Содержание

Введение. 2

1. Организация и проведение подвижных игр на занятиях физической культуры   4

1.1. Игры с мячом на уроках физкультуры.. 4

1.2. Подвижные игры с мячом на уроках физкультуры (волейбол, баскетбол) 6

2. Исследование уроков с использование методик подвижных игр в разных классах  10

2.1. Методики подвижных игр в 1 – 4 классах. 10

2.2. Использование подвижных игр в 5 – 6 классах. 11

3. Рекомендации по организации подвижных игр на занятиях физической культуры.. 17

Заключение. 23

Список литературы.. 25

Введение

         Многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

         Воспитание – это комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания.

         Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека.

         Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

         Каждая часть физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет идейно-политическое воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками.

         Цель данной работы – рассмотреть методику реализации подвижных игр на уроках физкультуры.

         Объект исследования – занятия физической культурой.

         Предмет исследования – методика реализации подвижных игр на уроках физкультурой.

         Гипотеза: использование подвижных игр на уроках физкультуры способствует не только укреплению физического здоровья, но и тренирует силу воли, способствует лучшему закреплению полученных навыков и является лучшим «мотиватором» деятельности учеников. 

         Задачи:

-       рассмотреть организацию и проведение подвижных игр на занятиях физической культуры;

-       изучить подвижные игры с мячом на уроках физкультуры;

-       провести исследование уроков с использование методик подвижных игр в 1 – 6 классах;

-       сформулировать рекомендации по организации  подвижных игр на занятиях физической культуры.

1. Организация и проведение подвижных игр на занятиях физической культуры

1.1. Игры с мячом на уроках физкультуры

         На уроках физической культуры невозможно научиться безукоризненному выполнению того или оного упражнения, только слушая объяснения учителя или наблюдая за показом двигательного действия на примере. Вместе с тем, отработанная технология обучения двигательным действиям непосредственно не связана с теоретическими знаниями в области физической культуры, которые входят в программный материал и необходимы в будущей жизни школьника.

         Знания, полученные на уроке с образовательной направленностью по теме «Физические качества человека» и закрепленные в практических действиях, помогут учащимся осмыслить процесс собственного физического развития. Анализируя свои действия, они самостоятельно находят ответы на поставленные перед ними задачи: ознакомиться с физическими качествами и научиться определять направленность двигательного действия по развитию какого-либо физического качества.

         Волейбол - это командная спортивная игра с мячом для мужских  и женских команд. Цель игры — ударами рук по мячу направить его на сторону соперника и приземлить там[1].

         Баскетбол - это спортивная игра, при которой улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.). У детей, систематически занимающихся баскетболом, движения становятся более точными, координированными, уверенными. Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка. Игра баскетбол содействует воспитанию самодисциплины, активности, инициативы, товарищеской взаимопомощи.

         Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм занимающихся и воспитание молодежи.

         Для игры баскетбол характерен высокий динамизм в развитии игровых ситуаций, постоянное чередование активных и пассивных фаз игры. Играющие непрерывно переключаются с одних двигательных действий на другие, изменяя скорость и направление движения. Поэтому, готовясь к уроку баскетбола необходимо отдавать предпочтение средствам и методам, максимально отражающим специфику игры. В ходе вводной части следует использовать различные способы и варианты передвижений. Максимально приблизить их к особенностям игры; применять общеразвивающие упражнения, направленные на нестандартные движения, выполняемые в динамическом режиме. Нужно широко внедрять игровой метод для создания эмоционального фона и формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетбола.

         В основной части урока решаются поставленные задачи. Для их решения требуется творческий, неординарный подход. Предлагаю чаще пользоваться методом круговой тренировки. Метод круговой тренировки позволяет большому числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования. Для этого необходимо на основании тематического плана подготовить учебные карточки, задания. В них входят разнообразные упражнения для развития специальных физических качеств, обучение и совершенствование технических элементов игры. Для создания положительных эмоций на уроке, высокой моторной плотности, формирования положительной мотивации учения внедрять в основную часть урока начального и среднего звена игровой и соревновательный метод.

         Критерии оценки могут быть разные.

-       По организованности команд на станциях,

-       По качеству выполнения задания на станции, обычно это станция совершенствования задания,

-       По занятому месту в игре. Обязательное условие – подведение итогов на каждом уроке[2].

         Для этого ведется экран соревнований. В старшем звене необходимо постоянно видоизменять и усложнять упражнения и избегать однообразия заданий и уроков.

1.2. Подвижные игры с мячом на уроках физкультуры (волейбол, баскетбол)

         Чтобы развивать у юных баскетболистов координацию движений, в подготовительную часть урока необходимо систематически включать специальные упражнения. В каждом занятии рекомендуется использовать не более пяти упражнений.

1.     Лежа на спине, мяч за головой, бросить мяч вверх перед собой и поймать

2.     Переложить мяч из руки в руку вокруг туловища в обе стороны, не касаясь тела.

3.     Мяч в руках за спиной. Перебросить мяч через голову и поймать впереди.

4.     Бросить мяч одной рукой из-за спины через плечо вверх и поймать его двумя руками, одной рукой.

5.     Встать на одну ногу, другую поднять вперед, бросить мяч под ногу с наружной стороны вверх и поймать.

6.     Вести мяч одной рукой (правой или левой), ударяя о пол через 1, 2, 3 шага

7.     Из стойки ноги врозь наклониться вперед, бросить мяч назад - вверх, повернуться кругом, выпрямиться и поймать мяч.

8.     Подбросить мяч перед собой вперед-вверх, догнать его и поймать, прежде, чем он упадет на пол.

9.     Лежа на животе, мяч на площадке около головы, бросить мяч в сторону - назад.

10.                       Подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать его; подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать его, подбросить мяч вверх, сесть и поймать его сидя, из седа опять подбросить мяч вверх и поймать его стоя.

11.                       Прыгать через препятствия (например, через гимнастическую скамейку), ударяя мячом о пол или подбрасывая и ловя его.

12.                       У занимающегося два мяча. Одним выполнять ведение, другой мяч подбрасывать вверх и ловить, не прекращая ведения.

13.                       Бросить мяч по коридору шириной 50 или 100 см как можно дальше (если мяч выйдет за пределы коридора, бросок не засчитывается).

14.                       Вести мяч, обводя препятствия справа и слева, кругом.

15.                       Бросить мяч, стараясь попасть в центр круга, нарисованного на полу. Диаметр круга от 30 до 100 см. Условия выполнения упражнения различные. Так, например, надо быстрее набрать 15 очков с линий броска. Первая линия чертится на расстоянии 3 м, вторая - 4 м и третья - в 5 м от круга. С каждой линии разрешается делать 3 броска. За каждое попадание дается 1 очко.

16.                       Покатить мяч по полу и догнать его за линией (линия в 8-10 м).

17.                       Выполнить кувырок на мате и устремиться за мячом, подброшенным вперед-вверх партнером. Поймать мяч после ускорения и вести его, обводя препятствия справа или слева. Затем подбросить мяч вперед-вверх, перепрыгнуть через скамейку, догнать мяч и поймать его до того, как он коснется пола.

18.                       То же, подбрасывая мяч невысоко над матом, во время его полета выполнить кувырок.

19.                       Лежать на спине с мячом в руках. По сигналу вскочить, с разбега 3-4 м перепрыгнуть через скамейку, перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 5-8 м, влезть на гимнастическую стенку, коснуться рукой верхней перекладины, спрыгнуть и сделать заключительный рывок к финишу.

20.                       Подбрасывать и ловить два мяча одновременно.

         При обучении баскетболу также можно использовать различные подвижные игры.

         1. Подвижные игры, используемые при обучении элементам баскетбола.

         Подвижные игры, используемые при обучении передвижениям:

-       Различные варианты салок.

-       День и ночь.

-       Голова и хвост.

-       Курица и ястреб.

-       Следи за сигналом.

         Подвижные игры, используемые при обучении ловле и передаче мяча:

-       Мяч соседу.

-       Передал - садись.

-       10 передач.

-       Борьба за мяч.

-       Гонка мячей по кругу.

-       Варианты гонок мячей в колоннах.

         Подвижные игры, используемые при обучении ведению мяча:

-       Вызов номеров.

-       Ведение мяча парами.

-       Различные варианты салок с мячом.

-       Ловец с мячом.

         Подвижные игры, используемые при обучении броскам мяча:

-       Кто больше.

-       Метко в корзину.

-       Мяч в стойку.

-       Снайперы.

         2. Подвижные игры, используемые для развития двигательных качеств

         Для развития быстроты:

-       Догони партнера.

-       Вызов номеров.

-       К своим флажкам.

-       К своим капитанам.

         Для развития ловкости:

-       Прыгуны и ползуны.

-       Лиса и гуси.

-       Попрыгунчики-воробушки.

-       Все с пола.

         Для развития силы:

-       Бой петухов.

-       Салки цепочкой.

-       Тяни в круг.

-       Выталкивание в приседе.

-       Тяни на булавы.

         Для развития выносливости:

-       Салка и мяч.

-       Салки цепочкой.

-       Переправа.

-       Перемена мест.

-       Поезда.

2. Исследование уроков с использование методик подвижных игр в разных классах

2.1. Методики подвижных игр в 1 – 4 классах

         Задачи урока:

-       Повторение бега с ускорением, метание мяча на дальность и в цель, прыжков в длину с места.

-       Развитие быстроты, прыгучести, ловкости, внимания.

-       Воспитание чувства товарищества, активности, дисциплинированности.

         Место проведения: школьная спортивная площадка.

         Инвентарь: флажки, кубики, мячи, кегли.

         I часть – подготовительная.

         1. Строевые упражнения.

         2. Ходьба: по диагонали, змейкой, на носках, на пятках, на внутренних и внешних сводах стопы, руки на поясе, с перекатом с пятки на носок.

         3. Бег:  с высоким подниманием бедра, бег с прыжками через кубы, приставными шагами, медленный бег с переходом на ходьбу.

         4. Перестроение в 2 шеренги, по ходу перестроения учащиеся берут по 2 флажка. ОРУ с флажками.

         II часть – основная

         1. Бег с ускорением.

-       Игра "Бег с преследованием"

-       Игра "День и ночь"

         2. Метание мяча на дальность и в цель.

         Игра "Бросай дальше": Команды выполняют метание мячей поочередно по свистку: 1-я команда метает, 2-я команда собирает. Затем 2-я команда метает. Самый дальний бросок каждой попытки у команд фиксируется; побеждает команда, у которой наибольшее количество дальних бросков (мячи тряпочные).

         Игра "Сбей кегли": По свистку команды учащихся также поочередно метают мяч, стараясь сбить как можно больше кеглей. Кегли ставятся на среднюю линию площадки. Итоги подводятся по наибольшему числу сбитых кеглей.

         3. Прыжок в длину с места.

         Игра "Чей прыжок длиннее": Учащиеся, стоя в шеренгах, поочередно выполняют прыжок в длину с места. Самый длинный прыжок команды фиксируется. Выигрывает команда, чей результат лучше. 

         Игра "Кузнечики": Команды стоят в 2 колонны. Первые в командах выполняют прыжок в длину с места. Вторые подходят к первым, становясь носками ног к пяткам первого, после чего первые уходят в конец колонны, а вторые выполняют прыжок, затем подходят 3 и т.д. Как прыжок выполнит последний учащийся, результат фиксируется флажками. Итоги подводятся по лучшему результату.

         III часть - заключительная

         1. Игра "Светофор": Красный кружок - учащиеся стоят на месте. Желтый кружок - ходьба на месте. Зеленый кружок - ходьба по площадке

         2. Построение. Подведение итогов урока.

2.2. Использование подвижных игр в 5 – 6 классах

Урок 1. “Мяч в руках”

         Задачи учителя:

-       знакомить учащихся с различными вариантами игры в детский баскетбол;

-       осваивать “азбуку баскетбола”;

-       развивать у детей умение подбирать и проводить игры с элементами баскетбола;

-       расширять опыт самостоятельной организации совместной игровой деятельности.

         Содержание.

         Первый баскетбольный матч был проведен двести лет назад. Изобрел эту игру Джеймс Нейсмит в США. Правила, которые он придумал, сохранились до сих пор и лежат в основе современных правил баскетбола. В России становление баскетбола связано с именем Степана Васильева, лучшего баскетболиста и страстного пропагандиста этой увлекательной игры. Олимпийским видом баскетбол стал в 1936 г. – сначала для мужчин и лишь спустя 40 лет и для женщин.

         Традиционный баскетбол – это игра между двумя командами по пять человек в каждой. Но в мини-баскетболе в команде может быть и три, и два игрока. Перед каждой командой стоит цель – забросить как можно больше мячей в корзину соперников и в то же время создать для них такие препятствия, чтобы не пропустить мячи в свою корзину. При этом действовать нужно в рамках установленных правил.

         В чем особенность игры в баскетбол и отличие ее от футбола? (Опрос детей). Действительно, особенность баскетбола состоит в том, что все действия с мячом, а это передачи, ведение, броски, отбивание, осуществляют только руками.

         Какие же разновидности баскетбола существуют? (Например, стритбол, баскет-шоу). Как их можно использовать в нашей подготовке?

         Просмотр баскетбольного матча (видеозапись или мини-игра по упрощенным правилам с участием заранее подготовленных учащихся), анализ наиболее привлекательных игровых ситуаций.

         Разминка баскетболиста. (Опрос учащихся об особенностях разминки баскетболиста).

         Ходьба с упражнениями на внимание. Бег с сохранением заданной дистанции (0,5 м, 1 м, 1,5 м); с остановкой в заданном учителем положении по сигналу (упор присев, стойка баскетболиста, стойка ноги врозь). Комплекс развивающих упражнений баскетболиста.

         “Азбука баскетболиста”:

         Передача и ловля мяча “В ритме шага”. Учащиеся, стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутой вперед руки, перекатывают мяч в кисти партнера. Принимающий при взятии мяча сгибает руки и приносит его к груди. Мяч нужно удерживать не ладонью, а подушечками пальцев. Имитация передачи мяча двумя руками от груди. Стоя в две шеренги, передача мяча двумя руками от груди. То же, только ловля с шагом навстречу мячу (приближаясь и удаляясь, приставными шагами в любом направлении, ловя мяч до и после остановки). Передача и ловля мяча после его ведения.

         Ведение мяча “Мяч под контролем”. Ведение мяча на разной высоте; правой и левой рукой; с остановками, рывками, поворотами, переводами с одной руки на другую и т.п.

         Броски мяча “Точно в цель”. Броски на точность после какого-либо дополнительного движения, например, после удара мяча о пол. Броски мяча на точность в группах – чья группа быстрее наберет определенное число попаданий мяча в корзину.

         “Суммарный баскетбол”. Класс делится на четыре команды. Участники каждой команды рассчитываются по порядку. Игроки с одинаковыми порядковыми номерами из каждой команды собираются в разных частях спортивного зала и в течение 3–5 мин. проводят игру на одно кольцо. Можно организовать игру “Снайпер” (попадание в цель). По окончании игрового времени все набранные игроками с одинаковым порядковым номером очки суммируются, и определяется команда-победительница.

Игра с элементами баскетбола по выбору учащихся (подготовка игр проводится в форме домашнего задания, выбор одной них осуществляет “экспертный совет”).

         Комплекс упражнений для снятия усталости рук и пальцев:

-       сжимать и разжимать кулаки с силой;

-       круговые движения кистью, сжатой в кулак, влево и вправо;

-       из положения руки вперед, большой палец отвести в сторону и выполнять им круговые движения;

-       развести пальцы в стороны и начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак, затем разогнуть пальцы, начиная с большого.

         Домашнее задание. Подобрать или придумать игру с элементами баскетбола.

 

         Урок 2. “С мячом и без мяча”

         Задачи учителя:

-       осваивать основы техники игры в баскетбол;

-       формировать навыки самостоятельной организации простейших соревнований по баскетболу;

-       учить детей подбирать и организовывать подвижные игры с элементами баскетбола.

         Содержание.

         Движения баскетболиста отличаются мягкостью, слитностью и в то же время быстротой и точностью. Очень важно научиться правильно перемещаться по площадке: бегать, прыгать, поворачиваться. Приемы с мячом – это техника нападения в баскетболе. А что означает термин “игра без мяча”? (Беседа с учащимися о технике игры.)

         Ходьба с упражнениями для развития стопы: на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, пружинящий шаг.

         “Школа маневрирования”. Учащиеся проводят в группах беговые упражнения для баскетболистов. Например, бег с ускорениями, с изменениями направления и скорости, с остановками и др. Учащиеся повторяют различные способы передач, бросков и ведения мяча, а затем выполняют эти приемы на оценку. Обсудить конкретные требования к выполнению того или иного приема, например такие.

         Передача мяча с места. Оценивают исходное положения и рабочую фазу – одновременное выполнение движений рук и выпрямление ног.

         Броски. Оценивают правильный вынос рук вверх для броска, координированное движение рук в сочетании с движениями ног и полное выпрямление тела к концу броска.

         Ведение мяча. Оценивают управление отскоком мяча – не шлепать по мячу ладонью, толкать мяч вниз, разгибая кисть и предплечье.

         Игра “Перехвати мяч”. Учащиеся становятся в круг. Передача мяча по кругу одной рукой от плеча в одну и другую стороны. Направление передач можно изменять по сигналу и произвольно. То же, но в кругу находятся два игрока, которые стараются перехватить мяч.

         Игра “Лучший дриблинг”. Учащиеся делятся на команды по 4–5 человек. В каждой команде один мяч. По сигналу участники команд отбивают мяч от пола – последовательно по 5 раз каждый играющий без остановки мяча. За остановку или падение мяча команде начисляется 1 штрафное очко. Выигрывает команда, у которой меньше штрафных очков. В начале игры проводят пробную попытку. При повторении игры количество отбиваний мяча меняется.

         Игра “Кто хозяин своего тела?”. После предварительной подготовки нужно выполнить без ошибок одно из упражнений:

-       одновременно пальцами левой руки взяться за кончик носа, а правой дотронуться до мочки левого уха и наоборот, в быстром темпе (выполнить три раза);

-       круговые движения руками: каждая рука движется в противоположную от другой сторону (в боковой плоскости). Выполнить пять кругов.

         Домашнее задание. Отработать показательные комплексы упражнений.

         Урок 3. “Сыграемся!”

         Задачи учителя:

-       знакомить учащихся с основными приемами ведения игры;

-       развивать навыки простейших взаимодействий в игре;

-       включать учащихся в анализ и моральную оценку результатов и мотивов поступков в игровых ситуациях.

         Содержание.

         У баскетболистов, как правило, побеждает команда, участники которой хорошо сыграны. Всегда нужно помнить, что мяч в кольцо забрасывает один игрок, а условия для этого готовят все игроки команды. Взаимодействие игроков команды, продуманная спортивная борьба, ведущая к победе, представляет собой тактическую игру. Определить с учащимися основные требования тактической игры, например:

-       каждый игрок должен знать свое место и строго выполнять свои обязанности в команде;

-       стараться, чтобы в команде соперников мячом владел слабейший игрок, и проявлять повышенную бдительность по отношению к ее самому умелому игроку;

-       препятствовать броскам мяча соперниками в кольцо с близких дистанций и др.

         Упражнения в ходьбе и беге учащиеся проводят по заданию учителя (на внимание, для укрепления стопы, формирование осанки), а также специальные упражнение баскетболиста: передвижения приставным шагом, чередование видов приставных шагов по звуковому сигналу, поворот и бег в другую сторону, прыжки на обеих ногах с продвижение вперед и другие задания.

         На станциях учащиеся отрабатывают основные способы действий:

-       нападающих: ведение, передачи и ловля мяча, броски мяча в кольцо с места, после передачи, после ведения мяча;

-       защитников: перемещения в защитной стойке, упражнения в пассивном и активном противодействии ведению, передаче мяча.

         Организация и проведение малых баскетбольных игр: двусторонний мини-баскетбол по упрощенным правилам, игра в одно кольцо, подвижные игры с элементами баскетбола и другие. Определить правила игры, наметить план и цель учебной игры.

3. Рекомендации по организации подвижных игр на занятиях физической культуры

         У детей одной возрастной категории сегодня часто отличаются паспортные и физиологические возраста. Естественно, отличается и уровень развития, и степень эмоциональной и психологической готовности к началу учебы. Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают рядом общих для них качеств. Во-первых - это бессистемная информированность практически по любым вопросам. Сегодня через всевозможные источники дети практически насильно загружаются информацией. Стоит отметить, что информация носит часто противоречивый характер, что вызывает у детей состояние тревожности и неуверенности или равнодушия. Следующим качеством современных детей стоит назвать ощущение своего “Я” в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения, а следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Поэтому, обучение детей по подгруппам позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личных особенностей и дать возможность проявить себя на каждом уроке.

         Отдельно хочется отметить, что современные дети в подавляющем большинстве перестали играть в коллективные “дворовые” игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры. Как следствие дети приходят учиться, не обладая навыками общения и практически не социализированными, то есть плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.

         И если учесть, что в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, то один из неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы - это запрет на движение. Но так резко ребенок перестроиться не может. Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. Вместе с тем, работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для развивающего организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг.

         В современной начальной школе умственная деятельность по-прежнему относится к числу самых трудных для детей, чьи клетки коры головного мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, и потому большие нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга, а младшим школьникам свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Учебная работа требует и длительного сохранения вынужденной рабочей позы. Вследствие этого, нагрузка на позвоночник колоссально возрастает. Переключение ребенка на естественные виды физической активности является для него в этих условия настоящим “спасательным кругом”. Таким образом, в режиме дня современного школьника соотношение между динамическими и статическими нагрузками не сбалансировано, резко преобладает статическое напряжение. При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. Это является защитной реакцией организма. Но признаки утомления (усталость, рассеянность внимания, увеличение числа ошибок, двигательное беспокойство, частые отвлечения, нарушение координации) исчезают во время отдыха. Наша школа работает в режиме полного дня, поэтому очень важно сбалансировать нагрузку не допустив переутомления детей. Средняя потребность детей школьного возраста в двигательной деятельности составляет не менее 12-16 часов в неделю. Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка[3].

         Но пониженная двигательная активность и сопутствующие ей симптомы функциональных расстройств и хронических болезней не позволяют возникнуть столь необходимому у учеников любого возраста состоянию функционального комфорта, которое определяется как оптимальное сочетание высокого уровня успешности человеческой деятельности и низких нервнопсихических затрат. В результате ограничения двигательных потребностей создается “установка неприятного”. У младших школьников могут уменьшиться симпатии к учителю. В свою очередь, это тормозит формирование благоприятного отношения и положительной мотивации к учебной деятельности, поскольку школьные успехи даются ценой большого напряжения и достигаются на пределе психофизических возможностей детей, которые не становятся активными участниками учебного процесса. Свой важный и ничем незаменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальной вариативности в показателях здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.

         Запас двигательной энергии ребенка настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем во время игры. “Маленькие дети, опираясь на инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и время своей двигательной деятельности в игре. Не надо мешать ребенку играть, резвиться. Он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ноге, сколько крутить скакалку - это заложено природой. Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь”[4] - подчеркивает И.А.Аршавский

         Деятельность с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками:

-       Удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции

-       Научить владеть своим телом

-       Развить не только физические, но и умственные и творческие способности

         Положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Адаптационно - профилактический потенциал игровой физической активности для младших школьников при правильном подходе сочетается с ее коррекционно-оздоровительным значением. Игра способна обеспечить как первичную (недопущение возникновения), так и вторичную(предупреждение осложнений) профилактику наиболее распространенных недостатков в физическом развитии и здоровье младших школьников

         В работе необходимо использовать подвижные и спортивные игры. Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости - с одной стороны, а с другой умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков[5].

         Для большей заинтересованности учеников и их активного участия в учебном процессе можно предложить творческие задания: сначала провести одно упражнение, затем придумать небольшой комплекс упражнений, провести игру, дать название новому упражнению, определить самостоятельно свой уровень развития. Для этого провести небольшие тесты в начале и в конце урока (например, наклон вперед) и когда ребенок видит положительный прогресс, у него повышается мотивация к физкультурным занятиям. Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тел, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, понижения у них жизненного тонуса[6].

         Для формирования интереса к занятиям физической культурой, способности организовать свой досуг, необходимо научить детей владению обручем, мячом, скакалкой. Это развивает творческие способности детей, мелкую моторику, координацию движений, воспитывает навык совместных действий, заботливое, предупредительное отношение детей друг к другу, умение применять навыки на практике, развивает физические качества.

         В процессе обучения в школе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

1.     воспитание у школьников высоких моральных, волевых и физических качеств;

2.     сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности;

3.     всесторонняя физическая подготовка школьников;

4.     профессионально - прикладная физическая подготовка школьников с учетом их особенностей;

5.     совершенствования спортивного мастерства;

6.     воспитание у школьников убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом[7].

         Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности школьников, их спортивной квалификации, а также с учетом.

         Правильно организованные занятия физической культурой позволяют детям применять знания, полученные на них в других видах деятельности.

         Процесс формирования физических качеств – это непрерывная цепь поэтапного преодоления все возрастающих трудностей. Успешность их преодоления приносит самое главное в физкультурно-спортивной деятельности – удовлетворение. Этому во многом мешает несовершенство программ, учебников, методов обучения, недостаточно высокий уровень квалификации большого количества учителей и, наконец, то обстоятельство, что многим ученицам трудно учиться из-за несоответствия их возможностей предъявляемым к ним требованиям. Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированию[8].

         Из изложенного следует, что учет вышеперечисленных факторов, а также раскрытие новых позволит повысить активность учащихся и приведет к повышению продуктивности учебно-физкультурной деятельности.

         Подвижные игры - это не только стимуляция сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, но и возможность улучшить координацию движений, выправить осанку. Занятия с использованием подвижных игр развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, активизируют иммунные силы организма, улучшают настроение, дают заряд бодрости.

Заключение

         Физическая культура — составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

         Однако чтобы не причинить вреда организму, необходим регулярный врачебный контроль и самоконтроль. Чрезмерное увлечение спортом и несоблюдение указаний учителя физкультуры и тренера могут вызвать переутомление, и тогда вместо пользы спортивные занятия принесут вред.

         Каждому, пожелавшему заниматься физической культурой и спортом, надо, прежде всего, регулярно посещать уроки физкультуры. Там обучают гимнастическим и легкоатлетическим упражнениям, там можно научиться играть в баскетбол, волейбол и в другие спортивные игры, ходить на лыжах, а если есть поблизости какой-либо водный бассейн, то и плавать.

         При выполнении физических упражнений организм чело­века реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Ак­тивизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвиж­ность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

         Физическое воспитание, особенно в детском и юношеском возрасте - дело государственной важности, и государство должно уделять ему большое внимание.

         Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека.

         Двигательная активность как часть физической культуры оказывает большое влияние на остальные виды деятельности школьников и помогает снять психическое напряжение, которое может «тормозить» учебный процесс. Она способствует повышению интереса к  занятиям спортом, что является необходимым условием для здорового образа жизни.

Список литературы

1.     Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 96с.

2.     Движение. / Сост. Жданова С.И. – М.: Просвещение, 2004. – 176с.

3.     Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 226с.

4.     Психология и спорт. / Под общ. ред. Акопяна В.У. – СПб: Питер, 2003. – 204с.

5.     Суслов Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов. - М.: Физкультура и спорт, 1999

6.     Теория и методики физического воспитания: Учебник для ВУЗов. / Под редакцией Б.А. Ашмарина. – М Просвещение, 1990. – 304с.

7.     Теория и методика физического воспитания. / Под редакцией Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 240с.

8.     Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. – М.: Просвещение, 1974. - 192с.


[1] Суслов Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов. - М.: Физкультура и спорт, 1999

[2] Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 96с.

[3] Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 226с.

[4] Движение. / Сост. Жданова С.И. – М.: Просвещение, 2004. – 176с.

[5] Психология и спорт. / Под общ. ред. Акопяна В.У. – СПб: Питер, 2003. – 204с.

[6] Теория и методика физического воспитания. / Под редакцией Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 240с.

[7] Теория и методики физического воспитания. / Под редакцией Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

[8] Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. – М.: Просвещение, 1974. - 192с.