Содержание

ВВЕДЕНИЕ  3

1 Теоретические основы социальной помощи гражданам, попавшим в экстремальную ситуацию   6

1.1 Задачи социальной работы с гражданами, попавшими в экстремальную ситуацию   6

1.2 Формы и методы социальной работы с гражданами, попавшими в экстремальную ситуацию   14

ВВЕДЕНИЕ

         В условиях современной России, когда социальная сфера переживает тяжелые времена, вызванные противоречивым характером рыночного реформирования, проблемы социальной защиты, социальной адаптации, социальной поддержки выдвигаются на передний план. Общество все в большей мере нуждается в профессионалах, способных квалифицированно ставить социальный диагноз, осуществлять социальное прогнозирование, вести реабилитационную, коррекционную, социально-терапевтическую работу, проводить консультативную, посредническую, профилактическую деятельность с различными категориями населения, нуждающимися в социальной помощи.

         В настоящее время в стране востребованы специалисты, владеющие навыками медико-социального и досуговедческого характера, знаниями теоретических основ и технологий социальной работы, социального права, социального менеджмента, отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

            Социальная работа — новая в нашей стране, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в вопросах развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями взаимодействии человека с другими людьми и с окружающим миром.

Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

         Особый акцент в деятельности социального работника делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.

         При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

         Граждане, попавшие в экстремальные ситуации – люди, которые нуждаются в помощи социальных работников, психологи и, нередко, медиков. На сегодняшний день недостаточно широко проработана тема социальной помощи именно таким людям, поэтому, можно говорить о том, что данная работа  является актуальной.

         Тема данной работы – «Организация социальной помощи гражданам, попавшим в экстремальную ситуацию на примере ГУ «Хабаровский краевой центр социальной адаптации граждан, попавших в экстремальную ситуацию»

         Цель данной работы – рассмотреть возможности социальной помощи гражданам, попавшим в экстремальную ситуацию.

         Задачи:

-       изучить задачи социальной работы с гражданами, попавшими в экстремальную ситуацию

-       выявить формы и методы социальной работы с гражданами, попавшими в экстремальную ситуацию

         1 Теоретические основы социальной помощи гражданам, попавшим в экстремальную ситуацию

1.1 Задачи социальной работы с гражданами, попавшими в экстремальную ситуацию

         Глубинный смысл социальной работы, ее сердцевина заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения. Истоки социальной работы как филантропической деятельности лежат в области нравственности и религии. Эмерсон Эндрюсс сказал: «Матерью филантропии является религия».

         Профессия «Социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы.

         Социальная работа в своих различных формах обращена к многостороннему, комплексному взаимодействию людей. Её миссия заключается в том, чтобы дать возможность всем людям использовать полностью свой потенциал, обогатить свою жизнь и предотвратить её разрушение. Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении проблемы и изменениях. Социальные работники являются носителями изменений, как в обществе, так и в жизни отдельного человека, семьи, общины.

         Социальная работа как вид деятельности является, в сущности, коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие, понимаемое в широком смысле слова – взаимосвязь, смысловой аспект взаимодействия. Основная цель взаимодействия – оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:

1.     увеличение степени самостоятельности клиента, его способность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2.     создание условий, в которых клиент может в максимальной мере проявить свои возможности;

3.     адаптация или реабилитация человека в обществе. 

         Объекты социальной работы – различные контингенты лиц, имеющих выраженные социальные проблемы (социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети сироты, многодетные и социальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.). Поэтому социальному работнику необходимо уметь находить «общий язык» с разными группами людей[1].

         Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

         Социальные работники признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

         Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальной работы. Они предполагают:

-       справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

-       создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

-       обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

         Специфика клиентов заключается в том, что чаще всего социальному работнику приходится решать проблемы людей, мыслящих на уровне менталитета.   

         У многих социальные работники часто ассоциируются со всемирно известным карикатурным персонажем из «Вестсайдской истории» или колоритными старушками из благотворительной «Армии спасения». И такое не очень серьёзное восприятие подкрепляется всякий раз, когда в газетах или на TV появляется новое сообщение об очередном этапе борьбы с древними, как мир «социальными язвами»: бедностью и неравенством, сегрегацией и дискриминацией, различными девиациями и делинквентностью. В современном обществе, к сожалению, принято говорить скорее о промахах и неэффективности социальных работников в борьбе с пороком и нищетой, чем об их успехах или достижениях в этой области. При этом обыватель уже не представляет себя и свой мир без множества разнообразных социальных служб и их безотказных работников. Отсюда при всей молодости социальной работы, – а этой профессии нет ещё и ста лет, – ряды социальных работников продолжают расти, так как в мире неуклонно увеличивается спрос на их услуги[2].

         Естественное поведение социального работника способствует снятию коммуникативных барьеров, возникающих в процессе профессионального взаимодействия; положительно сказывается на перцептивном аспекте общения, т. е. улучшении восприятия и понимания людьми друг друга; способствует реализации продуктивных стратегий взаимодействия, таких как компромисс и сотрудничество в отличие от избегания, приспособления и соперничества. Психологический смысл такого поведения заключается в способности человека отказаться от различных социальных ролей, позволяя актуализироваться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению, в котором реализуется согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование.

         Второй отличительной чертой психологической позиции социального работника является принятие другого человека таким, каков он есть. Такое принятие предполагает отсутствие оценочных суждений и постижение смысловых аспектов переживаний клиента. Само понимание сути амбивалентности человека нередко служит профилактической основой формирования таких суждений. Целесообразность отсутствия оценочных суждений по отношению к людям и их поведению базируется на понимании неизбежности актуального поведения пользователей в связи с действием объективных и субъективных обстоятельств их жизни. Обычно первой реакцией человека на высказывания и действия других людей – немедленная оценка или суждение, а не понимание. Поэтому принятие другого человека является крайне сложной задачей. Она выполнима для социального работника, обладающего должной толерантностью, т. е. терпимостью по отношению к людям. Причем эта терпимость связана не с тем, что человек сдерживает себя, а с пониманием собственных недостатков. Толерантность не означает отсутствия всякой критичности по отношению к другим и к себе, но она предполагает баланс критичности и доброжелательности, основанный на единстве требовательности и уважения человека к самому себе и окружающим людям. Поскольку людям свойственно проецировать на окружающих те чувства, которые они испытывает к себе, важным является их самоотношение.

         Следующей особенностью психологической позиции социального работника является уверенность в своих профессиональных возможностях и компетенции. Социальный работник верит в свою возможность помочь. Такая вера должна основываться на опыте, на предыдущих результатах работы, на доказательствах эффективности деятельности данного человека. Вполне понятно, что эта особенность психологической позиции социального работника возникает не сразу, а постепенно, в процессе накопления собственного профессионального опыта. Вера не может основываться лишь на стремлении социального работника помочь человеку. Этого слишком мало.

         Профессиональная уверенность в своих силах всегда связана с реальным позитивным опытом практической деятельности. Социальный работник не должен обещать того, что он не сможет сделать. Понимание ограничений своих профессиональных возможностей также является частью профессиональной компетентности. Сама профессиональная компетентность развивается в ходе обучения и увеличивается на протяжении всей профессиональной карьеры. Она включает в себя профессиональную подготовку, индивидуальные склонности, индивидуальные технологии и методы работы, стаж работы, обучаемость (как способность извлекать уроки из опыта), самоуверенность (как уверенность в своих профессиональных силах и возможностях).

         Психологическая позиция социального работника во многом определяется эмпатией – пониманием эмоционального состояния того, кому оказывается помощь. Эмпатическое понимание предполагает постижение сущности эмоционального состояния человека через собственный эмоциональный мир. Эмпатия не является результатом интеллектуальных усилий, но выступает как результат эмоционального развития личности. Эмпатия тесно связана с такими характеристиками человека как доброта, профессиональное искусство, теплота, искренность, жизненный опыт, мудрость и т. д. Вполне понятно, что данное качество детерминирует фасилитацию отношений между социальным работником и пользователем.

         Объект и предмет – основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечают С.И.Григорьев и Л.Г.Гуслякова, самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.

         Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к  выделению объекта и предмета. В словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».

         Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом – социальные проблемы[3]. Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы[4].

         Часть специалистов[5] в области социальной работы сходятся в признании того, что  объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.

         Несмотря на различные формулировки объекта и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

         Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.

         Если ранее цель звучала как удовлетворение потребностей клиентов, то на современном этапе основной целью социальной работы является повышение самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

         Международная ассоциация социальных работников основные цели социальной работы определяет следующим образом:

-       содействие людям в раскрытии и применении их способностей,

-       увеличение степени самостоятельности и ответственности индивидов за собственную жизнь, принятие самостоятельных решений,

-       ликвидация иждивенчества,

-       представительство и защита интересов клиентов,

-       помощь в кризисных ситуациях,

-       создание благоприятных условий для жизнедеятельности.

         Современная трактовка целей и задач социальной работы выражается в следующем:

-       увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

-       создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

-       адаптация и реадаптация людей в обществе;

-       создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

-       достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

         Социальные учреждения чаще всего имеют несколько целей, так как приходится удовлетворять различные потребности и решать задачи разных категорий клиентов. Как подчеркивает автор, социальные учреждения реализуют "транзистивные" (текущие, тактические) и "рефлексивные" (активные) цели. Первые имеют вид программ или услуг, с помощью которых осуществляется воздействие на внешнюю среду для поддержания, сохранения или изменения ситуации. Именно эти цели и представляют собой смысл существования учреждения по оказанию социальных услуг.

         Пребывание в со­стоянии опасности, разрушения, по­жары, запредельные физические и психические нагрузки - вот неполный перечень того, что принято называть психогенными факторами. Возвращение из подобных условий в обычные несёт в себе другое, не менее разрушительное для психики, последствие, В данном случае речь идет о посттравматическом стрессе. То есть о таком стрессе, который возникает у человека, находившегося определенное время в психотравмирующих обстоятельствах[6].

         Посттравматический стресс - это объективно возникающая, отсроченная по времени в ответ на личностно-значимые обстоятельства ситуация стрессогенного характера, обусловленная индивидуально-психологическими особенностями личности, эмоциональная и психологическая реакция восприятия окружающей действительности, характеризующаяся болезненными, шокирующими переживаниями.

         Посттравматические реакции выводят человека из строя, лишают его возможности продуктивного общения с другими людьми, нарушают социальную, профессиональную или другую значимую деятельность. Подобные явления связывают с нарушением психологической адаптации, нарушением профессиональной работоспособности, ухудшением качества жизнедеятельности в целом.

1.2 Формы и методы социальной работы с гражданами, попавшими в экстремальную ситуацию

         Хотя термин «сопровождение» прочно вошел в профессиональную жизнь практических психологов, педагогов, медиков и употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем, нет еще единства мнений специалистов в определении этого понятия. Например, Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека[7]. Ряд авторов понимает сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривается как системная интегративная технология социально-психологической помощи личности и как один из видов социального патронажа — социально-психологический патронаж.

         Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна[8].

         Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

         Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи — патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей[9].

         Идеи психологического сопровождения в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы. В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которой оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.

         Можно сказать, что психологическое сопровождение - это, во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб; во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой - создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате - эффективного выполнения отдельным человеком или коллективом своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

         В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса, что в психоанализе называется «положительный перенос». Главными принципами психологического сопровождения являются гуманное отношение к личности и вера в ее силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

         Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

         Концептуально-политический уровень решения социальных проблем предполагает выработку социальной политики по удовлетворению жизненных интересов граждан, попавших в экстремальную ситуацию, и членов их семей. 

         Нормативно-юридический уровень решения этих проблем предусматривает обеспечение социально-правовой защиты  граждан, и членов их семей. При этом под социально-правовой защитой понимается система социальных гарантий (а также деятельность по их разработке, законодательному закреплению и реализации), обеспечивающих минимально достаточные условия жизни. Эти социальные гарантии составляют часть общего законодательства страны в социальной сфере.

Периодическое удовлетворение социальных потребностей относится к сфере социальной поддержки. Реализация установленных государством гарантий удовлетворения социальных потребностей широкого круга лиц, имеющих на это право, относится к социальному обеспечению. Удовлетворение социальных потребностей лиц путем предоставления им социальных услуг широкого спектра может быть охарактеризовано как социальное обслуживание[10].

         Компенсация - это уравновешивание, выравнивание наступивших в профессиональной деятельности нарушений из-за потери здоровья или расстройства психики. Компенсация достигается путем развития замещающих функций, это возмещение нарушенных функций идет путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций.

         Существует социальная и деятельностная компенсация. Вопросы компенсации достаточно остро стоят при наличии профессиональных заболеваний. В случае социальной компенсации  граждане с различными профессиональными способностями могут добиться социально равных достижений, приобрести одинаково высокий статус, но в разных видах деятельности. Деятельностная компенсация возникает в том случае, если люди, имеющие различные способности имеют одинаковую эффективность в одном и том же виде деятельности. Недостаток способностей компенсируется приобретенными знаниями и умениями, формированием типичного стиля деятельности, другой способностью более развитой.

         В литературе описываются виды реабилитации: медицинская (лечение плюс трудотерапия), профессиональная (обучение, переучивание, переквалификация), социально-трудовая (трудовое устройство человека), психологическая (восстановление желания работать). При всей важности и неразрывности всех видов реабилитации, в настоящее время, для граждан, попавших в экстремальные ситуации, наиболее важной является психологическая и социальная реабилитация.

         Задачи социально-трудовой реабилитации - восстановление трудоспособности и работоспособности, а также профессиональной реабилитации - восстановление профессионализма решаются проще, чем задачи психологической реабилитации - восстановление целостной активной личности, восстановление мотивационной сферы человека. Показателем успешной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности человека как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта в обществе и трудовом коллективе.

         В настоящее время существует несколько направлений социальной работы, которые основываются на функциональных подходах, и используют методы социальной терапии.

         Такие подходы являются основой для выполнения лечебной функции социальной работы, функции социального развития, функции отстаивания интересов клиента.

         Несмотря на разницу подходов в социальной работе, можно заключить, что целью социальной терапии является достижение максимально возможного уровня социального здоровья, как личности, так и общества в целом. Социальное здоровье понимается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

         Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здоровья, поскольку независимо от специализации и места работы, он участвует в решении проблем индивидуального и социального здоровья личности.

         Сохранение здоровья – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является одной из главных предпосылок к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

         Здоровый образ жизни – образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, и в тоже время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

         Существует три вида здоровья:

физическое – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем;

психическое – зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств;

социальное – определяется теми моральными принципами, которые являются основой жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе.

         «Отличительными признаками социального здоровья являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное непринятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья»[11].

         Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи. Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

         Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.

         Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, но формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в социуме.

         Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.

         Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания способности видеть положительное во всем и опираться на него. Коррекция и терапия - тесно связанные технологические социальные процедуры, имеющие в своем арсенале общие методы. Исходя из начального смысла слова "терапия", что означает уход, забота, лечение, можно предположить, что "социальная терапия" означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений и т.п. российский энциклопедический словарь социальной работы, изданный в 1997 г., трактует понятие "терапия социальная" как целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

         "Процесс практического воздействия", т.е. процесс предполагающий изменение в лучшую сторону, или же как процесс лечения. Характер и содержание мер социально-экономического и организационно-воспитательного воздействия будут определяться спецификой социальных отношений или социальных действий и показателями социального диагноза. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае должны использоваться не просто необходимые, а еще и допустимые с точки зрения права и морали методы и способы решения социальных проблем.

         Решение социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, не его поведение, не его деятельность, на его психику. Это объясняет, какую важную роль в арсенале социальной терапии играют методы психотерапевтического воздействия.

         Психотерапия - система лечебного воздействия на психику, а через нее на весь организм человека. В научной литературе принято различать понятие психотерапия в узко медицинском смысле как метод лечения и более широком, включающем в себя организацию труда и быта, профилактику психотерапевтических факторов и т.п.

         Психотерапия давно уже вышла за пределы клинического лечения. Она применяется в работе кабинетов семейных отношений и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб.

         Главное в работе психотерапевта не изготовление для клиента "психических протезов", а стремление раскрыть перед ним его резервные скрытые возможности. Это требует соблюдения, на наш взгляд, ряда важных условий, таких как:

-       выбор психотерапевтических методов базируется на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;

-       нет "хороших" и "плохих" методов психотерапевтии, они должны применяться своевременно, с учетом механизма, психики и диагностики заболевания, самостоятельно или в комбинации, сменяя, дополняя или усилия друг друга;

-       психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;

-       даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.

         Существует множество классификаций методов психотерапии. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии.

         Под методом понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме беседы с группой или в форме лекции.

         Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему или направление в психотерапии. В настоящее время наибольшее распространение получили такие направления как психоаналитическое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистическое. Из большого количества методов психотерапии в практике социальной работы широко применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ, трансактный анализ, гештальт-терапию и др.

         Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных в практике социальных служб методы.

         Самовнушение тесно связано с такими понятиями как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует множество. В частности, А.С.Ромен определяет самовнушение как "волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации"[12]. Самовнушение может быть не произвольным и произвольным. В первом случае самовнушение предполагает дополнительный заряд фактора, во втором необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении. Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог И.Г.Шульц сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Это упорядоченное использование специальных упражнений и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний, для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и применено не только к клиентам социальных служб, но и к работникам этих служб в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к пониманию психического состояния других.

         Поведенческая психотерапия основана на принципах бихевиоризма. Главное - это изменение поведения клиента под воздействием позитивного стимула. Психотерапевт обучает клиента таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь.

         К методам поведенческой терапии можно отнести социальный тренинг, тренинг уверенности в себе и др., осуществляемый в группе. По мнению К.Рудестама, «присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение, группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это социальная сеть, в которой можно определить и практиковать социальные изменения»[13].

         Целью временных групп является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности в себе. Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, логическую аргументацию.

         Одна из ее главных задач - создание в сознании клиента правильного представления о заболевании или проблеме и выработке разумного адекватного отношения к этому. Эволюционная окраска болезненных переживаний может наложиться на личностные особенности клиента и задача психотерапевта - правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза заболевания. Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт личности с его средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения, связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной психотерапии является участие клиента в процессе осуществления психотерапевтического воздействия.

         Групповая психотерапия - это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально-организованной управляемой средой[14].

         Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели. По характеру можно выделить:

-       семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родителями;

-       групповую психотерапию в условиях совместной деятельности;

-       игровую психотерапию.

         Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и социальной адаптации.

         Малая группа - это общество в миниатюре, в котором также могут проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление партнеров. Преимущество терапевтической группы - это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, так как у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе.

         Многообразие методов терапии определяет широкий спектр ее использования в практической деятельности различных социальных служб.


[1] Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с.124-138.

[2] Ромм М.В., Андриенко Е.В. Теория социальной работы. Учебное пособие. – Новосибирск, 1999.

[3] Основы социальной работы. / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 1999. – 368с.

[4] Словарь–справочник по социальной работе. / Под ред. Е. И. Холостовой – М., 2000. – С.41.

[5] Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 346с.

[6] Тарабрина И.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2001

[7] Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1992. – С.20.

[8] Мухина В. С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции. / Под ред. В.А. Горяниной. - М., 1997. - С. 4-12

[9] Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. – С.11.

[10] Зубков С., Панов А. Формирование государственно-общественной системы адаптации. // Духовное наследие. - 1998. - № 6. – С.56-58.

[11] Аганесян В.В. Методы и цели социальной работы // Материалы VIII региональной конференции “Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону”. Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - 136с.

[12] Кондаршенко В.Т. Общая психология. Учебное пособие. - Минск, 1997. – С.39.

[13] Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекицонные группы: теория и практика. Пер. с англ. – М., 1990. – С.22.

[14] Беличева В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. – СПб.: Питер, 2004. – С.44.