Содержание

Введение. 3

1. Сущность, понятие бюджетной линии. 4

2. Факторы, влияющие на смещение бюджетной линии. 6

3. Оптимальная комбинация потребностей для построения бюджетной линии  7

4. Бюджетное ограничение потребителя. 8

Задача 1. 11

Задача 7. 12

Задача 10. 12

Задача 20. 13

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителей, так как на индивидуальный выбор влияет покупательная способность потребителей, зависящая в свою очередь от бюджета потребителя и уровня цен. Черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке, называется бюджетной линией. Она строится путем попеременного отложения на осях графика максимального количества товара, которое можно приобрести при условии полного расхода бюджета.

Удовлетворение любых потребностей всегда ограничено возможностями, поэтому, чтобы найти наилучший вариант потребительского выбора, следует наложить на карту безразличия бюджетную линию. При этом найденное оптимальное решение будет означать равновесие потребителя на рынке.

Две линии, соприкасающиеся в одной точке, всегда имеют одинаковый наклон. При этом наклон кривой безразличия определяется нормой замещения, а наклон бюджетной линии — соотношением цен товаров входящих в набор.

На смещение бюджетной линии оказывают влияние три фактора.

Рост или снижение бюджетных ограничений по­требителя представляют собой изменения, ко­торые обычно называют номинальным и реаль­ным уровнем дохода, определяющего благосо­стояние людей. Так, номинальный доход — это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к теку­щим ценам товаров и услуг.

Целью данной работы является рассмотрение сущности бюджетной линии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     сущность, понятие бюджетной линии;

2.     факторы, влияющие на смещение бюджетной линии;

3.     оптимальная комбинация потребностей для построения бюджетной линии;

4.     бюджетное ограничение потребителя.

1. Сущность, понятие бюджетной линии

Бюджетная линия - черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке.

Она строится путем попеременного отложения на осях графика максимального количества товара, которое можно приобрести при условии полного расхода бюджета.

Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия и потому обладающий относительно большей полезностью. Но «покупательные» возможности потребителя ограничены, поэтому не всякий товарный набор ему доступен. Для анализа возможностей потребителя в экономической теории используется бюджетная линия.[1]

Для построения бюджетной линии примем очень важное предположение - отдельный потребитель не может повлиять на цену какого-либо товара, сколь значительно бы этот потребитель не изменял свой объем потребления данного товара (иными словами, на рынке существует совершенная конкуренция на стороне спроса). Таким образом, цены товаров выступают для потребителя как некие внешние, заданные рынком величины.

Далее мы можем построить бюджетную линию:

Рисунок 1. Бюджетная линия

Координаты точек А и В (точки пересечения бюджетной линии с осями координат) характеризуют максимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель, истратив весь свой доход только на товар Х или только на товар Y. Любой другой находящийся на бюджетной линии набор товаров С = (xc, yc) имеет для потребителя точно такую же стоимость М, что и наборы А = (0, М/РY) и В = (М/РX, 0). Т.е., бюджетная линия - это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход М при данных ценах товаров РX и РY.

Как видно из рисунка 1, бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Такое свойство бюджетной линии объясняется тем, что наборы товаров, находящиеся на бюджетной линии, имеют одинаковую стоимость, увеличение объема закупок одного товара возможно лишь за счет сокращения потребления другого товара.

Таким образом, бюджетная линия определяет возможный набор (сочетание) благ доступных для конкретного потребителя.

Бюджетная линия – это линия возможностей потребления для данного потребителя.

Цена товара X повышается. Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 ≈ Х3, эффект дохода ≈Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода ≈ переходом с одной кривой на другую.

Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен ≈ чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Таким образом, бюджетная линия потребителя сдвинется влево.

Линию бюджетного ограничения можно сравнить с известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если Денис предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одной книги будут равны двум беляшам. Осталось теперь решить, какой же потребительский набор выберет Денис, опираясь на определенные выше принципы потребительского поведения

2. Факторы, влияющие на смещение бюджетной линии

Выделяют три фактора, влияющих на смещение бюджетной линии:[2]

1.     изменение дохода потребителя:

Предположим, доход потребителя сократится. Понятно, что в таких условиях (и при неизменных ценах) потребитель может приобрести меньшее количество товаров, следовательно, что бюджетная линия изменится, а именно сместится влево, вниз по сравнению с исходной бюджетной линией потребителя до снижения доходов.

Рост денежного дохода позволит потребителю увеличить количество покупаемых товаров. Бюджетная линия сместится вправо и вверх.

2.     изменение цен на товары и услуги также влияет на положение бюджетной линии:

Если цены на товары возрастут, бюджетная линия переместится вниз и влево. Снижение цен на товары равнозначно увеличению дохода, поэтому бюджетная линия переместится вправо и вверх.

3.     следует обратить внимание и на то, что цены на товары могут меняться по отношению друг к другу.

Так, если цена товара Х повысится, а цена товара У останется прежней, потребитель сможет купить товар Х в меньшем количестве, а потребление товара У сохранится на том же уровне.

3. Оптимальная комбинация потребностей для построения бюджетной линии

Удовлетворение любых потребностей всегда ограничено возможностями, поэтому, чтобы найти наилучший вариант потребительского выбора, следует наложить на карту безразличия бюджетную линию. При этом найденное оптимальное решение будет означать равновесие потребителя на рынке. Оптимальная комбинация должна:

-                   находиться на бюджетной линии, так как слева находится область недоиспользования бюджета, а справа — недостаточности;

-                   находиться на кривой безразличия как можно дальше от начала координат, обеспечивая тем самым максимизацию пользы.

Две линии, соприкасающиеся в одной точке, всегда имеют одинаковый наклон. При этом наклон кривой безразличия определяется нормой замещения, а наклон бюджетной линии — соотношением цен товаров входящих в набор.[3]

При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.

По существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора. В модели поведения потребителя были сформулированы важнейшие принципы этого выбора. В частности, это отражается на понятии бюджетной линии (бюджетного ограничения) и потребительского набора.

4. Бюджетное ограничение потребителя

Теория потребительского поведения логично и закономерно рассматривает, прежде всего, категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.[4]

В любой данный момент времени личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную денежную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т.д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. В данном случае на индивидуальном уровне каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах. На основании этих данных строится бюджетная линия.[5]

Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах, цену. Потребительские цены, как и денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом покупателя.

Рост или снижение бюджетных ограничений по­требителя представляют собой изменения, ко­торые обычно называют номинальным и реаль­ным уровнем дохода, определяющего благосо­стояние людей. Так, номинальный доход — это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к теку­щим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостоя­ния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограни­чения покупателей.

Реальный доход — это сумма денег, измеренная с учетом те­кущих цен и количества товаров, которые можно на них приоб­рести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в ос­новном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номиналь­ном доходе и снижающихся ценах. Покупатели их ощущают в виде реальных возможностей и ограничений личного бюджета. Чаще всего это происходит в виде частичного изменения цен на отдельные товары или товарные группы. Так, рост даже отдель­ных цен усиливает бюджетные ограничения, снижает возможно­сти покупок и уровень благосостояния. И наоборот, любое даже частичное снижение цен отдельных товаров снимает ограниче­ния личного бюджета потребителя, увеличивает возможности бла­госостояния.

Ограниченность личного бюджета и стремление более рацио­нально его распределить при различных и подвижных ценах вы­нуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потреби­тель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соот­ветствуют его представлениям о полезности покупок, соизмерен­ных с возможностями личного бюджета. Полезность товара — это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляе­мый покупателем с уплаченными за него деньгами. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности покупаемых товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности.

Если покупатель убежден, что полезность товара соразмерна с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наиболь­шее удовлетворение. Поскольку будет возрастать и суммарный объем этой полезности, то покупатель, возможно, продолжит закупки этого товара.

Задача 1

Функции спроса и предложения на рюкзаки в месяц следующие:

Qd = 600 – 2 P

Qs = 300 + 4 P

1.     каковы равновесная цена и равновесный объем продаж?

2.     предположим, что установлен потолок цены рюкзака 10 руб. какая ситуация будет на рынке? Подсчитайте сумму дефицита или излишка.

Решение

1. найдем РЕ  (равновесная цена товаров)

600 – 2 Р = 300 + 4 Р

600-300 = 6 Р

50 = Р,

РЕ  = 50 руб.

Qd = 600 – 2*50 = 500

Qs = 300 + 4*50 = 500

Т.к. Qs = Qd, то на рынке не возникает ни дефицита, ни излишков товаров. Следовательно, равновесная цена = 50, равновесный спрос = 500.

2. если установлен потолок цены рюкзака, равный 10 руб., то тогда:

Qd = 600 – 2*10 = 580

Qs = 300 + 4*10 = 340.

Так как Qs  меньше Qd, то на рынке возникает дефицит товаров в размере 240 руб. (580 – 340)

Задача 7

На рисунке дана изокоста.

К

 

400

                                     8000 $               

800                                                                  L

1.         найти PL и Pk в час (где PL – цена L в час, Pk – цена К в час);

2.         как изменится положение изокосты, если PL останется прежним, а Pk будет равна 40 $.

Решение

1. Найдем PL и Pk:

PL + Pk = 8000

800 Р + 400 Р = 8000

Р = 6,66

L = 800*6,66 = 5280

k = 400*6,66 = 2672

3.         2. если если PL останется прежним, а Pk будет равна 40 $, то по оси Х останется прежним, а по оси  У поднимется выше.

Задача 10

Предположим, консультант определил, что объем выпуска за час труда на фабрике, производящей электрические лампочки, равен 50 лампочкам в час в этом месяце.

1. Если затраты на труд составят 5 $ в час, определите средние переменные издержки производства, допуская, что труд является единственным переменным фактором производства.

2. Если постоянные издержки 5000 $ в месяц, а объем выпуска 10 000 лампочек в месяц, определите общие средние издержки производства.

Решение

1.  средние переменные издержки равны:

AVC = FC / Q

AVC = 5 / 50 = 0,1 $

2. средние общие издержки равны:

AC = TC / Q

AC = 5000 / 10000 = 0,5 $.

Задача 20

В таблице указаны данные, с которыми сталкивается фирма – олигополист. Ее предельные издержки (МС) постоянны и равны 3 $.

Таблица 1 – Исходные данные

Цена единицы изделия (Р) в долларах

Кол-во спрашиваемой продукции (Q)

10

0

9

3

8

6

7

9

6

12

5

13

4

14

1.           каковы цена и объем производства, максимизирующие прибыль фирмы?

2.            до какого уровня должны были б возрасти издержки производства фирмы – олигополиста, прежде чем он повысил цену?

Решение

Для решения построим таблицу 2,  которой отражены данные о прибыли, предельных издержках, цены продукции и объема продукции фирмы.

Таблица 2 – Данные о прибыли и издержках фирмы

Q

P

MC

Pr (прибыль)

0

10

3

-3

3

9

3

24

6

8

3

45

9

7

3

60

12

6

3

69

13

5

3

62

14

4

3

53

1. Судя по полученным результатам, цена и объем производства, максимизирующие прибыль организации, равны 12 (Q) и 6 $ (P) соответственно.

2. Фирме следует повысить цену на уровне 13 (Q) и 5 $ (P), т.к. прибыль начинает уменьшаться.

Заключение

Бюджетная линия - черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке.

Удовлетворение любых потребностей всегда ограничено возможностями, поэтому, чтобы найти наилучший вариант потребительского выбора, следует наложить на карту безразличия бюджетную линию. При этом найденное оптимальное решение будет означать равновесие потребителя на рынке.

Две линии, соприкасающиеся в одной точке, всегда имеют одинаковый наклон. При этом наклон кривой безразличия определяется нормой замещения, а наклон бюджетной линии — соотношением цен товаров входящих в набор.

На смещение бюджетной линии оказывают влияние три фактора.

Рост или снижение бюджетных ограничений по­требителя представляют собой изменения, ко­торые обычно называют номинальным и реаль­ным уровнем дохода, определяющего благосо­стояние людей. Так, номинальный доход — это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к теку­щим ценам товаров и услуг.

В процессе выполнения была достигнута цель данной работы - рассмотрение сущности бюджетной линии.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1.     сущность, понятие бюджетной линии;

2.     факторы, влияющие на смещение бюджетной линии;

3.     оптимальная комбинация потребностей для построения бюджетной линии;

4.     бюджетное ограничение потребителя.

Список литературы

1.      Борисов В.Ф. Хрестоматия по экономической теории. / Борисов В.Ф. – М.: Юристъ, 2000.

2.      Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика. – М.: Юрайт, 2002.

3.      Салов А.И. Экономика. – М.: Юрайт-издат, 2004.

4.      Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2005.

5.      Экономическая теория: Учебник для студ. вузов. / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д.Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2006.


[1] Борисов В.Ф. Хрестоматия по экономической теории. / Борисов В.Ф. – М.: Юристъ, 2000.

[2] Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика. – М.: Юрайт, 2002.

[3] Салов А.И. Экономика. – М.: Юрайт-издат, 2004.

[4] Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2005.

[5] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов. / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д.Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2006.