Реферат

    Объем работы: 33 стр., 10 источников литературы, 1 приложение.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ, СНАБЖЕНИЕ, АВТОМАТИЗАЦИЯ.

    Цель данной работы – изучить особенности материально-технического обеспечения гостиничного предприятия.

    Объект исследования – гостиничное предприятие.

    Предмет исследования – материально-техническое обеспечение.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения. В первой главе нами были рассмотрены истоки формирования материально-технического обеспечения и выявлено современное состояние МТО в гостиницах. Вторая глава работы посвящена выявлению путей поставок материальных ресурсов и возможностям улучшения работы снабжения при помощи автоматизации. В третьей главе освещены методы определения потребности в материальных ресурсах при разработке плана материально-технического обеспечения и возможные пути экономии.

Содержание

Реферат 2

Введение 4

1. Сущность материально-технического обеспечения 7

1.1. Истоки современного материально-технического обеспечения гостиниц 7

1.2. Планирование материально-технического обеспечения 9

2. Особенности поставок и поиски средств информационного обеспечения 15

2.1. Поставка материальных ресурсов 15

2.2. Автоматизация гостиниц 19

3. Определение потребности в материальных ресурсах при разработке плана материально-технического обеспечения 23

3.3. Методика определения потребности 23

3.2. Методика нормирования материальных запасов и пути экономии материальных ресурсов 26

Заключение 31

Список литературы 32

Приложение 33

Введение

    Для того чтобы обеспечить предприятие (объединение) необходимыми ему материалами в соответствии с выявленной потребностью, организуется материально-техническое снабжение предприятия. Его задача заключается в определении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах, изыскании возможностей покрытия этой потребности, организации хранения материалов и выдачи их в цехи, а также в проведении контроля за правильным использованием материально-технических ресурсов и содействия в их экономии. Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы. Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия.

    Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения. Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы. В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.

    Материально-техническое снабжение –  процесс распределения и организации обращения средств производства Оно призвано обеспечивать увязку производства и потребления продукции во взаимосвязанных отраслях, что является одним из важных условий высоких темпов развития экономики.

    Для успешной работы гостиничного предприятия , предоставления комплекса основных и дополнительных услуг гостиницы должны располагать необходимым для эксплуатации оборудованием и инвентарем (мебель, посуда, постельные принадлежности, ковровые изделия, моющие средства и т.д.), а также иметь в своем распоряжении такие средства эксплуатации, которые могут обеспечить определенный комплекс коммунальных услуг, обязательный для обслуживания проживающих в отеле (отопление, освещение, водоснабжение). Следовательно, в процессе своего функционирования гостинице требуется целый комплекс материальных и технических средств, а также такие ресурсы, как топливо, вода и электроэнергия.

    Успешное решение этих вопросов призвана обеспечить служба материально-технического обеспечения в гостинице, которая занимается расчетом потребностей гостиницы в различных материалах, а также определяет  источники их покрытия.

    Цель данной работы – изучить особенности материально-технического обеспечения гостиничного предприятия.

    Объект исследования – гостиничное предприятие.

    Предмет исследования – материально-техническое обеспечение.

    Задачи:

-       рассмотреть истоки и современное состояние материально-технического обеспечения гостиниц;

-       выявить особенности поставок и поиски средств информационного обеспечения;

-       изучить вопросы определения потребности в материальных ресурсах при разработке плана МТО.

   

1. Сущность материально-технического обеспечения

1.1. Истоки современного материально-технического обеспечения гостиниц

    Трудное экономическое положение СССР, хроническое недофинансирование гостиничного хозяйства и полное безразли­чие к организации гостиничного дела в стране привели от­расль к крайне плачевному состоянию. Материальная база гос­тиниц была сильно изношена, сервис низким, а все вместе взя­тое выливалось в убыточность отрасли и необходимость доти­ровать ее из государственного бюджета[1].

    Для того чтобы обеспечить гостиницу необхо­димыми ей материалами в соответствии с выявленными потреб­ностями, организуется материально-техническое снабжение гостиницы. Его задача заключается в определении потребности гостиницы в материальных и технических ресурсах, изыскании воз­можностей покрытия этой потребности, а также в проведении контроля за правильным использованием материально-технических ресурсов и содействия в их экономии. Все эти функции выполняет отдел материально-технического обеспечения гостиницы.

    Следует отметить, что еще совсем недавно, во времена централизовано-плановой экономики МТО представляло собой процесс планового обеспечения народного хозяйства. В то время предприятия (в частности гостиницы) не самостоятельно планировали материально-техническое обеспечение в соответствии со своими потребностями, а   планы по снабжению всех предприятий в стране разрабатывались централизованно специальными государственными органами - Госплан, Госкомитет СССР по материально-техническому снабжению. Это происходило следующим образом. Гостиницы начинали разрабатывать планы материально-технического снабжения до начала планового периода на основе сообщений вышестоящих организаций предварительных лимитов. Планы состояли из предварительных расчетов (заявок) на все виды потребностей: эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, капитальные работы. Заявки представлялись в вышестоящую организацию, которая составляла сводные заявки по всем подведомственным ей предприятиям и организациям и направляла их в местные плановые органы и управление материально-технического снабжения исполкома местного Совета  народных депутатов, а также министерству жилищно-коммунального хозяйства союзной республики. Окончательные плановые расчеты составлялись после получения от вышестоящей организации задания по объему услуг и данных о выделенных фондах на фондируемые и планово распределяемые ресурсы.

    При такой системе планового распределения ресурсов зачастую гостиницы не получали тех материалов, которые им были необходимы, случалось также, что те материалы, которые были им распределены, не находили применения, так как в гостинице не было в них реальной необходимости. Также все материальные ресурсы, поступавшие в гостиницу, были типовыми, то есть точно такая  мебель, постельные принадлежности, посуда и т.д. поступали и в другие гостиницы. И если гостиница хотела  и имела материальную возможность закупить более качественные материалы в соответствии со своими действительными потребностями, она не могла этого сделать без соответствующего распоряжения «сверху». После распада СССР, распалась и система планового материально-технического снабжения. Гостиницы получили хозяйственную самостоятельность  и в настоящее время в понятие «планирование» вкладывается иной смысл. Потребность в планировании в современных гостиничных предприятиях вытекает из большого количества конкурентных предприятий все увеличивающегося в период рыночной экономики, разнообразия возможных форм управления предприятием наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками различных товаров (продукты, оборудование и проч.) и фирмами-агентами, включенными в процесс обслуживания клиентов, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. Также в условиях рынка у гостиничных предприятий возникло право выбора постав­щика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресур­сов. Это заставляет снабженческий персонал гостиницы внимательно изучать качественные ха­рактеристики продукции, изготовляемой различ­ными постав­щиками[2].

1.2. Планирование материально-технического обеспечения

    Планирование материально-технического обеспечения (снабжения) гостиниц на современном этапе призвано решать следующие задачи:

-       обеспечить непрерывность работы гостиничного предприятия, что достигается путем правильной организации поставок материалов в  гостиницу в необходимом количестве и соответствующего качества;

-       способствовать повышению технического уровня производства услуг, способствовать внедрению автоматизации, новых технологий, а также расширению ассортимента дополнительных услуг, которые, в свою очередь, являются важнейшим фактором увеличения прибыли гостиницы;

-       быть направлено на повышение качества обслуживания путем закупки товаров высокого качества для наиболее полного удовлетворения клиента;

-       быть направлено на повышение производительности труда;

-       быть направлено на экономию материальных ресурсов

-       быть направлено на выполнение плана прибыли.

    План материально-технического снабжения гостиницы разрабатывается специальным отделом при бухгалтерии отеля, который включает в себя два основных подразделения – управление закупками, и управление складами. Перед ними ставятся следующие задачи: организация контроля над снабжением по объему и ассортименту в соответствии с заключенными договорами; соблюдение норматива и структуры товарных запасов;  нахождение путей снижения товарных потерь при хранении и транспортировке. Но следует отметить, что важнейшей обязанностью этого отдела является разработка плана материально-технического обеспечения отеля.

    План материально-технического обеспечения гостиничного предприятия является его материальным балансом, в котором сведены все расчеты потребности в материальных ресурсах, необходимых для обеспечения производственного процесса (расходная часть), наличие остатков на планируемый период, а также определены источники снабжения (приходная часть).

    Процесс разработки плана МТО включает в себя следующие этапы:

-       расчет потребности в материальных ресурсах на производственно эксплутационные нужды;

-       исходя из существующих потребностей, рассчитываются нормы запасов ресурсов, необходимых для бесперебойного функционирования гостиничного предприятия;

-       затем определяются источники покрытия потребности в материальных ресурсах, разрабатывается план ввоза материалов со стороны[3].

    Таким образом, план материально-технического обеспечения гостиницы является его материальным балансом, в котором сведены все плановые расчеты потребности в материальных ресурсах, необходимых для обеспечения производственного процесса (расходная часть), наличие остатков на планируемые период, а также определены источники снабжения (приходная часть).

    Принцип взаимоувязки по срокам отдельных этапов снабжения является главной методической основой сбалансированного планирования МТО.

    Необходимо отметить, что, чем более конкретно будет представлена для планирования завоза потребность в ассортименте, тем легче спланировать его поступление от поставщиков. В сегодняшней практике планирования  это является, пожалуй, основной причиной многочисленных изменений плана МТО. Поэтому важнейшим условием стабильности разрабатываемых планов является максимальная детализация номенклатуры ресурсов на стадии определения потребности и балансирования ее с наличными финансовыми ресурсами и наличными запасами.

    При планировании в укрупненной номенклатуре, используя метод взаимоувязки материальных и финансовых потоков, необходимо предварительно, еще на стадии подготовки нормативно-расчетной базы планирования, формировать информацию о структуре потребности по диапазонам закупочных цен и месячной динамике потребления.

    Практика работы крупных компаний показывает, что при определении потребности в материальных ресурсах на плановый период необходимо учитывать направления расхода, что позволяет ранжировать их по степени важности с точки зрения первоочередности, срочности и полноты удовлетворения. С другой стороны, такая дифференциация заявляемой потребности облегчает контроль со стороны технических служб за соответствием заявляемой потребности установленным заданиям с учетом действующих норм расхода.

    Поэтому этап заявочной кампании предполагает  активизацию работу всех звеньев, планирующих и реализующих план завоза ресурсов, а также многочисленных подразделений, осуществляющих информационное обеспечение.

    Планирование МТО должно использовать специальную процедуру расчета основных показателей, которая предусматривает специальные приемы и математический аппарат, позволяющие увязывать во времени по звеньям логистической цепи товародвижения объемы поступления и внутрисистемных поставок:

-       планирование осуществляется раздельно по номенклатуре исключительно навигационного завоза, авиазавоза и по, так называемой, смешанной номенклатуре;   

-       по много ассортиментным номенклатурным позициям планы разрабатываются в развернутой номенклатуре;

-       планирование внутрисистемных поставок осуществляется по логистическим цепям товародвижения[4].

    Порядок планирования материально-технического обеспечения предусматривает:

-       разработку всех видов материальных нормативов  потребляемых  ресурсов – норм производственного потребления, текущих, сезонных и страховых товарных запасов;

-       установление верхнего и нижнего предела оборачиваемости товарных запасов;

-       разработку и  ежегодное  уточнение способов завоза в зависимости от цены и сроков их потребления;

-       оценку мобильности  (пригодности,  ликвидности)  запасов с точки зрения соответствия по качеству и современным  требованиям  производства, строительства и других видов хозяйственной деятельности;

-       проведение регулярных реальных инвентаризаций и ревизий товарно-материальных ценностей на складах и базах;

- проведение переписи материалов и неустановленного оборудования в структурных подразделениях;

- оценку затрат на содержание товарных запасов, в том числе сверхнормативных[5].

2. Особенности поставок и поиски средств информационного обеспечения

2.1. Поставка материальных ресурсов

    При выборе поставщиков следует учитывать ряд факторов: территориальную отдаленность и оперативность поставок, соответствие производственной мощности поставщиков потребностям предприятия в материальных ресурсах, их качество, цену, условия расчетов, возможность предоставления кредита и др. Предпочтение отдается тому партнеру, которых обеспечивает лучшие условия с минимальными затратами. Успешный выбор поставщика зависит от того, насколько гостиница может проанализировать его деятельность в отношении качества, доставки и цены. Данные компоненты рассматриваются при отборе в первую очередь.

    Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи представляют собой со­вокупность экономических, организа­ционных и правовых взаимоотноше­ний, которые возникают между поставщиками и потребителями средств производ­ства. Рациональная система хозяйственных связей предпола­гает минимизацию издержек производства и обращения, пол­ное соответствие количества, качества и ассортимента постав­ляемой продукции потребно­стям производства, своевремен­ность и комплектность ее поступления.

    Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными, и краткосрочными.

    Прямые представляют собой связи, при которых отноше­ния по по­ставкам продукции устанавливаются между пред­приятиями-изготовите­лями и предприятиями-поставщика­ми прямо, непосредственно.

    Опосредованными считаются связи, когда между этими предпри­ятиями имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потреби­телю могут осуществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников.

    Прямые хозяйственные связи для предприятий являют­ся наиболее экономичными и прогрессивными по сравне­нию с косвенными, так как они, исключая посредников, умень­шают  документо­оборот, укрепляют вза­имоотношения между поставщиками и потребите­лями. По­ставки продукции становятся более регулярными и ста­бильными.

    Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны. Они тре­буют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посред­ников между предприятиями-потреби­телями и предприятиями-изготови­телями.

    Потребность в косвенных связях объясняется тем, что пря­мые связи выгодны и целесообразны в условиях потребле­ния материальных ресурсов в крупных масштабах. Если же предприятия потребляют сырье и мате­риалы в незначитель­ных количествах, не достигающих транзитной формы отгруз­ки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишние за­пасы материальных ценностей, целесообразны связи и через услу­ги по­средников.

    Как прямые, так и опосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер. Длительные хозяй­ственные связи — прогрессив­ная форма материально-техни­ческого снабжения. В этом случае предпри­ятия имеют воз­можность развивать на долгосрочной основе сотрудниче­ство с поставщиками[6].

    С классификацией связей на прямые и косвенные тесно связано деле­ние их по формам организации поставок про­дукции. С этой точки зрения различают транзитную и склад­скую формы поставок.

    При транзитной форме снабжения материальные ресур­сы переме­щаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады посреднических организа­ций. Кроме того, предприятие, получая материал непосредственно от поставщика, ускоряет доставку и сокращает транспортно-заготовительные расходы. Однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению. Использование этой формы снабжения для материалов с небольшой потребнос­тью приводит к увеличению запасов и связанных с этим рас­ходов.

    При складской форме материальные ресурсы завозятся на склады и базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственно потребителям.

    Транзитную форму целесообразно применять в тех случаях, когда потребителям требуются материальные ре­сурсы в больших количествах, что дает возможность отгру­жать их полногрузными вагонами или другими средства­ми транспорта.

    При транзитной форме завоза значительно снижаются из­держки, и повышается скорость обращения, улучшается ис­пользование транспортных средств.

    Складская форма снабжения играет большую роль в обес­печении гостиниц небольших размеров. Она позволяет им заказывать необходимые материалы в количествах меньше установлен­ной транзитной нормы, под которой понимается минимально допустимое общее количество продукции, отгружаемое пред­приятием изготовителем потребителю по одному заказу. При складской форме снабжения продукция со складов посред­нических организаций может завозиться малыми партиями и с большей частотой, что способствует сокращению запасов материальных ресурсов у потребителей. Однако в этом слу­чае последние несут дополнительные расходы за складскую переработку, хранение и транспортировку с баз посредничес­ких организаций.

    Также, в практике мирового хозяйства известны несколько методов поставок материальных ресурсов, обеспечивающих рациональное снабжение предприятий материальными ресурсами. Наибольший интерес из них представляет метод «точно вовремя» (just–in-time), впервые предложенный одной из японских фирм. Сущность метода заключается непосредственно в тот момент, когда они необходимы, и в объеме, рассчитанном на конкретный отрезок времени. При этом методе обеспечивается ритмичное, бесперебойное снабжение предприятия материальными ресурсами и эффективное их использование в течение процесса производства[7].

    Закупки для гостиничного бизнеса носят очень фрагментированный характер, что становится причиной возникновения большого количества физических и функциональных связей с малыми местными поставщиками. Это наносит серьезный удар по гостиничным компаниям, которые делают все для того, чтобы менеджеры гостиниц совершали закупки у единых крупных поставщиков.

    Как считают специалисты, в сфере электронного снабжения гостиничных сетей может возникнуть одновременно несколько моделей, причем успешными могут оказаться сразу несколько из них.

2.2. Автоматизация гостиниц

    Автоматизация гостиниц помогает облегчить управление и планирование материально-технического обеспечения.

    Сегодня гостиничный рынок активно развивается, растет конкуренция между гостиницами. Победителями в конкурентной борьбе станут те из них, кто сможет предоставить клиенту наиболее качественный, разнообразный и недорогой сервис при одновременной максимальной оптимизации своих затрат. Эту задачу помогут решить информационные технологии в целом и автоматизированные системы управления в частности (PMS – Property Management System). При правильном использовании системы управления, разработанной и оптимизированной с помощью современных информационных технологий, достигается максимальная эффективность работы гостиницы. Поэтому для современных гостиниц все более актуальными становятся вопросы комплексной автоматизации процессов бронирования, поселения, ведения расчетов, безопасности объекта и хозяйственной деятельности.

    Гостиница, решившая внедрить у себя АСУ, должна помнить не только о том, что автоматизация потребует вложения определенных денежных средств, но и в общих чертах представлять, сколько будет стоить такая автоматизация, и из каких этапов состоит данный процесс. Распространено ошибочное мнение, что стоимость программного продукта и есть стоимость автоматизации. Необходимо понимать, что потребуется вложить средства в аппаратное оборудование, программное обеспечение, обучение персонала, сопровождение и т.д., что в целом может обойтись для гостиницы весьма недешево. Основой PMS является автоматизация процессов бронирования, приема и размещения гостей, ведения расчетов, контроля загрузки номерного фонда, управления взаимоотношениями с турагентствами и т.п. Современные PMS-системы могут работать с разными смежными системами, функционирующими в гостинице, образуя, таким образом, целый информационный комплекс. В основном это финансово-бухгалтерские программы, системы контроля доступа, телефонные станции, ресторанные системы и др. Для того чтобы рационально использовать средства гостиницы, необходимо спланировать весь процесс автоматизации. Важно решить, какие именно подразделения будут автоматизированы и в какой последовательности. Например, часто гостиницы начинают с автоматизации службы приема и размещения, совмещают это с бухгалтерской системой, затем автоматизируют ресторан, точки оказания дополнительных услуг при гостинице и т.д. Соответственно, на начальном этапе уже можно подсчитать, сколько будет израсходовано средств на приобретение техники и программного продукта, и определить порядок постоянных расходов на их обслуживание. Важно понимать, что сравнивать разные системы и комплексы следует только исходя из их полной стоимости или стоимости владения.

    Планируя затраты на техническое оборудование (серверы, компьютеры, принтеры, фискальные регистраторы, POS-терминалы), необходимо осознавать, что оно должно быть качественным и работоспособным. Желание сэкономить может привести к большим финансовым потерям в будущем. Один день или даже час простоя гостиницы по вине неисправного оборудования обойдется довольно дорого. Выбирая программное обеспечение, необходимо сравнить системы одного класса и схожей функциональности. Существуют следующие критерии, предъявляемые к современным АСУ: набор модулей, использование современных аппаратных и программных средств, гибкая настройка, дружелюбный интерфейс, наличие сопроводительной документации по использованию программы, список интерфейсов со смежными системами, география инсталляций. Затем, сопоставив все эти факторы и получив информацию о стоимости программного продукта, можно будет провести сравнительный анализ фирм-конкурентов и сделать выбор. Некоторые гостиницы после проведенного анализа приходят к решению написать программу своими силами, что часто приводит к неоправданной трате времени и средств. При решении вопроса автоматизации лучше всего обратиться к компаниям, которые работают в этой отрасли уже не один год.

    Сегодня рынок предлагает как недорогие системы, так и достаточно дорогостоящие. У недорогих систем, как правило, есть определенные ограничения, которые в дальнейшем могут помешать гостинице совершенствоваться. Дорогостоящие системы, представленные на рынке, – это в большинстве своем системы западных производителей, и зачастую в этом случае гостиница платит не за расширенную функциональность, а за известный бренд. Необходимо поинтересоваться у компании-поставщика о планах по развитию системы и расширению ее функциональных возможностей. С одной стороны, количество инсталляций и география внедрений говорит о том, что система устойчива и можно ожидать небольших нововведений в каждой новой версии продукта. С другой стороны, системы, написанные 10–15 лет назад и имеющие большую пользовательскую базу, как правило, в силу своих технологических ограничений не позволяют реализовывать некоторые новые возможности. Здесь необходима консультация технического специалиста[8].

3. Определение потребности в материальных ресурсах при разработке плана материально-технического обеспечения

3.3. Методика определения потребности

    Определение потребности в материальных ресурсах начинается с заявочной кампании. Каждая производственная единица (подразделение) составляет заявки на необходимые в плановом периоде для ее деятельности сырье, материалы, оборудование и другие  материально-технические ресурсы (МТР).

    Расчет потребности в МТР осуществляется на основе следующей информации:

-       производственных планов по основной деятельности;

-       планов капитального ремонта оборудования;

-       планов капитального строительства;

-       ожидаемых остатков МТР на начало планового года и нормативного их уровня – на конец года;

-       нормативов удельного расхода ресурсов на единицу работы. 

    Требования сбалансированного планирования основаны на следующих положениях определения потребности в МТР:

1.  Объем потребности в материально-технических ресурсах на плановый год служит основой для проведения расчетов следующих основных частей плана МТО:

-       объема поставок ресурсов подразделениям Компании для выполнения установленных заданий по производственно-хозяйственной деятельности на плановый год и первое полугодие послепланового года;

-       объемов закупок МТР у поставщиков; 

-       объемов финансирования закупок МТР;

-       товарных балансов МТР;

-       плана перевозок МТР;

-       выбора поставщиков и заключения с ними договоров на поставку МТР.

2.  Для всех указанных разделов плана МТС объем потребности в материально-технических ресурсах используется в различной степени детализации номенклатуры ресурсов. Так, для определения планового объема закупок и их финансирования достаточно иметь информацию в укрупненной номенклатуре. Разработка материальных балансов и планирование перевозок может осуществляться также в достаточно укрупненной, хотя и в разной степени агрегации номенклатуры.

3.  В процессе разработки плана МТО определение потребности в МТР не является разовой задачей, проводимой в рамках заявочной кампании. Заявочная кампания начинается в марте-апреле предпланового года, когда еще не до конца известны все задания по производственно-хозяйственной деятельности подразделений. Поэтому практически всегда первоначальный план МТО в дальнейшем подвергается корректировке, как по ассортименту поставляемой продукции, так и по объемам. Это означает, что после утверждения плана МТО (его отдельных частей) продолжается уточнение потребности в МТР, появляется новая, ранее не предусмотренная никакими расчетами потребность.    

4.  Функции по финансированию закупок МТР и организации договорных отношений с поставщиками централизованы на уровне управлений, именно они окончательно решают вопросы коммерческого обеспечения плана МТО для выполнения установленных производственных заданий.

5.  Желательна дифференциация заявляемой материальной потребности по направлениям расхода, которая позволила бы плановым органам при ограниченности финансовых средств на закупку МТР использовать приоритеты в удовлетворении потребности своих предприятий в целом и по срокам[9].

    Определение запасов материальных ресурсов на конец планируемого года является составной часть расчетов потребности предприятий, удовлетворяемой за счет их завоза из внешних источников.

    Материальные запасы на конец года могут рассчитываться двумя способами в зависимости от условий завоза в плановом году и наличия норм запасов.

    Первый способ основан на расчете выходных остатков МТР на конец планового года с учетом предварительного определения способов завоза.

    Второй - на использовании установленных норм запасов и применяется в тех случаях, когда по рассчитываемой номенклатурной позиции условия завоза и потребления в плановом году соответствуют условиям, заложенным в этих нормах. В случаях, когда условия завоза и потребления материального ресурса в плановом году существенно изменяются, либо нормы запасов не установлены, на конец года, следует рассчитывать плановые остатки исходя из конкретных условий завоза.

    Под существенными изменениями условий завоза материальных ресурсов с точки зрения формирования запасов в данном случае понимаются условия поставки по срокам, частоте и объемам единовременных партий отгрузок вследствие смены поставщика, использования транспорта и схемы необходимых внутрисистемных перевозок[10].

    Использование установленных норм запасов рекомендуется для расчета плановых остатков по материалам и запасным частям к машинам и оборудованию для технологических нужд со стабильным расходом. По материалам и оборудованию, предназначенным для капитального строительства, выходные остатки на конец года целесообразно рассчитывать исходя из конкретных условий завоза и сроков использования.

3.2. Методика нормирования материальных запасов и пути экономии материальных ресурсов

    Прежде всего, для понимания сущности нормирования запасов материальных ресурсов, необходимо дать определение нормы запаса.  Под нормой запаса следует считать такое плановое минимальное количество материальных ресурсов, которое должно находиться у предприятия для нормального процесса материально-технического обеспечения. Характерной особенностью норм материальных запасов является изменчивость их основной – текущей части. Поэтому различают максимальные, минимальные и средние нормы запасов.

    Максимальными нормы запасов будут тогда, когда текущая часть запаса достигает наибольшего значения. Эти нормы устанавливаются суммированием максимального текущего запаса, а также подготовительного и страхового запасов.

    Минимальными нормы запасов будут в момент полного исчерпания текущего запаса. Определяются они как сумма подготовительного и страхового запасов.

    Средние нормы запасов используются в планах материально-технического снабжения и носят название переходящих запасов. Находят их суммированием половины максимального текущего запаса, а также подготовительного и страхового запасов, взятых в полном объеме.

    Рассмотрим две основные методики нормирования материально-технических ресурсов.

     1. Метод технико-экономических расчетов.

    По этой методике текущий запас определяется как половина среднего интервала поставки (ţ1)  между двумя очередными поставками.

Зтек = ½ t1

    Средний интервал поставки, в свою очередь, находится по следующей формуле:

    где t1 – фактические интервалы поставки, дней

    Q – количество поставляемых материальных ресурсов соответственно интервалам поставки (в натуральных единицах измерения).

    Страховые запасы устанавливаются исходя из средневзвешенного отклонения интервалов поставки, превышающих средний интервал. Этот метод базируется на учете фактических интервалов поставки за прошедший период времени. Страховые запасы в этом случае определяются по формуле (в натуральных единицах измерения):

    где p – среднесуточное потребление;

    t  - фактические интервалы поставки, превышающие средний интервал поставки tср;

    В – величины поступающих партий материала, соответствующие интервалам tф;

    n – количество поставок с интервалом, превышающим средний.

    Необходимость принятия в расчет только тех поставок, интервалы которых выше средневзвешенных, аргументируется сторонниками этого метода тем, что страховые запасы не нужны, если интервалы поставок равны или меньше средневзвешенных.

    Более обоснованным является метод нахождения страхового запаса по среднеквадратическому отклонению фактических интервалов (x) от среднего (x) по формуле:

,

где m – частота (количество поступившего материала).

    Если нельзя построить ряд распределения , то для расчета можно использовать более упрощенный метод:

,

    где n – количество принятых в расчет отклонений от интервалов.

    Среднеквадратическое отклонение можно применить для установления нормы страхового запаса в зависимости от необходимой степени гарантийности обеспечения производства материалами. При этом используется зависимость, при которой   x±σ обеспечивает производство, гарантирующее 65%, x±2σ–96,4%, x±3σ–99,4%.

    Относительная величина подготовительных запасов определяется временем, которое необходимо для осуществления операций  по подготовке материалов к употреблению. Обычно  он устанавливается в размере от 12 до 24 часов. Этого времени хватает на осуществление рассортировки поступивших материалов, организации количественной и качественной приемки материалов, для рассортировки и распаковки и придания материалам и товарам товарного вида.

    Общий запас определяется как сумма текущего, страхового и подготовительного запасов:

Зобщ = Зтек + Зстр + Зподг

    2. Экономико-математический метод.

    Этот метод применяется для расчета оптимальной партии поставки. Под оптимальной партией поставки данного вида материального ресурса понимается такой размер партии, при которой транспортные расходы на единицу ресурсов, а также затраты по ее содержанию и хранению будут минимальными. Рассчитывается она по формуле:

,

где 2V – удвоенный годовой объем потребления;

    С1 - транспортные расходы на единицу (тонна, кг);

    С – затраты по содержанию и хранению на единицу.

    Таким образом, нормирование запасов является очень важным этапом при разработке плана МТО гостиницы. От правильно установленных размеров различных видов запасов зависит непрерывность работы гостиницы.

    Экономия и рациональное использование материальных ресурсов является одним из существенных факторов повышения прибыльности гостиничного предприятия. Главными источниками экономии, применение которых позволяет уменьшить затраты таких дорогостоящих материальных ресурсов, как вода и электроэнергия, является применение новых технологий. Однако, стоит заметить, что перед тем, как внедрять такие системы, необходимо сопоставить затраты, которые понесет гостиница в связи с этим и те выгоды, которые будут получены в дальнейшем. Но, почти всегда (особенно, если рассматриваются крупные гостиницы) применение новых ресурсосберегающих технологий окупается, то есть достигается значительная экономия ресурсов, покрывающая затраты.

Заключение

    Рассмотрев основные вопросы данной темы, можно сделать вывод, что для правильной организации материально-технического обеспечения работникам соответствующего отдела гостиницы необходимо в совершенстве владеть методикой расчета всех потребностей гостиницы в материалах, создавать запасы в необходимых для бесперебойной работы гостиницы размерах (но не свыше установленных норм), искать источники покрытия потребностей, заниматься поисками наиболее выгодных поставщиков и т.д.

    Как видно из вышеизложенного, значение материально-технического  снабжения для гостиничного предприятия очень велико. От его правильной организации во многом зависит положение дел на предприятии, качество обслуживания клиентов.  Иными словами, это не только обеспечивает нормальную работу гостиницы, но в совокупности с другими качественными характеристиками ее деятельности  определяет ее положение на рынке гостиничных услуг.

Список литературы

1. Автоматизация и обновление систем гостиниц. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №6.

2. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2001.

3. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.— 2-е изд.— М.: Маркетинг, 1999.

5. Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы. – Ростов-на-Дону: Феникс,  2001.

6. Коган Т.Л., Бабуцкий П.Я. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1999.

7. Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В.  Экономика предприятия. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003.

8. Организация и планирование материально-технического снабжения в народном хозяйстве. / Смирнов П.В., Степанова З.И., Фасоляк Н.Д. – М.: Экономика, 2002.

9. Табурчак П.П., Тумин В.М. Экономика предприятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

10.        Экономика туризма. / Под ред. Соколова А.М. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Приложение

План материально-технического обеспечения по гостинице

Перечень материалов и оборудования

Единица измерения

Ожидаемый остаток на начало планируемого периода

Потребность в планируемом периоде

Плановый запас в планируемом периоде на конец года

Подлежит заготовке на планируемый период

Источник снабжения

Цена

Сумма, тыс. руб.

Всего на год

В том числе по кварталам

Всего

По кварталам

1

2

3

4

1

2

3

4

 


[1] Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы. – Ростов-на-Дону: Феникс,  2001. – с.317.

[2] Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с.50.

[3] Организация и планирование материально-технического снабжения в народном хозяйстве. / Смирнов П.В., Степанова З.И., Фасоляк Н.Д. – М.: Экономика, 2002. – с.13-14.

[4] Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.— 2-е изд.— М.: Маркетинг, 1999. – с.60-61.

[5] Коган Т.Л., Бабуцкий П.Я. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1999. – с.23.

[6] Табурчак П.П., Тумин В.М. Экономика предприятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – с.73.

[7] Экономика туризма. / Под ред. Соколова А.М. – М.: ВЛАДОС, 2006. – с.39.

[8] Автоматизация и обновление систем гостиниц. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №6.

[9] Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В.  Экономика предприятия. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003. – с.131-132.

[10] Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2001. – с.98.