Содержание

1. Нормативное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации  3

2. Практическая задача. 10

3. Практическая задача. 15

Список литературы.. 17

Нормативное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации

Налоговые отношения до принятия в целом Налогового кодекса Российской Федерации регулировались более чем 30 федеральными законами, а также около 20 постановлениями Правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Минфина, Центробанка, Министерства по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации существовало огромное число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты региональных и местных налогов [15, c. 6].

Система налоговых отношений должная быть четкой, продуманной и эффективной. Так как этого не было, возникла необходимость создания совершенной налоговой системы, чему и было положено начало в 1991 г.

С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ – документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы государства и регулирующего правовые отношения между налогоплательщиком и государством в связи с исчислением и уплатой налогов.

Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.

При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса были приняты четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

В настоящее время вторая часть Налогового кодекса включает 11 глав. Помимо вышеперечисленных глав, были добавлены три главы, посвященные специальным налоговым режимам, и кроме этого глава, посвященная транспортному налогу.

После принятия остальных глав второй части Налогового кодекса он станет единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации [15, c. 13].

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса Российской Федерации не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие налоги), формирующие основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах, в различных экономических режимах, здесь они показали свою достаточно высокую эффективность, за годы экономических реформ к ним адаптировались российские налогоплательщики.

Налоговый кодекс определяет приоритет интересов налогоплательщика при исполнении им обязанностей по уплате налогов и содержит следующие основные принципы:

·   учет потребностей налогоплательщика в информации о действующей налоговой системе, основных положениях конкретных налогов;

·   гарантия равноправия при налогообложении независимо от социального статуса, национальных, религиозных и иных критериев;

·   гарантия реализации конституционных прав граждан;

·   гарантия судебной и административной защиты;

·   отсутствие дифференциации налоговых ставок в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала;

·   запрет введения налогов и сборов, кроме установленных налоговым кодексом;

·   неустранимые противоречия, неясности, сомнения актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;

·   презумпция невиновности – лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и подтверждена вступившим в законную силу решением суда. При этом обязанность доказывания виновности в совершении налогового правонарушения лежит на налоговых органах [14, c. 45].

Развитие принципа справедливого налогообложения находит свое отражение и в особенностях вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах и их действия во времени. Законы о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Налоговый кодекс предусматривает и применение принципа обратной силы закона. Акты законодательства, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственностью за нарушение законодательства, иным образом ухудшающее положение налогоплательщиков, иных участников налоговых отношений, обратной силы не имеют.

Если же закон о налоге устраняет или смягчает ответственность либо устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков и налоговых агентов, то он имеет обратную силу. Обратную силу, имеют и акты законодательства, отменяющие налоги и сборы, снижающие размер ставок налогов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей и иным образом улучшающие их положение, но только в том случае, если прямо предусматривают это.

Органам исполнительной власти Налоговый кодекс предоставляет право издавать нормативные правовые акты, связанные с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. При этом МНС РФ, Минфин России и ГТК РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах [14, c. 46].

В текущем налоговом производстве России, несмотря на явные позитивные изменения, продолжают существовать множество проблем, касающихся порядка формирования отдельных налогов и сборов, их зависимости друг от друга и от других элементов хозяйственного механизма страны: ценообразования, кредитования, финансирования как государственного, так и корпоративного и т.д. [16, c. 533].

Российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

В связи с этим, при анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.

В принципе, налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо "дискриминации" налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Одновременно негативное влияние на сбор налогов и формирование показателя среднего налогового бремени во все большей степени оказывает теневой сектор экономики. Поэтому решение проблем связано в первую очередь с укреплением  налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков зависит от решения данных проблем.

Существуют также очень серьезные проблемы, связанные с главным документом, на основании которого формируется налоговая система, - Налоговым кодексом Российской Федерации. Наряду с важнейшим экономическим и политическим значением, которое приобрело принятие первой и второй частей Налогового кодекса страны, необходимо констатировать наличие в нем серьезнейших недостатков, противоречивых моментов и нерешенных вопросов.

Считается, что Налоговый кодекс в его первой части, где определены налоговые правоотношения, построен на совершенно неверной правовой основе. Это выражается в следующем.

Самое главное принципиально ошибочное положение первой части Кодекса состоит в отождествлении норм гражданского права и налогового права. К сожалению, сегодня этого постулата придерживаются многие юристы. По их мнению, налоговые отношения - это своего рода договор между государством и его гражданами. А раз это договор, то к налоговым отношениям можно применять нормы гражданского права. Это в корне неверно. Подобный подход уводит налоговую теорию на несколько веков назад, когда известные французские мыслители Себастьян Ле Петр де Веган (1633 - 1707 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755 гг.) обосновали соответственно теории общественного договора и публичного договора. Еще в конце XVII - начале XVIII веков они определяли налог как плату общества за выгоды и мир гражданам, а налоговые отношения как договор между гражданами и государством, по которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Из множества разработанных и успешно забытых за последние столетия научных и околонаучных теорий налогообложения (теории обмена, теория наслаждения, страховой премии и т.д.) российские законодатели почему-то выбрали именно теорию договора и на ней построили многие важнейшие положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Но налоговые отношения - это отношения принуждения. В этих отношениях не может быть равенства участников, так как здесь отсутствует согласованная воля двух сторон. И ее не может быть. Государство принуждает каждого конкретного налогоплательщика при наступлении соответствующих условий платить определенную долю от его доходов [15, c. 39].

Кроме того, следует отметить, что в первой части Кодекса дается не совсем верное понятие налога. Под налогом, согласно Кодексу, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В таком определении понятия налога предусмотрено взимание платежа в форме отчуждения, в то время как согласно ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Частью первой Налогового кодекса, как уже отмечалось, установлен по существу закрытый перечень налогов и сборов в Российской Федерации. В то же время для федеральных налогов и сборов этот перечень не является исчерпывающим, что дает право ветвям федеральной власти вводить неограниченное число налогов. Процедура введения новых федеральных налогов достаточно проста. Очевидно, что в налоговом законодательстве должна быть норма, регулирующая вопрос введения новых федеральных налогов и сборов и разрешающая введение нового налога только за счет отмены другого действующего налога или сбора.

Одновременно с этим необходимо подчеркнуть, что в противоречие со ст.ст.12 - 15 Кодекса, которыми установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов в Российской Федерации, ст.5 предусматривает возможность установления новых не только федеральных, но и региональных и местных налогов и сборов, не предусмотренных Кодексом.

Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ стал налоговой конституцией страны, не противоречащей другим важнейшим документам российского законодательства, с одной стороны, и кардинально меняющей ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков, с другой. Кроме того, Налоговый кодекс должен быть реальным основанием для формирования эффективной налоговой системы в Российской Федерации.

2. Практическая задача

1) Рассчитать сумму единого социального налога в условиях применения общего режима налогообложения, сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в условиях применения специального режима налогообложения.

2) Рассчитать налог на прибыль при применении обычного режима налогообложения, единый налог при применении специального режима налогообложения.

Решение

1) При расчете единого социального налога предположим, что заработная плата на каждое физическое лицо не превысила 280 тыс.руб. нарастающим итогом Соответственно ставка единого социального налога составляет 26% - при применении общего режима налогообложения. Таким образом, сумма единого социального налога составит 77,43 тыс. руб. (297,8 тыс.руб. * 26 / 100).

Единый социальный налог при применении специального режима налогообложения не уплачивается. В этом случае уплачиваются только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (14%) и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возьмем ставку тарифа для расчета взносов на страхование от несчастных случаев 0,2 %.

Таким образом взносы на пенсионное страхование составят 7,10 тыс. руб. (297,8 тыс. руб. *14 /100 = 41,69 тыс. руб.), взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний 0,6 тыс. руб. (297,8 тыс.руб. * 0,2 %).

Ответ: 77,43 тыс.руб., 41,69 тыс.руб., 0,6 тыс.руб.

2) Рассчитаем налог на прибыль при применении обычного режима налогообложения исходя из представленных данных.

К налогооблагаемым доходам в данном случае относятся все отраженные в учете ООО Управляющая компания доходы, так как доходы, не подлежащие включению в налоговую базу по налогу на прибыль, в исходных данных отсутствуют.

К расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, следует отнести расходы на приобретение товаров за вычетом НДС, расходы на лицензии, разрешения и сертификацию, поскольку они непосредственно связанны с торговлей, расходы на оплату труда, расходы на аренду основных средств за вычетом НДС, расходы на страхование имущества (как добровольного, так и обязательного, что указано в гл.25 НК РФ).

Таким образом, для целей налогообложения прибыли, мы имеем право включить все расходы за вычетом НДС.

Амортизационные отчисления следует рассчитать так. Стоимость полученного легкового автомобиля составляет 190000 руб. с НДС или 161016,94 руб. без НДС (190000 *100 / 118). Исходя из срока полезного использования 85 месяцев, годовая норма амортизации составит 100% / 60 *12 = 19,99%.

Поскольку автомобиль введен в эксплуатацию 25.01.2003, амортизационные отчисления (независимо от срока оплаты за автомобиль) начисляются с 01.02.2003. Следовательно, за январь амортизационные отчисления равны 0, в феврале и марте – равны 161016,94руб. * 19,99% / 12 = 2682,27 руб. (применяется линейный способ начисления амортизации).

Сумма доходов и расходов, принимаемых к налогообложению, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Обычный режим налогообложения

№ п/п

Наименование экономического показателя

янв.03

фев.03

мар.03

Итого за 1 квартал

1

Доходы, учиываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль

1.1.

Доходы от оказания услуг по замене исполнительного органа исполнения. Тыс.руб.

896,50

896,50

896,50

2689,50

 

Итого доходов

896,50

896,50

896,50

2689,50

Расходы, учитываемые при налогообложении налоговой базы по единому налогу

2.1.

Расходы на консультационные услуги, тыс.руб

49,00

49,00

49,00

147,00

2.2.

Расходы по банковскому обслуживанию, тыс.руб.

3,00

3,00

3,00

9,00

2.3.

Расходы на оплату труда, тыс.руб.

307,76

300,55

287,45

895,76

2.4.

Расходы на недвижимого имущества, тыс.руб., в т.ч. НДС 18%

85,46

85,46

85,46

256,38

2.5.

Расходы на текущий ремонт основных средств, тыс.руб.

31,08

31,08

20,79

82,95

2.6.

Расходы на содержание служебного транспорта, тыс.руб.

19,94

20,17

20,39

60,50

2.7.

Расходы на материалы и канцтовары, тыс.руб.

3,83

3,83

3,83

11,50

2.8.

Расходы на поддержание корпоративной культуры, тыс.руб.

63,75

3,75

3,75

71,25

 

Итого расходов

563,82

496,84

473,67

1534,33

Итак, налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит за 1 квартал 2689,50 – 1534,33 = 1155,17 тыс. руб.. Сумма исчисленного налога = 1155,17 * 24% = 277,24 тыс. руб.

При применении специального налогового режима доходы и расходы принимаются для целей налогообложения по мере их оплаты. К расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, следует отнести расходы по аренде с НДС, расходы на приобретение товаров с НДС(с 2006 года), расходы на оплату труда. Остальные расходы не предусмотрены гл. 26.2 НК РФ.

При применении специального режима налогообложения стоимость основных средств включается в расходы, уменьшающие налоговую базу в том периоде, когда она оплачена поставщику. Следовательно, в феврале мы имеем право отнести к расходам 65 тыс. руб.

Все расходы организации в данном случае принимаются к расходам с учетом НДС, поскольку при применении специального режима налогообложения, организация не является налогоплательщиком по НДС и принять его к вычету, соответственно, не может.

Расчет суммы доходов и расходов для исчисления единого налога представлен в таблице 2.

Таблица 2

Специальный режим налогообложения

№ п/п

Наименование экономического показателя

янв.03

фев.03

мар.03

Итого за 1 квартал

1

Доходы, учиываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль

1.1.

Доходы от оказания услуг по замене исполнительного органа исполнения. Тыс.руб.

896,50

896,50

896,50

2689,50

 

Итого доходов

896,50

896,50

896,50

2689,50

Расходы, учитываемые при налогообложении налоговой базы по единому налогу

2.1.

Расходы на консультационные услуги, тыс.руб

49,00

49,00

49,00

147,00

2.2.

Расходы по банковскому обслуживанию, тыс.руб.

3,00

3,00

3,00

9

2.3.

Расходы на оплату труда, тыс.руб.

307,76

300,55

287,45

895,76

2.4.

Расходы на недвижимого имущества, тыс.руб., в т.ч. НДС 18%

85,46

85,46

85,46

256,38

2.7.

Расходы на материалы и канцтовары, тыс.руб.

3,83

3,83

3,83

11,49

 

Итого расходов

449,05

441,84

428,74

1319,63

Итак, налоговая база по налогу составит 2689,5-1319,63= 1369,87 тыс. руб. или сумма налога к уплате = 1369,87 * 15% = 205,48 тыс.руб.

В данном случае применяем ставку 15%, поскольку организация объектом налогообложения признает доходы за минусом расходов.

Итак, оказалось, что для организации выгоднее применять специальный режим налогообложения.

3. Практическая задача

Оценить влияние ключевых расхождений способов в условиях применения общего режима налогообложения и способов в условиях применения специального режима налогообложения.

Решение

При применении обычного режима налогообложения все доходы и расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по мере их начисления (кассовый метод применяется при определенных условиях). То есть по мере отражения доходов и расходов в бухгалтерском учете, эти доходы и расходы признаются в налоговом учете.

При применении специального режима налогообложения доходы и расходы признаются для целей налогообложения в момент их оплаты. То есть неоплаченные покупателями доходы не принимаются к исчислению налоговой базы, соответственно, не оплаченные поставщику расходы также не берутся в уменьшение налоговой базы.

Расходы по приобретению основных средств принимаются при общем режиме налогообложения с помощью амортизационных отчислений, то есть не сразу, а на протяжении срока службы объекта.

При применении обычного режима налогообложения факт хозяйственной жизни отражается в момент его наступления. Например, при списании в производство сырья и материалов расход признается в момент списания сырья.

При применении специального режима налогообложения факт хозяйственной жизни признается в момент его оплаты. Например, при списании в производство сырья и материалов расход будет признан не после их списания, а после их оплаты (но не ранее даты списания).

Хозяйственные операции в целях налогообложения при применении обычного режима налогообложения оцениваются по фактической стоимости их приобретения без НДС, акцизов и других налоговых платежей. В фактическую стоимость включаются все произведенные расходы и полученные доходы по хозяйственной операции.

Хозяйственные операции в целях налогообложения при применении обычного режима налогообложения оцениваются по оплаченной части произведенных расходов (полученных доходов). Неоплаченная часть не признается для целей налогообложения. В оплаченную же часть расходов включается налог на добавленную стоимость, который не вычитается при применении специального режима налогообложения.

Например, приобретенные материалы на сумму 118 тыс. руб., в т.ч. НДС у поставщика, оплата которых произведена в сумме 90 тыс.руб. в т.ч. НДС, при обычном режиме налогообложения принимаются к учету в сумме 100 тыс. руб. (за минусом НДС), а при специальном режиме – в сумме оплаты – 90 тыс. руб.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000).

2. Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.

3. Макарьева В.И., Орлова Е.В. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – М.; Налоговый вестник, 2002.

4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.; Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002. – 266 с.

5. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2002. – 324 с.