Содержание

1. Характеристика социологических исследований. 3

2. Виды социологических исследований. 4

3. Методы прикладных социологических исследований. 8

4.Практика использования тестов в исследованиях. 13

Список литературы.. 17

 

1. Характеристика социологических исследований

Современные организационно-производственные системы представляют собой интеграцию людей и машин. Поэтому социологические исследования - это необходимый элемент любого исследования систем управления. Они должны быть направлены, прежде всего на выявление источников геополитических, политических и определяемых ими, а также особенностями данного, предприятия социальных рисков в системе управления.

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

В широком смысле социологическое исследование это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Иными словами, социологическое исследование это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

При этом любое социологическое исследование предполагает несколько этапов.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).

Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.

Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Социологическим исследованием системы управления называтся разновидность обществоведческих исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

2. Виды социологических исследований

В самом общем виде социологическое исследо­вание можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для использования этих данных в практике социального управления.

Социологическое исследование включает в себя четыре сме­няющих друг друга организационно автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

•   методологическую и методическую подготовку исследо­вания;

•   сбор первичной социологической информации1;

•   подготовку собранной информации к обработке и ее об­работку на ЭВМ;

• математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовку отчета, формулирование выво­дов и рекомендаций[1].

Конкретный вид социологического исследования обуслов­лен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глуби­ны, требуемого анализа предмета, масштабности и сложнос­ти решаемых задач, и различают три основных вида социоло­гического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

«Разведывательное исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Оно решает весьма ог­раниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывает­ся на упрощенной программе и сжатом по объему методичес­ком инструментарии»[2].

Этот вид исследования может использоваться либо как пред­варительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Та­кая потребность возникает особенно часто тогда, когда пред­мет социологического исследования относится к разряду мало или вообще не изученных. В частности, разведывательное ис­следование успешно применяется для получения дополнитель­ной информации о предмете и объекте, для уточнения и кор­ректировки гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широко­масштабном описательном или аналитическом исследовани­ях, а также для выявления трудностей, которые могут встре­титься в ходе их проведения.

Выполняя перечисленные вспомогательные задачи, разве­дывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событи­ям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффек­тивности различных мероприятий. Например, с помощью эк­спресс-опросов определяется удовлетворенность аудитории качеством прослушанной лекции, содержанием и формой за­нятия. Нередко к ним прибегают для оценки хода и результа­тов общесртвенно-политических кампаний, в частности, из­бирательных.

Обычно в разведывательном исследовании используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социо­логической информации (к примеру, интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широ­комасштабного исследования, уместно прибегнуть к целенап­равленному анализу литературы, а также к опросу специали­стов (экспертов), компетентных в изучаемой области, либо хорошо знающих особенности объекта. С этой же целью мо­жет быть проведено интенсивное групповое интервью методом «фокус-групп».

«Описательное исследование - более сложный вид социоло­гического анализа. По своим целям и задачам оно предпола­гает получение эмпирических сведений, дающих относитель­но целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе, с ис­пользованием методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возмож­ным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем параметрам, которые выделены в качестве су­щественных в связи с изучаемой проблемой»[3].

Описательное исследование обычно применяется тогда, ког­да объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имею­щие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., население города, района, области, регио­на, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объек­та относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересую­щих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

«Аналитическое исследование - самый углубленный вид со­циологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславлива­ют распространенность, устойчивость или изменчивость и дру­гие свойственные ему черты. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую прак­тическую ценность»[4].

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между теми или иными параметрами изучаемо­го социального явления, то в ходе аналитического выясняет­ся, носит ли обнаруженная связь причинный характер. В пер­вом случае может интересовать, например, наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполня­емого труда и его производительностью, а во втором - является ли удовлетворенностью содержанием труда единственной, не­посредственной или косвенной причиной, определяющей уро­вень его производительности.

Поскольку реальность нашей жизни такова, что выделить и изучать в «чистом виде» какой-либо один влияющий на нее фактор практически невозможно, почти в каждом аналитичес­ком исследовании рассматривается совокупность факторов, из которой впоследствии вычленяются основные и неосновные, временные и устойчивые, явные и скрытые (латентные), управляемые и неуправляемые факторы.

Подготовка аналитического исследования, в том числе тща­тельная разработка программы и инструментария, занимает много времени. Необходимые предварительные сведения об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, которые позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углуб­ленного анализа, нередко собирают при помощи разведыва­тельного или описательного исследования.

По методам сбора социологической информации аналити­ческое исследование носит комплексный характер. В нем, до­полняя друг друга, могут применяться различные формы оп­роса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения «взаимоувязывать» данные, полученные раз­ными методами, придерживаться определенных критериев их интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием подготовитель­ного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к обобщению и объяснению результатов.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем   : изменения (в той или иной степени) обычных условии функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе  эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые свойства.

3. Методы прикладных социологических исследований

В зависимости от метода сбора эмпирических данных различают опрос, на­блюдение и анализ документов.

Опрос - наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Он предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и на­целен на те ее стороны, которые мало или вообще не поддают­ся прямому наблюдению. Вот почему социологический опрос незаменим, когда необходимо выявить содержательные харак­теристики общественного, группового и индивидуального со­знания, общественных, групповых и межличностных отноше­ний, которые дают о себе знать лишь в определенных условиях.

Существуют две основные разновидности социологическо­го опроса: интервьюирование и анкетирование.

Интервьюирование предполагает личное общение с опраши­ваемым, при котором интервьюер задает вопросы и фиксиру­ет ответы. Оно может быть прямым («лицом к лицу») и опос­редованным (телефонное интервью).

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопрос­ник в присутствии анкетера или без него. По форме проведе­ния оно может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным. Наиболее распространенные формы последне­го: почтовый опрос и прессовый опрос (через газету, журнал).

В зависимости от источника (носителя) первичной социоло­гической информации различают опросы массовые и специали­зированные. В массовом опросе основным источником информа­ции являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и иные группы населения, выделяе­мые на основании признаков, актуальных с точки зрения ис­следуемой проблемы. Участников таких опросов принято на­зывать респондентами[5]. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения, давать всесто­ронне взвешенные оценки. Их участники называются экспер­тами, а сами опросы - экспертными опросами.

Социологическое наблюдение представляет собой целенап­равленное систематизированное фиксирование исследовате­лем свойств и особенностей какого-либо явления. Среди форм и приемов фиксации бланк или дневник наблюдения, фото= или киноаппарат, теле- и видеотехника и т.д.

Специфика наблюдения как вида исследования и как ме­тода сбора первичной информации заключается в анализе и воспроизводстве процесса во всем его разнообразии, разно­сторонних, порой весьма «обнаженных» впечатлениях об ис­следуемом объекте, касающихся поведения, жестов, мимики, выражения эмоций отдельных лиц и целых групп. Наблюде­ние нередко, так сказать, одухотворяет бесстрастные колон­ки цифр - результаты опросов. Оно может использоваться для изучения активности населения на электоральных собрани­ях, активности лекционной аудитории, участников массовых общественно-политических мероприятий, поведения молоде­жи в неформальном общении и т. д.

При анализе документов источником социологической информации выступают текстовые сообщения. Они содержат­ся в различных документах: протоколах, докладах, резолю­циях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, непос­редственное наблюдение которых уже невозможно. Изучение документов, где фиксировались те или иные явления жизни в течение многих лет, позволяет определить тенденции и дина­мику их изменения и развития.

В зависимости от того, рассматривается ли предмет изуче­ния в статике или в динамике, выделяются еще два вида соци­ологического исследования - точечное и повторное.

«Точечное исследование (его называют также разовым) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такую информацию именуют статической, поскольку она отражает как. бы моментальный «срез» коли­чественных параметров объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения»[6].

Данные, отражающие изменения объекта, могут быть по­лучены лишь в результате нескольких исследований, основан­ных на единой программе и инструментарии и проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Их называют повторными. По сути дела речь идет о средстве срав­нительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики изучаемого объекта.

Повторный сбор информации может проходить в два, три и более этана. Длительность интервала между первоначальной и повторной стадиями - самая различная, ибо социальные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью изменения. Зачастую именно свойства объекта подска­зывают временные интервалы повторных исследований. На­пример, если изучается тенденция реализации профессио­нальных установок выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного опроса не ранее чем сентябрь-октябрь, когда те, кто не поступил в вуз, пытаются устроить­ся на работу.

Особый вид повторного - панельное исследование. Ее ли при помощи обычного повторного исследования изучается, к при­меру, совокупность респондентов независимо от того, как из­менился их состав за период между первоначальной и повторной стадиями, то панельное предусматривает неоднократное обращение к одним и тем же лицам через заданные интерва­лы времени. Поэтому целесообразно соблюдать интервалы, которые позволяют в максимальной степени сохранять ста­бильность совокупности по ее величине и составу.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основани­ям классификация видов социологического исследования.

Правомерен вопрос: существует ли зависимость между со­циальными явлениями и видами социологического исследо­вания, с помощью которого они могут быть изучены?. В прин­ципе жесткой зависимости здесь нет. Практически любое явление может изучаться на уровне разведывательного, опи­сательного или аналитического социологического исследова­ний, имеющих точечный или повторный (панельный) харак­тер и использующих различные методы сбора первичной информации.

В свою очередь, и для любого вида социологического иссле­дования не существует «запрета» на анализ тех или иных яв­лений и процессов: каждое, как уже отмечалось, способно по-своему «внедриться» в предмет изучения и дать о нем определенную социологическую информацию.

Сказанное, вместе с тем, не означает, что социолог ничем не связан в выборе того или иного вида исследования. Направ­ленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической, либо научной це­лесообразности исследования, а также сущности и особеннос­тей того явления, которое предстоит изучить. Иногда выбор вида и масштабов исследования диктуется финансовыми воз­можностями тех, кто его проводит.

4. Практика использования тестов в исследованиях

Профессиональная деятель­ность по управлению персоналом требует достаточно глубокого знакомства с основами тестирования и умения применять тесты на практике. Тесты широко используются руководителями, служ­бами персонала, кадровыми агентствами, службами занятости и т.д. Службы персонала обращаются к ним для оценки личност­ных качеств, способностей, навыков, знаний, склонностей и ин­тересов претендентов на вакантную должность, при аттестации и, особенно, планировании карьеры и расстановке кадров, а также при решении вопросов о переподготовке, обучению, повышению квалификации и развитии персонала в целом.

Тестирование – неотъемлемый фактор личностного менеджмента, предполагающего систематическое самопознание и самооценку сотрудника и индивидуальную работу по выработке и/или развитию необходимых для деловой деятельности качеств. Использование тестов помогает отдельному сотруднику:[7]

·          объективно оценивать свои личные и деловые качества, отношения с коллегами, другими людьми;

·          преодолевать ошибочные стереотипы восприятия самого себя и других людей;

·          корректировать поведение в направлениях успешной реализации личных и профессиональных целей;

·          обоснованно делать профессиональный выбор и реально определять возможности своего профессионального ростаВсе это делает использование тестов необходимым не только в игровом моделировании, но и в других методах оценки профессионализма сотрудников.

Рассмотрим пример применения теста для изучения межлистностных отношений на предприятии

 В качестве первого шага в процессе командообразования предлагается процедура исследования межличностных отношений в подразделениях, в рамках которых планируется создать команды. Естественно, речь может идти и об отношениях между сотрудниками различных подразделений, но которых планируется «свести» в одну команду.

На втором этапе целесообразно выявить потенциальных лидеров команд, вокруг которых в дальнейшем будет формироваться команда. Это могут быть как менеджеры, так и рядовые исполнители. Необходимость выявления последних связана с высокой вероятностью отсутствия среди менеджеров достаточного количества лидеров . Потенциальные лидеры команд должны иметь тенденции к обладанию следующими характеристиками:

·        ориентированы на удовлетворение клиентов фирмы и ее сотрудников, а не на существующие в компании формальные показатели;

·        умеют вести за собой людей и работать в команде;

·        чувствуют себя комфортно в ситуациях неопределенности, устойчивы к стрессам;

·        не боятся ошибаться, умеют быстро исправлять ошибки и извлекать из них уроки;

·        быстро осваивают новые знания и навыки;

·        не испытывают страха перед неизвестным;

·        умеют устанавливать диалог с руководством компании, отстаивать свою точку зрения, добиваться необходимых для работы полномочий;

·        являются хорошими коммуникаторами и обладают даром убеждения;

·        справедливо распределяют вознаграждения и премии;

·        обладают природным даром, позволяющим определять необходимый темп перемен.

 В наибольшей степени для решения этой задачи подходит тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири[8].

В качестве примера в табл.1 приведены результаты использования теста «Диагностика межличностных  отношений» Т. Лири в одной из бригад строительной организации. Такой анализ проводился по всем бригадам организации (по каждой бригаде формировался личностный профиль социальных ориентаций).

Таблица 1

Результаты исследований по тесту «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири в одной из бригад строительной организации

 блока

Число баллов по блокам у тестируемых

1

2

3

4

5

6

7

8

I

4

6

4

1

10

1

1

4

II

2

7

4

5

7

2

3

3

III

3

5

3

5

7

2

3

3

IV

2

3

3

3

3

2

5

2

V

0

0

3

7

3

14

2

1

VI

1

3

1

7

3

14

2

2

VII

2

3

3

8

2

10

3

2

VIII

3

2

4

12

5

6

0

3

Как показывает анализ результатов исследований по тесту «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири в рассматриваемой бригаде из восьми человек личностный профиль сотрудников может быть охарактеризован следующим образом:

По блоку «Авторитарный» (I) к категории «Доминантный, энергичный компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения» относится один человек (№ 5). У остальных данная характеристика выражена незначительно.

По блоку «Эгоистический» (II) к категории «Эгоистические черты, ориен-тация  на  себя, склонность к соперничеству» относятся  все  тестируемые, однако только двое более менее явно проявляют эти качества (№ 2 и № 5).

По блоку «Агрессивный» (III) к категории «Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный» в малой степени подходит № 5. У остальных данная характеристика выражена незначительно.

По блоку «Подозрительный» (IV) все тестируемые попадают в низшую категорию, т.е. данный аспект выражен очень незначительно.

По блоку «Подчиняемый» (V) к категории «Покорный, слабовольный, склонный уступать всем и во всем» относится №6, и один человек (№4) к категории  «Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен  подчиняться более сильному без учета ситуации». У остальных данная характеристика выражена незначительно.

По блоку «Зависимый» (VI) вновь выделяются в аналогичной пропорции № 6 и № 4. У остальных данная характеристика выражена незначительно.

По блоку «Дружелюбный» (VII) аналогичная ситуация, хотя явно отрицательных результатов ни у кого нет.

По блоку «Альтруистический» (VIII) явно превалирует № 4, у остальных большой разброс от 0 до 6 (при диапазоне 0-8) по категории «Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый и т.п».

Таким образом, в рассматриваемой бригаде на роль лидера явно претендует № 5. Что подтверждается и мнением руководства.

Список литературы

1.     Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. –г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004 – 416 с.

2.     Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, - 369 с

3.     Кибанов А.Я. Управление персоналом организации/ А.Я.Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 365 с

4.     Кравченко А. И. Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних и спец. уч. завед. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос, 1998 – 384 с.

5.     Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – Политиздат,  1988 – 479 с.

6.     Социология: Учебник для вузов / Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

7.     Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 226


[1] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 56.

[2] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 56.

[3] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 62.

[4] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 58.

[5] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 78.

[6] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 81.

[7] Кибанов А.Я. Управление персоналом организации/ А.Я.Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2003. – с.79

[8] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. –г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004 –  с.350