Содержание
1. Аудит расчетов с бюджетом по единому сельскохозяйственному налогу. 3
1.1. Налогообложение единым сельскохозяйственным налогом. 3
1.2. Аудит расчетов с бюджетом по единому сельскохозяйственному налогу. 5
Задача. 10
Список использованной литературы.. 12
1. Аудит расчетов с бюджетом по единому сельскохозяйственному налогу
1.1. Налогообложение единым сельскохозяйственным налогом
Федеральный
закон от 29 декабря
Единый сельскохозяйственный налог является региональным, поэтому вводить в действие его могут только субъекты РФ своими законами. При этом они должны принимать за основу требования главы 26.1 НК РФ, поскольку именно в ней определены все основные элементы новой системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что единый сельскохозяйственный налог заменяет собой все федеральные, региональные и местные налоги, за исключением:
- налога на добавленную стоимость;
- акцизов;
- платы за загрязнение окружающей природной среды;
- государственной пошлины;
- таможенной пошлины;
- лицензионных сборов;
- налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей);
- налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Это означает, что плательщики единого сельскохозяйственного налога не будут платить налог на прибыль, налог на имущество предприятий, налог с продаж, единый социальный налог и другие.
Однако
следует помнить, что за этими организациями сохранена обязанность по уплате
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с
Федеральным законом от 15 декабря
Также плательщики единого сельскохозяйственного налога не освобождены от обязанностей налоговых агентов. Прежде всего, это касается удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.
Бухгалтеру сельскохозяйственной организации необходимо учесть следующее. Специальный налоговый режим может быть введен не с начала календарного года, а с 1 апреля, 1 июля или 1 октября. Это, несомненно, повлияет на порядок начисления и уплаты других налогов.
Плательщиками налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители. Это организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, чья выручка от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки за предшествующий отчетному календарный год составила не менее 70 процентов в общей сумме их выручки.
Объектом налогообложения в главе 26.1 НК РФ названы сельскохозяйственные угодья, которые либо принадлежат налогоплательщику на праве собственности, либо находятся у него во владении и (или) в пользовании.
Налогоплательщикам необходимо обратить особое внимание на правильность и своевременность юридического оформления прав, на которых организация (крестьянское хозяйство, индивидуальный предприниматель) пользуется, владеет, распоряжается сельскохозяйственными угодьями.
Налоговая
база по единому сельскохозяйственному налогу - это сопоставимая по кадастровой
стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. Методика ее определения
установлена и утверждена постановлением Правительства РФ от 22 апреля
Эта методика основывается на следующей формуле:
Ск1 га : Скср. х Пл,
где:
Ск1 га - кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика;
Скср. - средняя кадастровая стоимость гектара сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте РФ;
Пл - на площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика.
Порядок определения кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика и средней кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий в субъекте РФ должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 346.5 НК РФ установлен налоговый период - один квартал.
Налоговую ставку устанавливают законодательные (представительные) органы субъектов РФ в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях.
1. 2. Аудит расчетов с бюджетом по единому сельскохозяйственному налогу
Целью аудиторской проверки является соответствие применяемого в организации порядка определения, формирования, исчисления, а также учета и расчетов с бюджетом по единому сельскохозяйственному налогу нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде.
Задачами аудиторской проверки расчетов с бюджетом по единому сельскохозяйственному налогу являются:
- проверка правильности определения объекта налогообложения;
- проверка правильности определения состава налоговой базы;
- проверка правильности определения налогового периода;
- проверка правильности применяемых ставок единого сельскохозяйственного налога;
- проверка правильности порядка исчисления единого сельскохозяйственного налога;
- проверка возможности применения льгот по единому сельскохозяйственному налогу;
- проверка правильности заполнения декларации по единому сельскохозяйственному налогу;
- проверка правильности порядка уплаты в бюджет.
Определив цель и задачи аудиторской проверки, следует перейти к планированию проверки расчетов с бюджетом по единому сельскохозяйственному налогу.
Знакомство с системой бухгалтерского учета предприятия включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:
1. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
2. Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
3. Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
4. Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
5. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности;
6. Критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
7. Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, так как в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:
1. Операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;
2. Операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
3. Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;
4. Зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;
В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства принимается решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке, не стоит. Далее аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как "низкая" и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему.
При общем знакомстве с системой внутреннего контроля предприятия не было выявлено практически никаких средств контроля, также отсутствует схема документооборота, но объем хозяйственных операций сравнительно невелик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как низкая.
Таблица 1. Программа аудиторской проверки.
№п/п |
Печень аудиторских процедур |
Рабочие документы |
1 |
2 |
4 |
1 |
Установление лица, ответственного за ведение учета и отчетности по единому сельскохозяйственному налогу. |
Приказы директора. |
2 |
Проверка наличия учетной политики в целях налогообложения и информации в ней о порядке расчета налогооблагаемой базы и расчетов по единому сельскохозяйственному налогу. |
Учетная политика в целях налогообложения и приказ об ее утверждении. |
3 |
Определение формы и способов ведения налогового учета. |
Учетная политика в целях налогообложения. |
4 |
Изучение результатов последней проведенной инвентаризации |
Заключение инвентаризационной комиссии. |
5 |
Определение объекта налогообложения |
Первичные документы бух. учета |
6 |
Определение состава налоговой базы |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по единому сельскохозяйственному налогу. |
7 |
Определение объекта налогообложения |
Первичные документы бух. учета |
8 |
Проверка определения правильности налогового периода |
Учетная политика в целях налогообложения |
9 |
Определение правильности применения ставок единого сельскохозяйственного налога. |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по единому сельскохозяйственному налогу.. |
10 |
Проверка правильности исчисления единого сельскохозяйственного налога. |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по единому сельскохозяйственному налогу.. |
11 |
Проверка порядка уплаты единого сельскохозяйственного налога. |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по единому сельскохозяйственному налогу.. Учетная политика в целях налогообложения. Платежные документы. |
12 |
Определение сроков уплаты налогов |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по единому сельскохозяйственному налогу.. Учетная политика в целях налогообложения |
13 |
Проверка возможности применения льгот |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по единому сельскохозяйственному налогу.. Учетная политика в целях налогообложения |
14 |
Проверка обоснованности отсрочки оплаты по единому сельскохозяйственному налогу .и возможности её применения |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по единому сельскохозяйственному налогу.. Учетная политика в целях налогообложения |
15 |
Возможность наложения штрафных санкций |
Регистры налогового учета, декларация |
16 |
Проверка правильности заполнения декларации по единому сельскохозяйственному налогу. |
декларация |
17 |
Обобщение результатов аудиторской проверки |
- |
18 |
Формулирование выводов и предложений по совершенствованию системы учета аудируемого объекта. |
- |
Задача
Исходные данные:
1. Учетной политикой организации предусмотрено определение выручки от реализации по оплате.
2. Все стоимостные показатели приведены без учета НДС.
3. Налоговым периодом по НДС является один месяц
4. Оснований для прекращения обязанностей налогоплательщика НДС нет.
5.В отчетном периоде отгружено продукции на сумму 999800 руб.
6. Поступило на расчетный счет за реализованную продукцию. 314750 руб, в том числе от реализации овощей – 214750 руб., от реализации спиртного с учетом акцизов – 100000 руб.
7. Получено денежных средств в виде безвозмездной финансовой помощи, не связанной с реализацией продукции, в сумме 120000 руб.
8. Поступила ссуда от коммерческого банка по кредитному договору на закупку товаров для перепродажи в размере 112000 руб.
9. Получено авансов в счет финансирования по ранее заключенным договорам на реализацию овощей – 11321, на реализацию спиртного –15000 руб.
10. Перечислен страховой компании взнос -11000 руб.
11. Оплачено по безналичному расчету и оприходовано товарно-материальных ценностей производственного назначения по счетам – фактурам с учетом НДС по стандартной ставке 114500 руб., без счетов – фактур – 9300 руб.
12. Перечислено авансов смежникам – 231000руб.
13. Исчислен и перечислен в бюджет НДС в размере 520 руб.
Для выражение своего мнения о правильности исчисления НДС аудитор сначала должен пересчитать сумму НДС подлежащую уплате в бюджет.
НДС по итогам каждого квартала уплачивается в бюджет платежным поручением не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Налог на добавленную стоимость взимается на основании главы 21 Налогового кодекса РФ.
Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость в отчетном году являлась реализация товаров на территории РФ.
Налоговая база определяется как стоимость продукции без учета НДС –
214750 рублей - Ставка НДС - 10%.
100000 рублей - Ставка НДС - 18%.
Сумма НДС = (214750*10%) + (100000*18%) = 21475+ 18000 = 39475 рублей.
На приобретенные материалы поставщиками выставлены счет-фактуры, в 114500 рублей. Все товары оплачены, следовательно, вся сумма НДС может быть принята к вычету. НДС = 114500*18% = 20610 рублей
НДСбюдж = НДСполуч-НДСуплач. = 39475-20610= 18865 руб.
Значит аудитор выразит мнение о недостоверном исчислении НДС , так как процедура пересчет показала несоответствие реальному положению дел. Неправильное исчисление НДС говорит о занижение налогооблагаемой базы и грозит штрафными санкциями в форме начисления пени на сумму недоначисленного НДС
Аудитор может дать следующие рекомендации:
1. Более тщательно изучать нормативную литературу
2. Сделать сторнировочные записи и сделать исправительные проводки на правильную сумму НДС
3. Подать уточненную декларацию в налоговую инспекцию
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь.2006 г. № 30.
2. Налоговый кодекс РФ (Часть
2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь.
3. О
бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. №94н.
5. Кондраков Н. П. «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит»; М.: 1999г.
6.Пошерстник
Н.В. «Бухгалтер торгового предприятия»; М.:
7. Касьянова Г. Ю. «10000 и одна проводка по новому плану счетов»; М.:2003г.