Содержание

Введение. 3

Резюме. 5

1. Общая характеристика предприятия. 7

2. Анализ финансового и экономического положения предприятия. 11

3. Мероприятия  финансового оздоровления и  сроки их  осуществления. 14

4. Маркетинг. 21

5. Реструктуризация предприятия. 22

6. Продажа части  имущества. 25

7. План производства и реализации продукции. 26

8. Финансовый план и график  ликвидации  кредиторской  задолженности. 27

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Введение

Внешнее управление - одна из реорганизационных процедур, которая состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника. Эта мера применяется в том случае, если есть основания полагать, что платежеспособность предприятия может быть восстановлена, и для этого необходимо реализовать часть имущества и осуществить некоторые другие меры организационного и экономического характера.

Внешнее управление вводится арбитражным судом по ходатайству самого должника, собственника или кредитора. В заявлении должна быть обоснована целесообразность применения этой процедуры, а также должна быть указана кандидатура на должность арбитражного управляющего, которая должна удовлетворять требованиям, указанным в законе.

Внешний управляющий приобретает все полномочия руководителя предприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое составляет и утверждает план проведения внешнего управления. Этот план подлежит доведению до сведения арбитражного суда. При необходимости общее собрание кредиторов может вносить коррективы в план, которые после утверждения их арбитражным судом  принимаются к исполнению управляющим.

 Внешнее управление вводится на 18 месяцев. На все это время вводится отсрочка удовлетворения требований кредиторов (мораторий). Мораторий распространяется на долги предприятия, возникшие до введения внешнего управления.

Управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления. При этом различаются две ситуации:

1. Цель внешнего управления достигнута, то есть платежеспособность предприятия восстановлена. В этом случае арбитражный суд выносит определение о завершении внешнего управлении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

2. Достижение цели внешнего управления невозможно. Суд выносит определение о завершении внешнего управления, признании предприятия банкротом и возбуждении конкурсного процесса.

Осуществление процедуры внешнего управления возлагается на внешнего управляющего, кандидатура которого предлагается арбитражному суду собранием кредиторов. Им может оказаться и временный управляющий, который был назначен арбитражным судом на период наблюдения. Руководитель организации-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Полномочия всех органов юридического лица переходят к внешнему управляющему, в том числе и полномочия по распоряжению имуществом должника. Однако крупные сделки - сделки с недвижимостью и сделки с иным имуществом, стоимость которого превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника, - внешний управляющий сможет заключить только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не будет предусмотрено планом внешнего управления.

Целью данной работы является разработка плана внешнего управления на федеральном государственном унитарном предприятии «Конструкторское бюро машиностроения».

Объект исследования – ГУП «Конструкторское бюро машиностроения».

В работе поставлены следующие задачи:

1. Анализ финансового и экономического положения предприятия

2. Мероприятия  финансового оздоровления и  сроки их  осуществления

3. Маркетинг

4. Реструктуризация предприятия

5. Продажа части  имущества

6. План производства и реализации продукции

7. Финансовый план и график  ликвидации  кредиторской  задолженности.

Резюме

Рассмотрим процедуру внешнего управления на ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения».

23 июня 2002 года в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением обратился руководитель должника – генеральный директор ОАО «ПСРМЗ». В заявлении должника о признании банкротом было указано, что на 01.06.2002 года общая сумма денежных обязательств ОАО «ПСРМЗ» составила 33306 тыс. руб. без учета неустойки и штрафов. Из них 20965 тыс. руб. – сумма задолженности (без пени и штрафов) по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Дебиторская задолженность ОАО на 01.06.2002 г. составляет 20.506.270 руб. 55 коп. Остаточная стоимость имущества с учетом переоценки на 01.06.98 г. составляет 31600 тыс. руб. Основным дебитором ОАО «ПСРМЗ» на протяжении четырех лет является ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения». На дату написания заявления, задолженность ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» составила 8.034.099 руб. 68 коп. без учета санкций, предусмотренных договорами. Однако возмещение этой задолженности представляется проблематичным, поскольку ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» находится в критическом положении. 12.05.2002 г. на основании постановления Государственной налоговой инспекции по Новосибирской области возбуждено исполнительное производство о взыскании 29.806.881 руб. 26 коп. В ходе дополнительных действий 21.05.2002 г. представителями налоговой полиции составлен акт описи и административного ареста имущества завода на сумму 4.077.301 руб.

В июне 2002 г. судебные приставы-исполнители приступили к распродаже имущества, в частности, 19.06.2002 г. реализован рефрижераторный вагон стоимостью 36.351 руб. В связи с чем может возникнуть ситуация, при которой стоимости имущества завода будет недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, поскольку распродажа ликвидного имущества завода состоится ранее, чем будет взыскана вся дебиторская задолженность.

В силу изложенного, руководствуясь статьей 8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», учитывая то, что удовлетворение требований ГНИ приведет к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами, а также к невозможности погашения 3.361 тыс. руб. – задолженности предприятия перед работниками по выплате заработной платы и выходных пособий. 29 июня 2002 года судьей арбитражного суда области было рассмотрено исковое заявление ОАО «ПСРМЗ», приложенные к нему документы и признано их достаточными для принятия искового заявления, возбуждено производство по делу, назначено дело к разрешению в заседании арбитражного суда, введено наблюдение и должность временного управляющего имуществом должника.

Введение наблюдения означает введение ограничений для должника по распоряжению его имуществом. Введение наблюдения не влечет за собой отстранения руководства должника от управления. В течение периода наблюдения руководитель и временный управляющий действуют одновременно, при этом их функции строго разграничены, ибо временный управляющий не обладает полномочиями руководителя. Руководитель должника может быть отстранен арбитражным судом от осуществления своих полномочий, если он не принимает необходимых мер, направленных на обеспечение сохранности имущества должника, или препятствует временному управляющему осуществлять его функции, или нарушает требования, установленные законодательством Российской Федерации.[1]

1. Общая характеристика предприятия

ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» является правопреемником проектного государственного института, который 75 лет занимается вопросами комплексного проектирования предприятий, в основном, в регионах Сибири, Дальнего Востока, Якутии.

В последнее время ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» занимается:

-                   вопросами реконструкции и технического перевооружения предприятий других регионов Сибири на основе внедрения новых передовых технологий и оборудования, внедрения новых материалов как зарубежного так и отечественного производства;

-                   проектирует производства, связанные с изготовлением взрывчатых веществ, подготовкой  заводского производства на предприятиях-потребителях, а так же складов и пунктов  погрузки и разгрузки взрывчатых материалов;

-                   разрабатывает проекты по закрытию и ликвидации неперспективных и убыточных предприятий машиностроительной отрасли;

-                   ведет обследования зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации длительное время, и разрабатывает  проекты по их реконструкции и  усилению;

-                   разрабатывает бизнес-планы и проекты инвестиций на все виды указанных проектных услуг.

На все это у института имеются соответствующие лицензии, выданные органами Госстроя  и Госгортехнадзора России. 

Наряду с отделами горного профиля в институте функционируют ряд специализированных  отделов:

-                   отдел экономики, инвестиций и смет, выполняющий обоснования инвестиций в строительство и реконструкцию объектов угольной и других отраслей, а также расчеты бизнес-планов;

-                   группа экологических обоснований проектов и защиты окружающей среды от техногенных загрязнений предприятиями  угольной и других отраслей промышленности;

-                   отдел по проектированию промышленного и гражданского строительства, который проектирует промышленные и гражданские здания, объекты социальной сферы с архитектурным оформлением интерьеров и фасадов зданий, ведет обследование зданий и сооружений, находящихся в длительной эксплуатации, и выполняет проекты по их реконструкции и их усилению.

Институт обладает богатейшим архивом проектной документации с геологическими и геодезическими данными по большинству шахт, разрезов, обогатительных фабрик Кузбасса, КАТЭКа, Якутии  и Дальнего  Востока, что позволяет на этой базе выполнять средне- и дальнесрочные прогнозы развития угольной отрасли, вести научно-исследовательские работы, а также использовать их в практической работе многим угольным предприятиям и институтам.

Проектная документация выполняется с использованием новейшей вычислительной и множительной техники и программного обеспечения.

Производственная структура ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» в соответствии со штатным расписанием следующая:

-                   Руководство и аппарат при руководстве;

-                   Юридический отдел;

-                   Отдел кадров;

-                   Спецчасть;

-                   Бухгалтерия;

-                  Бюро ГИПов;

-                  Комплексный Технологический Отдел;

-                  Отдел промышленно-гражданского строительства;

-                  Отдел экономики, инвестиций и смет;

-                  Отдел инженерного обеспечения и охраны природы;

-                  Технический отдел и архив;

-                  Отдел автоматизации проектирования и выпуска проектов;

-                  Эксплуатационно-технический отдел;

-                  Гараж.

На предприятии в соответствии с организационной структурой управления ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» существует линейная структура управления.

ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» занимает одну из лидирующих позиций в области проектирования угольных предприятий. Нов последние годы предприятие столкнулось со многими финансовыми проблемами. Это показывает анализ общеэкономических показателей ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения», который приведен ниже (Таблица 1).

Таблица 1

Кадровые и экономические показатели деятельности ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения»[2]

п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Динамика по годам

2001

2002

2003

1.

Общеэкономические показатели

Объем производства

млн.р.

48

34

17

2.

Величина основных фондов

млн.р.

17

16

14

3.

Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения

%

-

-

-

4.

Производительность труда

млн.р.

0,0205

0,0145

0,0072

5.

Прибыль

млн.р.

-0,3

-2,4

-4,0

6.

Удельный вес фонда потребления в прибыли

%

Продолжение табл. 1

7.

Кадровые показатели

Численность персонала, всего

в том числе по категориям:

рабочие

руководители

специалисты

прочие служащие

чел.

160

137

136

чел.

26

24

28

чел.

чел.

чел.

6

120

8

7

92

14

8

91

9

12.

Текучесть кадров

чел.

39

54

38

13.

Образовательный состав персонала:

- неполное среднее

- общее среднее

- среднеспециальное

-                      незаконченное высшее

-                      высшее

чел.

12

19

26

1

102

10

16

18

1

92

7

18

18

1

92

14.

Возрастной состав персонала:

- до 18 лет

- 18-25 лет

- 26-36 лет

- 37-50 лет

- свыше 50 лет

чел.

-

9

11

56

84

-

4

10

46

77

-

8

14

42

71

15.

Средний возраст работающих

лет

50

50

50

16.

Структура персонала по полу:

-женщин

- мужчин

%

56,8

43,2

57,6

42,4

63,9

36,1

17.

Распределение ППП по стажу:

- до 1 года

- 1-3 года

- 3-5 лет

- 5-10 лет

-                      более 10 лет

чел.

37

18

6

9

90

29

14

3

4

87

38

19

3

4

72

18.

Квалификационный состав персонала (по тарифным разрядам)

чел.

19.

Уровень  профессиональной подготовки:

рабочие:

- до 1 год

- 1-2 года

- более 2 лет

руководители, специалисты, прочие служащие:

- высшее образование

- среднее специальное

- практики

%

-

-

16,25

63,7

16,25

3,8

-

-

17,5

67

13

2,5

-

-

19,2

67,6

13,2

-

Продолжение табл. 1

1.

Показатели, характеризующие мотивацию  трудовой деятельности

Фонд заработной платы ППП

тыс.руб.

9753

7809

3044

2.

Средняя заработная плата на одного работника ППП

тыс.руб.

5,7

4

1,5

3.

Затраты на обучение персонала, повышение квалификации

тыс.руб.

-

-

-

4.

Затраты на осуществление льгот для персонала

тыс.руб.

-

-

-

5.

Количество прогулов на одного работника

час.

-

-

32

Как видно из приведенных показателей предприятие находится в убыточном положении. Прибыль снижается ежегодно: 2001 год - -0,3 млн. руб.; 2002 год - -2,4 млн. руб.; 2003 год – -4,0 млн. руб.

Так же снижается и объем производства: 2001 год - 48 млн. руб.; 2002 год – 34  млн. руб.; 2003 год – 17 млн. руб.

2. Анализ финансового и экономического положения предприятия

Проведение анализа финансового состояния должника является одной из основных обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. В процессе наблюдения временный управляющий имеет возможность тщательно рассмотреть финансовое состояние должника, чтобы представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, и возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, перспективы восстановления платежеспособности в случае введения внешнего управления, анализ финансовой, хозяйственной деятельности должника, его положение на рынке.[3]

Для точной и полной характеристики финансового состояния предприятия и тенденций его изменения достаточно рассчитать небольшое количество финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

Для проведения анализа финансового состояния ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» в период наблюдения рассчитываются и анализируются следующие коэффициенты:

-       Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) или коэффициент покрытия. Нормальное ограничение Ктл ³2.

-       Коэффициент обеспеченности собственными средствами. Нормальное ограничение Ко³1.

-       Коэффициент восстановления платежеспособности предприятия. Нормальное ограничение Квп³1.

-       Коэффициент автономии. Нормальное ограничение Кав³0,5.

-       Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Нормальное ограничение Кз/с£1.

-       Общий коэффициент оборачиваемости.

-       Общий коэффициент оборота, в днях.

-       Общая рентабельность предприятия.

-       Коэффициент рентабельности основных фондов.[4]

Коэффициент текущей ликвидности (Кл) характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами необходимыми для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств составил: Кл на 01.01.2002 г. – 0,74; Кл на 01.10.2002 г. – 0,67, при нормативе 2,0.

                          

Таблица 2

Коэффициент ликвидности предприятия

Наименование показателя

Нормативное значение

На начало года

На конец года

Изменение

1

Общий коэффициент ликвидности

≥ 1,0

0,724

0,446

-0,278

2

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2 ÷ 0,7

0,461

0,555

0,093

3

Коэффициент критической ликвидности

≥ 1,0

0,330

0,134

-0,196

4

Коэффициент текущей ликвидности

2,0

0,74

0,67

-0,07

5

Коэффициент мобильной ликвидности

0,5 ÷ 0,7

1,209

0,923

-0,285

6

Коэффициент маневренности функционирующего капитала

-

0,342

0,334

0,006

7

Доля оборотных средств в активах

-

0,156

0,113

-0,043

8

Доля краткосрочных обязательств в капитале

-

0,037

0,034

-0,003

Предприятие не обеспечено собственными оборотными средствами необходимыми для его финансовой деятельности, при норме 0,1 по расчетам он составил –0,15. Несмотря на то, что предприятие по балансу имеет основные фонды и добавочный капитал, их балансовая стоимость отражает переоценку, а не рыночную стоимость основных фондов. Наблюдается тенденция к снижению данного коэффициента за исследуемый период, что связано с уменьшением стоимости основных фондов за счет списания и износа (на 1.469 тыс. руб. по сравнению с данными на 01.01.2002 г.), ростом дебиторской задолженности на 5.834 тыс. руб. Основными дебиторами являются ОАО «УТРФ» 6772 тыс. руб., «Астера» 2540 тыс. руб., в/ч 3843 тыс. руб., «Нвосибирскэнерго» 1363 тыс. руб., ООО «Саянстрой» 1930 тыс. руб. Реальной возможности восстановить свою платежеспособность предприятия не имеют, расчетный коэффициент восстановления платежеспособности ниже нормативного и составляет 0,3, при норме 1,0.

Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества возрос с 0,3338 до 0,3853. Отрицательными показателями финансовой деятельности предприятия является увеличение срока погашения дебиторской задолженности с 142 до 378 дней, а также снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности с 0,9834 до 0,3360, что свидетельствует об увеличении объема предоставляемых кредитов и отсутствии собственных оборотных средств.

В результате хозяйственной деятельности предприятие сработало нерентабельно, получены убытки в сумме –13952 тыс. руб.

Кредиторская задолженность с начала года превышает дебиторскую задолженность в сумме 31376 тыс. руб., общая краткосрочная кредиторская задолженность составляет 58849 тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости краткосрочной кредиторской задолженности снизился с 0,9834 до 0,3360, что говорит об увеличении срока возврата долгов (с 278 до 815 дней). Основной удельный вес в кредиторской задолженности занимают: задолженность по социальному страхованию 43,6% (в абсолютном выражении 25680 тыс. руб.) и статья «задолженность перед бюджетом» 25,8% (15190 тыс. руб.), задолженность по оплате труда возросла на 1879 тыс. руб. (с 3186 тыс. руб. до 5065 тыс. руб.). Основными кредиторами являются: ОАО «СибТрансСервис» 1093 тыс. руб., ООО «Алькатрас» 914 тыс. руб., ООО «Влад-ИНЛЕН» 901 тыс. руб., «Горводоканал» 338 тыс. руб.

Выручка от реализации за текущий год получена в сумме 19909 тыс. руб., финансовый результат от хозяйственной деятельности составил – 3361 тыс. руб.

Предприятие неплатежеспособно, не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

3. Мероприятия  финансового оздоровления и  сроки их  осуществления

Анализ финансового состояния предприятия показал необходимость проведения реформирования и финансового оздоровления. В качестве мероприятий, способствующих финансовому оздоровлению и поддержке эффективной хозяйственной деятельности ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» предусматривается (таблица 3):

-       освоение выпуска новых видов услуг и проектных работ, в том числе по строительству зданий, фундаментов, подземных переходов и т.п. Затраты на организацию выпуска новых видов услуг составят 4505 тыс. рублей.

-       внедрение новых технологий, позволяющих значительно улучшить качество и товарный вид услуг и довести их до уровня лучших импортных аналогов. В частности, предполагается освоение технологических процессов гидрошлифования, электроимпульсного полирования, напыления пластмассовых деталей в вакууме и др. Стоимость реализации указанных технологических процессов – 2235 тыс. рублей;

-       снижение издержек производства, которое будет достигнуто за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, способствующих экономии тепла, электроэнергии, воды. В настоящее время доля затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции составляет до 60%. За счет увеличения объемов выпуска продукции на тех же площадях и внедрения ресурсосберегающих технологий, она будет снижена до 8-10%, что позволит, без изменения отпускных цен, увеличить в структуре себестоимости долю расходов на улучшение товарного вида, зарплату и повысить рентабельность производства. На внедрение ресурсосберегающих технологий потребуется 335 тыс. рублей;

-       капитальный ремонт оксидного отделения, щитовой и кровли в основном корпусе, затраты на который составят 620 тыс. рублей;

-       создание службы маркетинга, улучшение сбытовой и рекламной деятельности, что связано с необходимостью восстановления утерянных, и завоевания новых рынков сбыта. Стоимость мероприятий по маркетингу и рекламе оцениваются в размере 520 тыс. рублей.

Таблица 3

Мероприятия по финансовому оздоровлению

и поддержке эффективной хозяйственной деятельности[5]

п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации (квартал, год)

Затраты на реализацию (тыс. руб.)

1

2

3

4

1.

Организация производства новых видов услуг

1.1.

Строительство и проектирование зданий и сооружений:

 

 

• разработка конструкторской и технологической документации;

IV кв. 2003 г.

100

 

 

• заключение договора с компанией "СтройСибСервис" на поставку комплектующих;

IV кв. 2003г.

 

 

 

 

• приобретение оборудования;

IV кв. 2003г.

250

 

 

• приобретение оснастки;

IV кв. 2003г.

480

 

 

• монтаж оборудования и освоение полной мощности;

I кв. 2004г.

75

 

 

• приобретение сырья и материалов на 3 месяца работы.

I кв. 2004г.

600

1.2.

Строительство подземных переходов:

 

 

• разработка конструкторской и технологической документации;

IV кв. 2003г.

100

 

 

• заключение договоров на поставку материалов;

I кв. 2004г.

 

 

 

 

• приобретение оборудования;

I кв. 2004г.

425

 

 

• приобретение оснастки;

I кв. 2004г.

540

 

 

• монтаж оборудования и освоение полной мощности;

II кв. 2004г.

100

 

 

• приобретение сырья и материалов на 3 месяца работы.

II кв. 2004г.

130

1.3.

Капитальный ремонт зданий и сооружений:

 

 

• уточнение технической документации;

IV кв. 2003г.

35

 

 

• приобретение и монтаж оборудования;

I кв. 2004г.

130

 

 

• приобретение оснастки, запчастей и материалов;

II кв. 2004г

110

Продолжение табл. 3

 

 

• приобретение сырья и материалов на 3 месяца работы;

II кв. 2004г

445

 

 

• пуско-наладочные работы.

II кв. 2004г

20

 

 

• монтаж оборудования, подведение инженерных коммуникаций, пусконаладочные работы.

II кв. 2004г

60

3.

Внедрение ресурсосберегающих технологий.

3.1

Экономия тепла:

 

 

• разработка рабочей документации на установку приборов учета расхода тепловой энергии;

III кв. 2003г.

10

 

 

• установка приборов учета расхода тепловой энергии РТ-4.

октябрь 2003г.

90

3.2

Экономия электроэнергии:

 

 

• разработка рабочей документации, обеспечивающей раздельный учет расхода электроэнергии и согласование с Новосибэнерго;

IV кв. 2003г.

30

 

 

• закупка и монтаж оборудования учета электроэнергии СЭМ 1.

I кв. 2003г.

50

3.3.

Оборотное водоснабжение:

 

 

• разработка проектной документации по системе оборотного водоснабжения;

IV кв. 2003г.

20

 

 

• приобретение оборудования – градирни ГВЭ "Тайфун" - 3 шт.;

I кв. 2003г.

110

 

 

• строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

II кв. 2003г

25

4.

Капитальный ремонт на основной территории по 2му Южному проезду, д.31:

 

 

• ремонт кровли в главном корпусе.

IV кв. 2003г.

300

 

 

• ремонт щитовой с переносом кабеля и частичной заменой электропроводки;

I кв. 2004г.

240

Продолжение табл. 3

 

 

• ремонт оксидного отделения;

II кв. 2004г

80

5.

Маркетинг и реклама:

5.1

Создание на базе отдела снабжения и сбыта службы маркетинга.

IV кв. 2003г.

60

5.2

Разработка, изготовление и рассылка рекламных материалов.

I кв. 2004г.

240

5.3

Оборудование для проектирования.

II кв. 2004г

120

5.4

Освоение новых рынков сбыта производимых услуг (участие в региональных ярмарках и поиск новых форм сбыта услуг).

IV кв. 2003г.-

IV кв. 2004г.

100

6.

Разработка программы развития ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения»

6.1

Разработка и реализация плана финансового оздоровления (бизнес-плана).

сентябрь 2003г.

420

6.2

Разработка опережающей стратегии развития.

I кв. 2004г.

 

 

6.3

Разработка программы структурной перестройки.

II кв. 2004г.

 

 

ИТОГО:

8635

Затраты на выполнение мероприятий предусмотренных планом финансового оздоровления предприятия – 8635 тыс. рублей рассчитаны исходя из цен по состоянию на 01.04.2003г. Затраты покрываются за счет средств, выделяемых из бюджета Новосибирской области на возвратной основе в качестве финансовой помощи.

Таблица 4

Прогноз финансовых результатов

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

V кв.

VI кв.

VII кв.

VIII кв.

Итого

1. Выручка от реализации

2027

3227

4697

4697

4697

4697

4697

4697

33436

2. Затраты на производство реализованной продукции

2790.6

2790.6

2790.6

2790.6

2790.6

2790.6

3733.7

3733.7

24211

3. Результат от реализации

-763.6

436.4

1906.4

1906.4

1906.4

1906.4

963.3

963.3

9225

4. Балансовая прибыль

-776.0

419.2

1883.4

1883.4

1883.4

1883.4

940.3

940.3

9057.4

5. Платежи в бюджет из прибыли

28.3

28.3

28.4

28.4

129.5

110.7

192.6

192.6

738.8

6. Чистая прибыль

-604.3

390.9

1855.0

1855.0

1753.9

1772.7

747.4

747.4

8318

Реализация комплекса мер, направленных на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» позволит в 6 раз увеличить годовой объем выпускаемых услуг (соответственно увеличится налогооблагаёмая база), значительно улучшить товарный вид и конкурентоспособность работ и будет способствовать решению важнейшей социальной задачи - созданию в г. Новосибирске 150 новых рабочих мест, в том числе 30 для инвалидов.

Стоимость создания одного рабочего места при финансовой поддержке Правительства г. Новосибирска в объеме 8,365 млн. рублей, составит 21,3 тыс. рублей. Срок реализации плана составляет 12 месяцев. Государственная финансовая помощь г. Новосибирска погашается за 18 месяцев. Дисконтный срок окупаемости проекта – 21 месяц.

Срок возврата вложенных средств в инвестиционный проект составляет 14 месяцев.

Срок окупаемости – минимальный временной интервал, за пределами которого интегральный эффект становится и остается неотрицательным. Иными словами, это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными доходами от его осуществления. Срок окупаемости рассчитывается с учетом дисконтирования.

В данном инвестиционном проекте за суммарные доходы принимается чистая прибыль, получаемая в процессе производственной деятельности. За ставку дисконтирования принимается ставка рефинансирования Центрального Банка России – 33% годовых. Таким образом дисконтируемый срок окупаемости инвестиционной проекта составляет 18 месяцев.

Укрупненные расчеты финансовых показателей приведены в следующей таблице 5.

Таблица 5

Прогноз финансовых результатов с учетом дисконтирования

Кварталы

Итого

1

2

3

4

5

6

Доход от реализации

928,73

2414,69

3714,90

3714,90

3714,90

3714,90

18203,01

Себестоимость продукции

557,24

1448,81

2228,94

2228,94

2228,94

2228,94

10921,81

Налоги

в т.ч.

92,87

241,47

371,49

371,49

371,49

371,49

1820,30

налог на имущество

42,70

42,70

42,70

42,70

42,70

42,70

256,20

Прибыль от реализации

278,62

724,41

1114,47

1114,47

1114,47

1114,47

5460,90

Налог на прибыль в т.ч.

97,52

253,54

390,06

390,06

390,06

390,06

1911,32

налог на прибыль в бюджет г. Москвы

61,30

159,37

245,18

245,18

245,18

245,18

1201,40

Чистая прибыль

181,10

470,86

724,41

724,41

724,41

724,41

3549,59

Чистая дисконтируемая прибыль

168,62

408,21

584,75

544,46

506,94

472,02

2685,00

В процессе реализации предлагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия незагруженными остаются 40% производственных мощностей. Их простой занижает финансовые показатели организации. В связи с этим в целях поиска альтернативных вариантов их использования предлагается три варианта реструктурирования предприятия:

-       реорганизация предприятия в форме выделения части имущества в совместное предприятие под инвестиционный проект;

-       продажа излишнего имущества предприятия;

-       консервация излишнего имущества предприятия.

Выбор одного из них должен основываться на экономическом анализе и социальной эффективности.[6]

4. Маркетинг

Изучение поставщиков, посредников, конкурентов и окружающих условий позволяет определить, что фирма может сделать для достижения своих маркетинговых целей. Анализ производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов позволяет определить, какими возможностями она для этого располагает, какие ресурсы имеются в наличии, а какие необходимы, какие можно приобрести и за какую цену; сможет ли производство обеспечить надлежащее количество и качество товара.

Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия предполагает определение областей деятельности и функций, в которых предприятие достигло успеха, и те рыночные показатели, которые нуждаются в улучшении. Именно эти области и функции должны быть объектом пристального изучения и резервом роста предприятия. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу его потенциала существующим и перспективным рыночным потребностям.

Сильными сторонами предприятия является степень известности (имидж), фирменный стиль. Широкая известность, созданная благодаря долгой истории, рекламе и пропаганде, имидж предприятия с новейшим технологическим оборудованием и решениями; ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» ярко демонстрирует свой фирменный стиль.

Целью новой маркетинговой стратегии должна стать новизна и обновляемость ассортимента услуг и их качество и соответствие мировым стандартам.

Слабые стороны предприятия.

-       Отсутствие маркетингового плана и программы, сама система маркетинговой информации и исследования рынка.

-       Не полностью используются методы, и способы организации сбыта, низкая квалификация партнеров по сбыту.

-       Низкий покупательный потенциал.

-       Длительность изготовления и невысокий уровень некоторых видов молочных продуктов производимых на предприятии.[7]

5. Реструктуризация предприятия

Реструктуризация предприятия – один из вариантов дальнейшего развития предприятия в рамках внешнего управления[8] (организация совместного предприятия на базе выделяемого излишнего имущества ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения»).

Процедура выделения части основных фондов во вновь образованное хозяйственное общество необходима по следующим причинам:

-       организация нового производства, не отягощенного долгами;

-       привлечение заинтересованных инвесторов.

Согласно Гражданскому кодексу РФ реорганизация федерального государственного унитарного предприятия «Конструкторское бюро машиностроения» осуществляется с согласия собственника имущества – субъекта Федерации. Т.е. данная процедура должна пройти все необходимые согласования с Департаментом государственного и муниципального имущества, Департаментом науки и промышленной политики, которому подчинено предприятие, и утверждена Главой субъекта Федерации.

Создание совместного предприятия осуществляется на следующих условиях:

Организационно-правовая форма образуемого хозяйственного общества – закрытое акционерное общество.

ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» передает совместному предприятию в уставной фонд помещения и другие необходимые основные фонды для установки нового оборудования и осуществления производственной деятельности на сумму 1335 тыс. рублей. Передача основных фондов осуществляется по разделительному балансу и оформляется передаточным актом.

Инвестор передает совместному предприятию в уставной фонд денежные средства, эквивалентные сумме переданных предприятием основных фондов.

Проведение эмиссии акций совместного предприятия и закрепление их в равных долях (50/50) в собственности субъекта федерации и инвестора. Акции, закрепленные в собственности субъекта федерации передаются в управление Департаменту государственного и муниципального имущества.

Совместное предприятие приобретает необходимую для осуществления производства конструкторскую и техническую документацию, оборудование, а также сырье и материалы на 3 месяца работы. Оно также осуществляет монтаж приобретенного оборудования.

Привлечение инвесторов к осуществлению проекта осуществляется на конкурсной основе. Выбор инвестора должен происходить на условиях выполнения следующих основных требований:

-       разработка стратегического плана развития предприятия;

-       обеспечение социальных гарантий работникам.

Производственные мощности монтируются и вводятся в действие поэтапно в процессе освоения технологического процесса:

-       1 квартал – 25% производственных мощностей;

-       2 квартал – 40% производственных мощностей;

-       3 квартал – ввод в действие оставшихся 35% мощностей.

Планируемая фондоотдача нового производства составит 58 копеек с каждого вложенного в основные фонды рубля.

Объем реализации выпущенной продукции принимается за 100%, т.к. продукция конкурентоспособна и инвестор участвует в проекте с готовой сбытовой сетью.

Для определения бюджетного эффекта от реструктуризации необходимо вычислить поступления в бюджет в период окупаемости инвестиционного проекта. Итоговая сумма поступления в бюджет с учетом реализации инвестиционного проекта, рассчитанная путем дисконтирования к 1 января года, следующего за годом подачи заявки на проведение реструктуризации, определяется по следующей формуле:

БПитог = БП0 + , где: БПитог - итоговая сумма поступлений в бюджет с учетом реализации инвестиционного проекта, рассчитанная с учетом дисконтирования к 1 января года, следующего за годом подачи заявки на проведение реструктуризации;

БП0, БП1, БП2, ...БПn - поступления в бюджет в полные кварталы года, в процессе реализации инвестиционного проекта с момента реструктурирования унитарного предприятия.[9]

СТ - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату подачи заявки на проведение реструктуризации (33%).

Таким образом, сумма налоговых поступлений за период реализации инвестиционного проекта с учетом дисконтирования составит 2822,69 тыс. рублей. Из них на долю основных налоговых поступлений в бюджет г.Новосибирска (налог на имущество – 2%; налог на прибыль – 22%) придется 1109,81 тыс. рублей.

6. Продажа части  имущества

Следующим этапом внешнего управления является продажа излишнего имущества государственного унитарного предприятия «Конструкторское бюро машиностроения».

Продажа имущества целесообразна в том случае, если оно не представляет коммерческого или социального интереса для реализации городских программ.

Согласно Гражданскому кодексу РФ продажа имущества государственного унитарного предприятия, также осуществляется с согласия собственника имущества – субъекта Федерации Новосибирской области. Т.е. продажа имущества должна пройти предварительные согласования с Департаментом государственного и муниципального имущества, вышестоящей организацией - Департаментом науки и промышленной политики, и утверждена Главой субъекта Федерации.

После прохождения всех необходимых согласований объявляется конкурс на продажу имущества. Право участия в таком конкурсе дает заявка на участие и залог в качестве гарантии платежеспособности покупателя.

Учитывая, что рыночная стоимость имущества может отклоняться от остаточной на 10-15%, то при благоприятных условиях имущество будет продано за 1535,25 тыс. рублей, а при не благоприятных условиях за 1201,5 тыс. рублей. Принимая во внимание, что основные фонды имеют значительный износ, реальная сумма, рассчитанная с помощью вероятностного анализа составит 1501,88 тыс. рублей.

7. План производства и реализации продукции

План производства рассчитан с учетом повышения уровня использования производственных мощностей предприятия и обеспечения выпуска продукции, пользующейся спросом. Согласно маркетинговым исследованиям, для обеспечения повышения спроса на традиционные услуги необходимо улучшить товарный вид услуг и их качество. С этой целью предусмотрена закупка нового оборудования, его монтаж и освоение новых технологических процессов.

Производственной программой предусматривается основной рост объемов производства за счет освоения новых изделий. Доля производства новых изделий в годовом товарном выпуске планируется: 2003г. - 5,96%; 2004 г. - 40,15%; 2005 г. -65,6%.

На 01.04.2003г. остаток невыполненных заказов составил 30% планируемого годового выпуска, поэтому план реализации принят равным выпуску услуг.

Анализ состояния существующих производственных мощностей показал: большинство групп основного оборудования имеют предельный износ, что подтверждается бухгалтерскими данными. С целью снижения затрат на ремонт и простои оборудования в плане мероприятий по финансовому оздоровлению предусмотрены финансовые ресурсы для обновления парка оборудования в сумме 239 тыс. руб.

На основании опыта работы в базовом периоде, переходящий запас принят 20%. Исходя из расчета потребности в материальных ресурсах в мероприятиях по финансовому оздоровлению для поддержания переходящего запаса материалов и комплектующих изделий, предусмотрены средства в сумме 1305 тыс. рублей.

Численность работников основной сферы производства рассчитана исходя из уровня выработки и производственной программы. Количество вспомогательных рабочих и других категорий работающих определено по нормативам. Число инженерно-технических работников взято по штатному расписанию. Среднесписочная численность работников в 2003 году принята на уровне фактической численности в I квартале и составила 177 человек.

Общая расчетная численность работающих составит:

-       в 2004 году - 327 человек;

-       в 2002 году - 430 человек.

Фонд зарплаты с учетом отчислений в налоговые органы составит:

-       2001 год - 5078 тыс. руб.;

-       2002 год - 6893 тыс. руб.

Калькуляция затрат определялась укрупнено, исходя из принятых на предприятии норм затрат на единицу производимой продукции.

При разработке плана выполнены калькуляции и определена отпускная цена, с учетом обеспечения повышения рентабельности и возможности обеспечения ценовой конкуренции с аналогичными товарами, находящимися в торговый сети, при этом рентабельность составила в пределах 25-40%.[10]

8. Финансовый план и график  ликвидации  кредиторской  задолженности

26 января 2002 года на ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» состоялось собрание кредиторов, на котором был выслушан отчет внешнего управляющего об итогах внешнего управления.

Внешний управляющий доложил, что за период внешнего управления погашены первая, вторая и третья очередь кредиторов, в стадии погашения находятся кредиторы четвертой очереди.

Первая очередь – требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного должником, - такие требования удовлетворяются путем капитализации соответствующих повременных платежей. Данные задолженности были погашены полностью до 19.11.2002 года.

Вторая очередь – требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по авторским договорам. Данные задолженности были погашены полностью до 23.12.2002 года.

Третья очередь – требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Данные задолженности были погашены полностью до 10.02.2003 года.

Для очередей четыре и пять существует план-график погашения задолженностей

Четвертая очередь – требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды должна быть погашена полностью до 01.05.2005 года. Проведена большая работа по взысканию дебиторской задолженности, в частности с ОАО «УТРФ» путем перезачетов погашались долги, с конкурсными кредиторами, возникшие в ходе внешнего управления.

Все остальные требования полностью необходимо погасить  01.07.2005 года. Рабочий персонал путем перевода перешел в самостоятельные вновь созданные предприятия. Реализована часть излишнего имущества.

Конкурсные кредиторы составляют незначительную часть кредиторской задолженности. Основные долги – бюджет и внебюджетные фонды, составляющие значительную сумму. Основные производственные фонды для ведения хозяйственной деятельности отсутствуют.

Внешний управляющий вынес предложение о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Собрание кредиторов единогласно проголосовало за обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Заключение

В результате проделанной работы был разработан план внешнего управления на государственном унитарном предприятии «Конструкторское бюро машиностроения».

В целом, план внешнего управления – основной документ этого этапа существования должника. План разрабатывается внешним управляющим в течение месяца после его назначения арбитражным судом и утверждается собранием кредиторов большинством голосов.

Внешний управляющий в своей деятельности придерживается основных мероприятий, указанных в плане, и обязан по требованию кредиторов отчитываться перед собранием или комитетом кредиторов о ходе выполнения мероприятий плана внешнего управления.

План внешнего управления включает меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, реализация которых может обеспечить отсутствие признаков банкротства. Мерами по восстановлению платежеспособности предприятия-должника могут быть следующие: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицам; продажа предприятия (бизнеса), другие способы восстановления платежеспособности предприятия-должника. Одним из определяющих моментов при разработке плана проведения внешнего управления является полная инвентаризация имущественного и хозяйственного комплекса предприятия, включающая в себя инвентаризацию:

-       внеоборотных активов с параллельным проведением технического аудита объектов основных фондов и незавершенного строительства;

-       запасов и затрат по видам деятельности предприятия;

-       денежных средств;

-       капитала, фондов и резервов;

-       договоров и расчетов по кредитам и займам;

-       расчетов с персоналом;

-       договоров и расчетов с дебиторами и кредиторами;

-       расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

В процессе инвентаризации расчетов необходимо произвести все сверки на дату введения внешнего управления. В ходе сверки арбитражный управляющий анализирует все обязательства предприятия-должника в целях признания задолженности кредиторов и очередности их удовлетворения.

Результатом полной инвентаризации имущественного и хозяйственного комплекса предприятия является акт приемки-передачи предприятия.

В ходе разработки плана внешнего управления большое внимание должно уделяться реструктуризации кредиторской задолженности.

Здесь могут быть рекомендованы различные способы проведения реструктуризации: договоры купли-продажи; договоры цессии; переоформление кредитных договоров и соглашений с целью их преобразования в долгосрочные с соответствующим пересмотром обязательств сторон; мировое соглашение между предприятием-должником и его кредиторами (в рамках действующего законодательства).

Практика показывает, что план проведения внешнего управления никогда не реализуется в том виде, в котором он был утвержден на начальном этапе проведения внешнего управления.

Список литературы

1.           Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ. – Справочная система гарант.

2.           Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. – Справочная система Гарант.

3.           Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4.           Арбитражный процесс. Учебник для ВУЗов./ Под ред. Астафьева Н.Ф. – М.: Инфра-М, 2003.

5.           Астахов В.П. Проблемы реструктуризации предприятий в России. - М.: Изд-во «Ось», 2003.

6.           Бархатов А.П. Процедуры реструктуризации. - М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004.

7.           Быков А.Г., Витрянский В.В. Арбитражный процесс в России - М.: Дело,  2004.

8.           Граматенко Т.А. Реструктуризация предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004.

9.           Крешнина М.Н. Реорганизация юридических лиц. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

10.      Матеров Н.В. Особенности современного исполнительного производства. – Ростов-на-Дону.: Дрофа, 2004.

11.      Савицкая Г.В.  Процедуры реорганизации предприятий. – М: Высшая школа, 2004.

12.      Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература», 2002.

13.      Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2001.

14.      Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник/Пер. с англ.; Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

15.      Яковлев В.Ф. Арбитражный суд России: опыт и проблемы реализации нового законодательства. – М.: Юристъ, 2004.

16.      http://www.nasledie.ru – материалы арбитражного суда по проведению банкротств различных юридических лиц (ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения»)


[1] Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 108.

[2] http://www.nasledie.ru – материалы арбитражного суда по проведению банкротств различных юридических лиц (ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения»)

[3] Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2001. – с. 158.

[4] Бархатов А.П. Процедуры реструктуризации. - М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004. – с. 66.

[5] http://www.nasledie.ru – материалы арбитражного суда по проведению банкротств различных юридических лиц (ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения»)

[6] Крешнина М.Н. Реорганизация юридических лиц. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – с. 141.

[7] http://www.nasledie.ru – материалы арбитражного суда по проведению банкротств различных юридических лиц (ГУП «Конструкторское бюро машиностроения»)

[8] Савицкая Г.В.  Процедуры реорганизации предприятий. – М: Высшая школа, 2004. – с. 219.

[9] Крешнина М.Н. Реорганизация юридических лиц. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – с. 215.

[10] http://www.nasledie.ru – материалы арбитражного суда по проведению банкротств различных юридических лиц (ГУП «Сибгипрошахт»)