Содержание

Задание №1. 2

Профессиональные обязанности и ответственность главного бухгалтера. 2

коммерческой организации. 2

Задание №2. 7

Задание №3. 15

Список литературы.. 22

Задание №1

Профессиональные обязанности и ответственность главного бухгалтера

коммерческой организации

Профессиональные обязанности и ответственность главного бухгалтера установлены Федеральным законом о бухгалтерском учета [3] и Квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от  21  августа 1998  г. №  37 [7]

Главный  бухгалтер  назначается  на  должность  и  освобождается  от должности руководителем организации, подчиняется  непосредственно  руководителю организации  и  несет  ответственность  за формирование учетной политики, ведение   бухгалтерского  учета,  своевременное  представление  полной  и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный   бухгалтер  должен обеспечить  соответствие  осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, осуществлять контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования   главного   бухгалтера   по  документальному  оформлению хозяйственных   операций   и   представлению  в  бухгалтерию  необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без  подписи  главного  бухгалтера  денежные  и расчетные документы, финансовые  и  кредитные  обязательства  считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В  случае  разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером  по  осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по  ним  могут  быть  приняты  к  исполнению  с  письменного распоряжения руководителя  организации,  который  несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Должностные обязанности главного бухгалтера.

1. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

3. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

4. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях.

5. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

6. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

7. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.

8. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.

9. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.

10. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

11. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

12. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.

13. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

14. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

15. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

16. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа. Руководит работниками бухгалтерии.

Главный бухгалтер должен знать:

·        законодательство о бухгалтерском учете;

·        постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

·        гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

·        структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития; положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения;

·        порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

·        формы и порядок финансовых расчетов;

·        методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;

·        порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

·        правила расчета с дебиторами и кредиторами;

·        условия налогообложения юридических и физических лиц;

·        порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

·        правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

·        порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

·        правила проведения проверок и документальных ревизий;

·        современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия; передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета;

·        экономику, организацию производства, труда и управления;

·        основы технологии производства; рыночные методы хозяйствования; законодательство о труде;

·        правила и нормы охраны труда.

Главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

 Задание №2

Содержание задания

Задание выполняется на основании следующих материалов, определяющих его содержание:

§  Комплект документов, определяющих условия и порядок осуществления деятельности профессиональной организации:

­   Устав профессиональной организации (Приложение 5)

­   Свидетельство о государственной регистрации (Приложение 6)

­   Справка из органов статистики о присвоении кодов (Приложение 7)

­   Свидетельство о постановке на налоговый учет (Приложение 8)

§  Комплект правоустанавливающих документов, определяющих порядок взаимодействия профессиональной организации с клиентами:

­   Договор возмездного оказания услуг от 01.01.03 № 7 (Приложение 9)

­   Договор возмездного оказания услуг от 30.01.03 №б/н (Приложение 10).

Указанный комплект документов должен быть проанализирован со следующих позиций:

1.     Определить все предусмотренные регистрационными документами виды экономической деятельности профессиональной организации в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст):

1.1.                    Указать код класса и подкласса вида экономической деятельности

Код класса 74 – Предоставление прочих видов услуг

Код подкласса 74.1 – Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

1.2.                    Перечислить какие группы экономической деятельности, в соответствии с ОК 029-2001 относятся к тому же подклассу.

74.11 – Деятельность в области права

74.12 – Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита

74.13 – Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения

74.14 – Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.15 – Деятельность по управлению финансово-промышленными группами

             и холдинг-компаниями

1.3.                    Высказать мнение о том, какой классификационный признак, положен в основу выделения соответствующего подкласса

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. Следовательно, в основе выделения подкласса лежит сфера деятельности «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

2.     Определить, какие виды экономической деятельности фактически осуществляет профессиональная организация в соответствии с представленными договорами возмездного оказания услуг:

2.1.                    Договор №7 от 01.01.03 г. – деятельность в области бухгалтерского учета мнения (код по ОКВЭД 74.12.1) и аудиторская деятельность мнения (код по ОКВЭД 74.12.2)

2.2.                    Договор № б/н от 30.01.03. – деятельность по изучению общественного мнения (код по ОКВЭД 74.13.2) и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления мнения (код по ОКВЭД 74.14.00)

3.     Оценить представленный комплект документов на соответствие нормам гражданского права: (конкретные критерии оценки формулируются студентом самостоятельно в процессе выполнения задания);

Пункт 2 статьи 3 Устава ООО «Главбух» не соответствует статье 3 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Следует написать:

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Согласно статье 14 п. 1 указанного закона размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества, то есть уставный капитала должен составить 100*450 = 45 000 руб., следовательно уставный капитал 10 000 руб. не соответствует законодательству. Соответственно оплаченный на момент регистрации уставный капитал в размере 50% должен составить 22 500 руб., а не 5 000 руб.

В статье 5 Устава общества следует добавить п. 5 следующего содержания «По прекращении указанных в настоящем пункте обстоятельств общество обязано выплатить участникам общества прибыль, решение о распределении которой между участниками общества принято».

4.     Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

4.1.                    Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора.

Финансовый бухгалтерский учет и управленческий бухгалтерский учет. Три этапа: тестирование, оптимизация распределения обязанностей по результатам тестирования, комплект должностных инструкций.

4.2.                    Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.

В договоре не детализированы носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Не установлена дата оплаты услуг Исполнителя.

4.3.                    Выявить факторы первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором. Указать способы (инструменты) снижения уровня профессионального риска Исполнителя.

Наличие бухгалтерской службы, виды учетов, применяемых в организации

5.     Осуществить экспертную оценку степени влияния следующих факторов:

§  Система нормативного регулирования

§  Система документооборота

§  Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета);

§  Уровень квалификации персонала и организационная структура

5.1.                    Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета (уместность, надежность: достоверность, нейтральность, полнота; сопоставимость);

5.2.                    Продолжительность учетного цикла (требование своевременности);

5.3.                    Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса (требование рациональности).

Экспертную оценку степени влияния указанных факторов на параметры учетного процесса необходимо осуществить по 10-балльной шкале.

Факторы

Параметры учетного процесса

Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета

Продолжительность учетного цикла

Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса

уместность

надежность (достоверность, нейтральность, полнота)

Сопоставимость

Система нормативного регулирования

8

10

9

7

6

Система документооборота

7

8

10

9

6

Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета)

7

8

10

9

6

Уровень квалификации персонала и организационная структура

9

10

6

7

8

6.     Классифицировать указанные факторы по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя (указать какие из перечисленных факторов являются внутренними по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя, а какие внешними). Какие положения анализируемого договора подтверждают Ваш вывод о порядке разграничения ответственности сторон?

Внутренние факторы – система документооборота, уровень квалификации персонала и организационная структура, способы накопления и обобщения информации.

Внешние факторы – система нормативного регулирования.

7.     Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

7.1.                    Формализовать объекты профессиональной деятельности и направления взаимодействия сторон в рамках исполнения указанного договора

Объектом профессиональной деятельности Исполнителя является бухгалтерский учет на предприятии, а именно упорядочение системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Исполнитель проводит аудит финансовой деятельности, а Заказчик представляет требуемые для этого документы.

7.2.                    Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон

В договоре не детализированы носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Не установлена дата оплаты услуг Исполнителя.

Задание 3

Вариант

Комплект правоустанавливающих документов

Порядковый номер по реестру правоустанавливающих документов в сборнике

Контрагент

Номер

Дата

Тип правоотношения

5

5

МУП «Энергия»

7531

24.07.2002

отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде

10

Сибирский банк СБ РФ

05/189

11.11.2002

Кредит

37

ПБОЮЛ Грачев С.Г.

271/03

31.01.2003

Хранение

42

ООО «Турбо-Х»

12/03

01.02.2003

поставка товаров

47

ООО «Балтика»

306/03

02.02.2003

Комиссия

52

ОАО «Сибирь»

23

05.02.2003

купля-продажа товаров

70

ООО КБ «Сибирский Крестьянский банк»

12

18.03.2003

купля-продажа ценных бумаг

Задание:

1.     Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права

1.1.                    Определить наличие всех необходимых внешних атрибутов договора

1.2.                    Определить вид обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ)

1.3.                    Классифицировать договор:

1.3.1. по времени возникновения правоотношения

1.3.2. в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон

1.3.3. в зависимости от типов возникающих обязательств

1.4.                    Определить предмет договора, его соответствие изложенному в тексте

1.5.                    Определить момент перехода (момент возникновения) права собственности

1.6.                    Назвать существенные условия данного вида договора, степень их прописанности в тексте самого договора

1.7.                    Выявить (по тексту договора) имеющиеся противоречия действующему законодательству

1.8.                    Можно ли данный договор считать заключённым?

2.     Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса:

2.1.                    Какие риски несёт каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий?

2.2.                    Определить, какие иные виды гражданско-правовых договоров потенциально применимы для оформления рассматриваемой хозяйственной операции

2.3.                    Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?

2.4.                    Определите форму и условия расчётов с контрагентом, предусмотренные договором. Какие альтернативные варианты возможны в рассматриваемой ситуации? По каким критериям Вы можете сравнить выявленные альтернативы?

3.     Описать хронологическую последовательность событий (фактов хозяйственной жизни) исходя из условий договоров (заключение договора; исполнение договора обеими сторонами) по каждому правоустанавливающему документу.

4.     Определить комплект первичных учетных документов для каждого описанного события в соответствии с требованиями законодательства.

5.     Проанализировать фактически имеющийся комплект первичных учетных документов на предмет:

1.1.                                                   полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов;

1.2.                                                   соответствия форм первичных учетных документов требованиям действующего законодательства;

1.3.                                                   полноты заполнения всех реквизитов в каждом первичном учетном документе;

1.4.                                                   правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов (в том числе предварительно согласованных сторонами в договоре).

№ варианта 5

Договор

События и их последовательность

Комплект первичных учетных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства

Фактически имеющийся комплект первичных учетных документов

Выводы

МУП «Энергия»

Заключение договора, выполнение условий договора

Договор, счет-фактура, платежное поручение, банковская выписка

Договор

Сибирский банк СБ РФ

ПБОЮЛ Грачев С.Г.

Заключение договора, поступление товара на хранение, оплата услуг

Договор, акты приема-передачи материальных ценностей, платежное поручение

Договор

ООО «Турбо-Х»

Заключение договора, поступление товара, реализация товара, взаиморасчеты

Договор, накладные, счета-фактуры, платежные поручения

Договор

В типе правоотношений значится поставка товара, фактически в договоре речь идет о реализации

ООО «Балтика»

Заключение договора, поступление товара на хранение, оплата услуг

Договор

Договор комиссии

ОАО «Сибирь»

Заключение договора, поступление товара, оплата товара

Договор купли-продажи

Договор купли-продажи

ООО КБ «Сибирский Крестьянский банк»

Заключение договора, акт приема-передачи ЦБ, перечисление средств за приобретение ЦБ

Договор купли продажи ЦБ

Договор купли продаж

Договор

Событие

Первичные учетные документы (фактически имеющиеся)

Выводы о соответствии имеющегося пакета первичных учетных документов требованиям действующего законодательства в части

полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов

форм первичных учетных документов

полноты заполнения реквизитов первичных учетных документов

правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов

МУП «Энергия

Поставка тепловой энергии

Договор

В полном объеме

В полном объеме

Сибирский банк СБ РФ

Кредит

Нет договора на предоставление кредита

Нет договора

ПБОЮЛ Грачев С.Г.

Хранение

Договор хранения

В полном объеме

Соответствует

В полном объеме

В полном объеме

ООО «Турбо-Х»

Поставка товара, реализация

Договор

В полном объеме

В полном объеме

ООО «Балтика»

Маркетинговые исследование, хранение

Договор

Нет реквизитов сторон

В полном объеме

В полном объеме

ОАО «Сибирь»

Купля продажа товаров

Договор купли продажи

В полном объеме

Соответствует

В полном объеме

В полном объеме

ООО КБ «Сибирский Крестьянский банк»

Купля-продажа ЦБ

Договор купли-продажи ЦБ

В полном объеме

Соответствует

В полном объеме

В полном объеме

Список литературы

 

1.Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 21.03.2002)

2.                Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Бухгалтер и договор. Свод хозяйственных договоров и документооборота предприятий с юридическим, арбитражным и налоговым комментарием. Сборник 1. - "Налоги и финансовое право", 2002 г.

3.                Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете / Под общ. ред. Касьяновой Г.Ю.  – М.: Информцентр, 2001.

4.                 Документооборот предприятия: Справочник /Авт.-сост. Усманова Н.Р. – М.: Приор, 2000. – 400 с.

5.                 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая 2002 г.)