Содержание

Задание  1.1. 3

Задание 2.1. 4

Задание 3.1. 5

Задание 4.1. 9

Задание 5.1. 11

Список литературы.. 14

Задание  1.1.

 

Приведите примеры   группировки персонала предприятий двух или более отраслей народного хозяйства.

Ответ :

Группировка – это прием, с помощью которого генеральная совокупность показателей  разбивается на относительно однородные группы с целью обобщения и типизации признаков, характеризующих группы и всю совокупность анализируемого объекта.

Группировки осуществляются в табличной форме и называются балансовыми таблицами.

 Классификация группировок персонала на предприятиях зависит от вида деятельности (отрасли).

На промышленных предприятиях персонал группируется по следующим признакам:

1. Списочный состав работающих на заводе ОАО «Сибтрансмаш» на 1 января 2004 года составляет:

Всего

-

1183 чел.

из них:

-

рабочих

-

863 чел.

руководителей

-

113 чел.

специалистов

-

202 чел.

Служащих

-

5 чел.

2.Качественный состав по образованию следующий:

высшее образование имеют -144 человека;

среднее специальное – 314 человек;

общее среднее – 600 человек;

незаконченное среднее – 125 человек.

3.Работающие пенсионеры:

всего   390 пенсионеров, из них 23 человека – ветераны войны.

В автомобильном транспорте персонал группируется по следующим признакам:

1.Списочный состав работающих на «Автотранспортном предприятии № 5» на 1.01.2004. составил:

Служащие-17 человека;

ИТР- 23 человека;

Водители- 56 человек;

Обслуживающий персонал –15 человек.

Задание 2.1.

Охарактеризуйте сущность маржинального анализа. В чем заключается отраслевая специфика?

Ответ :

Для перехода на качественно новый уровень управления необходимо максимально полно обосновать управленческие решения и четко оценить их эффективность на всех уровнях управления.

В настоящее время в качестве универсального метода анализа, позволяющего свя­зывать микро- и макроэкономические показатели, а также выполнять прогнозные расче­ты, можно исполь­зовать так называемый маржинальный анализ.

По сути, маржинальный анализ в предлагаемом виде представляет собой систему планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия на осно­ве учета сокращенной себестоимости, то есть только переменных затрат на единицу продукции либо вид деятельности. Основным преимуществом маржинального анализа по сравнению с используемой калькуляцией полной себестоимости, является большая обоснованность принятия управленческих решений.

 Преимущества маржинального анализа для предприятия.

Данный анализ необходим в первую очередь самому предприятию для выявления сильных и слабых сторон своей деятельности, определения приоритетных направлений развития, в том числе тех, реализация которых либо затруднительна, либо вовсе невоз­можна без государственной поддержки.

Посредством маржинального анализа можно решать целый ряд производственно-финансовых задач:

·                     определение точки безубыточности;

·                     определение объема производства и реализации продукции, требуемого для получе­ния запланированной прибыли;

·                     установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запла­нированном уровне;

·                     выбор наиболее эффективных технологий производства;

·                     принятие оптимальной производственной программы и ряд других.

Некоторые особенности имеет расчет безубыточного объема товарооборота в торговле. Это обусловлено:

·                   особенностями формирования валового дохода в торговле (валовой доход определяется как сумма торговых надбавок за вычетом налога на добавленную стоимость);

·                   использованием относительных показателей валового дохода, переменных издержек и маржинального дохода к объему товарооборота в покупных или продажных ценах.

Задание 3.1.

Приведите примеры детерминированных моделей для характеристики взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе объемов произведенной (товарной, реализованной) продукции. Укажите, для каких отраслей применяется каждая модель.

Ответ:

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

.

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Данная модель наиболее применим для машиностроительных отраслей: автомобилестроение, приборостроение и т.д.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

.

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

,

где Ч - среднесписочная численность работников;

CB - средняя выработка на одного работника.

Данная модель может применяться в любых отраслях промышленности: химической, деревообрабатывающей и др.

Кратные модели:

.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:

,

где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

Наиболее применим в торговле и пищевой промышленности.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.[1]

Анализ деятельности предприятия начинается с изучения объема производства и темпов его роста, т.е. с оценки выполнения плана производства и реализации продукции. Основными направлениями анализа в области реализации являются проверка обоснованности и сбалансированности плана по общему объему реализации; изучение выполнения плана по общему объему реализованной продукции, ее динамики, выявление причин отклонения; оценка выполнения хозяйственных договоров и других обязательств по поставкам продукции. В области производства – определение степени выполнения плана и темпов роста объемов производства; изучение влияния трудовых показателей на изменение объема производства; оценка выполнения плана по номенклатуре; расчет влияния качества продукции и ритмичности ее выпуска на объем производства.

При анализе объема реализации прежде всего определяют влияние плана и динамику общего объема реализации (процент выполнения плана, темпы роста и темп прироста), находят отклонения фактических значений от плановых и от значений предшествующего периода. В условиях усиления ответственности предприятий за соблюдение договорной дисциплины особое значение приобретает анализ выполнения договорных обязательств. Показатель реализации продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам характеризует уровень соблюдения предприятием государственной и договорной дисциплины. Прежде чем приступить к оценке выполнения плана по этому показателю, необходимо дать оценку его обоснованности. На практике иногда общая сумма договоров оказывается меньше плана реализации. Это означает, что не обеспечен сбыт продукции. Встречаются расхождения между вещественным содержанием запланированного объема реализации и его денежным выражением,  а также заказами покупателей, зафиксированными в хозяйственных договорах. По результатам проверки при необходимости вносят изменения в запланированный объем реализации.

Далее определяют выполнение плана по анализируемому показателю. При расчете его фактической величины продукция, поставленная сверх плана по одним наименованиям, не  засчитывается в покрытие недопоставок по другим позициям. Не разрешается также недопоставки одному получателю покрывать за счет сверхплановых поставок другому получателю. Таким образом, фактический объем реализации продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам меньше объема реализации на величину недопоставленной продукции по договорам. Объем недопоставленной продукции определяется по каждому наименованию товарной продукции и по каждому получателю. В случае недопоставки продукции в отчетном периоде (месяце, квартале, году) увеличивается план поставок на следующий календарный период. Таким образом, выполнение плана поставок в течение года (или другого промежутка времени) учитывается нарастающим итогом. Это дисциплинирует изготовителей и повышает их ответственность за выполнение плана поставок. Если план поставок не выполнен, необходимо проанализировать основные причины недопоставок. Особое внимание должно быть обращено на выполнение плана производства основных видов продукции, на своевременность отгрузки продукции, на ритмичность производства и выполнение плановых заданий основных видов продукции. Необходимо выявить также сумму и динамику штрафов за недопоставку продукции. [2]

 

Задание 4.1.

Примените приемы управленческого анализа (назовите их), чтобы охарактеризовать политику крупной подрядной организации по имеющимся данным (табл 4.1).

Таблица 4.1

Выполнение плана строительной организацией (фрагмент)

Условное обозначение

По плану на год

Фактически за год

Абсолютное изменение

1. Объем произведенной строительной продук­ции, тыс. руб.

Q

6202

6820

618

2. Объем         реализуемой строительной     продукции, тыс. руб.

Qсд

6510

6510

0

3. В том числе по вводи­мым в действие объектам, тыс. руб.

Qоб

4650

3720

930

4. Коэффициент      сданных работ (стр. 2 : стр. 1)

Кс

1,05

0,954

-0,1

5.Коэффициент выхода конечной строительной продукции (стр. 3: стр. 2)

Кв

0,71

0,57

-0,14

Ответ:

Сравнение показателей - важнейший технический прием АХД. Сравнение показателей осуществляется для выявления отклонений фактических показателей от плановых, для выявления сдвигов в работе предприятия.

Анализ таблицы 4.1. показал, что фактический объем произведенной строительной продук­ции предприятия превысил планируемый на 618 тыс.руб., а  фактический объем реализуемой строительной продукции предприятия составил 6510 тыс.руб. как и было запланировано.

Экономические явления, когда изучаются в АХД, имеет, как правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах. Абсолютные - показывают количественные размеры в единицах меры, веса, объема и т.д. Относительные величины - отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо иного явления или величиной этого же явления, но взятого за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают делением одной величины на другую, которая и принимается за базу сравнения. Относительные показатели выражаются в форме %.

Анализ относительных величин  таблицы 4.1. показал, что по плану объем реализуемой строительной продукции превышает объем произведенной строительной продук­ции на 5 %, фактически же объем реализуемой строительной продукции меньше объема произведенной строительной продукции на 4,6 %. Абсолютное отклонение фактического коэффициента      сданных работ от планового составило – 10 %.

Задание 5.1.

Имеются данные (исходные и расчетные) – таблица 1. Определить влияние структурных сдвигов в реализации товаров, изменений среднего уровня торговых надбавок и товарооборота на валовой доход (методом процентных чисел или др.). Опишите методику выполнения расчетов (цель, исходные данные, очередность расчетов, указывая метод экономического анализа), сделайте вывод.

Таблица 1

№ п/п

Товары

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес в товарообороте, %

Средний уровень торговой надбавки, %

Предшествующий период

Отчетный период

Предшествующий период

Отчетный период

Предшествующий период

Отчетный период

1

Продовольственные

2800

2429

44

38

40

44

2

Промышленные

3500

4048

56

62

34,6

41,85

Итого

6300

6477

100

100

36,95

42,65

Решение

Итак, для начала определим влияние структурных сдвигов в реализации товаров на валовой доход методом корректировочных коэффициентов, цель которого скорректировать показатель в соответствии с изменением фактора, от которого он зависит. Необходимы такие исходные данные, как: товарооборот по каждому виду продукции в предшествующем и отчетном периодах, а также уровень торговой надбавки. Чтобы найти валовую прибыль, необходимо из товарооборота вычесть торговую надбавку.

Итак, найдем валовую прибыль для предшествующего года по продовольственным товарам, обозначив ее через Х: Х+(Х´0,4) = 2800. Отсюда Х = 2000 тыс. руб. Аналогично находим валовую прибыль для промышленных товаров в предшествующем периоде – 2600 тыс. руб. Для всей продукции в предшествующем периоде – 4600 тыс. руб. Для продовольственных товаров в отчетном периоде – 1686,8 тыс. руб. Для промышленных товаров в отчетном периоде – 2837,7 тыс. руб. Для всех товаров в отчетном периоде – 4540,5 тыс. руб.

Теперь находим корректирующие коэффициенты. Для продовольственных товаров они равны отношению удельного веса в товарообороте в отчетном периоде на удельный вес в товарообороте в предшествующем периоде: 38/44 = 0,86. Аналогично, для промышленных товаров: 1,11. Для всех товаров в общем: 1,0.

Скорректируем соответствующие показатели валовой прибыли с учетом полученных коэффициентов. Получаем валовую прибыль по продовольственным товарам: 1720 тыс. руб. По промышленным товарам: 2886 тыс. руб. По всем товарам: 4600 тыс. руб.

Сопоставляем величину скорректированного результативного показателя (общей валовой прибыли) и сумму величин скорректированных его частей (валовую прибыль от продовольственных и промышленных товаров):

4600-(1720+2886) = -6.

Таким образом, за счет структурных сдвигов в реализации товаров валовая прибыль уменьшилась на 6 тыс. руб.

Теперь найдем влияние изменения товарных надбавок и товарооборота тем же методом корректировочных индексов.

Итак, найдем корректировочные индексы от изменения товарооборота по схеме, указанной ранее. Для продовольственных товаров корректировочный индекс: 0,87. Для промышленных товаров: 1,16. Для всей продукции 1,03.

Скорректируем валовой доход. Получаем для продовольственных товаров: 1740 тыс. руб. Для промышленных товаров: 3016 тыс. руб. Для всех товаров: 4738.

Рассчитаем влияние изменения товарооборота на валовую прибыль. На прибыль от продовольственных товаров: 1740 – 2000 = - 260 тыс. руб. На прибыль от промышленных товаров: 3016 – 2600 = 416 тыс. руб. На общую прибыль: 4738 – 4600 = 138 тыс. руб.

Найдем влияние изменения торговой наценки. Это легко сделать, зная изменение прибыли за счет структурных сдвигов (-6 тыс. руб.), а также за счет изменения товарооборота (+138 тыс. руб.). Для этого необходимо из общего изменения вычесть изменения за счет известных факторов. Общее изменение 4540,5 – 4600 = -59,5 тыс. руб. Тогда за счет изменения торговых надбавок произошло уменьшение валовой прибыли на 191,5 тыс. руб.

Список литературы

1.     Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001. – 576 с.

2.     Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2004. – С. 63.

3.     Маренков Н. Экономический анализ. – М.: Феникс, 2004. – 416 с.

4.     Ткаченко В.Я., Щербаков А.И. Экономика строительства. – Новосибирск: СГУПС, 2002. – 283 с.

5.     Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.:. ИНФРА-М, 2003. – С. 333 с.


[1] Бороненкова С.А. Управленческий анализ. -М., :ФиС. 2003.

[2] Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М., :ФиС. 2002.