Содержание

Введение……………………………………………………...................................3

1.Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности……………………………………………..…6

2.Законодательная база по охране окружающей среды……………………….15

3.Система стандартов безопасности труда…………………………………….20

4.Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям……………………………………………………….23

5.Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………...30

Введение

Безопасность жизнедеятельности достигается за счет правильных и своевременно принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах мирового сообщества, страны, в отраслях и на отдельно взятых предприятиях. Управление безопасностью жизнедеятельности (далее БЖД) имеет свою правовую, нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Целью написания данной контрольной работы является рассмотрение выбранной мною темы «Законодательство о безопасности жизнедеятельности». Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: рассмотреть правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности; изучить законодательную базу по охране окружающей среды; рассмотреть систему стандартов безопасности труда; рассмотреть основную законодательную и нормативно-техническую документацию по чрезвычайным ситуациям; составить предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности.

Правовой основой законодательства в области БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (далее РФ), не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РЯ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Федеральные законы принимаются государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

Законодательство в области обеспечения БЖД базируется на соответствующих статьях Конституции РФ – основного закона государства. Все правовые акты, включая законы, не должны противоречить Конституции, гарантом которой является Президент.

Управление БЖД ведется по 3 направлениям: 1- управление охраной труда, 2 – управление охраной окружающей среды, 3 – управление защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в РФ являются: Конституция РФ, трудовой кодекс РФ, и федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ».

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

В рамках стандартов безопасности труда проводится взаимная увязка, систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе и многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к безопасной технике.

Основным видом  нормативно-технической документации по чрезвычайным ситуациям (ЧС) является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» - 22 система ГСС. Она включает 10 групп стандартов.

Государственное управление в ЧС определено положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении  аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможности противником современных средств поражения.

1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности

Законодательство в области обеспечения БЖД базируется на соответствующих статьях Конституции РФ – основного закона государства. Все правовые акты, включая законы, не должны противоречить Конституции, гарантом которой является Президент.

Управление БЖД ведется по 3 направлениям: 1- управление охраной труда, 2 – управление охраной окружающей среды, 3 – управление защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА производится на основании целого ряда законов. Основными из них можно считать Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» и  Кодекс законов о труде РФ (КЗОТ РФ).

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы БЖД можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти РФ, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда – это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.[5, стр.358].

Нормативный правовой акт по охране труда – это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в РФ являются: Конституция РФ, трудовой кодекс РФ, и федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ».

Законодательные  акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств. [5, стр. 359]

Нормативные правовые акты согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» подразделяются на виды, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Виды нормативных правовых актов в области охраны труда

Наименование вида нормативного правового акта

Органы, утвердившие нормативные правовые акты**

полное

сокращенное

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

ГОСТ ССБТ

Госстандарт России

Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда

ОСТ ССБТ

Федеральные органы исполнительной власти

Стандартные правила

СП

Госкомэпиднадзор России

Санитарные нормы

СН

Гигиенические нормативы

ГН

Санитарные правила и нормы

СанПиН

Строительные нормы и правила

СНиП

Госстрой России

Правила безопасности

ПБ

Федеральные органы надзора в соответствии с их комплектацией

Правила устройства и безопасной эксплуатации

ПУБЭ

Инструкции по безопасности

ИБ

Правила по охране труда межотраслевые

ПОТМ

Минтруд России

Межотраслевые организационно-методические документы

МУ МР

Минтруд России, федеральные органы надзора

Правила по охране труда отраслевые

ПОТО

Федеральные органы исполнительной власти

Типовые отраслевые инструкции по охране труда

ТОИ

Отраслевые организационно-методические документы

**Примечание. Указом Президента РФ от 09.03.04 г. утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти, которая в значительной мере коснулась федеральных органов, осуществляющих управление безопасностью труда. Указанные органы перестали существовать, и их функции переданы другим министерствам  и ведомствам.

В 2002 году принят Федеральный закон «О техническом регулировании», по которому вместо указанных в таблице 1 нормативных правовых актов должны быть введены технические и технологические регламенты. Для введения регламентов нормативные акты системы стандартов безопасности труда продолжают действовать на всей территории РФ.

Схематично структуру правовой системы можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Конституция РФ, имеющая наибольшую юридическую силу. Ниже, в порядке убывания юридических сил, расположены:

­     Трудовой кодекс РФ;

­     Иные Федеральные Законы (ФЗ);

­     Указы Президента РФ;

­     Постановления правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

­     Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными Законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ.

Конституция РФ является основным законодательным актом отечественного права в целом, в том числе в области безопасности труда. Конституция РФ содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к безопасности труда:

­        Статья 37 – «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…», «Каждый имеет право на отдых,..»;

­        Статья 41 – «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…», «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность…»;

­        Статья 42 - «Каждый имеет прав на благоприятную окружающую среду…».

В Трудовом кодексе РФ также нашли существенное отражение вопросы охраны труда охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязательное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», в котором законодательно определены:

­        обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий труда;

­        медицинские осмотры некоторых категорий работников;

­        необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;

­        правила работников на охрану труда и гарантию такого правила;

­        обязанность работников, в том числе руководителей, проходить обучение и проверку знаний по охране труда;

­        несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию, обязанности работодателя при несчастном случае, порядок расследования несчастных случаев, оформления материалов расследования и рассмотрения разногласий по материалам расследования.[5, стр.362].

Федеральный закон  «Об основах охраны труда в РФ» определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

­        обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

­        принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

­        государственной управление охраной труда;

­        государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;

­        содействие общественному контролю в области охраны труда;

­        расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;

­        защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

­        установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

­        координация деятельности в области охраны труда;

­        распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

­        государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

­        подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

­        организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об материальных последствиях;

­        обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

­        международное сотрудничество в области охраны труда;

­        проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;

­        установление порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, саниторно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов. [5, стр.364].

Данный закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определяет экономический механизм управления риском, устанавливает правовые, экономические и социальные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении им трудовых обязанностей. Согласно этому закону обязательства по возмещению вреда работнику берет на себя Фонд социального страхования (ФСС),который гарантирует их выполнение даже при ликвидации или банкротстве предприятия. Предприятия ежемесячно перечисляют в ФСС страховые суммы в зависимости от класса профессионального риска отраслей, в соответствии со страховыми тарифами, размеры которых устанавливаются Федеральными Законами. Отнесение отраслей экономики к тому или иному классу профессионального риска осуществляется по постановлению Правительства.

К другим Федеральным законам, регулирующим отдельные вопросы безопасности труда, можно отнести следующие: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «О рациональной безопасности» (1996 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.).

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности базируется на следующих важнейших законах: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991), «Об охране здоровья граждан» (1993), «Об охране окружающей среды» (1991),  «Об охране атмосферного воздуха» (1982), «Об использовании атомной энергии» (1995), «Об экологической экспертизе» (1995).

Непосредственное управление охраной окружающей среды в нашей стране осуществляется Министерством природных ресурсов и подведомственными ему организациями. Эти организации проводят государственный экологический контроль. Сам экологический контроль можно разделить на следующие составляющие: 1 – государственную службу наблюдения за состоянием окружающей среды (мониторинг); 2 – государственный производственный и общественный контроль.

В зависимости от масштаба проводимых оценок можно выделить такие виды мониторинга, как глобальный, национальный, региональный, или мелкомасштабный, среднемасштабный и локальный, или крупномасштабный. [1, стр.129].

О проведении государственного экологического контроля написано выше, а ведомственный (производственный) контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств. Общественный экологический контроль поводится профсоюзами и другими общественными организациями и объединениями.

Требования к сохранению незагрязненных отдельных частей биосферы определяется системой государственных стандартов «Охрана природы» ГОСТ 10.0.0.00. она включает более 200 стандартов, объединяемых в несколько групп. Так, например, стандарты в области охраны водных ресурсов составляют первую группу – ГОСТ 17.1.1.01 и т.д.

Учитывая глобальный, межнациональный характер многих проблем окружающей среды, был согласован и ряд международных соглашений. Из них следует отметить Декларацию Стокгольмской конференции ООН по проблемам среды, окружающей человека (1972). В ней зафиксировано 26 принципов, положенных в основу международного экологического сотрудничества. В 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро была принята Декларация по окружающей среде и развитию. В ней заявлено о необходимости установления справедливого партнерства для сохранения, защиты и восстановления природного состояния и целостности биосферы и живого вещества. Более подробно о правовых основах охраны окружающей среды я напишу в следующем пункте.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТОЙ НАСЕСЕЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Общие организационно-правовые нормы в области защиты населения, различных частей биосферы РФ, а также объектов производственного и социального назначения от природных и технологических чрезвычайных ситуаций (ЧС) изложены в Законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994).

Основные цели этого закона – продуманное создание условий, предупреждающих возникновение ЧС, либо способствующих уменьшению размеров ущерба и потерь от этих ЧС. Для обеспечения выполнения этих целей закон определяет подготовку населения к ЧС, порядок финансирования и материального обеспечения населения и территорий по защите от этих ситуаций, принципы государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС и дает обоснование для выполнения других работ в этой области. [1, стр130].

Государственное управление в условиях ЧС определяется Положением  о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Эта система позволяет объединить действия органов управления субъектов Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления организациями в борьбе с возникновением и ликвидацией последствий ЧС.

Рассматриваемая система (РСЧС) состоит из 5 уровней от низшего к высшему: 1 – объектовый, 2 – местный, 3 – территориальный, 4 – региональный, 5 – федеральный. Главным органом федерального уровня является Министерство по делам ЧС. (МЧС).

Из выше изложенного сделаем следующий вывод: правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов. Основные из них: Федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ»; «Об обороне» (в ред. Федеральный закон от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 16-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» ( от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ).

Таким образом, управление БЖД ведется по 3 направлениям: 1- управление охраной труда, 2 – управление охраной окружающей среды, 3 – управление защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Законодательная база по охране по охране окружающей среды

Правовой основой охраны окружающей среды в Росси является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Для защиты среды обитания во всех странах разрабатывается природоохранное законодательство, в котором имеется раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизнедеятельности. ООН в Декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.)юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране среды.

1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

2. Государство должно разрабатывать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, то все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Охрана окружающей среды сопряжена с регулированием  взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил.

Государственная система охраны природной среды включает четыре группы юридических мероприятий:

1)                правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2)                организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

3)                государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4)                юридическая ответственность правонарушителей.

В настоящее время разработано большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов образует природоохранное законодательство.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. Данный Закон определил следующие пути разрешения противоречий, возникающих между экологией и экономикой. [8, стр.138].

Во-первых, Закон РСФСР «Об охране природной окружающей среды», регулируя природоохранные отношения, направлен на решение следующих задач: сохранении е природной среды, предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Во-вторых, главное направление Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человек на здоровую, чистую окружающую среду. В качестве обоснования выступает предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. 

В-третьих, Закон определяет требования, обращенных к источникам вредного воздействия на природную среду, т.е. к предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.

В-четвертых, главным объектом является человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

  В-пятых, нормы Закона закрепляют механизм его исполнения, который состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственника в охране природной среды и меры административно-правового действия на нарушителей эколого-правовых предписаний.

Закон об охране окружающей природной среды устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экономические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда. Из других законодательных актов в области охраны окружающей природной среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс (1995 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.),  Закон РФ «об использовании атомной энергии» (1995 г). [8, стр.139].

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные норма  и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств; СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы).

Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включают ОСТы, СТП, разного рода руководящие документы, положения и др.

Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источник права. В указанных выше законах устанавливается юридическая обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Нормативные акты вступают в силу только после регистрации в министерстве юстиции РФ.

Субъекты Федерации также вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенных к их введению. Сфера их компетенции определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию – Земельным кодексом, по недрам – законом о недрах, по водопользованию – Водным кодексом, по использованию животного мира – Законом о животном мире, по окружающей природной среде – Закон об охране окружающей природной среды.

В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам, которые определяются Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Система природоохранного законодательства в Росси имеет 4 уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. [8, стр.140].

В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области окружающей природной среды. Действующей структурой управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и органы специальной компетенции.

В современном экологическом законодательстве существенно расширена ответственность  за экологические правонарушения. В Уголовном кодексе РФ (1996г.) ведена гл. 26 «Экологические преступления», в которой четко классифицируются экологические преступления. Нормы об ответственности за экологические преступления отражают приоритет охраны интересов личности перед интересами общества и государства. С этих позиций экологические преступления можно рассматривать и как преступление против человечества, здоровья, конституционного права на благоприятную природную среду обитания.

Подводя итоги рассмотренного вопроса, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняются техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм –процесс непрерывный и неизбежный.

3.Система стандартов безопасности труда

Система стандартов безопасности труда, утвержденная Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда до введения технических регламентов, разрабатываемых в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» 2002- года.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) – это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) ССБТ в системе ГСС – 12ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системой стандартизированы требования безопасности, введен раздел «Требования безопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию.

ССБТ включает в себя несколько подсистем.

Таблица 2

Структура ССБТ

Шифр подсистемы ССБТ

Наименование и содержание подсистемы

0

Организационно-методические стандарты – устанавливает цель, задачи, структуру ССБТ, область распространения, особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию, дают классификацию ОВПФ, принципы организации работ по безопасности труда.

1

Стандарты требований и норм по видам ОВПФ – устанавливают требования по видам ОВПФ и их ПДУ, методы и средства защиты от их воздействия, методы контроля их уровня

2

Стандарты требований безопасности к оборудованию – устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований

3

Стандарты требований безопасности к производственным процессам - устанавливают общие требования безопасности к отдельным производственным и технологическим процессам, методы контроля выполнения этих требований

4

Стандарты требований безопасности  системам защиты – устанавливает требования безопасности к системам защиты от ОВПФ

5

Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям – устанавливают  требования безопасности к зданиям и сооружениям

В ССБТ принята следующая система обозначений:

ГОСТ 12      Х          ХХХ                 ХХ

                                                                      Последние две цифры года утверждения

                                                                               или пересмотра стандарта

                                     

 

                                                  Трехзначный порядковый номер стандарта в подсистеме

                             

                              Шифр подсистемы

               

                 Шифр ССБТ в ГСС

                  Рис. 1Система обозначений в ССБТ

Например, ГОСТ 12.1.005 – 88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» входит в подсистему 1, имеет порядковый номер 5 в подсистеме и утвержден в 1988 г.: ГОСТ 12.2.032 – 78 «Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» входит в подсистему 2, имеет порядковый номер 32 в подсистеме и утвержден в 1978 г.

В настоящее время до принятия соответствующих технических и технологических регламентов кроме ГОСТов ССБТ к другим действующим нормативным правовым актам в области безопасности труда относятся: гигиенические нормативы (ГН0, санитарные нормы (СН) Госкомэпиднадзора; санитарные нормы и правила (СанПиН) Госстроя России; правила безопасности Госгортехнадзора России: документация Госэнергонадзора России, например, правила устройства энергоустановок (ПЭУ), Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации энергоустановок; межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда России, а также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания (МУ), руководства (МР), рекомендации, которые приняты Правительством России, Минтрудом России, органами надзора и контроля за безопасностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране т руда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТами) и отраслевыми организационно-методическими документами. Указанные министерства и ведомства после реорганизации Федеральной исполнительной власти перестали существовать, а их функции переданы другим министерствам, службам и агентствам. [5, стр.368].

4. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям

Основным видом  нормативно-технической документации по чрезвычайным ситуациям (ЧС) является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» - 22 система ГСС. Она включает 10 групп стандартов.

Государственное управление в ЧС определено положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении  аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможности противником современных средств поражения.[8, стр.152].

Общие организационно-правовые нормы в области защиты населения, различных частей биосферы РФ, а также объектов производственного и социального назначения от природных и технологических чрезвычайных ситуаций (ЧС) изложены в Законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994).

Основные цели этого закона – продуманное создание условий, предупреждающих возникновение ЧС, либо способствующих уменьшению размеров ущерба и потерь от этих ЧС. Для обеспечения выполнения этих целей закон определяет подготовку населения к ЧС, порядок финансирования и материального обеспечения населения и территорий по защите от этих ситуаций, принципы государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС и дает обоснование для выполнения других работ в этой области. [1, стр130].

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения»,  «Об использовании атомной энергии». Порядок действий в ЧС отражен также и в ст. 56 и 88 Конституции РФ.

Разрабатывается ряд федеральных программ, направленных на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий ЧС. Принципиальная особенность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижение размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

5. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности

Управление безопасностью жизнедеятельности включает законодательную, нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.

В обеспечении безопасности участвуют международные организации, государство, граждане и общественные организации. На уровне национальной безопасности Росси система управления включает государственные органы и общественные структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту национальных ресурсов и ценностей, а также общественные и личные интересы от внутренних и внешних угроз. Основными направлениями являются обеспечение охраны окружающей среды, охраны труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, правовую основу которых составляют законы и законодательные акты РФ.

Для обеспечения безопасности жизнедеятельности, по моему мнению, необходимо следующее:

­     выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса мер по их предупреждению и реализации;

­     управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при ЧС

­     осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;

­     участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями.

В области охраны природы хочу предложить следующее:

­     необходимо определить основные направления экологической политики, утвердить экологические программы, установить правовые и экономические основы регулирования охраны окружающей природной среды для обеспечения экологической безопасности;

­     нужно рационально использовать весь природоресурсный потенциал страны;

­     нужно ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы. Связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

­     нужно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого;

­     так как в России до сих пор  нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью, я считаю, что его нужно ввести;

­     необходимо повышение экологической культуры общества;

­     также необходимо совершенствовать управление в области охраны окружающей среды, природопользования.

В области охраны труда могу предложить следующее:

­        необходимо определить основные направления государственной политики по охране труда;

­     совершенствовать профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и по улучшению условий труда;

­     разработать предложения по разработке и внедрению более совершенных конструкций и других средств защиты от опасных производственных факторов;

­     усилить контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятий;

В области защиты населения и территорий от ЧС, я считаю что будет целесообразно провести следующее:

­     необходима тщательно продуманная подготовка населения к ЧС;

­     нужно разработать целевые программы, направленные на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий  ЧС;

­     для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий создать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориальные органы.

Заключение

Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в любом современном государстве может служить наиболее достоверным и комплексным критерием для оценки как степени экономического развития и стабильности этого государства, так и для оценки нравственного состояния общества. Это объясняется тем, что глубокое и всестороннее решение сложных проблем, порожденных научно-техническим прогрессом, требует громадных капиталовложений и высокой культуры производства, а следовательно, под силу только экономически высокоразвитому, стабильному государству, обладающему мощным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом. С другой стороны, решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, готовности к ущемлению сегодняшних интересов, а иногда к определенному ограничению индивидуальных свобод, во имя жизни человека и развития будущих поколений. Это возможно только в обществе, организованном на принципах высокой нравственности и культуры.

Безопасность жизнедеятельности достигается за счет правильных и своевременно принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах мирового сообщества, страны, в отраслях и на отдельно взятых предприятиях. Управление безопасностью жизнедеятельности (далее БЖД) имеет свою правовую, нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Изучив законодательную базу по охране окружающей среды  я пришла к выводу, что правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Охрана окружающей среды сопряжена с регулированием  взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил.

Рассмотрев систему стандартов безопасности труда сделаю следующий вывод: ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к безопасной технике.

Рассмотрев основную законодательную и нормативно техническую документацию по ЧС сделаю вывод: основным видом  нормативно-технической документации по чрезвычайным ситуациям (ЧС) является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» - 22 система ГСС. Она включает 10 групп стандартов. В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения»,  «Об использовании атомной энергии». Порядок действий в ЧС отражен также и в ст. 56 и 88 Конституции РФ. Общие организационно-правовые нормы в области защиты населения, различных частей биосферы РФ, а также объектов производственного и социального назначения от природных и технологических чрезвычайных ситуаций (ЧС) изложены в Законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994).

Список использованной литературы

1.                Алексеенко В.А., Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 320 с.

2.                Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Проф. Арустамова Э.А. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. «Дашков и Ко», 2000. – 678 с.

3.                Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Проф. Арустамова Э.А. – 10 изд., перераб. и доп. - М.: Изд. «Дашков и Ко», 2006 – 476 с.

4.                Белов С.В. Ильницкая А.В, Козьяков А.Ф.: Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Школа. 2001. – 485 с.

5.                Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп . – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 448 с.

6.                Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие, 8-е изд., стер. / Под ред. Русака О.Н. – СПб.: Издательство «Лань». М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2005. – 448 с.

7.                Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.К., под ред. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 447 с.

8.                Маслова В.М., Шлендер П.Э., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2003. – 208 с.

9.                Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов, 2-е изд. /  Под ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с.

10.           Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н /Д: «Феникс», 2000. – 352 с.

                               

Дата_____________________         Подпись_____________________