Содержание

 

1. Анализ объема производства. 3

2. Методика анализа эффективности капитальных и финансовых вложений. 8

3. Задача. 12

Список литературы.. 14

1.     Анализ объема производства

В условиях ограни­ченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, которой определяют объем продаж. Однако по мере насыще­ния рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной про­граммы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.

Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Ре­зультаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), тех­ническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйству­ющий субъект при планировании объема производства и оп­ределении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

Сущность производственной деятельности состоит в со­здании экономических благ, необходимых для удовлетворе­ния разнообразных потребностей общества. В рыночной эко­номике производство осуществляют те хозяйствующие субъек­ты, которые желают и способны принять наиболее эффек­тивную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Ресурсы поступают в те отрасли и тем предприятиям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не насыщен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по ка­ким ценам их продавать, куда вкладывать капитал — это определяется механизмом спроса и предложения, нормой при­были, курсом акций, валют, ссудным процентом.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на вели­чину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то чтобы произвести и продать максимальное количество про­дукции высокого качества при минимальных затратах. По­этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Цель анализа производства и реализации продукции со­стоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыс­кании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реа­лизации продукции на предприятиях являются:

• оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции,

• проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и ре­альности,

• выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реали­зации продукции,

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции,

• разработка мероприятий по использованию внутрихозяй­ственных резервов для повышения темпов роста про­дукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

• объем производства и реализации продукции,

• ассортимент и структура продукции,

• качество продукции,

ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства именно: недостатки в организации производства и труда, нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов,  брак продукции.

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

1.     анализ формирования и выполнения производственной программы;

2.     анализ объема продукции;

3.     анализ ассортимента продукции;

4.     анализ структуры продукции;

5.     анализ качества продукции;

6.     анализ ритмичности производства;

7.     анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

2.                Методика анализа эффективности капитальных и финансовых вложений

Методика оценки  эффективности капитальных вложений основана  на предположениях о стабильности и предсказуемости советской экономики. Эти условия позволили оперировать усреднёнными показателями капитальных и текущих затрат и в целом верно определить эффективность использования КВ.

Рынок заведомо непредсказуем и нестабилен, что и определяет необходимость в новой методике оценки эффективности КВ. Такая методика создана. В её основе[8, с. 29]:

-наличие целого ряда критериев, что позволяет пользователю избрать тот из них, который соответствует конкретным задачам заказчика;

-обязательное приведение затрат любых лет к исходному периоду;

-отсутствие учёта в расчётах затрат типа расходов на обслуживание кредита (оценивается только вариант КВ);

-исключение повторного счёта.

Главным критерием являются:

а) цена проекта - полная сумма приведённых во времени выгод Вi, затрат по проекту Зi:

Ц = Вi - Зi .                                      (3)

Здесь i - продолжительность действия проекта, потребовавшего КВ;

б) если оцениваются КВ в социальную сферу (например, в строительство библиотеки, не обещающей выгод), этот критерий замещается показателем приведённых затрат:

З = Зi ;                          (4)

в) важный критерий внутренней нормы прибыли, позволяющей определить (чаще всего методом подбора) уровень ссудного процента используемых кредитов, при котором проект не даёт убытков;

г) эффективность КВ:

Э = ( Вi - Зi) / Зi                     (5)

и ряд других.

При экономических расчётах эффективности следует иметь ввиду действие множества факторов, которые можно разделить на ряд групп[9, с. 139]:

а) обусловленные особенностями строительства (расположением стройки, климатом и др.);

б) определяемые особенностями строительной продукции;

в) зависящие от особенностей использования основных фондов в строительстве;

г) обусловленные особенностями той продукции, которую будут выпускать создаваемые основные фонды.

Расчёт, одновременно учитывающий все эти факторы, чрезвычайно сложен, поэтому повышения ожидаемой эффективности КВ добиваются, просчитывая их на каждом этапе: от ТЭО до строительного производства.

При оценке экономической эффективности финансовых вложений особое место занимает  оценка  эффективности затрат. Методика оценки эффективности затрат при финансовых вложениях представлена ниже.

Для полного представления об общей эффективности затрат нужна обобщенная характеристика стоимостных и натураль­ных показателей. Этой цели служат общая и сравнительная эко­номическая эффективность затрат.

· В планировании и проектировании общая экономическая эффективность определяется как отношение эффекта к капиталь­ным вложениям, а сравнительная - как отношение разности те­кущих затрат к разности капитальных вложений по вариантам. При этом общая и сравнительная экономическая эффективность дополняют друг друга. Общая экономическая эффективность за­трат рассчитывается с учетом места применения затрат. Так, по народному хозяйству в целом общая экономическая эффектив­ность затрат определяется как отношение прироста произведен­ного национального дохода (или чистой продукции) в сопостави­мых ценах НД к вызвавшим этот прирост производственным капитальным вложениям К.

Энх = DНД/К,                           (6)

· По народнохозяйственным комплексам, отдельным отрас­лям, а также формам воспроизводства основных фондов (техни­ческому перевооружению, реконструкции и расширению пред­приятий и организации) общая экономическая эффективность за­трат рассчитывается как отношение прироста прибыли (сниже­ния издержек производства) или хозрасчетного дохода (DП) к капитальным вложениям К:

Эпп = DП/К,                    (7)

· По вновь строящимся предприятиям, цехам, другим объек­там и отдельным мероприятиям показатель эффективности Эп определяется как отношение планируемой прибыли к капиталь­ным вложениям (сметной стоимости):

Эп = (Ц-С)/К,                           (8)

где    К - полная сметная стоимость строящегося объекта (по проекту);

Ц - годовой выпуск продукции в оптовых ценах предприятия (без налога с оборота) по проекту;

С - издержки производства (себестоимость) годового выпуска продукции (по проекту) после полного осуществления строительства и освоения введенных мощностей.

В каждом отдельном случае полученные в результате расчетов показатели общей экономической эффективности затрат сравни­ваются с нормативами и аналогичными показателями за предше­ствующий период, а также с показателями эффективности произ­водства других предприятий и фирм.

При оценке эффективности финансовых вложений используют также методику оценки эффективности финансовых результатов от вложений,  которая представлена ниже.

В условиях рыночной экономики основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятий, фирм служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам. Если на уровне народного хозяйства наиболее достоверным обобщающим выра­жением цели производства является национальный доход, то критерий оптимальности для предприятия никак не может совпа­дать с подобным критерием для народного хозяйства. Это вытека­ет из одного из важнейших принципов построения механизма интенсивного хозяйствования на базе рыночной экономики, за­ключающегося в том, что в планировании необходимо различать экономические системы разного  уровня.

Таким образом, на народнохозяйственном уровне возможны и совершенно необходимы планирование и анализ на основе таких показателей, как валовая, чистая продукция. Как нельзя рассмат­ривать народное хозяйство в целом как простую арифметическую сумму его частей, так и нельзя требовать, чтобы критерий опти­мальности для предприятия (объединения) совпадал с критерием оптимальности для народного хозяйства. Здесь возникает вопрос об обобщающем, едином для оценки всей деятельности предприятия, объединения показателе эффективности производ­ства. Предложения о так называемой "системе показателей" нере­альны и неэффективны. Действительно, что должно делать пред­приятие? Следить за выполнением множества отдельных показа­телей, входящих в "систему", или работать раскованно, самосто­ятельно, инициативно, контролируя и стремясь к достижению обобщающего показателя экономической эффективности произ­водства - прибыли и рентабельности по отношению к фондам? Ответ на этот вопрос только один - прибыль и рентабельность[10, с. 47].

Но как не допустить “сползания” предприятий к получению прибыли любой ценой? Как разумно ограничить их в этом стрем­лении? Ведь сегодня предприятие может увеличить прибыль не только за счет лучшей работы, роста объема производства нужной народному хозяйству продукции и снижения ее себестоимости, но и за счет рентабельной продукции, произвольного увеличения цен на изделия без соответствующего повышения качества и т.п.

· Оптимальным дополнением к показателю прибыли явилось бы выделение в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученного за счет снижения себестоимости. Такое дополнение ори­ентировало бы первичное звено на осуществление организацион­но-технических мероприятий, направленных на рост производи­тельности труда, экономию и рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии, на лучшее использование основных фондов и производственных мощностей, а в итоге - на снижение затрат на производство продукции в целом. Это не исключало бы и рост объема производства, в результате которого относительно уменьшается удельный вес условно-постоянных расходов в составе себестоимости продукции.

Следует также рассчитывать, что по мере формирования циви­лизованных рыночных отношений, ликвидации дефицита, моно­полии отдельных производителей у предприятий останется лишь один, путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска про­дукции, снижение затрат на ее производство.

Анализ внеоборотных активов предусматривает расчет дополнительных относительных коэффициентов на основе данных бухгалтерской отчетности. Они подразделяются на две группы:

- коэффициенты движения и состояния внеоборотного капитала;

- коэффициенты эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности.

Эти коэффициенты рассчитываются для всех видов внеоборотного капитала: нематериальных активов, основных средств, капитальных вложений и доходных вложений в материальные ценности. Рассмотрим методику построения аналитических таблиц и оценки данных коэффициентов на примере основных средств.

Коэффициенты могут быть рассчитаны на начало и конец года. В этом случае возможна оценка изменения показателей движения и состояния внеоборотного капитала за отчетный год. Показатели движения и состояния целесообразно рассчитывать не только в целом по основному капиталу, но и в разрезе его основных видов. Данные ф. N 5 позволяют рассчитать коэффициенты для активной части производственных средств (в том числе для зданий и сооружений, машин, оборудования, транспортных средств) и по группе прочих основных средств. Необходимость такого анализа обусловлена управленческими целями и выработкой оптимальной политики управления процессом воспроизводства основного капитала.

Для полной характеристики использования внеоборотных активов применяют систему коэффициентов, включающую обобщающие и частные технико - экономические показатели.

На показатели деятельности предприятий оказывают воздействие как экономические, так и организационные факторы. Кроме того, предприятия как самостоятельные экономические субъекты хозяйственной деятельности обладают правом распределять результаты деятельности, т.е. прибыль, имеют экономическую свободу в выборе партнеров и делают этот выбор исходя только из целей экономической целесообразности и собственной выгоды. Необходимым элементом их хозяйствования в современных условиях является самостоятельность в организации снабжения производства сырьем, найме персонала и распоряжении произведенной продукцией, а также в решении вопросов, касающихся финансирования капитальных вложений, обеспечения предприятия оборотными средствами, и иных задач исходя из собственного видения перспектив осуществления производственной деятельности. Таковы основные элементы самостоятельной деятельности любого предприятия, и на основе их учета строится система финансового анализа.

Организации приобретают в большинстве случаев ценные бумаги других организаций на неопределенный срок. При приобретении ценных бумаг преследуются следующие цели:

- получение прибыли от произведенных инвестиций;

- установление контроля над организацией, ценные бумаги которой приобретены, и т.д.

В соответствии со ст.143 ГК РФ к ценным бумагам относятся государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Финансовые вложения в ценные бумаги принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора. Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть суммы:

- уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

- уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг;

- вознаграждений, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги;

- расходов по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету;

- иных расходов, непосредственно связанных с приобретением ценных бумаг.

При приобретении ценных бумаг других организаций принимается во внимание стабильность покупателей, рынка сбыта, сфера деятельности, длительность функционирования.

Организации осуществляют финансовые вложения в другие организации посредством приобретения акций или облигаций. Эти инвестиции могут быть краткосрочными или долгосрочными.

Вложения организации в акции и иные ценные бумаги других организаций, котирующиеся на бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, отражаются при составлении годового бухгалтерского баланса на конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже балансовой стоимости. Вышеуказанная корректировка производится на сумму резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, созданного за счет финансовых результатов организации в конце отчетного года.

Выбор метода учета инвестиций зависит также от того, насколько существенное влияние оказала эта операция на инвестора и установлен ли контроль над оперативной и финансовой деятельностью организации, акции которой были приобретены. При этом существенным считается влияние, при котором инвестор оказывает заметное воздействие на оперативную и финансовую политику инвестируемой им организации независимо от доли приобретенных акций или других ценных бумаг.

В процессе анализа эффективности финансовых вложений изучается объем и структура инвестирования в финансовые активы с определением темпов роста, доходности финансовых вложений как в целом, так и по отдельным финансовым инструментам.

Доходность ценных бумаг сравнивается также с гарантированным доходом, в качестве которого принимается ставка рефинансирования Банка России либо процент по государственным облигациям или казначейским обязательствам.

Оценка и прогнозирование экономической эффективности приобретенных или приобретаемых ценных бумаг может быть произведена с помощью как абсолютных, так и относительных показателей, то есть посредством определения текущей рыночной цены (по которой возможно приобретение) и внутренней стоимости (исходя из субъективной оценки каждого инвестора) или посредством расчета относительно доходности. В этом случае различие между ценой и стоимостью финансового актива состоит в том, что цена является объективным показателем, а внутренняя стоимость - расчетным показателем (результатом собственного подхода инвестора).

Расчет текущей внутренней стоимости может быть произведен посредством деления ожидаемого возвратного денежного потока за определенный период на ожидаемую или требуемую норму доходности по финансовому инструменту с учетом числа периодов получения доходов[1].

Если сумма инвестиционных затрат, то есть рыночная стоимость ценной бумаги, будет выше текущей стоимости ценной бумаги, держателю этой ценной бумаги выгодно ее продать, но инвестору в этом случае приобретать ее нет выгоды в связи с тем, что он получит прибыль меньше ожидаемой.

Исходя из вышеизложенного текущая стоимость ценной бумаги зависит от:

- ожидаемых денежных поступлений;

- продолжительности прогнозируемого периода получения доходов;

- требуемой нормы прибыли.

3. Задача

По  приведенным  в таблице данным необходимо определить:

- недостающие показатели по труду и заработной плате и их изменения в абсолютных и относительных выражениях;

- влияние факторов на изменение фонда оплаты труда, используя формулу:

ФОТ= Р/ ПТ* ЗП

где ФОТ- фонд оплаты труда, тыс. руб.; Р- объем продаж, тыс. руб.; ПТ- производительность труда, тыс.руб.; ЗП- средняя заработная плата 1 работника, тыс.руб..

По результатам расчетов сделать выводы и разработать пути оптимизации расходов на оплату труда.

Таблица 1

Показатели

Предшествующий период

Отчетный период

1. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

1231

1449

2.Среднесписочная численность работников, кол. чел.

94

89

3. Средняя заработная плата 1 работника, тыс. руб.

?

?

4. Производительность труда, тыс. руб.

?

?

5. Объем продаж, тыс. руб.

7926

9799

Решение

Средняя заработная плата 1 работника определяется как:

Фонд оплаты труда / Среднесписочную численность работников = 1231 тыс. руб. / 94 чел. = 13,09 тыс. руб. – за предыдущий период.

За отчетный период этот показатель равен 1449 тыс. руб./ 89 чел. = 16,28 тыс. руб.

Производительность труда определим как:

Объем продаж / Среднесписочную численность работников

За предыдущий период производительность труда составит:

7926 тыс.руб. / 94 чел. = 84,32 тыс.руб на 1 чел.

За отчетный период – 9799тыс. руб. / 89 чел. = 110 тыс. руб. на 1 чел.

Рассчитаем теперь влияние каждого фактора на изменение фонда оплаты труда.

ФОТ(Р) = (Р1/ПТо*ЗПо) - (Ро/ПТо*ЗПо) = (9799/84,3*13,09)-(7926/84,32*13,09) = 291,12

ФОТ(ПТ) = (Р1/ПТ1*ЗПо) - (Р1/ПТо*ЗПо) = (9799/110,10*13,09)-(9799/84,32*13,09) = - 356,56  тыс. руб.

ФОТ(ЗП) = (Р1/ПТ1*ЗП1) - (Р1/ПТ1*ЗПо) = (9799/110,10*16,28)-(9799/110,1*13,09) = 283,98  тыс. руб.

При изменении (увеличении) объема продаж за отчетный период на 1873 тыс. руб. фонд оплаты труда вырос на 291,12 тыс. руб.:

При увеличении производительности труда на 25,68 тыс. руб. за отчетный период, фонд оплаты труда снизился на 356,56 тыс. руб.:

При увеличении средней заработной платы 1 рабочего на 3,19 тыс. руб., фонд оплаты труда вырос на 283,98 тыс. руб.:

Как видно из приведенных расчетов, увеличение объема продаж и средней заработной платы 1 работника, фонд оплаты труда также увеличился. И наоборот, при увеличении производительности труда фонд оплаты снизился на 65 тыс. руб.

Таким образом, предприятию в целях снижения расходов на оплату труда необходимо повышать производительность труда работников снижая при этом среднесписочную численность работников (например, за счет автоматизации производства).

Список литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Т. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. –  М.; Финансы и статистика, 2004.

2. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. – М.: Финансы и статистика, 1991.

3. Каракоз И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. – Киев: Высшая школа, 1990.

4. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.; Налоговый вестник, 2003. – 203 с.

5. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и  статистика, 1991.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП   «Экоперспектива», 2004.

7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. – Минск: ИСЗ, 1996.


[1] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. – Минск: ИСЗ, 1996.- 154с.