Оглавление

Вопрос №5. Арбитражные управляющие, их права и обязанности……………...3

Вопрос №15. Мировое соглашение. Общие положения.

                       Порядок заключения, форма………………………………………...8

Список литературы…………………………………………………………………16

1. Арбитражные управляющие, их права и обязанности

В действующем законодательстве понятие «арбитражный управляющий» является собирательным. Оно охватывает несколько видов управляющих: временный, административный, внешний и конкурсный. Изучение прав и обязанностей может проводиться несколькими способами [6]:

Во-первых, можно подробно проанализировать каждое закрепленное в законе право и обязанность. Достоинство этого способа в возможности подробно осветить особенности правового положения временного, внешнего и конкурсного управляющего. Однако права и обязанности арбитражного управляющего столь значительны по содержанию и столь многочисленны, что не могут быть освещены в рамках статьи.

Во-вторых, особенности правового статуса арбитражного управляющего можно передать через выявление общих положений и закономерностей возникновения, реализации и прекращения его прав и обязанностей. Этот способ полностью отвечает цели и задачам настоящей работы и представляется более подходящим.

В зависимости от круга субъектов (носителей) прав и обязанностей можно выделить следующие подгруппы [6; 7]:

- общие (их носителями может быть любой арбитражный управляющий);

- специальные (характерны только для определенного вида арбитражного управляющего).

Цель данной классификации заключается в разграничении общих положений правового статуса арбитражного управляющего от специфических, которые проявляются только у определенных его видов.

Данное деление можно признать законодательно закрепленным. Законодатель разделяет права и обязанности каждой из этих групп, регулируя их разными нормами, так в законе о банкротстве существует отдельная статья, посвященная правам и обязанностями арбитражных управляющих (ст. 24), и отдельные статьи, закрепляющие права и обязанности для временного, административного, внешнего и конкурсного управляющих (ст. 66, 67, 83, 99, 129). Это способствует правильности расположения нормативного материала и позволяет уменьшить вероятность коллизии между нормами, закрепляющими права и обязанности. В то же время, оно имеет определенный недостаток. В законе не удалось избежать дублирования норм, закрепляющих права и обязанности [2].

Особенность этой классификации в том, что специфические права и обязанности могут осуществляться только конкретным видом арбитражного управляющего и поэтому эта группа ограничена рамками определенной процедуры банкротства. В то время как общие права и обязанности могут быть реализованы любым арбитражным управляющим, и поэтому от процедуры банкротства не зависят.

К первой подгруппе общих прав и обязанностей, свойственных всем арбитражным управляющим, можно отнести следующие:

1.                Совокупность процессуальных прав и обязанностей, которыми обладает каждый управляющий. К ним относятся права и обязанности лиц, участвующих в арбитражном процессе, закрепленные в ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ [1]. А также специальные процессуальные права и обязанности, установленные в законе о банкротстве, например: подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей (п.3 ст. 24).

2.                Права и обязанности по управлению имуществом и делами должника. При процедурах внешнего управления и конкурсного производства они возникают автоматически с момента назначения арбитражного управляющего на должность (ст. 94, 126). При наблюдении и финансовом оздоровлении управление осуществляется посредством одобрения сделок руководства должника. Закрепленная в ст. 24 обязанность арбитражного управляющего по защите имущества должника также является одним из элементов управления его имуществом.

3.                Права и обязанности арбитражного управляющего по сбору, обработке и передаче информации о деятельности должника, а также предоставлению информации о своей деятельности. В рамках этой информационной группы прав и обязанностей осуществляются также анализ финансового состояния должника, анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника, и его положения на товарных рынках.

4.                Права и обязанности по установлению размера требований кредиторов и ведению реестра требований кредиторов (ст. 16, 24).

5.                Права и обязанности, возникающие у арбитражного управляющего в случае заключении мирового соглашения (глава VIII закона о банкротстве).

6.                Право на получение вознаграждения за исполнение своих полномочий (ст. 24, 26).

7.                Права и обязанности по созыву собрания кредиторов и комитета кредиторов (ст. 14, 24).

8.                Право, и в некоторых случаях обязанность привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника (п. 1 ст. 20) [2].

Следующим основанием для деления можно использовать особенность, заложенную в самом понятии «арбитражный управляющий». Ст. 2 закона о банкротстве определяет, что это собирательное понятие, которые объединяет в себе четыре вида арбитражных управляющих: временный, административный, внешний и конкурсный. Поэтому, в зависимости от вида арбитражного управляющего подгруппа специальных прав и обязанностей может быть разделена на более мелкие подгруппы. Права и обязанности возникающие у:

- временного управляющего;

- административного управляющего;

- внешнего управляющего;

- конкурсного управляющего.

Целью деления является возможность более детального изучения отдельных видов арбитражного управляющего. Цель определяет главную особенность данного деления, которая состоит в том, что права и обязанности в рамках каждой их этих подгрупп характеризуют не общий правовой статус арбитражного управляющего, а его виды.

Далее рассмотрим специфические права и обязанности, закрепленные в законодательстве о банкротстве и свойственные только отдельным видам арбитражного управляющего.

Права и обязанности временного управляющего:

1.                Созывать и проводить первое собрание кредиторов (п.1 ст. 61). Полномочия по созыву собрания кредиторов являются общими и могут осуществляться всеми управляющими, однако обязанность созыва первого собрания принадлежит только временному управляющему, и имеет несколько отличительных особенностей от последующих созывов: срок созыва установлен законом (ст. 72); повестка дня первого собрания должна содержать обязательные вопросы, определенные законом (ст. 73).

2.                Уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве                    (ст. 68) [2].

Права и обязанности, возникающие у административного управляющего:

1.                Рассматривать отчет и представлять заключение о выполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов (ст. 83).

2.                Осуществлять контроль за своевременным перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов (ст. 83) [2].

Права и обязанности, возникающие у внешнего управляющего:

1.                Разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления (п. 2 ст. 99).

2.                Реализовывать мероприятия по восстановлению платежеспособности должника в соответствии с утвержденным планом внешнего управления (п. 2 ст. 99).

3.                Права и обязанности по расчетам с кредиторами. Необходимо оговориться, что расчеты с кредиторами могут проводиться как внешним, так и конкурсным управляющим, при этом порядок расчетов полностью совпадает и регулируется ст. 134-138 закона о банкротстве. Однако между ними есть принципиальное отличие. Расчеты с кредиторами, производимые внешним управляющим осуществляются только в случае полного восстановления платежеспособности должника. Кроме того, выполнение расчетов при разных процедурах банкротства влекут различные правовые последствия: при внешнем управлении - неудовлетворение требований кредиторов по причине недостаточности имущества должника не влечет их погашения, а при конкурсном производстве такие требования погашаются; после расчетов на стадии внешнего управления производство по делу о банкротстве прекращается в связи с восстановлением платежеспособности должника, в то время как завершение расчетов со стороны конкурсного управляющего влечет ликвидацию должника.

4.                Право отказа от исполнения сделок должника (ст. 102) [2].

Права и обязанности, возникающие у конкурсного управляющего:

1.                Обязанность по опубликованию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 128).

2.                Обязанности по передаче на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению (п.2 ст. 129).

3.                Обязанность по использованию в ходе конкурсного производства только одного (основного) счета должника. И соответственно обязанность по закрытию всех остальных счетов должника (ст. 133).

4.                Права и обязанности по расчетам с кредиторами (ст. 134-138). Отличия этой группы прав и обязанностей от аналогичной, возникающей у внешнего вправляющего приводились выше.

5.                Права и обязанности, возникающие при осуществлении ликвидации должника, в том числе обязанность по составлению ликвидационного баланса (ст. 149).

6.                Возможность перехода к внешнему управлению (ст. 146) [2].

Составление и описание классификации прав и обязанностей позволяет сделать ряд выводов.

1.                Права и обязанности арбитражного управляющего, несмотря на большое их количество и разнородность содержания, можно систематизировать, что будет способствовать их изучению. Наиболее приемлемым способом систематизации является многоуровневая классификация в зависимости от различных критериев.

2.                Носителем определенных прав и обязанностей может выступать только арбитражный управляющий. Эта группа прав и обязанностей наиболее четко выражает специфику правового статуса арбитражного управляющего. Другие права и обязанности могут возникать у различных субъектов права (например, у каждого предпринимателя), поэтому в отношении арбитражного управляющего они определяют общие условия его деятельности.

3.                Права и обязанности имеют разную отраслевую принадлежность, что обуславливает применение разных типов и способов правового регулирования отношений.

Вопрос №15 Мировое соглашение. Общие положения. Порядок заключения, форма

Согласно ст. 150 «Общие положения о заключении мирового соглашения» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2] предусматривается мировое соглашение.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим [3; 4].

Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения прописаны в ст. 151 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2]. В ней говорится, что решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником, руководителем должника - юридического лица или исполняющим обязанности указанного руководителя лицом.  В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию (одобрению) с органами управления должника, решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения).

Мировое соглашение не подлежит согласованию с временным управляющим.

При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, временному управляющему, конкурсному кредитору, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности [7].

Положения, предусмотренные пунктом 2 ст.151 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2], не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения.

При заключении мирового соглашения в ходе наблюдения мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Особенности заключения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления прописаны в ст. 152 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2]. В ней говорится, что решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника - юридического лица или лицом, исполняющим обязанности указанного руководителя.

В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника, решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования.

Мировое соглашение не подлежит согласованию с административным управляющим.

При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, административному управляющему, конкурсному кредитору, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности [5].

Положения, предусмотренные пунктом 2 ст. 152, не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения.

При заключении мирового соглашения в ходе финансового оздоровления мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Особенности заключения мирового соглашения в ходе внешнего управления предусмотрено ст. 153 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2] в которой говорится, что решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается внешним управляющим.

В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения).

При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, внешнему управляющему, конкурсному кредитору, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.

При заключении мирового соглашения в ходе внешнего управления мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Положения, предусмотренные п. 2 ст. 153, не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения.

Особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства предусмотрено ст. 154 ФЗ «О несостоятельности                 (банкротстве)» [2]. В данной статье говорится о том, что решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим. В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения).

При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, конкурсному управляющему или конкурсному кредитору, мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.

При заключении мирового соглашения в ходе конкурсного производства мировое соглашение распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Согласно ст. 155 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2] предусматривается следующая форма мирового соглашения, а именно, мировое соглашение заключается в письменной форме.

Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим в соответствии с настоящим Федеральным законом решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом.

В случае, если в мировом соглашении участвуют третьи лица, с их стороны мировое соглашение подписывается этими лицами или их уполномоченными представителями.

Содержание мирового соглашения предусмотрено ст. 165 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2], в которой сказано, что мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.

Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.

На непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов в размере, установленном пунктом 2 ст. 95 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

В случае, если иное не предусмотрено мировым соглашением, залог имущества должника, обеспечивающий исполнение должником принятых на себя обязательств, сохраняется.

Конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, голосовавшие за заключение мирового соглашения, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия вправе исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательства должника перед конкурсными кредиторами или предоставить должнику денежные средства, необходимые для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, в том числе для уплаты начисленных в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пеней). В этом случае конкурсный кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника, должник обязан погасить требования уполномоченных органов за счет предоставления ему денежных средств и к лицу, исполнившему обязательства должника, переходят права конкурсного кредитора. Средства, предоставленные должнику для удовлетворения требований уполномоченных органов, считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа, срок возврата которого определен моментом востребования.

Список литературы

1. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ. – М.: Статус-Про,2003.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 26.10.2002г. №127-ФЗ.

3. Зенкин И.В., Таль Г.К. Банкротство коммерческих организаций. Правовые аспекты: Уч. пособие. – М.: Международные отношения, 2000. – 208с.

4. Ежов Ю.А. Банкротство коммерческих организаций. – М.: Дело, 2002. – 443с.

5. Подзоров С. Банкротство. – М.: Экзамен, 2001. - 544с.

6. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. – М.: Юридическая литература, 1993.-480с.

7. Семина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника – юридического лица. – М.: Дело, 2004. – 224с.