Содержание

1. Система нормативного регулирования налогового учета. 3

1.1.  Учет как практический вид деятельности. Понятие налогового учета. 3

1.2. Субъекты и уровни нормативного регулирования налогового учета. 5

1.3. Принципиальные отличия системы нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета. 8

2. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета по кругу операций, связанных с погашением стоимости (начислением амортизации) основных средств. 14

Ситуационная задача 1. 18

Ситуационное задание 2. 19

Ситуационная задача 3. 21

Ситуационная задача 4. 22

Ситуационная задача 5. 23

Список литературы.. 25

1. Система нормативного регулирования налогового учета

1.1.  Учет как практический вид деятельности. Понятие налогового учета

Неотъемлемое условие существования человечества – производство материальных благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека в виде жилища, одежды и т.п. Тесно взаимосвязанные процессы обращения и обмена, распределения и потребления материальных благ несут в себе затраты, которые не безразличны обществу, заинтересованному в том,  сколько ему нужно и каких товаров. Все это и обусловило необходимость ведения хозяйственного учета. В широком смысле слова хозяйственный учет – это учет хозяйства, хозяйственной деятельности человеческого общества, который заключается в непрерывном обращении, распределении и потреблении материальных благ.

Хозяйственный учет – это количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных явлений в целях контроля и активного на них воздействия.

За долгую историю своего развития хозяйственный учет превратился в сложную взаимосвязанную систему, включающую в себя бухгалтерский, оперативный (оперативно-технический), статистический, налоговый учет.

Ос­нов­ная цель бух­гал­тер­ско­го уче­та- обес­пе­че­ние ана­ли­ти­ков ин­фор­ма­ци­ей, не­об­хо­ди­мой для при­ня­тия ре­ше­ния. Эти ре­ше­ния ка­са­ют­ся рас­пре­де­ле­ния и ис­поль­зо­ва­ния ог­ра­ни­чен­ных эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов: де­нег, зем­ли, ра­бо­чей си­лы. От то­го, как мы рас­пре­де­ля­ем и ис­поль­зу­ем эти ре­сур­сы, за­ви­сят все­мир­ные сбе­ре­же­ния, це­ны, за­ра­бот­ная пла­та, про­из­вод­ст­во то­ва­ров и ус­луг, аде­к­ват­ность на­ших за­па­сов про­до­воль­ст­вия, ка­че­ст­во транс­порт­ных сис­тем а так­же то, ка­кие стра­ны про­цве­та­ют, а ка­кие- пе­ре­жи­ва­ют спад.

Под­го­тов­ка на­ло­го­вых пла­те­жей- спе­циа­ли­зи­ро­ван­ный раз­дел бух­гал­тер­ско­го уче­та. В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни, на­ло­го­вые пла­те­жи ос­но­ва­ны на фи­нан­со­вой ин­фор­ма­ции. Од­на­ко, час­то ин­фор­ма­ция ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся и при­спо­саб­ли­ва­ет­ся так, что­бы от­ве­чать тре­бо­ва­ни­ям от­че­та о на­ло­ге на при­быль.

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ хозяйствующие субъекты должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета. В этой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы определять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами.

Законодательство о налогах и сборах содержит также ряд предписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например, требование о ведении раздельного учета отдельных объектов налогообложения. В отдельных случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной из предлагаемых нормативными документами методик определения налоговых обязательств.

Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новое понятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которой Налоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализации товаров (работ, услуг). Устанавливая порядок формирования и изменения, а также сроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодекс во многом повторяет положения, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для учетной политики

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения основных экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, пытаясь создать равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают предпосылки для формирования и функционирования единого рыночного хозяйства.

Государство с помощью использования бюджетно-налоговых рычагов оказывает волевое воздействие на ход развития экономики страны.  Деятельность любой организации, предпринимателя и т.д. направлены на извлечение максимальной прибыли. Задача государства – посредством налога на прибыль получить максимум дохода в бюджет.

1.2. Субъекты и уровни нормативного регулирования налогового учета

В Российской Федерации действует система налогообложения, общие принципы построения которой определяет Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

Налоговый  Кодекс  устанавливает  систему налогов и сборов,  взимаемых  в  федеральный   бюджет,   а   также   общие   принципы  налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:     

      1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;   

     2) основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;               

     3) принципы  установления,  введения  в действие и прекращения действия ранее введенных налогов  и  сборов  субъектов  Российской  Федерации и местных налогов и сборов;                             

     4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и  других  участников  отношений,  регулируемых  законодательством  о  налогах и сборах;                                                  

     5) формы и методы налогового контроля;                        

     6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;    

     7) порядок  обжалования  актов  налоговых  органов  и действий  (бездействия) и их должностных лиц.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и  сборах  состоит  из  законов  и  иных нормативных правовых актов о  налогах  и  сборах  субъектов  Российской  Федерации,  принятых  в  соответствии с НК РФ.                                 

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о  местных  налогах  и  сборах принимаются представительными органами  местного самоуправления в соответствии с НК РФ.      

Участниками отношений,    регулируемых   законодательством   о  налогах и сборах, являются:                                       

     1) организации и физические лица,  признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

     2) организации и физические лица,  признаваемые налоговыми агентами;                         

     3) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его  подразделения в Российской Федерации (налоговые органы);  

     4) Государственный таможенный комитет Российской  Федерации  и  его подразделения (таможенные органы);                    

     5) государственные    органы    исполнительной    власти     и  исполнительные     органы    местного    самоуправления,    другие  уполномоченные ими органы и  должностные  лица,  осуществляющие  в  установленном  порядке помимо налоговых и таможенных органов прием  и взимание налогов и (или) сборов,  а также контроль за их уплатой  налогоплательщиками  и  плательщиками  сборов  (далее  -  сборщики  налогов и сборов);                                                

     6) Министерство  финансов  Российской Федерации,  министерства  финансов республик,  финансовые управления (департаменты,  отделы)  администраций   краев,   областей,   городов   Москвы  и  Санкт  -  Петербурга,  автономной области,  автономных  округов,  районов  и  городов (финансовые органы),  иные уполномоченные органы –  при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке  уплаты  налогов  и  сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;     

 

В  Российской  Федерации  устанавливаются  следующие   виды  налогов  и  сборов:

§  федеральные  налоги  и сборы;

§  налоги и сборы  субъектов Российской Федерации  (региональные  налоги  и  сборы);

§  местные налоги и сборы.                                  

Федеральными признаются  налоги  и  сборы,  устанавливаемые  НК РФ и  обязательные  к  уплате на всей территории  Российской Федерации.                                             

Региональными  признаются  налоги и сборы,  устанавливаемые  НК РФ  и  законами  субъектов  Российской  Федерации,  вводимые  в  действие в соответствии с Кодексом законами  субъектов  Российской  Федерации  и  обязательные  к   уплате   на  территориях  соответствующих  субъектов Российской Федерации.

 При  установлении      регионального      налога       законодательными  (представительными)   органами   субъектов   Российской  Федерации определяются следующие элементы налогообложения:

§  налоговые ставки;

§  порядок и сроки уплаты налога,  а также формы отчетности по данному  региональному  налогу.

При установлении регионального налога  законодательными  (представительными)  органами субъектов Российской Федерации могут  также  предусматриваться  налоговые  льготы  и  основания  для  их  использования налогоплательщиком.                                 

Местными  признаются  налоги   и   сборы,   устанавливаемые  НК РФ и    нормативными    правовыми    актами представительных  органов  местного  самоуправления,  вводимые   в  действие   в   соответствии   с  НК РФ  нормативными  правовыми актами представительных органов местного  самоуправления  и   обязательные   к   уплате   на   территориях   соответствующих  муниципальных образований.                                        

Местные налоги  и сборы в городах федерального значения Москве  и  Санкт  -  Петербурге  устанавливаются  в  вводятся  в  действие  законами указанных субъектов Российской Федерации.                

При установлении местного  налога  представительными  органами местного  самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:  налоговые ставки в  пределах,  установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а  также формы отчетности по данному местному налогу.  Иные  элементы  налогообложения    устанавливаются    НК РФ.   При  установлении местного налога представительными  органами  местного  самоуправления  могут  также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.  

              

1.3. Принципиальные отличия системы нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета

 

Налоговый учет - это система обобщения информа  ции для  определения  налоговой  базы  по  налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в  соответствии   с   порядком,   предусмотренным  НК РФ.                                                

В  случае,  если  в регистрах  бухгалтерского учета содержится  недостаточно   информации   для   определения   налоговой  базы    налогоплательщик  вправе     самостоятельно     дополнять    применяемые    регистры  бухгалтерского  учета  дополнительными  реквизитами,  формируя тем  самым  регистры  налогового  учета,   либо  вести  самостоятельные  регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях  формирования  полной  и достоверной  информации  о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных  операций,   осуществленных   налогоплательщиком   в течение   отчетного  (налогового)  периода,  а  также  обеспечения  информацией внутренних и внешних  пользователей  для  контроля  за

 правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.                                           

Система   налогового   учета  организуется  налогоплательщиком  самостоятельно,  исходя  из принципа последовательности применения  норм    и  правил   налогового   учета,    то   есть   применяется  последовательно  от  одного налогового периода к другому.  Порядок

ведения  налогового  учета  устанавливается  налогоплательщиком  в  учетной   политике   для   целей   налогообложения,   утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Налоговые и  иные   органы   не  вправе  устанавливать  для  налогоплательщиков  обязательные формы документов налогового учета.                   

Изменение  порядка  учета  отдельных  хозяйственных операций и  (или)    объектов    в   целях    налогообложения   осуществляется  налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и  сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений  в   учетную  политику  для  целей  налогообложения  при  изменении  применяемых  методов  учета принимается с начала нового налогового  периода,  а  при  изменении законодательства о налогах и сборах не  ранее  чем  с момента  вступления в силу изменений норм указанного  законодательства.                                                  

В случае,  если налогоплательщик начал осуществлять новые виды  деятельности,  он  также  обязан  определить  и отразить в учетной  политике для целей налогообложения принципы  и  порядок  отражения  для целей налогообложения этих видов деятельности.                

Данные налогового учета должны отражать  порядок  формирования суммы  доходов  и  расходов,  порядок  определения  доли расходов, учитываемых  для  целей  налогообложения   в   текущем   налоговом  (отчетном) периоде,  сумму остатка расходов (убытков),  подлежащую  отнесению на  расходы  в  следующих  налоговых  периодах,  порядок  формирования    сумм   создаваемых   резервов,   а   также   сумму  задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.                   

     Подтверждением данных налогового учета являются:              

     1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);  

     2) аналитические регистры налогового учета;                   

     3) расчет налоговой базы.                                      

Формы аналитических регистров налогового учета для определения  налоговой базы,  являющиеся документами для  налогового  учета,  в  обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:        

§  наименование регистра;                                         

§  период (дату) составления;                                    

§  измерители операции в натуральном  (если  это  возможно)  и  в денежном выражении;                                               

§  наименование хозяйственных операций;                          

§  подпись (расшифровку    подписи)   лица,   ответственного   за составление указанных регистров.                                  

Содержание данных   налогового   учета  (в  том  числе  данных  первичных документов) является налоговой тайной.  Лица, получившие  доступ  к  информации,  содержащейся  в  данных  налогового учета,  обязаны хранить налоговую  тайну.  За  ее  разглашение  они  несут  ответственность, установленную действующим законодательством.     

Аналитические регистры   налогового   учета  -  сводные  формы  систематизации данных налогового  учета  за  отчетный  (налоговый)  период,  сгруппированных  в  соответствии с требованиями настоящей  главы,  без распределения  (отражения)  по  счетам  бухгалтерского  учета.                                                            

Данные налогового  учета  -  данные,  которые  учитываются   в  разработочных  таблицах,  справках  бухгалтера  и  иных документах  налогоплательщика,    группирующих    информацию    об    объектах  налогообложения.                                                  

Формирование данных     налогового     учета      предполагает  непрерывность  отражения  в хронологическом порядке объектов учета  для  целей  налогообложения  (в  том  числе  операций,  результаты  которых   учитываются   в   нескольких   отчетных   периодах  либо  переносятся на ряд лет).                                          

При  этом  аналитический  учет  данных налогового учета должен  быть  так  организован  налогоплательщиком,   чтобы  он  раскрывал  порядок формирования налоговой базы.                              

Аналитические регистры  налогового  учета  предназначены   для  систематизации и накопления информации,  содержащейся в принятых к  учету первичных документах,  аналитических данных налогового учета  для отражения в расчете налоговой базы.                           

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных  форм  на  бумажных  носителях,  в  электронном  виде  и (или) любых машинных  носителях.                                                      При этом  формы регистров налогового учета и порядок отражения  в них аналитических  данных  налогового  учета,  данных  первичных  учетных      документов     разрабатываются     налогоплательщиком  самостоятельно и устанавливаются приложениями к  учетной  политике  организации для целей налогообложения.                            

Правильность отражения  хозяйственных  операций  в   регистрах  налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. 

При хранении регистров налогового учета должна  обеспечиваться  их защита от несанкционированных исправлений. Исправление  ошибки  в регистре  налогового  учета должно быть  обосновано  и подтверждено подписью ответственного лица,  внесшего  исправление,   с   указанием   даты   и  обоснованием   внесенного  исправления.

В данной работе уже были рассмотрены уровни регулирования налогового учета, теперь рассмотрим уровни нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета.

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который федеральными законами  внесены изменения и дополнения (последнее изменение от 10.01.2003 г. № 8 –ФЗ).

Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

Таким образом, основные принципиальные отличия систем нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета заключаются в их функциях и предназначении:

§  бухгалтерский финансовый учет – это отражение финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Его цель заключается в формировании полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости. Под эти цели и разрабатываются нормативные акты, регулирующие процесс осуществления бухгалтерского учета и отчетности.

§  налоговый учет - это система обобщения информации для  определения  налоговой  базы  по  налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в  соответствии   с   порядком,   предусмотренным  НК РФ.  Цель налогового учета – выявление информация для определения налогооблагаемой базы. Данные налогового учета должны отражать  порядок  формирования суммы  доходов  и  расходов. Задача государства – посредством налога на прибыль получить максимум дохода в бюджет.

 

2. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета по кругу операций, связанных с погашением стоимости (начислением амортизации) основных средств

 

И в налоговом, и в бухгалтерском учете дается одинаковое определение основных средств.

К основным средствам, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.  Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

§  линейный способ;

§  способ уменьшаемого остатка;

§  способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

§  способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Особенность учета основных средств заключается в постепенном переносе стоимости  основных средств на стоимость изготовленной продукции путем начисления амортизации в течение срока их использования одним из способов, перечисленных выше

Амортизация, как финансовая категория определяет возврат ранее произведенных затрат, связанных с созданием и приобретением основных средств. Амортизационные отчисления по сути представляют собой выведенную из под налогообложения прибыль. Это одна из наиболее существенных льгот по налогу на прибыль, поэтому налоговый учет регламентирует расчет амортизационных отчислений.

Таким образом, можно отметить следующее единообразие между налоговым и бухгалтерским учетом:

§  понятие основных средств;

§  классификация основных средств;

§  методика принятия к учету и выбытия основных средств;

§  определение первоначальной стоимости;

§  начисление амортизации.

Основные отличия заключаются в способах начисления амортизации. Если в бухгалтерском учете предусмотрено 4 способа начисления амортизации, перечисленных выше, то налоговым учетом предусмотрено только два способа:

§  линейный   метод 

§  нелинейный метод

При этом расчет нормы амортизации одинаков как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

При  применении  линейного метода сумма начисленной за один  месяц амортизации в отношении  объекта  амортизируемого  имущества  определяется      как      произведение     его первоначальной  (восстановительной) стоимости и  нормы  амортизации,  определенной  для данного объекта. При применении линейного метода норма амортизации  по  каждому  объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:        

                                                                    K = (1/n) x 100%

     где K   -  норма  амортизации  в  процентах  к  первоначальной  (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;  

     n -    срок    полезного    использования    данного   объекта  амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.                  

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц  амортизации  в  отношении объекта амортизируемого имущества определяется  как  произведение   остаточной   стоимости   объекта  амортизируемого  имущества  и нормы амортизации,  определенной для  данного объекта.                                               

При применении  нелинейного  метода  норма амортизации объекта  амортизируемого имущества определяется по формуле:                

                                                                    K = (2/n) x 100%,

     где K - норма амортизации в процентах к остаточной  стоимости,

 применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;          

     n -   срок    полезного    использования    данного    объекта  амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.                  

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной  (восстановительной)  стоимости  этого  объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:              

§  остаточная стоимость объекта  амортизируемого  имущества  в  целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость  для дальнейших расчетов;                                          

§  сумма  начисляемой  за  один  месяц амортизации в отношении данного  объекта  амортизируемого  имущества  определяется   путем  деления  базовой  стоимости данного объекта на количество месяцев,  оставшихся до  истечения  срока  полезного  использования  данного  объекта.

Кроме того, в налоговом учете нет счетов учета, в то время как бухгалтерский (финансовый) учет осуществляется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Таким образом, взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций, связанных с начислением амортизации основных средств осуществляется посредством единого подхода к методике учета основных средств и начислении амортизации.

Основные отличия заключаются в способах начисления амортизации. Если в бухгалтерском учете предусмотрено 4 способа начисления амортизации, перечисленных выше, то налоговым учетом предусмотрено только два способа: линейный и нелинейный методы.

Ситуационная задача 1

 

В соответствии с договором купли-продажи имущества от 20.07.2003 г. и актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) № 8 от 21.07.2003 г. ООО «Хлоя» продает ЗАО «Герта» весы электронные ВЭУ-100. Договорная стоимость весов составляет 12600 руб. в т.ч. НДС – 20%.

По данным регистров бухгалтерского финансового учета и налогового учета ООО «Хлоя» первоначальная стоимость весов электронных ВЭУ-100 в бухгалтерском и налоговом учете совпадает и равна 13000 руб., сумма начисленной амортизации за время эксплуатации объекта (включая месяц продажи) в бухгалтерском и налоговом учете совпадает и равна 812,5 руб. Срок полезного использования, установленный для объекта при принятии его ук учету (для целей бухгалтерского и налогового учета) составляет 96 месяцев, срок фактической эксплуатации объекта в организации 6 месяцев.

 

Задание:

1.     Рассчитайте сумму финансового результата от продажи объекта основных средств и укажите ее влияние на формирование общего финансового результата деятельности ООО «Хлоя» за июль 2003 г.

2.     Рассчитайте сумму прибыли (убытка) от реализации объекта амортизируемого имущества и укажите ее влияние на расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за июль 2003 г.

 

Решение задания:

 

1.     За шесть месяцев начислена сумма начисленной амортизации составит:

      812,5*6 = 4875 руб.

      Значит балансовая стоимость за минусом износа составит: 13000-4875 = 8125 руб.

      Реализовав объект за 12600 руб., организация получила доход:

      12600/1,2 (без НДС) = 10500 руб.

      Финансовый результат от продажи с учетом износа:

      10500 – 8125 = 2375 руб. – положительный.

2.     Амортизация, как финансовая категория определяет возврат ранее произведенных затрат, связанных с созданием и приобретением основных средств. Амортизационные отчисления по сути представляют собой выведенную из под налогообложения прибыль. Это одна из наиболее существенных льгот по налогу на прибыль. Поэтому, списание амортизации при продаже понизит налогооблагаемую базу на 2375 руб.

 

Ситуационное задание 2

 

Из представленного множества выберите те виды расходов, которые принимаются к вычету при исчислении:

(а) налога на прибыль;

(б) единого налога.

1.     арендные (лизинговые) платежи за арендуемой (принятое в лизинг) имущество

2.     средство или другое имущество, переданное по договорам кредита и займа

3.     суммы начисленных налогоплательщиком дивидендов и другие суммы распределяемого дохода

4.     расходы на сертификацию продукции, услуг

5.     расходы на содержание служебного транспорта

 

 

 

 

Перечень видов расходов (в соответствии с условием задачи)

Расходы, учитываемые при исчислении

Ссылки на статьи (пункты) НК РФ, в соответствии с которыми сделан вывод о возможности принятия к вычету соответствующих видов расходов

Наименование

(а) налога на прибыль

(б) единого налога

1

Арендные (лизинговые) платежи за арендуемой (принятое в лизинг) имущество

 

1

1

Пп.10 п.1 ст. 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией»

П.4 ст.346.16 «Порядок определения расходов»

2

средство или другое имущество, переданное по договорам кредита и займа

 

 

 

3

Суммы начисленных налогоплательщиком дивидендов и другие суммы распределяемого дохода

 

 

 

 

4

расходы на сертификацию продукции, услуг

 

4

 

Пп.2 п.1 ст. 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией»

5

расходы на содержание служебного транспорта

5

5

Пп.11 п.1 ст. 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией»

П.12 ст.346.16 «Порядок определения расходов»

 

 

 

Ситуационная задача 3

 

10.07.2003 г. на складе ООО «Обь» приняты к учету канцтовары на сумму 12000 руб., в том числе НДС – 20% (счет-фактура №25 от 10.07.2003 г.).

В течение июля 2003 г. поставщику данных канцтоваров по счету-фактуре № 25 от 10.07.2003 было оплачено с расчетного счета организации 7500 руб.

15.07.200 г. по требованию №19/84 на нужды заводоуправления были отпущены все приобретенные в этом месяце канцтовары.

 

Задание:

 

Рассчитайте сумму расходов ООО «Шанс» за август 2003 г., учитываемых для целей налогообложения:

§  по правилам главы 25 НК РФ (организация определяет доходы и расходы по методу начисления);

§  по правилам главы 26.2 НК РФ

 

Решение задания:

 

По правилам главы 25 НК РФ:

12000 / 1,2 (без НДС) = 10000 руб.

Согласно п. 2 статьи 346.17 «Порядок признания доходов и расходов» НК РФ расходами  налогоплательщиков  признаются затраты после их фактической оплаты. Поэтому расход составит 7500 руб.

 

Ситуационная задача 4

 

В июле 2003 г. в ЗАО «Исток были безвозмездно получены строительные материалы рыночной стоимостью 5000 руб.

В этом же отчетном периоде 50% стоимости полученных материалов было использовано при текущем ремонте здания котельного цеха.

 

Задание:

1. Рассчитайте сумму внереализационных доходов ЗАО «Исток», участвующих в формировании финансового результата за июль 2003 г.

2.  Рассчитайте сумму внереализационных доходов ЗАО «Исток», учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за июль 2003 г.

 

Решение задания:

 

При формировании финансового результата следует учесть внереализационный доход в сумме 5000 руб.

При расчете налогооблагаемой базы внереализационный доход следует учитывать за минусом проданных товаров:

5000 – (5000*50%) = 25000 руб.

 

 

Ситуационная задача 5

 

По данным регистров налогового учета в ООО «Артекс» за июль 2003 г. сумма начисленной амортизации по основным средствам производственного назначения составила 18750 руб.

По данным регистров бухгалтерского финансового учета за аналогичный период сумма начисленной амортизации по основным средствам производственного назначения составила 14380 руб. Данное расхождение обусловлено разницей в сроках полезного использования, установленных по правилам бухгалтерского финансового учета и налогового учета.

Сумма доходов, полученных ООО «Артекс» за июль 2003 г., по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 125000 руб.

Общая сумма расходов организации за июль 2003 г. (за исключением упомянутой выше суммы начисленной амортизации по основным средствам производственного назначения) по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 70000 руб.

Задание:

 

1.     Рассчитать и квалифицировать полученную ООО «Артекс» за июль 2003 года разницу в расходах по данным бухгалтерского финансового и налогового учета в соответствии с терминологией ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

2.     Рассчитать сумму расхождения условного налога на прибыль и текущего налога на прибыль за июль 2003 г.

3.     Квалифицировать рассчитанные в п.2 расхождения как постоянное налоговое обязательство, отложенное налоговое обязательство или отложенный налоговый актив.

Решение задания:

 

Учитывая, что сумма расхода и дохода по бухгалтерскому и налоговому учету совпадает, полученную разницу следует признать постоянной временной разницей.

Сумма расхождения условного налога на прибыль и текущего налога на прибыль за июль 2003 г.: (18750-14380)*24% / 100 = 10,5 руб.

Согласно п.7 раздела II ПБУ 18/02  расхождение следует квалифицировать как постоянное налоговое обязательство. Под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде

 

Список литературы

 

1.     Налоговый кодекс РФ. Часть 1, 2

2.     Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету  "Доходы организации" ПБУ 9/99  (ред. от 30.03.2001) Министерство финансов Российской Федерации  Приказ от 6 мая 1999 г. № 32н

3.     Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы  организации" ПБУ 10/99 (ред. от 30.03.2001) Министерство финансов Российской Федерации  Приказ от 6 мая 1999 г. N 33н

4.     Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по  налогу на прибыль" ПБУ 18/02 Министерство финансов Российской Федерации  Приказ от 19 ноября 2002 г. N 114н

5.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н

6.     Федеральным законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

7.     Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет. СПб.: ПИТЕР, 2002 г.

8.     План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина РФ от 07.05.2003 №38н). М.: Мысль, 2003.