 с.

34.            Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Гардарики, 2000г – 519с.

35.            Хрестоматия по истории школы и педагогики в России – М.: Просвещение, 1986г. – 432с.

36.            Ушинский К. Д. Собрание сочинений, т.2, - М.: Просвещение, 1962г – 522 с..

37.            Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная подготовка школьников: Вопросы организации и управления. М.: МарТ, 2004. – 230 с.

38.            Шавиар П.А. Психология профессионального самоопредления в ранней юности. М.: Педагогика, 2001. – 280 с.

39.            Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. - М.: Проспект, 1999. – 208 с.


[1] Толстой Л. Н. Собрание сочинений, т.11- М.: Правда, 1984г – с186

[2] Ушинский К. Д. Собрание сочинений, т.2, - М.: Просвещение, 1962г – с342.

[3] Ушинский К. Д. Собрание сочинений, т.2, - М.: Просвещение, 1962г – с348

[4] Константинов Н.А. и др. История педагогики – М.: Просвещение, 1982г. – с.129.

5 Ушинский К. Д. Собрание сочинений, т.2, - с 354 – 355.

[5] Латышина Д.И. История педагогики – М.: изд-во «ФОРУМ», 1998г. – 584с.

[6] Макаренко А.С. Педагогические сочинения М.: 1984. – с. 142..

[7] Макаренко А.С. Педагогические сочинения М.: 1984. – с. 153

[8] Межшкольные учебно-производственные комбинаты / Под ред. Н.П. Самыкина. М.: ПРИОР, 2002. – с.119.

[9] Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: ТЦ Сфера, 1996. С. 115.

[10] Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. С. 43.

[11] Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Педагогика, 1980. С. 38.

[12] Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993. С. 102.

[13] Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. С. 54.

[14] Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. - М.: Гардарика, 2001. С. 148.

[15] Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная подготовка школьников: Вопросы организации и управления. М.: МарТ, 2004. –с. 103.

[16] Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. – с.110

[17] Шавиар П.А. Психология профессионального самоопредления в ранней юности. М.: Педагогика, 2001. –с 96.