2. Анализ деятельности избирательной комиссии Новосибирской области

2.1 Краткая характеристика избирательной комиссии Новосибирской области

В соответствии с Положением об основных началах организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22.10.1993г. № 1723, и Положением  об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 26.10.93 № 1760, малый Совет Новосибирского областного Совета народных депутатов и глава администрации Новосибирской области постановили утвердить Положение об областной избирательной комиссии по выборам областного Совета депутатов и сформировать областную избирательную комиссию в составе 19 человек.

Решением тринадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов первого созыва от 24 августа 1995 года была сформирована Избирательная комиссия Новосибирской области, ставшая правопреемником областной избирательной комиссии по выборам депутатов в Новосибирский областной Совет народных депутатов.

Решением четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов второго созыва принят Закон Новосибирской области от 15 мая 1998 года № 10-ОСД «Об избирательной комиссии Новосибирской области».

Избирательная комиссия Новосибирской области является государственным органом Новосибирской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов, народных опросов, отзывов в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, кодексом Новосибирской области о выборах, референдуме, отзыве депутатов.

Избирательная комиссия Новосибирской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Комиссия состоит из четырнадцати членов с правом решающего голоса из которых четыре человека состоят в штате аппарата комиссии это председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и юрист избирательной комиссии НСО.  Кроме членов комиссии с правом решающего голоса в аппарате комиссии на штатной основе работают еще десять специалистов.

Согласно ст. 26 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации «положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации»[1].

В Новосибирской области действует Закон об избирательных комиссиях в Новосибирской области, согласно которому избирательные комиссии, комиссии референдума на территории Новосибирской области создаются для подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления, проведения референдумов Российской Федерации, Новосибирской области и местных референдумов.

Избирательные комиссии действуют на основе принципов законности; обеспечения и защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах; гласности; независимости в пределах своей компетенции от органов государственной власти и местного самоуправления.

В Новосибирской области действуют следующие избирательные комиссии:

1.   избирательная комиссия Новосибирской области;

2.   избирательные комиссии муниципальных образований;

3.   окружные избирательные комиссии;

4.   территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

5.   участковые комиссии.

При проведении соответствующих референдумов избирательная комиссия Новосибирской области, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссии референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий.

Система вышестоящих и нижестоящих избирательных комиссий устанавливается законами Новосибирской области, в соответствии с которыми проводятся выборы и референдумы различного уровня в Новосибирской области.

Избирательная комиссия Новосибирской области, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Новосибирском областном Совете депутатов, общественных объединений.

Формирование комиссий проводится также по предложениям:

-        представительных органов местного самоуправления (при формировании избирательных комиссий: Новосибирской области, окружных, территориальных и участковых);

-        собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (при формировании избирательных комиссий: муниципальных образований, окружных, территориальных и участковых);

-        избирательных комиссий предыдущего состава, кроме участковых комиссий;

-        избирательной комиссии Новосибирской области (при формировании избирательной комиссии муниципального образования).

В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, от каждого избирательного блока. При этом указанные партии, объединения и блоки не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии Новосибирской области, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной, окружной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

Избирательная комиссия Новосибирской области является государственным органом Новосибирской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, Уставом Новосибирской области, настоящим Законом, а также иными законами Новосибирской области.

Избирательная комиссия Новосибирской области действует на постоянной основе, является юридическим лицом.

Избирательная комиссия Новосибирской области имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банке, гербовую печать, штампы, обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Срок полномочий избирательной комиссии Новосибирской области составляет четыре года.

Избирательная комиссия Новосибирской области состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса.

Формирование избирательной комиссии Новосибирской области осуществляется Новосибирским областным Советом депутатов и главой администрации Новосибирской области на основе предложений представительных органов местного самоуправления, избирательной комиссии Новосибирской области предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Половина членов избирательной комиссии Новосибирской области с правом решающего голоса назначается Новосибирским областным Советом депутатов, другая половина – главой администрации Новосибирской области.

Как Новосибирский областной Совет депутатов, так и глава администрации Новосибирской области обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии Новосибирской области с правом решающего голоса на основе поступивших предложений:

а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Новосибирском областном Совете депутатов.

Избирательная комиссия Новосибирской области:

а) осуществляет на территории Новосибирской области контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на территории Новосибирской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

в) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указанные нормативы, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования, осуществляет на территории Новосибирской области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;

г) осуществляет на территории Новосибирской области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

д) осуществляет на территории Новосибирской области меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Новосибирской области, референдума Новосибирской области, распределяет выделенные из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует их целевое использование;

е) утверждает перечень территориальных комиссий, формирует их составы, назначает и освобождает председателей комиссий;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления, референдума Новосибирской области, местного референдума;

и) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

к) устанавливает единую нумерацию избирательных участков;

л) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения, рассматривает также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с нормой федерального закона;

м) при обнаружении нарушений избирательного законодательства и в соответствии с законодательством об административных правонарушениях составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в правоохранительные органы или суд;

н) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (этого учета);

о) регистрирует и заверяет списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатов и их доверенных лиц на выборах в органы государственной власти Новосибирской области и выдает им удостоверения установленного образца;

п) утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, их количество на выборах в органы государственной власти Новосибирской области, избирательного бюллетеня с перечнем политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов в депутаты Новосибирского областного Совета депутатов, и бюллетеня по проведению референдума Новосибирской области, а также устанавливает форму списка избирателей, открепительного удостоверения и других избирательных документов, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок пересылки, хранения и передачи в архив избирательных документов;

р) обеспечивает изготовление бюллетеней, открепительных удостоверений по выборам в органы государственной власти Новосибирской области, по проведению референдума Новосибирской области, их доставку, а также печатей избирательных комиссий в нижестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума;

с) определяет схему образования избирательных округов, включая ее графическое изображение, при проведении выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов и представляет ее на утверждение в Новосибирский областной Совет депутатов;

т) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов в соответствующий архив;

у) регистрирует избирательные блоки;

ф) издает инструкции, дает разъяснения о порядке применения законодательства Новосибирской области о выборах, референдумах;

х) контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, референдумов;

ц) устанавливает итоги голосования, определяет результаты выборов, референдума;

ч) организует проведение повторного голосования, повторных выборов;

ш) регистрирует избранного главу администрации Новосибирской области и выдает ему удостоверение об избрании, регистрирует избранных по спискам политических партий, избирательных объединений, избирательных блоков депутатов Новосибирского областного Совета депутатов и выдает им удостоверения об избрании;

щ) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Новосибирской области, законами Новосибирской области.

Избирательная комиссия Новосибирской области может иметь официальный печатный орган. Председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии Новосибирской области работают в комиссии на постоянной (штатной) основе и замещают государственные должности Новосибирской области категории "А".

Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом Новосибирской области, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии Новосибирской области, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.

Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования не могут быть возложены на одну из них. В этом случае избирательная комиссия муниципального образования должна быть образована отдельно.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии Новосибирской области.

Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Новосибирском областном Совете депутатов;

Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений избирательной комиссии Новосибирской области.

Избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка:

-         распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

-         установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

-         опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

г) контролирует обеспечение нижестоящих избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, местного референдума;

д) определяет схему образования избирательных округов, включая ее графическое изображение, при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и представляет ее на утверждение в представительный орган местного самоуправления;

е) регистрирует избирательные блоки;

ж) утверждает форму и текст бюллетеня, их количество;

з) обеспечивает изготовление бюллетеней по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, бюллетеней для голосования на местном референдуме, их доставку в нижестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума;

и) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, местного референдума, в архив;

к) организует проведение досрочного голосования, повторных и дополнительных выборов;

л) регистрирует избранного главу муниципального образования и выдает ему удостоверение об избрании;

м) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует их целевое использование;

н) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

о) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, референдума Новосибирской области, местного референдума;

п) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

р) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, инициативные группы по проведению местного референдума, выдает им удостоверения установленного образца, регистрационные свидетельства;

с) при обнаружении нарушений избирательного законодательства и в соответствии с законодательством об административных правонарушениях составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в правоохранительные органы или суд;

т) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области, уставом муниципального образования.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих соответствующих выборов.

Число членов окружных избирательных комиссий с правом решающего голоса по выборам в федеральные органы государственной власти с правом решающего голоса устанавливается федеральным законом.

Число членов окружных избирательных комиссий с правом решающего голоса по выборам в органы государственной власти Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области и не может быть менее восьми и более 12.

Число членов окружных избирательных комиссий с правом решающего голоса по выборам в органы местного самоуправления устанавливается законом Новосибирской области и не может быть менее пяти и более девяти.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется избирательной комиссией Новосибирской области на основе предложений представительных органов местного самоуправления, окружной избирательной комиссии предыдущего состава.

Избирательная комиссия Новосибирской области при формировании окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов данной окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поступивших предложений:

а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Новосибирском областном Совете депутатов.

Избирательная комиссия Новосибирской области, вышестоящая избирательная комиссия обязаны назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса по выборам в органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления на основе поступивших предложений:

а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Новосибирском областном Совете депутатов.

Окружная избирательная комиссия:

а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;

в) осуществляет регистрацию кандидатов и их доверенных лиц;

г) утверждает тексты бюллетеней в избирательном округе;

д) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

е) определяет результаты выборов по избирательному округу, регистрирует депутатов;

ж) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу;

з) оказывает правовую и организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу и обеспечивает контроль за их целевым использованием;

л) обеспечивает передачу документации, связанной с проведением выборов, в архив;

м) при обнаружении нарушений избирательного законодательства и в соответствии с законодательством об административных правонарушениях составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в правоохранительные органы или суд;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий составляет четыре года. Законом Новосибирской области территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица.

Если территория, на которую распространяются полномочия территориальной избирательной комиссии, включает в себя несколько муниципальных образований и в каждом из них образуется избирательная комиссия муниципального образования, на эти избирательные комиссии муниципальных образований не могут быть возложены полномочия территориальной избирательной комиссии. Территориальные комиссии формируются в количестве от пяти до девяти членов с правом решающего голоса.

Избирательная комиссия Новосибирской области определяет число членов каждой территориальной избирательной комиссии в своем решении об утверждении перечня территориальных избирательных комиссий.

Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией Новосибирской области на основе предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

Избирательная комиссия Новосибирской области обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Новосибирском областном Совете депутатов.

В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий.

Территориальная комиссия:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на соответствующей территории;

б) обеспечивает соблюдение на соответствующей территории нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;

в) обеспечивает на соответствующей территории осуществление мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;

г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;

д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;

ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;

з) формирует нижестоящие окружные и участковые комиссии, назначает и освобождает от должности их председателей;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) при обнаружении нарушений избирательного законодательства и в соответствии с законодательством об административных правонарушениях составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в правоохранительные органы или суд;

л) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

м) контролирует соблюдение на своей территории порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

н) выдает открепительные удостоверения в случаях, когда их применение предусмотрено законом;

о) проводит досрочное голосование при выборах в органы местного самоуправления;

п) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, составляет протокол об итогах голосования, сводную таблицу, передает их в вышестоящую избирательную комиссию;

р) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы и протесты на действия (бездействие) указанной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.

В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

Участковые избирательные комиссии в Новосибирской области формируются в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:

-        до 1000 избирателей - в количестве 3 - 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

-        от 1001 до 2000 избирателей - в количестве 5 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

-        более 2000 избирателей - 5 - 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Формирование участковых комиссий осуществляется вышестоящей избирательной комиссией на основе предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы.

Вышестоящая избирательная комиссия принимает предложения по формированию участковой комиссии в течение 10 дней со дня опубликования соответствующего решения вышестоящей избирательной комиссии.

Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Новосибирском областном Совете депутатов.

Участковая комиссия:

а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в нем и решает вопросы о внесении в список соответствующих изменений;

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

е) выдает открепительные удостоверения в случаях, когда их применение предусмотрено законом;

ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование на выборах в органы местного самоуправления;

з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию;

и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение федерального законодательства, законов Новосибирской области и принимает по ним мотивированные решения;

л) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет их в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд;

м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

2.2 Анализ бюджетного финансирования избирательной комиссии Новосибирской области

Согласно ст. 21 и 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы избирательной комиссии Новосибирской области  по подготовке и проведению выборов и обеспечению их полномочий производятся за счет средств бюджета Новосибирской области. При этом указанные расходы входят в перечень защищенных расходов, подлежащих финансированию в полном объеме, и предусматриваются в бюджете отдельной строкой.

Федеральным законом введены дополнительные гарантии в финансировании деятельности избирательных комиссий. В случае, если указанные средства несвоевременно перечислены на расчетный счет избирательной комиссии, то она имеет право получить в банке кредит на конкурсной основе, который затем покрывается из соответствующего бюджета в зависимости от уровня выборов Правительством Российской Федерации, либо администрацией Новосибирской области.

Проект сметы расходов составляется избирательной комиссией самостоятельно, основываясь на инструкциях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Федерации.

Утверждаются сметы расходов, как правило, вышестоящими избирательными комиссиями. Исключением являются:

· смета расходов непосредственно на нужды Избирательной комиссии субъекта РФ на проведение выборов федерального и областного уровней утверждается избирательной комиссией субъекта самостоятельно;

· смета расходов непосредственно на нужды муниципальной избирательной комиссии на проведение выборов органов местного самоуправления утверждается самой муниципальной избирательной комиссией.

На основании утвержденных смет избирательные комиссии расходуют средства на подготовку и проведение выборов. Для подготовки и проведения выборов территориальные, окружные и муниципальные избирательные комиссии открывают специальные бюджетные счета.

Участковые (при проведении выборов органов местного самоуправления - и окружные) избирательные комиссии не имеют собственных счетов, получая только наличные средства в территориальных, окружных либо муниципальных избирательных комиссиях.

Сложилась определенная практика распределения средств, выделяемых избирательным комиссиям.

Многие избирательные комиссии субъектов Федерации при распределении средств на территориальные, окружные избирательные комиссии используют методику, основанную на коэффициентах, учитывающих число участковых избирательных комиссий в территории (округе) и количество избирателей. Целесообразно и при распределении денежных средств среди участковых избирательных комиссий территориальными (окружными) комиссиями разделять участковые избирательные комиссии на определенные категории по ряду параметров.

Так, например, должны учитываться численность избирателей на избирательном участке, удаленность избирательного участка от центра территории (округа), обеспеченность средствами связи и оборудованием для проведения выборов, а также состояние предоставляемых участковым избирательным комиссиям помещений.

Бухгалтерский учет по использованию бюджетного финансирования ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004г. за №70Н. «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету» Отражение операций при ведении бюджетного учета и отчетности избирательной комиссии осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Избирательные комиссии представляют финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств областного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов в следующем порядке и в следующие сроки:

- участковая избирательная комиссия представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию, территориальную с полномочиями окружных отчет с приложением первичных финансовых документов в установленные законом сроки (не позднее чем через 10 дней после официального опубликования результатов выборов);

- окружные, территориальные с полномочиями окружных избирательные комиссии представляют финансовый отчет о расходовании средств, в избирательную комиссию Новосибирской области с приложением первичных финансовых документов не позднее чем через 35 дней после официального опубликования результатов выборов;

- территориальные избирательные комиссии представляют финансовые отчеты о расходовании средств с приложением первичных финансовых документов в избирательную комиссию Новосибирской области не позднее чем через 20 дней со  дня голосования.

Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, установленные законами Новосибирской области.

2.3 Анализ финансовых показателей проведения выборов федерального уровня

Последний раз выборы в Государственную Думу РФ проводились в    2003 г. При анализе финансовых показателей проведения выборов федерального уровня используются данные за 2003 год.

Все участковые, окружные, территориальные избирательные комиссии Новосибирской области представляют финансовый отчет о поступлении и расходовании средств областного бюджета, выделенных соответствующей избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов по форме, приведенной в рекомендации, утвержденной решением избирательной комиссии Новосибирской области.

Всего на территории Новосибирской области по избирательным спискам предполагалось участие в выборах 2087022 человек. В ходе проведения выборов работали 2037 избирательных комиссий, в которых зарегистрировано 15147 членов избирательных комиссий, из них 55 – работники областной избирательной комиссии. Число работников аппарата избирательной комиссии, работающих на постоянной основе составило 56 человек. 

Фактические расходы на подготовку и проведение выборов составили 39334650,40 руб.  Из них расходы областной избирательной комиссии составили 3325319 руб., расходы территориальных избирательных комиссий -  8101004 руб.,  расходы участковых избирательных комиссий составили 27908327 руб. На рис. 2.3.1 представлено распределение расходов по избирательным комиссиям Новосибирской области.

Рис. 2.3.1 Распределение расходов по избирательным комиссиям Новосибирской области на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы 2003г.[2]

Расходы на компенсации и оплату труда членов избирательных комиссий составили 23185167,38 руб., что составляет 58% всех расходов на подготовку и проведение выборов.  В том числе компенсации членам комиссии, освобожденным от основной работы на период выборов составили 516114,82 руб.

Членам избирательных комиссий окружных, территориальных, территориальных с полномочиями окружных, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, может производиться дополнительная оплата (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов. Дополнительные выплаты освобожденным от постоянной работы членам избирательных комиссий составили 18803076,85 руб.

Помимо штатных работников избирательных комиссий на период подготовки и проведения выборов могут привлекаться иные работники с оплатой труда на период выборов. Размер выплат гражданам, привлекаемых к выполнению работ в избирательных комиссиях, определяются в гражданско-правовом договоре, заключаемом с гражданином соответствующей избирательной комиссией. В условиях договора должны быть определены вид и объем поручаемой работы, срок её выполнения, размер и порядок оплаты. Выплаты по гражданско-правовому договору производятся на основании подписанном гражданином и председателем соответствующей избирательной комиссией акта выполненных работ, в котором  указывается вид и объём фактически выполненных работ, срок и качество их исполнения.  Выплаты таким работникам в 2003г. в период выборов Депутатов Государственной Думы составили 1446174,77 руб.

Кроме оплаты труда и выплаты компенсаций за работу в период подготовки и проведения выборов, в день голосования производится оплата питания членам и работникам избирательных комиссий, которая в 2003 г. составила 1568780 руб.

Расходы на изготовление печатной продукции составили 2921152,72 руб., что составляет 7,4 % всех расходов на подготовку и проведение выборов. Из них расходы на изготовление избирательных бюллетеней составили 1162683,12 руб.  На данную статью приходится наибольшая доля расходов на изготовление печатной продукции (4 %).

Расходы на изготовление печатной продукции с информацией о кандидатах в депутаты составили 157675 руб.

Транспортные расходы составили 3076239,23 руб., что составляет 8 % всех расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов. Из них 19 % израсходовано на завоз и вывоз избирательных бюллетеней и другой печатной продукции.

Расходы на связь составили 214172,43 руб., или 0,5 % общих расходов на подготовку и проведение выборов. Большая часть этих расходов приходится на абонентскую плату – 48240 руб. (треть расходов на связь).

Канцелярские расходы составили 1342754,58 руб., что составляет 3,4 % всех расходов.

Командировочные расходы составили 239263,33 руб. или  0,6 % общих расходов.

Расходы на оборудование и содержание избирательных участков составили 8062671,68 руб. (или 20,4  % всех расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов).

Иные расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов составили  293229,05 руб.

Полный отчет о расходах, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы в 2003 году представлен в Приложении 1.

Таким образом, расходы на подготовку и проведение федеральных выборов в Новосибирской области в 2003 году распределились следующим образом:

Таблица 2.3.1

Распределение средств на подготовку и проведение федеральных выборов 2003 года  по статьям расходов

Статья расходов

Сумма (руб.)

1

Расходы на оплату труда, компенсации работникам избирательных комиссий, оплата питания в день голосования

23 185 167,38

2

Расходы на изготовление печатной продукции

2 921 152,72

3

Транспортные расходы

3 076 239,23

4

Расходы на связь

214 172,43

5

Канцелярские расходы

1 342 754,58

6

Командировочные расходы

239 263,33

7

Расходы на оборудование и содержание помещений избирательных участков

8 062 671,68

8

Иные расходы

293 229,05

ВСЕГО

39 334 650

На рис. 2.3.2 представлено распределение средств на подготовку и проведение выборов по статьям расходов (номер статьи расходов в таблице 2.3.1 соответствует обозначению на диаграмме).

Рис.2.3.2 Распределение средств на подготовку и проведение федеральных выборов 2003 года  по статьям расходов

Таким образом, наибольшую долю расходов составили расходы на оплату труда и компенсации членам избирательных комиссий и привлеченным работникам. Вторым по величине стало финансирование оборудования и содержания помещений избирательных участков. Третьими по размеру стали командировочные расходы. Это объясняется необходимостью создания выездных избирательных комиссий для проведения выборов на отдаленных участках. Большую долю расходов составляют расходы на канцелярские принадлежности и связь.

2.4 Финансовая оценка проведения выборов местного значения

Для подготовки и проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва Избирательная комиссия Новосибирской области приняла Решение о следующих размерах финансирования избирательных комиссий:

1. Территориальные избирательные комиссии:

Выделить на подготовку и  проведение выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва денежные средства в размере:

1. Территориальным избирательным комиссиям[3]:

1.1. 1-я группа (численность избирателей до 50 тысяч человек) – по 60.000,0 рублей

1.2. 2-я группа  (численность избирателей от 50 тысяч до 100 тысяч человек) – по 70.000,0 рублей

1.3. 3-я группа  (численность избирателей свыше 100 тысяч человек) – по 80.000,0 рублей.

2. Окружным избирательным комиссиям – по 80.000, 0 рублей.  

3. Территориальным избирательным комиссиям с полномочиями окружных:

3.1. 1-я группа (численность избирателей до 50 тысяч человек) – по 140.000,0 рублей

3.2. 2-я группа  (численность избирателей от 50 тысяч до 100 тысяч человек) – по 150.000,0 рублей

3.3. 3-я группа  (численность избирателей свыше 100 тысяч человек) – по 160.000,0 рублей.

4. Участковым избирательным комиссиям сельских районов[4]:

4.1. 1-я группа (численность избирателей до 1000 человек) – по 8.000,0 рублей

4.2. 2-я группа  (численность избирателей от 1000 до 2000 человек) – по 9.000,0 рублей

4.3. 3-я группа  (численность избирателей до 3000 человек) – по 10.000,0 рублей.

5. Участковым избирательным комиссиям городов областного значения:

5.1. 1-я группа (численность избирателей до 1000 человек) – по 9.000,0 рублей

5.2. 2-я группа  (численность избирателей от 1000 до 2000 человек) – по 10.000,0 рублей

5.3. 3-я группа  (численность избирателей до 3000 человек) – по 11.000,0 рублей.

6. Участковым избирательным комиссиям г.Новосибирска:

6.1. 1-я группа (численность избирателей до 1000 человек) – по 15.000,0 рублей

6.2. 2-я группа  (численность избирателей от 1000 до 2000 человек) – по 17.000,0 рублей

6.3. 3-я группа  (численность избирателей до 3000 человек) – по 19.000,0 рублей.

Всего в ходе подготовки и проведения выборов было профинансировано 2014 участковых избирательных комиссий, 46 территориальных и 18 окружных. Данные средства перечислялись на лицевые счета избирательных комиссий в учреждениях Центрального Банка РФ по Новосибирской области, а в случае их отсутствия – в филиале Сбербанка России.

В таблице 2.4.1 представлены основные расходы на подготовку и проведение муниципальных выборов 2005 года.

Таблица 2.4.1

Основные расходы в период подготовки и проведения муниципальных выборов 2005 года по Новосибирской области

Статья расходов

Сумма, тыс. руб.

1. Финансирование нижестоящих избирательных комиссий

31 769 620

В том числе:

1.1 Окружных избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий, территориальных с правами окружных избирательных комиссий

7 007 410,3

1.2  Участковых избирательных комиссий

24 762 209,7

2. Расходы на изготовление печатной продукции

7 272 297,5

В том числе:

2.1 Изготовление бюллетеней

3 375 950,5

2.2 Прочая печатная продукция (протоколы, извещения, титульные листы, сводные таблицы, заявления, плакаты и пр.)

3 584 329

2.3 Изготовление рекламной информации

710 994,6

Согласно закону Новосибирской области «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов», финансирование мероприятий кандидатов, политических объединений  осуществлялось только за счет средств создаваемых ими избирательных фондов. Все денежные средства, образующие избирательный фонд кандидата, избирательного объединения перечислялись на специальный избирательный счет, открываемый в филиале Сбербанка России с разрешения окружной избирательной комиссии, а для избирательного объединения – с разрешения избирательной комиссии Новосибирской области.

Предельная сумма расходов кандидата за счет средств его избирательного фонда устанавливалась в размере 3 млн. руб.; предельная сумма расходов избирательного объединения – 30 млн. руб.

В таблице 2.4.2 представлены основные источники формирования избирательных фондов для кандидатов и избирательных объединений.

Таблица 2.4.2

Основные источники формирования избирательных фондов для кандидатов и избирательных объединений в период подготовки и проведения муниципальных выборов 2005 года по Новосибирской области

Источник финансирования

Средства, поступившие на счета кандидатов

Средства, поступившие на счета избирательных объединений

Собственные средства

Не более 1,5 млн. руб.

Не более 15 млн. руб.

Средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением

Не более 1,5 млн. руб.

-

Добровольные пожертвования граждан

Не более 150 тыс. руб. от каждого

Не более 900 тыс.руб. от каждого

Добровольные пожертвования юридических лиц

Не более 450 тыс.руб. от каждого

Не более 3 млн. Руб. от каждого

Всего в избирательные фонды кандидатов поступило 42682252 руб., в избирательные фонды избирательных объединений поступило 26206880 руб.

Общие расходы денежных средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов и региональных объединений политических партий, участвующих в выборах, составили 68587932 руб. максимальных размеров достигли расходы:

- среди политических объединений – у партии «Единая Россия» - 12646044 руб.;

- среди кандидатов – 1999299,5 руб.

Избирательная комиссия Новосибирской области осуществляла постоянный контроль за соблюдением кандидатами и избирательными объединениями порядка и условий финансирования избирательной кампании, а также исполнения требований законодательства о перечислении в доход областного бюджета неправомерно внесенных в избирательные фонды кандидатов денежных средств.

Финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений представлены всеми кандидатами в утвержденной форме. Целевое назначение средств, установленное статьями закона области «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов», выдержано.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Результаты деятельности контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии НСО

Деятельность контрольно-ревизионной службы (далее – КРС) при избирательной комиссии Новосибирской области определяется Положением о контрольно-ревизионной службе при избирательной комиссии Новосибирской области, утвержденным решением избирательной комиссии Новосибирской области от 30.09.2005 года № 5/74.

Контрольно-ревизионная служба  состоит из 19 человек. В её состав входят члены  избирательной комиссии Новосибирской области с правом решающего голоса, работники аппарата, представители правоохранительных органов, налоговой службы, контрольно-счетной палаты Новосибирской области, территориального управления федеральной регистрационной службы по Новосибирской области, управления финансов и налоговой политики области, Росохранкультуры, средств массовой информации.

Основными задачами КРС являлись:

- организация проверок достоверности сведений о доходах и имуществе, представленных кандидатами, избирательными объединениями, сведения о неснятой и непогашенной судимости;

- контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов избирательных объединений;

- проверка финансовых отчетов избирательных объединений, кандидатов;

- контроль за целевым расходованием денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов из областного бюджета.

В период проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов 4 созыва для постоянной работы в КРС было сформировано 4 рабочих группы по следующим направлениям её деятельности:

- по контролю за поступлениями и расходами избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений,

- по контролю за предвыборной агитацией,

- по приему и организации проверки сведений об имуществе и доходах кандидатов,

- по контролю  за целевым расходованием бюджетных средств, выделенных нижестоящим избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов.

О результатах проверки подготовки и проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов в избирательной комиссии Новосибирской области доложил заместитель председателя избирательной комиссии Шалабаева Н.Н.

Проверка правильности и законности расходования денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов 11 декабря 2005 года по Новосибирской области, по предоставленным отчетам территориальными, окружными и участковыми избирательными комиссиями, проведена в соответствии с законом Новосибирской области «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов». Проверка осуществлялась членами контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии НСО.

Специалисты КРС сверили финансовые отчеты избирательных комиссий всех уровней с первичными финансовыми документами.

В ходе проверки установлено, что расходование денежных средств избирательными комиссиями проводилось в соответствии с установленными сметами расходов. Объемы затрат соответствуют сметным назначениям.

КРС не выявлено незаконного, неэффективного и нецелевого расходования средств областного бюджета, выделенных на проведение выборов  11 декабря 2005 года по Новосибирской области, а также нарушений и недостатков в их использовании  со стороны избирательных комиссий проверкой не установлено. 

Для проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, включенных в областные списки кандидатов о доходах и об имуществе, в т.ч.  сведений о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях, акциях или ином участии в коммерческих организациях, иных ценных бумагах, КРС по каждому областному списку (а их было 7) направляла в УМНС РФ по Новосибирской области и регистрационную службу запросы с приложением копий документов, представленных кандидатами.

Для проверки сведений о гражданстве, неснятой и непогашенной судимости, наличии транспортных средств – в ГУВД Новосибирской области.  По результатам проверок из этих органов в отношении 191 кандидата была получена информация о недостоверности сведений[5].

Сведения о доходах и имуществе за 2004 год кандидатов, входящих в зарегистрированные списки кандидатов, а также  выявленные факты недостоверности сведений, были опубликованы в газете «Советская Сибирь» и «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов».

Финансовый контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов избирательных объединений осуществлялся посредством постоянного контроля членами КРС за движением денежных средств на специальных  избирательных счетах избирательных объединений, получаемой с использованием программы «Клиент – Сбербанк».

Полученная информация использовалась также для контроля за соблюдением запретов на внесение пожертвований, условий и порядка внесения пожертвований, возвратом неправомерно зачисленных пожертвований.

Сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов избирательных объединений систематически публиковались в средствах массовой информации.

После дня голосования КРС проверяла финансовые отчеты избирательных объединений кандидатов о поступлении и расходовании денежных средств их избирательных фондов.  В результате проверки установлено, что в основном расходы на проведение избирательной кампании носят целевой характер и подтверждаются первичными финансовыми документами.

Каких-либо серьезных замечаний по оформлению отчетов  и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов избирательных объединений не выявлено[6].

Контрольно-ревизионной службой при избирательной комиссии Новосибирской области была проведена проверка итоговых финансовых отчетов кандидатов, представленных окружными избирательными комиссиями вместе со сведениями о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам..

При проверке финансовых отчетов окружных, территориальных, территориальных с правами окружных избирательных комиссий об использовании средств, выделенных комиссиями из областного бюджета на подготовку и проведение  выборов депутатов областного Совета депутатов четвертого созыва, каких-либо нарушений финансовой дисциплины, нецелевого использования выделенных средств не установлено.

Контрольно-ревизионная служба при избирательной комиссии области оказывала методическую помощь КРС при окружных, территориальных избирательных комиссий, а также работала в тесном контакте с правоохранительными, налоговыми, другими государственными органами.

Всего в период подготовки и проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов 4-го созыва, органов местного самоуправления НСО 11 декабря 2005 года поступило 136 жалоб и заявлений, из них 9 – не имеющих отношения к выборной кампании.

По уровню выборов жалобы и заявления распределились следующим образом:

- по выборам депутатов Новосибирского областного Совета депутатов – 104;

- по выборам органов местного самоуправления – 23.

Соотношение жалоб и заявлений, поступивших в период подготовки и проведения выборов 11 декабря 2005 года представлено на рис. 3.1.1

Рис. 3.1.1 Соотношение жалоб и заявлений, поступивших в период подготовки и проведения выборов 11 декабря 2005 года

Поступило из Центральной избирательной комиссии РФ  8 жалоб и заявлений, из Прокуратуры Новосибирской области – 14.

Для сравнения: при проведении выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов  в 2001 году в избирательную комиссию НСО поступило  185 жалоб и заявлений, т.е. на 43,84% меньше.

Выборы депутатов Новосибирского областного Совета депутатов

Из 104 жалоб и заявлений, поданных в избирательную комиссию Новосибирской области, они распределились следующим образом (рис. 3.1.2):

1. на нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации, злоупотребление служебным положением кандидатами, избирательными объединениями – 53;

2. на нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации средствами массовой информации – 23;

3. на действия окружных избирательных комиссий – 25;

4. на действия избирательной комиссии области – 3.

Рис. 3.1.2 Процентное распределение жалоб и заявлений, поданных в период подготовки и проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов 4-го созыва (номер категории жалоб и заявлений на диаграмме соответствует номеру в списке)

От заявителей  жалобы и заявления классифицируются следующим образом (рис. 3.1.3):

1. от политических партий и избирательных объединений – 46;

2. от кандидатов – 38;

3. от доверенных лиц и уполномоченных представителей – 12;

4. от граждан – 3;

5. от средств массовой информации – 3;

6. от администрации Советского района – 1;

7. от председателя ОИК № 36 по факту распространения ЛДПР агитационных плакатов с нарушением норм  выборного законодательства – 1.

Рис. 3.1.3 Процентное распределение источников жалоб и заявлений, поданных в период подготовки и проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов 4-го созыва  (номер категории жалоб и заявлений на диаграмме соответствует номеру в списке)

По одному и тому же факту жалобы одновременно были направлены в избирательную комиссию области, ЦИК РФ, Прокуратуру НСО, таких жалоб было 16 (от Гришановой (КПРФ), Стволова (учредитель газеты «Народный референдум», Тырышкина ( НРО ПП «Родина»)).

Из 104 жалоб необоснованными признаны  68, частично обоснованными – 17, обоснованными – 19 (рис. 1.3.4).

 Рис.1.3.4 Распределение результатов рассмотрения жалоб и заявлений

Выборы органов местного самоуправления

Всего по данному уровню выборов поступило 23 жалобы и заявления. Из них (рис. 1.3.5):

1.     на действия муниципальных избирательных комиссий – 16;

2.     на действия кандидатов – 6;

3.     на действия члена ИКМО с правом совещательного голоса – 1.

Рис. 1.3.5 Процентное распределение жалоб и заявлений, поданных в период подготовки и проведения выборов местного самоуправления (номер категории жалоб и заявлений на диаграмме соответствует номеру в списке)

Из общего количества  обращений, направленных в избирательную комиссию области, субъектами обращений являлись:

1.     политические партии, избирательные объединения – 1;

2.     кандидаты – 15;

3.     доверенные лица кандидатов – 5;

4.     граждане – 2.

Из общего числа жалоб и заявлений: обоснованными признано 6 жалоб, частично обоснованными – 3, необоснованными – 14 (рис. 1.3.6).

Рис. 1.3.6 Распределение результатов рассмотрения жалоб и заявлений[7]

Благодаря работе, проделанной специалистами областной избирательной комиссии, удалось повысить уровень правовой осведомленности всех участников избирательного процесса.

Избирательные комиссии при выявлении фактов нарушения избирательного законодательства в отношении виновных составляли протоколы об административных правонарушениях.

Всего было составлено 20 административных протоколов по фактам:

- нарушения порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов;

- проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ней запрещено федеральным законом;

- изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах;

- непредставление сведений о поступлении и расходовании средств  избирательного фонда кандидата;

- незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня для голосования за другого гражданина;

- сбор подписей избирателей в местах, запрещенных законом, т.е. на рабочих местах.

Привлечены к административной ответственности: сборщики подписей, редактор районной газеты, кандидаты в депутаты областного Совета депутатов, уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам, муниципальные служащие, член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Большая работа по рассмотрению жалоб и заявлений, поступавших в избирательную комиссию Новосибирской области, проводилась рабочей группой по информационным вопросам и иным вопросам информирования избирателей. На заседании рабочей группы было рассмотрено 92 жалобы, проведено 21 заседание.

3.2 Проблемы финансирования и оптимизация финансирования избирательной комиссии Новосибирской области

По итогам проведенного анализа с использованием материалов администрации Новосибирской области можно отметить, что работа избирательной комиссии НСО отлажена и хорошо поставлена. В избирательной комиссии работают высокопрофессиональные специалисты в области финансов, управления, организации деятельности государственных учреждений, аналитики и других областей. Однако определенные проблемы представляет уровень подготовки привлекаемых работников: руководителей и членов участковых и территориальных избирательных комиссий. Так, в ходе проведения выборов один член участковой избирательной комиссии – участка № 157 Венгеровского района Ульянова А.В. – была привлечена к административной ответственности по ст. 5.22 КоАП РФ за выдачу гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за другое лицо[8]. Для помощи в работе этим категориям участников избирательного процесса специалисты областной избирательной комиссии разработали серию методических рекомендаций по подготовке и проведению выборов, а также инструкции и памятки.

Определенную проблему в работе избирательной комиссии представляют действия недобросовестных участников выборов, пытающихся привлечь внимание любым способом, в том числе нарушением законодательства о выборах, а также попытками помешать работе самой комиссии. Однако за годы работы специалисты областной избирательной комиссии отработали механизм решения и таких проблем. Так, в комиссии создана рабочая группа по информационным вопросам и вопросам информирования населения, а также контрольно-ревизионная служба. Эти органы областной избирательной комиссии проводят проверку законности действий участников выборной процесса, а также разъяснительную работу.

Расходы избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, осуществлялись за счет средств областного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов в бюджете 2005 года. 

Законом области на 2005 год на подготовку и проведение выборов на территории Новосибирской области, включая расходы на содержание всех избирательных комиссий были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 51096 тыс. руб. Финансирование на выборы депутатов Новосибирского областного Совета депутатов осуществлено своевременно, в соответствии с законодательством и в полном объеме.

Финансирование проводилось в соответствии с бюджетным кодексом РФ с разбивкой по кодам бюджетной экономической классификации по статьям и подстатьям экономической классификации расходов.

Все избирательные комиссии руководствовались в своей финансовой деятельности инструкциями, разработанными избирательной комиссией Новосибирской области и Сберегательным банком Российской федерации, решениями избирательной комиссии Новосибирской области.

Профинансированы 2014 участковых избирательных комиссий, 46 территориальных, в том числе 31 с правом окружной и 18 окружных избирательных комиссий. Финансирование комиссий всех уровней осуществлялось после утверждения смет расходов. Денежные средства перечислялись на счета, открываемые комиссиями в учреждениях Центрального банка РФ по Новосибирской области, а в случае их отсутствия – в филиале Сберегательного банка РФ.

Основные расходы составили:

Финансирование нижестоящих избирательных комиссий

31769620 руб.

В том числе:

- окружных избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий, территориальных с правами окружных избирательных комиссий

7007410,3 руб.

- участковых избирательных комиссий

24762209,7 руб.

Согласно закону Новосибирской области «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов» финансирование мероприятий кандидатов, политических объединений осуществлялось только за счет средств создаваемых ими избирательных фондов.

Специалисты КРС сверили финансовые отчеты избирательных комиссий всех уровней с первичными финансовыми документами.  В ходе проверки установлено, что расходование денежных средств избирательными комиссиями проводилось в соответствии с установленными сметами расходов. Объемы затрат соответствуют сметным назначениям. КРС не выявлено незаконного, неэффективного и нецелевого расходования средств областного бюджета, выделенных на проведение выборов  11 декабря 2005 года по Новосибирской области, а также нарушений и недостатков в их использовании  со стороны избирательных комиссий проверкой не установлено. 

Таким образом, по результатам проведенных проверок установлено, что проблем финансирования избирательных комиссий Новосибирской области, в том числе и областной избирательной комиссии не существует. Финансирование планируется задолго до выборов, при формировании бюджета на будущий год (год проведения выборов).

Все расходы разбиваются по статьям и подстатьям, в результате чего средства распределяются наиболее оптимально с учетом всех, даже самых мелких, расходов. Избирательные комиссии всех уровней формируются с учетом числа избирателей на территории участка.  Кроме того, учитывается наличие или отсутствие труднодоступных местностей на территории конкретного участка. Таким образом, финансирование производится не только с учетом численности обслуживаемого населения, но и с учетом транспортных расходов.

В период проведения выборов 11 декабря 2005 года по Новосибирской области финансирование транспортных расходов было осуществлено своевременно и в полном объеме. Члены избирательных комиссий посетили все труднодоступные местности Новосибирской области, где постоянно или временно проживают избиратели.

Финансирование производится строго в определенные сроки без опозданий в полном объеме. Денежные средства зачисляются на счет участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий на счета в ближайших филиалах и представительствах банка. Расчеты производятся как наличным, так и безналичным способом в зависимости от назначения платежа и получателя. Так, оплата труда членов избирательной комиссии производится путем выдачи наличных денег, а, к примеру, оплата покупки канцелярских товаров производится путем безналичных расчетов.

Избирательные комиссии всех уровней направляют в областную избирательную комиссию финансовые отчеты о расходовании денежных средств в установленных сроки, без опозданий.

Проверкой, проведенной КРС установлено, что все денежные средства избирательными комиссиями расходуются строго по утвержденным сметам и только в соответствии с их целевым назначением.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1.                Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СПС Гарант.

2.                Закон Новосибирской области от 27 октября 2003 г. N 147-ОЗ "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" // СПС Гарант.

3.                Закон Новосибирской области от 6 сентября 2002 г. N 44-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области" // СПС Гарант.

4.                Закон Новосибирской области от 14 июля 2003 г. N 120-ОЗ "О выборах главы администрации Новосибирской области " (утратил силу) // СПС Гарант.

5.                Решение избирательной комиссии Новосибирской области от 14 октября 2005 г. № 9/99.

6.                Решение избирательной комиссии Новосибирской области от 26 октября 2005 г. № 13/127.

7.                Решение избирательной комиссии Новосибирской области от 26 октября 2005 г. № 13/126.

Учебно-методическая литература:

1.                Ахлюстин В.А. Избирательный процесс в Российской Федерации (проблемы теории, правового регулирования и правоприменения): Автореф. Дисс.: канд. Юр.наук. СПб., 2002 г.

2.                Баранчиков В.А. Муниципальное право. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2000 г.

3.                Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика.//Журнал российского права. № 8, август, 2001 г.

4.                Князев С.Д.Правовой режим назначения выборов: состояние и перспективы развития. // Право и  политика. 2002 . № 3

5.                Попова Ю. Избирательные права граждан // "эж-ЮРИСТ", N 1, январь 2005 г.

6.                Панкратов В. Основы избирательного права и Основной закон страны (опыт сдержанной критики Конституции Российской Федерации) // "Российская юстиция", N 12, декабрь 2003 г.

7.                Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ (сравнительный анализ российского и зарубежного опыта) // "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2004 г.

8.                Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2004 г.

9.                Материалы с сайта избирательной комиссии Новосибирской области http://www.novosibirsk.izbirkom.ru/way/934078.html


[1] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СПС Гарант. – ст.26

[2] Здесь и далее на диаграммах значения долей округлены до десятых

[3] Решение избирательной комиссии Новосибирской области от 14 октября 2005 г. № 9/99

[4] Решение избирательной комиссии Новосибирской области от 26 октября 2005 г. № 13/127

[5] Материалы с сайта избирательной комиссии Новосибирской области http://www.novosibirsk.izbirkom.ru/way/934078.html

[6] Материалы с сайта избирательной комиссии Новосибирской области http://www.novosibirsk.izbirkom.ru/way/934078.html

[7] Значения долей округлены до десятых

[8] Материалы с сайта избирательной комиссии Новосибирской области http://www.novosibirsk.izbirkom.ru/way/934078.html