Оглавление

1. Полномочия временного и административного управляющего………..3

2. Полномочия внешнего управляющего……………………………………7

3. Полномочия конкурсного управляющего………………………………...8

Список нормативно-правовой базы и литературы………………………...11

1. Полномочия временного и административного управляющего

Банкротство предприятий призвано выполнять важнейшую роль в системе функционирования экономики как на макро-, так и на микроуровнях. На макроуровне банкротство выполняет роль своего рода хирургического инструмента, отсекающего малоэффективные и убыточные предприятия, оставляя лишь наиболее конкурентоспособные фирмы и проводя таким образом селективный отбор и оздоровление экономики в целом. На микроуровне угроза  банкротства (и как следствие потеря вложенных средств, репутации, а порой и уголовная ответственность) заставляет искать и применять на предприятии новейшие и наиболее эффективные методы планирования, организации и управления процессами (от технологических до финансовых).

Банкротство (от итальянского banco – скамья, банк и rotta – сломанный) – несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признания арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обеспечить уплату обязательных платежей [3].

Внешними признаками банкротства предприятия является неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Иными словами, если по истечении трех месяцев с даты исполнения платежей, они не осуществляются, то имеются формальные признаки признать предприятие банкротом. Косвенным внешним признаком несостоятельности (банкротства) является неудовлетворительная структура баланса.

Каждый субъект хозяйственной жизни страны, осуществляя коммерческую деятельность, находится как бы в двух сложных системах. С одной стороны, в системе внешних связей с поставщиками, потребителями, государственными институтами, финансово-кредитными учреждениями и т. д., а с другой стороны, во внутренней системе предприятия, включающей в себя такие аспекты, как технические и финансовые возможности, кадровый и коммерческий потенциал, организацию и управление и т. д.

Очевидно, что банкротство может быть следствием воздействия внешней или внутренней системы или их взаимного влияния. Вследствие этого различают внешние и внутренние факторы банкротства [4].

К внешним факторам относятся:

1) демографическое положение, которое характеризуется, в частности, численностью и структурой населения;

2) политическая стабильность, которая непосредственно влияет на общее состояние макроэкономики;

3) экономическое положение, которое характеризуется финансовой, кредитной, таможенной и налоговой политикой;

4) уровень культуры (привычки и нормы потребления, предпочтение одних товаров и отрицательное отношение к другим и т. д.);

5) научно-технический прогресс, который во многом определяет направление развития отраслей, регионов и отдельных предприятий [5].

К внутренним факторам относятся:

1) философия фирмы (цели и принципы ее развития);

2) технические возможности предприятия;

3) коммерческие связи;

4) кадровый потенциал;

5) организация управления финансами;

6) стратегия инноваций и инвестиций;

7) уровень производительности труда [5].

В свою очередь каждая из этих групп включает множество конкретных факторов.

Процедура банкротства – это мероприятия, применяемые в отношении к предприятию-должнику [3]. Основной целью данных мероприятий является разрешение имущественных споров между должником и кредиторами.

Следует отметить, что действующее законодательство России в области банкротства больше ориентировано на защиту прав кредиторов. В соответствии с законодательством в отношении должника применяются следующие процедуры.

Наблюдение – это процедура банкротства, которая имеет целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия осуществляется с рядом существенных               ограничений [1].

Так, введение наблюдения не является основанием для отстранения от работы руководителя предприятия-должника. Однако органы управления этим предприятием не вправе принимать решения о реорганизации, создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении ценных бумаг, а сделки, связанные с недвижимым имуществом, с имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% стоимости активов, с получением и выдачей займов и т. п., могут совершаться исключительно с согласия временного управляющего [5].

Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами. Обязанностями временного управляющего являются:

1) обеспечение сохранности имущества должника;

2) проведение анализа финансового состояния;

3) определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

4) установление всех кредиторов;

5) созыв первого собрания кредиторов.

По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. На основании представленного отчета и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о введении внешнего управления;

2) о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

3) о заключении мирового соглашения.

С момента принятия решения наблюдение как процедура банкротства прекращается [1; 3].

Мировое соглашение – это процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации, а путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга или иными способами, предусмотренными законодательством.

Мировое соглашение может содержать условия: 1) об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; 2) уступке прав требований должника; 3) исполнении обязательств должника третьими лицами; 4) скидке с долга; 5) обмене требований на акции; 6) удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству [4].

Мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

2. Полномочия внешнего управляющего

Внешнее управление – это процедура банкротства, осуществляемая с целью реализации возможности не ликвидировать предприятие, а восстановить его платежеспособность путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия (в том числе путем продажи части его имущества) [7].

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Основанием для назначения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности. Продолжительность внешнего управления составляет не более 12 месяцев. Этот срок, однако, может быть продлен на 6 месяцев [1].

С момента введения внешнего управления:

1) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику;

2) руководитель предприятия-должника отстраняется от должности и управление делами возлагается на внешнего управляющего. Мерами по восстановлению платежеспособности предприятия-должника могут быть:

1) перепрофилирование производства;

2) закрытие нерентабельных производств;

3) ликвидация дебиторской задолженности;

4) продажа части имущества предприятия;

5) уступка прав требований должника;

6) продажа предприятия (бизнеса).

Продажа предприятия (бизнеса), или части его имущества проводится на открытых торгах в форме аукциона. Вырученные суммы включаются в состав имущества предприятия-должника. В случаях, когда сумма, вырученная от продажи предприятия, достаточна для полного удовлетворения требований кредиторов, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению. Если сумма недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение. При не достижении мирового соглашения арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства [1; 3].

3. Полномочия конкурсного управляющего

Конкурсное производство – это судебная процедура ликвидации предприятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами.

Целями конкурсного производства являются:

1) соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

2) объявление должника свободным от долгов;

3) предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.

Принятие арбитражным судом решения о признании предприятия-должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев [7].

С этого момента:

1) срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим;

2) прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иные финансовые санкции по всем видам задолженности;

3) сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к коммерческой тайне;

4) не допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника;

5) снимаются ранее наложенные аресты имущества должника;

6) все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства [2].

Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами предприятия-должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом. После проведения инвентаризации и оценки имущества предприятия конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества.

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам предприятия-должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Далее требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе и по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспечивающим залогом имущества должника;

4) в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5) в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств предприятия-должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению [1; 6].

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения этого отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия-должника. С момента внесения указанной записи в реестр полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник – ликвидированным.

Список литературы

1. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ. – М.: Статус-Про,2003.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 26.10.2002г. №127-ФЗ.

3. Зенкин И.В., Таль Г.К. Банкротство коммерческих организаций. Правовые аспекты: Уч. пособие. – М.: Международные отношения, 2000. – 208с.

4. Ежов Ю.А. Банкротство коммерческих организаций. – М.: Дело, 2002. – 443с.

5. Подзоров С. Банкротство. – М.: Экзамен, 2001. - 544с.

6. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. – М.: Юридическая литература, 1993.-480с.

7. Семина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника – юридического лица. – М.: Дело, 2004. – 224с.