СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 4
2. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 10
3. ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 12
4. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 22
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о месте теории государства и права в системе юридических наук можно рассмотреть на примере ее соотношения с историко-правовыми науками. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие же выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, тогда как теория дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п.
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая; она изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений. Более того, теория государства и права изучает общие для всех отраслевых наук проблемы, что позволяет говорить о том, что на понятиях и институтах общей теории государства и права строятся понятия и институты отраслевых юридических наук.
Цель работы – определить основные черты, предмет и функции теории государства и права.
Задачи работы:
1) охарактеризовать теорию государства и права как юридическую науку;
2) определить предмет теории государства и права;
3) изучить функции государства и права;
4) рассмотреть проблемы теории государства и права.
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, — общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает, ведущее место в системе юридических наук. С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.
Так, изучение историей государства и права государственных институтов и законодательства в отдельных странах или регионах в различные хронологические периоды опирается на понимание разрабатываемых ТГП общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятии государства, права, их сущности, формы государственного правления, и т.д. И свою очередь, ТГП строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права.
Все отраслевые юридические науки — государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. — руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и г.д.
В то же время вес эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения — один из важнейших источников существования и развития теории государства и права.
Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве.
Теория государства и права органически взаимосвязана не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
В то же время историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями и понятиями, вырабатываемыми теорией государства и права. Тесно соотносится теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.
Опираясь на положения и выводы экономической науки, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.
Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.
В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т.д.
Тесное соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает се социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры.
Метод теории государства и права включает способы, приемы, средства изучения. Метод есть теория, обращенная к практике исследования.
Методы подразделяются на общие, распространяемые на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные, используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки.
Исторический материализм, представляющему собой распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики, все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. Они находятся не в статике, а в динамике, развитии на основе действия законов перехода от постепенных количественных изменений к коренным качественным преобразованиям, борьбы противоречий между старым и новым, между отживающим и нарождающимся, отрицания отрицания в общественной жизни, с которыми связаны возникновение, развитие и функционирование государства и права.
Исторический и логический методы. Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования. Первый метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала, второй — абстрактно-теоретическими формами.
В качестве общих методов изучения теории государства и права используются также анализ и синтез, представляющие собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.
Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например структуру механизма государства, системы права и т.д. Одна из форм анализа — классификация предметов и явлений.
Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.
Наряду с общими методами теория государства и права пользуется также и частнонаучными методами современного познания.
Системно-структурный (системный) метод в теории государства и права — это совокупность методологических подходов, приемов и принципов изучения и конструирования государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.
Функциональный метод, который используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.
Статистический метод, основывающийся на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений. Статистические исследования, оперирующие цифрами, которые нередко оказываются доказательнее любых слов, включают в себя несколько стадий: статистическое наблюдение, сводную обработку статистических данных и их анализ.
Метод моделирования это — изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов.
метод конкретно -социологических исследовании, осуществляемый на основе единства системно-структурного, функционального, статистического методов и метода моделирования. Суть этого метода конкретно заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических и принятия соответствующих практических решений.
Сравнительный метод, при котором происходит сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.
Сравнительный метод применяется при изучении типологии государства и права; сопоставлении элементов, относящихся к одной государственной или правовой системе, например России, или их сравнении с элементами других систем стран ближнего и дальнего зарубежья; соотнесении этих систем между собой, сопоставлении основных правовых семей народов мира.
Разновидностью сравнительного метода является историко-сравнительный, который предполагает сравнение государственных и правовых институтов, форм правления и национально-государственного устройства, политических режимов, важнейших законодательных актов и отраслей права в различные периоды исторического развития.
2. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Предмет (что изучает) - закономерности возникновения функционирования и развития государственно-правовых явлений. Отличие ТГиП от других наук состоит в том, что она изучает предмет как абстракцию (ее не интересуют детали).
Все науки делятся на дискрептивные и прескрептивные.
Дискрептивные (описательные) науки занимаются предметами окружающей действительности такими, как они есть.
Прескрептивные (нормативные) формируют представление о том, каким этот мир должен быть, например, естественные науки.
В изучении теории государства и права существуют два направления:
Пазитивистское, согласно которому теория государства и права должна заниматься государством и правом такими как они есть;
Непозитивистское, согласно которому теория государства и права должна формулировать некие представления о том, какими государство и право должны быть.
Предмет теории государства и права — это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.
Предмет теории государства и права позволяет, во-первых, отграничить государство и право от других общественных институтов и тем самым определить их место в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь государственно-правовой материи.
Теория государства и права имеет двуединый предмет — государство и право. Они тесно связаны, взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Но государство и право вместе с тем относительно самостоятельны, имеют свои специфические закономерности возникновения и развития. Естественное право, идеи свободы и справедливости определяются не государством и не им даруются. Но нормы положительного права, определяющие реальные положения личности, иные юридические предписания формулируются государственными правотворческими органами, а правоохранительными государственными органами эти предписания охраняются от нарушений. Государство в свою очередь немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения фундаментальных своих функций.
Без права государство существовать и функционировать не может. Знание юристом теории государства раскрывает для него государственные механизмы, формулирующие и охраняющие право, позволяет эффективнее использовать в своей работе государственные рычаги правового регулирования общественных отношений.
3. ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Функции науки – это те направления её действия, которые требуются и необходимы для решения стоящих перед ней задач. Как и любая наука теория государства и права выполняет ряд функций, которые определяют её значение. Теории государства и права, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-позновательная (гносеологическая) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории государства и права как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-позновательной функции является условие существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Другой важнейшей функцией теории государства и права, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена её местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Метод в науке – это знание. Знания, разрабатываемые теорией государства и права, в основном своём объёме используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как общей теории государства, так и общей теории права выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции.
Методологическое значение теории государства и права обусловлено и тем, что в её рамках разрабатываются вопросы методологии правоведения в целом (то есть использования самых различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции), строится определённая система такой методологии.
На уровне общих закономерностей теория призвана констатировать, что и как происходит в сфере государства и права, а затем объяснить, почему это происходит. Это так называемая онтологическая функция, состоящая в раскрытии объективно существующей реальности. Онтология – наука о сущем, «онтос» - по-гречески «сущее», познание существа государственно-правовых явлений происходит в рамках указанной функции.
Основное значение общей теории не ограничивается познанием государства и права. Соответствующие разделы этой науки излагаются так, чтобы указать средства преобразования и развития социальных связей. Из данного обстоятельства вытекают такие функции науки, как политическая и идеологическая.
Не ограничиваясь познанием государственно-правовых явлений, теория государства и права разрабатывает принципы преобразования права, правовых и государственных институтов. Само государство выступает фокусом политической борьбы, поэтому функцией теории государства и права будет выступать политическая функция. Политика означает общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определённое направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами и так далее. Политический курс страны отражается и в правотворческой деятельности, и в действующем законодательстве.
В тесной связи с политической функцией существует функция идеологическая. Идеология и идеологическая функция науки отражают её мировоззренческую сторону. Идеологическую функцию не следует рассматривать как неизбежное «зло», с которым вынуждены считаться. Её не следует толковать как обязанность оправдания того или иного политического курса правящей партии, как бездумное и некритическое цитирование основоположников, претензию науки на истину в последней инстанции и «право поучать» представителей других отраслей знания. Идеологическая функция, понимаемая в разумных пределах, есть лишь признание того факта, что право и государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция признаёт большую и растущую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения, осознания им своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса.
Близка к идеологической воспитательная функция теории государства и права. К её содержанию относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на её базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория государства и права должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции. Но при этом нужно учитывать, что теория государства и права занимается не сиюминутными проблемами, а пытается предвидеть их появление.
4. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Придание праву общечеловеческой ценности в современных условиях происходит наряду с попытками решения множества методологических проблем, которые имеют место в общественных науках вообще. Обвальное крушение советской социальной системы повлекло столь же обвальное крушение и методологической основы нашей общественной науки. Общественная наука осиротела и враз потеряла свои ориентиры[1].
Еще совсем недавно любое исследование правовой действительности «нормативно» определялось методологическими принципами марксистской философии. В настоящий период эти принципы в теории социального познания отодвинуты на задний план. Надо полагать, что сейчас юриспруденция должна быть способной «взглянуть на себя», проверить весь свой методологический инструментарий познания для перехода ее на качественно иную ступень освоения правовой действительности.
Предъявляя серьезные требования к юридической науке, следует оценить ее состояние на современном этапе развития. Изучение многих юридических изданий последнего времени показывает две характерные тенденции: с одной стороны, немногие решаются сегодня писать о проблемах правоведения в целом, ограничиваясь фрагментарными, а если быть точнее, практическими проблемами «общепринятого» правопонимания; с другой стороны, те авторы, которые все-таки пытаются затрагивать задачи современного правоведения, резюмируют критический уровень его состояния.
Например, по словам А. В. Полякова, большинство современных попыток модернизации российской теории права представляет собой эклектичное сочетание разнородных начал и идей, плохо согласующихся между собой и хотя бы в силу этого не удовлетворяющих элементарным требованиям, предъявляемым к научным теориям[2]. Размышляя о современной юриспруденции, Д. Л. Керимов приходит к выводу, что за последнее десятилетие она ничем сколько-нибудь значимым не обогатилась. Наоборот, появились различные произведения, которые посвящены только лишь описанию и комментаторству плохого законодательства, а также восхвалению практики[3].
Зарубежная юриспруденция также переживает кризис мировоззрения, в том числе и юридического, и этим ничем не отличается от российской юриспруденции. Разница, может быть, только в том, что западные общества всегда рассматривали право в качестве ценностной составляющей своей жизни, и утрата доверия к этой форме существования для них особенно заметна. Обращение же к российским корням показывает, что право практически никогда не выступало как носитель ценности для отдельного человека, поскольку отражало только интересы общественного и публичного.
Анализ научных предложений по преодолению кризиса теоретического правосознания свидетельствует о единстве позиции всех правоведов в том, что это должна быть такая юридическая наука, которая призвана по-новому объяснить правовую реальность. Но на этом единение взглядов заканчивается, поскольку «теоретическая мысль в ее действительном развитии свободна, многогранна, вариативна и не может подчиняться единому стандарту»[4]. Многообразие теоретических идей позволяет определить многовариантность путей вывода отечественной правовой науки из состояния кризиса. Каждый из вариантов несет в себе отпечаток положительного знания, который должен учитываться при разработке многих теоретических вопросов. Если же попытаться систематизировать предложения по преодолению кризиса отечественной юридической мысли, то, как представляется, их можно разделить на четыре группы.
Первый подход предлагает избрать наиболее «правильное» право-понимание. Ученые, придерживающиеся таких позиций, могут быть отнесены к «монистическому» направлению в науке. Так, С. С. Алексеев через философизацию пытается обосновать правопонимание, которое строится на принципах аналитической юриспруденции[5]. Другие правоведы (В. Н. Кудрявцев, А. Ф. Черданцев) считают, что главным может быть признан такой подход, который отражает прагматические принципы[6]. В отличие от этой позиции некоторые ученые (Ю. В. Тихонравов, Е. В. Пономаренко) видят магистральным путем преобразования правоведения переход к естественно-правовым воззрениям (юснатурализму)[7].
Несколько обособленно от предыдущих предложений находится позиция В. С. Нерсесянца. По его мнению, единственным путем преодоления теоретико-методологических проблем правоведения является переход к концепции либертарно-юридического правопонимания.
Ко второму направлению можно отнести позиции, ориентированные на объединение всех подходов в универсальном понятии права. С точки зрения их сторонников, через компилирование различных подходов будет решена проблема интегрированного знания и сняты существующие противоречия. Особенно это касается проблемы сочетания естественного и позитивного права[8].
Создание универсального определения права есть попытка сформировать абсолютно идеальное нормативное знание, позволяющее «поставить точку» в процессе познания права как социального явления. Однако многовековой опыт поиска наиболее общих определений права заставляет задуматься о самих принципах и основаниях этого поиска. Видимо, следует отказаться от иллюзий и трезво осознать, что «абсолютного», «универсального» определения права не может быть хотя бы по той причине, что любая текстуально выраженная дефиниция становится предметом различного толкования. И как бы тот или иной автор ни пытался все учесть в содержании и отточить форму, развитие культурного смысла остановить невозможно.
Парадокс заключается еще и в том, что сфера бытия права многослойна, иерархична и противоречива, поэтому не всегда удается преодолеть расстояния между высшими и низшими уровнями. Познающий субъект каждый раз по-новому определяет смысл и предназначение правового феномена в жизни и судьбе каждого человека и общества — от возведения права в центр своих преобразований до низвержения его в «пучину ненужных вещей». Общепризнанным остается тезис о бесконечности процесса познания до тех пор, пока существует человек.
Итак, мы подошли к последней группе предложений, авторы которых останавливаются на решении методологической проблематики в рамках юридической науки. Основная посылка данного направления заключается в создании «нового каркаса» теории права. Сторонники этого направления, рассматривая право с широких позиций, пытаются целостно показать весь механизм существования права.
Впервые принципы такого подхода были отражены А. М. Васильевым, который в своем исследовании (1976 г.) убедительно аргументировал их методологическую значимость. Так, он выдвинул ряд существенных принципов познания, которые использовались и могут быть использованы в последующих теоретических разработках. Среди исходных принципов данной парадигмы можно выделить: 1) поиск исходной категории; 2) ее развитие путем восхождения от абстрактного к конкретному; 3) развертывание категориальной системы теории права[9].
Раскрывая посредством данных принципов преобладавшую «нормативную» теорию права, этот правовед уже тогда признавал, что возрастающий поток информации может потребовать теоретического переосмысления системы категориального аппарата теории права. Такая переоценка, по его мысли, возможна по четырем основным вариантам: 1) формирование новых категорий; 2) уточнение, углубление и развитие имеющихся категорий теории права; 3) отпочкование от теории права категорий, не соответствующих ее логическому уровню; 4) исключение устаревших категорий. К сказанному остается добавить лишь то, что такая переоценка понятийного и категориального ряда теории права зависит от значения и роли права в жизни общества и человека.
В подтверждение этих слов надо отметить тот факт, что в последнее десятилетие, в период бурных демократических процессов появилось достаточно большое количество работ разного уровня, в которых делается попытка посмотреть на категориальный аппарат с точки зрения динамических тенденций в праве.
Еще дальше по пути придания праву «собственной жизни», а также формирования нового категориального аппарата пошел А. В. Малько. По его мнению, юридическая наука пестрит различными терминами, но нет ни одной категории, которая отражала бы всю правовую реальность (позитивную и негативную). Согласно его предложению, такой общетеоретической категорией может выступить понятие «правовая жизнь».
А. В. Малько дает следующее ее определение: «…это совокупность правовых актов и иных форм проявления права (в том числе негативных), характеризующая специфику и уровень существующей действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов»[10]. В отличие от других смежных понятий, «правовая жизнь», с позиции правоведа, включает в себя весь комплекс как положительных, так и негативных явлений с точки зрения права: правонарушения, деформация правосознания, ошибки в праве и т. д. Поэтому и основное отличие от других категорий происходит по объемному признаку. Однако введение этой категории не меняет принципов подхода к праву, поскольку его основная жизнь протекает, с точки зрения А. В. Малько, в системе правовых актов.
Думается, обоснование «собственной жизни» права исходит из того, что, по сути, ставится знак равенства между правом и «живой материей». В юридической литературе при характеристике права произошло необоснованное объединение таких понятий, как «объективность» и «реальность», что в свое время справедливо замечала Ю. Г. Ткаченко[11].
Если исходить из размышлений большинства ученых, то станет ясно, что для преодоления кризиса теоретического правосознания (и правосознания в целом) требуется создание целостной интегративной юриспруденции, объясняющей весь механизм существования права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стоит задуматься и попытаться осмыслить тот множество раз подтвержденный самой жизнью факт, что в судьбах страны, общества и государства, особенно при проведении всевозможных реформ и революций, в разрушении старых, неугодных стремящимся к власти слоям и классам общественно-политических и государственных структур огромное значение имеет не только сознательное участие масс в этих процессах, но и их неосознанное, зачастую подогреваемое и манипулируемое извне участие.
Огромную теоретическую и политико-практическую важность для глубокого понимания сути государства и права, а также проведения четкого различия между демократическим и псевдодемократическим государством, между "демократией" и "массократией", или, что одно и то же, "толпократией", имеет осознание тезиса, развиваемого Г. Лебоном и другими учеными о том, что "целый народ под воздействием известных влияний иногда становится толпой". В качестве "известных влияний" могут выступать массированное воздействие на сознание масс со стороны официальной идеологии и пропаганды, оболванивание населения средствами массовой информации, зомбирование его с помощью других находящихся в распоряжении правящих кругов средств.
На современном этапе произошли серьезные изменения представлений о роли человека в обществе, способах и формах его существования, которые позволяют с иных позиций подходить ко всем правовым категориям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.
2. Ершов Ю.Г. Философия права. Екатеринбург, 1995.
3. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Часть первая. СПб., 1875.
4. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1 / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М.: Юристъ, 2006.
5. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: проблемы теории исторического процесса. М.: ПРИОР, 2001.
6. Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7.
7. Новиков С.С. Проблемы теории государства и права М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Поздняков Э.А. Философия государства и права. – М., 1995г. – С. 21.
9. Поляков А.В. Петербургская школ философии права и задачи современного правоведения //Правоведение. – 2000. №2. С. 4-5.
10. Теория государства и права / Под ред. Ю.Б. Борисова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
11. Теория государства и права /Под ред. В.К. Бабаева. – М., 1999г.
12. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
13. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М., 1997г.; Пономаренко Е.В. Правовое освоение действительности. Понятие. Форма.: Дисс. … к.ю.н. – Екатеринбург, 1999г.
14. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. – М., 1980г.
15. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1. М.: Издательство «НОРМА», 2004.
16. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т 1 М., 1914.
[1] Поздняков Э.А. Философия государства и права. – М., 1995г. – С. 21.
[2] Поляков А.В. Петербургская школ философии права и задачи современного правоведения //Правоведение. – 2000. №2. С. 4-5.
[3] Керимов Д.А. Методология права. – М., 2000г. С. 527, 531.
[4] Малинова И.П. Юридическая герменевтика и правопонимание. – Екатеринбург, 1999г. С.5.
[5] Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М., 1999г. С. 158.
[6] Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности //Государство и право. 1994г. №3. С.7; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М., 1999г. С. 204-2-5.
[7] Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М., 1997г.; Пономаренко Е.В. Правовое освоение действительности. Понятие. Форма.: Дисс. … к.ю.н. – Екатеринбург, 1999г.
[8] Теория государства и права /Под ред. В.К. Бабаева. – М., 1999г. С. 198.
[9] Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий права. – М., 1976г. С. 110.
[10] Малько А.В. «Правовая жизнь» как важнейшая категория юриспруденции. 2000г. №2. С. 50.
[11] Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. – М., 1980г. С. 54.