Содержание

Введение. 3

1. Бюджетное устройство государства: теоретические основы.. 4

2. Экономическое содержание бюджетной системы.. 11

3. Принципы бюджетного устройства РФ, их характеристика. 15

Заключение. 22

Список литературы.. 24

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с этим данная тема является актуальной в настоящее время, т.к. без рационального составления и использования государственного бюджета не может существовать государство.

Государственный бюджет – это ведущее звено финансовой системы любого государства. Он объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии, то есть через бюджет осуществляется постоянная мобилизация денежных ресурсов и их расходование.

Таким образом, целью данной работы является рас смотрение бюджетного устройства и бюджетной системы РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть теоретические основы бюджетного устройства государства;

-             Раскрыть экономическое содержание бюджетной системы;

-             Рассмотреть принципы бюджетного устройства РФ, их характеристику.

К основным методам исследования в данной работе относятся:

-             Анализ нормативного материала, научных статей и публикаций различных авторов;

-             Сравнение различных подходов и взглядов.

1. Бюджетное устройство государства: теоретические основы

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Согласно БК РФ, бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[1]

Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов входящих в бюджетную систему РФ.

Основополагающие принципы бюджетного устройства закреплены Конституцией, специальным бюджетным законодательством. Бюджетная система являет собой совокупность всех бюджетов РФ основанную на экономических отношениях и юридических нормах.

Бюджетное устройство признается важнейшим структуро-образующим элементом государственной власти. Через бюджетную систему государство перераспределяет финансовые ресурсы в целях выравнивания выравнивания уровня социально-экономического развития регионов путем установления нормативов по регулирующим доходным источникам и оказания безвозмездной помощи в виде дотации из бюджета и субсидий. Это достигается в консолидированном бюджете.

Консолидированный бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В состав бюджета включаются доходы и расходы федерального бюджета РФ и местных бюджетов т.е. бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных,  окружных бюджетов автономных округов городских, районных  бюджетов, бюджетов поселков и сельских населенных пунктов. В условиях централизованной экономики Министерство финансов составляло государственный бюджет, а после утверждения его правительством и Верховным Советом он приобретал силу закона. В госбюджете жестко регламентировались доходные и расходные источники всей бюджетной системы снизу доверху. В настоящее время, когда значительная часть прав делегируется центром нижестоящими звеньями, в т.ч. по большинству финансово-бюджетных вопросов, бюджет не утверждается в законодательном порядке, а лишь составляется в целях анализа бюджетной системы в целом. Каждый из бюджетов, входящих в состав бюджета консолидированного, разрабатывается и утверждается соответствующим органом государственной власти и по законодательству является самостоятельным. Анализ бюджета консолидированного позволяет характеризовать состояние различных звеньев бюджетной системы, следить за основными направлениями расходов.

Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой потребители бюджетных средств - отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

Организации исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на новую структуру Минфина РФ - Федеральное казначейство РФ. Система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территориальных органов на местах.

Наличие казначейской системы позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным. Казначейская система, таким образом, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

1.           федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2.           бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3.           местные бюджеты, в том числе:

-       бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

-       бюджеты городских и сельских поселений.[2]

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.[3]

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным  Кодексом.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.[4]

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:

-           экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией;

-           важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов);

-           социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение  - частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения;

-           политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов (XVIII век - Россия - 90%);

-           НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно-технических проектов);

-           финансирование государственных органов власти.

Необходимо заметить, что понятия приоритетной функции бюджетной системы не существует – каждое государство самостоятельно выбирает доминирующие статью расходов исходя из конкретной экономико-политической ситуации. Однако в любом случае конкретное решение ни оказывает влияния на роль бюджетной системы в стране.

2. Экономическое содержание бюджетной системы

По своему материальному содержанию бюджет представляет собой фонд централизованных финансовых ресурсов. По своей роли - регулятор производства и потребления в обществе. По социальной природе - система денежных и иных общественных отношений между государством, юридическими и физическими лицами.

Таким образом, бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Его разработка осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития страны на конкретный год.

Термин «бюджет» одновременно используется для обозначения раз­личных по своей природе объектов: «форма образования и расходова­ния денежных средств для обеспечения функций органов власти»; «ос­новной централизованный фонд денежных средств»; «...совокупность ...денежных отношений ...как основной финансовый план... как важней­ший финансовый регулятор...». Как видно, авторы часто не соблюда­ют правило формальной логики: каждому определяемому объекту (от­ношению, предмету, документу) свое собственное, только ему прису­щее определение и соответственно, - «термин». При этом, никто не называет «финансами» одновременно и финансовый документ, и фи­нансовые ресурсы.

По утверждению Ходоровича, «бюджетом» не следует называть документ, так как для последнего уже с давних пор использовали термины «роспись государственных доходов и рас­ходов», «государственная роспись», «смета доходов и расходов госу­дарства», «баланс доходов и расходов». Правильнее было бы называть документ «бюджетным планом», в котором бюджет как система денеж­ных отношений выражен количественно (суммарно).

Иными слова­ми, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план - основной финансовый документ страны. В процессе исполнения «бюджетного плана» образуется и используется «бюджетный фонд» - основной государственный централизованный денежный фонд.

Согласно Родионовой, по своей экономической сущности бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключается в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

Особенностью этого звена финансовой системы является то, что бюджет связан с обособлением части национального дохода в виде налогов и платежей в руках государства и ее использованием в общественных целях. Государственный бюджет в отличие от финансовой системы в целом перераспределяет лишь имеющуюся у него часть национального дохода (а не все национальное богатство) между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности в пропорциях, определяемых в первую очередь потребностями расширенного воспроизводства в целом и финансовой политикой государства.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Под функциями финансов следует понимать форму проявления их общественного назначения. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов - полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доходы лиц, работающих не по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков). Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития страны. Динамика структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономиче­скими процессами. Так, например, изменение соотношения между на­логами и займами в сторону увеличения доли последних свидетель­ствует о спаде производства, изменении соотношения между потреб­лением и накоплением.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюд­жетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствую­щий субъект, учитывает экономические интересы всех других участни­ков воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономиче­ских пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансиро­вания отдельных отраслей хозяйства, учреждений социальной сферы, различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым измене­ниям, чем структура бюджетных доходов. Структура бюджетных дохо­дов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого го­сударства, находит свое отражение в бюджетном плане.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля, осуществляется одновременно и с первой функ­цией, и со второй. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процес­сы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свой­ство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политиче­скую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюд­жетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приори­тетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перерас­пределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хо­зяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда, содержание учреж­дений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает вос­производство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются дохо­ды между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

3. Принципы бюджетного устройства РФ, их характеристика

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

-           единства бюджетной системы Российской Федерации;

-           разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

-           самостоятельности бюджетов;

-           равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

-           полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-           сбалансированности бюджета;

-           эффективности и экономности использования бюджетных средств;

-           общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

-           гласности;

-           достоверности бюджета;

-           адресности и целевого характера бюджетных средств.[5]

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в еди­ном бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государ­ства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюдже­та между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюд­жета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивает­ся единством правовой базы, форм бюджетной документа­ции, денежной системы, принципов организации бюджет­ного процесса, гарантирующими единый порядок примене­ния санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Единство бюджетной сис­темы обеспечивается управлением государственным бюдже­том и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

В современных условиях единство бюджета нарушает­ся путем выделения из бюджета специальных фондов, це­левых программ и т. п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соот­ветствующих видов доходов (полностью или частично) и пол­номочий по осуществлению расходов за органами государ­ственной власти Российской Федерации, ее субъектов, орга­нами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов, с точки зрения Павловой, означает:

-           право законодательных органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления на соответствую­щем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

-           наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

-           законодательное закрепление регулирующих дохо­дов бюджетов, полномочий по формированию доходов со­ответствующих бюджетов;

-           право органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответ­ствующих бюджетов;

-           недопустимость изъятия доходов, дополнительно по­лученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

-           недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возник­ших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за ис­ключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Согласно БК РФ, принцип самостоятельности бюджетов означает:

-             право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

-             право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

-             право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;

-             право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

-             недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

-             недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

-             недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

-             недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.[6]

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.

Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному Кодексу, являются недействительными.[7]

Принцип полноты отражения доходов и расхо­дов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюд­жетов внебюджетных фондов и иные определенные зако­ном обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязатель­ном порядке и в полном объеме. Все государственные и му­ниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, акку­мулированных в бюджетной системе Российской Федера­ции. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учиты­ваются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов, за исклю­чением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обя­зательных платежей, предоставляемых в пределах теку­щего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто — только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприя­тия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто от­ражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета упол­номоченные органы должны исходить из необходимости ми­нимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюдже­та, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов дру­гих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и испол­нении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюд­жетных средств должны исходить из необходимости дости­жения заданных результатов с использованием наименьше­го объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов оз­начает, что все расходы бюджета должны покрываться об­щей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае центра­лизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает:

-           обязательное опубликование в открытой печати ут­вержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полно­ту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

-           обязательную открытость для общества и средств мас­совой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызы­вающим разногласия внутри законодательного (представи­тельного) органа или между исполнительным и законодатель­ным (представительными) органами государственной власти.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.[8]

Принцип достоверности бюджета, т. е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначе­нием направления их на финансирование конкретных целей.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности бюджетного устройства и бюджетной системы РФ.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрены теоретические основы бюджетного устройства государства;

-             Раскрыто экономическое содержание бюджетной системы;

-             Рассмотрены принципы бюджетного устройства РФ, и дана их характеристика.

Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

Государственный бюджет является экономической категорией и выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным, с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции.

Источники формирования и направления использования государственного бюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией, утверждаемой в форме федерального закона. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Основная цель такой группировки ¾ обеспечение сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

-             государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики.

-             государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем.

-             государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.

-             бюджета ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде.

-             государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

Список литературы

1.           Конституция российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 14.10.2005). – Справочная система Гарант.

2.           Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант.

3.           Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. К.Н. Григорьева.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.

4.           Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2006.

5.           Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2006.

6.           Государственный бюджет: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Ф. Бурова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.


[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант. – ст.6

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант. – ст.10

[3] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант. – ст.16.

[4] Государственный бюджет: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Ф. Бурова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – с. 185.

[5] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант. – ст.28.

[6] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант. – ст.31.

[7] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант. – ст.31.

[8] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006). – Справочная система Гарант. – ст.35.