Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы реструктуризации имущественного. 5

комплекса в форме  выделения нового предприятия. 5

1.1.   Реорганизация  юридического лица по ГК РФ – как  составляющая реструктуризации имущественного комплекса. 5

1. 2. Технологическая схема реструктуризации имущественного  комплекса предприятия с использованием механизма выделения  (нового) предприятия  9

2. Описание технологической схемы реструктуризации его имущественного комплекса в форме выделения  (нового) предприятия на примере ОАО «Электросвязь». 17

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

Актуальность проблемы реструктуризации предприятий обусловлена несколькими причинами, главными из которых являются: переход России к рыночной экономической системе, повышение финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово–экономических кризисов, постигших российскую экономику за последние десять лет.

Несмотря на популярность и распространенное употребление термина «реструктуризация предприятий» в средствах массовой информации и деловых кругах, строгий правовой смысл этой категории остается во многом неясным. На настоящий момент законодательное (легальное) определение «реструктуризации предприятий» фактически отсутствует.

В первом приближении реструктуризацию предприятий можно обозначить как совокупность правовых процедур, направленных на преобразование организационной или владельческой структуры компании и (или) оптимизацию структуры ее активов и пассивов.

Реструктуризация является эффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятия. Концепция реструктуризации стала одной из основополагающих в мировой литературе по экономике крупных хозяйственных комплексов, что обусловлено высокой динамикой современного делового мира. В экономически развитых странах в результате успешных структурных изменений стоимость компании в среднем увеличивается втрое. Более того, только информация о начале реструктуризации уже поднимает курс акций на 5 – 10 %. В условиях российской экономики для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, не вошедших в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, эффективная реструктуризация является необходимым условием сохранения их конкурентоспособности.

Целью данной работы является рассмотрение технологии реструктуризации имущественного комплекса предприятия в форме выделения нового предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность реорганизации юридического лица по Гражданскому Кодексу РФ как составную часть реструктуризации предприятия;

- описать технологическую схему реструктуризации имущественного комплекса предприятия с использованием механизма разделения предприятия;

- рассмотреть процесс реструктуризации имущественного комплекса ОАО «Электросвязь» с использованием механизма выделения предприятий.

1. Теоретические основы реструктуризации имущественного

комплекса в форме  выделения нового предприятия

1.1.   Реорганизация  юридического лица по ГК РФ – как  составляющая реструктуризации имущественного комплекса

Термин «реструктуризация» в научной и деловой литературе стал широко употребляться после опубликования Постановления Правительства Российской Федерации № 254 от 5.03.97 «Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет». В практическом плане оно не имело существенных последствий, но в области экономической теории Постановление Правительства РФ превратило ранее редко употребляемый термин в одно из ключевых и актуальных экономических понятий, дало название целому направлению в сфере управленческого консультирования.

В настоящее время термин «реструктуризация» используется наряду с рядом таких родственных понятий, как «реформирование», «реорганизация», «трансформация», «реструктурирование». Они сходны по содержанию, целям и методикам реализации, но наиболее часто используется и, по нашему мнению, имеет наибольшее содержательное значение термин «реструктуризация».

Вместе с тем, единого, общепринятого определения данного понятия не имеется.

Основным недостатком существующих многочисленных определений, по нашему мнению, является невозможность разграничить реструктуризацию от других понятий, используемых для определения любого комплекса мероприятий, направленного на повышение эффективности производственной деятельности: «программа повышения конкурентоспособности», «план финансового оздоровления», «санация», «реинжиниринг» и др.

По нашему мнению, реструктуризацию предприятия можно определить как процесс взаимосвязанных существенных изменений в структуре активов, пассивов и (или) функций предприятия, направленный на преодоление (предотвращение) кризиса в развитии предприятия, обеспечение его платежеспособности, устойчивой долгосрочной деятельности, реализацию новых потенциальных возможностей прибыльного роста.

Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Она осуществляется по решению собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и по решению суда. Она может служить в некоторых случаях служить способом избежания ликвидации предприятия, в том числе по банкротству. Во всех формах нужно иметь одно обстоятельство, что всякая ликвидация предприятия несет зачатки монополизации. Форма - слияние, присоединение и преобразование - требуется согласие антимонопольного комитета.

Реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.[1]

К первой группе относятся разделение и выделение. Реорганизация предприятия в том и в другом случае происходит либо по воле учредителей (участников) юридического лица, либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, либо, независимо от воли юридического лица, - по решению уполномоченного государственного органа. В этом решении определяется срок реорганизации. И если учредители (участники), уполномоченный ими для этой цели орган или орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом, которому поручает проведение реорганизации предприятия. Внешний управляющий наделяется правами органа реорганизуемого юридического лица.

В соответствии с поставленной перед ним задачей внешний управляющий составляет разделительный баланс, а также учредительные документы вновь образуемого юридического лица (вновь образованных юридических лиц). Баланс и учредительные документы утверждаются судом, и это утверждение служит необходимым основанием для осуществления регистрации учреждаемого юридического лица.

Вторую группу составляют слияние, присоединение и преобразование. Все эти три вида реорганизации происходят в случаях, установленных законом, по воле (решению) самого юридического лица с предварительного согласия уполномоченного государственного органа.

При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании - передаточный акт. К разделительному балансу и передаточному акту п. 1 ст. 59 ГК предъявляет в принципе одинаковые требования. И тот и другой должны определять, к кому какие именно права и обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического лица, в том числе и те, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемая организация оспаривает. Указанные документы подлежат утверждению лицами, которые приняли решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).[2]

Применительно к слиянию, присоединению и преобразованию ГК (п. 3 ст. 57) допускает установление в законе случаев, при которых реорганизация признается возможной только с согласия уполномоченных государственных органов. В некоторых случаях требуется преобразовать одно юридическое лицо в другое (например, при превышении 50 человек ЗАО преобразуется в Открытое АО. Статья 57).

Как и создание, реорганизация сопровождается регистрацией. Она завершается организацией новых юридических лиц. Процедура осуществления регистрации юридических лиц, это правопреемство - переход прав от реорганизованного лица - к вновь создаваемому. Она сопровождается в каждом конкретном случае.

Реструктуризация предприятий – это совокупность правовых процедур, направленных на преобразование организационной или владельческой структуры компании и (или) оптимизацию структуры ее активов и пассивов.

Нормативно – правовая база реструктуризации предприятий крайне неоднородна и мозаична, в ней нет четко видимой логической системы. В качестве наиболее значимых нормативно – правовых актов можно выделить следующие:

-                  ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» от 08.07.1998 г. № 144 – ФЗ;

-                  Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 г. (в ред. от 29.09.2003 г.) N 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (данным Положением утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам);

-                  Постановление Правительства РФ от 08.06.2001 г. (в ред. от 29.09.2003 г.) N 458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов»;

-                  Постановление Правительства РФ от 01.10.2001 г. (в ред. от 29.09.2003 г.) N 699 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.»;

-                  Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 г. N 435 «О порядке и условиях проведения в 2003 году реструктуризации и списания задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по привлеченным Российской Федерацией целевым иностранным кредитам (заимствованиям) и кредитам (ссудам) в иностранной валюте, предоставленным за счет средств федерального бюджета»;

-                  Постановление Правительства РФ от 23.10.2002 г. N 768 «Об изменении срока подачи заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности некоторых юридических лиц».

К сожалению, кроме закона, регулирующего особенности реструктуризации в банковской сфере, в российском законодательстве отсутствует нормативно – правовой акт, системно регулирующий общие вопросы реструктуризации, что порождает ряд существенных практических проблем.

1. 2. Технологическая схема реструктуризации имущественного  комплекса предприятия с использованием механизма выделения  (нового) предприятия

Реструктуризация может применяться в трех основных ситуациях:

– во-первых, в условиях, когда организация находится в состоянии глубокого кризиса, фактически является неплатежеспособным, что характерно для многих российских промышленных предприятий;

– во-вторых, в условиях, когда текущее положение предприятии можно считать удовлетворительным, однако прогнозы его дальнейшей деятельности являются неблагоприятными;

– в-третьих, реструктуризации могут подвергнуться успешно работающие предприятия с целью усиления собственной конкурентоспособности.

Реструктуризация предприятий включает две составляющие: реструктуризацию собственно задолженности предприятий и реструктуризацию самих предприятий. Основная цель реструктуризации - приведение основных фондов и численности занятых на предприятии в соответствие с требованиями рынка. В качестве общего признака целесообразности реструктуризации, т.е. преобразования каких-либо подразделений из общей структуры в самостоятельные предприятия, можно считать более высокую прогнозируемую эффективность функционирования подразделения вне крупного предприятия, чем в его составе.

Принятие решения о том, какие подразделения крупного предприятия целесообразно преобразовывать в самостоятельные, должно основываться на анализе:  спроса на продукцию подразделения вне предприятия; степени гибкости производственного процесса каждого из его подразделений, т.е. возможности без существенных изменений технологии перейти на выпуск другого вида продукции; степени взаимной производственно-технологической зависимости подразделений.[3]

Принципиальная проблема реструктуризации - целесообразность продолжения работы основного производства предприятия. В случае если оно рентабельно, дробление сложившейся производственно-технологической структуры менее предпочтительно, чем более мягкие варианты технико-экономического развития имущественного комплекса. Даже если вспомогательное (непрофильное) производство убыточно, его сохранение в структуре крупного предприятия может оказаться более целесообразным, чем преобразование в самостоятельное предприятие. В большей степени сказанное касается вспомогательных подразделений, связанных с основным общим производственным процессом, особенно, если приемлемых альтернатив их продукции (услугам) у крупного предприятия нет. В меньшей степени это относится к непрофильным производствам, если они не используют условия и косвенные результаты деятельности крупного предприятия (например, производственную инфраструктуру и отходы).

Реструктуризация имущественного комплекса должна начинаться с разработки стратегической концепции компании по определению ее цели.

Этой общей концепции должна соответствовать стратегия, которую необходимо выработать, прежде всего, для каждого подразделения, находящегося в составе фирмы. При этом важно установить степень взаимозависимости основных подразделений. Если планируется  создать совместное предприятие с иностранными партнерами, то необходимо четко представлять стратегию и этого предприятия, предусматривая необходимые инвестиции. Только после этого можно моделировать организационную структуру, наиболее подходящую для осуществления стратегии компании. Необходимо определить системы управления компанией, людские ресурсы, сроки. Следует постоянно контролировать соответствие стратегии и организационной модели компании изменившимся условиям.

Специальный вопрос – расчет затрат на процесс реструктуризации имущества. Важно сконцентрировать усилия компании на той сфере, где реальны устойчивые конкурентные преимущества.

Особая работа предстоит в связи с формированием рабочей группы для составления общего плана реструктуризации, обеспечения взаимодействия между подразделениями. Большое значение имеет обеспечение рабочей группы необходимой информацией.

К началу процесса реструктуризации необходимо иметь ее четкий план и полностью представлять, какой предполагается получить результат, какие коренные изменения в деятельности компании произойдут. Реструктуризация   компании – это долгосрочная стратегическая задача, требующая постоянных целенаправленных усилий. Важно, чтобы работа по разрешению временных кризисных ситуаций не сводила на нет долгосрочные стратегические действия, а служила бы их поддержкой.

Реструктуризация имущественного комплекса связана с сокращением затрат за счет ликвидации ненужных или убыточных видов деятельности, улучшением качественного состава руководителей и всего персонала, однако она требует внедрения четких критериев оценки эффективности деятельности и точной системы отчетности. Процесс должен сопровождаться разработкой эффективных механизмов контроля (планы действий, отчеты о достигнутых результатах, личной заинтересованности и ответственности руководства).

Общее условие преобразования в самостоятельное предприятие - наличие спроса на продукцию подразделений, достаточного для того, чтобы компенсировать сокращение загрузки мощностей в результате закрытия основного производства. Результатом реструктуризации может быть образование нового предприятия любого размера. Экономическая предпосылка сохранения крупного предприятия - в наличии значительных масштабов производства и вытекающей отсюда экономии. Это предполагает, что: есть массовый рынок сбыта продукции вновь образованного предприятия; сохраняется поточное предметно-специализированное производство; источником дохода предприятия становятся низкая цена и высокая скорость оборота. То есть, образование крупного предприятия возможно в случае вычленения какого-либо передела основного производства, базирующегося на применении поточных методов. В остальных случаях речь может идти об образовании малых предприятий, так как:

-                  смена специализации основного производства, например, с предметной на технологическую, приводит, как правило, к неизбежной потере экономии на масштабах производства;

-                  вспомогательное (непрофильное) производство как подразделение производственной (социальной) инфраструктуры, обслуживает локальные потребности и не рассчитано на массовый выпуск;

-                  вспомогательное (непрофильное) производство как естественный монополист в рамках ограниченной территории, работая на низко эластичный спрос, имеет возможность извлекать доход из высокой цены при низкой скорости оборота.[4]

В качестве предпосылки образования малых предприятий на базе реструктурируемых крупных, таким образом, выступает наличие не просто спроса, а именно низко эластичного по цене спроса на продукцию (услуги). Определение целесообразности реструктуризации должно завершаться расчетами экономической эффективности. На повышение технико-экономических характеристик, вновь образуемых в результате реструктуризации предприятий, работают следующие факторы: эффект специализации, т.е. экономия, возникающая при сосредоточении материальных и трудовых ресурсов на конкретном виде деятельности; эффект хозяйственной самостоятельности, т.е. более тесная связь результатов хозяйственной деятельности предприятия и доходов его коллектива, возникающая в отношениях собственности как совокупности юридически оформленных прав и обязательств. 

Новый собственник должен быть эффективным. Если в рамках реструктуризации крупного предприятия не предусмотреть механизма передачи имущества именно в руки эффективных собственников, все преимущества вычленения могут быть сведены на нет уже в рамках новой организационной формы. Эффект хозяйственной самостоятельности будет действовать только в случае, если организационное разделение производств не приведет к разрушению сложившихся производственно-технологических связей. Издержки вычленения 1% могут быть сведены к минимуму, если в процессе реструктуризации все сохраняющиеся и вновь возникающие предприятия при перераспределении имущества, принятии решений об условиях владения и пользования им, пересмотре цен и тарифов на свою продукцию (услуги) будут учитывать интересы друг друга, по возможности сохраняя условия поставок, аренды, концессии, участия в капитале.[5]

Самостоятельное предприятие, нуждающееся в реструктуризации, скорее всего, не сможет стать конкурентоспособным, либо оно очень долго будет выходить из кризисной ситуации, и неизвестно, насколько успешным будет результат. Причин здесь много: отсутствие квалифицированных кадров, нехватка опыта и знаний, нежелание идти на конфликтные ситуации. Реструктуризация - это почти всегда конфликт, связанный с увольнением людей, с собственниками (зачастую реформирование проходит вместе с реструктуризацией собственности), с кредиторами. Это и другие нежелательные явления, которыми сопровождается реформирование предприятия. Но самая главная проблема при этом - отсутствие необходимых финансовых средств для оздоровления экономики предприятия.

Типовая программа реформы предприятия включает ряд ме­роприятий, часть из которых оно должно будет реализовать в обязательном порядке в целях приведения условий своей дея­тельности в соответствие с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприя­тия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется органом управления (общим собранием участников-учредителей, государственным органом).

К таким мероприятиям относятся: передача независимому регистратору ведения реестра ак­ционеров (для АО);       пересмотр устава (для хозяйственных обществ) и уточнение контракта с руководителем с целью более четкого разграничения полномочий и ответственности между участниками (учредителя­ми) и управляющим; реализация прав собственности на землю (выкуп земли);

-         выявление и устранение нарушенных прав акционеров;

-         разработка конкретной программы мер по ликвидации за­долженности по оплате труда;

-         рыночная оценка активов предприятия (возможность увели­чения уставного капитала);

-         инвентаризация имущества и осуществление реструктури­зации имущественного комплекса предприятия (выделение вспо­могательных и иных производств в самостоятельные структур­ные подразделения - малые предприятия), сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов, консервация неиспользуемого имущества, передача объектов социально-бытового и культурно­го назначения местным органам исполнительной власти;

-         анализ положения предприятия на рынке, его финансово- хозяйственной деятельности и эффективности управления;

-         выявление ключевых внутренних и внешних проблем;

-         выработка стратегии развития предприятия;

-         оформление паспорта - документа, на основе данных кото­рого правительство будет оценивать итоги работы по проведению реформирования предприятия и принимать решение об оказании ему любых форм государственной поддержки (допуск к участию в конкурсах инвестиционных проектов, к торгам, конкурсам и аукционам на размещение заказов на поставку продукции для го­сударственных нужд, льготные кредиты, премии президента РФ).

Таким образом, типовая программа реформирования пред­приятий определяет реструктуризацию, по сути, как комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности про­изводства, в том числе меры по приведению их деятельности в соответствие с законами и нормативными актами. Однако нель­зя не отметить, что такое расплывчатое определение понятия «ре­структуризация» ведет к смешению его с понятием «реформиро­вание».

2. Описание технологической схемы реструктуризации его имущественного комплекса в форме выделения  (нового) предприятия на примере ОАО «Электросвязь»

2.1. Краткая характеристика предприятия

В настоящее время общую ситуацию на рынке услуг электросвязи Новосибирской области можно охарактеризовать как остро конкурентную. Несмотря на то, что на ряде рынков услуг связи ОАО «Электросвязь» НСО было и остается естественным монополистом, на других идет серьезная борьба за конкурентное преимущество. Это, в первую очередь, рынки: междугородней и международной телефонной связи; услуг передачи данных;  услуг доступа к сети Интернет.

В настоящее время существует 86 региональных операторов связи, предоставляющих услуги местной телефонной связи. Оператором междугородней и международной связи является Ростелеком, который со своей стороны не имеет лицензии на предоставление услуг местной связи. Выручка за междугороднюю и международную связь распределяется между региональными операторами и Ростелекомом на основании договоров раздела выручки.

Для управления государственными пакетами в предприятиях связи Правительство РФ создало холдинг ОАО «Связьинвест». Во вновь созданный холдинг была передана Государственная доля всех приватизированных региональных операторов связи и национальных операторов междугородней и международной связи Ростелеком.

Параллельно с региональными операторами связи и Ростелекомом, на российском телекоммуникационном рынке существует множество частных операторов, осуществляющих различные виды деятельности и работающих на основании лицензий, выданных Министерством по Связи и Информатизации. Рынок телекоммуникационных услуг г. Новосибирска является одним из наиболее привлекательных рынков услуг связи в России. Уровень конкуренции для бизнеса  ОАО «Электросвязь» НСО в настоящий момент невелик, однако в будущем можно ожидать усиления конкуренции со стороны альтернативных операторов.  

Объект исследования – ОАО «Электросвязь».

ОАО  «Электросвязь» является естественным монополистом в соответствии с особенностями предоставляемых услуг. Непосредственно АО и структуры им созданные осуществляют деятельность на 9 рынках услуг связи Новосибирской области, а это около 80% всех рынков услуг связи в области. На части рынков АО является 100-процентным монополистом, на других АО уже участвует в конкурентной борьбе. Кроме г .Новосибирска, где в последнее время активизировалась деятельность различных предприятий-конкурентов ОАО в области предоставления услуг связи (ЗАО «Глобал Один», ЗАО «ТелеРосс-Новосибирск», ЗАО «Новоком», ЗАО «Цифровая сеть и телекоммуникационные системы НСО», ЗАО «Магистраль Телеком», ЗАО «Инфосвязь» и ряд других) в настоящее время только в г. Искитиме и нескольких райцентрах области альтернативные предприятия предоставляют услуги связи населению (например, ЗСЖД, ряд ведомственных сетей, получивших лицензии на предоставление услуг связи, в т.ч. и междугородной). Полное фирменное наименование предприятия Открытое акционерное общество «Электросвязь» Новосибирской области

Сокращенное наименование: ОАО «Электросвязь»  НСО

Сведения об изменениях в наименовании и организационно-правовой форме предприятия:

Открытое акционерное общество «Электросвязь» Новосибирской области АО «Электросвязь» НСО. Введено: 13.06.1996

Акционерное общество открытого типа «Электросвязь» Новосибирской области АООТ «Электросвязь» НСО. Введено: 30.05.1994

Государственное предприятие связи и информатики «Россвязьинформ» Новосибирской области. ГПСИ «Россвязьинформ» НСО.  Введено: 1.04.1991

Основными видами деятельности ОАО «Электросвязь» НСО  являются:

- на основе научно-технического прогресса в отрасли техническое перевооружение средств связи, обеспечение в Новосибирской области и г. Новосибирске бесперебойной и качественной работы всех систем телефонной, радиотелефонной, телеграфной связи и проводного вещания, радиовещания; · создание на обслуживаемой территории телекоммуникационной сети для обеспечения передачи информации различного вида (передача данных, факсимильная, речевая, телеграфная и др.), организация телематических служб (видеотекст, электронная почта и т.д.);

- разработка и экспертиза проектно-сметной документации;

- производство строительно-монтажных работ, изготовление строительных материалов и железобетонных изделий;

- организация работы по учету, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;

- осуществление торгово-закупочной деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ;

- производство, передача, распределение электрической и тепловой энергии;

- оказание коммунально-бытовых и социально-культурных услуг. · организация образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях;

- организация жилищно-коммунальных, гостиничных услуг.

Основные услуги:

1.     Местная телефонная связь.

2.      Зоновая телефонная связь.

3.                 Предоставление в аренду каналов связи и физических цепей, включая каналы вещания.

4.                Трансляция звуковых программ по сети проводного вещания. · Телеграфная связь.

5.                Передача данных и телематические службы.

6.                Международная и междугородная телефонная связь, по договору с ОАО «Ростелеком».

7.                Основная деятельность компании регулируется лицензией на предоставление полного пакета услуг местной связи на территории области.

2.2. Описание процесса реструктуризации предприятия

До 1991 года услуги телефонной связи в г. Новосибирске и области предоставляло государственное предприятие Новосибирское областное производственно-техническое управление связи (официальное сокращенное наименование НОПТУС).

5 января 1991 года Министерство по связи, информатике и космосу Российской Федерации издало приказ № 35 «О создании государственного предприятия связи и информатики «Россвязьинформ» Новосибирской области Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу». В соответствии с этим  приказом, с  1 апреля 1991 года НОПТУС ликвидировалось, и на его базе было создано Государственное предприятие связи и информатики «Россвязьинформ» Новосибирской области (официальное сокращенное наименование ГПСИ «Россвязьинформ» НСО), с передачей последнему всей сети НОПТУС.

В процессе приватизации предприятие было разделено на две компании:  АО «НГТС», предоставляющее услуги местной связи в г. Новосибирск и АО «Электросвязь» НСО, предоставляющее услуги   местной связи на территории области кроме г. Новосибирска, а также все остальные услуги связи на территории области.

17 мая 1994 года конференция трудового коллектива ГПСИ «Россвязьинформ» НСО приняла постановление о преобразовании ГПСИ «Россвязьинформ» НСО в Акционерное общество открытого типа «Электросвязь» Новосибирской области (официальное сокращенное наименование АООТ «Электросвязь» НСО).

 АООТ «Электросвязь» НСО стало правопреемником ГПСИ «Россвязьинформ» НСО в части обязательств по электрической связи (городская и сельская телефонная связь, междугородная телефонная связь, проводное радиовещание, телеграфная связь). На конференции трудового коллектива ГПСИ «Россвязьинформ» НСО был выбран первый вариант льгот.

23 мая 1994 года Комитет по управлению государственным имуществом при администрации Новосибирской области издал распоряжение № 586-р, в соответствии с которым было принято решение об учреждении АООТ «Электросвязь» НСО путем преобразования ГПСИ «Россвязьинформ» НСО.

30 мая 1994 года Постановлением Мэрии города Новосибирска № 667 был зарегистрирован Устав Акционерного общества открытого типа «Электросвязь» Новосибирской области.

В июне 2000 года на годовых общих собраниях акционеров АО «Электросвязь» Новосибирской области и ОАО « Новосибирская городская телефонная сеть» было принято решение о реорганизации компаний в форме присоединения ОАО «НГТС» к АО «Электросвязь» НСО. В соответствии с принятым решением 29 декабря 2000 года ОАО «НГТС»  исключено из городского реестра и вошло в состав АО «Электросвязь» НСО как филиал «Городская электросвязь».

Заключение

Реструктуризация предприятия - это структурная перестройка предприятия в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех его ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, земельных, технологических), заключающаяся в соз­дании комплекса бизнес -единиц на основе разделения, соедине­ния, ликвидации (передачи) действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию дру­гих предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций.

Цели реструктуризации: повышение способности фирмы к адаптации в новых усло­виях; вовлечение всех слоев фирмы в снижение издержек в усло­виях конкуренции; поиск путей дополнительной загрузки основных фондов и людей; повышение   инициативы   и   личной   заинтересованности в росте эффективности предприятия, «спасении» производства некоторых видов продукции и рабочих мест.

Принципы реструктуризации: предоставление свободы подразделениям, без чего невоз­можно сделать их подвижными и инициативными, а все предприятие управляемым и быстро адаптирующимся к внешним изме­нениям; не все подразделения без серьезного реформирования дос­тойны жизни; развитие и использование резервов возможны лишь при по­ лучении права самостоятельно пользоваться результатами своих действий.

Формы реструктуризации: реорганизация (Слияние, присоеди­нение, разделение, выделение, преобразование); реструктуризация без признаков реорганизации (путем создания новых юридических лиц (без процедуры выделения) для выполнения ими вместо себя ряда функций; путем приобретения действующего предприятия, которое легко может быть перепрофилировано на нужды предприятия - покупа­теля); сочетание предыдущих двух вариантов.

В практической части работы рассмотрен процесс реструктуризации предприятия ОАО «Электросвязь».

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. -  Справочная система Гарант.

2.     Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. – Справочная система Гарант.

3.     Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4.     Астахов В.П. Проблемы реструктуризации предприятий в России. - М.: Изд-во «Ось», 2003.

5.     Бархатов А.П. Процедуры реструктуризации. - М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004.

6.     Граматенко Т.А. Реструктуризация предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004.

7.     Крешнина М.Н. Реорганизация юридических лиц. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

8.     Савицкая Г.В.  Процедуры реорганизации предприятий. – М: Высшая школа, 2004.


[1] Граматенко Т.А. Реструктуризация предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004. – с. 108.

[2] Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 55.

[3] Астахов В.П. Проблемы реструктуризации предприятий в России. - М.: Изд-во «Ось», 2003. – с. 214.

[4] Крешнина М.Н. Реорганизация юридических лиц. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – с. 67.

[5] Савицкая Г.В.  Процедуры реорганизации предприятий. – М: Высшая школа, 2004. – с. 137.