Содержание

Введение. 3

1 Сущность рисков в коммерческой деятельности. 4

1.1 Сущность коммерческих рисков. 4

1.2 Виды коммерческих рисков. 9

2 Анализ финансового состояния организации. 12

2.1 Краткая характеристика объекта исследования. 12

2.2 Анализ финансового состояния предприятия. 14

2.3 Анализ коммерческих рисков. 30

3. Пути улучшения финансового состояния и снижения коммерческих рисков. 32

3.1 Рекомендации по улучшению финансового состояния. 32

3.2 Рекомендации по снижению коммерческих рисков. 34

Заключение. 36

Список литературы.. 37

Введение

Любая деятельности человека, особенно предпринимателя, связана с риском. Поэтому при принятии управленческих решений необходимо оценивать существующие риски и искать методы управления ими. С переходом к рыночной экономике управление рисками принимает особую актуальность в России. Это связано с тем, что дальнейшая трансформация экономики без учета факторов неопределенности и риска не обеспечит устойчивое развитие российской экономики. При этом важной проблемой является разработка методов оценки и управления рисками, адаптация зарубежного опыта в данной области к нашим условиям.[1]

С риском в некотором роде связана и организационная структура организации.

Правильное соотношение полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности руководителей и исполнителей в организации является непременным условием эффективного развития организаций.[2]

Целью данной работы является рассмотрение оценки коммерческих рисков.

В соответствии с данной целью решается ряд задач:

1. Рассмотрение теоретических аспектов коммерческих рисков.

2. Проектирование организационной структуры конкретного предприятия.

Объектом исследования в данной работе является торгово-посредническая фирма – ОАО «Сибирский Коммерческий Центр».

1 Сущность рисков в коммерческой деятельности

1.1 Сущность коммерческих рисков

Коммерческий риск, возникающий при проведении бизнес-операций, осуществлении сделок. Состоит в возможном снижении, потере доходов предприятия из-за действий, решений в условиях неопределенности, недостатка информации о состоянии рынка. Различают кредитный риск из-за неплатежеспособности покупателя, страховой риск из-за действий импортера при исполнении контракта.

Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем[3]. Основные причины коммерческого риска:

1.     снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

2.     повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

3.     непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

4.     потери товара;

5.     потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

6.     повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

·        риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;

·        риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);

·        риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;

·        риск, связанный с платежеспособностью покупателя;

·        риск форс-мажорных обстоятельств.

Отдельно следует выделить транспортный риск, его классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже в 1919 г. и унифицирована в 1936 г.

В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D. Группа E включает одну ситуацию, когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (ExWorks). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и соответственно рисков:

FСА означает, что риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;

FAS означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;

FOB означает, что продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.

Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Это следующие конкретные ситуации:

CFK означает, что продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель;

CIF означает, что кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки;

CPT означает, что продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца к покупателю;

CIP означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме этого, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

DAF означает, что продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимает на себя покупатель;

DES означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту судна;

DEQ означает, что передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;

DDU означает, что продавец принимает на себя транспортные риски до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;

DDP означает, что продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но покупатель оплачивает их[4].

Следует отметить тот факт, что в отечественной экономической литературе часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским риском, однако коммерческий риск — это один из видов риска предпринимательского[5]

 В условиях рыночных отношений проблема анализа, оценки и управления рисками в деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение.

В современной экономике сфера коммерческих рисков является относительно новой и практически неизученной. Именно поэтому существует множество различных, зачастую противоречащих друг другу подходов к определению понятия «риск».[6]

До сих пор не сложилось однозначного толкования сущности коммерческих рисков даже в зарубежной экономической литературе из-за сложности самого понятия, использования его для других экономических понятий, недостаточного теоретического изучения этого явления в отечественной экономике, игнорирования его в российском хозяйственном законодательстве.[7]

В общем виде можно выделить два основных определения сущности экономического риска.

Первое состоит в том, что риск рассматривается в виде возможного ущерба (финансовых, материальных и иных потерь) от реализации принятого решения. Второе – в том, что риск рассматривается в точки зрения возможной удачи, получения дохода или прибыли от реализации решения. В целом эти определения базируются и на классической и неоклассической теории рисков.[8]

Необходимо различать более широкое понятие общего риска и частное понятие экономического риска.[9]

Экономический риск проявляется при принятии хозяйственных решений в условиях неопределенности и представляет совокупность экономических, экологических, политических, моральных и других последствий, которые могут произойти в результате осуществления этого решения.[10]

Для раскрытия содержания коммерческого риска обычно используют термины «ситуация риска» и «осознание риска».[11]

Как и любая экономическая категория, коммерческие риски выражают свою сущность в функциях. Наиболее общепринятыми считаются две функции: регулирующая и защитная.[12]

Основное содержание социально-правового аспекта защитной функции риска состоит в необходимости обеспечения права на коммерческий риск и закрепления его в законодательном порядке как категории правомерности экономического риска.[13]

В то же время он подчеркивает, что  экономической точки зрения коммерческий риск представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три основных экономических результата: отрицательный (убыток), нулевой (отсутствие предполагаемой прибыли) или положительный (прибыль).[14]

На основе вышеизложенного можно утверждать, что с точки зрения современного бизнеса коммерческий  риск представляет собой потенциально существующую вероятность потери ресурсов или неполучения доходов.[15]

Поскольку основная задача предпринимателя – рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы или иные непоправимые последствия (увечье людей, экологические катастрофы), следует выделять допустимый критический и катастрофический риски.[16]

Под катастрофическим коммерческим риском понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предприятия. К таким рискам также можно отнести риски, способные привести к смерти людей, а также экологическим катастрофам.[17]

При этом потери для предпринимательской фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом.[18]

Наличие рискообразующих факторов интегрального воздействия требует разработки методологии комплексного исследования рисков.[19]

Любая деятельность в условиях неопределенности характеризуется соответствующими этой деятельности видами рисков. Существующие коммерческие риски разнообразны и могут быть разделены на множество категорий. Многогранность понятия риска обусловлена разнообразием факторов, характеризующих как особенности конкретного вида деятельности, так и специфические черты неопределенности, в условиях которой эта деятельность осуществляется. Такие факторы принято называть рискОАОбразующими, понимая под ними сущность процессов или явлений, способствующих возникновению того или иного вида риска и определяющих его характер.[20]

 

1.2 Виды коммерческих рисков

Впервые классификация коммерческих рисков представлена в трудах Дж. Кейнса. По его мнению стоимость товаров должна включать величину затрат, связанных с повышенным износом оборудования, изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф, которые он называл издержками риска, необходимыми для компенсации отклонений фактической выручки товара от ожидаемой величины.[21]

Дж. Кейнс отмечал, что в экономической сфере целесообразно выделять три основных вида коммерческих рисков.

Прежде всего, это риск предпринимателя или заемщика. Этот вид риска возникает только тогда, когда в оборот принимаются собственные деньги и предприниматель сомневается, удастся ли ему действительно получить ту выгоду, на которую он рассчитывает.[22]

Второй вид коммерческого риска – риск кредитора. Он встречается там, где практикуются кредитные операции, не связан с сомнением в обоснованности оказанного доверия в случае преднамеренного банкротства или попыток должника уклониться от выполнения собственных обязательств сомнение может вызвать также недостаточность обеспечения ссуды в случае невольного банкротства заемщика, когда расчеты на получение предполагаемого дохода не оправдываются.[23]

Третий вид коммерческого риска – риск инфляции. Он связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы и позволяет сделать вывод о том, что денежный заем всегда менее надежен чем реальное имущество. Кроме того, инфляция отрицательно складывается на инвестировании средств и ставит должников в привилегированное положение.

По мнению Дж. Кейнса, все эти виды коммерческих рисков требуют предварительной количественной и качественной оценки.

При определении основных понятий в области классификации коммерческих рисков различают собственно предпринимательские и систему коммерческих рисков. Последнее понятие гораздо шире: помимо собственно коммерческих рисков рассматриваются вопросы менеджмента риска, страхования коммерческих рисков, распределения рисков по субъектам, изменения рисковых условий и др.[24]

Коммерческие риски классифицируются по субъектам, видам и проявлениям. Субъектом риска называется юридическое лицо (или физическое), находящееся в ситуации риска и осознающее это. Обычно выделяют три субъекта коммерческих рисков:

-         предприятия- производители;

-         физические лица

-         прочие субъекты.

Видом коммерческого риска называется группировка ситуаций, близких по осознанию риска и поведению в рисковых ситуация.

При всем разнообразии подходов к классификации коммерческих рисков можно выделить несколько основных его видов:[25]

·        производственные

·        инвестиционные и инновационные

·        финансовые

·        товарные

·        комплексные

·        банковские

Последний вид рисков выделяют в отдельную позицию в силу важности и специфичности его отдельных проявлений, однако иногда исследуют в числе финансовых рисков.[26]

Производственные риски в свою очередь делятся на риски в сфере промышленного производства и прочих сферах.

Основные проявления рисков у физических лиц:[27]

-         при производственных рисках – потеря трудоспособности

-         при финансовых рисках – невыполнение обязательств и операции с ценными бумагами

-         при товарных рисках – безработица.

Основными проявлениями для прочих юридических лиц являются финансовый валютный риск, товарный риск спроса на общественные услуги, комплексный риск спроса на общественные услуги, комплексный риск реакции фирмы и потребителей на правительственные мероприятия в экономической сфере и т.д.[28]

2 Анализ финансового состояния организации

2.1 Краткая характеристика объекта исследования

Объектом исследования в данной работе является ОАО «Сибирский Коммерческий Центр». Организация занимается торгово-посреднической деятельностью. Местонахождение предприятия и почтовый адрес: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 163/1. Предприятие зарегистрировано 21.08.1990 г.

Предприятие ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» достаточно стабильно функционирует на рынке и ежегодно получает прибыль. Так, в 2005 году чистая прибыль предприятия составила 379 тыс. руб., в то время как в 2004 году данный показатель составлял 229 тыс. руб., а в 2003 – 633 тыс. руб. Таким образом, в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло значительное снижение прибыли на 63,8%. В 2005 году произошло некоторое увеличение прибыли по сравнению с 2004 годом на 65,5%. В то же время выручка по основной деятельности в 2003 году составила 7669 тыс. руб., в 2004 году – 5663 тыс. руб., в 2005 году – 8102 тыс. руб. Рассмотрим себестоимость проданных товаров, работ, услуг. В 2003 году себестоимость продукции составила 6018 тыс. руб., в 2004 году – 4259 тыс. руб., в 2005 году – 6065 тыс. руб. Таким образом, в 2005 году предприятие, видимо, несло дополнительные операционные, внереализационные, коммерческие и другие виды расходов, так как несмотря на то, что выручка в 2005 году выше, чем в 2003 год, в то время как прибыль значительно ниже.

Очень важным показателем, характеризующим деятельность торгового предприятия, является рентабельность продаж. Он рассчитывается как отношение бухгалтерской прибыли к выручке от реализации продукции. Рентабельность продаж предприятия ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» в 2003 году составила 9,6%, в 2004 году – 0,9%, в 2005 году – 7,6%. Таким образом, вначале произошло снижение показателя рентабельности, но сейчас наблюдается тенденция к ее повышению. Повышение рентабельности  является положительной тенденцией. Это говорит о повышении эффективности деятельности предприятия.

ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» действует в соответствии с уставом, утвержденным Протоколом № 3 от  15 июля 1999 года.

ОАО «Сибирский Коммерческий Центр»  является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной целью создания и деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и материальных потребностей участников предприятия, удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах.

Учредители ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» несут ответственность по обязательствам в размере уставного капитала, который был создан за счет средств учредителей. Размер уставного капитала ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» 5000 рублей.

 

2.2 Анализ финансового состояния предприятия

 

Финансовый анализ необходим каждой организации и в каждом подразделении, при любом состоянии финансов. Однако, чем сложнее экономическое положение, тем детальнее он должен быть. Без финансового анализа данные бухгалтерской отчетности не могут дать истиной картины финансового состояния организации.[29]

Оценка финансово-экономического состояния предприятия проводится в двух аспектах: с точки зрения функционирования предприятия как хозяйствующего субъекта, и с позиции его ликвидации (возможного банкротства, возбуждения процедуры банкротства). Финансовый анализ позволяет выявить угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия.

В общем виде необходимая информационная база для анализа финансового состояния включает учетную политику организации - форму№1 «Бухгалтерский баланс» и  форму №2 «Отчет о прибыли и убытках», приведены данные о просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, просроченных кредитах и займах; пояснительную записку; расшифровки дебиторской задолженности; акты сверки расчетов и другие материалы по инвентаризации имущества и обязательств.

Несомненно, что анализ финансового состояния должен проводиться на основе баланса нетто, очищенного от регулирующих статей.  Однако, и этого недостаточно. Действующая в настоящее время отчетная форма в отдельных случаях относит систематические счета к разделам баланса недостаточно корректно. Таким образом, прежде чем проводить анализ финансового состояния предприятия следует составить аналитический баланс.

В составе основных средств отражены здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и другие объекты со сроком службы более 12 месяцев. Общая стоимость основных средств составляет 1254899 тысяч рублей против 1215782 тысяч рублей по состоянию на 01.01.2004 года (прирост составил 39117 тысяч рублей, в том числе: здания 20518 тысяч рублей, сооружения 15473 тысяч рублей, машины и оборудование 231 тысяч рублей, Общий начисленный износ составил 690251 тысяч рублей, в том числе по 02 счету 689655 тысяч рублей, по 014 счету 596 тысяч рублей Таким образом, остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12.2005 года составляет 565244 тысяч рублей и увеличилась по сравнению с 01.01.2004 годом на 10347 тысяч рублей, что вызвано вводом в эксплуатацию ряда объектов: реконструкция Вл220кВ- ХТЭЦ-3-Хехецир 11550 тысяч рублей, объекты ЦРП 5234 тысяч рублей и других. Коэффициент износа увеличился на 0.59 процентов с 54,36 до 54,95, что свидетельствует о необходимости более активного вложения средств в капитальное строительство.

Общая стоимость незавершенного строительства составляет по состоянию на 01.01.2005 года 72653 тысяч рублей. За отчетный период стоимость незавершенного строительства снизилась на 13664 тысяч рублей, или на 15,8% в том числе за счет ввода вышеуказанных объектов капитального строительства 26994 тысяч рублей. Основными объектами незавершенного строительства являются ВЛ 110 кв ХТЭЦ- СДВ 7151. Пристройка АСДУ 8106 тысяч рублей, ВЛ 220 кВ ХТЭЦ-3 Хехцир 41471 тысяч рублей и другие объекты, в течение года произведено затрат по строительству и приобретению отдельных объектов на сумму 39807 тысяч рублей., в том числе на конец года остаток незавершенного строительства составляет 64637 тысяч рублей.

Материально-производственные запасы оценены в сумме фактических затрат на приобретение. Общая стоимость материалов (строка 211) баланса составляет на 01.01.2005 года 28874 тысяч рублей, что на 307 тысяч рублей меньше, чем по состоянию на 01.01.2004 года, в том числе материалы 7480 тысяч рублей (снижение за год на 5323 тысяч рублей), корма 13350 тысяч рублей (рост за год на 4647 тысяч рублей), ГСМ 849 тысяч рублей (снижение за год на 758 тысяч рублей), тара 727 тысяч рублей (вновь введенный субсчет), запасные части 3704 тысяч рублей (увеличение на 3 тысячи рублей). За отчетный период возросла стоимость поголовья птицы на 3706 тысяч рублей или на 44,25 процентов и достигла 12081 тысяч рублей. Расходы будущих периодов составили на 01.01.2005 года 249 тысяч рублей, в том числе 158 тысяч рублей - расходы ранее признаваемые нематериальными активами Товары и готовая продукция по состоянию на 01.01.2005 года составили 8079 тысяч рублей, в том числе 1971 тысяч рублей готовая продукция по цеху птицеводства (большой остаток мяса на складах— порядка 40 тонн), 6108 тысяч рублей товары, выделенные для реализации на сторону в соответствии с программой реструктуризации ОАО "Сибирский Коммерческий Центр".

Задолженность покупателей из заказчиков по состоянию на 01.01.2005 года составляет 6604 тысяч рублей, что значительно выше, чем на начало отчетного периода. При этом общая задолженность покупателей возросла на 3411 тысяч рублей или на 106,8 %, а прочая дебиторская задолженность снижена на 2334 тысяч рублей. Это прежде всего вызвано увеличением задолженности основного клиента предприятия — ОРП Энерготорг с 2004 тысяч рублей до 3642 тысяч рублей, а также выполненными текущими проплатами по цеху птицеводства, кроме того в рамках регистрации прав собственности на недвижимое имущество и инвентаризации земель, проведена предварительная оплата в декабре 2004 года ОАО «Меридиан» в размере 1055 тысяч рублей, что довольно существенно сказалось на уровне дебиторской задолженности подразделения.

В состав прочих долгосрочных обязательств вошла сумма реструктуризированной задолженности по платежам во внебюджетные фонды в размере 49896 тысяч рублей, в том числе по платежам в пенсионный фонд 47134 тысяч рублей, в том числе недоимка 15818, пеня 31316 тысяч рублей, прочие фонды 2762 тысяч рублей, в том числе недоимка 2677 тысяч рублей, пеня 85 тысяч рублей.

Краткосрочная кредиторская задолженность подразделения сложилась в размере 696205 тысяч рублей, в том числе по статье «Поставщики и подрядчики» задолженность снизилась на 6263 тысяч рублей  и составила на конец отчетного периода 8860 тысяч рублей. Задолженность по оплате труда выросла на 5036 тысяч рублей и составила 9665 тысяч рублей, что объясняется некоторой задержкой в выдаче заработной платы по ОАО "Сибирский Коммерческий Центр".

Задолженность в бюджет снизилась и составила 1754 тысяч рублей, что на 2623 тысяч рублей меньше, чем на начало отчетного периода, рост задолженности вызван неуплатой текущих платежей в первой половине года и, как следствие, начислением налоговыми органами пеней. Обязательства по строке «прочие кредиторы» возросли 1094 на тысяч рублей и составила 1951 тысяч рублей, рост вызван будущей реализацией квартир персоналу, переход права собственности по условия договоров на которые наступает после окончательной оплаты стоимости квартир.

 В отчетном году предприятие получило дотацию из бюджета на покрытие убытков от производства сельскохозяйственной продукции в размере 6099 тысяч рублей. Необходимо отметить, что указанная дотация не покрывает в значительном объеме убытки от производства мясопродукции, сложившиеся за отчетный период в размере 53328 тысяч рублей.

Финансовая устойчивость характеризуется, соотношением собственных и заемных средств. Однако, этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей, характеризующая состояние предприятия и обеспеченность их источниками покрытия (пассива).

Их можно разделить на две группы: показатели, определяющие состояние оборотных средств, и показатели, определяющие состояние основных средств.

Показатели ликвидности и финансовой устойчивости взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия: если у предприятия обнаруживаются плохие показатели ликвидности, то финансовая устойчивость им не потеряна. Преодолеть финансовую неустойчивость весьма непросто: нужно время и инвестиции. Для хронически больного предприятия, потерявшего финансовую устойчивость, любое негативное стечение обстоятельств может привести к роковой развязке.

Важнейшим показателем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, является показатель удельного веса общей суммы собственного капитала к итогу баланса предприятия. В практике этот относительный показатель получил название коэффициент автономии (концентрации собственного капитала) Ка.

Ка = Ск + ДП/ ВБ

Ка н.г. =0,00

Ка к.г. = 49896 / 705438= 0,07,

Где Ск – собственный капитал; ДП – долгосрочные пассивы;

ВБ – валюта баланса, тыс. руб.;

По величине этого показателя судят о том, насколько предприятие независимо от заемного капитала.

Для коэффициента автономии желательно, чтобы он превышал по своей величине 0,5. В нашем случае, величина этого показателя 0 и 0,07 на начало и конец года соответственно. Таким образом, можно говорить о неуверенности кредитов в надежности нашего предприятия. Отсутствие собственного капитала у предприятия говорит об отсутствии собственных источников покрытия активов.

Производными от коэффициента являются такие показатели как коэффициент финансовой зависимости и коэффициент заемных и собственных средств.

Коэффициент финансовой зависимости по существу является обратным к коэффициенту автономии. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Эти два коэффициента в сумме равны единице (100%). Таким образом к 01.01.2004 г. в каждом 1 рубле вложенном в активы, 100 копеек были заемными, к концу года зависимость от заемных средств снизилась и составила 93 копеек.

Ликвидность активов – величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ Ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по статьям их ликвидности, и расположенных в порядке убывания ликвидности, к обязательствам по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположением их в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1 – наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения;

А2 – быстро реализованные активы – дебиторская задолженность и прочие активы;

А3 – медленно реализуемые активы – запасы (без строки 216 «расходы будущих периодов»), а также статьи из раздела 1 актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (уменьшенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий);

А4 – труднореализуемые активы – итог раздела 1 актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Пассивы баланса по степени срочности их оплаты:

П1 – наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок;

П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства;

П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства;

П4 – постоянные пассивы – итог раздела IV пассива баланса.

Группировка активов и пассивов баланса ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» по степени их ликвидности приведена в таблице.

Таблица 1

Оценка ликвидности баланса

Активы

На 01.01.04

На 01.01.05

Отклонения

Пассивы

На 01.01.04

На 01.01.05

Отклонения

1. Наиболее ликвидные активы А1 (стр. 250 + 260)

177

433

256

1. наиболее срочные обязательства П1 (стр. 620 + 630)

696205

655027

-41178

2. Быстро реализуемые активы А2 (стр. 240 + 270)

13939

14635

696

2.Краткосрочные пассивы П2 (стр. 610)

0

0

0

3.медленно реализуемые активы А3 (стр. 210 - 217 + 220 + 230)

41361

52473

11112

3.Долгосрочные пассивы П3 (стр. 590)

0

49896

+49896

4.труднореализуемые активы А4 (стр. 190)

641243

637897

-3346

4.постоянные пассивы П4 (стр. 490 + 640 + 650 + 660)

515

515

-

Баланс

696720

705438

8718

Баланс

696720

705438

+8718

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место соотношение:

А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4

Выполнение трех неравенств с необходимостью влечет за собой и выполнение четвертого неравенства, поэтому практически существенным является составление итогов первых трех групп по активу и пассиву. Четвертое неравенство носит «балансирующий» характер и в то же время имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости – наличии у предприятия собственных оборотных средств.

Рассматривая таблицу, можно сделать вывод о том, что баланс ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» за 2004 г. является абсолютно неликвидным, так как оптимальный баланс не соблюдается.

В отчетном периоде и в 2003 г. наблюдается недостаток наиболее ликвидных активов, так денежные средства и краткосрочные финансовые вложения не покрыли наиболее срочные обязательства на 696028 тыс. руб. и 654594 тыс. руб. в 2003 г. и в 2004 гг. соответственно.

Сопоставление быстро реализуемых активов и краткосрочных пассивов на 01.01.05 г. выявить тенденции к улучшению финансового положения предприятия, так как платежный излишек в 2004 г. составляет 14635 тыс. руб.

Перспективная ликвидность представляет собой прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей, сопоставление медленно реализуемых активов с долгосрочными обязательствами позволяет сделать вывод о наличии перспективной (долгосрочной) ликвидности предприятия. Платежеспособный излишек по этой группе активов составил 41361 тыс. руб. в 2003 г. и 2577 тыс. руб. в 2004 г. соответственно.

Составление и оценка платежных балансов позволяет выявить общие тенденции в изменении ликвидности и получить первоначальное представление об уровне платежеспособности предприятия на определенные даты в абсолютном выражении. Как и любой абсолютный показатель, платежный излишек (недостаток) средств имеет ограниченные аналитические возможности. Поэтому финансовый анализ широко использует разнообразные относительные показатели ликвидности.

Рассмотрим наиболее часто применяемые в практике экономического анализа показатели платежеспособности и ликвидности.

Коэффициент платежеспособности (Кп) рассчитывается как отношение оборотных активов акционерного общества к долго и краткосрочным обязательствам (пассивам) и показывает, его способность покрывать свои долги за счет текущих активов не прибегая к распродаже имущества.

Кп = Оборотные активы / Долго и краткосрочные обязательства

В данном случае коэффициент платежеспособности равен:

На 01.01.04. 55477 / 696720 = 0,08

На 01.01.05. 67541 / 705438 = 0,1

Рассчитанный показатель свидетельствует о недостаточной платежеспособности ОАО «Сибирский Коммерческий Центр». В случае одновременного требования платежей со стороны кредитов необходимо будет прибегнуть к распродаже имущества. Рекомендуемое значение этого показателя 1 и более, то есть имеющихся активов недостаточно для погашения всей задолженности.

В то же время следует положительно оценить рост данного показателя на 25%.

Однако показатель платежеспособности организации выражает ее способность осуществлять расчеты по всем видам обязательств; и по ближайшим, и по отдельным. Он не дает представления о возможностях организации погашать краткосрочные обязательства. Поэтому, для оценки способности предприятия выполнить свои краткосрочные обязательства рассмотрим три относительных показателя ликвидности баланса.

Общую оценку ликвидности баланса дает коэффициент текущей ликвидности. Он характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными  средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (итог раздела 2 актива баланса), к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, просроченных займов и различных кредиторских задолженностей, прочих краткосрочных пассивов (итог раздела 6 пассива баланса за вычетом строк 640,650,660).

Кт.л. = Оборотные активы (2), тыс. руб. / (Краткосрочные пассивы (6) – (стр. 640 + 650 + 660)), тыс. руб.

Для нашего предприятия коэффициент текущей ликвидности равен:

На 01.01.04. = 55477 / 696205 = 0,08

На 01.01.05. = 67541 / 655027 = 0,1

Это свидетельствует о том, что имеющиеся оборотные средства не позволяют погасить долги по краткосрочным обязательствам.

Критическим уровнем коэффициента текущей ликвидности считается 1. Рекомендуемое значение этого коэффициента 2 и более.

В нашем случае значение коэффициента текущей ликвидности практически совпадает с коэффициентом платежеспособности из-за отсутствия в 2003 и незначительного удельного веса в 2004 гг. долгосрочных пассивов, а в результате снижения краткосрочных пассивов на 41178 тыс. руб. (или 5,91%) коэффициент текущей ликвидности вырос на 0,02.

Рекомендуемые нормативные значения показателей ликвидности, как показал отечественный опыт их применения за последние годы, не являются достаточно совершенными и обоснованными, к ним следует относиться взвешенно. Этот недостаток относится как к официальным нормативам, так и к различным вариантам этих нормативных значений, колеблющихся по многочисленным авторским разработкам в широком диапазоне.

Предлагаемые оптимальные уровни показателей ликвидности носят, как правило, излишне универсальный характер, не учитывают отраслевые особенности, поэтому сопоставление с ними фактических значений ликвидности не дает ожидаемой объективной оценки текущей платежеспособности. Поэтому при анализе финансового состояния отечественных предприятий они могут служить в качестве ориентиров, а также рекомендуется скорее обращать внимание на динамику значений коэффициентов, чем на их абсолютную величину.

Промежуточным коэффициентом ликвидности является коэффициент быстрой ликвидности (Кб.л.). Он характеризует способность акционерного общества рассчитаться с задолженностью в ближайшее время и определяется отношением наиболее ликвидной части оборотных активов, то есть без учета наименее ликвидной части текущих активов – товарных запасов, к краткосрочным обязательствам.

Кб.л = Оборотные активы – Запасы, тыс. руб. / Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

Коэффициент быстрой ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. В нашем случае он равен:

На 01.01.04. (55477 – 38616) / 696720 = 0,02

На 01.01.05. (67541 – 49928) / 655027 = 0,03

Величина данного коэффициента свидетельствует о недостаточности наличия ликвидных активов для погашения краткосрочных долгов. Рекомендуемое значение показателей – от 0,5 до 1,0.

Для получения наиболее полной картины ликвидности необходимо использовать коэффициент абсолютной ликвидности (Ка.л.). Он характеризует способность акционерного общества рассчитаться с задолженностью немедленно и определиться отношением наиболее ликвидных оборотных активов – денежных средств и краткосрочных финансовых вложений – к краткосрочным обязательствам. Чем выше данный коэффициент, тем надежнее организация.

Ка.л. = Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. / Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

В нашем случае коэффициент абсолютной ликвидности на начало и конец 2004 года равен:

На начало года = 177 / 696720 = 0,0003

На конец года = 433 / 655027 = 0,0007

Это свидетельствует о том, что в анализируемом периоде ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» испытывает недостаток свободных денежных средств для финансирования текущей хозяйственной деятельности. Рекомендуемое значение этого показателя от 0,2 до 0,3.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как единица фактического значения текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между концом и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

Кв. (у) пл. = (Кт.л.ф. + Пв (у) / Т * (Кт. л. ф. – Кт. л. н.)) / Кт. л. норм.,

Где Кт. л. ф. – фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности;

Пв. (у) – установленный период восстановления (утраты) платежеспособности предприятия в месяцах;

Т – отчетный период в месяцах;

Кт. л. н. – значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода;

Кт. л. норм. – нормальное значение коэффициента текущей ликвидности (К1 норм. = 2).

Определим коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности за 6 месяцев:

Кв (у) пл. = (0,1 + 6/12 * (0,1 – 0,08)) / 2 = 0,055

Так как значение коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности менее 1, то у предприятия отсутствует реальная возможность в следующие 6 месяцев восстановить платежеспособность.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод об удовлетворенности структуры баланса и высокой ликвидности предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия включает в себя расчет показателей, характеризующих деловую активность организации и эффективность использования средств, то есть показатели деловой активности.

Деловая активность акционерного общества в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств.

Показатели оборачиваемости показывают – сколько раз в год (анализируемый период) «оборачиваются» те или иные активы предприятия. Оборотная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств отражает при прочих равных условиях повышение производственного технического потенциала предприятия.

В практике наиболее часто выполняют расчеты оборачиваемости средств, вложенных в запасы товарно-материальных ценностей и используемых покупателями продукции предприятия в порядке их коммерческого кредитования. Значительный интерес представляет измерение степени нагрузки другой части используемых средств, вложенных в недвижимое имущество. Определенный интерес представляет и ответ на вопрос, насколько интенсивно используется вся сумма капиталов, авансированная в предприятии, в соответствии с общим оборотом по продажам.

Все названные величины рассматриваются в виде относительных показателей.  Однако, показателям оборачиваемости оборотных средств свойственно и присвоение натуральных измерений. Их можно измерить числом оборотов за определенный период времени или продолжительностью одного оборота. И это вполне объяснимо, так как по окончании срока оборота вся сумма участвовавших в нем средств возвращается предприятию.

Те капиталы, по отношению к которым определяется степень их нагрузки, за отчетный период полностью не превращаются в наличные деньги, так как неоднократно участвуют в цикле  производства продукции и ее продажи. Поэтому показатели нагрузки капитала легче истолковать как относительные показатели, хотя по характеру сопоставленных при их исчислении величин им можно дать и соответствующее толкование. Так при сопоставлении выручки от продаж с этими капиталами рассчитывается число денежных единиц выручки, приходящиеся на одну денежную единицу используемого капитала.

Наиболее распространенным является коэффициент оборачиваемости активов. Этот показатель следует  рассматривать только с качественными характеристиками предприятия: значительная оборачиваемость активов может наблюдаться не только в силу эффективного использования активов, но и в связи с отсутствием вложений на развитие производственных мероприятий.

К оборачиваемости активов = чистый объем реализации тыс. руб.

(или К капиталоотдачи)  среднегодовая стоимость активов тыс. руб.

 

Отношение суммы продаж (выручки от реализации) ко всему итогу средств характеризуют эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов независимо от источников их образования, то есть показывает, сколько раз за год (анализируемый период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот показатель варьируется в зависимости от отрасли, отображая особенности производственного процесса.

Таблица 2

Общая оценка оборачиваемости активов

Показатели

На 01.01.04.

На 01.01.05.

Изменения

1.Выручка от реализации, тыс. руб.

35558

59416

+23858

2.Средняя величина активов, тыс. руб.

696720

705438

+8718

3.Средняя величина внеоборотных активов, тыс. руб.

641243

637897

-3346

4.Средняя величина текущих активов, тыс. руб.

55477

67541

+12064

5.Оборачиваемость активов

0,05

0,08

+0,03

6.Период оборота активов, дней

7200

4500

-2700

Продолжение табл. 2

7.Оборачиваемость текущих активов

0,64

0,88

+0,24

8.Период оборота текущих активов, дней

562,5

409

-153,5

9.Оборачиваемость внеоборотных активов

0,06

0,08

+0,02

10.Период оборота внеоборотных активов, дней

6000

4500

-1500

Как видно из приведенной выше таблицы по сравнению с предыдущим годом продолжительность оборота активов уменьшилась на 2700 дней. Это свидетельствует об улучшении использования финансовых активов предприятия.

Основным фактором ускорения оборачиваемости активов нашего предприятия является увеличение выручки от продаж на 23858 тыс. руб. или  67 %. Наиболее сильное ускорение оборачиваемости в нашем случае характерно для внеоборотных активов – 0,02 (1500 дней). Период оборота текущих активов (материально-производственных запасов) уменьшился на 153,5 дней (27,3%). 

2.3 Анализ коммерческих рисков

Рассмотрим основные виды рисков, с которыми сталкивается ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» в своей деятельности.

Риски ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» может быть связан, прежде всего, с постепенным снижением спроса покупателей на продукты питания. Это связано с общей тенденцией снижения покупательской активности. Вторым основным риском является усиление активности конкурентов, возможно использование ими нечестных методов.

Ниже в таблице 3 представлены риски, распределенные по стадиям осуществления проекта.

Таблица 3 - Коммерческие риски, характерные для ОАО «Сибирский Коммерческий Центр»

Риски

Веса Wi

Неустойчивость спроса

1/5

Снижение цен конкурентами

1/5

Появление новых конкурентов

1/5

Порча или потеря товара

1/5

Невыполнение договоров поставки товаров

1/5

Повышение оптовых цен на товары

1/4

Инфляция

1/4

Непредвиденные затраты

1/4

Изношенность оборудования

1/3

Непредвиденные затраты на ремонт

1/3

Ограниченность площадей (торговых  и складских)

1/3

Трудности с набором квалифицированного персонала

1/4

Риск, связанный с невыполнением договора поставки, имеет очень маленькую вероятность, так как предприятие работает с надежными и проверенными поставщиками. Поставки товаров четко спланированы.

Риск, связанный с неустойчивостью спроса. Если, например, падение спроса произойдет по качественным причинам (несоответствие запросам потребителей по качеству и цене товаров), то в этом случае имеет смысл работать с другими поставщиками, а также более тщательно подходить к планированию собственных затрат с целью уменьшения торговой надбавки.

Риск, связанный с порчей или потерей товара. Данный риск сокращен, так как, во-первых, большинство поставщиков сами доставляют продукцию в оптимальные сроки, во-вторых, у предприятия имеется штатный водитель и автомобиль для перевозки товаров, в-третьих, между магазинами налажен процесс переброса товаров во избежание их порчи.[30]

Риск, связанный с износом и ремонтом оборудования, сокращен за счет тщательного подхода к выбору оборудования на подготовительной стадии, а также за счет заключения гарантийных договоров с поставщиками данного оборудования.

3. Пути улучшения финансового состояния и снижения коммерческих рисков

3.1 Рекомендации по улучшению финансового состояния

Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «Сибирский Коммерческий Центр»на основе финансового анализа имеют сложную структуру и базируются на следующих направлениях:

-оптимизация величины и строения заемных средств по отношению к собственному капиталу;

-эффективность использования финансовых ресурсов;

-финансовый анализ и оптимизация обращения оборотных средств;

-факторный анализ прибыли и эффективности финансовых вложений;

-стабилизация финансово-хозяйственного положения предприятия.

В состав рекомендаций по улучшению финансового положения ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» можно включить следующие:

·        более четко налаживать региональные хозяйственные связи (все операции по организации производственных процессов и сбыта и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками материалов, сырья и комплектующих, которые способствуют непрерывности производственного процесса, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции покупателям);

·        перевод неликвидных оборотных средств в более ликвидные;

·        создавать региональные объединения, ассоциации предпринимателей и вступать в существующие (в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов);

·        использовать систему фьючерсных контрактов по поставке материалов (через обязательство купить за наличные или принять физическую поставку стандартной величины конкретного базисного актива в будущий срок по фиксированной цене) или участвовать в отраслевых ценовых соглашениях; таким образом предприятие будет застраховано от колебания цен на сырье и материалы;

·        проверять платежеспособность партнеров, их финансовое положение при заключении договоров и других сделок; это позволит предприятию узнать: сможет ли партнер (например, покупатель) выполнить свои денежные обязательства;

·        учитывать в договорах поставки и подряда (при обосновании договорных цен) возможное повышение цен на материалы, т.е. в договоре купли-продажи делать оговорку, что в случае повышения цен на рынке на данный товар обозначенная в контракте цена будет соответственно повышена;

·        предусматривать в договорах санкции за несвоевременную оплату выполненных работ и продукции;

·        создавать многопрофильные (диверсифицированные) производства;

·        проводить маркетинговые исследования и разрабатывать стратегию предприятия;

·        создавать в хозяйственной деятельности практически принципы недопущения банкротства:  «продавай за наличные, а покупай в кредит», «кредитуй покупателя на меньший срок, чем получаешь кредит от поставщика», «при сделке определяй и проверяй кредитоспособность партнера», «при заключении договоров проверяй правильность совершаемой сделки».

Для устранения негативного воздействия внешних факторов необходимо пользоваться рядом рекомендаций:

·        поиск надежных (платежеспособных и исполняющих свои обязательства) партнеров;

·        изучение рынка поставщиков и сбыта готовой продукции, заказчиков работ;

·        повышение качества работ, продукции и услуг;

·        совершенствование договорной и претензионно-исковой работы;

·        улучшение организационного и материально-технического обеспечения производства;

·        контроль за использованием ресурсов и внутрипроизводственных резервов и др.

3.2 Рекомендации по снижению коммерческих рисков

Проведенный анализ коммерческих рисков позволяет разработать 4 направления снижения коммерческих рисков на данном предприятии.

Первое - избежание появления возможных рисков, предполагающее отказ от ненадежных проектов и ненадежных клиентов. Сущность первого направления сводится к попытке избежать любого возникающего в хозяйственной деятельности риска. Это направление является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет более полно избежать возможных потерь и неопределенности, но не позволяет получить объем прибыли, связанной с осуществлением рискованной деятельности.

Второе направление - сокращение потерь путем разделения и объединения рисков и снижение воздействия риска на результаты производственно-финансовой деятельности. Суть разделения рисков заключается в сокращении максимально возможных потерь за одно событие, но при этом одновременно возрастает число случаев риска, которые нужно контролировать. Объединение рисков можно охарактеризовать как метод снижения рисков, при котором возможный риск делится между несколькими субъектами экономики. Этот метод не избавляет от риска, но позволяет значительно снизить его уровень. Самостоятельным способом разделения активов фирмы с последующим объединением рисков является диверсификация как распределение усилий и капиталовложений между различными видами деятельности, непосредственно не связанными друг с другом.

Третье направление - упреждение рисков посредством заблаговременного финансирования венчурных проектов или создания специализированных структурных подразделений управления рисками.

Четвертым направлением служит полная или частичная передача (страхование рисков) через контрактную систему или через организационную форму бизнеса. Передача риска может осуществляться либо через заключение контракта, либо через организационную форму бизнеса.

Заключение

Итак, в данной работе были рассмотрены такие аспекты предпринимательской деятельности, как сущность и виды коммерческих рисков, методы их оценки и управления, а также риски конкретного предприятия и проектирование его организационной структуры.

В результате выполнения данной работы можно сделать ряд выводов.

Риск является неотъемлемым компонентом предпринимательства и выступает фактором движения экономической системы. Готовность к риску – устойчивая характеристика предпринимателя. Она органически связана с его естественно-психологическими качествами: с активностью, предрасположенностью к новациям, ориентацией на независимость, экономическую свободу и творческую продуктивность, ответственностью за принятие и реализацию решений.

Риск естественным образом сопряжен с менеджментом в предпринимательской деятельности, со всеми его функциями. Каждая из них связана с той или иной мерой риска, требует создания адаптивной к нему системы хозяйствования. Это значит, что необходим и особенный менеджмент риска, т.е. специфическая подсистема управления, основывающаяся на познании экономической сущности риска, разработке и реализации стратегии отношения к нему в предпринимательской деятельности.

Риски ОАО «Сибирский Коммерческий Центр» может быть связан, прежде всего, с постепенным снижением спроса покупателей на продукты питания. Это связано с общей тенденцией снижения покупательской активности. Вторым основным риском является усиление активности конкурентов, возможно использование ими нечестных методов.

Финансовый анализ необходим каждой организации и в каждом подразделении, при любом состоянии финансов. Однако, чем сложнее экономическое положение, тем детальнее он должен быть. Без финансового анализа данные бухгалтерской отчетности не могут дать истиной картины финансового состояния организации.

Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «Сибирский Коммерческий Центр»на основе финансового анализа имеют сложную структуру и базируются на следующих направлениях:

-оптимизация величины и строения заемных средств по отношению к собственному капиталу;

-эффективность использования финансовых ресурсов;

-финансовый анализ и оптимизация обращения оборотных средств;

-факторный анализ прибыли и эффективности финансовых вложений;

-стабилизация финансово-хозяйственного положения предприятия.

Рассчитанные показатели свидетельствуют о недостаточной платежеспособности ОАО «Сибирский Коммерческий Центр». В случае одновременного требования платежей со стороны кредитов необходимо будет прибегнуть к распродаже имущества

Список литературы

1.     Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2002.

2.     Бартон Т., Шенкир У., Уокер П. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2003.

3.     Белых Л.П. Основы финансового риска. - М.: Финансы, Юнити, 2005.

4.     Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 2. – Киев: Ника-Центр, 2005.

5.     Брейли Р., Маейерс С. Принципы корпоративных финансов.- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999

6.     Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент т.1.-СПб.: Экономическая школа, 2000

7.     Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами - М.: Финансы и статистика, 2006

8.     Вейтилингем Руководство по использованию финансовой информации-М.: Финансы и статистика, 2004

9.     Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

10.                        Виханский О.С., Наймов А.М. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2001.

11.                        Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2006.

12.                        Гольдштейн Г.Я., Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

13.                        Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. – СПб.: Питер, 2002.

14.                        Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ, 2000.

15.                        Ковалев В.В. Управление финансами. М-.: ФБК-ПРЕСС, 2001

16.                        Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2003

17.                        Лафта Дж. К. Теория организации. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

18.                        Макконнелл Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс т.2. – М.: Республика, 2002

19.                        Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

20.                        Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

21.                        Пикфорд Джеймс. Управление рисками / Пер. с англ. О.Н. Матвеевой. – М.: ОАО «Вершина», 2004.

22.                        Райан Б. Стратегический учет для руководителя. – М.: Аудит, Юнити, 2005

23.                        Риск // http: // www.bolshe.ru/unit/106/books/2987/s/3.

24.                        Риски в современном бизнесе / П.Г. Грабовой, С.Н. Петрова, С.И. Полтавцев, К.Г. Романова, Б.Б. Хрусталев, С.М. Яровенко. – М.:Аланс, 2000.

25.                        Романов В., Бутуханов А. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски // Моделирование и Анализ Безопасности, Риска и Качества в Сложных Системах. – СПб.: НПО "Омега", 2001.

26.                        Тэпман Л.Н. Риски в экономике. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

27.                        Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и Ф. Лиса. – М.: ИНФРА-М, 2001.

28.                        Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Стояновой Е.С. – М.: Перспектива, 2002.

29.                        Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2004.

30.                        Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование / Под ред. М.И.Баканова и А.Д. Шеремета.-М.: Финансы и статистика, 2000


[1]Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2002.

[2] Бартон Т., Шенкир У., Уокер П. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2003.

[3] Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.- 192 с.

[4] Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики,  2002, - 1280 с.

[5] Шинкаренко И.Э Риск-менеджмент — философия управления рисками корпорации // Управление рисками, №2. – 2004. – с. 15-21

[6] Белых Л.П. Основы финансового риска. - М.: Финансы, Юнити, 2005.

[7] Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент т.1.-СПб.: Экономическая школа, 2000

[8] Райан Б. Стратегический учет для руководителя. – М.: Аудит, Юнити, 2005

[9] Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 2. – Киев: Ника-Центр, 2005.

[10] Пикфорд Джеймс. Управление рисками / Пер. с англ. О.Н. Матвеевой. – М.: ООО «Вершина», 2004.

[11] Брейли Р., Маейерс С. Принципы корпоративных финансов.- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999

[12] Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами - М.: Финансы и статистика, 2006

[13] Вейтилингем Руководство по использованию финансовой информации-М.: Финансы и статистика, 2004

[14] Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

[15] Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2006.

[16] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ, 2000.

[17] Гольдштейн Г.Я., Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

[18] Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2003

[19] Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. – СПб.: Питер, 2002.

[20] Виханский О.С., Наймов А.М. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2001.

[21] Макконнелл Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс т.2. – М.: Республика, 2002

[22] Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование / Под ред. М.И.Баканова и А.Д. Шеремета.-М.: Финансы и статистика, 2000

[23] Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

[24] Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

[25] Пикфорд Джеймс. Управление рисками / Пер. с англ. О.Н. Матвеевой. – М.: ООО «Вершина», 2004.

[26] Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и Ф. Лиса. – М.: ИНФРА-М, 2001.

[27] Райан Б. Стратегический учет для руководителя. – М.: Аудит, Юнити, 2005

[28] Виханский О.С., Наймов А.М. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2001.

[29] Риски в современном бизнесе / П.Г. Грабовой, С.Н. Петрова, С.И. Полтавцев, К.Г. Романова, Б.Б. Хрусталев, С.М. Яровенко. – М.:Аланс, 2000.

[30] Макконнелл Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс т.2. – М.: Республика, 2002