Статистика государственного бюджета и внебюджетных фондов
1.Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета
Государственные финансы - важнейшая составляющая часть Финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие специфичecкиe функции: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий. Важной задачей статистики государственных финансов является изучeниe количественных закономерностей массовых процессов, проиcxoдящиx при формировании и расходовании государственных финансов.
Статистическое изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строении государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных частей.
Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов.
Государственный бюджет - основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.
Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы - бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.
Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.
Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.
Необходимой основой устойчивости и сбалансированности бюджета являются повышение эффективности общественного производства, рациональная структура бюджетных расходов, применение эффективного бюджетного механизма.
В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета для осуществления международных сопоставлений в области статистики государственных финансов,
Основными задачами статистики государственного бюджета на этапе интеграции России в мировое экономическое сообщество являются:
- дальнейшее приведение действующей бюджетной классификации в соответствие с существующими международными стандартами;
- определение объема и динамики доходов и расходов государственного бюджета;
- изучение структуры источников доходов и направлений расходов средств государственного бюджета;
- анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;
- анализ источников финансирования бюджетного дефицита;
- определение объема государственного внутреннего долга, его структуры и динамики;
- изучение сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений.
Информационная база статистики государственного бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государственного бюджета, представляемых Минфином РФ: форма №1 «Бухгалтерский баланс»; форма №2 «Отчет о финансовых результатах»; форма №3 «Отчет о движении капитала»; форма №4 «Отчет о движении денежных средств»; форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; форма №2-2 «О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете»; форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации»; форма 2-1 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования»; форма 2-2 «Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием»; форма 2-3 «Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)»; формы 4, 4-сводная «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам»; «Отчет об исполнении планов по сети, штатам и контингентам».
2. Основы бюджетной классификации
Бюджетная классификация - это основной методологический Документ, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. Задачей статистики в области классификации государственных бюджетов являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлечена заемных или накопленных за прошлые периоды средств.
Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления. Деятельность институциональных единиц, относящихся к сектору государственного управления (государственные учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании и занятые в сферах общего управления, финансовой деятельности, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, поддержания правопорядка, обороны, а также осуществляющие бесплатное или льготное обслуживание населения в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т.д.), направлена на выполнение функций государственного управления, заключающихся в предоставлении услуг нерыночного (коллективного) характера, а также в перераспределении доходов и национального богатства. В основном перераспределение доходов происходит Посредством налогообложения институциональных единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.
Характер системы статистических показателей государственного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опирается на категории, отражающие природу различных хозяйственных операций, которые осуществляются учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К ним относятся:
- поступления или платежи;
- поступления (платежи) возвратные и невозвратные;
- поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
- поступления (платежи) текущие и капитальные;
- приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
- приобретение финансовых активов с целью проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлениям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе (рис. 1). Текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные поступления относятся к невозвратным операциям. Приобретение финансовых активов, принятие обязательств относятся ко всем возвратным операциям. Последняя позиция касается только операций с государственными финансовыми активами.
В любой операции участвуют две стороны (участники операции). В большинстве случаев в операции задействованы два потока: входящий (поступление); выходящий (платеж).
Посредством этих операций осуществляется воздействие на увеличение или уменьшение финансовых активов органов государственного управления, причем поступления увеличивают финансовые активы государства, а платежи их уменьшают (рис. 2).
Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксированным сроком погашения (платежи в счет погашения кредитов в виде товаров и услуг; платежи в счет погашения кредитов; дарение или аннулирование по ссудам; рефинансирование кредитов; погашение кредитов в форме государственных долговых обязательства. В результате возвратной операции возникает финансовое требование либо погашается обязательство.
Рис. 1 Классификация финансовых потоков
Поступления Финансовые активы Платежи
![]() |
![]() |
Увеличение Уменьшение
Рис. 2 Влияние финансовых потоков на объем финансовых активов государства
При невозвратных платежах или поступлениях обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует. Невозвратные платежи (поступления) могут быть возмездными либо безвозмездными. Возмездные невозвратные поступления (платежи) имеют место при наличии обратного потока товаров и услуг (бартер, товары и услуги в обмен на сборы; доходы от собственности; дарения в виде товаров и услуг; государственные товары и услуги, предоставленные обществу).
Невозвратные платежи (поступления) считаются безвозмездными, если обратный поток товаров и услуг отсутствует (налоги; безвозмездные денежные трансферты и дарения; трансферты и дарения в виде товаров и услуг).
Осуществление возмездных операций предполагает наличие платежей на условиях компенсации, а безвозмездная операция независимо от того, добровольная она (дарения) или обязательная (налоги), не предусматривает получения взамен эквивалента в какой-либо форме.
Целевое назначение поступлений и платежей может быть связано как с текущей деятельностью, так и с осуществлением капитальных затрат. К операциям с капиталом относятся поступления и платежи, имеющие целью приобретение, создание или продажу финансовых активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Земля и нематериальные активы включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи из государственных источников для приобретения капитальных активов относят к официальным трансфертам капитала: К капитальным трансфертам относят безвозмездные платежи на приобретение капитальных активов, если они получены из негосударственных источников (рис. 3).
Рис. 3 Классификация операций с капиталом
Среди возвратных финансовых операций различают два вида: операции, при которых возникают обязательства органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операции, связанные с возникновением обязательств других секторов экономики по отношению к органам государственного управления.
Согласно действующему Международному стандарту по статистике государственных финансов учет финансовых поток возникающих в результате операций, осуществляемых органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, производится на кассовой основе, тогда как в СНС это происходит на основе начисленных сумм (т.е. в момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности).
В настоящее время Международный валютный фонд проводит пересмотр существующих стандартов сбора и обработки статистических показателей в области государственных финансов, предполагая перейти от регистрации денежных потоков по кассовому методу к регистрации по методу начислений. Это в какой-то мере позволит добиться сопоставимости показателей статистики государственных финансов с СНС 1993, даст возможность наиболее полно охватить показатели запасов и потоков, относящиеся к государственному управлению, в том числе операции и обязательства неденежного характера, а также будет способствовать расширению системы показателей статистики государственных финансов.
Современная бюджетная классификация РФ, введенная в 1995 г., построена на основе анализа аналогичных классификаций других стран. В ней учтены рекомендации международных финансовых организаций и принята во внимание российская специфика, Отличительными чертами новой классификации являются более широкое число показателей, используемых в процессе построения и исполнения бюджета, а также изменение общей структуры бюджетной классификации (рис. 4).
![]() |
Рис. 4 Структура бюджетной классификации Российской Федерации
В существовавшей ранее бюджетной классификации отсутствовали блоки «Финансирование бюджета» и «Государственный долг». Их введение связано с решением проблем осуществления контроля за привлечением заемных средств, изменением запасов золото-валютных резервов, изменением остатков средств на счетах бюджета и осуществлением контроля за изменением совокупныхx обязательств государства.
3. Классификация и показатели доходов государственного бюджета
Классификация доходов государственного бюджета Российской Федерации ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета - это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет (рис. 5).
Доходы государственного бюджета делятся на текущие и капитальные.
Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.
Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налоговым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
Для рыночной системы важно использовать бюджетную классификацию поступлений, основанную на экономическом характере налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное влияние на те операции, с которых они взимаются.
Текущие неналоговые поступления - это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).
Официальные трансферты - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременные ми и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации. Официальные трансферты выделены в составе доходов в соответствии с рекомендацией Международного валютного фонда как операнд сокращающие дефицит бюджета. Выделение их отдельной позицией позволяет осуществить любую перегруппировку доходов государственного бюджета. Официальные трансферты классифицируются по источнику их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).
К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, например больниц, на покупку оборудования и т.д.).
Действующая российская бюджетная классификация отличается от международных стандартов (рис. 6).
В ней не выделены полученные официальные трансферты. В неналоговые доходы входят как текущие неналоговые доходы, так и доходы от операций с капиталом (капитальные доходы). Не соответствует международным стандартам и отнесение к неналоговым доходам платежей за использование природных ресурсов. Однако введение в действующую классификацию доходов государственного бюджета Российской Федерации категорий налоговых и неналоговых доходов свидетельствует о сближении отечественной классификации с международной классификацией.
Согласно действующей классификации обобщающими показателями доходов государственного бюджета РФ являются показатели общего объема доходов, налоговых доходов, неналоговых доходов.
Рис. 5 Классификация доходов государственного бюджета и полученных официально трансфертов в международной статистике государственных финансов
Рис. 6 Классификация доходов бюджета Российской Федерации
Показатель общего объема доходов государственного бюджета отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего распределению по территориальному, отраслевому и целевому назначению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступления.
Налоговые доходы - это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Налоги классифицируются статистикой по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство. Базой налога могут служить фонд заработной платы, торговый оборот, импортируемые товары и т.п.
Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, на Увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на социальное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги.
Новыми составляющими показателя налоговых поступлений в бюджетной классификации Российской Федерации, принятой в 1995 г., являются такие, как отчисление на социальное страхование налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, налоги на международную торговлю и внешние операции. Платежи за использование природных ресурсов включены в состав налоговых доходов, хотя они налоговыми поступлениями не являются. В 1997 г. налоговые поступления составили около 83,5% показателя общего объема доходов консолидированного бюджета, т.е. подавляющую долю доходов, а доля налоговых доходов бюджета Российской Федерации в 1997 г. составила 76,8% общей суммы доходов.
Вследствие неэффективности действующей налоговой системы задолженность по платежам в консолидированный бюджет в 1997 г. составила 181,8 трлн. руб., а дефицит консолидированного бюджета составил 127,9 трлн. руб., или 5% общего объема ВВП. Недоимка по налоговым платежам от общей суммы задолженности в консолидированный бюджет в 1994,1995, 1996,1997 гг. составила соответственно 67; 65; 86 и 88%. Аналогичную тенденцию имела недоимка по налоговым платежам в бюджет РФ в эти же периоды. Она составила от общей суммы задолженности по налоговым платежам в бюджет РФ в 1994, 1995, 1996 и 1997 гг. 62,8; 63; 88 и 91% соответственно. Подавляющая часть недоимки в консолидированный и Федеральный бюджеты приходилась в 1994-1997 гг. на налог на добавленную стоимость. Отметим, что доля Недоимок по налогу на добавленную стоимость имеет тенденцию к росту: в 1994, 1995, 1996 и 1997 гг. доля недоимки по налогу на добавленную стоимость в бюджет РФ составила 31,8; 38,9; 53 и 64,1% соответственно от общего объема задолженности.
Налоги являются важным экономическим рычагом. Посредством налогов государство имеет возможность воздействовать на производство, стимулируя или сдерживая его развитие. В настоящее время в России проводится комплекс мероприятий по совершенствованию системы налогообложения, что по сути равносильно налоговой реформе. Целью проводимой налоговой реформы являются: ужесточение налоговой дисциплины; формирование цивилизованного института налогоплательщиков; упрощение налоговой системы; налоговое стимулирование производства; совершенствование принципов бюджетного федерализма; развитие • стране муниципальных налоговых систем. Реформирование налоговой системы должно обеспечить наполнение в необходимом объеме доходной части бюджета.
Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного сектора и др.). В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.
Показатель неналоговых поступлений исчисляется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспечения государственных служащих, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из негосударственных источников.
В 1996 и 1997 гг. неналоговые поступления составили 10,2 и 12,4% общего объема доходов консолидированного бюджета соответственно.
Принципиальным отличием обновленной системы показателей доходов государственного бюджета от существовавшей ранее является то, что займы государства, осуществляемые с целью финансирования экономики, теперь не рассматриваются как часть доходов государственного бюджета, поскольку в конечном счете они увеличивают государственный долг. Государственные займы в соответствии с новой классификацией отражаются в расходной части государственного бюджета, что согласуется с существующими международными стандартами.
4. Классификация и показатели расходов государственного бюджета
В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства. В предшествующей бюджетной классификации такой подход отсутствовал.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.
Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюджета, введенной в 1995 г.
Показатель чистого кредитования (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) - заимствование с целью финансирования дефицита.
В действующей классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:
- функциональному назначению;
- экономическому назначению;
- ведомственному назначению.
Бюджетная классификация - важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельности государства и посредством бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.
Функциональная структура состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран, в их числе:
- государственное управление;
- обеспечение внутренней и внешней безопасности;
- международная деятельность;
- содействие научно-техническому прогрессу;
- социальное развитие.
В Российской Федерации действует следующая функциональны классификация государственного бюджета:
- государственное управление;
- судебная власть;
- межгосударственная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- промышленность, энергетика и строительная индустрия;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология;
- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- образование;
- культура и искусство;
- средства массовой информации; .
- здравоохранение и физическая культура;
- социальная политика;
- обслуживание и погашение государственного долга;
- пополнение государственных запасов и резервов;
- региональное развитие;
- утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;
- прочие расходы.
Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри которых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от стоящих проблем развития той или иной области экономики. Некоторые функциональные разделы имеют временный характер (например, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной Реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.
От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В качестве равных в функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность, участие государства в развитии науки и техники, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и связи, содействие структурной перестройке промышленности, конверсии военного производства, развитию рыночной инфраструктуры, местному и региональному развитию, ликвидации последствий стихийных бедствий.
Особую значимость для граждан РФ имеют разделы, относящиеся к сфере социальных мероприятий; образование, здравоохранение и физическая культура, средства массовой информации, культура и искусство, социальная политика.
В специально выделенном разделе «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» отражены расходы на общую науку и фундаментальные исследования, а также на разработку перспективных производственных технологий по отраслевым программам научно-технического прогресса в промышленности.
В функциональной классификации выделен раздел, включающий различные виды расходов по текущему обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Объединены в особый раздел все виды расходов, связанных с созданием и пополнением государственных запасов и резервов. Функциональная классификация расходов Российской Федерации соответствует, международным стандартам.
В соответствии с функциональной классификацией, введенной в 1995 г., статистика государственного бюджета исчисляет расширенную систему показателей расходов государственного бюджета.
Обобщающий показатель объема расходов государственного бюджета включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитование за минусом погашения. Общий объем расходов федерального бюджета в 1997 г. составил 436,6 трлн руб.
К расходам на государственное управление относятся расходы, связанные с управленческой сферой деятельности государства, обусловленные выполнением государством хозяйственно-организационной функции; расходы, направленные на функционирование системы законодательной и исполнительной государственной власти; расходы, связанные с деятельностью финансовых и фискальных органов; расходы на управление государственной собственностью; расходы на статистическую службу и прочие государственные расходы. Расходы федерального бюджета на государственное управление в 1997 г. составили 10,1 трлн. руб., что в 1,9 раза больше, чем в 1996 г.
К расходам на судебную власть относят расходы на содержание судебной системы и прокуратуры.
Важной функцией государства является осуществление международной деятельности. Расходы на международную деятельность связаны с развитием международного сотрудничества, реализацией международных договоров, осуществлением международных культурных, научных и общественных связей. Расходы государственного бюджета, связанные с осуществлением международной деятельности, составили в 1997 г. 2,6 трлн. руб., что в 10 раз меньше соответствующего показателя в 1996 г.
Расходы государственного бюджета на национальную оборону вытекают из функции государства, заключающейся в обеспечении обороноспособности страны. К ним относятся расходы на функционирование армии и флота, выплату пенсий военнослужащим, сохранение мобилизационных мощностей, помощь иностранным государствам и др. Расходы на национальную оборону в 1997 г. составили 814 трлн. руб. и возросли в 1,3 раз по сравнению с 1996 г. Расходы на национальную оборону целиком осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Расходы на правоохранительные органы и обеспечение безопасности связаны с необходимостью поддержания внутренней и внешней безопасности государства. Они включают: расходы на функционирование органов внутренних дел; расходы на обеспечение внутренних войск; расходы на содержание уголовно-исправительной системы; расходы на содержание органов налоговой полиции; расходы на органы государственной безопасности; расходы на пограничные войска. Расходы федерального бюджета на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности составили в 1997 г. 45,2 трлн. руб., что в 1,6 раза больше, чем в 1996 г.
Расходы бюджета на промышленность, энергетику, строительство связаны с государственной поддержкой базовых отраслей промышленности, воспроизводством минерально-сырьевой базы, функционированием машиностроительного комплекса, осуществлением конверсии оборонной промышленности и др. Общий объем расходов федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство составил в 1997 г. 30,3 трлн. руб. и в 1,5 раза превысил расходы по этой статье в 1996 г.
Важным показателем являются расходы бюджета на сельское хозяйство. Они связаны с финансированием сельскохозяйственного производства, поддержанием и освоением земельных ресурсов, необходимостью осуществления заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, функционированием рыболовного хозяйства и других мероприятий в области сельского хозяйства. Общий объем расходов федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство сложился в 1997 г. в размере 8,5 трлн. руб. по сравнению с 1996г.
В связи с угрозой экологической катастрофы особую значимость приобретает показатель расходов на охрану окружающей среды и природных ресурсов. Данный показатель включает расходы на водные и лесные ресурсы, расходы на охрану окружающей среды, расходы на гидрометеорологию, картографию и геодезию.
Расходы на транспорт, дорожное хозяйство и информатику включают государственную финансовую поддержку автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также расходы на дорожное хозяйство, связь и информатику.
Новым показателем расходов являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, включающие государственную поддержку малого бизнеса и предпринимательства.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство связаны с финансированием жилищного, коммунального хозяйства и других структур.
Впервые в нашей статистике введен показатель расходов на предупреждение и ликвидацию стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий. Он включает расходы по финансированию государственных программ по ликвидации последствии аварий и других катастроф; расходы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; расходы на мобилизационную и гражданскую подготовку.
Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с развитием и совершенствованием системы народного образования, финансированием науки и культуры, удовлетворением потребностей населения в медицинском обслуживании, осуществлением социального обеспечения населения и проведением социальной политики, необходимостью проведения государственной молодежной политики и финансовой поддержки средств массовой информации (табл. 1).
Таблица 1
Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия в 1997 г.
Показатели |
Трлн. руб |
В процентах к итогу |
Расходы – всего В том числе: образование культура и искусство средства массовой информации здравоохранение и физическая культура социальная политика |
270,52 12,6 13,9 3,4 77,1 63,52 |
100,0 41,6 5,1 1,2 28,5 23,5 |
Объем расходов консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия в 1997 г. составил 32% общего объема расходов консолидированного бюджета.
Совокупность расходов на народное образование включает финансирование дошкольного образования, начального и общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, профессиональной подготовки кадров, высшего образования. Расходы на образование являются главной составляющей статьи расходов на социально-культурные мероприятия, их доля в 1997 г. составила 41,6% общего объема расходов этой статьи в консолидированном бюджете Российской Федерации, что по сравнению с 1996 г. меньше на 2,9%.
Расходы на культуру и искусство должны обеспечивать управление, эксплуатацию, финансовую поддержку и обеспечение объектов, предназначенных для целей культурного развития: библиотек, музеев, художественных галерей, театров, выставочных залов и т.п. Финансирование культуры происходит в нашей стране по остаточному принципу, поэтому средства, выделяемые на культуру и искусство, весьма незначительны. В консолидированном бюджете за 1997 г. они составили 13,9 трлн. руб., или 5,1% общей суммы расходов на социально-культурные мероприятия.
Расходы на средства массовой информации предназначены для финансирования периодической печати и издательств, телевидения и радиовещания. Поддержка средств массовой информации в 1997 г. составила 3,4 трлн. руб., или 1,2% общего объема расходов на социально-культурные мероприятия консолидированного бюджета.
Расходы на здравоохранение включают затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, приобретение и производство продукции, используемой в медицинской практике (медикаментов, протезов, медицинского оборудования и инструментов), финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок в области здравоохранения и медицинского обслуживания и т.д. Расходы на здравоохранение имеют высокую социальную значимость. В 1997 г. расходы консолидированного бюджета РФ на здравоохранение и физическую культуру составили 77,1 трлн. руб. по сравнению с 56,3 трлн. руб. в 1996 г. В связи с тяжелым экономическим положением России финансирование здравоохранения является крайне недостаточным.
Особое значение имеют расходы на науку и государственные научно-технические программы, предназначенные для поддержки фундаментальных исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, а также для финансирования архивных учреждений.
Расходы на целевые программы связаны с финансированием целевых региональных программ по развитию народного хозяйства.
Новой расходной статьей является «Обслуживание государственного долга», которая включает обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долгов.
Впервые вводится показатель расходов на пополнение государственных запасов и резервов. Данный вид расходов должен обеспечить финансирование пополнения государственных запасов драгоценных металлов и камней, государственных материальных стратегических резервов и прочих государственных запасов и резервов.
Показатель прочих расходов включает расходы на резервные фондов, проведение выборов и референдумов, оказание финансовой помощи другим уровням власти, предоставление бюджетных суд и т.п.
Рассмотренные показатели доходов и расходов государственного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.
Впервые новая бюджетная классификация включает группировку расходов бюджета по экономическому признаку. Основа данной группировки - сведение расходов в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров и услуг) и безвозмездными.
Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета. Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис. 7.
|
|||
![]() |
Рис. 7 Экономическая классификация: расходы и кредитование минус погашение
Текущие расходы - это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.
Капитальные расходы включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.
Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель чистого кредитования включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Для того чтобы придать адресный характер процессу распределения финансовых ресурсов государственного бюджета, статистика предусматривает группировку расходов бюджета по ведомственному признаку. Она дает возможность отразить распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) - федеральным министерствам и ведомствам.
В ходе группировки расходов бюджета по ведомственному признаку денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам. Направления расходов данного министерства или ведомства детально конкретизируются, что позволяет органам законодательной власти сделать заключение о необходимости данного вида деятельности и объемах его финансирования, а также контролировать его осуществление. Для отражения ведомственной структуры федеральных расходов выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме этого в соответствии с международными стандартами в ведомственной группировке расходов бюджета в качестве самостоятельных организационных структур показаны органы законодательной и судебной власти и исполнительный аппарат Президента и Правительства РФ.
Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.
Высокая степень детализации расходов осуществляемых группировок позволяет установить на уровне видов расходов целевых статей бюджетов отдельных министерств и ведомств их связь с конкретным подразделом функциональной группировки либо отнести данный вид расходов к одной из экономических статей.
Экономическая и функциональная структуры расходов являются едиными для всех нижестоящих бюджетов. Однако ведомственная структура нижестоящих бюджетов будет различна в силу того, что у каждого уровня власти свои органы и целевые направления деятельности.
Консолидированный бюджет, отражающий аккумуляцию и использование финансовых средств на всех уровнях бюджетной системы, можно представить также в единой функциональной и экономической структуре.
5. Статистика внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Внебюджетные фонды позволяют:
- влиять на процесс производства посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;
- обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
В настоящее время в нашей стране действуют Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды.
Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них. Задача статистики внебюджетных фондов - определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.
Статистическими показателями различных бюджетных фондов являются:
- общий объем доходов, в том числе по источникам;
- прочие доходы;
- общий объем расходов, в том числе по направлениям;
- прочие расходы;
- остаток средств на начало периода;
- остаток средств на конец периода.
Статистические показатели Пенсионного фонда Российской Федерации
В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд обеспечивает выплату пенсий и некоторых видов пособий населению, не участвующему в трудовом процессе. Кроме того, Пенсионный фонд участвует на долговременной основе в финансировании федеральных, республиканских и региональных программ по социальной поддержке населения и осуществляет расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и коммерческой деятельности.
Статистика характеризует количественные закономерности, складывающиеся в процессе формирования и использования средств Пенсионного фонда, с помощью системы статистических показателей, к ним относятся:
- общий объем поступлений в Пенсионный фонд, в том числе по источникам:
страховые взносы;
средства Федерального бюджета РФ;
средства Государственного фонда занятости населения;
прочие доходы;
- общий объем расходов, в том числе по направлениям:
финансирование выплат пенсий и пособий;
управленческие расходы фонда;
прочие расходы.
Поступление и расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ составили в 1997 г. (млрд. руб.):
Остаток средств на начало года 1584
Поступления за год 178 329
в том числе:
страховые взносы предприятий и организаций 151073
средства Федерального бюджета РФ 23 172
средства фонда занятости населения 2877
прочие доходы 3797
Израсходовано за год 176 605
в том числе:
финансирование выплат населению пенсий и пособий 172767
прочие расходы 3838
Поступление средств федерального бюджета в Пенсионный фонд связано с выплатой государственных пенсий и пособий военнослужащим и гражданам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, повышением пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством.
К прочим поступлениям Пенсионного фонда относятся:
- добровольные взносы граждан и общественных организаций;
- доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.
Изменение средств Пенсионного фонда в течение года можно представить в виде баланса:
ДСк = ДСн + ПДС – ИДС = 1584+178329-176605 = 3308 млрд. руб.,
где ДСк - остаток денежных средств фонда на конец периода;
ДСн - остаток денежных средств фонда на начало периода;
ПДС - сумма поступивших в течение года денежных средств;
ИДС - сумма израсходованных в течение года денежных средств.
Эффективность функционирования Пенсионного фонда можно определить, исчислив долю средств, израсходованных на финансирование выплат государственных пенсий, пособий и прочих расходов.
Статистические показатели Фонда социального страхования Российской Федерации
Фонд социального страхования - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезе. Средства фонда предназначены для выплаты различных пособий, финансирования санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов трудящихся.
Статистика изучает источники поступления средств Фонда социального страхования Российской Федерации, направления расходования денежных средств, динамику общего объема поступлений и расходов, структуру и структурные сдвиги, происходящие в составе источников поступлений и расходования денежных средств фонда.
Общий объем поступлений в Фонд социального страхования включает сумму страховых взносов предприятий и организаций; средства государственного бюджета; поступления за путевки в санатории и дома отдыха, реализуемые по линии социального страхования; поступления от средств, вложенных в банк, и прочие поступления.
Поступление и расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации за 1997 г. состоят из следующих показателей (млрд. руб.):
Остаток средств на начало года 1611
Поступления за год 31516
в том числе:
страховые взносы предприятий и организаций 28270
частичная оплата путевок 441
поступления от Пенсионного фонда РФ 120
средства федерального бюджета 212
прочие доходы 2474
Израсходовано за год 30 385
в том числе:
финансирование выплат пенсий, пособий 22 300
финансирование мероприятий по санаторно-курортному
обслуживанию 6466
выплаты пособий сверх установленной нормы на санаторно-
курортное лечение и оздоровление, финансируемые за
счет средств федерального бюджета 380
финансирование исполнительной дирекции фонда 1159
перечислено в Пенсионный фонд РФ -
прочие расходы 80
В числе общего объема поступлений наибольшую долю занимают страховые взносы. В 1997 г. доля страховых поступлений в общем объеме поступлений Пенсионного фонда составила 90% . Размер страховых взносов предприятий и организаций исчисляется как произведение установленного процента (тарифа) на фонд заработной платы рабочих и служащих. Тарифы страховых взносов устанавливаются правительством на определенный срок по каждому профессиональному союзу, при этом учитываются условия труда и состав работников. Специальные тарифы устанавливаются для страхователей, использующих труд привлеченных лиц, также для религиозных организаций, если трудовой договор с работниками заключен при участии профсоюзов. Размер страховых тарифов должен обеспечить поступления, достаточные для запланированных расходов.
Поступления от продажи путевок зависят от количества реализованных путевок, их стоимости и размера оплаты членами профсоюза.
Доля поступлений от продажи путевок в общем объеме поступлений Фонда социального страхования в 1997 г. составила 1,4%. Прочие доходы Фонда социального страхования в 1997 г. составили 7,8% общего объема поступлений в фонд.
Для характеристики расходования денежных средств Фонда социального страхования статистика рассчитывает показатель общего объема израсходованных денежных средств, в том числе ряд показателей, отражающих использование денежных средств фонда по направлениям.
Основной объем расходов фонда приходится на выплаты пенсий и пособий. В 1997 г. доля выплат пенсий и пособий Фонда социального страхования составила 73,4% общего объема расходов фонда.
За счет средств Фонда социального страхования осуществляются выплаты следующих видов пособий:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- пособие на рождение ребенка;
- пособие на детей малообеспеченным семьям;
- пособие по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста;
- пособие на погребение.
Размер пособий устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Расходы Фонда социального страхования по санаторно-курортному обслуживанию трудящихся обусловлены выделением средств для приобретения трудящимися на льготных условиях или бесплатно путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха, турбазы, лагеря отдыха для детей. Доля расходов на санаторно-курортное лечение в общих расходах фонда составила в 1997 г. 21,3%. Этот вид расходов является в современной обстановке особенно социально значимым, так как в связи с ростом стоимости жизни многие семьи не могут приобрести за полную стоимость путевки для отдыха и лечения.
Движение денежных средств фонда в течение года можно отразить с помощью балансового уравнения:
ДСк = ДСн + ПДС – ИДС = 1611+31516-30385 = 2722 млрд. руб.
Показатели статистики Государственного фонда занятости населения Российской Федерации
Государственный фонд занятости населения РФ является финансовой базой деятельности служб занятости, которые занимаются вопросами, связанными с реализацией мероприятий по обеспечению занятости населения.
Государственная служба занятости решает задачи:
- обеспечения профессионального переобучения и переподготовки кадров;
- организации и содержания бирж труда;
- материальной поддержки безработных и т.д.
Система статистических показателей Фонда занятости населения отражает общий объем поступления (расходования) денежных средств, в том числе по источникам поступления (направлениям расходов). В задачу статистического изучения функционирования Фонда занятости населения входят изучение динамики показателей поступления (расходования) денежных средств фонда, изучение состава, структуры и структурных изменений отдельных составляющих поступлений (расходов) фонда, отражение общих закономерностей формирования фонда.
Поступление и расходование средств Государственного фонда занятости населения РФ в 1997 г. составили (млрд. руб.):
Остаток средств на начало года 308
Поступления за год 8847
в том числе:
страховые взносы предприятий и организаций 7985
средства из федерального бюджета 239
средства из местного бюджета 20
добровольные поступления 0,1
прочие поступления 603
Израсходовано за год 8822
в том числе на:
финансирование выплат населению пенсий, пособий 6466
финансирование мероприятий по социальному
обеспечению 74
финансирование расходов по образованию 485
финансирование расходов по науке и научному
обслуживанию 14
финансирование исполнительной дирекции фонда 1474
финансирование общественных работ 199
финансовую поддержку 362
прочие расходы 748
Основным источником поступлений Государственного фонда занятости населения являются обязательные отчисления работодателей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и сфер деятельности). В 1997 г. этот вид поступлений составил 90,3% общего объема поступлений в Фонд занятости.
Дополнительными источниками средств Фонда занятости могут быть поступления из федерального и местных бюджетов, а также добровольные поступления - взносы отечественных и иностранных предприятий, общественных организаций, граждан и т.д. Доля поступлений фонда за счет федерального бюджета в 1997 г. составила всего 2,7% общего объема поступлений.
Свободные средства фонда занятости населения могут вкладываться в акции, ценные бумаги, храниться на банковском счете, образуя прирост свободных денежных средств за счет выплаты процентов по вкладам и дивидендов по акциям. Таким образом, прирост свободных денежных средств фонда также может являться источником поступлений.
Общий объем расходов фонда занятости в 1997 г. составил 8822 млрд. руб.
Важной статьей расходов является выплата населению пенсий и пособий. В связи с отсутствием возможности переквалифицироваться или найти работу людям предпенсионного возраста могут быть назначены досрочные пенсии. Доля этих расходов в общем объеме расходов фонда занятости составила в 1997 г. 74,3%. В 1997 г. второй по величине статьей расходов явилось содержание службы занятости, оно составило 16,7% общего объема расходов.
Расходы на финансовую поддержку связаны с выплатой стипендий обучающимся в центрах подготовки и переподготовки кадров. Расходы на финансовую поддержку в 1997 г. составили 4,1% общего объема расходов Фонда занятости (против 25% в 1993 г.).
Расходы Фонда занятости на образование связаны с организацией работы центров переобучения и профессиональной подготовки. Доля расходов на профессиональную подготовку в 1993 г. составила 2,4% общего объема расходов фонда, в 1994 г. - 4,2% а в 1997 г. - 5,5%. Движение средств Фонда занятости населения можно выразить в форме балансового уравнения:
ДСк = ДСн + ПДС – ИДС = 308+8847-8822 = 333 млрд. руб.