Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность бюджетной линии……………………………………………………..4

2. Свойства и факторы, влияющие на смещение бюджетной линии…………….6

Заключение………………………………………………………………………….11

Задача 1……………………………………………………………………………...12

Задача 7……………………………………………………………………………...12

Задача 10…………………………………………………………………………….13

Задача 20…………………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………………15

Введение

Движущей силой рынка является предъявляемый спрос, так как, если бы не было потребности в определенных товарах и услугах, то не существовало бы самих этих товаров.

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара и цен других товаров, от доходов покупателей и, конечно же, от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.

В любой данный момент времени личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную величину. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой уровень заработной платы, стипендии и т.д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного времени величину. В данном случае потребитель на своем, чисто микро уровне решает дилемму – ограниченность денежных ресурсов и безграничность потребностей.

Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Товары, покупаемые на денежные доходы являются своеобразным ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов не позволяет их сделать бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах цену. Потребительские цены, как и денежные доход, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом потребителя.

Цель данной работы – бюджетная линия, факторы, влияющие на ее смещение.

Задачи, решаемые в ходе работы:

1. рассмотреть сущность бюджетной линии,

2. факторы, влияющие на смещение бюджетной линии.

1. Сущность бюджетной линии

Рассмотрим множество возможностей предпочтений потребителя, т.е. множество всех доступных потребителю товарных наборов.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и сложившихся ценах на товары. Наклон бюджетной линии отражает пропорцию, в которой потребитель сможет заменить один товар другим. Наклон бюджетной линии равен относительной стоимости двух товаров, т.е. цены одного из них по отношению к цене другого. Это означает, например, что если единица Q1 стоит 10 р., а единица Q2 — 20 р., то при перемещении влево по бюджетной линии потребитель должен отказаться от приобретения двух единиц продукта Q1 по 10 р. каждая, чтобы получить в свое распоряжение 20р., необходимых для покупки одной единицы продукта Q2.

Возможности потребителя на рынке ограничиваются доходом (сбережениями), т.е. той суммой, которую он готов потратить на приобретение необходимой полезности. Предположим, что потребитель располагает в единицу времени некоторым доходом М. Тогда, потребитель может приобрести любой набор товаров Х = (x1, x2, ..., xn), удовлетворяющий следующему условию:

 P1*x1 + P2 * x2 + … + Pn * xn = M,                                (1)

где x1, x2, ..., xn — количество единиц товаров 1, 2,..., n, приобретаемых потребителем;

P2,..., Pn — цены этих товаров;

М — располагаемый доход потребителя.

Выражение (3) называется бюджетным ограничением потребителя. Графические методы анализа предполагают случай, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами (назовем их товар Х и Y). Тогда бюджетное ограничение имеет вид:

PX * x + PY * y = M,                                                  (2)  

Для построения бюджетной линии примем очень важное предположение - отдельный потребитель не может повлиять на цену какого-либо товара, сколь значительно бы этот потребитель не изменял свой объем потребления данного товара (иными словами, на рынке существует совершенная конкуренция на стороне спроса). Таким образом, цены товаров выступают для потребителя как некие внешние, заданные рынком величины.

Преобразуем уравнение (4), выразим из него переменную y и попробуем представить бюджетную линию графически:

y = M/PY – (PX/PY),                                               (3)

Далее мы можем построить бюджетную линию:

Рисунок 1. Бюджетная линия

Координаты точек А и В (точки пересечения бюджетной линии с осями координат) характеризуют максимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель, истратив весь свой доход только на товар Х или только на товар Y. Любой другой находящийся на бюджетной линии набор товаров С = (xc, yc) имеет для потребителя точно такую же стоимость М, что и наборы А = (0, М/РY) и В = (М/РX, 0). Т.е., бюджетная линия - это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход М при данных ценах товаров РX и РY.

2. Свойства и факторы, влияющие на смещение бюджетной линии

Свойства бюджетной линии:

1. Изменение цены.

Изменение цены одного товара при неизменной цене другого,приводит к движению бюджетной линии против (или по) часовой стрелки, если цена 2-го товара падает (растет), т.е. потребитель сможет данного блага купить больше (меньше).

Когда при фиксированной номинальной величине бюджета изменяется цена одного из благ, тогда бюджетная линия поворачивается вокруг точки своего пересечения с осью другого блага, достигая все более отдаленных кривых безразличия. Все точки касания поворачивающейся вследствие изменения цены бюджетной линии с кривыми безразличия образуют линию цена – потребление. Она показывает, как потребитель реагирует на изменение цены одного из благ. 

Изменение цены блага меняет не только сравнительную доступность благ для потребителя с фиксированным номинальным бюджетом, но и его реальное благосостояние: снижение цены делает его богаче, а повышение – беднее. Поэтому переход к новой комбинации покупаемых благ есть следствие действия двух факторов: изменения соотношения цен и изменения реальной величины бюджета потребителя. Выделим в общем эффекте изменения цены долю каждого из этих факторов.

Эффект замены. На рис.2  точка H соответствует исходному равновесному состоянию потребителя. 

Пусть при прочих равных условиях цена блага B возросла. В результате этого увеличиться наклон бюджетной линии и равновесие потребителя будет представлять точка F. Потребителю пришлось заменить набор AH  , BH менее предпочтительным набором AF  , BF, содержащим меньшее количество обоих благ; в этом состоит общий эффект снижения цены. 

Рис. 2. Эффект замены и эффект дохода

2. Изменение дохода.

При росте дохода (I) линия бюджетного ограничения пройдет правее. Если, например, доход вырос в 2 раза, то линия бюджетного ограничения будет лежать в 2 раза правее. Сокращение денежного дохода перемещает линию бюджетного ограничения влево параллельно самой себе.

Но поскольку точка G  находится выше новой бюджетной линии, то в действительности потребитель не может приобрести набор AG  , BG . Так обнаруживается уменьшение реального бюджета потребителя. В результате он приобретает набор AF  , BF  . В переходе от комбинации, представленной точкой G, к комбинации, представленной точкой F, состоит эффект дохода (бюджета).

Если компенсация позволяет потребителю после повышения цены одного из благ приобрести тот же набор, что и до повышения цены, то, во-первых, его бюджетная линия проходит через точку H и, во-вторых,  она параллельна прямой LK.

Такая бюджетная линия будет касаться более далекой от начала координат кривой безразличия, чем исходная кривая U0. Но даже при полном восстановлении покупательной способности индивида повышение цены нормального блага сопровождается сокращением объема его потребления и увеличением потребления других благ (на рис. 2 это иллюстрирует точка J), т.е. и в этом случае имеет место эффект замены.

Рис. 3. Эффект замены и эффект дохода

Эффект замены, выделяемый на основе предположения о полной компенсации покупательной способности индивида, называется эффектом замены по Слуцкому, а эффект замены, выделяемый в предположении полной компенсации исходного уровня благосостояния, – эффектом замены по Хиксу. Поскольку эффекты замены по Слуцкому и по Хиксу, как правило, не равны друг другу, то и вторая составляющая реакции потребителя на изменение цены блага – эффект дохода, определенный по Слуцкому, не равна эффекту дохода, определенному по Хиксу. 

Эффект изменения цены проявляется по-разному у “нормальных”и “некачественных” благ. Для нормальных благ эффект изменения цены и составляющие его эффекты замены и дохода схематически представлены на рис. 4.

Рис. 4. Эффект дохода и замены  при изменении цены нормального блага

  При повышении цены на благо B эффект замены выражается в сокращении потребления блага B и увеличении потребления блага A, а эффект дохода – в сокращении потребления обоих благ (рис. 4, а). При снижении цены на то же благо действие обоих составляющих эффектов проявляется в обратном направлении (рис. 4, а).

 На рис. 5 показаны последствия изменения цены на некачественное благо, роль которого выполняет благо B. При повышении его цены эффект замены, как и у нормального блага, состоит в сокращении потребления блага B и увеличении потребления блага A, а эффект дохода проявляется в увеличении потребления подорожавшего блага B и сокращении потребления блага A (рис. 5, а). Соответственно противоположную направленность имеют рассматриваемые эффекты при снижении цены “некачественного” блага (рис. 5, б).

Рис. 5. Эффект  дохода и замены  при изменении цены некачественного блага

Таким образом, эффект замены в любом случае проявляется в том, что относительно подорожавший товар частично заменяется относительно подешевевшим. Последствия эффекта дохода (бюджета) зависят от разновидности блага, изменение цены которого вызывает данный эффект. 

Если при изменении цены на “некачественное” благо эффект дохода окажется больше эффекта замены, то будет нарушен закон спроса: с повышением цены блага спрос на него увеличится, а при снижение цены спрос на подешевевшее благо уменьшится. Это исключение из закона спроса получило название “парадокс Гиффена”.

Рассмотрим его на рис. 6, на котором благо B представляет “некачественное” благо.

Рис. 6. Парадокс Гиффена

 Исходное равновесное состояние потребителя соответствует точке F. Повышение цены блага B увеличивает наклон бюджетной линии, и потребитель оказывается на более низкой кривой безразличия U1. Смещение более низких кривых безразличия к оси абсцисс отражает увеличивающееся предпочтение “некачественного” блага по мере снижения благосостояния потребителя. 

Эффект замены в данном случае состоит в сокращении потребления подорожавшего блага на величину BF – BG и увеличении потребления относительно подешевевшего блага на величину AG – AF . Эффект дохода выражается в увеличении потребления “некачественного” блага на величину BH – BG и сокращении потребления нормального блага на величину  AG – AH . В результате, несмотря на подорожание блага B, спрос на него возрос на величину BF  – BH .

Заключение

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели ключевые моменты в поведении потребителя, когда он попадает на рынок.

Основными движущими силами, определяющими поведение любого индивидуума в условиях рынка являются:

1)               неограниченность предложения и формирования наборов предлагаемых благ;

2)               выбор потребительской корзины каждого потребителя базируется на собственных предпочтениях и вкусах;

3)               ограниченность бюджета потребителя;

4)               рациональность подхода каждого индивидуума к осуществлению выбора;

5)               формирование набора благ, которые могут быть приобретены в рамках ограниченного бюджета на принципе оптимальности, т.е. получения максимальной полезности;

6)               также каждый набор выбирается по принципу максимизации потребительского излишка, а, соответственно, прибыли от покупки.

Кроме того, мы рассмотрели классификацию издержек производителя изготовляющего товар, который потребитель приобретает на рынке.

Таким образом, потребитель, попадая на рынок, приобретает некую комбинацию товаров определенной полезности, сообразно своим вкусам, предпочтениям и возможностям; в то же время производители этих товаров, осуществляя выпуск продукции обязаны реализовывать свое производство посредством постоянного анализа собственных издержек - дабы добиться цели существования каждой коммерческой организации – максимизации прибыли от собственной деятельности.

Задачи, решенные в ходе работы:

1. рассмотрена сущность бюджетной линии,

2. факторы, влияющие на смещение бюджетной линии.

Задача 1.

Функции спроса и предложения на рюкзаки в месяц следующие:

Qd = 600-2P

Qs = 300+4P

1.                Каковы равновесная цена и равновесный объем продаж?

2.                 Предположим, что установлен потолок цены рюкзака 10 руб. Какая ситуация будет на рынке? Подсчитайте сумму дефицита и излишка.

Решение:

1. Для нахождения равновесной цены PE приравниваем функцию спроса и предложения, а для нахождения равновесного объема продаж QЕ найденное значение подставляем в любую из функций.

600-2P= 300+4P

Р = 50руб.

Q = 300+4*50 = 500

2. Равновесная цена на рынке 50руб. Если цена 10руб., то спрос превышает предложение, и товар становится дефицитным. В этой ситуации часть покупателей готова заплатить за товар более высокую цену, но снизить риск и с уверенностью приобрести товар (например, если образуется очередь покупателей, то стоящие в ее конце могут не получить товара). Таким образом, при значениях цены ниже равновесной происходит давление на нее в сторону увеличения. Эти две тенденции приводят к тому, что на рынках многих видов товаров, как правило, устанавливается равновесие, при котором спрос равен предложению.

Подставим в уравнение Р = 10руб.

Q = 600-2*10 = 580.

Задача 7.

На рисунке дана изокоста.

1.                Найти  PL и Pk в час (где PL – цена L в час, Pk – цена К в час).

2.                Как изменится положение изокосты, если PL останется прежним, а Pk будет равна 40$.

 

РL – цена труда;

РK – цена капитала.

1.     PL = 8000/800 = 10$

Pk = 8000/400 = 20$.

2.     Если Pk = 40$, то К = 200$

Угловой коэффициент изокосты показывает, что, если фирма отказывается от единицы трудозатрат (и эко­номит доллары), чтобы приобрести w/r единиц капитала по цене r долл. за единицу, валовые издержки произ­водства остаются теми же.

Задача 10.

Предположим, консультант определил, что объем выпуска за час труда на фабрике, производящей электрические лампы, равен 50 лампочкам в час в этом месяце.

Если затраты на труд составят 5$ в час, определите средние переменные издержки производства, допуская, что труд является единственным переменным фактором производства.

Если постоянные издержки 5000$ в месяц, а объем выпуска 10000 лампочек в месяц, определите общие средние издержки производства.

Решение:

Средние переменные издержки  (AVC) представляют собой переменные издержки, деленные на объем выпуска продукции  (VC/Q) = 5/50*220/10000 = 0,0022$/

Средние постоян­ные издержки (AFC) представляют собой постоянные из­держки, деленные на объем выпуска продукции (FC/Q) = 5000/10000 = 0,5$.

Итого общие средние издержки = 0,5+0,0022 = 0,5022$/

 

 

Задача 20.

В таблице указаны данные, с которыми сталкивается фирма-олигополист. Ее предельные издержки (МС) постоянны и равны 3$.

Цена единицы изделия (Р) в долларах

Кол-во спрашиваемой продукции (Q)

10

0

9

3

8

6

7

9

6

12

5

13

4

14

1.                Каковы цена и объем производства, максимизирующие прибыль фирмы?

2.                До какого уровня должны были возрасти издержки производства фирмы – олигополиста, прежде чем он повысил бы цену?

Решение:

1. Цена равна 6$, объем 12. При данных показателях фирма получит максимальную прибыль.

2. Предельные издержки (иногда их называют приростными) представляют собой прирост издержек в результате про­изводства одной дополнительной единицы продукции. Так как постоянные издержки не меняются с изменением объема выпуска продукции фирмы, предельные издержки определяются ростом лишь  переменных издержек в ре­зультате выпуска дополнительной  единицы продукции.

Предельные издержки показывают, во сколько обойдет­ся фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.

В нашем случае они должны возрасти до 5$.

Список литературы

1.                Введение в рыночную экономику /Под ред. Лившица А.Я. М., 2004.-532с.

2.                Курс экономики / Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2005.-234с.

3.                Основы экономической теории /Под ред. Камаева В.Д. М., 2006.-561с.

4.                Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика) / Под ред. Д. В. Валового. М., 2005.-364с.

5.                Учебник по основам экономической теории /Под ред. Камаева В.Д. М., 2004.-238с.

6.                Экономика / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко и др. М., 2003.-346с.

7.                Экономика  /Под ред. Булатова А.С. М., 2005.-238с.

8.                Экономическая теория/ Под ред. И. П. Николаевой. М,, 1999.

9.                Куликов Л.М. Основы экономических знаний. – М: Инфра-М, 2004.-369с.