Содержание
1. Муниципальные органы регулирующие защиту прав потребителей в РФ: их задачи, функции, полномочия.. 3
2. Информационное обеспечение потребителя в розничном торговом предприятии (состав, порядок и качество информации для потребителя, которую обязано предоставлять розничное торговое предприятие) 5
Задача.. 15
Список литературы... 17
1. Муниципальные органы регулирующие защиту прав потребителей в РФ: их задачи, функции, полномочия
В соответствии со ст. 44 Закона, в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
- анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с
потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
- при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно
извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
- в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);
- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Вместе с тем при рассмотрении жалоб потребителей в рамках полномочий, закрепленных ст. 44 Закона, органы местного самоуправления вправе в целях объективного разбирательства по существу поставленных вопросов осуществлять проверки фактов, изложенных в жалобах. По результатам указанных проверок органы местного самоуправления вправе принимать обоснованные решения, в том числе связанные с направлением полученных материалов в территориальные управления Роспотребнадзора.
Подобная практика в полной мере отвечает соответствующим положениям Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения заявлений и жалоб граждан" (в ред. Указов Президиума ВС СССР от 04.03.1980 N 1662-Х, от 02.02.1988 N 8422-XI), однако исключает возможность проведения каких-либо мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей по инициативе самого органа местного самоуправления, то есть в плановом порядке и при отсутствии жалоб потребителей.
Необходимо отметить, что ранее достигнутый органами местного самоуправления уровень соответствующей работы, несмотря на произошедшее перераспределение контрольно-надзорных функций в системе органов государственной (федеральной, региональной) и муниципальной власти, должен сохраниться.
Роспотребнадзор указывал на необходимость взаимодействия между территориальными управлениями Федеральной службы и органами местного самоуправления; кроме того, рекомендовал главам муниципальных образований обратить внимание на необходимость сохранения отделов защиты прав потребителей в органах местного самоуправления (письмо Роспотребнадзора от 28.01.2005 N 0100/588-05-32).
Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, - приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности. Тем не менее, специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд.
2. Информационное обеспечение потребителя в розничном торговом предприятии (состав, порядок и качество информации для потребителя, которую обязано предоставлять розничное торговое предприятие)
Статья 495 ГК регулирует предоставление покупателю информации о товаре
Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков[1].
Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
Продавец должен своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Эта обязанность лежит на продавце и до заключения договора розничной купли-продажи с конкретным покупателем, что вытекает из публичного характера данного договора.
Поскольку, как правило, у покупателя отсутствуют специальные познания о свойствах и характеристиках товара, информация, предоставляемая продавцом, должна обеспечивать возможность компетентного выбора товара покупателем. Информация, предоставляемая покупателю, должна обладать необходимой полнотой и достоверностью. Продавец обязан предоставить информацию в таком объеме, чтобы у покупателя сложилось четкое представление о свойствах товара, правилах пользования, хранения и т.п.
Под достоверной информацией понимаются сведения о товаре, соответствующие действительности.
В соответствии с Законом о защите прав потребителей и Правилами продажи отдельных видов товаров информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; указание на гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; данные о сроке службы или сроке годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении названных сроков представляют собой опасность для жизни, здоровья или имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара[2].
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
При продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец доводит до сведения покупателя информацию об этом. Если вид деятельности изготовителя подлежит лицензированию, должна предоставляться информация о номере лицензии, сроке ее действия и выдавшем органе.
Продавец также должен предоставить другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов. Статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей в целях повышенной охраны прав покупателя-гражданина подробно определены содержание и объем информации, предоставляемой продавцом потребителю. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации устанавливаются Правительством РФ.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, обязательным требованиям стандартов. Информация о сертификации предоставляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о ее проведении[3].
Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых при продаже товаров формах обслуживания (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и др.).
Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, - на государственных языках субъектов РФ и языках народов Российской Федерации. Сообщение информации на иностранном языке без перевода на русский язык расценивается как непредставление покупателю информации и влечет за собой последствия, предусмотренные п. 3, 4 ст. 495 ГК (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ N 7)[4].
Продавец обязан также обеспечить наличие единообразно оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица и печати организации, даты оформления ценника.
Товар должен передаваться покупателю со всеми относящимися к нему документами. Содержание таких документов в общем виде определено в ст. 10 Закона о защите прав потребителей, а их конкретный перечень для отдельных групп товаров - соответствующими правилами продажи товаров.
При продаже товаров до заключения договора розничной купли-продажи покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель может самостоятельно осмотреть товар или потребовать проверки (демонстрации) его свойств.
В отличие от положений п. 1, 2 комментируемой статьи, которые ранее уже были закреплены в Законе о защите прав потребителей, п. 3, 4 этой статьи, устанавливающие ответственность продавца за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по предоставлению информации, являются новеллой для российского законодательства.
Неисполнение продавцом обязанности по предоставлению информации до момента совершения договора розничной купли-продажи признается необоснованным уклонением от заключения такового, что дает покупателю право требовать возмещения убытков. Если договор все-таки был заключен, несмотря на отсутствие у покупателя необходимой информации о товаре, покупателю предоставлено право в пределах разумного срока расторгнуть договор и взыскать с продавца убытки, а также предъявить предусмотренные ст. 503 ГК требования по поводу недостатков товара, которые возникли после его передачи из-за отсутствия у покупателя необходимой или достоверной информации.
В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу вследствие непредставления необходимой или достоверной информации о товаре ущерб подлежит возмещению на основании специальных положений закона - ст. 1095 - 1098 ГК при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.
Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе (исполнителе, продавце) потребителю установлена в зависимости от вида правонарушения ст. 12 Закона о защите прав потребителей.
Статья 9 Закона «О защите прав потребителей» регламентирует предоставление продавцом информации об изготовителе (исполнителе, продавце).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и (или) указанного свидетельства, а также информация об органе, выдавшем лицензию и (или) указанное свидетельство.
Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя)[5].
Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» регулирует предоставление продавцом информации о товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом[6].
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Поскольку информация, предусмотренная абз. 12 п. 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" является обязательной, соответствующий хозяйствующий субъект обязан своевременно предоставить ее потребителю, обеспечив тем самым возможность правильного выбора услуги, предметом которой будет служить концертное выступление того или иного исполнителя музыкальных произведений.
Поскольку право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услугах, закрепленное п. 1 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно п. 2 этой же статьи реализуется посредством ее доведения в наглядной и доступной форме при заключении договора об оказании услуги, применительно к рассматриваемым отношениям "указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений" (в случаях, когда такое их использование действительно предполагается) должно содержаться в афишах, программах выступлений, рекламных проспектах и других, главным образом, печатных, носителях соответствующей информации, находящихся и размещенных непосредственно в местах продажи соответствующей билетной продукции.
В тех случаях, когда будет установлено, что исполнителями музыкальных произведений в ходе выступлений использовалась фонограмма, о применении которой слушатели - потребители соответствующих развлекательных услуг не были уведомлены своевременно надлежащим образом, к организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся по отношению к потребителям обязанной стороной по данному вопросу, следует применять меры административной ответственности, предусмотренные частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обобщенную информацию о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях и принятых по их результатам мерах, содержащую описание событий соответствующих правонарушений, полные наименования субъектов административной ответственности и перечень исполнителей музыкальных произведений, использовавших фонограммы при выступлениях (при наличии таковых), следует представить, в том числе по электронной почте, в Федеральную службу в срок до 10 октября 2005 года.
Рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона).
Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Учитывая это, предоставление данной информации на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п. п. 1, 2, 3 ст. 12 Закона.
Задача
Для замены сантехнического оборудования покупатель приобрел в магазине «Вудекс» набор запорной арматуры. На следующий день он обратился в магазин с просьбой обменять ему несколько вентилей, так как они больше необходимого диаметра. Товарный чек и товарный вид изделия сохранены. Как может разрешиться данная ситуация.
Решение.
Статья 25 ЗоПП - Право потребителя на обмен товара надлежащего качества:
«1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу».
В соответствии со статьей 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 25 Закона "О защите прав потребителей" требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ, подтверждающий оплату товара). Если товар не соответствует данным требованиям Закона "О защите прав потребителей", то он не подлежит обмену как товар надлежащего качества. Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон "О защите прав потребителей" не предусматривают возмещения каких-либо издержек продавцу товара в связи с реализацией покупателем данного права. В соответствии с пунктом 1 статьи 502 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона "О защите прав потребителей") при отсутствии необходимого для обмена товара надлежащего качества потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Правило об обмене товара надлежащего качества не подлежит применению если данный товар содержится в перечне утвержденном Постановлением Правительства № 55, в данном перечне товар названный в задании не содержится.
Соответственно потребитель вправе требовать замены товара, как не подошедшего потребителю по размеру. Поскольку данный товар комплектный продавец по своему усмотрению вправе заменить либо полеостью товар, либо часть товара не подошедшую потребителю по размеру.
Список литературы
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, № 5, ст. 410
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей""Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140
"Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй" постатейный под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт, 2004
"Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой" постатейный под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной М.: Норма, 2004
[1] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, № 5, ст. 410
[2] "Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй" постатейный под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт, 2004
[3] "Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй" постатейный под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт, 2004
[4] "Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй" постатейный под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт, 2004
[5] Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей""Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140
[6] Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей""Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140