Содержание
Введение.. 3
1. Методики оценки напряжённости и тяжести труда на примере предприятия «Икрус». 5
2. Оценка тяжести трудовой деятельности главного бухгалтера на предприятии «Икрус». 14
3. Оценка трудовой деятельности по напряжённости трудового процесса бухгалтера предприятия «Икрус». 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 22
Введение
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров ее эффективности и затрат психофизиологических ресурсов человека определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. Для оценки такого сложного многопланового явления, как работоспособность, применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: эффективности, или продуктивности, деятельности, самочувствия человека, и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.[1]
Цель представленной работы – рассмотреть на примере ООО «Икрус» методики оценки психофизиологии профессиональной деятельности работников и выработать рекомендации относительно системы премирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с методиками диагностики напряжённости и тяжести труда на предприятии;
- согласно представленным методикам дать оценку напряжённости и тяжести труда на предприятии «Икрус».
В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности существенными направления гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний. [2]
Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает рассмотрение ее как сложно, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления, и поэтому исследование деятельности не должно ограничиваться анализом только психологических составляющих и их социальной обусловленности – необходимо изучение физиологического обеспечения деятельности и разработка концепций, анализирующих физиологические процессы, ее реализующие[3]. Именно поэтому психофизиологический анализ деятельности – изучение ее структуры и физиологических составляющих и их взаимоотношений с психологическими составляющими – стал существенным направлением в совершенствовании трудовой деятельности человека.
1. Методики оценки напряжённости и тяжести труда на примере предприятия «Икрус»
Показатели напряжённости труда работников оцениваются по показателям, приведённым на таблице 1.[4] Согласно данным таблицы 1. будет проведён анализ тяжести труда главного бухгалтера предприятия «Икрус».
Таблица 1. Таблица классов условий труда по показателям тяжести трудового процесса.
Показатели тяжести |
Классы условий труда |
||||
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) |
Допустимый (средняя физическая нагрузка) |
Вредный (тяжелый труд) |
|||
1степени |
2 степени |
||||
1 |
2 |
3.1 |
3.2 |
||
1. Физическая динамическая нагрузка (единицы внешней механической работы за смену, кг/м) |
|||||
1.1. При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м: |
|||||
для мужчин |
до 2500 |
до 5000 |
до 7000 |
более 7000 |
|
для женщин |
до 1500 |
до 3000 |
до 4000 |
более 4000 |
|
1.2. При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног): |
|||||
1.2.1. При перемещении груза на
расстояние от 1 до |
|||||
для мужчин |
до 12500 |
до 25000 |
до 35000 |
более 35000 |
|
для женщин |
до7500 |
до 15000 |
до25000 |
более 25000 |
|
Продолжение таблицы
1 |
2 |
3.1 |
3.2 |
|||||
1.2.2. При перемещении груза на
расстояние более |
||||||||
для мужчин |
до 24000 |
до 46000 |
до70000 |
более 70000 |
||||
для женщин |
до 14000 |
до 28000 |
до 40000 |
более 40000 |
||||
|
||||||||
2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг |
||||||||
2.1.Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до2-х раз в час): |
||||||||
для мужчин |
до 15 |
до 30 |
до 35 |
более 35 |
||||
для женщин |
до 5 |
до 10 |
до 12 |
более 12 |
||||
2.2. Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: |
||||||||
для мужчин |
до 5 |
до 15 |
до 20 |
более 20 |
||||
для женщин |
до3 |
до 7 |
до 10 |
более 10 |
||||
2. 3 Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены: |
||||||||
2.3.1. С рабочей поверхности |
||||||||
для мужчин |
до 250 |
до 870 |
до 1500 |
более 1500 |
||||
для женщин |
до 100 |
до 350 |
до 700 |
более 700 |
||||
2.3.2. С пола |
||||||||
для мужчин |
до 100 |
до 435 |
до 600 |
более 600 |
||||
для женщин |
до 50 |
до 175 |
до 350 |
более 350 |
||||
3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену) |
||||||||
3.1. При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) |
до 20000 |
до 40000 |
до 60000 |
более 60000 |
||||
3.2. При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) |
до 10000 |
до 20000 |
до 30000 |
более 30000 |
||||
|
Продолжение таблицы
1 |
2 |
3.1 |
3.2 |
|||||
4 Статическая нагрузка - величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кг/сек. |
||||||||
4.1. Одной рукой: |
||||||||
для мужчин |
до 18000 |
|||||||
для женщин |
До11000 |
|||||||
4.2. Двумя руками: |
||||||||
для мужчин |
до 36000 |
|||||||
для женщин |
до 22000 |
|||||||
4.3. С участием мышц корпуса и ног: |
||||||||
для мужчин |
до 43000 |
|||||||
для женщин |
до 26000 |
|||||||
5 Рабочая поза |
||||||||
Свободная, удобная поза, возможность смены рабочего положения тела (сидя, стоя). Нахождение в позе стоя до 40% времени смены позы в течение рабочего времени |
Периодическое, до 25% времени смены, нахождение в неудобной позе (работа с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей и др.) и/или фиксированной позе (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга). Нахождение в позе стоя до 60% времени смены |
Периодическое до 50% времени смены, нахождение в неудобной и/или фиксированной позе, пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках и т п) до 25% времени смены. Нахождение в позе стоя до 80% времени смены |
Периодическое, более 50% времени смены, нахождение в неудобной и/или фиксированной позе; пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках и т п.) более 25% времени смены. Нахождение в позе стоя более 80% времени смены |
|||||
Продолжение таблицы
1 |
2 |
3.1 |
3.2 |
|||||
6 Наклоны корпуса |
||||||||
6.1 Наклоны корпуса (вынужденные более 30°), количество за смену |
50 |
51-100 |
101-300 |
Свыше 300 |
||||
7 Перемещение в пространстве, обусловленные технологическим процессом, км |
||||||||
7.1. По горизонтали |
до 4 |
до 8 |
до 12 |
свыше 12 |
||||
7.2. По вертикали |
до 2 |
до 4 |
до 8 |
свыше 8 |
||||
Напряжённость трудового процесса оценивается в соответствии с классом условий труда по показателям трудового процесса[5]. Оценка напряжённости труда работников основана на анализе трудовой деятельности работников и её структуры, которые изучаются путём хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учёте всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно – эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, моторные, режимные нагрузки и представлены ниже.[6]
1. Нагрузки интеллектуального характера.
1.1. «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.
1.2.«Восприятие сигналов (информации) и их оценка» - по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-у классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1), В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.).
2. Сенсорные нагрузки
2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%.
Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств (более 75% смены - класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс - до 25% от общего времени смены).
3. Эмоциональные нагрузки.
3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» - оказывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения.
Пример, Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, врачи, водители транспортных средств и т.п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).
Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным ошибкам со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 5.1.): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).
4. Монотонность нагрузок.
4.1. «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» - чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1-3.2).
4.2. «Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» - чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1- 3.2).
4.3. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1-3.2).
4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)» - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) - класс 3.2.
5. Режим работы.
5.1. «Фактическая продолжительность рабочего дня» - самостоятельная рубрика, в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 часов (телефонисты, телеграфисты и т.п.) до 12 часов и более (руководители промышленных предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, медсестры и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.
5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи и др.).
5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)». При надлежащей организации труда введение регламентированных перерывов на отдых в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.
6. Общая оценка напряженности трудового процесса
6.1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 22 показателя, перечисленные в классах условий труда по показателям напряженности трудового процесса. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.
6.2. По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда, В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степени.
6.3.При окончательной оценке напряженности труда:
6.3.1. «Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.
6.3.2. «Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:
когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу; когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.
6.3.3. «Вредный» (3) класс устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу.
В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.
2. Оценка тяжести трудовой деятельности главного бухгалтера на предприятии «Икрус»
Профессиограмма Главного бухгалтера
Содержание и основные операции.
Полифункциональность деятельности:
- организация управления, характерная для руководителей высшего звена, координация действий отдельных подразделений;
- контроль подготовки и представления отчетной документации на основании законов, норм, инструкций;
- выполнение роли представителя организации во взаимоотношениях с вышестоящими организациями, государственными органами и контролирующими финансовыми органами;
- финансовый анализ, планирование и контроль движениея финансовых ресурсов.
Условия и характер труда.
Нерегламентированный рабочий день, постоянные контакты с людьми, логико-аналитическая деятельность, связанная со спецификой организации труда и управления. Логическая сложность - 17
Требования профессии к качеству подготовки.
Образование: высшее экономическое (возможна переподготовка).
Обязательное условие: стаж работы на руководящей должности в подобной организации от 3-х лет (предпочтительно не в филиалах), отсутствие кандидата в «черных» списках.
Обязательное отсутствие перерыва в работе на настоящий момент (это вызвано быстрым изменением нормативной и законодательной базы).
Знание финансового законодательства, основ управления.
Знание языков и компьютера
Требования профессии к личностным качествам.
Склонность к умственному труду и работе с людьми, к «взвешенному» риску, в то же время, внимание к нормативным документам и инструкциям
ПВК: способность к логическому мышлению, хорошая память, ответственность, пунктуальность, требовательность, организаторские способности, устойчивость я концентрация внимания, стрессоустойчивость, высокая работоспособность Сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы.
ПНК: девиантное поведение, низкий уровень нравственных качеств, высокий уровень склонности к риску.
Диагностические методики.
Тесты: Векслера, Айзенка, Амтхауэра, MMPI, 16-ФЛО, УСК Проективные методики (в частности в тесте Розенцвейга предпочтителен тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребности). Для диагностики нравственных качеств методики ИОМС Синягина, ОСНН Купрейченко.
Медицинские противопоказания.
Болезни сердца, гипертония, язва желудочно-кишечного тракта, гипертония, невротические расстройства.
Ф.И.О. Иванова Д.И.
Пол: Ж
Возраст: 45
Предприятие: ООО «Икрус»
Краткое описание выполняемой работы: работница, сидя за компьютером (до 80% рабочего времени), проверяет отчёты бухгалтеров организации, за папками с отчётами ходит к шкафу. За смену она переносит в среднем 31 папку: по 4 папки от каждого из 6 бухгалтеров, 3 папки от помощницы и 4 отчёта для директора. За день она переносит до (1кг*4)*6+0,7кг*3+1кг*4=30,1кг. Подготавливает отчёты для директора организации, которые носит к нему в кабинет, расположенный в 64м от кабинета бухгалтеров. Также она непосредственно на местах проверяет и контролирует работу бухгалтеров.
Расчёты:
П.1.1 – физическая динамическая нагрузка (стационарный калькулятор) 0,35кг * 20 + (ручка) (0,05кг*0,45м) * 27 + (печать) (3м*2 + 0,4м*31) * 0,2кг + (папки с отчётами) (1кг*24+0,7кг*3)*1м + (1кг*64м)*4=293,386кгм – класс 1;
П. 2.2 – масса одноразового подъёма груза: от 50гр до 1кг – класс 1;
П. 2.3 – суммарная масса груза в течение каждого часа смены:
не более
П. 3.1 – стереотипные движения (локальная нагрузка на мышцы кистей и пальцев рук), количество движений при наборе текста за смену примерно достигает 5000 – класс 1;
П. 3.2. – стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений за смену достигает в среднем (печать)27+ (ручка)27=54 – класс 1;
П. 4.1 – статическая нагрузка одной рукой (печать)0,2кг*4сек+(ручка)0,05кг*2сек=0,81кгс. Статическая нагрузка одной рукой за смену 0,81кгс*54=43,74кгс – класс 1;
П. 4.3 – статическая нагрузка с участием корпуса и ног (папка с отчётами)(1кг*3сек+0,7кг*3сек+1кг*192сек)=197,1кгс. Статическая нагрузка с участием корпуса и ног за смену 197,1 кгс*31=6110,1кгс – класс 1;
П. 5 – рабочая поза: сидя до 80% смены, до 25% - в неудобной позе – класс 2;
П. 6- 21 наклон корпуса за смену – класс 1;
П. 7 – перемещение в пространстве: работница в основном сидит на месте, перемещение незначительные (к директору)(64м*4м)*2+(к шкафу)(1м*27)*2+(к подчинённым)(1,5м*+3м*2+2м*2+4,5м)*3*2=671м, до 1кг за смену – класс 1. Конечный результат расчёта представлен в таблице 2.
Таблица 2
Оценка по тяжести трудового процесса
№ |
Показатели |
Фактическое значение |
Класс |
1. |
Физическая динамическая нагрузка (кг. м) |
||
1.1 |
Региональная нагрузка |
293,386 |
1 |
1.2 |
Общая нагрузка |
||
2 |
Масса поднимаемого и передаваемого вручную груза (кг) |
||
2.1 |
При чередовании с другой работой |
||
2.2 |
Постоянно в течение смены |
0,05-1 |
1 |
2.3 |
Суммарная масса за каждый час смены |
≤10 |
|
3 |
Стереотипные рабочие движения (количество) |
||
3.1 |
Локальная нагрузка |
До 5000 |
1 |
3.2 |
Региональная нагрузка |
54 |
1 |
4 |
Статическая нагрузка (кгс/сек) |
||
4.1 |
Одной рукой |
43,74 |
1 |
4.2 |
Двумя руками |
||
4.3 |
С участие корпуса и ног |
6110,1 |
1 |
5 |
Рабочая поза: сидя до 80%рабочего времени, 25% в неудобной позе |
2 |
|
6 |
Наклоны корпуса (количество за смену) |
||
7 |
Перемещение в пространстве (км) |
21 |
1 |
7.1 |
По горизонтали |
До 1 |
1 |
По вертикали |
|||
Окончательная оценка тяжести труда |
1 |
3. Оценка трудовой деятельности по напряжённости трудового процесса бухгалтера предприятия «Икрус»
Тяжесть труда оценивается в соответствии с классами условий труда по показателям тяжести труда процесса.
Уровни факторов тяжести труда выражены в эргометрических величинах, характерах трудового процесса, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Основные показатели тяжести трудового процесса:
- физическая динамическая нагрузка;
- масса поднимаемого и переставляемого груза вручную;
- стереотипные рабочие движения;
- статическая нагрузка;
- рабочая поза;
- наклоны корпуса;
- перемещение в пространстве.
Конечный результат представлен в таблице 3.
Таблица 3
Оценка трудовой деятельности по напряжённости.
Показатели |
Класс условий труда |
||||
1 |
2 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
|
1. Интеллектуальные нагрузки |
|||||
1.1 |
+ |
||||
1.2 |
+ |
||||
1.3 |
+ |
||||
1.4 |
+ |
||||
2. Сенсорные нагрузки |
|||||
2.1 |
+ |
||||
2.2 |
+ |
||||
2.3 |
+ |
||||
2.4 |
+ |
||||
2.5 |
+ |
||||
2.6 |
+ |
||||
2.7 |
+ |
||||
2.8 |
+ |
||||
3. Эмоциональные нагрузки |
|||||
3.1 |
+ |
||||
3.2 |
+ |
||||
3.3 |
+ |
||||
4. Монотонность нагрузок |
|||||
4.1 |
+ |
||||
4.2 |
+ |
||||
4.3 |
+ |
||||
4.4 |
+ |
||||
5. Режим работы |
|||||
5.1 |
+ |
||||
5.2 |
+ |
||||
5.3 |
+(8%) |
||||
Количество показателей в каждом классе |
8 |
7 |
1 |
6 |
|
Общая оценка напряжённости труда |
+ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает рассмотрение ее как сложно, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления, и поэтому исследование деятельности не должно ограничиваться анализом только психологических составляющих и их социальной обусловленности – необходимо изучение физиологического обеспечения деятельности и разработка концепций, анализирующих физиологические процессы, ее реализующие.
Проведенный анализ диагностики профпригодности работников в ООО «Икрус» позволяет сделать следующие выводы:
При проведении оценки на предприятии ООО «Икрус» предлагается использовать следующие рекомендации:
1. Оценка результативности труда.[7]
1.1. В идеальном варианте, для того чтобы система оценок работала хорошо, необходимо, чтобы и сами оцениваемые сотрудники ее понимали, видели ее справедливость и результативность.
1.2. В основе оценки должны устанавливаться стандарты результативности труда для каждого рабочего места или типовой группы работающих людей.
1.3. В основу показателей для оценки должны включаться: качество выполняемой работы, ее количество, знание работы, трудовая дисциплина, необходимость контроля выполняемой работы.
1.4. Руководитель его заместители должны готовить приемлемые для их коллектива системы оценок.
1.5. Непосредственные руководители аттестуемых должны собирают данные по результативности труда сотрудников и представляют их руководству.[8]
2. Рекомендации руководителям при беседах по оценке работы.
2.1. Руководитель и оцениваемый должны готовиться к встрече и быть готовы обсуждать прошлую результативность на фоне задач нового периода.
2.2. Руководитель должен стараться дать работнику возможность успокоиться, и подчеркнуть, что беседа является не дисциплинарным мероприятием, а встречей с целью обсуждения прошлой работы и повышения эффективности работы в будущем.
2.3. Руководству следует планировать время проведения беседы таким образом, чтобы половина отведенного на беседу времени осталась для обсуждения оценки и будущей работы самим работником.[9]
3. Рекомендуемый перечень показателей для оценки квалификации и указанием рекомендуемого диапазона баллов:
3.1 Образование (от 1 до 3);
3.2 Стаж работы по специальности (от 0 до 5);
3.3. Профессиональная компетентность (от 1 до 10);
Кроме того, для руководителей:
- умение оперативно принимать решения для достижения цели (от 0 до 7),
- способность прогнозировать и планировать (от 1 до 7),
- умение организовать, анализировать и контролировать работу подчиненных (от 1 до 10)[10].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Уч. пос. / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002.
3. Бичеев М.А. Психофизиология проф. деятельности.- М: ЮНИДО, 2003. – 280с.
4. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб. пос. – М.: ГЕЛАН, 2001.
5. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общей ред. В.П. Иванова. – М.: Известия, 2003.
6. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. – Москва-Новосибирск: Инфра-М, 2002.
7. Менеджмент организации. Учебное пособие. / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. – М.: Инфра-М – 2003.
8. Методические основы оценки эффективности труда служащих. М.: Экономика, 2003.
9. Моисеенко Н., Фокина Т., Чистякова Н. Опыт отбора и обучения профессиональных антикризисных управляющих // Проблемы теории и практики управления, №1, 2002.
10. Ситников А.Д. Управление персоналом организации. Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2003.
11. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.
[1] Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Уч. пос. / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002. с.-45-46
[2] Методические основы оценки эффективности труда служащих. М.: Экономика, 2003. – с.230
[3] Бичеев М.А. Психофизиология проф.деятельности.- М: ЮНИДО, 2003. – с.213.
[4] Бичеев М.А. Психофизиология проф.деятельности.- М: ЮНИДО, 2003. – с.116
[5] Бичеев М.А. Психофизиология проф.деятельности.- М: ЮНИДО, 2003. – с.104.
[6] Бичеев М.А. Психофизиология проф.деятельности.- М: ЮНИДО, 2003. – с.106.
[7] Ситников А.Д. Управление персоналом организации. Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2003 – с.117
[8] Бичеев М.А. Психофизиология проф.деятельности.- М: ЮНИДО, 2003. – с. 180
[9] Бичеев М.А. Психофизиология проф.деятельности.- М: ЮНИДО, 2003. – с. 210
[10] Менеджмент организации. Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. – М.: Инфа-М – 2003. – с.178