Содержание

Введение. 2

1. Основные направления реформирования системы бухгалтерского учета  5

Задание 2. Практическое задание. 11

Практическое задание № 3. 17

Список литературы.. 35

Введение

Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях: ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроль за сохранностью материальных ценностей, анализ отчетных данных, участие в профессиональных организациях и т.д.

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обощения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерская процедура - последовательность решения учётных задач путём квалификации фактов хозяйственной жизни, т. е. их регистрации, группировки и интерпретации. Цель процедуры - создать возможности для принятия решения.

В задачи бухгалтерской службы входят следующие:

-         формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям – инвесторам, кредиторам, государственным органам;

-         обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами, нормами и сметами;

-         предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Очевидно, что это достаточно сложный технологический процесс, в котором участвует множество людей, имеющих различный уровень профессиональной подготовки.

Поэтому роль дисциплины «Бухгалтерское дело» играет одно из первостепенных значений в подготовке специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В свою очередь для изучения данной дисциплины важно изучить такие дисциплины как: правоведение, налоги и налогообложение, теория бухгалтерского учета, контроль и ревизия, аудит и его основы, бухгалтерский финансовый и управленческий учета, бухгалтерская отчетность.

Изучение перечисленных дисциплин необходимо для осуществления основных функций бухгалтерского учета, которыми являются:

-         контрольная. В условиях наличия различных форм собственности, формирования рыночных отношений происходит усиление контрольной функции бухгалтерского учета;

-         информационная. Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информации.

-         обеспечения сохранности собственности. Инструментом реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности.

-         обратной связи. Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений за определенный период.

-         аналитическая. Подразумевает обеспечение аналитических служб предприятия полной и достоверной информацией для проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности с помощью инструментария бухгалтерского учета.

1. Основные направления реформирования системы бухгалтерского учета

 

На протяжении последнего десятилетия происходило постепенное снижение роли государства в области регулирования бухгалтерского учета и контроля за правильностью его применения. Почти исчезли отраслевые министерства, занимавшиеся разработкой и доведением до подведомственных предприятий отраслевых указаний по ведению бухгалтерского учета. Ликвидирована ведомственная система подготовки и повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета[1].

В настоящее время в рамках административной реформы пересматриваются функции государства, в том числе функции Минфина России. Встал вопрос об избыточности ряда функций в области бухгалтерского учета, в частности, была признана потенциально избыточной в среднесрочной перспективе разработка проектов законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету. Именно разработка, а не их утверждение, что базируется на нормах Конституции Российской Федерации (ст.71), а также Решении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г., обусловившими роль государства в общем методологическом руководстве бухгалтерским учетом в стране (как известно, Правительство Российской Федерации эти функции делегировало Минфину России).

В 1998 г. Правительством РФ была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО[2], которая наметила основные направления совершенствования российской системы бухгалтерского учета. Цель Программы - реформирование системы бухгалтерского учета в РФ в связи с изменениями экономической системы, гражданско-правовой среды, характера общественных отношений в РФ, а также круга пользователей бухгалтерской отчетности.

Существовавшая ранее система ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности учитывала интересы только одного пользователя - государства и определяла правила бухгалтерского учета в условиях плановой организации экономики.

Следует иметь в виду, что формирование российской системы бухгалтерского учета происходило под влиянием таких факторов, как плановое ведение хозяйства и жесткий государственный контроль, тогда как переход от планового хозяйства к установлению рыночных отношений и налогового контроля сопровождался и сопровождается прогрессирующим процессом инфляции. Определенное влияние на формирование российской системы бухгалтерского учета оказало отсутствие развитого рынка ценных бумаг и присутствие в экономике бартерных расчетов[3]. Под влиянием этих факторов и сформировалась российская система бухгалтерского учета. Эта система к настоящему времени сложилась в основном как система, служащая различным целям, основной из которых является сбор налогов. Но, как свидетельствует международная практика, смещение целей всегда порождает противоречие в методах и, как правило, не дает положительных результатов. В этой связи внедрение МСФО должно оказать положительное влияние на сложившуюся ситуацию.

Улучшение качества финансовой информации выгодно не только предприятиям, имеющим сторонних инвесторов в лице банков, но и руководителям всех хозяйствующих субъектов, которые благодаря МСФО имеют реальную возможность получения более полного представления о реальных экономических условиях деятельности своего предприятия для принятия более эффективных управленческих решений.

Как известно, международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы на подготовку отчетности, особенно в условиях консолидированной финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, работающих в разных странах, но и снизить затраты на привлечение капитала.

В международных стандартах нашли свое отражение все важнейшие вопросы бухгалтерского учета: учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и др. Каждый стандарт содержит информацию следующего характера:

- объект учета: дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом;

- признание объекта учета: дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;

- оценка объекта учета: приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;

- отражение в финансовой отчетности: раскрывается информация об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

Переход экономических отношений на рыночные рельсы, появление многочисленной группы пользователей, заинтересованных в учетной и отчетной финансовой информации, а  также изменения гражданско-правовой среды предопределили необходимость адекватной трансформации как системы, так и правил бухгалтерского учета. При этом в Программе учтены результаты реформирования бухгалтерского учета начиная с 1992 г. и цель реформы определена как создание необходимых условий для получения достоверной и надежной финансовой информации - неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры, обеспечивающего благоприятный инвестиционный климат[4].

Основными направлениями реформы являются:

- совершенствование нормативного правового регулирования;

- формирование нормативной базы (стандарты);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов по бухгалтерскому учету);

- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета, и регулирование соответствующей деятельности).

В настоящее время уже можно подвести итоги реализации Программы реформирования и признать их удовлетворительными. С марта 1998 г. по настоящее время было утверждено 19 Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). Здесь и далее мы будем называть ПБУ российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ).

По состоянию на 2004 г. в области формирования нормативной базы бухгалтерского учета разработано и действует 20 Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ); 12 методических указаний; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, а также блок нормативных документов по формированию бухгалтерской отчетности. В результате этой работы многие положения Международных стандартов финансовой отчетности внедрены в российскую нормативную базу, сформирован новый понятийный аппарат, отражающий вновь появившиеся объекты бухгалтерского учета (например, нематериальные активы, финансовые вложения, прекращаемая деятельность и т.д.).

Важнейшими методологическими документами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету, в которых раскрываются нормы учета, закрепленные в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и ряде других законов. ПБУ устанавливают основные правила по организации и ведению бухгалтерского учета базовых категорий имущества и обязательств (материально-производственных запасов, основных средств,  доходов, расходов и т.п.), а также порядок составления и представления бухгалтерской отчетности[5].

Целью реформирования российского бухгалтерского учета в рамках Программы было приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Действительно, многие РСБУ имеют аналоги в МСФО, в то же время большинство МСФО не имеют аналогов в РСБУ.

Продолжением указанной Программы стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ, разработанная по решению Правительства РФ Министерством финансов РФ в 2004 году. Согласно Концепции бухгалтерский учет в РФ должен развиваться по следующим направлениям:

- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения МСФО;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

- усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

- существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности[6].

Согласно плану реализации Концепции:

- кредитные организации формируют консолидированную отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2004 г.;

- с 2004 по 2007 г. планируется обязательный перевод на МСФО консолидированной отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов <4>, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международным стандартам (GAAP USA);

- с 2008 по 2010 г. планируется обязательный перевод на МСФО консолидированной отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международным стандартам.

Концепция 2004 г. принципиально отличается от Концепции 1997 г.:

во-первых, в новой Концепции почти нет точных формулировок, которые при организации и ведении бухгалтерского учета могли бы непосредственно применяться;

во-вторых, собственно о бухгалтерском учете (как о процессе формирования информации, необходимой для составления отчетности) в Концепции 2004 г. практически ничего не говорится - все внимание разработчиков сосредоточено только на самой отчетности;

в-третьих, предусматривается фактическое исключение органов государственного управления (Минфина России) из числа субъектов, формирующих правила составления отчетности, с одновременным существенным повышением роли так называемого профессионального сообщества. Минфину России предполагается предоставить право обеспечения законодательного утверждения всех инициатив и разработок, выходящих из недр этого сообщества.

Концепция 2004 г., так же как и другие нормативные акты, регулирующие реформу бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, определяет в качестве магистрального направления реформирования переход на МСФО.

Задание 2. Практическое задание

1.    Определить все предусмотренные регистрационными документами виды экономической деятельности профессиональной организации в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст):

1.1.                    Указать код класса и подкласса вида экономической деятельности

Код класса 74 – Предоставление прочих видов услуг

Код подкласса 74.1 – Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

1.2.                    Перечислить какие группы экономической деятельности, в соответствии с ОК 029-2001 относятся к тому же подклассу.

74.11 – Деятельность в области права

74.12 – Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита

74.13 – Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения

74.14 – Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.15 – Деятельность по управлению финансово-промышленными группами

             и холдинг-компаниями

1.3.                    Высказать мнение о том, какой классификационный признак, положен в основу выделения соответствующего подкласса

В основу выделения подкласса лежит сфера деятельности «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

2.     Определить, какие виды экономической деятельности фактически осуществляет профессиональная организация в соответствии с представленными договорами возмездного оказания услуг:

2.1.                    Договор №7 от 01.01.03 г. – деятельность в области бухгалтерского учета мнения (код по ОКВЭД 74.12.1) и аудиторская деятельность мнения (код по ОКВЭД 74.12.2)

2.2.                    Договор № б/н от 30.01.03. – деятельность по изучению общественного мнения (код по ОКВЭД 74.13.2) и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления мнения (код по ОКВЭД 74.14.00)

3.     Оценить представленный комплект документов на соответствие нормам гражданского права: (конкретные критерии оценки формулируются студентом самостоятельно в процессе выполнения задания);

Представленный комплект документов отвечает соответствует нормам гражданского права:

§  достоверность данных, отображенных в документах;

§  письменная форма заключенных договоров;

§  в договорах определены все необходимые условия: предмет договора, права и обязанности сторон, стоимость и порядок расчетов, срок действия, ответственность сторон.

§  наличие полного перечня обязательных реквизитов.

4.     Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

4.1.                    Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора.

В рамках договора указаны виды учета: финансовый бухгалтерский учет и управленческий бухгалтерский учет. Работа по договору разделена на три этапа: тестирование, оптимизация распределения обязанностей по результатам тестирования, комплект должностных инструкций.

В соответствии с договором ООО «Главбух» (Исполнитель) обязуется не только вести бухгалтерский и налоговый учет, но и составлять и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в бюджет, внебюджетные фонды, органы статистики для ООО «Хладомир» (Заказчик).

В рамках исполнения указанного договора предусмотрен следующий учетно-отчетный период: первый учетно-отчетный период – I квартал 2003 год; последний  учетно-отчетный период – IV квартал 2004 года.

Срок оказания услуг по настоящему договору: 01.01.2003 г. - 01.04.2005 г.

4.2.                    Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.

В договоре следует детализировать носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Кроме того, в договоре не установлена конкретно дата оплаты услуг Исполнителя. Поэтому можно говорить о недостаточной степени детализации договора

4.3.                    Выявить факторы первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором. Указать способы (инструменты) снижения уровня профессионального риска Исполнителя.

Факторы первого уровня:

-         уровень профессиональной подготовки работников;

-         структура управления;

-         концентрация данных и программ для их обработки;

-         уровень внутреннего контроля.

Инструментами снижения уровня профессионального риска Исполнителя должны стать:

-         высококвалифицированные кадры;

-         своевременность, уместность и полнота представленной информации;

-         степень доверия Исполнителю со стороны Заказчика и полнота предоставляемых данных;

-         специальные проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом авторизуются и отражаются в учете своевременно и без ошибок.

5.     Осуществить экспертную оценку степени влияния следующих факторов:

§  Система нормативного регулирования

§  Система документооборота

§  Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета);

§  Уровень квалификации персонала и организационная структура

5.1.                    Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета (уместность, надежность: достоверность, нейтральность, полнота; сопоставимость);

5.2.                    Продолжительность учетного цикла (требование своевременности);

5.3.                    Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса (требование рациональности).

Экспертную оценку степени влияния указанных факторов на параметры учетного процесса необходимо осуществить по 10-балльной шкале.

Таблица 3

Факторы

Параметры учетного процесса

Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета

Продолжительность учетного цикла

Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса

уместность

надежность (достоверность, нейтральность, полнота)

Сопоставимость

Система нормативного регулирования

1

3

3

2

2

Система документооборота

3

1

3

2

2

Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета)

3

3

2

3

3

Уровень квалификации персонала и организационная структура

3

3

2

3

3

6.     Классифицировать указанные факторы по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя (указать какие из перечисленных факторов являются внутренними по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя, а какие внешними). Какие положения анализируемого договора подтверждают Ваш вывод о порядке разграничения ответственности сторон?

Внутренние факторы – локальные акты по велению бухгалтерского учета, система документооборота, уровень квалификации персонала и организационная структура, способы накопления и обобщения информации.

Внешние факторы – система нормативного регулирования.

7.     Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

7.1.                    Формализовать объекты профессиональной деятельности и направления взаимодействия сторон в рамках исполнения указанного договора

Объектом профессиональной деятельности Исполнителя является бухгалтерский учет на предприятии - упорядочение системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Исполнитель проводит аудит финансовой деятельности, а Заказчик представляет необходимые для этого документы.

7.2.                    Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон

В договоре в достаточной степени детализированы права, обязанности и ответственность сторон: Исполнитель обязуется оказывать услуги в письменной форме квалифицированно, своевременно и в достаточном объеме. Заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечивать Исполнителя всеми документами, необходимыми для консультирования; своевременно оплачивать услуги Исполнителя. Стороны отвечают по своим обязательствам согласно законодательству, действующему на территории Российской Федерации.

Между сторонами, в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора: определены стоимость и порядок расчетов, срок действия договора, условия расторжения договора.

В договоре не детализированы носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Не установлена дата оплаты услуг Исполнителя. Поэтому можно сказать, что степень детализации договора не достаточная.

 

Практическое задание № 3

Таблица 4

Вариант

Комплект правоустанавливающих документов

Порядковый номер по реестру правоустанавливающих документов в сборнике

Контрагент

Номер

Дата

Тип правоотношения

1

54

ЗАО «Контакт»

5

12.02.2003

купля-продажа имущества

71

ООО «Недвижимость»

1

20.03.2003

аренда

11

ООО ОП «Мустанг»

03.03.2001

оказание услуг охраны

35

ООО «Информационно-технический центр»

СПЛ 0041

29.01.2003

купля-продажа программного продукта

22

ООО «Конси»

90/03

05.01.2003

комиссия

51

ООО «Афина»

13

05.02.2003

купля-продажа товаров

60

ООО «НЭВЕЛ»

274/03

26.02.2003

хранение

Задание:

1. Оценка представленного комплекта правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права

1.1. Определение наличия всех необходимых внешних атрибутов

Представленный комплект правоустанавливающих документов имеет все необходимые внешние атрибуты: название договора, номер договора, дата заключения договора, юридические адреса сторон.

1.2. Определение вида обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ)

Представленный комплект правоустанавливающих документов включает следующие  виды обязательств:

-         купля-продажа

-         аренда;

-         услуги охраны;

-         купля-продажа;

-         комиссия;

-         купля-продажа;

-         хранение.

1.3. Классификация договора:

1.3.1    по времени возникновения правоотношения: договор, вступающий в силу со дня подписания его сторонами и до полного исполнения обязательств; договор с фиксированным сроком действия.

1.3.2    в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон: заказчик поручает выполнить определенные услуги и оплатить их, а исполнитель – выполнить.

1.3.3    в зависимости от типов возникающих обязательств: договор купли-продажи; договор аренды; договор охраны; договор купли-продажи; договор комиссии; договор купли-продажи; договор хранения.

1.4 Определить предмет договора, его соответствие изложенному в тексте

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

Предмет договора – купля – продажа имущества. Имущество – электронные весы стоимостью 15600 руб. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

Предмет договора – передача и принятие во временное пользование нежилого помещения. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

Договор №3/3-01

Предмет договора – охрана Исполнителем объектов Заказчика. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

В договоре отсутствует дата.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

Предмет договора – программный продукт. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

Предмет договора – изучение Комиссионером  рынка продовольственной продукции, поиск покупателей, реализация продукции Комитента.

Комплекс услуг по приемке, складированию, хранению продукции не соответствует предмету договора.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

Предмет договора – купля-продажа картриджа, термо-пленка для лазерного принтера, цилиндр для лазерного принтера. Для приобретения товара поштучно договор не заключается, достаточно представленного Продавцом счета – фактуры для оплаты Покупателю.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

Предмет договора – хранение товара. Договор хранения заключается на определенный период, а не на отдельную партию. Поэтому упоминание о количестве неуместно. Кроме того, договор составлен некорректно в части нумерации пунктов.

1.5. Определение момента перехода (момента возникновения) права собственности

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

Право собственности переходит от Продавца к Покупателю в момент передачи весов, о чем составляется подписываемый сторонами акт с указанием состояния передаваемого имущества и недостатков.

Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

Право собственности отсутствует.

Договор №3/3-01

Право собственности отсутствует.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

Право собственности на Программный продукт переходит от Продавца к Покупателю с момента подписания сторонами товарной накладной.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

Право собственности отсутствует.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

Право собственности переходит к Покупателю с момента передачи его Продавцом Покупателю по товарной накладной.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

Право собственности отсутствует.

1.6. Определение существенных условий данного вида договора, степени их прописанности в тексте самого договора.

Существенными условиями являются:

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

-         наименование имущества, его стоимость;

-         момент перехода права собственности;

-         период действия договора;

-         юридические и банковские реквизиты.

Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

-         месторасположение арендуемого помещения, его площадь;

-         назначение арендуемого помещения;

-         содержание арендуемого помещения;

-         арендная плата;

-         срок действия договора;

-         юридические и банковские реквизиты.

Договор №3/3-01

-         объекты охраны;

-         коммерческая тайна  охраняемых объектов;

-         порядок возмещения ущерба;

-         сумма, форма, порядок оплаты;

-         юридические и банковские реквизиты.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

-         наименование программного продукта, его комплектность;

-         момент перехода права собственности;

-         стоимость программного продукта;

-         сопровождение программного продукта;

-         порядок и сроки расчетов;

-         юридические и банковские реквизиты.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

-         наименование продукции;

-         цена продукции;

-         порядок и сумма расчетов;

-         транспортировка продукции, складирование и охрана;

-         срок действия договора;

-         юридические и банковские реквизиты.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

-         наименование товара, его количество, цена;

-         момент перехода права собственности;

-         порядок расчетов;

-         юридические и банковские реквизиты.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

-         момент перехода ответственности по охране товара;

-         действия в случае обнаружения недостачи товара;

-         время доступа к месту хранения товара;

-         стоимость и порядок расчетов;

-         юридические и банковские реквизиты.

Существенные условия прописаны в указанных договорах достаточно подробно.

1.8. «Можно ли данный договор считать заключенным?»

Перечисленные договора можно считать заключенными, потому что в них определены все существенные условия, достигнуты соглашения между сторонами, и они составлены в двух экземплярах.

2.     Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса:

2.1                       Какие риски несёт каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий?

Стороны несут риск расторжения договора и убытки. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения, а при расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

2.2                       Определить, какие иные виды гражданско-правовых договоров потенциально применимы для оформления рассматриваемой хозяйственной операции

К рассматриваемому перечню хозяйственных операций, представленных в договорах  потенциально применимы следующие виды гражданско-правовых договоров:

Договор контракции: по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Договор возмездного оказания услуг: по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Товарный кредит: сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

2.3                       Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?

Управляемые условия:

-         срок действия договора;

-         цена, количество, ассортимент  товаров;

-         порядок поставки товаров;

-         порядок расчетов;

-         момент перехода права собственности;

-         распределение ответственности за совершаемые операции;

-         период действия договорных отношений.

С точки зрения повышения эффективности бизнеса, предпочтительны следующие параметры рассматриваемой сделки:

-         срок действия договора;

-         стоимость, качество и количество товаров, время его доставки;

-         порядок расчетов.

2.4                       Определите форму и условия расчётов с контрагентом, предусмотренные договором. Какие альтернативные варианты возможны в рассматриваемой ситуации? По каким критериям Вы можете сравнить выявленные альтернативы?

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

Форма расчета – безналичная.

Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

Форма расчета – безналичная.

Договор №3/3-01

Форма расчета – любая, в зависимости от объема и качества предоставляемых охранных услуг, особенностей охраняемых объектов.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

Форма расчета – безналичная или наличная.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

Форма расчета – любая, определяется дополнительными соглашениями.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

Форма расчета – безналичная по предоплате.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

Форма расчета – безналичная.

Альтернативные варианты: взаимозачет, бартер, расчеты чеками, вексель.

3.     Описать хронологическую последовательность событий (фактов хозяйственной жизни) исходя из условий договоров (заключение договора; исполнение договора обеими сторонами) по каждому правоустанавливающему документу.

4.     Определить комплект первичных учетных документов для каждого описанного события в соответствии с требованиями законодательства.

5.     Проанализировать фактически имеющийся комплект первичных учетных документов на предмет:

5.1                                                      полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов;

5.2                                                      соответствия форм первичных учетных документов требованиям действующего законодательства;

5.3                                                      полноты заполнения всех реквизитов в каждом первичном учетном документе;

5.4                                                      правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов (в том числе предварительно согласованных сторонами в договоре).

Таблица 5

Установление взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни, типом правоотношений и комплектом первичных учетных документов

 

№ варианта 1

Договор

События и их последовательность

Комплект первичных учетных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства

Фактически имеющийся комплект первичных учетных документов

Выводы

Купли-продажи № 5 от 12.02.03

Заключается договор 12.02.03г., перечисляется 15600 руб. на расчетный счет Продавца Покупателем в срок до 28.02.03 г., составляет акт на передачу имущества и право собственности переходит к Покупателю.

Документы, оформляющие операции, связанные

с движением товаров и оказанием услуг

Договор, счет – фактура, платежное поручение, акт приема-передачи

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Аренды нежилого помещения №1 от 20.03.03

Заключается договор 20.03.03 г., составляется акт о передаче помещения в аренду, до 10-го числа, начиная со 2 месяца аренды перечисляется сумма оплаты

Договор, акт приема-передачи нежилого помещения, счет-фактура к оплате, платежное поручение

Договор, акт приема-передачи нежилого

помещения, счет-фактура к оплате, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

3/3-01

Заключение договора и дополнительного соглашения об оплате, акт о сдаче объекта под охрану, исполнение условий договора

Договор, дополнительные соглашения к договору, счет к оплате, акт, платежное поручение

Платежное поручение, акт сдачи-приемки выполненных услуг

Договор нельзя считать заключенным, т.к. отсутствует дата заключения договора

Купли-продажи программного продукта №СПЛ0041 от 29.01.03 г.

Заключение договора купли-продажи, перечисление средств Покупателем на расчетный счет Продавца в счет оплаты ПП, передача программного продукта по товарной накладной, установка ПП на компьютер

Договор, товарная накладная, счет-фактура, акт приемки передачи нематериального актива

Договор купли-продажи, товарная накладная, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Комиссии №90/03 от 05.01.03 г.

Заключается договор. Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции, далее «Продукция», поиску покупателей, реализации Продукции Комитента на территории РФ, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции. Комитент выплачивает Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги.

Документы, оформляющие операции, связанные

с движением товаров и оказанием услуг, счета –фактуры выданные, счет - фактуры полученные

Договор комиссии. Отчет о продаже товаров, Акт о приемке товаров

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Купли-продажи №13 от 05.02.03 г.

Заключение договора, предоплата, поставка товара по товарной накладной

Договор поставки товара, счет-фактура, платежное поручение

Договор купли-продажи товаров, счет-фактура, доверенность на получение товара №4 от 11.02.03, приходный ордер №5 от 12.02.03, требование-накладная №3 от 14.02.03, материальный отчет от 28.02.03

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Хранения №274/03 от 26.02.03 г.

Заключение договора, приемка товара на хранение, оплата услуг

Договор хранения, счета-фактуры, накладные, платежные поручения, акты приема-передачи материальных ценностей

Договор хранения, счет-фактура, товарная накладная, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Таблица 6

Анализ первичных учетных документов на соответствие требованиям законодательства

№ варианта 1

Договор

Событие

Первичные учетные документы (фактически имеющиеся)

Выводы о соответствии имеющегося пакета первичных учетных документов требованиям действующего законодательства в части

полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов

форм первичных учетных документов

полноты заполнения реквизитов первичных учетных документов

правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов

Купли-продажи № 5 от 12.02.03

Продавец передает товар в собственность Покупателя, а Покупатель принимает данный товар и оплачивает его.

Договор, счет – фактура, платежное поручение, акт приема-передачи

Учетные первичные документы в полном объеме

Соответствуют законодательству

Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству

Документы заполнены правильно

Аренды нежилого помещения №1 от 20.03.03

Арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилое помещение для размещения офиса.

Договор, акт приема-передачи нежилого

помещения, счет-фактура к оплате, платежное поручение

Учетные первичные документы в полном объеме

Соответствуют законодательству

Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству

Документы заполнены правильно

3/3-01

Исполнитель охраняет имущество Заказчика. Заказчик оплачивает услуги Исполнителя.

Платежное поручение, акт сдачи-приемки выполненных услуг

Первичные документы не в полном объеме, нет договора

Соответствуют законодательству

Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству

Документы заполнены правильно

Купли-продажи программного продукта №СПЛ0041 от 29.01.03 г.

Продавец передает товар в собственность Покупателя, а Покупатель принимает данный товар и оплачивает его.

Договор купли-продажи, товарная накладная, платежное поручение

Учетные первичные документы в полном объеме

Соответствуют законодательству

Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству

Документы заполнены правильно

Комиссии №90/03 от 05.01.03 г.

Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции,  поиску покупателей, реализации Продукции Комитента, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции. Комитент выплачивает Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги.

Договор комиссии. Отчет о продаже товаров, Акт о приемке товаров

Учетные первичные документы в полном объеме

Соответствуют законодательству

Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству

Документы заполнены правильно

Купли-продажи №13 от 05.02.03 г.

Продавец передает товар в собственность Покупателя, а Покупатель принимает данный товар и оплачивает его.

Договор купли-продажи товаров, счет-фактура, доверенность на получение товара №4 от 11.02.03, приходный ордер №5 от 12.02.03, требование-накладная №3 от 14.02.03, материальный отчет от 28.02.03

Учетные первичные документы в полном объеме

Соответствуют законодательству

Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству

Документы заполнены правильно

Хранения №274/03 от 26.02.03 г.

Хранитель за вознаграждение принимает и хранит у себя передаваемые ему Поклажедателем товары, и возвращает эти товары по требованию Поклажедателя.

Договор хранения, счет-фактура, товарная накладная, платежное поручение

Учетные первичные документы в полном объеме

Соответствуют законодательству

Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству

Документы заполнены правильно

Список литературы

1           Гражданский кодекс РФ

2           Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003)

3           Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении «Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных  средств» ПБУ 6/01 (ред. от 18.05.2002)

4           Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету  основных средств»

5           Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31.10.2000 г. с изменениями от 7 мая 2003 г. №38н

6           Методические указания для выполнения контрольных работ / Н.Г. Сафронова, Е.В. Княжевская, М.И. Тест. – Новосибирск, НГАЭиУ, 2003.


[1] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.

[2] Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283.

[3]  Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2002.

[4] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.

[5] Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2002.

[6] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.