Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Сущность и закономерности экономических кризисов. 4

2. Место и роль государственного регулирования кризисных ситуаций. 10

3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. 15

4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой. 18

5. Государственная поддержка неплатежеспособных предприятий. 23

Заключение. 27

Библиографический список. 28

Введение

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного». Имеет ли такой тип управления временный характер? Да, это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут нас к необходимости разработки концепции антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие.

Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. Наступление кризиса определяется не тем, какими понятиями мы оперируем, а реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. Глубина и характер кризиса зависят от управления, т.е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития.[1]

Целью данной работы является описание понятия и сущности экономического кризиса  и методы государственного регулирования экономических кризисов.

1. Сущность и закономерности экономических кризисов

Отечественный опыт нынешнего поколения россиян и изучение экономической статистики других стран доказывают, что экономический рост и экономическое развитие – процессы, развитие которых ни одной стране не гарантировано. Более того, экономический рост может сменяться спадом или застоем в хозяйстве.

Но почему в экономике может нарушаться тенденция к росту и даже возникать спад?

Ведь это противоречит главной цели экономической жизни общества: обеспечению быстрейшего роста благосостояния граждан страны. Да и механизм рынка, казалось бы, не должен допускать таких ситуаций: он же заставляет изготавливать только те товары, которые обществу реально нужны, и делать это так, чтобы величина добавленной стоимости была положительной, а владельцы собственности получали прибыль и иные формы доходов. А это, в свою очередь, заставляет фирмы производить не больше и не меньше товаров, чем они смогут реально продать с прибылью.

Все это так. Тем не менее довольно давно практики и ученые-экономисты заметили: ситуация на отдельных товарных рынках постоянно то улучшается – объем продаж увеличивается, то ухудшается – объем продаж падает. Причины могут быть самые разные, например природно-климатические. Скажем, засуха может вызвать сокращение предложения зерна или хлопка и породить рост цен и ухудшение условий деятельности для отраслей, перерабатывающих эти сельскохозяйственные продукты.

Но уже в XIX в. экономика многих индустриально развитых стран мира столкнулась с явлением, получившим название экономического кризиса. В такой ситуации ухудшение условий хозяйственной деятельности происходило уже не только на отдельных товарных рынках, но во всей стране в целом. Например, в США во времена Великой Депрессии 30-х годов величина ВНП сократилась более чем на 31%, оптовые цены из-за невозможности сбыта товаров упали на 40%, а уровень безработицы возрос почти в 8 раз и достиг 25% от численности трудоспособного населения. Полностью из этого кризиса экономика США вышла только в 40-х годах, когда нужды армии и поставки союзникам подстегнули спрос.

Причины и закономерности столь масштабных и тяжелых кризисов, естественно, стали темой серьезных размышлений ученых-экономистов.

Тогда впервые возникла мысль о том, что, возможно, за краткосрочными колебаниями соотношений спроса и предложения на отдельных рынках скрываются более глубокие и долгосрочные процессы.

Именно это послужило основой формирования теории экономических (деловых) циклов, активно развиваемой современной экономической наукой.[2]

Экономический рост – нормальное состояние рыночной экономики в долгосрочной перспективе. Однако если рассматривать более короткие отрезки времени, можно увидеть, что периоды экономического роста (подъема) всегда сменяются более короткими, но очень неприятными для всех периодами сокращения производства (спадами). Повторяющаяся смена этих подъемов и спадов называется экономическим циклами. Экономисты с давних пор пытались разгадать причины экономических циклов и давали им самые разные объяснения.[3]

В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него. [2,73]

Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. При проведении анализа внешней среды большой объем полученной информации может привести лишь к путанице. Однако неполный анализ способен исказить истинное положение. Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа:

·                     анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение.

·                     анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.

Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев. Сценарии — это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию, часть из них будет находиться под прямым контролем предприятия (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью). При существовании факторов, неподвластных контролю со стороны предприятия, разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.

Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации. Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния. Вооруженный этим знанием и видением того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджер может разработать достижимую антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений. [4,55]

Чем слабее настоящее положение предприятия, тем более тщательному критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии — признак или слабой стратегии, или ее плохой реализации, или того и другого вместе.

Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.

1. Эффективность текущей стратегии.

Сначала нужно попытаться определить место предприятия среди конкурентов, затем границы конкуренции (размер рынка) и группы потребителей, на которые предприятие ориентируется; наконец, функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей даст нам более понятную картину стратегии предприятия, испытывающего кризис, причем оценка проводится на базе количественных показателей. К ним относятся доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т. д.

2. Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия.

Самый удобный и опробированный способ оценки стратегического положения компании — SWOT-анализ. Сила — это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки).

Слабость — это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается в сравнении с другими. Когда сильные и слабые стороны выявлены, оба списка тщательно изучаются и оцениваются. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия важны, поскольку они могут быть использованы как основа антикризисной стратегии. Если их недостаточно, менеджеры предприятия должны срочно создать базу, на которой эта стратегия основывается. В то же время успешная антикризисная стратегия направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной ситуации. Рыночные возможности и угрозы также во многом определяют антикризисную стратегию предприятия. Для этого оцениваются все возможности отрасли, которые могут обеспечить потенциальную прибыльность предприятия, и угрозы, отрицательно воздействующие на предприятие. Возможности и угрозы не только влияют на состояние предприятия, но и указывают, какие стратегические изменения надо предпринять. Антикризисная стратегия должна учитывать перспективы, которые соответствуют возможностям и обеспечивают защиту от угроз. Важной частью SWOT-анализа является оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, а также выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений.

3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.

Должно быть известно, как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется стратегический анализ издержек. Метод, которым осуществляется этот анализ, называется «цепочкой ценностей»

Цепочка ценностей отражает процесс создания стоимости товара/услуги и включает в себя различные виды деятельности и прибыль. Связи между этими видами деятельности могут стать важным источником преимуществ предприятия. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами и, в свою очередь, с активами предприятия. Соотнося производственные издержки и активы с каждым отдельным видом деятельности в цепочке, можно оценить затраты по ним. Кроме того, на цены и издержки предприятия влияет деятельность поставщиков и конечных потребителей. Менеджеры должны хорошо понимать весь процесс создания стоимости, поэтому необходимо принимать во внимание цепочку ценностей поставщиков и конечных потребителей. Процесс определения издержек по каждому виду деятельности утомителен и сложен, но он дает возможность лучше понять структуру затрат предприятия. Кроме того, необходимо провести сравнительную оценку издержек предприятия и издержек его конкурентов по основным видам деятельности. Таким образом можно выявить наилучшую практику выполнения определенного вида деятельности, наиболее эффективный способ минимизации издержек и на основе полученного анализа приступить к повышению конкурентоспособности предприятия по издержкам.

4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия по издержкам необходима, но недостаточна. Прочность позиции предприятия (насколько слаба или сильна) по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла. Оценки показывают положение предприятия в сравнении с конкурентами, выявляя, таким образом, где она слаба и где сильна, и по отношению к какому конкуренту.

5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.

Менеджеры изучают все результаты по состоянию предприятия на момент кризиса и определяют, на чем надо сосредоточить внимание. Данные, полученные при исследовании кризисного состояния предприятия, можно систематизировать и представить в следующем виде.

Без четкой формулировки проблем, вызвавших кризис на предприятии, без их осознания нельзя приступить к разработке антикризисных мероприятий предприятия. Либо в стратегию вносятся небольшие изменения, либо стратегия полностью пересматривается и разрабатывается новая.

Пересмотр миссии и системы целей предприятия. Следующим, не менее важным этапом стратегического антикризисного планирования является корректировка миссии предприятия и системы целей.

2. Место и роль государственного регулирования кризисных ситуаций

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что их идеологи, взяв на вооружение лозунг «реальный социализм побежден капитализмом», предприняли попытку перенести на страну принципы развития экономики, распространенные в совершенно иных географических и исторических границах, проигнорировав тем самым уроки практики: режимы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Наглядным подтверждением этого являются различные варианты капиталистического развития, например, в Германии, США, Франции, Японии.

Рыночная экономика – это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны сосредотачиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. Последнее очень важно для России. Ведь если даже предположить, что рынок – это саморегулируемая система, что может быть верным только при очень жестких условиях, он, тем не менее, никогда не может быть самообразующейся системой. В нашей стране ныне – не рынок, на котором господствует чистая и совершенная конкуренция, а иллюзия рынка с процветанием различных мафиозных образований.

Центральная проблема развития – это взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.

Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

Рис. 1 Взаимодействие элементов благожелательной к рынку стратегии развития

На рис. 1. показаны отношения между государством и рынком в четырех аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, международная экономика и макроэкономическая политика. Эти сферы деятельности взаимосвязаны. Внутренняя экономика без чрезмерных «перекосов» вознаграждает тех, кто формирует свой человеческий капитал более бережно, что это делает «перекошенная» экономика. В то же время образование делает внутреннюю экономику более производительной благодаря тому, что ускоряет освоение новых технологий. Или другой пример: стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, поскольку она рассеивает туман инфляции. Но эффективность микроэкономики также облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем меньше нежизнеспособных предприятий, тем меньше потребность в субсидиях, усиливающих дефицит государственного сектора. Все четыре направления деятельности по праву заслуживают того, чтобы ими занимались. Однако ввиду существования таких связей результаты, по-видимому, будут несоизмеримо более надежными, если все они будут осуществляться вместе.

Реформы предполагают коренные изменения в обязанностях государства, предприятия и гражданина. В условиях советской системы экономические функции государства сводились в основном к удовлетворению запросов и потребностей не только людей, но и предприятий. В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей. Государство признано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой и полновластием государства, а его способностью поощрять развитие институциональных форм, адекватных времени. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно разглядеть ростки нового, вокруг которых и должна совершаться перестройка всего экономического и социального пространства.

Эта функция государства обеспечивается наличием демократической власти, заинтересованной в социально-ориентированном характере проводимых реформ, способной осуществлять политику в интересах общества в целом, а не каких-либо групп, кланов и элит. Следовательно, речь идет о превращении власти в нормально действующий структурный механизм общества, обеспечивающий спокойную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.

Для привлечения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего, это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов. В обществе, где не создана государственно-правовая система, гарантирующая силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика.

Теневики, как известно, не сообщают органам статистики о своем хозяйственном обороте. Поэтому прямая, статистически полная и достоверная оценка масштабов теневой экономики невозможна. Однако это не означает, что задача неразрешима.

Теневиков различают по характеру связи с производством. Часть из них участвует в производстве товаров и услуг, а другая – осуществляет перераспределение созданного продукта. Разнятся и субъекты теневой экономики, их интересы. Соответствующие типажи, определяемые особенностями сфер функционирования, используемых методов и форм теневой деятельности, образуют своего рода пирамиду. На ее вершине – сугубо криминальные элементы, торговцы наркотиками и оружием, наемные убийцы и т. д. Сюда можно отнести и классически коррумпированных представителей органов власти и управления, берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами. Эти элементы формируют своеобразную надстройку теневой экономики, составляющую, по экспертным оценкам, от 5 до 23% всей пирамиды и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием.

По оценкам, размеры российского теневого капитала по отношению к валовому внутреннему продукту сопоставимы по доле «затенения» экономики отдельных стран Латинской Америки, в которых она достигает 60-65%. Даже по официальным данным, как минимум, 25% доходов населения проходит в скрытой форме.

Опираясь на уроки зарубежного опыта и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте масштабов теневой экономики в России сыграли просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.

Важным условием в этом процессе выступает формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политическую стабильность и ориентацию на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.

Предельная напряженность, связанная с реформированием страны и угрозой социальной дестабилизации, требуют проведения постоянного мониторинга и анализа последствий, принимаемых властями решений. Стратегия реформ должна предусматривать предварительную оценку социальных последствий этих решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий. Все это обуславливает необходимость нового подхода к управлению социально-экономическими процессами, в котором учитываются неопределенность результатов хозяйственных решений, неизбежные факторы риска.

Использование концепции риска предполагает предвидение возможных критических ситуаций, оценку вероятных потерь для населения с выявлением их качественного или количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. В разработке и реализации такой концепции заинтересовано само государство. В его распоряжении находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник государство крайне заинтересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею.

Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах. Во-первых, это предприятия федерального подчинения. Организацию управления ими как имущественными комплексами осуществляет Министерство государственного имущества России. [4]

3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Сосредоточим внимание на вопросах, являющихся ключевыми в тех или иных видах государственного регулирования кризисных ситуаций.

Нормативно-законодательная деятельность. «Экономической конструкцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это образное выражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».[5]

Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону – застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства. Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. банкротству.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании таких социальных сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развития домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политике цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

Анализ итогов реформ за прошедшие годы показывает, что выход из кризиса и успешное развитие экономики невозможно без ее всесторонней гуманизации, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития вещественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей.

Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

В ходе исполнения бюджета самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство обязано финансировать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей. Дефицит бюджета государство покрывает за счет операций с ценными бумагами и получения иностранных кредитов.

Финансовая политика последних лет привела не только к последовательному вытеснению долгосрочных кредитов краткосрочными, но и сокращению объемов кредитования. Значительная часть денежных средств банков, предприятий и населения стала уходить не на кредитование производства, а на финансирование бюджетного дефицита. По операциям с валютой, ценными бумагами, межбанковскими кредитами доходность была завышена. Без кредитов экономика ставится на грань полного распада.

Например, в 1998 г. потерпела крах осуществлявшаяся долговая модель российской экономики. После объявленного дефолта по государственным заимствованиям произошло резкое обострение финансово-платежной и долговой обстановки, паралич банковской системы. Неконтролируемая девальвация рубля и вызванная ею высокая инфляция не только разом обесценили имевшийся потенциал сбережений страны, но и с «замораживанием» внутреннего долга вывели значительную их часть из хозяйственного оборота, еще более усилив процессы долларизации экономики и бегства капитала из страны.

В развитых странах денежная масса состоит преимущественно из кредитных денег, т. е. денег, выпускаемых в обращение по каналам кредита и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. В России ситуация иная. У нас не дефицит денег, а дефицит финансового капитала. Основной причиной этого является отсутствие достаточных вложений населения и предпринимателей.

Подавить истоки напряженности и снизить остроту долгового кризиса страны может только устойчивый экономический рост. Обеспечить его в короткие сроки сложно, но можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики.

Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Обеспечить решение этой задачи может только государство. До последнего времени политика государства сводилась к следующему. Предполагалось, что промышленная политика будет нацелена на обеспечение активного роста промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки и развития современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности.

Такая политика возможна при условии резкого ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал. Однако у государства таких возможностей нет. Другого способа поддержки и развития современных эффективных и конкурентоспособных производств просто не существует.[6]

4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой

Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в различных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывает, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

В США законодательно закреплена (параграф 311г) антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

По мнению Конгресса, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п. При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.

Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно - обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет . В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

-      Совершенствование управления финансовыми ресурсами;

-      Рационализация управленческих инструментов и процедур;

-      Координация деятельности генеральных инспекторов;

-      Усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития – от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции. Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены, прежде всего, на создание условий для рыночной конкуренции. В1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

Волна резких перемен в японском управлении была связана с ускоренным освоением методов американского менеджмента в период после окончания второй мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила как от японских государственных органов, так и от американской администрации оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для организации курса по «подготовке администрации», повышению квалификации управляющих.

Серьезную проблему для японского бизнеса в тот период представляло неудовлетворительное качество японских товаров. По инициативе Министерства внешней торговли и промышленности в 1950 г. в Японию был приглашен известный специалист в этой области профессор Э. Деминг, который заявил японским предпринимателям, что «японское качество может стать лучшим в мире вместо худшего», эти слова стали пророческими.

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации, и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выхода из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации – поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии – осторожность, в Италии – ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель – уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%.

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики. По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

-  Продажа государственных предприятий частным инвесторам – физическим и юридическим лицам;

-  Создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

-  Продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия (Приложение 2).

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах – малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект – стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации. В его ходе осуществляются разработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% - преобразование в акционерные общества; 30,8% - бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% - общественные аукционы; 22,3% - прямые продажи; 6,7 – торги; 9,8% - реституции.

В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали иностранные фирмы. Большой объем иностранных инвестиций приходился на фирмы Германии(31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.

Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на микро - и макроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умоляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.[7]

5. Государственная поддержка неплатежеспособных предприятий

Повышение эффективности российской экономики неотделимо от укрепления конкурентных принципов, что предполагает создание для всех хозяйствующих субъектов страны равных условий входа на рынок.

Государственная поддержка производства традиционно выступает важным направлением российской экономической политики. Вопрос о том, кому и на каких условиях она предоставляется, приобрел особую остроту в условиях перехода к рынку и резкого сокращения объема государственных ресурсов, выделяемых на эти цели. Так, в 1990 г. расходы на государственную поддержку отраслей народного хозяйства составили 50% расходов консолидированного бюджета, в 2004 г. – только 2,15%.

Однако следует отметить, что в течение последнего десятилетия наряду с сокращением масштабов явных государственных расходов на поддержку предприятий происходило активное развитие тех форм поддержки, которые не связаны прямо с бюджетными расходами и соответственно не могли получить адекватной статистической оценки. Речь идет обо всех формах создания мягких бюджетных ограничений для участников конкуренции – льготах по уплате налогов, помощи в предоставлении льготных кредитов, льготных условиях реструктуризации задолженности со стороны предприятий бюджетам разных уровней.

Формирование эффективной системы государственной поддержки, повышение результативности расходования государственных средств в настоящее время затруднены, поскольку отсутствует систематизированная информация о формах, масштабах и критериях предоставления госпомощи в России. Мало известен и опыт стран с развитой рыночной экономикой по контролю за выделением госпомощи.

Вместе с тем в последние годы вопросам упорядочения критериев и механизма распределения государственных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах уделяется определенное внимание. Создан Фонд регионального развития (ФРР) с целью концентрации разрозненных по различным программам федеральных инвестиционных ресурсов и обеспечения избирательной инвестиционной поддержки регионов. Федеральными министерствами ведется работа по обоснованию принципов эффективного распределения бюджетных ресурсов между регионами, могущих стать действенным средством укрепления экономического федерализма и региональных экономик. Однако важны не только общие пропорции распределения финансов между регионами, но и то, на каких условиях бюджетные средства любого уровня доводятся до конкретных хозяйствующих субъектов.

При выборе методов осуществления государственной поддержки следует отличать государственную поддержку в рамках эффективного конкурентного пространства от государственного вмешательства в экономику, искажающего рыночные принципы и ставящего производителей в заведомо неравные условия. Первоочередное значение здесь имеют: принципы предоставления государственной помощи; критерии определения объектов государственной помощи; формы государственной помощи; процедуры ее предоставления.

Разработка принципов государственной поддержки относится к числу нелегких задач. Ее решение потребовало длительного периода даже в странах с развитой рыночной экономикой. Для российской экономики, где традиционно велика роль государства и где вмешательство в дела бизнеса до сих пор не воспринимаются как нарушение рыночных норм, условия решения такой задачи нуждаются в особенно тщательной проработке. Использование зарубежного опыта может быть важным подспорьем для определения стратегии и форм государственной поддержки, отвечающих российским реалиям. При этом важно отметить практические трудности экономического, социального, институционального характера, с которыми столкнулись западные страны на пути упорядочения государственной поддержки производства, и те трудности, с которыми придется столкнуться в российских условиях. Особый интерес в этом плане представляет опыт стран ЕС, где вопросам регулирования предоставления госпомощи предприятиям придается большое политическое и экономическое значение и где более сорока лет реализуется четкая концепция ее контроля со стороны Европейской комиссии.

В европейской практике четко разграничиваются два понятия: «государственная помощь» и «государственная поддержка». Первое понятие характеризует использование государственных ресурсов для поддержки отдельных предприятий; второе понятие включает меры, направленные на развитие экономики в целом, не создающие привилегий отдельно взятым предприятиям. Это так называемые общие меры, не подпадающие под запрет, поскольку они не противоречат нормам конкуренции. Подобное разграничение целесообразно применять и в российской практике, особенно, когда речь о соотношении выделяемых средств на госпомощь и господдержку.

Раздел «Государственная помощь», излагающий концепцию предоставления государственной помощи в ЕС, рассматривается в главе «Правила конкуренции» Римского договора (Договора об учреждении ЕЭС). Основной принцип госпомощи состоит в следующем: «За исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором, любая форма помощи, предоставляемая государством-членом в виде дотации или за счет государственных ресурсов, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию путем создания более благоприятных условий некоторым предприятиям или производству некоторых видов товаров, будет рассматриваться как несовместимая с общим рынком…».

В дополнению к указанному Договору предусмотрены многочисленные правила, регламентирующие ее выделение. Поэтому соответствующие запросы подаются обычно в тех случаях, когда есть веские основания для положительного решения Европейской комиссии. Ведется обширная многолетняя статистика госпомощи по странам ЕС, отраслям и направлениям. Чаще всего помощь предоставляется на решение задач по переподготовке кадров и экологических проблем, а также на развитие сферы НИОКР. Довольно редки случаи предоставления помощи на спасение предприятий от банкротства и на их реструктуризацию. В целом объем госпомощи имеет тенденцию к снижению. Что же из европейского опыта может быть приемлемо для России?

Для ответа на этот вопрос следует учитывать особенности конкурентной среды российской экономики по сравнению с условиями развитого рынка и практику поддержки предприятий. Российская конкурентная среда существенно отличается от той, что сложилась в странах с развитым рынком. Прежде всего в России отсутствует адекватная финансовая и информационная инфраструктура, высока доля неденежных расчетов, велика задолженность большинства предприятий, недостаточна сеть таких институтов эффективного рыночного ценообразования, как товарные биржи и аукционы. Это обуславливает высокий уровень информационной асимметрии, приводящей к монопольным эффектам даже при низкой рыночной концентрации. Подобная рыночная среда стимулирует ориентацию предприятий на поиск ренты в виде государственной поддержки со стороны властных структур. В свою очередь, государственные институты создают условия для извлечения ренты, активно участвуя в ее распределении.[8]

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

Рассмотрена сущность кризисов в социально-экономическом развитии.

Определено место и роль государственного регулирования кризисных ситуаций

Охарактеризована государственная поддержка неплатежеспособных предприятий.

Данная работа рассматривает сущность объективного явления, которое характеризуется понятием «кризис», представлены описание и анализ экономических кризисов, и причины их возникновения. Здесь также делается акцент на доказательстве возможности и необходимости управления кризисами на различных фазах его появления, проявления и разрешения.

Также в моей теме посвящена роль государства в регулировании кризисов и проявлению кризисов в государственном управлении экономикой. Практика подсказывает, что кризисы протекают по-разному в зависимости от того, как построено и функционирует государственное управление, в какой мере оно ориентировано на антикризисное управление. Ведь сферой кризиса может быть не только объект, но и субъект управления. Более того, последний может быть источником кризиса, его состояние и развитие могут быть неадекватными состоянию и тенденциям развития объекта управления, что и рождает кризисные ситуации. Очень важно видеть это в системе государственного управления.

 

Библиографический список

1.     Абросимов А. Д. Антикризисный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004- 360 с

2.     Антикризисный менеджмент./Под ред. Грязновой А. Г. – М ЭКМОС, 2004- 250 с.

3.     Антикризисное управление./Под ред. Э. М. Короткова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 -254 с.

4.     Антикризисное управление./Под ред. В. Г. Крыжановского, В. И. Лютера. - М.: ПРИОР, 2004-368 с.

5.     Антикризисное управление. Общие основы и особенности России./ Под. ред. И. К. Ларионова. – М.: Книга сервис, 2004 -256 с.

6.     Антикризисное управление: от банкротства к оздоровлению./Под. ред. Г. П. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

7.     Антикризисное управление предприятиями и банками./Под ред. Н. В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 -245 с.

8.     Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2004-115 с.

9.     Свиридов А.К. Антикризисное управление//Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 4.

10.                       Теория и практика антикризисного управления./ Под. ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина. - М.: МЭО, 2003.


[1] Титов В.В.. Антикризисное управление: Методическое пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 154 с.

[2] Липсиц И.В. Экономика (книга 2). – М.: Издательство «Вита-Пресс», 2004. – 304 с.

[3] Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Вита-Пресс, 2003. – 256 с., ил.

[4] Антикризисное управление. Общие основы и особенности России./ Под. ред. И. К. Ларионова. – М.: Книга сервис, 2004. – С. 297

[5] Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2004.

[6] Теория и практика антикризисного управления./ Под. ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина. - М.: МЭО, 2003. – С. 384

[7] Антикризисное управление./Под ред. В. Г. Крыжановского, В. И. Лютера. - М.: ПРИОР, 2004. – С. 247

[8] Свиридов А.К. Антикризисное управление//Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 4. – С. 29-35