Содержание

Введение. 3

1.  Система нормативного регулирование финансового учета и его взаимосвязь с учетом затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. 5

1.1.    Система нормативного регулирования финансового учета. 5

1.2. Взаимодействие финансового и управленческого учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. 10

1.3. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом на производство и калькулирование себестоимости продукции. 18

2. Система нормативного регулирования учета затрат на производство и калькулирование себестоимость продукции. 22

2.1. Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета затрат на производство и калькулирование себестоимость продукции. 22

2.2. Основные понятия и нормативное регулирование себестоимости, принципы ее формирования. 27

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 35

Введение

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Не существует какого-либо идеального определения, которое устраивало бы всех специалистов в этой области. Мнения авторов разнятся от понимания управленческого учета в узком смысле этого слова, а именно как подсистемы бухгалтерского учета, включающей в себя сбор, регистрацию и обобщение информации, до трактовки его в широком смысле как системы управления предприятием, охватывающей все функции управления: планирование, организацию, собственно учет, контроль, анализ, принятие решений. То есть, образно говоря, в связке "управленческий учет" одни авторы "ставят ударение" на слове "учет", другие - на слове "управленческий".

Следует отметить, что официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования Российской Федерации, нет. Возможно, это и правильно, поскольку организация управленческого учета - внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписать единые правила его ведения. Так, сложившаяся западная практика управленческого учета свидетельствует о невмешательстве государства в эту сферу. Однако определение управленческого учета как отдельного направления, имеющего теоретическую и практическую значимость, требующего изучения соответствующими специалистами, очень важно. Существенным шагом в этом направлении можно рассматривать появление термина "управленческий учет" в официальной Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, а также в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит".

Основными объектами управленческого учета являются расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопоставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как "центры ответственности" и система внутренней отчетности.

Цель работы заключается в рассмотрении системы нормативного регулирования бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Для реализации поставленной цели рассмотрим следующие задачи:

- выясним  взаимосвязь финансового учета и учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

- изучим нормативное регулирование учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

- рассмотрим нормативное регулирование финансового и управленческого учета.

1.  Система нормативного регулирование финансового учета и его взаимосвязь с учетом затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

1.1.    Система нормативного регулирования финансового учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней.

Документы первого уровня — это Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, ука­зы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвен­но регулирующие постановку бухгалтерского учета в орга­низации, в том числе Гражданский кодекс Российской Фе­дерации, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

Второй уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством фи­нансов Российской Федерацией устанавливаюшие прин­ципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, воз­можные бухгалтерские приемы без раскрытия механизма применения их к определенному виду деятельности.

К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтер­ского учета в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бух­галтерского учета. Важнейшими документами этого уров­ня являются План счетов бухгалтерского учета финансо­во-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы — рабочие документы орга­низации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентариза­ции и т. п.).

Рассмотрим более подробно нормативные документы каждого уровня.

Федеральный закон о бухгалтерском учете, в котором был обобщен опыт бухгалтерского учета в рыночной эко­номике (применительно к действующему в России граж­данскому и финансовому праву), был принят в 1996 г. В нем были определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; по­рядок государственного регулирования всей системы бух­галтерского учета; права, обязанности и ответственность руководителя и главного бухгалтера; меры, обеспечиваю­щие достоверность бухгалтерской информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и т. д.

Действие Федерального закона «О бухгалтерском уче­те» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит дого­ворам России с другими государствами. Все юридические лица, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном со­ответствии с данным законом. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица, ведут учет доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавли­вают принципы, правила и способы ведения организация­ми учета хозяйственных операций, составление и представ­ление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нор­мативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной в Законе о бухгалтерском учете.

Каждое положение должно применяться с учетом дру­гих Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством.

Методические указания и другие нормативные акты — это документы третьего уровня нормативного регулирова­ния бухгалтерского учета в стране.

В составе этих нормативных документов можно выде­лить:

• Концепцию бухгалтерского учета в рыночной эко­номике России, одобренную Методологическим со­ветом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.;

•    Методические указания по бухгалтерскому учету ос­новных средств, утвержденные Приказом Министер­ства финансов Российской Федерации от 20 июля 1998 г. №33н;

•    Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержден­ные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 119н;

•    Методические указания по инвентаризации имуще­ства и финансовых обязательств, утвержденные при­казом Министерства финансов Российской Федера­ции от 13 июня 1995 г. № 49;

•    Методические рекомендации о порядке формирова­ния показателей бухгалтерской отчетности органи­зации, утвержденные Приказом Министерства фи­нансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г №60н;

•    Положение Центрального банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российс­кой Федерации;

•    Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета Дирек­торов Центрального банка Российской Федерации 22 сентября 1993 г. № 40 и др.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Минфин России и другие уполномоченные органы ведут постоянную работу по разработке новых и переработке ра­нее принятых документов.

В методических указаниях и методических рекоменда­циях осуществляются более детальная проработка и рас­крытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней. Требования методических указаний достаточно конкретны И однозначны, они обязательны к применению. Положе­ния методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования предприятиями и организациями при разработке методологической базы учета с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельно­сти, в основном — при формировании учетной политики.

К документам третьего уровня относится и План счетов бухгалтерского учета, который представляет собой упоря­доченную номенклатуру перечня счетов, которую должны применять организации всех организационно-правовых форм собственности различных отраслей народного хозяй­ства, транспорта и т. п.

Действующий План счетов бухгалтерского учета финан­сово-хозяйственной деятельности организаций и Инструк­ция по его применению были утверждены Приказом Мин­фина РФ от 31 октября 2000 г. (приложение 1). Переход на новый План счетов предприятия России завершили к 1 ян­варя 2002 г.

План счетов состоит из восьми разделов:

I. Внеоборотные активы.

П. Производственные запасы.

III. Затраты на производство. ^-

IV. Готовая продукция и товары.

V. Денежные средства.

VI. Расчеты.

VII. Капитал.

VIII. Финансовые результаты. Забалансовые счета.

План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические сче­та (счета первого порядка) и субсчета (счета второго по­рядка). Если ведение счетов и указание их нумерации яв­ляется строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов такой жесткой регламентации не имеет. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнитель­ные субсчета. Что касается синтетических счетов, то организации вправе вводить дополнительные счета только по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Аналитические счета (счета третьего порядка) открыва­ются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности организации в рыночной экономике.

В Инструкции по применению плана счетов приводятся краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое со­держание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерско­го учета.

В мае 2003 г. Приказом Минфина РФ№ 38 в План сче­тов и Инструкцию по его применению были внесены сле­дующие изменения:

•    введены счета 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства»;

•    введены новые субсчета к счетам 04 «Нематериаль­ные активы», 08 «Вложения во внеоборотные акти­вы», 10 «Материалы»;

•    изменена характеристика отдельных счетов (04, 08, 14, 58, 59, 94 и др.).

Следует отметить, что План счетов й Инструкция по его применению не являются полным описанием содержания счетов и способов ведения учета на них, а лишь устанав­ливают общий порядок отражения фактов хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Внутренние документы организации относятся к четвер­тому уровню системы нормативного регулирования бухгал­терского учета.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь за­конодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Согласно ст. 6 Закона о бух­галтерском учете учетная политика оформляется приказом или распоряжением, при этом утверждаются:

•   рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержа­щий синтетические и аналитические счета, необхо­димые для ведения бухгалтерского учета в соответ­ствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

•    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по кото­рым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

•    порядок проведения инвентаризации и методы оцен­ки видов имущества и обязательств;

•   правила документооборота и технология обработки учетной информации;

•   порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организа­ции бухгалтерского учета.

1.2. Взаимодействие финансового и управленческого учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Большинство элементов финансового учета найти и в управленческом учете:

• в обеих системах учета рассматриваются одни и те же хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизацион­ных отчислений) используются одновременно и в управленческом учете;

• на основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготов­ленных на предприятии активов в системе финансового учета;

• методы финансового учета применяются и в управленческом учете;

• оперативная информация используется не только в управленческом уче­те, но и для составления финансовых документов. Следовательно, во избе­жание дублирования сбор первичной информации должен осуществляться в соответствии с интересами как финансового, так и управленческого учета.

Однако наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового бухгалтерского учета помогают инвесторам оценить потенци­ал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а дан­ные управленческого учета используются менеджерами для решения широ­кого круга проблем управления.

Степень взаимосвязи между системами финансового и управленческо­го учета во многом зависит от особенностей структуры действующего Пла­на счетов. (Подробнее эти вопросы будут рассмотрены в гл. 6.)

Финансовый и управленческий учет являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единого бухгалтерского учета. Но наря­ду с этим имеются принципиальные отличия по следующим вопросам:

1. Обязательность ведения учета.

Ведение бухгалтерского финансового учета предусмотрено законода­тельством, т.е. обязательно. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О бухгал­терском учете» [1] «руководители организаций и другие лица, ответствен­ные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ... искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее пред­ставления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ». Бухгалтерский финансовый учет ведется по требуемой форме и с требуемой степенью точ­ности независимо от желания руководства предприятия.

В отношении бухгалтерского управленческого учета в специальной эконо­мической литературе обычно встречается точка зрения, согласно которой его ведение необязательно и всецело зависит от воли руководства. С этим согласиться трудно, если вспомнить, что важнейшими слагаемыми данного учета являются производственный учет и калькулирование. Учет издержек по местам возникно­вения затрат необходим организации, осуществляющей различные виды деятель­ности, при условии, что налог на прибыль от них рассчитывается по различным налоговым ставкам. Без поставленного должным образом управленческого уче­та эту задачу решить нельзя. В остальном же степень развития бухгалтерского управленческого учета зависит от задач, стоящих перед организацией, от уровня профессиональной подготовки ее руководства. При этом обязательно должно вы­полняться условие: затраты на сбор и подготовку управленческой информации должны быть ниже экономического эффекта от ее использования.

2. Цели ведения учета.

Цель финансового учета — составление финансовых документов для внешних пользователей. Как только финансовая отчетность готова, цель считается достигнутой.

Цель управленческого учета — обеспечение внутрипроизводственного планирования, управления и контроля. Цель управленческого учета во вре­мени непрерывна, перманентна и достигается на короткий миг.

3. Пользователи информации.

Как отмечалось выше, потребителями информации финансового учета являются внешние пользователи.

Информация управленческого учета, напротив, готовится для внутрен­них пользователей.

4. Методы ведения учета.

Важнейшими элементами метода финансового учета являются счета и двойная запись, документация и инвентаризация.

Управленческий учет пользуется этими приемами, но не всегда. Запись информации необязательно ведется по двойной системе.

5. Свобода выбора.

Финансовый учет основан на общепринятых принципах, которые регу­лируют запись, оценку и передачу финансовой информации, т.е. он до опре­деленной степени централизован. Публичная финансовая отчетность под­лежит обязательной аудиторской проверке.

Управленческий учет, напротив, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь инте­ресам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансо­вым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы макси­мально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В I этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета.

6. Используемые измерители.                  

Как известно, финансовый учет ведется в российской валюте — руб­лях. В рублевой оценке должна быть составлена и финансовая отчетность. В управленческом учете используются как денежные, так и неденежные из­мерители —в зависимости от их «полезности». Успешно применяются натураль­ные показатели (штуки, метры, тонны, литры и т.д.)—в зависимости от отрасле­вой принадлежности организации, условно-натуральные показатели (условные банки—в консервной промышленности, условная жирность—в мыловаренной промышленности и т.д.). Для измерения рабочего времени могут применяться такие показатели, как человеко-часы, станкочасы, машино-часы.

7.Группировка затрат.

В финансовом учете затраты группируются по экономическим элемен­там. Под элементом понимается однородный вид затрат на производство. Группировка затрат по элементам призвана дать ответ на вопрос: что затра­чено на производство в отчетном периоде? При этом не учитывается, где и на что израсходованы средства. ПБУ 9/10 «Расходы организации» для целей ведения финансового учета определен следующий перечень экономических элементов:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

* амортизация;

 • прочие затраты.

Такая классификация затрат позволяет определить в финансовом учете результат (прибыль или убыток) по обычным видам деятельности.

В управленческом учете затраты группируются по носителям затрат в разрезе статей калькуляции. Под носителем затрат понимаются виды про­дукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации как на внешнем рынке, так и внутри организации. Классификация затрат по стать­ям калькуляции дает ответ на вопрос: на что израсходованы ресурсы и где? Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. Это связано с тем, что организация производственного учета как элемента уп­равленческого учета является политикой предприятия в области управле­ния затратами, т.е. «внутренней» политикой.

Для промышленных предприятий наиболее характерны следующие каль­куляционные статьи:

• сырье и материалы;

• возвратные отходы (вычитаются);

• топливо и энергия на технологические нужды;

• покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

• основная заработная плата производственных рабочих;

• дополнительная заработная плата производственных рабочих;

• отчисления на социальные нужды;

• расходы на подготовку и освоение производства;

• расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

• потери от брака;

• цеховые расходы;

• общезаводские расходы;

• прочие производственные расходы;

• коммерческие расходы.

Однако каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям классифицировать затраты.

В результате различий в подходах к группировке затрат в финансовом и управленческом учете информация о прибыли формируется по-разному. По данным финансового учета можно рассчитать финансовый результат дея­тельности всей организации (эта информация представляется в форме № 2 финансовой отчетности «Отчет о прибылях и убытках»). Из информации управленческого учета можно узнать, насколько прибылен тот или иной вид продукции (работ, услуг).

8. Основной объект учета.

В финансовом учете хозяйственная деятельность предприятия воспри­нимается как единое целое.

В управленческом учете основное внимание обращается на центры от­ветственности — структурные подразделения, возглавляемые руководителя­ми, которые несут ответственность за результаты их работы. Так, центрами ответственности могут быть цех, участок, бригада —- на промышленном пред­приятии, секция — на предприятии торговли, отдел — в научно-исследова­тельской организации, отделение—в лечебном учреждении и т.д. При этом в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие (так называемые регулируемые издержки и доходы). Поэтому иногда управленческий учет называют учетом ответственности.

Выше уже назывались такие центры ответственности, как центр затрат, центр доходов, центр прибыли.

. Ответственность за выполнение соответствующих показателей несет ру­ководитель центра. Разбивая предприятие на центры прибыли, руководство считает этот показатель основным для оценки результатов деятельности сво­их менеджеров. (Такой подход более 40 лет практикуется в Великобритании.)

Принимая прибыль за основной оценочный показатель, руководствуют­ся следующими правилами:                      

• рост прибыли подразделения не должен вести к снижению прибыли всей фирмы;

• прибыль каждого подразделения должна быть сформирована объек­тивно, независимо от размеров прибыли всей компании;

• результаты деятельности одного менеджера не должны зависеть от ре­шений других менеджеров.

Кроме выделения на предприятии центров затрат и центров прибыли управленческий учет допускает возможность формирования центров инвестиций.

Степень детализации мест возникновения затрат и их увязка с центрами ответственности устанавливаются администрацией предприятия. Таким образом, в управленческом учете внимание фокусируется как на хозяйствен­ной деятельности в целом, так и на отдельных функциях.

9. Периодичность составления отчетности.

В финансовом учете периодичность составления отчетности устанавливает­ся законодательными нормативными актами. Полный финансовый отчет состав­ляется предприятием по итогам года, менее детальные— поквартально.

В управленческом учете отчеты составляются по мере надобности: еже­месячно, еженедельно, ежедневно, а иногда — немедленно. Администра­ция предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодич­ность представления внутренней отчетности. Главный принцип — целесообразность и экономичность.

10. Степень надежности информации.

Финансовый учет документально подтвержден, но, несмотря на это, его оценки могут быть не абсолютно точными.

Информация управленческого учета во многом носит расчетный харак­тер и зачастую не связана с операциями на счетах бухгалтерского учета. Администрации предприятия нужна своевременная информация, и здесь часто можно пойти на определенное ослабление требований к ее точности в пользу оперативности. В результате в управленческом учете часто исполь­зуются приблизительные оценки.

11. Степень открытости информации.

Финансовая отчетность не представляет коммерческой тайны. Она являет­ся открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами. Информация управленческого учета, как отмечалось выше, обычно яв­ляется коммерческой тайной предприятия. Она не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.

12. Привязка во времени.

Финансовый учет отражает финансовую историю организации. В соот­ветствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские про­водки выполняются после совершения хозяйственной операции. Хотя дан­ные финансового учета и принимаются во внимание при планировании, они все-таки носят «исторический» характер.

Управленческий учет содержит как «историческую» информацию, так и оценки и планы на будущее. Поэтому нередко говорят: цель финансового уче­та — показать, «как это было», а управленческого — «как это должно быть».

13. Базисная структура.

Финансовый учет строится на известном капитальном уравнении: Актив = Собственный капитал + Внешние обязательства.

Структура информации управленческого учета зависит от запросов пользователей этой информации.

14. Методика расчета финансовых результатов.

В финансовом учете возможны две концепции. Первая предусматрива­ет расчет прибыли как разности между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. Это старая концепция, приме­няемая и управленческим учетом, она до сих пор является стандартом оте­чественного финансового учета.

Вторая концепция состоит в том, что прибыль рассчитывается как раз­ность между выручкой от продажи продукции, ее производственной себес­тоимостью и периодическими расходами, собираемыми в отечественном уче­те на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Этот подход представляет собой современный стандарт финансового учета западных стран с рыноч­ной экономикой и начал применяться в нашей стране с 1995 г.

В управленческом учете возможны иные подходы к определению фи­нансового результата. Так, в соответствии с системой «директ-костинг» рас­считывается показатель маржинального дохода. (Подробнее об этом речь пойдет в гл. 3.) Международные стандарты бухгалтерского учета запреща­ют применять этот подход для составления финансовой отчетности.

15. Связь с другими дисциплинами.

Финансовый учет основан главным образом на собственном методе. Управленческий учет тесно связан с иными дисциплинами — микроэконо­микой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.

1.3. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом на производство и калькулирование себестоимости продукции

Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, яв­лениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования. Целью бухгалтерского управленческого учета является обес­печение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкрет­ных производственных целей.

К бухгалтерской управленческой информации, созданной и подготов­ленной для использования руководством, предъявляются иные требования, нежели для информации, предназначенной для внешних пользователей. В управленческом учете возможно использование как неколичественной ин­формации (слухи, результаты социологических опросов и т.п.), так и коли­чественной, которая в свою очередь делится налетную и неучетную. Прин­цип документальной обоснованности учетной информации в управленческом учете может игнорироваться, в связи с чем используются как фактические, так и прогнозные оценки.

Для принятия оперативных управленческих решений может применяться полная или неполная информация об объекте исследования. Неполная ин­формация, которая подвергается быстрой обработке, в ряде случаев оказы­вается достаточной.

К информации бухгалтерского управленческого учета предъявляются следующие требования:

• адресность. Внутрипроизводственная учетная информация должна предоставляться конкретным адресатам в соответствии с уровнем их подго­товленности и иерархии;                            

• оперативность. Информация должна предоставляться в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйствен­ное решение, в противном случае она малопригодна для целей управления;

• достаточность. Информация должна предоставляться в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого реше­ния. В то же время она не должна быть избыточной и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения;

• аналитичность. Информация, используемая для внутренних управлен­ческих целей, должна содержать данные текущего экспресс-анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наимень­шими затратами времени;

• гибкость и инициативность. Конкретный блок информации должен отвечать вышеназванным принципам и обеспечивать всю полноту инфор­мационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций или в связи с изменениями в факторах производства. Кроме того, центрам ответственности должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по использованию данной информации и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена;

• полезность. Информация должна привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менедже­ров предприятия;

• достаточная экономичность. Затраты по подготовке внутрифирмен­ной информации не должны превышать экономический эффект от ее ис­пользования.

Учетная информация составляет 20-30% всей информации управленчес­кого учета, на долю экономического анализа приходится 70-80%. Для сравне­ния отметим, что в финансовом учете соотношение иное: 50-60% всей инфор­мации составляет учетная информация, а на долю анализа приходится 40—50%.

Как правило, информация бухгалтерского управленческого учета носит конфиденциальный характер и требует защиты.

На малых предприятиях, где число ПЭВМ невелико и не используются локальные вычислительные сети, защита компьютерной информации состоит из установки паролей для получения доступа определенного пользователя в компьютере к необходимым программам.

На крупных предприятиях защита информации управленческого учета от несанкционированного доступа должна осуществляться комплексно, как -с помощью организационных мероприятий, так и программно-технически­ми средствами.

Во-первых, необходимо четкое разделение персонала с рыделением по­мещений или расположением подразделений компактными группами на некотором удалении друг от друга. Это разделение производится в зависи­мости от решаемых задач: так проще реализовывать встроенные во все одноранговые сети средства защиты от несанкционированного доступа.

Во-вторых, ограничение доступа в помещения посторонних лиц или сотрудников других подразделений. Необходимо их опечатывать при сдаче под охрану после окончания работы, что позволит предотвратить факт не­санкционированного проникновения в помещение.

В-третьих, жесткое ограничение круга лиц, имеющих доступ к каждо­му компьютеру.

В-четвертых, требовать от сотрудников в перерывах выключать компь­ютер или использовать специальные программы — хранители экранов, ко­торые позволяют стереть информацию с экрана монитора и закрыть паро­лем возможность снятия режима хранителя экрана.

К программно-техническим мероприятиям следует отнести использо­вание встроенных аппаратных средств защиты компьютера от несанкцио­нированного доступа, использование специальных программных средств закрытия информации, а также установку аппаратных приспособлений для шифрования информации или ограничения доступа к компьютеру.

К встроенным возможностям относится функция по установке пароля для входа в компьютер. Эта функция присутствует в каждой машине и явля­ется самым простым аппаратным способом защиты.

Из дополнительно устанавливаемых аппаратных средств можно выде­лить две разновидности — устройства закрытия доступа к компьютеру и устройства шифрования информации.

При наличии локальной вычислительной сети для несанкционирован­ного доступа к информации нужен уже не конкретный компьютер, а воз­можность входа в систему с определенными правами. Сделать это можно практически на любой рабочей станции.

Каждая сетевая операционная система требует идентификации пользова­теля по имени и паролю. В сети необходимо проводить еще одно организаци­онное мероприятие — своевременную смену паролей с фиксированием их в журнале паролей подписью администратора сети. Это немаловажное мероп­риятие должно проводиться не реже одного раза в месяц.

2. Система нормативного регулирования учета затрат на производство и калькулирование себестоимость продукции

2.1. Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета затрат на производство и калькулирование себестоимость продукции

С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на при­нятую в международной практике систему учета разработан ряд норматив­ных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бух­галтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

К настоящему времени сложилась система нормативного регулирова­ния бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимость продукции

Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете»  и представлена тремя уровнями.

1. Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2) ; Федеральный закон РФ «О бух­галтерском учете» , Положение по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ и нормативные акты Правительства РФ.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ве­дение учета хозяйственных операций организаций, своевременное состав­ление и представление заинтересованным, полъзователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

2. Нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основ­ном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регули­рования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению.

Однако особое место среди документов второго уровня занимают поло­жения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организа­ций независимо от форм собственности. Это национальные российские бух­галтерские стандарты — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). К на­стоящему времени утверждены и действуют 15 ПБУ. Предполагается дальнейшая разработка стандартов.

 Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные докумен­тами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учет­ной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая при­надлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирования бухгалтерского учета.

3. Документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики.

Перечень документов, которые должны утверждаться приказом или рас­поряжением руководителя организации о принятой учетной политике, со­держится в Законе РФ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в со­ответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных документов, применяемых для рформления хозяй­ственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первич­ных учетных документов, а также формы документов для внутренней бух­галтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имуще­ства и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие ре­шения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Анализ нормативной базы целесообразно начинать с Закона РФ «О бухгалтерском учете». В гл. 1, ст. 1, п. 3 сформулированы такие основные зада­чи бухгалтерского учета, как:

• формирование полной и достоверной информации о деятельности орга­низации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользо­вателям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участни­кам и собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользо­вателям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодатель­ства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

• предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятель­ности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспече­ния ее финансовой устойчивости.

Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потребностей внутренних пользователей.

Далее (ст. 6, п. 3) предприятиям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета, т.е. предприятием самостоятельно ут­верждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соот­ветствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных документов, применяемых для оформления хозяй­ственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первич­ных учетных документов, а также формы документов для внутренней бух­галтерской отчетности;

• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие ре­шения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Той же статьей (п. 4) предусмотрена самостоятельная разработка учет­ной политики предприятия: «Принятая организацией учетная политика при­меняется последовательно из года в год».

О порядке разработки учетной политики речь идет и в ст. 5, п. 3: «Орга­низации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бух­галтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгал­терский учет, самостоятельно формируют, свою учетную политику, исходя изсвоей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Следовательно, Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [3] под­тверждаются права предприятия, предоставленные ранее, самостоятельно разрабатывать рабочий счетный план и учетную  политику.

Необходимо отметить, что Закон РФ «О бухгалтерском учете» явился первым официальным документом, провозгласившим конфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (ст. 10, п. 4). Здесь речь идет об информации управленческого учета и о ре­гистрах аналитического учета затрат.

В Плане счетов бухгалтерского учета  предприняты шаги к разделе­нию финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов. В частности, счета 30-39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтериями рекомендуется организо­вывать с помощью так называемых отражающих счетов (счетов-экранов). По существу предприятию предоставляется возможность организации уп­равленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолиро­ванной от счетов финансового учета (подробнее см. гл. 6).

Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Применение положений ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обес­печивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета. О других ПБУ этого не скажешь.

Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундамен­том производственного учета на предприятии, а производственный учет -важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учет­ной политики организации определены ПБУ 1/ 98.

В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производ­ственном процессе, — ЛИФО, ФИФО, средней. В учетной политике описы­ваются методы оценки приобретенных материалов — по фактической себес­тоимости или по учетным ценам; методы оценки готовой продукции — по фактической полной или неполной производственной себестоимости или по нормативным затратам (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (ра­бот, услуг)»). Использование плановой, или нормативной, себестоимости для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт-кост», весьма популярной в западном управленческом учете.

В учетной политике фиксируется перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта основ­ных средств. Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управ­ленческого учета, так как напрямую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимости продукции.

С1995 г., в соответствии с приказом Минфина РФ от 27 марта 1996 г. № 31 все предприятия получили возможность калькулировать производственную себестоимость, что должно оговариваться в учетной политике предприятия. С 1995 г. отечественный бухгалтерский язык пополнился новым термином управ­ленческого учета—«периодические затраты», а российский учет сделал оче­редной шаг в направлении международных бухгалтерских стандартов.

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» [6] имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности, что также яв­ляется конечной целью бухгалтерского управленческого учета (подробнее см. в гл. 7).

Наконец, в учетной политике организации описывается метод распределе­ния косвенных расходов между отдельными видами продукции (носителями затрат). Выбор метода распределения косвенных расходов является одним из принципов калькулирования—основы бухгалтерского управленческого учета.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета. Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на пред­приятиях с учетом ранее накопленного опыта и традиций.

 

2.2. Основные понятия и нормативное регулирование себестоимости, принципы ее формирования

Рассмотрим основные понятия себестоимости:

Издержками производства (обращения) принято называть затраты живого и овеществленного труда на изготовление продукции, товара (выполнение работ, оказание услуг) и их продажу. На практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Издержки, относящиеся к выпущенной продукции, выполненным работам, оказанным услугам, выражаются в себестоимости продукции (работ, услуг).

Обратим внимание еще на одно обстоятельство. В официальных документах и авторских публикациях термины «затраты», «расходы», «издержки производства», «затраты на производство» нередко употребляют в самых разных значениях.

По одному мнению, затраты и расходы - разные понятия: затраты - не что иное, как расходы, приходящиеся по времени на отчетный период, а расходы - использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вне связи с определенным отчетным периодом (уменьшение экономических выгод). Первые связаны с предпринимательской деятельностью и поэтому образуют себестоимость продукции (работ, услуг).

По другому мнению, затраты и расходы - это синонимы. Нередко можно встретить словосочетания «издержки производства» и «затраты на производство» либо в одинаковом, либо в разных значениях. Не внесло ясности в этот вопрос и ПБУ 10/99 «Расходы организации» [11 c. 3].

Издержки производства представляют собой совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции за определенный период безотносительно к тому, приходятся затраты на законченный продукт (что соответствует себестоимости продукции) или на незавершенное производство. В этом отношении «издержки производства» и «затраты на производство» близки по своему экономическому содержанию. Но если первое понятие обычно употребляют применительно к затратам по их назначению (т. е. затратам по статьям калькуляции, что равносильно понятию себестоимости выпущенной продукции и себестоимости незавершенного производства в разрезе калькуляционных статей), то второе (затраты на производство) обычно соотносят с затратами по экономическим элементам [5, c. 56].

В специальной литературе себестоимость продукции авторами определяется как «выраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда на изготовление (производство) и реализацию продукции (работ, услуг)».

«Классическое» определение себестоимости содержалось в п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».

Однако исчисление себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов:

а) в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

б) в зависимости от количества продукции - себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

в) в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования - полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;

г) в зависимости от оперативности формирования себестоимости - фактическую (историческую, “посмертную”) или нормативную, плановую.

Таким образом, видно, что в теории и практике учета существует не одно понятие себестоимости, и необходимо каждый раз уточнять, о каком именно из показателей идет речь.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции (работ, услуг), каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. Затраты по экономическим элементам включают разные виды затрат, сгруппированные на соответствующих балансовых счетах.

Для планирования и учета издержки, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) группируют по статьям калькуляции. Это позволяет формировать производственную и полную себестоимость производимой продукции. Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, так как учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены создаваемой продукции и экономического анализа.

Понятие себестоимости фигурирует во многих нормативных актах Российской Федерации. При этом следует различать, по меньшей мере, два аспекта данного термина — экономический и налоговый.

При рассмотрении экономического аспекта себестоимости следует руководствоваться содержанием актов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета [7, c.96]. Учитывая комплексный характер данного понятия, оно явно или косвенно присутствует почти во всех документах. Поэтому экономический смысл себестоимости продукта следует искать в нормативных документах на всех четырех уровнях сложившейся в России системы законодательства по бухгалтерскому учету.

На первом уровне это:

·     Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая;

·     Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая, включая 25 Главу второй части НК;

·     Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

·     Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (с изменениями и дополнениями);

·     Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

На втором уровне находится Система национальных бухгалтерских стандартов — Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Третий уровень — различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе, и отраслевую специфику различных организаций.

Четвертый уровень — внутренние рабочие документы организации, основным из которых является Положение об учетной политике организации.

Основной нормативный акт по вопросу состава затрат (себестоимости), действующий в настоящее время — это Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [11, c. 2].

Кроме того, в некоторых отраслях экономики действуют «Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)». Часть методических рекомендаций была разработана в 60-80 годы в условиях централизованной экономики, и они действуют в части, не противоречащей российскому законодательству и ПБУ 10/99. По некоторым видам деятельности и отраслям (потребительская кооперация, строительство, производство сельскохозяйственной продукции, создание научно-технической продукции, торговля и общественное питание) разработаны современные «Методические указания по планированию и учету себестоимости». Специфика функционирования современных видов предпринимательской деятельности (таких, как туристическая, риэлтерская, услуги сотовой связи и т.п.), для которых отсутствуют специальные методические рекомендации, накладывает свой отпечаток как на перечень затрат, включаемых в текущие издержки производства, так и на порядок учета и калькулирования себестоимости. Это приводит к возникновению множества нестандартных ситуаций, трудно разрешимых в рамках действующего законодательства.

В соответствии с частью 2, главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организации» объектом обложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается:

1.     для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

2.     для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

3.     для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.

Рассмотрим основные принципы формирования себестоимости:

Себестоимость продукции представляет собой объективный показатель, который не зависит от содержания тех или иных нормативных актов и сущность которого определяется рядом экономических принципов:

1.       Связь с осуществляемой организацией предпринимательской деятельностью.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются издержки, связанные с процессом производства и реализации. Издержки, не связанные с предпринимательской деятельностью, относятся к категории непроизводственных расходов. Этот принцип вытекает из формулировки себестоимости, приведенной в Положении о составе затрат и из анализа перечня расходов, подлежащих включению в себестоимость, и расходов, не относимых к ним.

2.       Разделение текущих и капитальных затрат[5, c. 364].

В бухгалтерском учете должен вестись раздельный учет текущих затрат организации и ее капитальных вложений. К текущим относятся расходы производственных ресурсов, потребляемые, как правило, в одном хозяйственном цикле. К капитальным относятся инвестиции во внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимость которых включается в текущие издержки производства или обращения посредством начисления амортизации. К таким активам могут относиться объекты основных средств, нематериальные активы или долгосрочные финансовые вложения инвестиционного характера.

3.                 Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности – принцип начисления.

Факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

4. Допущение имущественной обособленности организации. Согласно данному принципу, имущество и обязательства самого предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников предприятия и других юридических лиц.

Естественно, данный перечень не является базой для разграничения затрат, включаемых в себестоимость продукции, и затрат, погашаемых за счет собственных источников предприятия. Эти принципы всего лишь закладывают основу экономической целесообразности включения тех или иных расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) и в конечном итоге определения финансовых результатов. А все расходы, осуществляемые организациями и подлежащие включению в себестоимость, должны соответствовать тем или иным пунктам ПБУ 10/99. Роль себестоимости, текущих издержек производства и обращения как одного из важнейших финансово-экономических показателей деятельности организаций неизмеримо возрастает в системе управления предприятиями по мере осознания ими неизбежной необходимости получения достоверной информации о формировании этого показателя, имеющего различные виды группировок и классификаций.

Заключение

Система нормативного регулирования учета затрат и себестоимости продукции выглядит следующим образом:

На первом уровне это:

·     Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая;

·     Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая, включая 25 Главу второй части НК;

·     Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

·     Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (с изменениями и дополнениями);

·     Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

На втором уровне находится Система национальных бухгалтерских стандартов — Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Третий уровень — различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе, и отраслевую специфику различных организаций.

Четвертый уровень — внутренние рабочие документы организации, основным из которых является Положение об учетной политике организации.

Основной нормативный акт по вопросу состава затрат (себестоимости), действующий в настоящее время — это Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [11, c. 2].

Список использованной литературы

1.     Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь.2006 г. № 30.

2.     Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь. 2006 г. № 32.

3.     Гражданские кодекс РФ ч 1-3 ( с изменениями и дополнениями)

4.       Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21.11.96 г. // Российская газета. – 1996. – 24 ноября.

5.       Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. –М.: ПРИОР. 2002. –672 с.

6.       Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Тишкова И.В., Прищепа А.И.- 3 издание; переработанное и дополненное. –Минск: Вышейшая школа,2000.-746 с.

7.       Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ларионова А.Д. –М.: Проспект, 2001. –368 с.

8.       Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. / Камышанов П.И., Камышанов А.П. и Камышанонов Л.И. – 5 издание; переработанное идополненное. –М.: Элиста: АПП «Джангар», 2000. –600 с.

9.       Камышанов П.И. и др. современная бухгалтерия и аудит на предприятиях и в банках. –2 издание; дополненное и переработанное. –М.: Джангар, 2003.-720 с.

10.  Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Г.Н. Бабченко., -М.: Финансы и статистика. 2001. –720 с.

11.  Кондраков Н.П. Управленческий учет: Учебное пособие. –4 издание; дополненное и переработанное. –М.: ИНФРА. –М. 2002.

12.  Пошерстник Е.Б. Бухгалтерский учет и аудит: практическое пособие с комментариями в 2-х томах Т.2 –2 издание; дополненное и переработанное. –М.: -СПб: ГЕРДА. 2003. –472 с.