Содержание

Введение. 3

1.Порядок налогообложения Центрального банка России. 4

2. Зарубежный опыт налогообложения центральных банков. 12

3. Практическое задание. 14

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение

Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов. Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют Центральные банки.

Целью данной работы является изучение налогообложения Центральных банков.

Данная цель будет достигнуто путем реализации следующих задач:

−       рассмотрение порядка налогообложения Центрального банка России;

−       выявление его преимуществ и недостатков;

−       определение налогов, подлежащих уплате Центральным банком России;

−       анализ зарубежного опыты налогообложения центральных банков.

По данной тематике были изучены работы следующих авторов  Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Маркова О.М., Вылкова Е.С., Слатвинский В.Н., Толкушкин А.В., Лаврушина Л.,  Гуев А.Н., Шепаев В.Н., Наумченко О.В. и др.

Также были изучены основные нормативно-правовые акты, регулирующие положение Центрально банка России.

1.     Порядок налогообложения Центрального банка России

Проблема налогообложения ЦБ РФ (Банка России) представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана.

В правовой науке данная проблема практически не изучена и длительное время обсуждается лишь специалистами заинтересованных ведомств – Банка России, Правительства России,  налоговых органов. Существующие точки зрения могут быть разделены на три группы[1].

Первая из них состоит в том, что Банк России не является налогоплательщиком и не должен платить существующих налогов и сборов. Эта точка активно отстаивается представителями Банка России.

Вторая точка зрения прямо противоположна первой – Банк России должен платить все установленные  налоги и сборы.

Третья точка зрения, как обычно бывает, является компромиссной  и состоит в том, что Банк России не является налогоплательщиком при осуществлении им функций, предусмотренных законом о Банке России.

Прежде всего, необходимо отметить, что Банк России действует непосредственно на основании Конституции РФ (ст.71, 75) и монопольно осуществляет денежную эмиссию. Основной же конституционной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля 9национальной валюты), и она осуществляется им независимо от других органов государственной власти.

Таким образом, Банк России  является самостоятельным субъектом особого рода правоотношений, отнесенных Конституцией РФ только к федеральному ведению.

Именно выполнение Банком России стоящих перед ним общегосударственных задач, наличие особого публично-правового статуса, определенного Конституцией страны, неизбежно приводят к выводу об особенностях налогового статуса банка России и невозможности применения к нему общих требований налогового законодательства и его налогообложение в общем порядке.

С точки зрения поддержания макроэкономической стабильности в стране крайне важно не допускать роста необеспеченной денежной эмиссии и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на снижение уровня инфляции и укрепле­ние устойчивости национальной валюты. Учитывая, что Банк России монопольно осуществляет денежную эмиссию и выполняет функцию по защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе его поку­пательной способности и курса по отношению к иностранным валю­там, самым логичным выводом являлось бы освобождение Банка Рос­сии от уплаты всех налогов и сборов.

Именно так и был решен вопрос Законом РСФСР «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)» в первоначальной редакции (2 декабря 1990 г.).

Упомянутый Закон создал главный банк страны исходя из прин­ципов развития рыночной экономики, учитывая особый конституци­онный статус Банка России, и именно в этом Законе наиболее последовательно был решен и вопрос налогообложения: ст.9 перво­начальной редакции Закона Банк России и его учреждения освобож­дались от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сбо­ров и государственной пошлины.

Таким образом, основным принципом, на котором базируются особенности налогообложения Банка России, является его особый конституционный статус и неразрывно связанное с этим решение общегосударственных задач - проведение совместно с правительством единой государственной денежно-кредитной политики, направлен­ной на обеспечение стабильности национальной валюты.

На чем же основывается принципиальная позиция, определяющая особый налоговый статус национальных банков вообще и Банка Рос­сии в частности? Отвечая на этот вопрос, следует рассмотреть соот­ветствующие правоотношения, существующие в банковской, денеж­но-кредитной, бюджетной и налоговых сферах.

При решении вопросов общегосударственного, федерального зна­чения Банк России выступает в качестве юридического лица, целью де­ятельности которого получение прибыли не является (ст. 3 Закона о Банке России), но при реализации им своих законодательно определенных функций и полномочий (использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как рефинансирование, операции на открытом рынке, осуществление операций с иностранной валютой и заключение в связи с этим гражданско-правовых сделок) получение прибыли все же возможно. Поэтому исходя из целей деятельности и функций Банка России законодательство предусматривает нормы, определяющие его взаимоотношения с бюджетом и именно с федеральным бюджетом.

Правоотношения Банка России с федеральным бюджетом регули­руются на основании принципа перечисления прибыли. Статья 26 Закона о Банке России предусматривает, что Банк России перечисляет в фе­деральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогом года.

Указанное перечисление денежных средств имеет особую право­вую природу - регулируется Законом о Центральном банке, является неналоговым поступлением в федеральный бюджет и не содержится в перечне видов налогов, существующих в налоговом законодательстве и уплачиваемых различными юридическими лицами. Ни одно иное юридическое лицо подобных перечислений денежных средств в бюд­жет не производит.

Направляемые Банком России в федеральный бюджет денежные средства (50% фактически полученной балансовой прибыли) хотя и зависят от размера полученной прибыли, но налогом на прибыль не являются, поскольку налогооблагаемая база последнего определяется по другим критериям (фиксированные ставки, источники уплаты, по­рядок исчисления чистой прибыли и др.). Банком же России до под­ведения итогов года размер полученной прибыли не может быть определен, а потому в законодательстве о государственном бюджете не может указываться и не указывается фиксированная ставка. Более того, последствием недавнего экономического кризиса (август 1998 г.) явилось то, что Банк России по итогам года имел убытки, а не при­быль.

Отсутствие цели получения прибыли при выполнении Банком России стоящих перед ним задач по защите и обеспечению устойчи­вости рубля и является правовым выражением степени свободы при­нятия решений при осуществлении единой денежно-кредитной поли­тики (функциональная независимость).

Другой аспект проблемы заключается в том, что перечисление полученной Банком России прибыли в федеральный бюджет в соответст­вии с законодательством о Банке России и одновременное исполнение требований налоговых органов об уплате всех иных налогов неизбежно приведет к процедуре двойного изъятия прибыли, что может негативно повлиять на возможность эффективного выполнения функций, опре­деленных Конституцией РФ[2] и Законом о Банке России[3] при проведе­нии единой денежно-кредитной политики.

Это также повлечет за собой не только существенное изменение структуры баланса Банка России, но при определенных условиях может привести к противоречию между целями и функциями Банка России и необходимостью финансирования затрат на поддержание системы в функциональном состоянии. Кроме того, из-за двойного изъятия прибыли произойдет уменьшение части доходов федерально­го бюджета.

Исходя из изложенного, можно говорить о принципе особого плате­жа Банка России в федеральный бюджет, и этот принцип базируется на конституционной независимости Банка России от других органов государственной власти при осуществлении им своей основной функ­ции -защите и обеспечении устойчивости рубля.

Вменение Банку России в обязанность уплаты местных налогов повлечет необходимость перечисления прибыли не в установленном федеральным законом порядке, а посредством налогообложения, и следовательно, часть прибыли Банка России будет направляться в бюджеты субъектов Федерации, а также в местные бюджеты. Это при­ведет к недополучению федеральным бюджетом существенной части прибыли и фактически будет означать не санкционированное Кон­ституцией РФ перераспределение бюджетных средств и полномочий, предоставленных Федерации, в пользу ее субъектов.

Налоговая система является частью бюджетной системы, и Банк России, выполняя свою обязанность перед бюджетом, исключается из налоговых отношений до внесения изменений в банковское законодатель­ство в связи с принятием главы 25 НК.

Говоря об особенностях налогообложения Банка России, следует также иметь в виду, что этот вопрос прямо связан с осуществлением денежно-кредитной политики.

Банк России не имеет возможности оплачивать все налоги иначе, как за счет дополнительной эмиссии либо за счет расходования своих резервов (необходимость достаточного размера которых определяется интересами экономической безопасности государства). Таким обра­зом, вменение в обязанность Банку России уплаты всех видов налогов и сборов во все уровни бюджета (федеральный, субъектов Федерации, местные) может прямо сказаться на темпах инфляции в стране и иных макроэкономических показателях, а также на экономической без­опасности государства.

Необходимо обратить внимание и на то, что Банк России в соот­ветствии с законодательством поддерживает функционирование еди­ной платежной системы Российской Федерации, постепенно расши­ряя применение новейших технологий расчетов.

Это направление деятельности требует серьезных инвестиционных вложений, и уплата всех налогов и сборов может прямо сказаться на формировании современной базы расчетов, серьезно затормозить тех­нологическое и экономическое развитие России в целом.

Следует отметить также, что существующие основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ) неприменимы к Банку России. Так, например, устанавливается, что законодательство о на­логах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, декларируется и принцип справедливости при уп­лате налогов. Но ни одно лицо (налогоплательщик), кроме Банка Рос­сии, не перечисляет такой размер полученной балансовой прибыли в федеральный бюджет, и, таким образом, налоговый принцип всеоб­щности и равенства не исполняется.

Указанная статья НК РФ содержит требование о том, что не до­пускается устанавливать налоги и сборы, ограничивающие или созда­ющие препятствия законной деятельности налогоплательщика. Ана­лиз данной нормы налогового законодательства крайне важен, так как полная уплата Банком России налогов и сборов (федеральных, регио­нальных, местных) явно создаст препятствия для выполнения возло­женной на Банк России конституционной функции - защиты и обес­печения устойчивости рубля.

Кроме того, ч.1 ст.3 НК РФ[4] определяет, что «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодек­сом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».

Между тем Банк России, действуя в порядке, не предусмотренном Налоговым кодексом, производит платеж в федеральный бюджет, не установленный этим Кодексом. Данное противоречие может быть объяснено лишь особенностями правового положения Банка России, определенного Конституцией России и Законом о Банке России.

Еще одним штрихом в существовании особого налогового статуса главного банка страны является указание в ч. 2 ст. 3 НК РФ на то, что каждый должен точно знать, в какой сумме он должен платить налоги. Установить же точную сумму платежа, перечисляемого Банком Рос­сии в федеральный бюджет, практически возможно лишь по итогам года, так как эта сумма является частью фактически полученной ба­лансовой прибыли, которая определяется как разница между дохода­ми, полученными Банком России при осуществлении предусмотрен­ных законом операций, и расходами, связанными с осуществлением им своих функций. Предопределить заранее точную сумму платежа невозможно, и, кроме того, как уже говорилось выше, балансовой прибыли у Банка России и не может быть.

Таким образом, анализ ряда аспектов, вытекающих из выполнения Банком России возложенных на него законодательством функций, позволяет с достаточной определенностью говорить о его особом на­логовом статусе.

Как же решается рассматриваемый вопрос в настоящее время?

Так в Законе о Банке России сформулирована норма о том, что при выполнении Банком России функций, возложенных на него Федеральным за­коном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)», он уплачивает налог на прибыль по ставке ноль (0) процентов, а при получении прибыли по другим основаниям — по ставке, общей для всех юридических лиц. Таким образом, данная норма подтверждает тезис об особом налоговом статусе Банка России.

В ст.26  Закона о Банке России установлено, что Банк России после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации[5].

Завершая рассмотрение данного вопроса, хотелось бы сделать следующий вывод: в вопросе налогообложения Центрального банка России мы придерживаемся третьей точки зрения – компромиссной -  Банк России не является налогоплательщиком при осуществлении им функций, предусмотренных законом о Банке России. Но со всей остальной прибыли, полученной из иных источников Банк России выступает в роли полноценного налогоплательщика, обладая правами и несущий обязанности, предусмотренный налоговым законодательством. Следовательно, уплачивает все налоги и сборы, предусмотренные законом.

Данный подход широко критикуется в научных кругах. Так, Тосунян Г.А. выступает резко отрицательно в отношении, закрепленного в законе порядка налогообложения Банка России, считая, что полная уплата Банком России налогов и сборов (федеральных, регио­нальных, местных) явно создаст препятствия для выполнения возло­женной на Банк России конституционной функции - защиты и обес­печения устойчивости рубля[6].

Данная точка зрения заслуживает нашего внимания, особенно, если учесть тот факт, что данному пути идут многие зарубежные государства, то есть. центральные банки данных государств освобождены от всякого налогового бремени.

Данный вопрос будет подробно нами рассмотрен ниже.

2. Зарубежный опыт налогообложения центральных банков

По общему правилу, центральные (национальные) банки зарубеж­ных стран, за исключением очень небольшого числа, не являются плательщиками налогов[7].

Так, например, в соответствии с законодательством Швейцарии (Закон о Национальном банке от 23 декабря 1953 г.) Национальный банк освобождается от налогообложения со стороны кантонов (субъекты швейцарской конфедерации).

Австрийский национальный банк в соответствии с Федеральным законом о Национальном банке (1984 г.), осуществляя юридические действия, отнесенные к предмету его ведения, освобожден от уплаты налога на оборотный капитал; сделки, заключенные им единственно в государственных интересах, освобождены от гербового и юридичес­кого сборов.

Центральный Банк Турецкой Республики, действуя на основании Закона 1970 г., освобожден от уплаты налогов, обязательств и сборов по всем проводимым операциям, от почтовых и иных расходов, свя­занных с документооборотом.

Доходы Центрального банка Аргентины не облагаются налогом на прибыль, фонды банка обладают налоговым статусом, равным правительственным фондам.

Страны бывшего СССР, создавая новое для себя банковское законодательство, также следовали общим международным нормам, рассматривающим национальные банки в качестве юридических лиц с особым налоговым статусом.

Так, Закон о Национальном банке Республики Беларусь (от 14 де­кабря 1990 г.) устанавливает, что этот банк и его учреждения освобож­даются от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин (включая гер­бовые и таможенные).

Аналогичные нормы установлены законами о национальных бан­ках в республиках Таджикистан, Армения, Грузия.

Особенно четкой является формулировка, содержащаяся в Законе Республики Грузия (1995 г.), ст.3 которого устанавливает, что Национальный банк, его активы, имущество и доходы, а также его деятельность и операции освобождаются от всех видов налогов и пошлин.

Таким образом, можно сделать вывод: существует в основном два подхода к налогообложению центральных банков:

−                       центральный банк полностью освобождается от всех налогов и сборов, установленных налоговым законодательством;

−                       центральный банк освобождается от уплаты налогов с прибыли, полученной от реализации своих функций, но уплачивают налоги с прибыли, полученной из иных источников.

 

 

3. Практическое задание

Банком за текущий год получены доходы

(тыс.руб.)

1.     За услуги инкассации

1055

2.     За выдачу карточки «Золотая корона»

2036

3.     Штрафы, пени, полученные за нарушение договоров на расчетно-кассовое обслуживание

270

4.     Доход от реализации шкафа

2

5.     Проценты, полученные по счетам иностранных корреспондентов

66103

6.     Положительные курсовые разницы по переоценке ГКО

13100

7.     Дивиденды, полученные по паям и акциям

1566

8.     Дивиденды от продажи валюты на бирже (долл.)

4622

9.     Проценты, полученные в т.ч. по

−       Краткосрочным ссудам 146460

−       Долгосрочным ссудам    44908

10.                       Безвозмездно получен кондиционер

36

11.                       НДС, уплаченный за товар, услуги

36000

Курс ЦБ РФ 1 доллар = 28500 руб.

Рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет

Решение

Первоначально определим, какие из указанных доходов облагаются НДС.

Согласно ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса:

−                 осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

−                 передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

−                 передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

−                 передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

−                 передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

−                 передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

−                 передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

−                 изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

−                 иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них).

Следовательно, уже исходя из содержания данной статьи, можно сделать вывод: что НДС не облагается дивиденды от продажи валюты на бирже (долл.) и безвозмездно, полученный кондиционер.

Кроме этого ст.149 НК РФ закрепляет операции, неподлежащие налогообложению:

3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выдача банковских гарантий, а также осуществление банками следующих операций:

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала.

Причина освобождения банковских операций от данного налога заключается в том, что уровень платы по этим операциям трудно совместить с осуще­ствленными затратами, а следовательно, с самим понятием до­бавленной стоимости.

Таким образом, НДС облагаются доходы:

−                 За услуги инкассации

−                 Штрафы, пени, полученные за нарушение договоров на расчетно-кассовое обслуживание

−                 За выдачу карточки «Золотая корона»

−                 Доход от реализации шкафа

−                 Проценты, полученные по счетам иностранных корреспондентов

−                 Положительные курсовые разницы по переоценке ГКО

−                 Дивиденды, полученные по паям и акциям

−                 Проценты, полученные в т.ч. по краткосрочным ссудам и долгосрочным ссудам.

Следовательно, налоговая база следующая: 1055+2036+270+2+66103+13100+1566+146460+44908=275572 т.р.

НДС = 275572*18%=49602, 96 т.р.

Заключение

Значение банков как важнейшего звена в экономике существенно возросло после Второй мировой войны. Усиление концентрации и централизации капитала банков укрепило их позиции, а стремление увеличить размеры получаемой прибыли определило развитие диверсификации и универсализации банковской деятельности, привело к расширению международных операций, образованию новых межбанковских объединений как на национальном, так и на интернациональном уровне.

Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Таким образом, Центральный банк играет ключевую роль в платежной и банковской системе страны. Следовательно, его денежные обороты огромны, поэтому так важна четкая схема его налогообложения, которая и была нами изучена в данной работе.

Изучив данный вопрос можно сделать следующие выводы: существует в основном два подхода к налогообложению центральных банков:

−                       центральный банк полностью освобождается от всех налогов и сборов, установленных налоговым законодательством;

−                       центральный банк освобождается от уплаты налогов с прибыли, полученной от реализации своих функций, но уплачивают налоги с прибыли, полученной из иных источников.

Российское законодательство пошло по второму пути. Данное положение подвергается серьезной критики со стороны ряда ученых.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ / Правовая система Консультант.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ  (ред. от 06.06.2005, с изм. от 01.07.2005) / Правовая система Консультант.

4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 18.06.2005) «О Центральном банке РФ (Банке России)» / Правовая система Консультант.

5. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской деятельности» / Правовая система Консультант.

6. Банки и банковские операции : Учебник для вузов/ Е. Ф. Жуков; Л. М. Максимова, О. М. Маркова и др.; под ред. проф. Е. Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи,  ЮНИТИ, 2003.

7. Вылкова Е.С., Слатвинский В.Н. Комментарий К Федеральному закону от 02.11.2004 №127-ФЗ «О Внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РВ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов РФ» (комментарий к изменениям в налогообложении операций с ценными бумагами)  // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. –2005. – №2.

8. Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» / Под ред.А.В. Толкушкин. –Издательство Юрайт. – 2003.

9. Лаврушина Л. Порядок налогообложения доходов по ценным бумагам / правовая система Консультант.

10.                    Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса РФ / По ред. А.Н. Гуев – Издательский Дом ИНФРА-М. – 2002.

11.                    Тосунян Г.А. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник /Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян; Под общ. ред. Топорнина Б.Н.; Ин-т государства и права РАН. - М.: Юристъ, 2003.- 446 с.

12.                    Шепаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. М.: Изд-во АО «Консалтингбанкир», 1994.


[1] Банки и банковские операции : Учебник для вузов/ Е. Ф. Жуков; Л. М. Максимова, О. М. Маркова и др.; под ред. проф. Е. Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи,  ЮНИТИ, 2003.

[2] Правовая система Консультант.

[3] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 18.06.2005) «О Центральном банке РФ (Банке России)» / Правовая система Консультант.

[4] Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ/ Правовая система Консультант.

[5] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 18.06.2005) «О Центральном банке РФ (Банке России)» / Правовая система Консультант.

[6] Тосунян Г.А. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник /Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян; Под общ. ред. Топорнина Б.Н.; Ин-т государства и права РАН. - М.: Юристъ, 2003.

[7] Тосунян Г.А. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник /Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян; Под общ. ред. Топорнина Б.Н.; Ин-т государства и права РАН. - М.: Юристъ, 2003. – с. 241-245; Шепаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. М.: Изд-во АО «Консалтингбанкир», 1994.