Содержание
1. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход. 3
1.1. Нормативная и информационная база аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход. 3
1. 2. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход. 5
1.3. Проведение аудиторской проверки. 9
Задача. 13
Список использованной литературы.. 15
1. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход
1.1. Нормативная и информационная база аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход
1. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. ФЗ от 05.08.2000 № 117 – ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2000 г. №166 –ФЗ).
2. ПБУ 9/99 « Доходы организации»;
3. ПБУ 10/99 « Расходы организации».
4. Письмо МНС РФ от 26.10.2001 N ВТ-6-21/819 (ред. от 15.02.2002) о рекомендациях по проверке правильности заполнения новых форм расчета налога на единый вмененный доход предприятий;
5. Приказ МНС РФ от 23.03.2004 № САЭ 3-21/224 « об утверждении формы налоговой декларации по налогу на вмененный доход организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по её заполнению». Приложение №1. Приложение №2.
6. Федеральный закон от 11.11.03. № 139- ФЗ;
7. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. От 28.03.2002) «О бухгалтерском учете».
Для проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход, используются следующие источники информации: учетная политика организации в целях бухгалтерского и налогового учета за 2004 год, приказы исполнительной дирекции о назначении ответственного за расчет и учет налога на вмененный доход предприятия, первичная документация бухгалтерского и налогового учета, регистры бухгалтерского и налогового учета, налоговая декларация по налогу на вмененный доход предприятия.
В ходе изучения документооборота по данному объекту учета были выявлены следующие первичные документы:
а) По учету поступления ТМЦ:
- Акт приемки-передачи ТМЦ;
- Акт о приемке оборудования;
- Акт о выявленных дефектах оборудования;
- Инвентарные карточки;
б) По учету материально-производственных запасов:
- Доверенности;
- Приходные ордера;
- Акт о приемке материалов;
- Товарно-транспортные накладные;
- Товарные чеки;
- Лимитно-заборные карты;
- Карточки учета материалов.
Проверка первичных документов проводится выборочным способом. Для обеспечения репрезентативности аудиторской выборки использован систематический отбор: изучается каждый пятый документ соответствующей категории.
Учетные регистры по проверяемым объектам учета.
Бухгалтерский учет:
- Оборотно-сальдовая ведомость;
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 41;
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 42;
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 10.1;
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 20;
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 43;
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 51;
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 68;
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 90;
- Карточка счета: 41;
- Карточка счета: 44;
- Карточка счета: 10.1;
- Карточка счета: 20;
- Карточка счета: 43;
- Карточка счета: 51;
- Карточка счета: 68.8;
- Карточка счета: 91.2.
Данные по этим регистрам отражаются в главной книге.
Налоговый учет:
- Регистр учета операций и объектов, подлежащих обложению налогом на имущество;
- Регистр учета операций и объектов, не подлежащих обложению налогом на имущество;
- Налоговая декларация налога на вмененный налог.
Для проведения аудиторской проверки необходимо изучить правильность заполнения следующих статей бухгалтерского баланса:
- Запасы
- Прибыль;
- стр. 230 и 240 Дебиторская задолженность;
Налоговую декларацию по налогу на вмененный доход организаций необходимо изучать в полном объеме и тщательным образом.
1. 2. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход
Целью аудиторской проверки является соответствие применяемого в организации порядка определения, формирования, исчисления, а также учета и расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде.
Задачами аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход являются:
- проверка правильности определения объекта налогообложения;
- проверка правильности определения состава налоговой базы;
- проверка правильности определения налогового периода;
- проверка правильности применяемых ставок налога на вмененный доход;
- проверка правильности порядка исчисления налога на вмененный доход;
- проверка возможности применения льгот по налогу на вмененный доход;
- проверка правильности заполнения декларации по налогу на вмененный доход;
- проверка правильности порядка уплаты в бюджет.
Определив цель и задачи аудиторской проверки, следует перейти к планированию проверки расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход.
Знакомство с системой бухгалтерского учета предприятия включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:
1. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
2. Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
3. Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
4. Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
5. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности;
6. Критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
7. Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, так как в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:
1. Операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;
2. Операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
3. Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;
4. Зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;
В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства принимается решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке, не стоит. Далее аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как "низкая" и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему.
При общем знакомстве с системой внутреннего контроля предприятия не было выявлено практически никаких средств контроля, также отсутствует схема документооборота, но объем хозяйственных операций сравнительно невелик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как низкая.
Таблица 1. Программа аудиторской проверки.
№п/п |
Печень аудиторских процедур |
Период проведения |
Рабочие документы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Установление лица, ответственного за ведение учета и отчетности по налогу на вмененный доход. |
11.02.04 |
Приказы директора. |
2 |
Проверка наличия учетной политики в целях налогообложения и информации в ней о порядке расчета налогооблагаемой базы и расчетов по налогу на вмененный доход. |
11.02.04 |
Учетная политика в целях налогообложения и приказ об ее утверждении. |
3 |
Определение формы и способов ведения налогового учета. |
18.02.04 |
Учетная политика в целях налогообложения. |
4 |
Изучение результатов последней проведенной инвентаризации |
25.02.04 |
Заключение инвентаризационной комиссии. |
5 |
Определение объекта налогообложения |
03.03.04 |
Первичные документы бух. учета |
6 |
Определение состава налоговой базы |
10.03.04 |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на вмененный доход. |
7 |
Определение объекта налогообложения |
10.03.04 |
Первичные документы бух. учета |
8 |
Проверка определения правильности налогового периода |
17.03.04 |
Учетная политика в целях налогообложения |
9 |
Определение правильности применения ставок налога вмененный доход. |
24.03.04 |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на вмененный доход.. |
10 |
Проверка правильности исчисления налога на вмененный доход. |
31.03.04 |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на вмененный доход.. |
11 |
Проверка порядка уплаты налога на вмененный доход. |
07.04.04 |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на вмененный доход.. Учетная политика в целях налогообложения. Платежные документы. |
12 |
Определение сроков уплаты налогов |
14.04.04 |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на вмененный доход.. Учетная политика в целях налогообложения |
13 |
Проверка возможности применения льгот по налогу на вмененный доход. |
21.04.04 |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на вмененный доход.. Учетная политика в целях налогообложения |
14 |
Проверка обоснованности отсрочки оплаты по налогу на вмененный доход .и возможности её применения |
28.04.04 |
Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на вмененный доход.. Учетная политика в целях налогообложения |
15 |
Возможность наложения штрафных санкций |
12.05.04 |
Регистры налогового учета, декларация |
16 |
Проверка правильности заполнения декларации по налогу на вмененный доход. |
19.05.04 |
декларация |
17 |
Обобщение результатов аудиторской проверки |
26.05.04 |
- |
18 |
Формулирование выводов и предложений по совершенствованию системы учета аудируемого объекта. |
26.05.04 |
- |
1.3. Проведение аудиторской проверки
Проведение проверки осуществляется в соответствии с программой аудита расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход..
Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется главным бухгалтером самостоятельно и единолично. В приказе генерального директора о приеме на работу главного бухгалтера указан перечень его должностных обязанностей, среди которых числится ведение налогового учета. Следовательно, главный бухгалтер отвечает за определение объекта налогообложения, состав налоговой базы, налогового периода, применяемых ставок, порядок исчисления и своевременной уплаты налога в бюджет.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:
Виды предпринимательской деятельности |
Физические показатели |
Базовая доходность в месяц (рублей) |
1 |
2 |
3 |
Оказание бытовых услуг |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
7500 |
Оказание ветеринарных услуг |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
7500 |
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
12000 |
Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках |
Площадь стоянки (в квадратных метрах) |
50 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы
|
Площадь торгового зала (в квадратных метрах) |
1800 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети |
Торговое место |
9000 |
Общественное питание |
Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) |
1000 |
Оказание автотранспортных услуг |
Количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов |
6000 |
Разносная (развозная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения) |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
4500 |
Распространение и (или) размещение печатной и (или) полиграфической наружной рекламы |
Площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах) |
3000 |
Распространение и (или) размещение посредством световых и электронных табло наружной рекламы |
Площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах) |
4000 |
Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты , , .
Корректирующий коэффициент К определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком и рассчитывается по следующей формуле
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Задача
Исходные данные:
1. Учетной политикой организации предусмотрено определение выручки от реализации по отгрузке.
2. Все стоимостные показатели приведены без учета НДС.
3. Налоговым периодом по НДС является один месяц
4. Оснований для прекращения обязанностей налогоплательщика НДС нет.
5.В отчетном периоде отгружено продукции на сумму 506700 руб., в т.ч.
– молокопродуктов – 206700 руб.
- табачных изделий с учетом акцизов – 150000 руб.
- сахара – 150000 руб.
6. Поступило на расчетный счет за реализованную продукцию. 479800 руб.
7. Получено авансов в счет финансирования по ранее заключенным договорам –209800 руб.
8. Оплачено по безналичному расчету и оприходовано товарно-материальных ценностей производственного назначения по счетам – фактурам с учетом НДС по стандартной ставке 112908 руб.
9.В отчетном месяце закуплено за наличный расчет по счетам-фактурам с учетом НДС по стандартной ставке на оптовой базе и оприходовано производственных материалов – 23780 руб.
9. Оплачено по безналичному расчету и оприходовано товарно-материальных ценностей производственного назначения по счетам – фактурам с учетом НДС по льготной ставке 44559 руб.
10. Перечислено авансов смежникам – 218907руб.
11. Закуплено в розничной торговле за наличный расчет - 11440 руб.
12. Исчислен и перечислен в бюджет НДС в размере 31961 руб.
Для выражение своего мнения о правильности исчисления НДС аудитор сначала должен пересчитать сумму НДС подлежащую уплате в бюджет.
1.Так как выручка «по отгрузке» начисляется НДС на сумму реализованной продукции - (206700+150000)*10%=35670
150000*18% = 27000
2.Ставится к зачету НДС по оплаченным и оприходованным ТМЦ 112908*18%=20323,44
44559*10% = 4455,90
3. Итого у уплате в бюджет 35670+27000-20323,44-4455,90=37890,66 руб.
Значит аудитор выразит мнение о недостоверном исчислении НДС , так как процедура пересчет показала несоответствие реальному положению дел. Всего скорее на предприятии брали в зачет НДС с авансом смежникам, который бы уменьшил сумму НДС, а также сумму НДС полученную за покупку за наличный расчет. Неправильное исчисление НДС говорит о занижение налогооблагаемой базы и грозит штрафными санкциями в форме начисления пени на сумму недоначисленного НДС
Аудитор может дать следующие рекомендации:
1. Более тщательно изучать нормативную литературу
2. Сделать сторнировочные записи и сделать исправительные проводки на правильную сумму НДС
3. Подать уточненную декларацию в налоговую инспекцию
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь.2006 г. № 30.
2. Налоговый кодекс РФ (Часть
2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. №94н.
5. Кондраков Н. П. «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит»; М.: 1999г.
6.Пошерстник
Н.В. «Бухгалтер торгового предприятия»; М.:
7. Касьянова Г. Ю. «10000 и одна проводка по новому плану счетов»; М.:2003г.