Содержание

Введение. 3

Глава I. Экологическое воспитание младших школьников.. 5

1.1. Организация работы школьников с растениями живого уголка в школе. 5

1.2. Растительные зоны комнатных растений (разные природные зоны) 9

1.3. Свойства комнатных растений и их влияние на здоровье школьников. 14

1.4. Устройство живого уголка в классе. 17

Глава II. Использование живого уголка в работе с младшими школьниками.. 19

2.1. Организация уголка живой природы в школе. 19

2.2. Работа с растениями в уголке живой природы.. 21

2.3. Растения, рекомендуемые для уголка живой природы.. 27

2.4. Использование комнатных растений при изучении различных тем по естествознанию.. 31

Заключение. 35

Список литературы.. 36

Приложение 1. Правила по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы.. 37

Приложение 2.Вопросы и задания по теме «Комнатные растения». 38

Введение

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразие их проявления в каждом регионе планеты, настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека.

В связи с этим, экологическое образование, как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. В этой системе особое место принадлежит начальной школе – важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.

Немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, в отношениях с людьми.

В современной жизни общества экологическая культура и экологическое воспитание имеют большое значение. Возникшие экологические проблемы сделали экологическое воспитание неотъемлемой частью всего процесса воспитания.

Человек не может расти и развиваться не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более важным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Именно поэтому важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимодействия с природной средой систематизируются и обобщаются. В этом и есть актуальность выбранной мной темы «Методика использования живого уголка в обучении естествознанию и поддержанию здоровья младших школьников».

Объектом данной работы является процесс обучения естествознанию и поддержанию здоровья младших школьников.

Предметом – методика использования живого уголка в обучении естествознанию и поддержанию здоровья младших школьников.

Цель работы: Проанализировать методику использования живого уголка в обучении естествознанию и поддержанию здоровья младших школьников.

Задачи работы:

1.           Рассмотреть понятие экологического воспитания младших школьников.

2.           Изучить возможности использования живого уголка в работе с младшими школьниками.

Гипотеза: Мы предполагаем, что использование живого уголка в работе с младшими школьниками будет способствовать интересу детей к урокам естествознания и поддержания здоровья.

Глава I. Экологическое воспитание младших школьников

1.1. Организация работы школьников с растениями живого уголка в школе

Экологическое воспитание - составная часть  нравственного воспитания.  Поэтому  под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления  формируются на уроках природоведения.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых, особенности этого процесса[1]:

1. ступенчатый характер:

-       формирование экологических представлений;

-       развитие экологического сознания и чувств;

-       формирование  убеждений в  необходимости  экологической деятельности;

-       выработка навыков и привычек поведения в природе;

-       преодоление  в  характере  учащихся потребительского отношения к природе;

2. длительность;

3. сложность;

4. скачкообразность;

5. активность;

во-вторых: огромное  значение  психологического  аспекта, который включает в себя:

1.           развитие экологического сознания;

2.           формирование соответствующих (природосообразных)  потребностей, мотивов и установок личности;

3.           выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4.           воспитание устойчивой воли;

5.           формирование  значимых целей экологической деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач[2]:

1.           образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

2.           воспитательных -  формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и  деятельности,  здорового образа жизни;

3.           развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:  интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных  ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы.  При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

         В младшем школьном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают все необходимые сами, а педагог им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

         Остановимся поподробнее на методике проведения дежурств в уголке природы с детьми.

         1-й этап - осмотр обитателей уголка природы и выявление:

-       их самочувствия и состояния;

-       недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

         2-й этап - практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий. Педагог говорит: «Саша и Маша, распределите между собой, кто и что будет делать для птицы, и начинайте уборку. Если вы знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу».

         3-й этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными - их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда). Предварительный осмотр аквариума с рыбками, птиц в клетке, растений - это очень важный момент методики.

         Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого чрезвычайного происшествия, не заболели ли они.

         Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства.

         Предварительный просмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка, «экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить».

         Второй момент методики традиционен - это реальные операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и нетяжело, небьющиеся миски, банки и т.д. Педагог учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, не сломать стебли или листья растений.

         Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д., - всем стало лучше оттого, что потрудились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности педагога и детей - дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие.

         Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

-       если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;

-       если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

         Таким образом, забота взрослых и школьников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитание - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения[3].

1.2. Растительные зоны комнатных растений (разные природные зоны)

         В уголке живой природы хорошо прижи­ваются обитатели тропических лесов и болот: бегония, баль­замин, фикус, традесканция; выносливые растения пустынь: амариллис, кливия, кринум, алоэ, филлокактус, хлорофитум; некоторые субтропические: герань, аспидистра. Эти комнатные растения украшают помещения и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. На примере комнатных растений дети знакомятся с растениями вообще, получают трудовые навыки по уходу, черенкованию и пересадке их.

         Амариллис (сем. амариллисовые). Родина — пустыни Африки. Луковичное растение с крупными, очень красивыми, похо­жими на лилию цветками красной, розовой или белой окраски, с ремневидными листьями; цветет в марте — мае. После того как; засохнут листья, горшки с луковицами ставят в темное сухое ме­сто и прекращают поливку; в феврале — марте, когда начнут по­являться цветочные стрелки, переносят на свет и начинают поли­вать. Условия хорошего цветения амариллиса — небольшой гор­шок, дренаж, обильная поливка во время роста.

         Аспидистра, или плектогина, дружная семейка (сем. ли­лейные). Родина — леса Южного Китая. Красивое растение с длинными и широкими, как у ландышей, листьями темно-зеленого цвета, отходящими от корневища; теневыносливо, нетребователь­но к почве, на свету и при удобрении сильно разрастается; цве­тет осенью и зимой, размножается корневищем.

         Растение интересно для наблюдения за развертыванием листь­ев и появлением цветков.

         Бальзамин, или огонек, ванька мокрый, недотрога (сем. бальзаминовые). Родина — тропические леса Африки. Стебли сочные, прозрачные, вздутые в узлах; листья очень нежные, яйце­видной формы, заостренные, с пильчатыми краями; розовые или красные цветки находятся под листьями, как под зонтиком. За яркую окраску цветков растение называют огоньком. Из опылен­ных цветков образуются сухие плоды, которые от прикосновения растрескиваются и стреляют семенами. Поэтому бальзамин на­зывают еще и недотрогой. Размножается бальзамин черенками и семенами, которые высевают летом и поздней осенью.

         Бегония реке, царственная, или королевская бегония, ухо Наполеона (сем. бегониевые). Родина — тропические леса Азии. Растение с красивыми, ярко окрашенными, крупными листьями, которые, как и черешки, опушены; размножается листовыми че­ренками. Растения следует защищать от прямых лучей солнца, обильно поливать летом, умеренно зимой, опрыскивать нельзя, так как от этого на листьях образуются пятна.

         Бегония вечноцветущая, или девичья краса (сем. бе­гониевые). Родина —  Бразилия. Растение с небольшими блестя­щими зелеными листьями, быстро растет и обильно цветет все лето до глубокой осени; хорошо размножается черенками. Расте­ние не переносит пересыхания; держать следует на солнечном окне, весной подрезать, летом обильно поливать и подкармливать.

         Виноград комнатный (сем. виноградные). Родина — Австралия. Растение с овальными, зубчатыми, плотными листья­ми и усиками, которые охватывают опору, теневыносливо. Хоро­шо размножается отводками и черенками.

         Герань, или пеларгония, журавлиный нос  (сем. гераниевых вые). Родина — Южная Африка, растет на Кавказе; бывает раз­ных видов.

         Герань зональная, или окаймленная. Листья душистые, зеленые, с коричневой или белой каймой; обильно цветет яркими цветками, собранными в зонтик.

         Герань большецветная. Цветки крупные, разной ок­раски, листья слегка складчатые.

         Герань душистая. Листья глубокоразрезные, покрыты волосками, очень сильно и приятно пахнут, мелкие цветки сирене­вой окраски.

         Летом герань обильно поливают, зимой держат полусухой, размножают с марта по июнь черенками.

         Зефирантес, или выскочка (сем. амариллисовые). Роди­на — Центральная Америка. Небольшое луковичное растение с узкими линейными листьями и некрупными воронковидными бе­лыми, желтыми, розовыми или красными цветками. Может цвести с апреля до осени. Название «выскочка» растение получило за то, что цветочная стрелка как бы выскакивает из земли и быстро зацветает (через 1—2 дня). Растение неприхотливое, но его нуж­но пересаживать ежегодно: весной — в широкую низкую посуду, летом растение высадить в грунт. Размножается детками, кото­рые отделяют при пересадке.

         Камнеломка, или паучок (сем. камнеломковые). Роди­на — Китай, Япония. Камнеломка — красивое свисающее расте­ние с круглыми, кожистыми, пестроокрашенными листьями. Рас­тение образует тонкие свешивающиеся стебли — усы, на концах которых образуются молодые растения с розетками маленьких листочков и корнями. Они похожи на паучков, поэтому камнелом­ку называют еще паучком.

         Весной двух - трехлетние растения цветут белыми или розо­выми цветками, которые образуют метельчатые соцветия на вы­сокой стрелке. Цветы эти рекомендуется удалять, так как иначе растение будет чахнуть. Камнеломка неприхотлива. Летом ей нужна обильная поливка и полутеневое место; зимой надо содер­жать в светлом, прохладном помещении, поливать умеренно. Лег­ко размножается молодыми листовыми розетками — паучками.

         Колокольчик, или невеста, снегурочка (сем. колокольчиковые). Родина — южная Италии. Свешивающиеся побеги с мелкими, округлыми светло-зелеными листочками к лету обильно покрываются белыми пятилепестковыми колокольчиками. За этот белоснежный наряд растение и получило название «невеста», «снегурочка». Цветет с начала лета до поздней осени. Держать можно на светлых и на северных окнах, но защищать от яркого солнца. Зимой растение помещают в прохладном месте и поли­вают умеренно. Размножается черенками, делением куста и се­менами.

         Колеус (сем. губоцветные). Родина — остров Ява. У расте­ний прямой, светло-зеленый сочный стебель и супротивно расположенные листья овальной формы. Растение ценится за краси­вые, пестроокрашенные листья с узорами и каемками; цветки мелкие, голубые, собраны в метелку.

         Яркость расцветок листьев зависит от освещения. Если света мало, окраска бледнеет. При уходе за колеусами летом нужны обильная поливка и систематическая подкормка, а зимой — уме­ренная и редкая поливка, достаточное тепло. Размножается че­ренками и семенами.

         Кливия (сем. амариллисовые). Родина — субтропики. У растения длинные ремневидные, красиво изогнутые листья; цве­тет в феврале — апреле, иногда второй раз — в июне. Во время цветения необходимы яркий свет и обильная поливка.

         Кринум (сем. амариллисовые). Родина — пустыни Африки. Луковичное растение с широкими, длинными, волнистыми по кра­ям, свисающими листьями; цветет осенью и в начале зимы; цвет­ки крупные белые или бледно-розовые в виде воронок на высокой стрелке. Уход такой же, как и за амариллисом.

         Лигуструм, или бирючина (сем. маслинные). Роди­на — субтропики. Кустарник с маленькими овальными листьями, которые окаймлены белым ободком; цветет белыми мелкими цвет­ками. Растение неприхотливо, теневыносливо. Обрезая ветки, рас­тению можно придать любую форму (шара, пирамиды).

         Традесканция (сем. коммелиновые). Родина — тропиче­ские леса Америки. Растение с длинными свисающими стеблями и зелеными ланцетовидными листьями, бледнеющими на ярком свету. Размножается черенками с весны до осени, отломленные стебли легко укореняются.

         У традесканции зебровидной листья с белыми, серебри­стыми, коричневыми или фиолетовыми полосками, на свету окрас­ка листьев ярче, в тени они зеленеют. Хорошо растет в аквариу­мах и террариумах. Когда на опущенных в воду побегах появля­ются корни, кусок стебля с ними и парой листьев можно обрезать и посадить на дно аквариума.

         Узамбарская, или африканская, фиалка (сем. геснериевые). Родина — Узамбарские горы Африки. Узамбарская фиал­ка — небольшое, очень изящное растение с плоской розеткой из многочисленных зеленых с серым опущением округлых листьев. Обильно цветет почти круглый год. Цветки небольшие, собраны в кисть, по форме и окраске похожи на цветки обычной фиалки. Встречаются растения с сиреневыми, фиолетовыми и розовыми цветками.

         Узамбарская фиалка любит свет, но не переносит прямых лу­чей солнца и сквозняков. Поливать это растение лучше с поддон­ника, так, чтобы земляной ком был всегда умеренно влажным. Пересаживают фиалку каждый год весной, размножают в любое время года листьями, которые сажают в воду или прямо в землю. После появления молодых листьев черенки пересаживают в гор­шки; молодое растение зацветает через 10 месяцев после черенкования. Высаженное растение первое время надо часто увлажнять.

         Фикус (сем. тутовые). Родина — джунгли Восточной Индии. Растение с крупными кожистыми листьями, быстро растет, не требует много света, размножается верхушечными черенками, которые легко образуют корни в бутылке с водой на свету. Расте­ние интересно для наблюдения над появлением и ростом новых листьев.

         Филлокактус, или листостебельный кактус (сем. кактусо­вые). Родина — леса Центральной Америки. Плоские зеленые стебли с зазубренными краями похожи на листья. Весной или ле­том на их концах образуются красивые крупные цветы, которые держатся от двух до пяти дней. Легко размножается черенками,

         Фуксия (сем. кипрейные). Родина — Южная Америка. Ли­стья супротивные, с вдавленными жилками. Обильно цветет с весны до поздней осени красивыми, опущенными книзу, разнооб­разно окрашенными цветками. Размножается черенками, быст­ро растет. Растение требует хорошего освещения, опрыскивания и обильной поливки.

         Хлорофитум (зеленое растение) (сем. лилейные). Роди­на — Южная Африка. Листья длинные, линейные, растут пучка­ми; иногда на тонких и длинных цветочных стрелках появляются маленькие белые цветки, которые похожи на звездочки. На кон­цах длинных побегов образуются отводки (пучок листьев с кореш­ками), которые можно отсадить для получения новых особей. Растение требует много света. Поливают его обильно, но редко, так как оно имеет вздутые, очень сочные корни, в которых скап­ливается влага[4].

1.3. Свойства комнатных растений и их влияние на здоровье школьников

         Все мы знаем о пользе растений для нашей планеты и человеческого организма в частности. Значение природы в жизни людей велико и многообразно. Природа — источник материальных и культурных благ человека. Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровле­нии человека. Как все знают, зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород. Установлено, что воз­дух лесов в 200 раз чище воздуха крупных промышленных городов. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наб­людение происходящих в природе явлений вызывают чувство ра­дости и дают огромное наслаждение. Так неужели для того, чтобы наслаждаться всем этим и дышать чистым воздухом нам необходимо уезжать в лес? Нет. Мы можем и должны создавать все условия для того, чтобы эти радости были нам доступны и дома, и на работе. Поэтому пришло время поговорить о  комнатных растениях, так как многие даже не догадываются, какая огромнейшая польза приносится ими.

         И не только о пользе многие не догадываются. Даже не знают, какие бывают комнатные растения, кроме алоэ и кактуса. Наиболее распространенные комнатные растения — алоэ, амариллис, аспарагус, бегония, глоксиния, кактусы, лимон комнатный, розы, традесканция, узамбарская фиалка, цикламен, фуксия, а также азалия, жасмин, кальцеолярия, лигуструм, папоротники, пе­ларгония, солянум, фатсия японская, фикус и многие другие[5].  

         Перечислять комнатные растения можно долго, но остановимся именно на пользе, которую они приносят и дома, и в школе.

         Комнатные цветы не только создают уют, но и приносят пользу. Они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение.

         Комнатные растения не только усваивают накапливающийся в воздухе углекислый газ и выделяют кислород, но и поглощают целый ряд вредных веществ. Так, комнатное растение хлорофитум очищает воздух лучше, чем технические устройства. Оно используется для очистки воздуха даже в космических кораблях. Комнатные растения выделяют кислород и поглощают углекислоту, очищают воздух от микробов и пыли.  

         Одного крупного растения достаточно, чтобы за несколько часов ликвидировать окислы азота в помещении[6].

         Из народного поверья известно, что цикламен впитывает отрицательную энергию и отдает положительную[7].

         Кроме того, бодрящий аромат, испускаемый комнатными эфиромасличными растениями, насыщает воздух большим количеством летучих фитонцидов, улучшает самочувствие, повышает функциональную активность организма, стимулирует его защитные силы. Комнатная зелень не только радует глаз, но и лечит. Известен противомикробный эффект фитонцидов бегонии, пеларгонии, олеандра, примулы, фикуса, домашних гераней и других комнатных растений.

         Диффенбахия прекрасно очищает воздух помещений от токсинов.

         Кактусы не только убивают микробов, но и снижают вредную ионизацию воздуха, защищая нас от электромагнитного излучения мониторов телевизоров и компьютеров[8].

         Цвет является наиболее сильным элементом в дизайне любого помещения. Комнатные растения вносят свою немалую лепту в цветовую гамму интерьера и его акценты своей листвой и цветами. Крупные растения или группы растений, подобранные в той или иной цветовой гамме, способны стать доминантами в интерьере комнаты и быть не менее выразительными, чем картины, мебель, драпировка и другие предметы обстановки, что, естественно, будет радовать глаз.

         Польза от комнатных растений велика. Они действительно благотворно влияют на человека: на зрение – красотой форм, на обоняние – приятным запахом, на нервную систему – спокойной зеленой окраской, помогают справиться с плохим настроением или стрессом. Растения поглощают пыль, очищают воздух комнаты от углекислоты, где ее в десятки раз больше, чем под открытым небом, способствуют ионизации воздуха, снижают его температуру, выделяют фитонциды и тем обеззараживают его.

1.4. Устройство живого уголка в классе

         Уголок живой природы в классе — одно из необходи­мых условий наглядного и действенного ознакомле­ния дошкольников с природой. В уголке живой природы школьники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные на­блюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюда­тельность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, от­ветственность за порученное дело.

         При подборе обитателей для уголков при­роды нужно учитывать требования программы и конкретные возможности их размещения.

         Постоянные и обязательные обитатели уголка природы — комнатные растения. Из них надо выбирать быстрорастущие, с красивыми, различной формы листьями, цве­тущие растения или душистые, легко черенкующиеся и непри­хотливые в уходе. Помимо растений, за которыми могут ухажи­вать дети, в классе рекомендуется помещать и такие декора­тивные растения, уход за которыми требует больше умения, до­ступен только взрослым.

         Животных можно держать только таких, которые безвред­ны, хорошо переносят неволю, легко приручаются и не требуют сложного ухода, интересны для наблюдений. Лучше брать жи­вотных, распространенных в данной местности, чтобы дети мог­ли наблюдать их и в естественных условиях. На таких животных легче показать связь их внешнего вида и повадок с необходи­мыми им условиями жизни.

         Держать в уголке природы одновременно большое количество объектов не рекомендуется, некоторых животных приносят толь­ко для рассмотрения их.

         Необходимо сохранять в уголке живой природы постоянных обитателей, чтобы дети могли наблюдать происходящие с ними изменения и проявлять заботу о них.

         Пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети мог­ли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы нужно привлечь внима­ние всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рас­смотреть вместе, рассказать, где произрастает растение либо обитает животное постоянно, определить место ему в уголке при­роды и рассказать, как за ним надо ухаживать. Если это живот­ное, то вместе с детьми придумать ему кличку.

         Размещение объектов в уголке природы.

         Объекты уголка природы размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так, чтобы они были хорошо освещены, но не за­гораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы долж­но быть обращено на юго-запад, юг или юго-восток. К каждому объекту необходим свободный подход для наблюдений и ухода за ним.

         Растения не рекомендуется ставить близко к форточкам и батареям, так как резкие колебания температуры вредны для них. При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге. Так, обитатели тропических лесов и болот, например традесканция, аспидистра, плющ, не выносят сильного солнечного припека. Их лучше ставить около окон се­верной стороны или в простенках между окнами. Растения суб­тропиков и пустынь лучше растут на солнечной стороне. Поэтому их надо размещать около окон, выходящих на юг.

         Для всех растений, которые стоят на окне, необходимы дере­вянные подставки. Для равномерного развития растения время от времени поворачивают так, чтобы свет падал на разные сто­роны их.

         Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом. Террариумы ставят на светлом и теплом месте. Птиц держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.

Глава II. Использование живого уголка в работе с младшими школьниками

2.1. Организация уголка живой природы в школе

Уголок живой природы – это не только место для хранения живых растений  и животных и  для  подготовки  опытов  с  ними,  но  и  место  для  проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей  работать  в  уголке  живой природы следует с 1 класса. Уголок  живой  природы  может  быть  в  кабинете естествознания и являться его составной частью.

Комната для уголка живой природы должна быть  хорошо  освещена,  отвечать нормам и требованиям для  содержания  животных  и  выращивания  растений.  В уголке  живой  природы  следует  поддерживать  постоянную  температуру:  это является оптимальным условием для  роста  растений  и  содержания  животных.

Растения  уголка  живой  природы  подбираются  в  соответствии   с   учебной программой.  Наибольшее  многообразие   представляют   комнатные   растения.

Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на  их  примере  можно  было познакомить  учащихся  с  внешним  строением  органов  растения,   способами размножения и проводить разнообразную практическую  работу  по  выращиванию.

Наиболее распространенные комнатные растения: аспидистра,  аспарагус,  алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды  кактусов, кипарис,  монстера,  пеларгония,  папоротники,   сансевьера,   традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия.

В уголке живой природы могут  содержаться гидры, моллюски, дафнии,  циклопы,  плавунцы,  личинки  плавунцов,  стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды, бабочка-капустница, божья коровка и  др.

Из   позвоночных   содержатся   рыбы,   земноводные   (лягушки,    тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.

Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей  уголка  живой природы,  размеров  аквариума;  для  содержания   в   аквариуме   используют холодноводных   рыб   (карася,   красноперку,   вьюна,   гамбузию,   гуппи); тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).

Из класса пресмыкающихся в школе содержатся черепахи.  Для  уголка  живой природы можно приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание  черепахи  для начальных классов не представляет трудностей. Местом для  обитания  черепахи является террариум или даже ящик. Ставить его лучше на деревянную  подставку или какое-либо возвышение ближе к батарее.

Для  содержания  птиц  в  уголке   живой   природы   необходимо   создать определенные  условия,  так  как  птицы   в   отличие   от   земноводных   и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы  более  подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому  их надо часто кормить. Прежде чем  закупить  птиц  для  уголка  живой  природы, необходимо  соответственно  подготовиться.  Из  многочисленного   количества певчих птиц, которые могут содержаться в  неволе,  для  школы  рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи,  попугаи,  канарейки.  Птицы  изучаются  во всех начальных классах,  поэтому  необходимо  научить  школьников  проводить работу по уходу и наблюдению за птицами.

В уголке живой природы содержат  ограниченное  количество  млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также белые мыши  и  морские свинки.

Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения  санитарно-гигиенических правил (см. приложение 1), поэтому нельзя приносить в школу  случайных  животных.

В  краеведческом  уголке  должны  быть   стенды   и   другие   материалы, характеризующие объекты  природы  своей  местности,  охраняемые  растения  и животные, иллюстрирующие достижения в области сельского хозяйства и т. д.

Уголок живой природы для  младших  классов  школы  имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами,  проведение  с  ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по  уходу  за животными  и  выращиванию  растений  приучают  детей  к   самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к  природе.

В процессе длительных наблюдений за  растениями  и  животными  у  школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит  их  рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой,  что способствует формированию понимания  явлений  и  процессов,  происходящих  в живых организмах.

Уголок живой природы является важной  частью  материальной базы  в   учебно-воспитательном   процессе.   Он   способствует   наилучшему осуществлению экологического  и  природоохранного  воспитания,  формированию научного мировоззрения, воспитанию научных убеждений,  привитию детям патриотических и нравственных чувств  и  любви  к  Родине.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает  выполнение  различных  видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению  знаний на  практике,  а  затем  использованию  приобретенных   знаний   на   уроках естествознания.

2.2. Работа с растениями в уголке живой природы

При размещении растений в уголке живой природы нужно помнить, что одни из них любят солнце, дру­гие темь. Так, например, в солнечном освещении боль­ше других нуждаются кактусы, а также такие растения, как абутилон, или «кленок», аралия, фуксия, пеларгония, такие цитрусовые растения, как лимоны, апельсины и мандарины, выращиваемые в комнате, розы и некоторые другие.   Эти  растения   нужно   ставить поближе к солнечному окну[9].

Хорошо мирится с затенением аспидистра, с широ­кими темно-зелеными листьями, растущими как бы из земли, её часто называют комнатной лилией. Мирятся с затенением также бегония, питтоспорум, филоден­дрон, фикус, традесканция, циссус, папоротники и плющ.

Комнатные растения обычно размещают на под­оконнике. Если подоконник слишком узок, на него мож­но положить широкую деревянную доску. Доску нужно класть также на мраморные подоконники, чтобы корни растений не страдали летом от перегрева, а зимой от охлаждения. При этом размещать растения нужно так, чтобы они не соприкасались своими листьями друг с другом и со стеклом окна.

В амбразуре окна для растений можно устроить небольшие полочки или поставить ступенчатые этажер­ки, которые легко изготовить самим. Можно также сделать подвесные полочки на верёвках или проволоке.

Чтобы растения не вытягивались в одну сторону, их нужно время от времени поворачивать к свету раз­ными сторонами.

Сажать комнатные растения можно в кадки, горшки, ящики, плошки, на дне должно быть отверстие для стока лишней воды. Наиболее желательны глиняные цветочные горшки и деревянные кадочки круглой формы.

Нельзя сажать цветы в жестяные банки, а также в горшки, покрытые глазурью или масляной краской. Такая посуда почти не пропускает воздух через свои стенки, отчего цветы плохо развиваются и гибнут.

Не нужно брать слишком большую, или наоборот, очень маленькую посуду. Размеры её должны соответ­ствовать величине растения. Считается, что ком земли с корнями по своему диаметру должен быть на 2—2,5 см меньше диаметра предназначенной для него посуды.

Для работы в уголке живой природы нужны также поддонники под горшки, прививочный нож, палочка-рыхлилка, палочка-трамбовка, совок, маленькая лейка, пульверизатор для опрыскивания и таз для обмывки растений.

Растения будут хорошо расти лишь тогда, когда их почва достаточно богата питательными веществами, не задерживает воду и  хорошо  пропускает   к корням воздух.

Такой почвой служат земляные смеси, составленные из различных пропорций дерновой, листовой, навозно-перегнойной, торфяной земли и песка.

Все эти виды земли в городах можно приобрести в цветоводствах, а в сельской местности надо загото­вить самим.

Дерновая земля — необходимая часть большинства земляных смесей —  приготовляется путём перепревания в течение года пластов дёрна, сложенных в кучу.

Листовая земля получается от годичного перепре­вания опавших с деревьев листьев.

Перегнойная земля очень богата питательными ве­ществами. Это перепревший в течение 2—3 лет навоз.

Торфяная земля получается в результате разложе­ния торфа в течение года.

Песок нужен крупнозернистый, речной, лучше белый.

Приготовляя земляные смеси, следует помнить, что растения с толстыми, мясистыми корнями (взрослые пальмы, кринумы, кливии) высаживаются в тяжёлую земляную смесь. Половину этой смеси составляет дерновая земля, вторая половина состоит из равных частей листовой, перегнойной земли и песка[10].

Цветам с хорошо развитыми, быстро растущими корнями (пеларгонии, фуксии, лимон, горшечные де­ревца яблони и др.) нужна почва средней плотности. Она получается из равных частей листовой, дерновой и перегнойной земли с небольшим добавлением песка (примерно одна десятая часть смеси).

Растения со слабыми и тонкими корнями (папорот­ники) сажают в лёгкую земляную смесь. Для её при­готовления берут три части торфяной земли, одну часть листовой и полторы части песка.

Земляные смеси можно заменить хорошей огородной или садовой землёй с добавлением песка. В ней будут прекрасно разниматься почти нее виды растений, за исключением растении, имеющих очень слабо развитые корни.

Пыль и грязь на листьях затрудняют газообмен ра­стений, способствуют появлению на них болезнетворных грибков и вредителей. Поэтому нужно приучать детей к тому, чтобы не реже двух раз в декаду растения обмывались тёплой водой с помощью губки или кис­точки.

Если на растениях появляется тля, то их нужно обмыть мыльной водой и через два часа после этого ополоснуть чистой.

Сухие ветки и листья следует обрезать, мох, сорня­ки, появляющиеся в цветочных горшках, уничтожать, а поверхность земли взрыхлять деревянной палочкой.

Важно показать детям, как производится поливка растений. Поливаются растения по-разному. Растения, только что пересаженные, больные, а также находящие­ся в состоянии осенне-зимнего покоя, поливают очень умеренно. Летом, в период роста, они, наоборот, нуж­даются в обильной поливке.

Кактусы, алоэ, агавы требуют очень мало воды. Луковичным растениям вреднее избыток воды, чем её недостаток. Папоротники, циперусы гибнут от пересуш­ки — их поддонники должны быть постоянно наполнены водой.

Поливку лучше делать под вечер, так как ночью влага испаряется медленнее. Нужно объяснить детям основные правила ухода за растениями, рассказать детям, что опрыскивание водой увлажняет воздух. В период роста опрыскивать растения полезно утром и вечером.

Новые глиняные горшки, перед тем как сажать в них растения, нужно обязательно вымочить в воде. Старые же горшки следует тщательно промыть в го­рячей воде и просушить.

Когда горшки приготовлены, необходимо показать детям, как на донышко каждого из горшков кладётся черепок или камешек, чтобы водосточное отверстие было при­крыто. Сверх черепка насыпьте слоем в 2 см (в боль­ших горшках толще) крупно истолчённый древесный уголь или битые черепки.

Это нужно для того, чтобы получился дренаж, ко­торый будет отводить избыток влаги в водосточное отверстие, предотвращая загнивание корней и закисание почвы. Сверх дренажа насыпьте небольшой слой зе­мли, на который положите корни сажаемого растения.

Пересадку производят в мар­те-апреле, по окончании периода покоя растений.

В тёплых комнатах пересадку можно начинать раньше, чем в холодных.

Растения, цветущие в марте-апреле, пересаживать можно только после их цветения. Молодые растения пересаживают ежегодно, старые один раз в 3-5 лет. Крупные пальмы держат без пересадки до 10 лет. Необходимо на­учить детей определять потребность растения в пере­садке.

Чтобы узнать, нужна ли пересадка растению, его вынимают из горшка, предварительно полив водой. Для этого опрокидывают растение горшком вверх так, что­бы горшок находился на левой руке, а стебель был пропущен между пальцами этой руки. Затем слегка постукивают краем горшка о стол и свободно вынима­ют растение.

Пересаживать растение надо тогда, когда земляной ком совершенно оплетён корнями, образовавшими сво­его рода войлок.

Нужно пересадить растение и тогда, когда земля­ной ком закис (маленькое растение было посажено в большую посуду).

Если у растения засыхают кончики листьев и корни высовываются через водосточное отверстие, можно и не вынимая растения из горшка определить нуждае­мость его в пересадке.

Вынутый земляной ком взрыхляют заострённой па­лочкой, удаляют отработанную землю и осторожно расправляют корни.

Затем растение опускают в новый горшок с уже насыпанным в него слоем дренажа и небольшим слоем земли. При этом растение держат в левой руке так, чтобы его корневая шейка (место, где стебель пере­ходит в корни) находилась на уровне краёв горшка. Правой рукой в это время засыпают землёй промежут­ки между стенками горшка и земляным комом, про­талкивая землю с помощью палочки. Лёгкое постуки­вание горшка о стол равномерно осаждает землю и ком с корнями. Уровень почвы в горшке должен доходить до корневой шейки и находиться на расстоянии 1,5-2 см от краёв горшка.

После пересадки растение нужно хорошо полить водой и опрыснуть. Потом на 5-6 дней, пока оно ещё не  окоренилось, поливку прекратить, заменив её опры­скиванием[11].

Пересаженные растения надо первое время зате­нять и оберегать от сквозняка.

Больные растения необходимо пересаживать в меньшие по объёму горшки. Предварительно, такие растения помещают в таз с водой, где у них смывают весь земляной ком. Загнившие корни удаляют, места порезов присыпают толчёным углем. После этого рас­тения сажают в лёгкую землю.

Сразу после пересадки у больного растения нужно обрезать часть ветвей. Это вызывается необходимостью приведения в равновесие листовой—испаряющей систе­мы с корневой—впитывающей, которая была повреж­дена при пересадке.

Обрезать ветви можно примерно на 1/3 их длины. Места срезов не забудьте присыпать толчёным углем. Уголь для растений — это то же, что для животных и человека йод. Уголь вбирает в себя бактерии и споры грибков и тем самым предохраняет растения от загни­вания и заболеваний.

Обрезанные   при    пересадке   здоровые   веточки  не выбрасывают. Если такие веточки разрезать на части-черенки с 3-4  листьями — и  посадить   в горшок, при­крыв стаканом   или   банкой,   они окоренятся   и   дадут начало новому растению.

Размножение черенками, делением, отводками, лу­ковицами, клубнями—наиболее удобный способ разве­дения комнатных растений. Учащиеся пятых классов, изучая в школе по курсу биологии тему «Размноже­ние растений», обычно с большим интересом дома за­нимаются пересадкой цветов.

Черенками размножаются очень многие растения.

Аспидистру, циперус и другие, разрастающиеся в ширину, размножают при пересадке делением куста.

Камнеломка, хлорофитум имеют длинные побеги-усы с розеткой молодого растения на конце. Такие розет­ки легко укореняются.

Луковичные растения (гемантус, амариллис, гиацин­ты) размножаются луковками-детками. Отводками раз­множают лимоны, жасмин, розы и другие; побеги их пригибают вниз и засыпают землёй. Прочитайте с деть­ми страницы учебника, где рассказывается о размножении растений, и предложите детям применить знания на практи­ке. Эту работу лучше проводить с марта по июнь-июль.

2.3. Растения, рекомендуемые для уголка живой природы

Не все растения, разводимые в комнатных усло­виях, достаточно выносливы. Какие растения наиболее неприхотливы?

Из красиво цветущих: абутилон, амариллис, баль­замин, бегония, глоксиния, жасмин, кактусы, кливия, кринум, олеандр, офиопогон, пеларгония, примула, ро­зан китайский, фуксия, юстиция, гиацинты, тюльпаны, нарциссы, гортензия, лакфиоль.

Из декоративно-лиственных: агава, алоэ, аралия, ара­укария, аспарагус, аспидистра,аукуба, драцена, пальма, питоспорум, сансевьера, фикус, филодендрон, циперус.

Из вьющихся и лазящих: плющ, хойя, циссус, или виноград комнатный, традесканция.

Из плодовых: цитрусовые растения (лимоны, апель­сины, мандарины, грейпфруты, цитроны), виноград, ин­жир и карликовые деревца яблони, груши, сливы, абрикоса, персиков.

Рассмотрим некоторые растения, которые можно рекомендовать для разведения в условиях комнаты.

Бальзамин африканский, или огонёк - растение с хрупкими стеблями, сочными листьями. Цветы имеют длинные тонкие шпор­цы. Цветёт бальзамин круглый год, размножается черенками и се­менами. Черенки хорошо укореняются через 10—16 дней. Растения из весенних черенков цветут летом, из летних — зимой. Цветы баль­замина нужно опылить пыльцой, взятой с других цветов этого же растения, и тогда образуются плоды, которые при созревании «вы­стреливают» крупными семенами. Зацветает бальзамин через 3—4 месяца после посева.

Бальзамин требует хорошо увлажнённой, рыхлой, питательной почвы. При недостатке света растение на зиму сбрасывает листья.

Фуксия - красивое растение с цветами, похожими на серёж­ки. У себя на родине, в Мексике, фуксия — дерево или кустарник, свисающие цветы которого опыляются не насекомыми, а маленькими птичками колибри. Фуксия хорошо размножается черенками, кото­рые укореняются через 7—10 дней после посадки. Зимой фуксию лучше ставить в помещение с температурой в 5—7° тепла, а вес­ной и летом держать на солнечном окне, поливая жидким удобрением раз в две недели. При таком уходе фуксии хорошо цветут до глубокой осени. Весной, перед началом цветения, ветви нужно ко­ротко обрезать.

Пеларгония, или герань, — одно из неприхотливых растений. Она обильно цветёт с весны до поздней осени Есть не­сколько видов пеларгонии: крупноцветная, зональная, плющевидная и душистая, с запахом розы. Душистую герань разводят для полу­чения эфирного гераниевого масла, заменяющего чрезвычайно до­рогое эфирное розовое масло. Пеларгония любит солнце, питательную землю, небольшую посуду, равномерную поливку и подкормку жидким удобрением. Зимой пеларгонию нужно поливать очень осто­рожно — от неаккуратной поливки она загнивает и гибнет. Весной пеларгонию нужно обрезать, оставляя на побегах не больше 3—4 листьев. Размножается пеларгония в летнее время черенками, ко­торые высаживаются вдоль стенки горшка.

Бегония - богатый видами род комнатного растения. Одни бегонии разводятся ради нарядных крупных листьев, другие — ради цветов. Очень красива бегония рекс, или «царственная» бегония, имеющая крупные, до 20 см в длину, листья, расписанные сереб­ристо-красными тонами. Этот вид бегонии размножается оригиналь­ным способом. Надрезанный в местах разветвления крупных жилок лист плотно прижимают к влажному песку. Через 2—3 недели в местах надреза развиваются маленькие бегонии, которые надо рассадить в небольшие горшочки. Земля для растения берётся лёгкая. Зимой поливать бегонии нужно очень осторожно.

Кроме бегонии рекс, в комнатах разводятся бегонии «вечноцветущие» —  семперфлоренс, бегонии клубневые и другие. Бегония семперфлоренс неприхотлива, цветёт круглый год, хорошо размно­жается черенками. В тени листья её становятся более зелёными, на солнечном же освещении принимают яркорозовую или красную окраску.

Все виды бегонии требуют хорошей поливки, опрыскивания, удобренной лёгкой почвы и боятся яркого солнечного света.

Олеандр - вечнозелёный красивый цветущий кустарник с гиб­кими стеблями, кожистыми листьями и ядовитым соком. Весной и летом олеандр цветёт махровыми и немахровыми цветами белой, розовой, красной и кремовой окраски. Родина этого растения — южная Европа. Размножается черенками, окореняющимися в сыром песке или в бутылке с водой. Летом олеандр требует солнечного местоположе­ния и обильной поливки. В жаркие дни на подоконнике, где стоит горшок с олеандром, должна быть налита вода. Зимой олеандр можно держать в прохладном помещении и поливать очень умерен­но. Молодые растения олеандра нужно пересаживать ежегодно вес­ной, старые — один раз в два-три года.

Амариллис - красивые луковичные растения с языковидными листьями и крупными душистыми цветами. Обычно амариллисы цветут в апреле—мае. Размножаются они луковками-детками, кото­рые отделяют от материнской луковицы после образования у них собственных корней.

После цветения у большинства видов амариллиса листья отпа­дают. В период покоя амариллисы содержат в помещении с темпе­ратурой в 10° тепла, не обязательно на свету и почти не поливают. В феврале—марте амариллисы, перенесённые в жилую, тёплую ком­нату, до появления у них 7—9 см цветочной стрелки поливать нельзя. Если поливку начать раньше, то амариллис цвести не будет.

Филодендрон -  типичная лиана бразильских лесов. В ком­натах в сырую погоду с широких листьев филодендрона падают капли воды. Это растение у нас никогда не цветёт. Размножается отпрысками, черенками и кусками ствола. Почву любит из смеси торфяной, глинистой, дерновой земли и песка.

Фикус. У себя на родине, в индийских джунглях, фикус — громадное дерево в 30 м высотой, с листьями, достигающими метра длины. Размножается комнатный фикус черенками, которые окоре­няются в бутылке с водой. Пересадка должна быть ежегодной. Летом этому растению требуется обильная поливка водой с жидким удобрением, приготовленным из коровьего навоза.

Аспидистра. - очень неприхотливый цветок. Аспидистра не завянет, если её поставить в самом тёмном углу комнаты, забыть полить водой. Кожистые темно-зеленые листья напоминают листья ландыша, но в несколько раз больше их. Размножается делением корневищ. Аспидистра хорошо растёт при обильной поливке и еженедельном обмывании листьев тёплой водой.

Традесканция - растение с длинными, хрупкими свисающими стеблями, нетребовательное к почве и уходу. Отломленные стебли традесканции хорошо укореняются.

Алоэ, или столетник - выносливое комнатное растение с мяси­стыми листьями, имеющими по краям острые шипы. Размножается отпрысками и черенками. Почву для алоэ надо готовить из дерно­вой и листовой земли с примесью песка. Летом алоэ надо держать на солнечном месте, применяя обильную поливку, зимой — в про­хладной комнате при очень умеренной поливке.

Кактусы - колючие безлистные растения с толстыми, сочными стеблями. В комнатах разводят разные виды кактусов: цереус — свечевидный, колоннообразный кактус; эхинопсис — кактус округлой формы; эпифиллюм —маленький кактус с плоскими тонкими стебля­ми; филлокактус — сильно ветвящийся кактус с плоскими длинными стеблями, напоминающими листья, и др. Летом кактусы ставят на солнце, обильно поливают. Почва лёгкая (смесь листовой, дерновой земли и крупнозернистого песка). Зимой же поливают очень уме­ренно. Эпифиллюм и филлокактус ежегодно обильно цветут красивыми красными и розовыми цветами. Размножаются кактусы  семе­нами   и главным образом черенками.

2.4. Использование комнатных растений при изучении различных тем по естествознанию

В первом классе ученики знакомятся с 2-3 комнатными растениями, которые находятся в классе. Эти растения можно использовать при изучении темы сезонных изменений в природе. На примере алоэ древовидного можно наблюдать за ростом и развитием, которое начинается осенью, т.к. это растение из южного полушария. А за цветением растения в конце осени – начале зимы можно наблюдать с помощью зигокактуса усеченного.

При прохождении раздела «Значение природы в жизни людей и охрана природы» также можно использовать комнатное растение. С помощью комнатного растения можно дать первоначальные сведения о фотосинтезе. Детям необходимо объяснить, что когда листья комнатных растений очищены от загрязнений, то этот процесс происходит более интенсивно, а, следовательно, и воздух в классе более чистый[12].

Изучая тему «Разнообразие растений» можно обратить внимание на разные жизненные формы комнатных растений. Это и лианы и деревья, травы и др. Также младшие школьники знакомятся с основными факторами среды жизни растений. Мы знакомим детей со светолюбивыми и теневыносливыми растениями.

Во втором классе изучение природоведения начинается с раздела «Природа и мы». Здесь дети, знакомясь с объектами живой и неживой природы: деревьев, кустарников, трав, раннецветущих растений, признаков времени года (на уровне понятий) получают знания о взаимосвязях в природе. Здесь можно использовать комнатные растения в качестве дополнительного материала. Например, при изучении сезонных изменений в природе, приспособленности растений к условиям окружающей среды (изменение длительности дня, а, следовательно, изменение теплового режима), влечет за собой изменение условий питания, а некоторые комнатные растения сбрасывают листву на зиму. Знания, полученные учениками в первом классе по уходу за комнатными растениями помогают правильно содержать их: в период покоя сократить полив, переставить их в более затененное место.

Изучая темы «Вода» и «Превращение воды» можно использовать комнатные растения, как объект опыта. Для проведения опыта «Превращение воды» необходимо иметь электрический чайник, штакет со стеклом и комнатное растение. Электрический чайник необходим для нагревания воды, происходит испарение, пар поднимается и в виде капель воды оседает на стекле, т.к. температура окружающего воздуха намного ниже температуры воды в чайнике. Комнатное растение в опыте моделирует растения, получающие воду при выпадении осадков. Вода, конденсируясь на стекле, стекает струйками в горшок с цветком, увлажняя землю[13].

При изучении темы «Почва» можно предложить школьникам исследовать почву в цветочных горшках, выяснить ее состав и состояние растений.

В теме «Жизнь растений» мы знакомим детей с процессом питания растений, условий необходимых для жизни растений. Здесь организуется наблюдение за состоянием двух комнатных растений помещенных в различные условия освещенности и полива. Сравниваются растения, которые растут в тени и на свету и изучается их внешний вид.

Тему «Как растения размножаются» полностью можно посвятить различным способам размножения комнатных растений.

Ученики первого класса должны знать:

§    растения – живой организм;

§    условия жизни комнатных растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха);

§    труд человека по уходу за комнатными растениями, как необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;

§    эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений.

Уметь:

§    правильно поливать комнатные растения;

§    протирать крупные листья;

§    удалять сухие листья;

§    опрыскивать;

§    рыхлить деревянной палочкой;

§    видеть красоту комнатных растений и выражать ее языком художественных образов.

Ученики вторых классов должны знать:

§    растения – живой организм;

§    условия жизни комнатных растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха, минерального питания);

§    многообразие комнатных растений и различия в требованиях к условиям жизни;

§    виды труда взрослых и детей по уходу за комнатными растениями, по их посадке и выращиванию;

§    ценностные свойства комнатных растений как объектов живой природы (эстетический, санитарно-гигиенический, познавательные).

Уметь:

§    выполнять все виды работы по уходу за комнатными растениями;

§    размножать растения семенами, заготавливать черенки, получать корешки и высаживать цветочные вазоны;

§    наблюдать за их ростом и развитием;

§    видеть красоту комнатных растений и описывать ее[14].

В третьем классе дети продолжают работу по уходу за комнатными растениями. Их знания пополняются новым материалом. При уходе за комнатными растениями младшие школьники знакомятся с основами сельскохозяйственных знаний. Благодаря заботе о комнатных растениях, учащиеся невольно формируют в себе бережное отношение к растениям в природе, таким образом, происходит экологическое воспитание.

Для закрепления знаний по теме «Комнатные растения» детям можно предложить выполнить задания в виде тестов и загадок (см. приложение 2).

Заключение

Итак, экологическая культура — сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что че­ловечество вплотную подошло к гло­бальному экологическому кризису. В ре­зультате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ре­сурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и выми­рание. С принятием законов РФ «Об об­разовании» и «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосыл­ки правовой базы для формирования си­стемы экологического образования на­селения. Эти документы подразумевают создание в регионах страны системы не­прерывного экологического образова­ния, первым звеном которого является формирование экологической культуры у детей.

Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего.  Прежде чем стать  государственным и общественным деятелем,  человеку надо экологизироваться - то есть приобщиться к природе,  к ее логике  и  тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность,  и наш психологический  и физиологический  опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время.  Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это  может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Немаловажную роль в процессе формирования экологической культуры младших школьников играет работа детей в живом уголке.

Список литературы

1.           Алексахина Е.М. Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М.: Прометей, 1996. – 46 с.

2.           Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский Н.Г., Цитцер О.Ю.. Экологическая азбука для детей и подростков. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. – 252 с.

3.           Букин А.П.  В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991. – 320 с.

4.           Воспитание школьников. - №1, 2, 3. – 2004.

5.           Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -  Ростов-на-Дону, 1996. – 364 с.

6.           Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. - 1989. - №10-11. - С. 78-81.

7.           Захлебный А.Н.  На экологической тропе. - М.: Знание, 1986. – 168 с.

8.           Корчагина Воспитание у детей любви к природе. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1954. – 72 с.

9.           Лола В.Л.  Учим  воспринимать  эстетические  свойства природы // Начальная школа. - 1988. - №1. - C. 25-27.

10.      Моисеев Н.Н. Система «УЧИТЕЛЬ» и современная экологическая обстановка. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1994. – 238 с.

11.      Никитин. Б.П. Первые уроки естественного развития, или Детство без болезней. - С.-Петербург.: «Нева-Ладога-Онега», 1991. – 388 с.

12.      Савичева Т.Е. Почему дети путают лося с ослом? // Начальная школа. - 1989. - №1. - C. 23-26.

13.      Смирнова С.И. Педагогика. – М.: Просвещение – АСТ, 2000. – 478 с.

14.      Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1984. – 360 с.

15.      Цветков И.В. Экология для начальной школы. – М.: Просвещение - АСТ, 2001. – 274 с.

Приложение 1.

Правила по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы     

Правила по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы:

1. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за животными учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками;

2. При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками;

3. Для борьбы с насекомыми - вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами;

4. За животными в уголке живой природы устанавливается постоянный ветеринарный надзор во избежание возникновения инфекций, которые могут передаться людям;

5. Учащимся, осуществляющим уход за животными в уголке живой природы, крольчатнике и т.п., учитель должен показать и объяснить, как брать каждое животное в руки, чтобы избежать укуса. Особое внимание нужно обратить на инструктаж по уходу за самками, недавно принесшими потомство, так как они, охраняя детенышей, становятся в это время агрессивными;

6. В случае заболевания какого-либо животного надо немедленно вызвать ветеринара. Если болезнь заразна для людей, больное животное немедленно устраняется, а остальные животные подвергаются карантину по указанию ветеринарного врача;

7. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание воздуха учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта ученика. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона;

8. Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе в уголке живой природы вывешивается в его помещении и в кабинете (лаборатории) биологии.

Приложение 2.

Вопросы и задания по теме «Комнатные растения»

I. Ответь на вопрос: Что это такое?

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

(Комнатные растения)

II. Разгадай загадки.

1. На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно...

(Бальзамин)

2. Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей.

(Кактус)

3. У садовницы – первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое.

(Гортензия)

4. Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, а не арбуз.

(Сансевьера)

5. Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку

На белую распорочку,

Не крючком плетеную –

Живую и зеленую.

(Традесканция)

6. С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

(Фикус)

7. Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные.

(Аспарагус)

8. Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

(Плющ)

9. Комнатное растение, называемое в народе "крапивкой".

(Колеус)

10. Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

(Алоэ)

11. С горы на паутинках

Свисают паучки –

Зеленые пучки.

(Камнеломка)

12. Плоские лепешки

На длинной тонкой ножке.

Лепешки очень колки,

На них растут иголки.

(Опунция)

III. Что где растет?

Раздели все перечисленные комнатные растения на три группы в зависимости от места их произрастания:

Бальзамин, алоэ, плющ, герань, кактус, традесканция, сансевьера, камнеломка, колеус, фикус, аспарагус, хлорофитум, гортензия.

а) Растения влажных тропических лесов.

б) Растения субтропиков.

в) Растения пустынь.

Ответы:

а) Растения влажных тропических лесов – бальзамин, традесканция, фикус, колеус.

б) Растения субтропиков – герань, гортензия, хлорофитум, аспарагус, плющ, камнеломка.

в) Растения пустынь – кактус, сансевьера, алоэ.

IV. Назови родину растений.

1. Бальзамин

а) Америка

б) Африка

в) Китай

2. Гортензия

а) Америка

б) Африка

в) Китай

3. Кактус

а) Америка

б) Африка

в) Китай

V. Назови второе имя растения.

Правильно соедини названия комнатных растений в первом столбике с народными названиями этих же растений во втором столбике. (Будь внимательным, так как у одного растения может быть несколько названий.)

Аспарагус

Бальзамин

Сансевьера

Традесканция

Фикус

Ванька мокрый

Щучий хвост

Тещин язык

Спаржа

Бабьи сплетни

Огонек

Каучуковое дерево

Ответы: аспарагус – спаржа; бальзамин – Ванька мокрый, огонек; сансевьера – тещин язык, щучий хвост; традесканция – бабьи сплетни; фикус – каучуковое дерево.

VI. Назови комнатные растения, у которых видоизмененные листья или стебель.

Ответ: кактус, аспарагус, опунция.

VII. Какие комнатные растения имеют усы?

Ответ: хлорофитум, камнеломка.

VIII. Отгадай, какого цвета у растения цветки. (Будь внимателен, так как может быть несколько вариантов ответов.)

1. Бальзамин

а) белые

б) желтые

в) розовые

г) красные

д) голубые

2. Аспарагус

а) белые

б) желтые

в) розовые

г) красные

д) голубые

3. Гортензия

а) белые

б) желтые

в) розовые

г) красные

д) голубые

4. Герань

а) белые

б) желтые

в) розовые

г) красные

д) голубые

IХ. Выбери правильный ответ на вопрос: почему алоэ в народе часто называют "столетником"?

1. Потому что он живет сто лет.

2. Потому что он живет более ста лет.

3. Потому что он никогда не цветет.

4. Потому что момента цветения приходится ждать очень долго.

Х. Какое комнатное растение выделяет молоко и как оно называется?

Ответ: молоко или млечный сок выделяет фикус.

ХI. Кто как размножается?

Разделите все перечисленные в задании III растения на группы по способам размножения:

а) стеблевыми черенками;

б) делением куста;

в) делением корневища;

г) усами;

д) листовыми черенками;

е) детками.

Некоторые растения могут размножаться разными способами. Укажи все известные тебе.

Ответы:

а) стеблевыми черенками – бальзамин, герань, гортензия, традесканция, фикус, колеус, плющ, алоэ;

б) делением куста – гортензия, хлорофитум, аспарагус;

в) делением корневища – сансевьера;

г) усами – хлорофитум, камнеломка;

д) листовыми черенками – герань;

е) детками – кактус.

ХII. Назови автора стихотворения и комнатное растение, о котором в нем говорится.

Стоит за окошком морозный денек,

Горит на окошке цветок-огонек.

Его поливаю, его берегу,

Его подарить никому не могу:

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож.

Автор

1) С.В. Михалков

2) С.Я. Маршак

3) А.Л. Барто

4) Е.А. Благинина

Комнатное растение

1) Зигокактус

2) Бальзамин

3) Амариллис

4) Гортензия

ХIII. Какое комнатное растение используют для оформления букетов?

Ответ: аспарагус.

ХIV. Составь памятку "Уход за комнатными растениями" по следующим пунктам:

1. Свет

2. Тепло

3. Полив

4. Рыхление

5. Водные процедуры

ХV. Какие еще комнатные растения, кроме вышеперечисленных, ты знаешь?


[1] Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. – 1989. - N10-11. - С. 78-81.

[2] Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. – 1989. - N10-11. - С. 78-81.

[3] Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа. -  2003 № 5. – С. 64 - 75

[4] Цветаева З.И. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1989.

[5] Комнатные растения в интерьере. / Под ред. Афанасьевой А.Ю. – М.: Просвещение, 2000.

[6] Михайлюк Э.М. Выбор цветов для дома // Интерьер. – 2004. - №6.

[7] Денисова Л.К. Удивительный мир растений. – М.: Прогресс, 1996.

[8] Цветаева З.И. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1989.

[9] Корчагина Воспитание у детей любви к природе. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1954. С. 8.

[10] Корчагина Воспитание у детей любви к природе. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1954. С. 9.

[11] Корчагина Воспитание у детей любви к природе. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1954. С. 13.

[12] Алексахина Е.М. Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М.: Прометей, 1996. С. 14.

[13] Козлова Т.А. Третьяков П.В. Природоведение. Методика для учителя. 2 класс (1-3), 3 класс (1-4). – М.: Вентана-граф, 1997. С. 29.

[14] Тихонова А.Е. Содержание экологических знаний и умений в I-II классах четырехлетней начальной школы // Начальная школа. – 1993. - № 9. - С. 12.