Содержание
1. Себестоимость продукции как элемент цены... 3
2. Затратные методы ценообразования.. 8
Задача №1. 13
Задача №2. 15
Задача №3. 16
Список литературы... 17
1. Себестоимость продукции как элемент цены
Каждая производственная единица (предприятие) любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.
В экономической литературе принято следующее определение себестоимости продукции: полная себестоимость продукции - это совокупность затрат, выраженная в денежной форме, на производство и реализацию продукции.[1]
Себестоимость продукции складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства основных фондов, материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива, энергии, труда и других затрат на производство и реализацию продукции.
Затраты на приобретение применяемых производственных факторов называются издержками производства. Затраты - это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки - стоимостная оценка произведенных затрат.
Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение затрат. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и так далее. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.
Говоря об издержках производства и обращения, К.Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.
Современные концепции издержек, разработанные экономистами Запада, во многом учитывают оба вышеотмеченных момента. В центре классификации издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров.
Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т.е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.)
Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную, или коммерческую, себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии необходимо для:
- Маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
- Определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
- Ценообразования;
- Правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.[2]
К затратам на производство относятся все виды расходов по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии – на капитальный, средний и текущий ремонт, уход, содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др. В случае неравномерности затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов предприятия могут (но не обязаны) формировать за счет себестоимости продукции резервный фонд затрат на ремонт. Это особенно касается предприятий, на которых принять 1 раз в несколько лет приостанавливать на период ремонта функционирование преобладающей части оборудования и предоставлять очередной отпуск всему персоналу, кроме ремонтников и лиц, поддерживающий условия жизнеобеспечения предприятия (энергетики и др.). В таких случаях резкое возрастание затрат на ремонт вызывает определенные трудность, которых можно избежать усреднением затрат, включаемых в себестоимость продукции, в частности путем формирования с начала года резервного фонда.
Исходя из экономического содержания и целевого назначения затраты предприятия осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности можно объединить в несколько самостоятельных групп. Во-первых, это затраты на воспроизводство производственных фондов; во-вторых, расходы на социально культурные мероприятия; в-третьих, это операционные расходы; в-четвертых, затраты на производство и реализацию продукции.
В состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) входят:
- Затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг).
- Затраты, связанные с использованием природного сырья.
- Затраты на подготовку и освоение производства.
- Затраты некапитального характера.
- Затраты, связанные с изобретательством и рационализаторство.
- Затраты на обслуживание производственного процесса.
- Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.
- Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
- Затраты, связанные с управлением производством.
- Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.
- Предусмотренные законодательством затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технический учреждений и молодым специалистам.
- Затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования.
- Дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом.
- Выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, за не проработанное на производстве (не явочное) время.
- Отчисления (страховые взносы) в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников.
- Платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности.
- Затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков, за отсрочки оплаты, по заемным средствам и т.д.
- Затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции в конверсионные мероприятия.
- Затраты, связанные со сбытом продукции.
- Затраты, связанные с содержанием помещений.
- Амортизация нематериальных активов.
- Плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов, а также лизинговые платежи.
- Начисления на заработную плату и гонорар творческих работников.
- Платежи (страховые взносы) по обязательным видам страхования.
- Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком
- Затраты на проведение сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.
- Плата за провоз тяжеловесных грузов при проезде по автодорогам общего пользования.
- Другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком.
- Потери от брака.
- Затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
- Потери от простоев по внутрипроизводственным причинам.
- Недостачи материальных ценностей при отсутствии виновных лиц.
- Затраты по возмещению вреда, причиненного работникам.
- Выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий.[3]
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) устанавливается законодательно, и находит свое отражение в Постановлениях Правительства РФ "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли". Положение систематически пересматривается, поэтому наиболее полный перечень затрат можно найти только в нем. Я не ставил цель перечислить все затраты, а лишь указал основные, которые чаще всего возникают в процессе производства.
Себестоимость - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия.
Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.
Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) представляет собой суммирование затрат организации, сопряженных с процессом производства и относящихся к определенному отчетному периоду. При этом в зависимости от цели определения себестоимости продукции (работ, услуг): для бухгалтерского учета, для налогообложения, для принятия управленческих решений – затраты могут относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) в разном размере, и их номенклатура может варьироваться.
2. Затратные методы ценообразования
Установление уровня цен в условиях рынка состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за этот покупатель, и задержками фирмы при его изготовлении. Поэтому определение цены должно остановиться в первую очередь на факторах, относящихся к спросу, то есть оценке, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. Значение издержек при установление цен не должно преувеличиваться. На практике, как правило, фирма в первую очередь пытается установить, за какую цену она могла бы продать свой товар на рынке исходя из характера спроса, конкуренции, качества товара и т. п., а затем уже определять свои производственные, коммерческие и административные затраты, соответствующие такой цене и изменяющиеся в зависимости от конъюнктуры рынка.
Затратный подход к ценообразованию – это метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и реализацию товаров.[4]
На самом деле данный подход характеризуется неустранимым дефектом. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции на единицу продукции, которая собственно и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена. Причина этого проста и показана на рис.1.1.
Рис.1.1. Реальная зависимость между ценой и затратами в условиях рыночной системы
При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и, соответственно, возможный масштаб производства. Между тем и экономическая теория, и бухгалтерский учет признают, что от масштаба производства прямо зависит величина удельных затрат на производство единицы продукции. При росте определенных масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящаяся на одно изделие, соответственно, и величина средних затрат на его выпуск.
Сопоставление подходов к ценообразованию (рис.1.2.) подводит к пониманию того, что грамотный менеджер не должен вставать на путь пассивного ценообразования, когда его решения в этой области определяются необходимостью покрыть фактические затраты и получить желаемую величину прибыли при уже сложившихся условиях деятельности.
|
||||||
|
||||||
Рис.1.2. Различные подходы к ценообразованию
Пассивное ценообразование — это установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.
Наиболее разумный подход — активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что в итоге выводит фирму на желаемый уровень прибыльности операций.
Активное ценообразование — это установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности операций.
Если попытаться сформулировать вопросы, которые в наибольшей мере адекватны логике активного ценообразования, то они будут звучать приблизительно так:
- «Насколько нужно увеличить количество продаваемых товаров, чтобы при более низкой цене получить большую массу прибыли?»;
- «Каким количеством продаваемых товаров можно пожертвовать, чтобы при более высокой цене получать большую массу прибыли, чем раньше?».
Именно такой подход позволяет избежать серьезного порока затратного ценообразования — установления слишком высоких цен на «слабых» рынках (т.е. рынках с ухудшающейся конъюнктурой) или слишком низких цен на «сильных рынках» (т. е. рынках с растущим спросом).
Конечно, отказ от затратного ценообразования дается менеджерам фирмы нелегко, поскольку реально он требует определения их позиции по вопросу о цене даже до начала инвестирования в производство новой продукции. Это особенно непривычно для российских предприятий, где двигателем развития всегда было изделие как таковое.
Как известно, подавляющее большинство руководителей отечественных предприятий имеют техническое образование и пришли на свои посты после инженерной карьеры (как правило, с должности главного инженера или заместителя по производству). Поэтому они привычно поддерживают следующую процедуру создания нового продукта.
Инициатива исходит от конструкторских служб, которые предлагают изделие с параметрами и свойствами, «соответствующими современному техническому уровню». Затем проект нового изделия поступает к технологам, а от них — в экономический отдел и бухгалтерию. Следующий шаг — включение в работу финансистов, которые обеспечивают общую сумму требуемых инвестиций и организуют инвестирование для обеспечения производства нового изделия. На этом же этапе определяется и цена, которая должна обеспечить возмещение затрат и нужную окупаемость инвестиций.
И лишь потом призывают маркетологов (там, где такие специалисты вообще есть) или сотрудников отдела сбыта и поручают им организовать продажи, убедив покупателей, что запрашиваемая цена оправдывается свойствами и качеством изделия.
Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.[5]
Более совершенным, но и более сложным по сравнению с методом полных затрат является многофакторный подход к ценообразованию, стремящийся учитывать целый комплекс условий, формирующих цену ( перечислен нами выше). Определенное внимание при этом уделяется и издержкам, но не как основе цены, а как из факторов, ее определяющих.
|
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны являться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать совою продукцию. В любом случае истинная функция издержек является в установлении нижнего предела для первоначальной цены дна продукт, в то время как ценность этого продукта для потребления определяет высший предел установления цены на него. На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие не загруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены. Таким образом, если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой цене. Подсчитывается сумма прямых затрат и определятся величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции.
Задача №1
Себестоимость водки «Столичная» 1,0 л, 40 % об. составляет 30 руб. Прибыль предприятия-изготовителя - 50% от себестоимости. Оптовая наценка - 20%, торговая наценка - 25%.
Определить: а) отпускную цену одной бутылки водки «Столичная» заводом-производителем (с НДС); б) размер НДС в регулируемой цене; в) отпускную цену (без НДС); г) сумму акцизного сбора, подлежащую уплате в бюджет; д) цену закупки; е) розничную цену.
Определите также удельный вес каждого элемента в розничной цене 1 л. водки (структуру государственной регулируемой цены). Какая ставка акциза применяется на данный товар?
Решение:
Регулирование государством цен на отдельные виды товаров осуществляется через установление фиксированной цены реализации товара населению. Чаще всего на эти товары устанавливается и фиксированная торговая скидка – в процентах к розничной цене.
НДС исчисляется от регулируемой розничной цены (без торговой скидки).
Разница между регулируемой розничной ценой и суммой торговой скидки и НДС выполняет роль оптовой цены предприятия. В этом случае она может быть ниже фактической себестоимости производства продукции на предприятии. Предприятиям, производящим такого рода продукцию, устанавливаются дотации из бюджета или специальных внебюджетных фондов.
По подакцизным предприятиям ставка акциза принимается в процентах от отпускной цены, включающей акциз.
Прибыль предприятия равна 30 руб.·0,5 = 15 руб.
Сумма НДС равна (30 руб+15 руб + 45,6)·20%:100% = 18,2 руб.
а) Отпускная цена завода (с НДС) = 30 руб.+15 руб.+18,2 руб. = 63,2 руб.
б) НДС = 16,67% × 63,2 руб. :100 руб. = 10,53 руб.
в) Отпускная цена без НДС равна сумме полной производственной себестоимости и прибыли = 30 руб.+15 руб. = 45 руб.
г) Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Подакцизными товарами являются: винно-водочные изделия; легковые автомобили; ювелирные изделия; нефть; газ. Ставки акцизов являются едиными на всей территории РФ и устанавливаются к отпускной цене без акцизов.
Акцизный сбор равен 45,6 руб. (Часть 2 главы 22 ст. 192 Налогового кодекса РФ)
д) Цена закупки = Отпускная цена завода (с НДС)+Акциз +Оптовая наценка = (54 руб.+45,6 руб)·1,2 = 119,52 руб.
е) Розничная цена = Отпускная цена завода (с НДС)+Акциз+Оптовая наценка + торговая наценка = 119,52руб·1,25 = 149,4руб.
Структура государственной регулируемой цены.
№ п/п |
Наименование статей |
Сумма, руб |
Удельный вес, % |
1 |
Себестоимость |
30 |
21,16 |
2 |
Прибыль |
15 |
10,58 |
3 |
НДС |
9 |
6,35 |
4 |
Акциз |
45,6 |
28,57 |
5 |
Оптовая наценка |
19,92 |
13,33 |
6 |
Торговая наценка |
29,88 |
20,00 |
7 |
Итого |
141,75 |
100 |
Согласно Части 2 главы 22 ст. 192 Налогового кодекса РФ Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция - 114 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.
Таким образом, за бутылку 40 % водки сумма акциза равна 114 руб.:2,5 = 45,6 руб.
Ответ: 45,6 руб.
Задача №2
Рассчитать балловым методом цену электронного блока радиоуправляемой игрушки-автомобиля. Цена базового изделия - 360 руб.
Исходные данные для расчета цены содержатся в табл. 1.
Таблица 1
Наименование функций/параметров |
Базовое изделие |
Новое изделие |
||
Абсолютное значение параметра |
Кол-во баллов |
Абсолютное значение параметра |
Кол-во баллов |
|
Функции |
|
|
|
|
А (движение вперед) |
- |
10 |
- |
10 |
Б (движение назад) |
- |
10 |
- |
10 |
В (поворот направо) |
- |
10 |
- |
10 |
Г (поворот налево) |
- |
10 |
- |
10 |
Д (включение фар) |
- |
- |
- |
8 |
Е (включение звукового сигнала) |
- |
- |
- |
15 |
Параметры |
|
|
|
|
Габариты, куб. см |
4,0 |
10 |
4,5 |
9 |
Масса, г |
20 |
10 |
15 |
13 |
Наработка на отказ, ч |
1000 |
10 |
1500 |
16 |
Гарантийный срок службы, мес. |
12 |
– |
24 |
– |
Решение:
Рассчитаем цену 1 балла (Цбалл.) по формуле:
Цбалл. = Цбаз. : Абаз = 360 руб : 70 = 5,14 руб.
Где Ц баз. – цена базового изделия, руб
А баз. – общая сумма баллов базового изделия
Цена нового изделия равна:
Цнов. = Цбалл.·Анов·(Пнов:Пбаз) = 5,14·101 ·(1543,5:1036) = 773,44
где Анов – общая сумма баллов нового изделия
Пбаз – сумма параметров базового изделия (1000 + 15 + 12 + 4,5)
Пнов - сумма параметров нового изделия (1500 + 15 + 4,5 + 24)
Ответ: 773,44
Задача №3
Общая стоимость чистых продаж продукции, производимой по новой технологии, по годам составит соответственно (тыс.долл.): 2003 - 100, 2004 -130, 2005 - 165, 2006 - 195, 2007 - 200, 2008 - 210. Ставка роялти на базе продаж - 3%. Срок действия соглашения - 6 лет.
Определить паушальную сумму платежа за технологию и сумму годовых роялти, если ставка дисконта составляет 10%.
Решение оформите в таблице (в тыс.долл.).
Решение:
Построим таблицу для решения
Год |
Стоимость годовых продаж |
Суммы годовых роялти |
Коэффициент дисконтирования |
Дисконтированная стоимость роялти в 2003 году |
1-ый |
100 |
100·0,03=3 |
0,909 |
2,73 |
2-ый |
130 |
130·0,03=3,9 |
0,826 |
3,22 |
3-ый |
165 |
165·0,03=4,95 |
0,751 |
3,72 |
4-ый |
195 |
195·0,03=5,85 |
0,683 |
4 |
5-ый |
200 |
200·0,03=6 |
0,621 |
3,73 |
6-ый |
210 |
210·0,03=6,3 |
0,565 |
3,56 |
Размер паушального платежа представляет собой сумму величин годовых роялти, приведенных к текущему периоду времени:
Паушальный платёж (П) = 2,73+3,22+3,72+4+3,73+3,56 = 20,96.
Ответ: 20,96
Список литературы
1. Герасимов В.В. Эффективное ценообразование. – М.: Филинъ, 2004.
2. Денисов И.П. Цены и ценообразование. – М.: Прогресс, 2003.
3. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2003.
4. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 2004.
5. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. - М.: Издательство БЕК, 2005.
6. Цапулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. – М.: Прогресс, 2003.
7. Ценообразование: учебное пособие / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Финансы, 2002.
[1] Герасимов В.В. Эффективное ценообразование. – М.: Филинъ, 2004. – с. 165.
[2] Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2003. – с. 179.
[3] Цапулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. – М.: Прогресс, 2003. – с. 145.
[4] Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. - М.: Издательство БЕК, 2005. – с. 112.
[5] Ценообразование: учебное пособие / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Финансы, 2002. – с. 259.