Содержание

Введение. 3

1. Понятие жизненного кризиса. Значение и смысл кризисов в жизни человека. 5

2. Характеристика, причины и способы проживания  семейных кризисов. 10

3. Пути преодоления семейных кризисов. 16

4. Практическое задание (анализ беседы) 19

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

Задача исследования источников возникновения жизненных кризисов и психологических механизмов их преодоления является одной из важнейших в психологии жизненного пути. Однако это тема не нашла своего достойного места в отечественной психологии. Жизненные кризисы изучаются в ос­новном лишь как возрастные в онтогенетическом аспекте, в кото­ром основное внимание уделяется кризисам детских периодов жиз­ни.

Вместе с тем проблема жизненных кризисов становится все более насущной и актуальной. Научно-технический прогресс, к сожалению, людей счастливее не сделал. Люди нача­ли остро ощущать бессмысленность своего существования, той жиз­ни, которую приходится вести. ХХ-й век принес ноогенные невро­зы, порожденные утратой смысла жизни. (7, стр. 19)

Вообще-то кризисы "заложены" в алгоритме существования любой семьи. Некоторые из них так и называются "кризисы развития", и связаны они с этапами семейной эволюции. Начало совместной жизни, рождение первенца, рождение второго и последующих детей, первый год в школе, подростковый период и уход ребенка из семьи родителей... Другие относятся к "форс - мажорным обстоятельствам" - так называемые стрессоры.

Если закономерный кризис развития семьи был пройден без решения основных вопросов и перешел в вялотекущее состояние, то его обострение обязательно произойдет в смутные времена, когда надо будет сообща решить какую-то проблему, подкидываемую жизнью. Проблемные ситуации вообще своеобразная проверка на прочность. Если они успешно пройдены, значит, семья функционирует правильно, и развивается нормально. Если же это не так - вполне вероятно, что тяжелая ситуация лишь усилит дисгармонию отношений. А в таком случае просто невозможно пройти экзамен на прочность.

Жизнь и кризис составляют друг с другом одно целое, кризисы появляются во всех сферах там, где есть жизнь. Опыт переживания кризиса может вести за собой преодоление опасности, переживание облегчения, и, на более глубоком уровне, очищение, удаление старых конфликтных вопросов и достижение, приобретение нового и более высокого уровня стабилизации

Цель работы – рассмотреть феномен  кризиса в жизни человека.

1. Понятие жизненного кризиса. Значение и смысл кризисов в жизни человека.

Кризис - это не только пик страданий (болезни), но и начало избавления от них (выздоровления). Кризис необходим для личностного роста, если он воспринимается как определенное испытание, как ступень, поднявшись на которую, можно увидеть новые горизонты, перспективы жизни. Выйти из кризиса - это значит, подняться выше уже осмысленных собственных возможностей. Восточные мастера прошлого говорили: "чем больше сомнения, тем больше пробуждения; чем меньше сомнения, тем меньше пробуждения; нет сомнения - нет пробуждения". (3, стр. 72)

В период кризиса начинаются мучительные поиски новых жизненных ориентиров. В такие периоды у здоровых людей можно найти все симптомы душевного расстройства, - депрессия, тревога,  страх (страх потери контроля и страх смерти), бессонница, хроническая усталость, чувство одиночества,  утрата смысла жизни, проявление различных старых травматических воспоминаний и впечатлений. Бывает, что кризис начинается после какой-то жизненной ситуации, или одного события, даже одного разговора. В основном, возникновение кризиса связано с потерями (близких, любимых, работы, здоровья). А бывает, жизненный кризис возникает просто так и, на первый взгляд, беспричинно: постепенно появляется глубокое неудовольствие, которое не разгонишь никакой внешней активностью. Такие кризисы связаны с разочарованием в чем-то или ком-то.

Бояться кризисов не стоит, они указывают нам, что пришло время изменений, без которых невозможна полноценная жизнь. Ведь жизнь - это всегда изменения. Жизненный кризис – это момент крушения иллюзий, соприкосновения с реальностью один на один. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни. Кризисное состояние лишает человека некоторых элементов внешней опоры и при этом выясняется, что подлинно человеческого  останется от человека, а что сразу разрушается, как только убрать внешнюю поддержку. (7, стр. 64)

Не нужно бояться кризиса ещё и потому что это показатель нормального развития. Выход из кризиса – это скачок в развитии и в психодуховной эволюции, когда происходит исчезновение старого, изжившего себя образа Я и его обновление, возрождение и замещение его новым, более действенным. Когда происходит травмирующее событие, индивид обычно сталкивается с такими аспектами своей личности или обнаруживает такие черты характера, о которых не знал или даже не предполагал, что они возможны, которые вступают в противоречие с его фундаментальными убеждениями в том, каким человеком он является, и что он собой представляет.

Кризисное состояние - это соприкосновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования. Важная задача при попытках выйти из кризиса - приведение к той ситуации, в которой симптомам кризиса нет необходимости проявляться, но вовсе не к той, в которой симптомам не дают проявляться. Не надо отвлекать человека от тех негативных переживаний, которые несет с собой любой кризис. Это бесполезно и воспринимается как непонимание. Лучшее, что могут сделать в такие периоды близкие – это просто быть рядом и дать человеку поговорить о том, что для него важно в данный момент. В период кризиса роль логического ума значительно ослабевает и человек сталкивается с внутренними реалиями, лежащими за пределами обыденной рациональности. Эти переживания могут вызывать у человека неоднозначную реакцию: с одной стороны, возникает чувство полной потери рационального контроля над происходящим во внутреннем пространстве, расцениваемое как начало безумия, с другой - расширение сферы осознания и более глубокое понимание себя и окружающего мира. (3, стр. 12)

Когда развитие кризиса подводит человека к соприкосновению с "вечными" вопросами, например, - полному осознанию его смертности, он начинает испытывать сопротивление. Осознание своей смертности может истощить человека, не готового столкнуться с подобным аспектом реальности, но может стать освобождающим для тех, кто готов принять факт своей смертности. Активация темы смерти в сознании человека всегда говорит о достаточной глубине кризисного процесса и о высоком перерождающем потенциале этих состояний. Одной из форм переживания символической смерти является характерное для многих кризисных состояний чувство утраты значения всего того, что ранее составляло его жизнь, разрушения прежних привязанностей и освобождения от прежних ролей. Такие переживания сопровождаются глубокой тоской. В процессе выхода из жизненного кризиса формируется новая, более универсальная система ценностей. Еще Л. Н. Толстой подчеркивал, что выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого места в жизни, новых духовных ценностей. Психологически кризисное состояние требует концентрации воедино всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Преодоление кризиса обязательно связано с переоценкой сторон жизни, переосмыслением ее, видением нового пути, своего места в ней. Подобный выход из кризиса равносилен "перерождению" личности, ибо изменение даже лишь одной стороны отношений с собой ведет к беспрецедентной перестройке отношений с другими и с миром вообще. Кризис - обозначает одновременно как ненадежную ситуацию, так и потенциальную возможность подняться к более высокому уровню бытия.

Жизнь и кризис составляют друг с другом одно целое, кризисы появляются во всех сферах там, где есть жизнь. Опыт переживания кризиса может вести за собой преодоление опасности, переживание облегчения, и, на более глубоком уровне, очищение, удаление старых конфликтных вопросов и достижение, приобретение нового и более высокого уровня стабилизации. Кризис включает в себя разрыв с прошлым – болезненный и внушающий беспокойство процесс – и открытие новых форм экзистенции на уровне, который отличается от предыдущего. Что-то внутри человека остается нетронутым потерями, что-то непоколебимое, то, что экзистенциальная философия называет экзистенцией в подлинном смысле этого слова. Человеческое существо способно принять постоянные потери и все же расти, быть жизнеспособным и активным. Благодаря кризисам у индивида появляется возможность взглянуть на то, чем жизнь является на самом деле, стать мудрее. Можно сравнить это с возможностью, которая появляется у геолога во время извержения вулкана: все дрожит и кипит, однако геологу выпадает уникальный шанс увидеть, что же на самом деле находится там внутри. Только переживая кризис индивид проходит путь от состояния природного создания до подлинного "я". (7, стр. 14)

Для выхода из кризиса бывает достаточно изменения только лишь одного фрагмента сознания, которое ведет к лавинообразному изменению всего мировоззрения; это будет переход на новый уровень самоосуществления человека, новый уровень существования, происходит нахождение себя, большее становление самим собой во время кризиса. Китайская пиктограмма слова "кризис" полно и точно отражает идею эволюционного кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображает опасность, второй - возможность. Это своего рода коридор, проход по которому часто бывает трудным и пугающим, но состояния напряжения и страха заряжены потрясающе сильным эволюционным и целительным потенциалом. Если правильно понять эволюционный кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называется высшим сознанием. В кризисном состоянии человек особенно чувствителен к помощи, поскольку привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, т.е. индивид становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию более, чем интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости. Цель работы психолога в условиях эволюционного кризиса - привести личность к большей целостности, актуализировать ресурсы самого человека для выхода из кризисного состояния и самоисцеления, помочь найти себя, прояснить свою позицию, взять на себя ответственность за собственную жизнь.

2. Характеристика, причины и способы проживания  семейных кризисов

Переход со стадии на стадию жизненного цикла представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системе, т.е. кризисы, переживаемые каждой семьей, содержание которых – в разрешении противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи. (2, стр. 211).                Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи и ее гармоничное развитие.

Рассмотрим характеристики основных проявлений кризисов жизненного цикла семьи.

1) Добрачный период.

В этот период молодые люди должны стать эмоционально и финансово независимыми от родителей; занять статус, адекватный возрасту; развить навыки ухаживания и привлечения партнера, стать зрелыми. Специфика российских семей состоит в большой зависимости от родителей.  Если у молодого человека отсутствует опыт самостоятельного проживания, собственные взгляды на жизнь могут быть не сформированы. Супруг часто приходит в дом родителей своего партнера по браку в детской роли. Называние тещи или свекрови словом "мама", а тестя/свекра — "папа" свидетельствует о наличии подобной ситуации. На этом этапе профессиональный психотерапевт помогает  достичь независимости и зрелости. Для некоторых молодых людей этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же, пытаясь освободиться от запутанных и сковывающих отношений с родителями, они могут стремиться и к преждевременном браку. (5, стр. 216)

2) Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады».

Молодоженам необходимо установить оптимальный для себя баланс близости/отдаленности, разделить сферы ответственности, установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). В этот период могут возникнуть и сексуальные проблемы вследствие неопытности, разницы в воспитании и уровне желаний и т.д. Супруги могут вдруг осознать, что они очень разные, и испугаться этих различий. И впервые задуматься: "Если мы такие разные, то что же мы делаем вместе?" Они могут бояться потерять близость, понимаемую как одинаковость и начать бороться разными средствами со взаимной непохожестью. (3, стр. 42)

3) Семья с маленькими детьми ( до подросткового возраста).

Обострение отношений на этом этапе может быть обусловлено:

Неготовностью супружеской пары к появлению детей. Рождение нежеланного ребенка значительно увеличивает проблемы воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее;

Послеродовой депрессией матери, что иногда трактуется как реакция на окончательную утрату своего собственного детства. Некоторые молодые матери во время беременности мечтают о появлении существа, которое будет их любить. После родов наступает крах мечты в связи с необходимостью много "отдавать" самой;

Необходимостью снова перестраивать супружеские  взаимоотношения, которые только что стабилизировались на предыдущей стадии.  Если один из супругов почувствует, что другой больше привязан к ребенку, чем к нему, может возникнуть ревность нового типа. Пара может решать свои конфликты через ребенка. Ребенок  может использоваться в качестве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. Роль ребенка, как средства общения между супругами, иногда бывает настолько велика, что когда он вырастает и пытается покинуть дом, возникает серьезный кризис, поскольку супружеская пара оказывается перед необходимостью взаимодействовать друг с другом непосредственно, без участия ребенка.

Проблемы, не решенные еще до его рождения, вновь становятся актуальными;

         Конфликтами между родственниками.

 Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Это событие создает бабушек и дедушек, дядей и тетей с обеих сторон. Меняется процедура нанесения визитов. Семьи могут ссориться из-за того, как назвать ребенка, как его учить и воспитывать. Брак, который в распространенной семье рассматривался как временный, с рождением ребенка признается свершившимся фактом и принимается. Важно отметить, что каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию в семье.

Бытовыми трудностями. Родители должны научиться справляться с множеством проблем, связанных с ребенком, и делать это самостоятельно, так как в этот период молодые родители обычно не желают использовать те методы воспитания, которые когда-то применялись к ним самим; как воспитывать ребенка становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения.

Дефицитом самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе. Иногда возникает сверхвовлеченность матери в проблемы ребенка, как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни; (2, стр. 138)

Поступлением ребенка в школу. Несогласие между родителями в том, Родители впервые переживают тот факт, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом. (2, стр. 135)

Возможностью матери вернуться на работу. Ребенок уже не требует столько внимания, как раньше. К этому времени женщина может в значительной мере дисквалифицироваться, и перспектива работы ее может пугать. Возможно и противоположная ситуация, когда возвращения жены на работу не хочет муж, опасающийся потерять над ней контроль; 

Школьной фобией у ребенка. Даже если нет проблем в самой школе, она возникает вследствие тревоги расставания, особенно когда мать депрессивна и редко покидает дом;

Неприятием черт характера ребенка. Типичный проблемный треугольник со сверхвовлеченной матерью и отцом может продолжать существовать, даже если родители формально разведены. Предъявляя ребенка как проблему, мама борется с "наследством" отца. Она жалуется на те черты ребенка, которые она не принимала в отце. Например, необязательность, слабохарактерность, лживость и т.д. Сражаясь с ними, она закрепляет и фиксирует у ребенка это поведение;

Борьбой через поколение в неполных семьях. Например, очень типично желание бабушки объединиться с ребенком против матери. Если мать молодая, бабушка часто относится к ней и внуку так, как если бы оба были ее детьми одного возраста. Если мама работает, а бабушка на пенсии, мама играет мужскую роль "кормильца" семьи, бабушка — роль домохозяйки, воспитывающей  общего ребенка.

Эта ситуация делает проблему иерархии в семье крайне запутанной, так как бабушка обычно претендует на главенствующее положение по отношении к своей дочери. (6, стр. 187)

Семья с детьми подросткового возраста.

В этот период люди, как правило, лучше осознают уровень возможностей,   достижений и больше, чем раньше, задумываются о конечности жизни. Особой проблемой, характерной для этого этапа, является необходимость ухода за престарелыми родителями супругов и переживание их смерти. Еще одной проблемой этого периода является приспособление к возрастным изменениям у самих супругов. Когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает значимый социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна чувствует, что стала менее интересной для мужчин.

Для людей среднего возраста необходимость смены профессии и лишение достигнутого статуса может представлять серьезную проблему. Часто способы решения или избегания проблем становятся неадекватными (пьянство, жестокость по отношению к супругу). Дети все реже бывают дома, что заставляет родителей осознать, что рано или поздно они останутся наедине друг с другом и, если не хочется быть несчастными, то расстаться надо прямо сейчас, не дожидаясь, когда дети совсем вырастут. (5, стр. 214)

Период отделение детей, приобретающих взрослый статус.

Предыдущие поколения связаны с последующими многочисленными связями. Если молодые люди прерывают контакты со своими родителями, они не только лишают своих детей бабушек и дедушек, но и приносят своим родителям определённые сложности, оставляя их только наедине с собой.    Родители могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Начинают обостряться старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов. В семьях, где есть только один родитель, уход ребенка часто воспринимается как начало одинокой старости. (5, стр. 72)

Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).

Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом очень острой. Часто симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж испытывает депрессию из-за своей бесполезности. Болезнь жены защищает его от депрессии -  он активно помогает ей бороться с болезнью, водит по врачам. Если жене становится лучше - депрессия мужа усиливается, но если у жены случается рецидив, то он снова оживает и предпринимает активные действия.

Возникновение неожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы и требует адаптации к новой реальности. Психологическим механизмом такой адаптации, является отказ от достижения прежнего идеального образа семьи и замена его новым идеалом, приближенным к реальности. Способность семьи противостоять стрессогенным факторам определяется ее сплоченностью и наличием внутренних и внешних ресурсов противодействия стрессу. Чтобы успешно преодолевать эти кризисы, семье важно научиться по-новому общаться, выработать новые правила поведения, изменить восприятие самих себя.

3. Пути преодоления семейных кризисов

Где-то на 7-12 году семейной жизни женщина и мужчина достигают высоты половой и духовной зрелости, и их начинает угнетать однообразный уклад жизни. В семье установился монотонный ритм, скучный стиль существования.

   Довольно часто именно в этот период появляются связи на стороне, измены. И в этом виновника нужно искать не вне семьи, а внутри. (8, стр. 54)

   Для этого паре нужно отойти от сложившихся шаблонов поведения. Привнести в семью новые ритуалы в проведение однообразных вечеров и выходных. Стараться вырваться из стен дома, проводить это время вместе. Ведь заинтересованность к половой любви в семье в такой период должна возрастать. И в этом может помочь разнообразие мест проведения досуга и интимных встреч.

Внесите разнообразие и положительные сюрпризы в вашу семейную жизнь.

  -- Активно организуйте продуктивный и интересный семейный отдых и досуг.

  -- Дайте возможность самосовершенствоваться партнеру, предоставьте личную свободу и некую автономию.

  -- Регулярно оказывайте знаки внимания друг другу, не нарушая психологическое пространство партнера.

  -- Станьте интересным партнеру, откройте новые стороны ваших способностей и увлечений.  

   Для каждого супруга в совместной жизни должен быть достигнут какой-то минимальный уровень удовлетворения потребностей. Супруги нередко забывают о том, что внутрисемейная деятельность нуждается в справедливой и тактичной оценке. Ведь во многих сферах только муж от жены и жена от мужа могут получить признание и подтверждение своих притязаний. (10, стр. 198)

   Как же необходимо в этой жизненной суете уметь останавливаться и говорить друг другу слова благодарности:

   "Как ты хорошо приготовила обед. Как прекрасно выглядишь"

   "Какой ты молодец, что вытащил нас на природу. Как быстро разжег костер".

   Своим эмоциональным настроем психологически зрелая личность может управлять и для этого нужно изучить себя и своего партнера. И цена этих усилий предопределяется взаимопониманием в семье, ее благополучием и долголетием.

Также мешает установлению гармоничных семейных отношений иррациональность мышления молодых и не очень молодых супругов. Люди действуют согласно предписаниям, которые сами же себе и составляют, или подсмотрели у родителей. Однако, если ожидания человека не реалистичны, то он сам готовит почву для своей неудачи. Его преследуют мифы и предубеждения: 

  -- Миф о вечной любви и ее волшебной силе.

  -- Миф о злой судьбе и злой воли кого-то ни было.

  -- Миф о необходимости жертвовать друг для друга.

  -- Миф о том, что супруги - одна душа и о постоянстве супружеского счастья.    (10, стр. 219)

   И эта загруженность мифами, каковой должна быть семья, вместо того, какова она есть, мешает развитию семьи.

   Вот именно в этот период зрелого брака необходимо найти замену мифологическому мышлению. Опора на трезвый расчет и понимание выхода из кризисов, которые, так или иначе, возникают в процессе семейной жизни, и способствует сохранению семьи.

Вероятность сохранения эмоциональной атмосферы в семье и благополучного развития брака возрастают, если:

  -- Супруги реально смотрят на противоречия, знают цену мелочам.

  -- Не избегают трудностей и не впадают в отчаянье.

  -- Познают психологию партнера и не строят иллюзий на этот счет. Уважают индивидуальность партнера.

  -- Приобретают терпимость, умеют контролировать свое поведение и речь.

  -- Стремятся к единым подходам в воспитании детей.

  -- Удовлетворяют потребность партнера в ласке, нежности, заботе и внимании.

  -- Сохраняя собственное достоинство, учатся уважать и показывать значимость партнера.

4. Практическое задание (анализ беседы)

Нами была проведена беседа с супружеской парой (жена – 29 лет, муж – 34 года), переживающих семейный кризис.

По словам супругов, на протяжении 9 лет совместной жизни у них никогда не было конфликтов и ссор. В семье двое детей, 8 и 4 лет. Супруги пережили расставание на 2 месяца по инициативе мужа, который заявил, что любит другую женщину, и ушел из семьи. Расставание очень тяжело далось для жены, по ее словам, она начала винить во всем только себя («мало уделяла мужу внимания, не всегда была веселой, приветливой, была слишком зациклена на  своих болезнях»). Возникла большая обида на мужа за нежелание общаться с детьми. Резко ухудшилось здоровье, поднялось давление, появилась бессонница, страхи, головокружения, депрессия.  Присутствовало постоянное желание звонить мужу, любой ценой заставить его приехать домой. В ход шли угрозы, слезы, просьбы, шантаж. По словам мужа, подобные действия вызвали в нем обратную реакцию: агрессию и раздражение. Он начал оскорблять жену, сознательно причинять ей боль, рассказывая, как он счастлив с другой.

По словам мужа, семейная жизнь начала вызывать у него раздражение, причем без каких – либо видимых причин. Встретив другую женщину, он почувствовал себя «свободным, молодым, влюбленным, никому ничего не должным». Карьера мужа в последнее время пошла в гору, ему открылись новые возможности, жену, по его словам, не интересовало их совместное будущее, она не радовалась его успехам, была зациклена на себе.

После ссоры с другой женщиной муж вернулся в семью. С женой почти не разговаривает, общение формальное, «холодное», на все вопросы жены отвечает, что ничего не знает, пытается разобраться.

В данный момент желание сохранить семью есть у обоих супругов, однако, если жена готова простить и забыть, то муж еще не осознал, по его словам, что с ним происходит, что значит в его жизни семья и другая женщина, почему произошли такие изменения в отношении к семье.

Интерпретация

В данной ситуации мы наблюдаем классический кризис 30 лет, который наиболее ярко проявляется у мужчин. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни. Первая  стадия  среднего  возраста  начинается  около  тридцати  лет   и переходит   в   начало   следующего   десятилетия.   Эту   стадию   называют «десятилетием  роковой  черты»  и  кризисом  «середины  жизни».  Её  главной характеристикой является  расхождение  между  мечтами  и  жизненными  целями человека и действительностью его существования.  Поскольку  же  человеческие мечты почти всегда  имеют  некоторые  нереалистические  черты,  подчас  даже фантастические, оценки их расхождения с  действительностью  на  этой  стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные  тона.  Время уходит,   дабы   сделать   разрыв   между   мечтами   и   действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью.

У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности". "Человека "сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни. В приведенной выше ситуации мужа «неожиданно» начали раздражать семья и дети. По – видимому, раздражение изначально было направлено против себя, но переадресовано с  помощью защитных механизмов семье. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, человек вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь. Уйдя из семьи, муж столкнулся с теми же проблемами, что и раньше, таким образом, изменилась только внешняя сторона. Муж пришел к осознанию, что проблема заключена в нем самом.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом.

  Заключение

Жизненные кризисы - это феномен внутреннего мира человека, который проявляется в различных формах переживания непродуктивности своей жизни. Основными типами кризиса являются нереализованность, опустошенность, бесперспективность, которые могут проявляться в различных сочетаниях между собой и имеют различные степени выраженности.

При жизненых кризисах снижается оценка человеком продуктивности своей жизни в одном из временных модусов субъективной картины жизненного и существенно усиливается переживание своей реализованности (исчерпанности) при кризисах опустошенности и бесперспективнос­ти, при кризисе нереализованности, наоборот, существенно снижа­ется переживание своей реализованности.

Нарушается интегрированность самосознания, кризисы часто сопровождаются ухудшением здоровья. Это проявляется в нарушениях психического, физического здоровья и в заниженной ожидаемой продолжи­тельности жизни.

 Источником возникновения различных типов  кризиса является неоптимальная жизненная программа. Эта не­оптимальность проявляется в неразумности, немасштабности и не­гибкости жизненных программ.

Такие характеристики субъекта, как неспособность опти­мально сочетать процессы целеполагания и целеосуществления, су­женный диапазон восприятия возможностей самореализации, большая категоричность  суждений  о  вероятности межсобытийных связей и неспособность отражать негативные межсобытийные связи  являются источниками неоптимальной жизненной программы. Неоптимальная жизненная программа характеризуется сла­бой продуманностью средств достижения целей (неразумностью), наличием узкого спектра линий самореализации, рассчитанных лишь на ближайшее будущее (немасштабностью замыслов), излишней кате­горичностью в определении межсобытийных связей и отсутствием представленности негативных межсобытийных связей (негибкостью).

  

  Список литературы

1.     Антонов А.И. Микросоциология семьи. М. 1998.

2.     Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений. М. 1993.

3.     Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности - Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва: Институт психологии РАН, 1994 г.

4.     Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998.

5.     Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова  Л.М.  Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001.

6.     Дружинин В. Н. «Психология семьи», С.-П., 2005.

7.     К вопросу о жизненных кризисах // Медико-биологические аспекты охраны психического здоровья. Тезисы докладов Всесоюз­ной конференции (с участием зарубежных ученых). - Томск: НИИ психического здоровья ТНЦ АМН, 1990.- С. 14-15.

8.     Сатир Вирджиния «Психотерапия семьи» М., 2001.

9.     Тюгашева Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2006.

10.                       Шнейдер. Л. Б. «Семейная психология», Екатеринбург, 2006