Статистика государственного бюджета и внебюджетных фондов

1.Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета

Государственные финансы - важнейшая составляющая часть Финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами,  необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие  специфичecкиe функции: бюджеты разных уровней государственного  управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий. Важной задачей статистики государственных финансов является изучeниe количественных закономерностей массовых процессов, проиcxoдящиx при формировании и расходовании государственных финансов.

Статистическое изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры, динамики  структурных сдвигов, происходящих в строении государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных частей.

Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюд­жетов, а также отчеты внебюджетных фондов.

Государственный бюджет - основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных фи­нансов можно назвать статистикой государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает процесс плано­мерного образования и использования бюджетного фонда. Объек­том статистического изучения являются все элементы единой бюд­жетной системы - бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.

Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установлен­ной финансовой базой государства, основным финансовым пла­ном образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потреб­ностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств госу­дарственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать свя­зи между показателями доходов и расходов.

Необходимой основой устойчивости и сбалансированности бюджета являются повышение эффективности общественного про­изводства, рациональная структура бюджетных расходов, приме­нение эффективного бюджетного механизма.

В настоящее время органы государственной статистики про­водят большую работу по совершенствованию бюджетной клас­сификации и системы показателей государственного бюджета для осуществления международных сопоставлений в области статис­тики государственных финансов,

Основными задачами статистики государственного бюджета на этапе интеграции России в мировое экономическое сообщество являются:

- дальнейшее приведение действующей бюджетной классификации в соответствие с существующими международными  стандартами;

- определение объема и динамики доходов и расходов государственного бюджета;

- изучение структуры источников доходов и направлений расходов средств государственного бюджета;            

- анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

- анализ источников финансирования бюджетного дефицита;

- определение объема государственного внутреннего долга, его структуры и динамики;

- изучение сети, штатов и контингентов бюджетных учрежде­ний.                                         

Информационная база статистики государственного бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государ­ственного бюджета, представляемых Минфином РФ: форма №1 «Бухгалтерский баланс»; форма №2 «Отчет о финансовых резуль­татах»; форма №3 «Отчет о движении капитала»; форма №4 «Отчет о движении денежных средств»; форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; форма №2-2 «О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете»; форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации»; форма 2-1 «Отчет об исполнении сметы до­ходов и расходов бюджетной организации, переведенной на но­вые условия хозяйствования»; форма 2-2 «Отчет об использова­нии бюджетных ассигнований организацией, предприятием»; форма 2-3 «Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)»; формы 4, 4-сводная «Отчет об исполнении сме­ты по внебюджетным средствам»; «Отчет об исполнении планов по сети, штатам и контингентам».

2. Основы бюджетной классификации

Бюджетная классификация - это основной методологический Документ, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. Задачей статистики в области классификации госу­дарственных бюджетов являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлече­на заемных или накопленных за прошлые периоды средств.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления. Деятельность институциональных единиц, относящихся к сектору государственного управления (государственные учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании и занятые в сферах общего управления, финансовой деятельности, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, поддержания правопорядка, обороны, а также осуществляющие бесплатное или льготное обслуживание населения в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т.д.), направлена на выполнение функций государственного управления, заключающихся в предоставлении услуг нерыночного (коллективного) характера, а также в перераспреде­лении доходов и национального богатства. В основном перерасп­ределение доходов происходит Посредством налогообложения институциональных единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных вып­лат.

Характер системы статистических показателей государствен­ного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опи­рается на категории, отражающие природу различных хозяйствен­ных операций, которые осуществляются учреждениями государ­ственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К ним относятся:              

- поступления или платежи;

- поступления (платежи) возвратные и невозвратные;

- поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

- поступления (платежи) текущие и капитальные;

- приобретение финансовых активов или принятие обяза­тельств;

- приобретение финансовых активов с целью проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлени­ям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе (рис. 1). Текущие и капитальные, а также возмездные и безвоз­мездные поступления относятся к невозвратным операциям. При­обретение финансовых активов, принятие обязательств относятся ко всем возвратным операциям. Последняя позиция касается толь­ко операций с государственными финансовыми активами.

В любой операции участвуют две стороны (участники опера­ции). В большинстве случаев в операции задействованы два пото­ка: входящий (поступление); выходящий (платеж).

Посредством этих операций осуществляется воздействие на увеличение или уменьшение финансовых активов органов государственного управления, причем поступления увеличивают финансовые активы государства, а платежи их уменьшают (рис. 2).                                             

Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксированным сроком погашения (платежи в счет погашения кредитов в виде товаров и услуг; платежи в счет погашения кредитов; дарение или аннулирование по ссудам; рефинансирование кредитов; погашение кредитов в форме государственных долговых обязательства. В результате возвратной операции возникает финансовое требование либо погашается обязательство.

 

Рис. 1 Классификация финансовых потоков

Поступления                      Финансовые активы                       Платежи

 

                     Увеличение                                    Уменьшение             

Рис. 2 Влияние финансовых потоков на объем финансовых активов государства

При невозвратных платежах или поступлениях обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует. Невозвратные платежи (поступления) могут быть возмездными либо безвозмездными. Возмездные невозвратные поступления (платежи) имеют место при наличии обратного потока товаров и услуг (бартер, товары и услуги в обмен на сборы; доходы от собственности; дарения в виде товаров и услуг; государственные товары и услуги, предоставленные обществу).

Невозвратные платежи (поступления) считаются безвозмездными, если обратный поток товаров и услуг отсутствует (налоги; безвозмездные денежные трансферты и дарения; трансферты и дарения в виде товаров и услуг).

Осуществление возмездных операций предполагает наличие платежей на условиях компенсации, а безвозмездная операция независимо от того, добровольная она (дарения) или обязательная (налоги), не предусматривает получения взамен эквивалента в ка­кой-либо форме.

Целевое назначение поступлений и платежей может быть свя­зано как с текущей деятельностью, так и с осуществлением капи­тальных затрат. К операциям с капиталом относятся поступления и платежи, имеющие целью приобретение, создание или продажу финансовых активов, срок использования которых в процессе про­изводства составляет более одного года. Земля и нематериальные активы включаются в капитальные активы. Безвозмездные плате­жи из государственных источников для приобретения капиталь­ных активов относят к официальным трансфертам капитала: К капитальным трансфертам относят безвозмездные платежи на при­обретение капитальных активов, если они получены из негосудар­ственных источников (рис. 3).

 

Рис. 3 Классификация операций с капиталом

Среди возвратных финансовых операций различают два вида: операции, при которых возникают обязательства органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операции, связанные с возникновением обязательств других секторов экономики по отношению к органам государственного управления.                                           

Согласно действующему Международному стандарту по статистике государственных финансов учет финансовых поток возникающих в результате операций, осуществляемых органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, производится на кассовой основе, тогда как в СНС это происходит на основе начисленных сумм (т.е. в момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности).                                                

В настоящее время Международный валютный фонд проводит пересмотр существующих стандартов сбора и обработки статистических показателей в области государственных финансов, пред­полагая перейти от регистрации денежных потоков по кассовому методу к регистрации по методу начислений. Это в какой-то мере позволит добиться сопоставимости показателей статистики госу­дарственных финансов с СНС 1993, даст возможность наиболее полно охватить показатели запасов и потоков, относящиеся к го­сударственному управлению, в том числе операции и обязатель­ства неденежного характера, а также будет способствовать расширению системы показателей статистики государственных фи­нансов.

Современная бюджетная классификация РФ, введенная в 1995 г., построена на основе анализа аналогичных классификаций других стран. В ней учтены рекомендации международных финан­совых организаций и принята во внимание российская специфи­ка, Отличительными чертами новой классификации являются бо­лее широкое число показателей, используемых в процессе постро­ения и исполнения бюджета, а также изменение общей структуры бюджетной классификации (рис. 4).

 

Рис. 4 Структура бюджетной классификации Российской Федерации

В существовавшей ранее бюджетной классификации отсутствовали блоки «Финансирование бюджета» и «Государственный долг». Их   введение связано с решением проблем осуществления контроля за привлечением заемных средств, изменением запасов золото-валютных резервов, изменением остатков средств на счетах бюджета и осуществлением контроля за изменением совокупныхx обязательств государства.

3. Классификация и показатели доходов государственного бюджета

Классификация доходов государственного бюджета Российс­кой Федерации ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета - это обязательные невозвратные платежи, поступаю­щие в бюджет (рис. 5).

Доходы государственного бюджета делятся на текущие и ка­питальные.

Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые по­ступления.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, невоз­вратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налого­вым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фис­кальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж ино­странной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

Для рыночной системы важно использовать бюджетную клас­сификацию поступлений, основанную на экономическом характе­ре налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное влияние на те операции, с которых они взимаются.

Текущие неналоговые поступления - это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предприниматель­ской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозврат­ные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожер­твования).                                           

Официальные трансферты - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременные ми и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации. Официальные трансферты выделены в составе доходов в соответствии с рекомендацией Международного валютного фонда как операнд сокращающие дефицит бюджета. Выделение их отдельной позицией позволяет осуществить любую перегруппировку доходов государственного бюджета. Официальные трансферты классифицируются по источнику их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).              

К капитальным доходам относятся доходы от продаж ка­питальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из него­сударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, не­возвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организа­ций и учреждений, например больниц, на покупку оборудования и т.д.).

Действующая российская бюджетная классификация отлича­ется от международных стандартов (рис. 6).

В ней не выделены полученные официальные трансферты. В неналоговые доходы входят как текущие неналоговые доходы, так и доходы от операций с капиталом (капитальные доходы). Не со­ответствует международным стандартам и отнесение к неналого­вым доходам платежей за использование природных ресурсов. Однако введение в действующую классификацию доходов госу­дарственного бюджета Российской Федерации категорий налого­вых и неналоговых доходов свидетельствует о сближении отече­ственной классификации с международной классификацией.

Согласно действующей классификации обобщающими показа­телями доходов государственного бюджета РФ являются показа­тели общего объема доходов, налоговых доходов, неналоговых доходов.

 

Рис. 5  Классификация доходов государственного бюджета и полученных официально трансфертов в международной статистике государственных финансов

 

Рис. 6 Классификация доходов бюджета Российской Федерации

Показатель общего объема доходов государственного бюдже­та отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего рас­пределению по территориальному, отраслевому и целевому наз­начению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступ­ления.

Налоговые доходы - это совокупность обязательных плате­жей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Налоги классифицируются стати­стикой по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обяза­тельство. Базой налога могут служить фонд заработной платы, торговый оборот, импортируемые товары и т.п.

Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, на Увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на соци­альное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги.

Новыми составляющими показателя налоговых поступлений в бюджетной классификации Российской Федерации, принятой в 1995 г., являются такие, как отчисление на социальное страхование налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на соб­ственность, налоги на международную торговлю и внешние операции. Платежи за использование природных ресурсов включены в состав налоговых доходов, хотя они налоговыми поступлениями не являются. В 1997 г. налоговые поступления составили около 83,5% показателя общего объема доходов консолидированного бюджета, т.е. подавляющую долю доходов, а доля налоговых доходов бюджета Российской Федерации в 1997 г. составила 76,8% общей суммы доходов.

Вследствие неэффективности действующей налоговой систе­мы задолженность по платежам в консолидированный бюджет в 1997 г. составила 181,8 трлн. руб., а дефицит консолидированно­го бюджета составил 127,9 трлн. руб., или 5% общего объема ВВП. Недоимка по налоговым платежам от общей суммы задол­женности в консолидированный бюджет в 1994,1995, 1996,1997 гг. составила соответственно 67; 65; 86 и 88%. Аналогичную тенден­цию имела недоимка по налоговым платежам в бюджет РФ в эти же периоды. Она составила от общей суммы задолженности по налоговым платежам в бюджет РФ в 1994, 1995, 1996 и 1997 гг. 62,8; 63; 88 и 91% соответственно. Подавляющая часть недоимки в консолидированный и Федеральный бюджеты приходилась в 1994-1997 гг. на налог на добавленную стоимость. Отметим, что доля Недоимок по налогу на добавленную стоимость имеет тен­денцию к росту: в 1994, 1995, 1996 и 1997 гг. доля недоимки по налогу на добавленную стоимость в бюджет РФ составила 31,8; 38,9; 53 и 64,1% соответственно от общего объема задол­женности.

Налоги являются важным экономическим рычагом. Посред­ством налогов государство имеет возможность воздействовать на производство, стимулируя или сдерживая его развитие. В настоя­щее время в России проводится комплекс мероприятий по совер­шенствованию системы налогообложения, что по сути равносиль­но налоговой реформе. Целью проводимой налоговой реформы являются: ужесточение налоговой дисциплины; формирование цивилизованного института налогоплательщиков; упрощение на­логовой системы; налоговое стимулирование производства; совер­шенствование принципов бюджетного федерализма; развитие • стране муниципальных налоговых систем. Реформирование нало­говой системы должно обеспечить наполнение в необходимом объеме доходной части бюджета.

Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокуп­ность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного сектора и др.). В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.                                       

Показатель неналоговых поступлений исчисляется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспече­ния государственных служащих, функционирующих в рамках сек­тора государственного управления, доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государ­ственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из негосударственных источ­ников.

В 1996 и 1997 гг. неналоговые поступления составили 10,2 и 12,4% общего объема доходов консолидированного бюджета со­ответственно.               

Принципиальным отличием обновленной системы показателей доходов государственного бюджета от существовавшей ранее яв­ляется то, что займы государства, осуществляемые с целью фи­нансирования экономики, теперь не рассматриваются как часть доходов государственного бюджета, поскольку в конечном счете они увеличивают государственный долг. Государственные займы в соответствии с новой классификацией отражаются в расходной части государственного бюджета, что согласуется с существую­щими международными стандартами.

4. Классификация и показатели расходов государственного бюджета

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально но­вый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства. В предшествующей бюджетной классификации такой подход отсутствовал.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер  бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюджета, введенной в 1995 г.

Показатель чистого кредитования (кредитование минус пога­шение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (пре­доставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выпла­ченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата соб­ственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) - заимствование с целью финансирования дефицита.

В действующей классификации предусмотрена группировка рас­ходов бюджета по трем признакам:

- функциональному назначению;                      

- экономическому назначению;

- ведомственному назначению.

Бюджетная классификация - важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятель­ности, вытекающие из основных функций государства. Эту зада­чу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельно­сти государства и посредством бюджетного финансирования обес­печить достижение поставленных целей.

Функциональная структура состоит из разделов расходов, свя­занных с осуществлением основных функций государства. В обоб­щенном виде основные функции государства неизменны и характер­ны для всех стран, в их числе:

- государственное управление;

- обеспечение внутренней и внешней безопасности;

- международная деятельность;

- содействие научно-техническому прогрессу;

- социальное развитие.

В Российской Федерации действует следующая функциональны классификация государственного бюджета:               

- государственное управление;

- судебная власть;

- межгосударственная деятельность;

- национальная оборона;                           

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- промышленность, энергетика и строительная индустрия;

- сельское хозяйство и рыболовство;                  

- охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология;

- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;

- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

- образование;

- культура и искусство;

- средства массовой информации;          .

- здравоохранение и физическая культура;              

- социальная политика;

- обслуживание и погашение государственного долга;

- пополнение государственных запасов и резервов;

- региональное развитие;                               

- утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;

- прочие расходы.

Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри кото­рых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от сто­ящих проблем развития той или иной области экономики. Неко­торые функциональные разделы имеют временный характер (на­пример, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной Реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.

От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В качестве равных в функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность, участие государства в развитии науки и техники, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и связи, содействие структурной перестройке промышленности, конверсии военного производства, развитию рыночной инфраструктуры, местному и региональному развитию, ликвидации последствий стихийных бедствий.

Особую значимость для граждан РФ имеют разделы, относящиеся к сфере социальных мероприятий; образование, здравоохранение и физическая культура, средства массовой информации, культура и искусство, социальная политика.

В специально выделенном разделе «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» отражены расходы на общую науку и фундаментальные исследования, а также на разработку перспективных  производственных технологий по отраслевым программам научно-технического прогресса в промышленности.

В функциональной классификации выделен раздел, включаю­щий различные виды расходов по текущему обслуживанию внут­реннего и внешнего государственного долга. Объединены в осо­бый раздел все виды расходов, связанных с созданием и пополне­нием государственных запасов и резервов. Функциональная классификация расходов Российской Федерации соответствует, международным стандартам.

В соответствии с функциональной классификацией, введен­ной в 1995 г., статистика государственного бюджета исчисляет расширенную систему показателей расходов государственного бюджета.

Обобщающий показатель объема расходов государственного бюджета включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитование за минусом погашения. Общий объем расходов федерального бюджета в 1997 г. составил 436,6 трлн руб.                                             

К расходам на государственное управление относятся расхо­ды, связанные с управленческой сферой деятельности государства, обусловленные выполнением государством хозяйственно-органи­зационной функции; расходы, направленные на функционирова­ние системы законодательной и исполнительной государственной власти; расходы, связанные с деятельностью финансовых и фис­кальных органов; расходы на управление государственной соб­ственностью; расходы на статистическую службу и прочие государственные расходы. Расходы федерального бюджета на государственное управление в 1997 г. составили 10,1 трлн. руб., что в 1,9 раза больше, чем в 1996 г.                                

К расходам на судебную власть относят расходы на содержание судебной системы и прокуратуры.                     

Важной функцией государства является осуществление международной деятельности. Расходы на международную деятельность связаны с развитием международного сотрудничества, реализацией международных договоров, осуществлением международных культурных, научных и общественных связей. Расходы государствен­ного бюджета, связанные с осуществлением международной деятельности, составили в 1997 г. 2,6 трлн. руб., что в 10 раз меньше соответствующего показателя в 1996 г.                    

Расходы государственного бюджета на национальную оборону вытекают из функции государства, заключающейся в обеспечении обороноспособности страны. К ним относятся расходы на функционирование армии и флота, выплату пенсий военнослужащим, сохранение мобилизационных мощностей, помощь иностранным государствам и др. Расходы на национальную оборону в 1997 г. составили 814 трлн. руб. и возросли в 1,3 раз по сравнению с 1996 г. Расходы на национальную оборону целиком осуществляются за счет средств федерального бюджета.                                    

Расходы на правоохранительные органы и обеспечение безопас­ности связаны с необходимостью поддержания внутренней и внеш­ней безопасности государства. Они включают: расходы на функци­онирование органов внутренних дел; расходы на обеспечение внут­ренних войск; расходы на содержание уголовно-исправительной системы; расходы на содержание органов налоговой полиции; рас­ходы на органы государственной безопасности; расходы на погра­ничные войска. Расходы федерального бюджета на правоохрани­тельную деятельность и обеспечение безопасности составили в 1997 г. 45,2 трлн. руб., что в 1,6 раза больше, чем в 1996 г.

Расходы бюджета на промышленность, энергетику, строитель­ство связаны с государственной поддержкой базовых отраслей промышленности, воспроизводством минерально-сырьевой базы, функционированием машиностроительного комплекса, осуществ­лением конверсии оборонной промышленности и др. Общий объем расходов федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство составил в 1997 г. 30,3 трлн. руб. и в 1,5 раза пре­высил расходы по этой статье в 1996 г.

Важным показателем являются расходы бюджета на сельское хозяйство. Они связаны с финансированием сельскохозяйствен­ного производства, поддержанием и освоением земельных ресур­сов, необходимостью осуществления заготовки и хранения сель­скохозяйственной продукции, функционированием рыболовного хозяйства и других мероприятий в области сельского хозяйства. Общий объем расходов федерального бюджета на сельское хо­зяйство и рыболовство сложился в 1997 г. в размере 8,5 трлн. руб. по сравнению с 1996г.

В связи с угрозой экологической катастрофы особую значи­мость приобретает показатель расходов на охрану окружающей среды и природных ресурсов. Данный показатель включает расходы на водные и лесные ресурсы, расходы на охрану окружаю­щей среды, расходы на гидрометеорологию, картографию и геодезию.

Расходы на транспорт, дорожное хозяйство и информатику включают государственную финансовую поддержку автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также расходы на дорожное хозяйство, связь и информатику.

Новым показателем расходов являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, включающие государственную поддержку малого бизнеса и предпринимательства.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство связаны с финансированием жилищного, коммунального хозяйства и других структур.

Впервые в нашей статистике введен показатель расходов на предупреждение и ликвидацию стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий. Он включает расходы по финансированию государственных программ по ликвидации последствии аварий и других катастроф; расходы по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций; расходы на мобилизационную и гражданс­кую подготовку.                                      

Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с развитием и совершенствованием системы народного образования, финансированием науки и культуры, удовлетворением потребно­стей населения в медицинском обслуживании, осуществлением социального обеспечения населения и проведением социальной политики, необходимостью проведения государственной молодеж­ной политики и финансовой поддержки средств массовой инфор­мации (табл. 1).   

  

Таблица 1

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия в 1997 г.

Показатели

Трлн. руб

В процентах к итогу

Расходы – всего

В том числе:       

образование       

культура и искусство

средства массовой информации       

здравоохранение и физическая культура

социальная политика

270,52

12,6

13,9

3,4

77,1

63,52

100,0

41,6

5,1

1,2

28,5

23,5

Объем расходов консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия в 1997 г. составил 32% общего объема расходов консолидированного бюджета.                 

Совокупность расходов на народное образование включает финансирование дошкольного образования, начального и общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, профессиональной подготовки кадров, высшего образования. Расходы на образование являются главной составляющей статьи расходов на социально-культурные мероприятия, их доля в 1997 г. составила 41,6% общего объема расходов этой статьи в консолидированном бюджете Российской Федерации, что по сравнению с 1996 г. меньше на 2,9%.                                              

Расходы на культуру и искусство должны обеспечивать управление, эксплуатацию, финансовую поддержку и обеспечение объектов, предназначенных для целей культурного развития: библиотек, музеев, художественных галерей, театров, выставочных залов и т.п. Финансирование культуры происходит в нашей стране по остаточному принципу, поэтому средства, выделяемые на культуру и искусство, весьма незначительны. В консолидированном бюд­жете за 1997 г. они составили 13,9 трлн. руб., или 5,1% общей сум­мы расходов на социально-культурные мероприятия.

Расходы на средства массовой информации предназначены для финансирования периодической печати и издательств, теле­видения и радиовещания. Поддержка средств массовой инфор­мации в 1997 г. составила 3,4 трлн. руб., или 1,2% общего объема расходов на социально-культурные мероприятия консолидиро­ванного бюджета.

Расходы на здравоохранение включают затраты на содержа­ние лечебно-профилактических учреждений, осуществление санитарно-эпидемиологического  надзора,  приобретение и производство продукции, используемой в медицинской практике (медика­ментов, протезов, медицинского оборудования и инструментов), финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок в области здравоохранения и медицинского обслужи­вания и т.д. Расходы на здравоохранение имеют высокую соци­альную значимость. В 1997 г. расходы консолидированного бюд­жета РФ на здравоохранение и физическую культуру составили 77,1 трлн. руб. по сравнению с 56,3 трлн. руб. в 1996 г. В связи с тяжелым экономическим положением России финансирование здравоохранения является крайне недостаточным.

Особое значение имеют расходы на науку и государственные научно-технические программы, предназначенные для поддержки фундаментальных исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, а также для финансирования архивных учреждений.

Расходы на целевые программы связаны с финансированием целевых региональных программ по развитию народного хозяй­ства.

Новой расходной статьей является «Обслуживание государственного долга», которая включает обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долгов.

Впервые вводится показатель расходов на пополнение государственных запасов и резервов. Данный вид расходов должен обеспечить финансирование пополнения государственных запасов драгоценных металлов и камней, государственных материальных стратегических резервов и прочих государственных запасов и резервов.

Показатель прочих расходов включает расходы на резервные фондов, проведение выборов и референдумов, оказание финансовой помощи другим уровням власти, предоставление бюджетных суд и т.п.

Рассмотренные показатели доходов и расходов государственного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических  сопоставлений.

Впервые новая бюджетная классификация включает группиров­ку расходов бюджета по экономическому признаку. Основа дан­ной           группировки - сведение расходов в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров и услуг) и безвозмездными.

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансфер­ты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхо­да ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета. Эко­номическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет произ­водить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис. 7.                                  

Общие расходы и кредитование минус погашение

 
 

Рис. 7 Экономическая классификация: расходы и кредитование минус погашение

Текущие расходы - это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.                                           

Капитальные расходы включают возмездные платежи, исполь­зуемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью при­обретения капитальных активов, компенсации убытков из-за раз­рушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель чистого кредитования вклю­чает операции органов государственного управления, осуществ­ляемые в целях государственной политики, а также предоставле­ние ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кре­дитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.                                  

Для того чтобы придать адресный характер процессу распре­деления финансовых ресурсов государственного бюджета, стати­стика предусматривает группировку расходов бюджета по ведом­ственному признаку. Она дает возможность отразить распределе­ние средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) - федеральным министерствам и ведомствам.

В ходе группировки расходов бюджета по ведомственному при­знаку денежные средства расписываются по министерствам и ве­домствам в общей сумме с привязкой к определенным функцио­нальным разделам. Направления расходов данного министерства или ведомства детально конкретизируются, что позволяет органам законодательной власти сделать заключение о необходимос­ти данного вида деятельности и объемах его финансирования, а также контролировать его осуществление. Для отражения ведомственной структуры федеральных расходов выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме этого в соответствии с международными стандартами в ведомств­енной группировке расходов бюджета в качестве самостоятельных организационных структур показаны органы законодательной и судебной власти и исполнительный аппарат Президента и Правительства РФ.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Высокая степень детализации расходов осуществляемых группировок позволяет установить на уровне видов расходов целевых статей бюджетов отдельных министерств и ведомств их связь с конкретным подразделом функциональной группировки либо отнести данный вид расходов к одной из экономических статей.

Экономическая и функциональная структуры расходов явля­ются едиными для всех нижестоящих бюджетов. Однако ведом­ственная структура нижестоящих бюджетов будет различна в силу того, что у каждого уровня власти свои органы и целевые направ­ления деятельности.                                      

Консолидированный бюджет, отражающий аккумуляцию и использование финансовых средств на всех уровнях бюджетной системы, можно представить также в единой функциональной и экономической структуре.                                

5. Статистика внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государствен­ных финансов.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.   

Внебюджетные фонды позволяют:

- влиять на процесс производства посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;

- обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;                   

- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;                     

- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.                

В настоящее время в нашей стране действуют Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды.

Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них. Задача статистики внебюджетных фондов - определение объема, дина­мики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотно­шений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.  

Статистическими показателями различных бюджетных фон­дов являются:

- общий объем доходов, в том числе по источникам;

- прочие доходы;

- общий объем расходов, в том числе по направлениям;

- прочие расходы;

- остаток средств на начало периода;

- остаток средств на конец периода.

Статистические показатели Пенсионного фонда Российской Федерации

В соответствии с действующим законодательством Пенсион­ный фонд обеспечивает выплату пенсий и некоторых видов посо­бий населению, не участвующему в трудовом процессе. Кроме того, Пенсионный фонд участвует на долговременной основе в финан­сировании федеральных, республиканских и региональных программ по социальной поддержке населения и осуществляет расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и коммерческой деятельности.

Статистика характеризует количественные закономерности, складывающиеся в процессе формирования и использования средств Пенсионного фонда, с помощью системы статистических показателей, к ним относятся:

- общий объем поступлений в Пенсионный фонд, в том числе по источникам:

страховые взносы;

средства Федерального бюджета РФ;

средства Государственного фонда занятости населения;

прочие доходы;

- общий объем расходов, в том числе  по направлениям:

финансирование выплат пенсий и пособий;

управленческие расходы фонда;

прочие расходы.

Поступление и расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ составили в 1997 г. (млрд. руб.):

Остаток средств на начало года                                                               1584

Поступления за год                                                                               178 329

в том числе:

страховые взносы предприятий и организаций                                  151073

средства Федерального бюджета РФ                                                    23 172

средства фонда  занятости населения                                                      2877

прочие доходы                                                                                           3797

Израсходовано за год                                                                           176 605

в том числе:

финансирование выплат населению пенсий и пособий                     172767

прочие расходы                                                                                          3838

Поступление средств федерального бюджета в Пенсионный фонд связано с выплатой государственных пенсий и пособий во­еннослужащим и гражданам, приравненным к ним по пенсионно­му обеспечению, повышением пенсий в связи с изменением индек­са стоимости жизни и ростом заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством.

К прочим поступлениям Пенсионного фонда относятся:

- добровольные взносы граждан и общественных организаций;

- доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.

Изменение средств Пенсионного фонда в течение года можно представить в виде баланса:

ДСк = ДСн + ПДС – ИДС = 1584+178329-176605 = 3308 млрд. руб.,

где ДСк  - остаток денежных средств фонда на конец периода;

ДСн - остаток денежных средств фонда на начало периода;

ПДС - сумма поступивших в течение года денежных средств;

ИДС - сумма израсходованных в течение года денежных средств.

Эффективность функционирования Пенсионного фонда мож­но определить, исчислив долю средств, израсходованных на фи­нансирование выплат государственных пенсий, пособий и прочих расходов.

Статистические показатели Фонда социального страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяе­мый как в территориальном, так и в отраслевом разрезе. Средства фонда предназначены для выплаты различных пособий, финанси­рования санаторно-курортного обслуживания трудящихся, матери­ального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов трудящихся.                               

Статистика изучает источники поступления средств Фонда соци­ального страхования Российской Федерации, направления расходо­вания денежных средств, динамику общего объема поступлений и рас­ходов, структуру и структурные сдвиги, происходящие в составе ис­точников поступлений и расходования денежных средств фонда.

Общий объем поступлений в Фонд социального страхования включает сумму страховых взносов предприятий и организаций; средства государственного бюджета; поступления за путевки в са­натории и дома отдыха, реализуемые по линии социального стра­хования; поступления от средств, вложенных в банк, и прочие по­ступления.

Поступление и расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации за 1997 г. состоят из следующих показателей (млрд. руб.):

Остаток средств на начало года                                                               1611

Поступления за год                                                                                  31516

                                  в том числе:                

страховые взносы предприятий и организаций                                    28270

частичная оплата путевок                                                                           441

поступления от Пенсионного фонда РФ                                                   120

средства федерального бюджета                                                                212

прочие доходы                                                                                           2474

Израсходовано за год                                                                             30 385

                                   в том числе:

финансирование выплат пенсий, пособий                                           22 300

финансирование мероприятий по санаторно-курортному

обслуживанию                                                                                                      6466

выплаты пособий сверх установленной нормы на санаторно-

курортное лечение и оздоровление, финанси­руемые за

счет средств федерального бюджета                                                                    380

финансирование исполнительной дирекции фонда                               1159

перечислено в Пенсионный фонд РФ                                                            -

прочие расходы                                                                                              80

В числе общего объема поступлений наибольшую долю зани­мают страховые взносы. В 1997 г. доля страховых поступлений в общем объеме поступлений Пенсионного фонда составила 90% . Размер страховых взносов предприятий и организаций исчисляется как произведение установленного процента (тарифа) на фонд заработной платы рабочих и служащих. Тарифы страховых взносов устанавливаются правительством на определенный срок по каждому профессиональному союзу, при этом учитываются условия труда и состав работников. Специальные тарифы устанавливаются для страхователей, использующих труд привлеченных лиц, также для религиозных организаций, если трудовой договор с работниками заключен при участии профсоюзов. Размер страховых тарифов должен обеспечить поступления, достаточные для зап­ланированных расходов.

Поступления от продажи путевок зависят от количества реали­зованных путевок, их стоимости и размера оплаты членами проф­союза.

Доля поступлений от продажи путевок в общем объеме поступ­лений Фонда социального страхования в 1997 г. составила 1,4%. Прочие доходы Фонда социального страхования в 1997 г. составили 7,8% общего объема поступлений в фонд.

Для характеристики расходования денежных средств Фонда социального страхования статистика рассчитывает показатель общего объема израсходованных денежных средств, в том числе ряд показателей, отражающих использование денежных средств фонда по направлениям.

Основной объем расходов фонда приходится на выплаты пен­сий и пособий. В 1997 г. доля выплат пенсий и пособий Фонда со­циального страхования составила 73,4% общего объема расходов фонда.

За счет средств Фонда социального страхования осуществля­ются выплаты следующих видов пособий:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по беременности и родам;

- пособие на рождение ребенка;

- пособие на детей малообеспеченным семьям;

- пособие по уходу за ребенком до достижения им определен­ного возраста;

- пособие на погребение.

Размер пособий устанавливается в соответствии с действующим законодательством.                                       

Расходы Фонда социального страхования по санаторно-курортному обслуживанию трудящихся обусловлены выделением средств для приобретения трудящимися на льготных условиях или бесплат­но путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха, турбазы, лагеря отдыха для детей. Доля расходов на санаторно-курортное лечение в общих расходах фонда составила в 1997 г. 21,3%. Этот вид расходов является в современной обстановке особенно социально значимым, так как в связи с ростом стоимости жизни многие семьи не могут приобрести за полную стоимость путевки для отдыха и лечения.

Движение денежных средств фонда в течение года можно от­разить с помощью балансового уравнения:

ДСк = ДСн + ПДС – ИДС = 1611+31516-30385 = 2722 млрд. руб.

Показатели статистики Государственного фонда занятости населения Российской Федерации

Государственный фонд занятости населения РФ является фи­нансовой базой деятельности служб занятости, которые занима­ются вопросами, связанными с реализацией мероприятий по обес­печению занятости населения.

Государственная служба занятости решает задачи:

- обеспечения профессионального переобучения и переподго­товки кадров;

- организации и содержания бирж труда;

- материальной поддержки безработных и т.д.

Система статистических показателей Фонда занятости населе­ния отражает общий объем поступления (расходования) денежных средств, в том числе по источникам поступления (направлениям расходов). В задачу статистического изучения функционирования Фонда занятости населения входят изучение динамики показате­лей поступления (расходования) денежных средств фонда, изуче­ние состава, структуры и структурных изменений отдельных со­ставляющих поступлений (расходов) фонда, отражение общих за­кономерностей формирования фонда.

Поступление и расходование средств Государственного фон­да занятости населения РФ в 1997 г. составили (млрд. руб.):

Остаток средств на начало года                                                                 308

Поступления за год                                                                                    8847

                                в том числе:

страховые взносы предприятий и организаций                                      7985

средства из федерального бюджета                                                           239

средства из местного бюджета                                                                     20

добровольные поступления                                                                         0,1

прочие поступления                                                                                    603

Израсходовано за год                                                                                8822

                                     в том числе на:

финансирование выплат населению пенсий, пособий                           6466

финансирование мероприятий по социальному

обеспе­чению                                                                                                             74

финансирование расходов по образованию                                              485

финансирование расходов по науке и научному

обслу­живанию                                                                                                          14

финансирование исполнительной дирекции фонда                               1474

финансирование общественных работ                                                      199

финансовую поддержку                                                                              362

прочие расходы                                                                                            748

Основным источником поступлений Государственного фонда занятости населения являются обязательные отчисления работодателей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и сфер деятельности). В 1997 г. этот вид поступлений составил 90,3% общего объема поступлений в Фонд занятости.

Дополнительными источниками средств Фонда занятости мо­гут быть поступления из федерального и местных бюджетов, а так­же добровольные поступления - взносы отечественных и иност­ранных предприятий, общественных организаций, граждан и т.д. Доля поступлений фонда за счет федерального бюджета в 1997 г. составила всего 2,7% общего объема поступлений.

Свободные средства фонда занятости населения могут вклады­ваться в акции, ценные бумаги, храниться на банковском счете, образуя прирост свободных денежных средств за счет выплаты процентов по вкладам и дивидендов по акциям. Таким образом, прирост свободных денежных средств фонда также может являть­ся источником поступлений.

Общий объем расходов фонда занятости в 1997 г. составил 8822 млрд. руб.

Важной статьей расходов является выплата населению пенсий и пособий. В связи с отсутствием возможности переквалифицироваться или найти работу людям предпенсионного возраста могут быть назначены досрочные пенсии. Доля этих расходов в общем объеме расходов фонда занятости составила в 1997 г. 74,3%. В 1997 г. второй по величине статьей расходов явилось содержание службы занятости, оно составило 16,7% общего объема расходов.

Расходы на финансовую поддержку связаны с выплатой стипендий обучающимся в центрах подготовки и переподготовки кадров. Расходы на финансовую поддержку в 1997 г. составили 4,1% общего объема расходов Фонда занятости (против 25% в 1993 г.).

Расходы Фонда занятости на образование связаны с организа­цией работы центров переобучения и профессиональной подготовки. Доля расходов на профессиональную подготовку в 1993 г. составила 2,4% общего объема расходов фонда, в 1994 г. - 4,2% а в 1997 г. - 5,5%. Движение средств Фонда занятости населения можно выразить в форме балансового уравнения:

ДСк = ДСн + ПДС – ИДС = 308+8847-8822 = 333 млрд. руб.