Содержание

1. Производственная эстетика. 3

2. Использование методов эстетики при проектировании техники. 8

3. Задача. 13

Список литературы.. 14

1. Производственная эстетика

         Производственная эстетика -  1) раздел технической эстетики, изучающий закономерности формирования и особенности эстетической организации производственной среды в условиях промышленного предприятия. В исследованиях в области производственной эстетики используются данные теории архитектуры, психофизиологии, цветоведения, светотехники, акустики, эргономики и комплекса наук о труде, а также учитываются технологические требования производства. 2) Комплекс практических мероприятий по эстетической организации производственной среды, в том числе архитектурно-художественное решение интерьеров, создание оптимальных светоцветовых и микроклиматических условий, художественное конструирование промышленного оборудования, организация рабочих мест и средств визуальной коммуникации, а также благоустройство и озеленение территории. Другая составная часть этих мероприятий — эстетическая организация условий и процесса труда с помощью быстросменяемых элементов среды (модуляция светоцветового климата и средств информации, музыкальное производственное вещание и др.), а также произведений искусства, уголков живой природы и пр. Эффективность производственной эстетики определяется ростом производительности труда и повышением качества выпускаемой продукции.

         Производственная эстетика определяет требования к внешнему оформлению производственной среды: зданиям и сооружениям, отделке внутренних помещений, художественному конструированию (дизайну). Эстетическая организация предметного окружения работающих, направленная на формирование благоприятного воздействия производственной среды на человека, способствует активизации трудовой деятельности, снижению утомления и сохранению высокой работоспособности. Существенным фактором активизации труда является функциональная музыка.

         Внешняя среда, окружающая человека на производстве, влияет на организм человека, на его физиологические функции, психику, производительность труда.

         Проблемами  приспособления производственной среды к возможностям человеческого организма занимается наука эргономика.

         Эргономика – от греческих слов ergon – работа, nomos – закон. Эргономика изучает систему «человек – орудие труда – производственная среда» как единый процесс и ставит своей задачей разработать рекомендации по его оптимизации[1].

         Оптимизация этого процесса предполагает поставить человека в наиболее благоприятные условия при выполнении функциональных задач. Она включает разработку научно обоснованных организационно-технических требований и решений к орудиям и процессам труда, окружающей среде с учетом особенностей человека: физических, психологических и антропометрических.

         Для оценки качества производственной среды используются следующие эргономические показатели:

-       гигиенические – уровень освещенности, температура, влажность, давление, запыленность, шум, радиация, вибрация и др.;

-       антропометрические – соответствие изделий антропометри-ческим свойствам человека (размеры, форма). Эта группа показателей должна обеспечить рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку руки и т.д., предохранять человека от быстрого утомления;

-       физиологические – определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека. Они влияют на объем и скорость рабочих движений человека, объем зрительной, слуховой, тактильной (осязательной), вкусовой и обонятельной информации, поступающей через органы чувств;

-       психологические - соответствие изделия психологическим особенностям человека. Психологические показатели характеризуют соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки человеком информации[2].

         В последнее время все больше внимания уделяется проблемам эстетики сферы труда и перестройки производственной среды на эстетических началах.

         Важное значение для улучшения условий труда имеет производственная и техническая эстетика. Производственная эстетика включает планировочную, строительно-оформительскую и технологическую.

         Планировочная эстетика включает структуру, размеры, размещение и взаимосвязь помещений. Она должна разработать кратчайшие пути перемещения людей, транспортных средств, создать условия для внедрения прогрессивной технологии и повышения производительности труда. 

         Строительно-оформительская эстетика решает вопросы освещения, окраски стен, потолков, полов и других элементов, озеленения, художественно-эстетической обстановки в помещениях. Технологическая эстетика предусматривает подбор и размещение оборудования, проходов, коммуникационных линий и т.п.

         Правильное решение комплекса вопросов производственной эстетики благоприятно воздействует на организм человека, исключает причины травматизма и профессиональных заболеваний, повышает производительность труда и культуру производства.    

         Оптическая иллюзия – явление, при котором видимые качества предметов не соответствуют действительности.

         Гладкокрашеная комната кажется больше и просторней. В ней ярко различают все пропорции. Вертикальные полосы делают комнату выше.           Горизонтальные полосы создают впечатление низкого помещения. Пестрота вызывает ощущение беспорядка, беспокойства и уменьшает комнату. Клетчатый потолок делает помещение ниже и давит, клетчатый пол придает помещению статичность, что хорошо.

         Если помещение все в клетку или в полоску это вызывает агрессию, оказывает постоянное раздражающее действие, воздействует на сенсорное восприятие и ведет к расстройству психики, если потолок темнее чем пол, то помещение становится ниже. Если темные стены и светлый потолок, то помещение кажется выше. Протяженные помещения кажутся короче, если стена впереди имеет яркую окраску.

          Контрастные сочетания относятся к элементам, создающим ощущение пространства, так как они кажутся материальными.

         Контрасты могут создавать:

-       различные цвета (контрасты в пестром тоне, например, путем использования дополнительных цветов – синий, оранжевый);

-       различные яркости (контрасты светлых и темных участков, например, в экстремальном случае черно-белый контраст).Особенно раздражающими могут быть контрастные цвета на полу (ковры) и на стене, находящейся в поле зрения (в рабочей комнате), так как они могут вызывать мигание глаз и ощущение неуверенности;

-       различные насыщенности (контрасты в силе цвета, например, серый - красный). Воздействие цвета сильно зависит от окружающей обстановки.

         Например, желтый цвет на черном фоне кажется светящимся, а на белом - теряет свою яркость. Образцы цвета лучше всего оценивать на сером фоне. Подобные контрасты в насыщенности цвета очень важны в помещении, так как они позволяют расставлять акценты и выделять центры внимания в помещении. Но их не следует использовать для отделки больших поверхностей.

         Освещение воздействует на организм человека и выполнение производственных заданий. Правильное освещение уменьшает количество несчастных случаев, повышает производительность труда.

         Исследования показывают, что при хорошем освещении производительность труда повышается примерно на 15%. Неправильное освещение наносит вред зрению работающих, может быть причиной таких заболеваний, как близорукость, спазм, аккомодация, зрительное утомление и других болезней, понижает умственную и физическую работоспособность, увеличивает число ошибок в производственных процессах, аварий и несчастных случаев.

         Освещение, отвечающее техническим и санитарно-гигиеническим  нормам, называется рациональным. В помещениях используется естественное и искусственное освещение. Естественное освещение предполагает проникновение внутрь солнечного света через окна и различного типа светопроемы.

         Естественное освещение часто меняется и зависит от времени года и суток, а также от атмосферных явлений. На освещение влияют место-нахождение и устройство зданий, величина застекленной поверхности, форма и расположение окон, расстояние между зданиями и др.

         Естественное освещение – наиболее благоприятное для человека, однако оно не может в полной мере обеспечить необходимую освещенность производственных помещений. Поэтому в практической деятельности широко используют искусственное освещение. Самым распространенным видом искусственного освещения является электрическое освещение. Виды электрического освещения: неоновые светильники, лампы накаливания, галогенные лампы, точечные светильники. 60 Вт – универсальное освещение.

         Расположение искусственного освещения:

1.      Потолочное освещение;             

2.      Настенное (общее) освещение;

3.      Местное освещение (торшер, бра);

-       если общая комната – освещение может быть по периметру и в отдельных местах комнаты.

-       освещение рабочего места (не меньше 60 Вт)[3].

2. Использование методов эстетики при проектировании техники

         Идеи технической эстетики зародились в середине XIX в., задолго до появления дизай­на. Английский теоретик искусства Дж. Рёскин ввел (1857) понятие эстетически ценных продуктов производства. Он подчеркивал: поспешно создаваемое поспешно и погибает; де­шевое в итоге оказывается самым дорогим; искусство бытовых вещей — основополагаю­щее в иерархии искусств; машинное производство калечит изготавливаемую вещь, ее производителя и потребителя. Рёскин предложил ретроспективную утопию: вернуться от дешевого машинного производства недоброкачественных товаров к ремесленному ручному труду. Эту идею поддержал английский исследователь У. Моррис, без­успешно пытавшийся создать современное мануфактурное производство.

         Немецкий теоретик Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектониче­ских искусствах...» (1860-1863) разработал основы технической эстетики. По Земперу, фор­ма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом, 3) технологией изготовления, 4) идеологическими установками общества.

         Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в машиностроении» (1862) выступил за взаимодействие искусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машинострое­ние. Архитектор X. ван де Велде (начало ХХ в.) утверждал, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, целесообразность и логику, «практическую и ра­зумную красоту». Теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» тех­нических изделий, а директор концерна АЭГ П. Беренс — за художественную стандартизацию и стилистическое клиширование продукции. Архитектор В. Гропиус ут­верждал необходимость эстетического оформления, одухотворяющего производимую ин­дустрией продукцию.

         В Германии (в 1919 г.) был основан центр технической эстетики «Баухауз». В России в начале ХХ в. возникают идеи единства искусства и техники, красоты самого производствен­ного предприятия, отказа от украшательства в продуктах промышлен­ности, органического слияния в них пользы, функции и красоты. В 1920 г. образовался ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-техниче­ские мастерские), где А. Родченко, В. Татлин, Л.Лисицкий, М. Гинзбург, И. Леонидов раз­рабатывали идеи «производственного искусства» дизайна и технической эстетики[4].

         Развитие современной техники и стремление к повышению качества продукции и производительности труда обусловлены как развитием культуры производства, так и научной организацией труда. Это означает, что необходимо все интенсивнее использовать на практике данные тех отраслей науки, которые занимаются проблемами человеческого труда и имеют определенное отношение к технике.

         Практика показывает, что на современном этапе развития техники при проектировании изделий, принятии решений и оценке уже нельзя ограничиваться только технико-функциональной точкой зрения, а необходимо учитывать задачи гуманизации техники. Ее следует понимать как стремление к созданию наибольшей гармонии между возможностями (способностями) человека и оборудованием (условиями труда); как стремление к гармоническому сочетанию техники и производственной среды с требованиями эргономики и других наук о трудовой деятельности, а также с технической эстетикой, интерес которой сосредоточен на восприятии и воздействии производительной среды и промышленной продукцией на органы чувств, поведение и трудовую деятельность человека. Обе эти отрасли (техническая эстетика и эргономика) являются научными основами дизайна.

         Одно из многих определений дизайна утверждает, что "дизайн есть такая проектная деятельность, главной целью которой является творческое использование научных сведений и знаний, полученных физическими науками, визуальным творчеством (мастерством), эргономией, и связей с маркетингом, конструкцией и производством для создания концепции и изготовления изделия в целях удовлетворения потребностей и запросов человека".

         Дизайн промышленных изделий и производства включает в себя использование эргономики. Эргономика характеризуется комбинацией (интеграцией) сведений из области социальных, биологических наук и техники; в первую очередь речь идет об использовании результатов в области психологии, физиологии труда, антропологии, гигиены и медицины как основных факторов при проектировании промышленных изделий и производственных условий с целью создания гармонии между человеком и миром техники[5].

         Создание нового изделия требует многосторонней деятельности и большого искусства, прежде всего от инженеров-конструкторов и дизайнеров промышленного профиля.

         Техническая эстетика — это теория ди­зайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными сред­ствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплоще­ния, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины техническая эстетика развилась на стыке наук. Она анализирует эстетиче­ские, экономические, технические, гигиенические эргономические (опи­сываемые теории организации труда) факторы, а также психофизиологи­ческие проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека.

         Основные принципы технической эстетики: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек, наиболее эстетичны — наиболее экономичные формы. Цель технической эстетики: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Техническая эстетика формирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к орудиям их изготовления, к среде, в которой они производятся («технический пей­заж»). Эти требования (рекомендации) имеют практическое значение и основаны на опыте науки и индустрии.

         Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее определение: «Дизайн — это творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом струк­турные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изгото­вителя». Дизайн — художественное проектирование и процесс промыш­ленного производства полезной и красивой вещи; главная и наиболее раз­витая сфера эстетической деятельности человека вне искусства (в индуст­риальной и технической сфере); изготовление промышленностью про­дуктов с учетом их пользы, удобства и красоты; предметный мир, создава­емый человеком средствами индустрии по законам красоты и функцио­нальности; это промышленный вид эстетической деятельности, гумани­зирующий орудия, продукты производства и окружающую среду и по­рожденный потребностями массового производства и потребления, раз­витием автоматизации и стандартизации. Дизайн — результат безгранич­ного расширения сферы прикладного искусства и его развития на про­мышленной основе, результат проникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логич­ной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Ма­шинное производство тиражирует образец, обладающий эстетическими качествами. Продукт дизайна должен соответствовать своему назначе­нию, культурной традиции функционирования, технологии массового производства, современному стилю, задачам «очеловечения» мира (гума­низации «второй природы»).

         Дизайн создает особый зрительный язык формы, «визуальный язык» (В. Гропиус). Знаки этого языка: пропорции, оптическая иллюзия, отно­шения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба. Дизайновская форма — знак материала, технологии и качества вещи, выражающий ее назначение и характер бытия в системе культуры.

         Ремесленник сам начинал и заканчивал процесс изготовления вещи. Сейчас она — продукт промышленного производства, результат труда ра­бочих, технологов, инженеров. Узкая специализация каждого из них гро­зит разрушением универсальности личности и утратой эстетической цельности изготовляемого предмета. Эту угрозу осознал еще Г. Земпер, обобщая опыт Лондонской промышленной выставки: при всем техническом прогрессе современные изделия уступают изделиям наших предков по форме и даже по их практической пригодности и целесообраз­ности. Индустрия ускорила и сделала массовым процесс изготовления ве­щей. Но на смену уникальному изделию мастера пришло производство штампованных товаров. Перестав быть предметом роскоши, продукт про­изводства одновременно перестал быть роскошным предметом и более не нес на себе печать личности его создателя. И тогда на помощь конструкто­ру, проектирующему функциональный предмет, пришел художник, про­ектирующий предмет эстетически выразительный. В идеале художник и конструктор объединяются в лице представителя новой профессии — ди­зайнера (инженера с эстетической подготовкой).

         Эстетическое начало вторгается в производство и охватывает все его сферы (от изготовления автомашин или телевизоров до создания инстру­ментов и станков). Сегодня ни одна отрасль промышленности не обходит­ся без художественного конструирования, объединяющего утилитарное и эстетическое начала. Мир современной техники меняет представления человека о том, что красиво.

         Изготовление всякой вещи предполагает ее изобретение, конструиро­вание, компоновку и технологию производства. В этой цепи творческих поисков место дизайна — компоновка, проектирование новых связей между деталями вещи. При этом учитывается конструктивная целесооб­разность и технологическая рентабельность.

         Дизайн, как и бионика, использует в технике формы живой природы, но в отличие от бионики, прямо заимствующей эти формы придает им культурно обработанный вид. Истинный арсенал форм дизайна — культу­ра, в которой перерабатываются в свете опыта человечества все впечатле­ния бытия. Цвет, ритм, пропорции, масштаб, форма и назначение предмета неделимы. Они — ведущие начала, организующие конструктивное пространство, важнейшие факторы дизайна. Цвет используется с учетом опыта искусства, достижений физиологии и психологии. Цвет улучшает или ухудшает эстетические и функциональные качества предмета.

 

3. Задача

         Найти длину прямоугольника по методу «золотого сечения», если ширина прямоугольника – 20 см.

         Ответ:

Методом «золотого сечения» можно найти любую сторону. Если нам необходимо вычислить меньшую сторону исходя из большей, то мы умножаем длину большей на 0,618. Если нужна большая сторона — умножаем длину меньшей на 1,618

         Если учитывать, что нам известна ширина прямоугольника, то есть меньшая сторона, то умножаем ее: 20 * 1,618 = 32,36см.

         Таким образом, длина прямоугольника равна 32,36см.

Список литературы

1.      Бахтина М.Д. Дизайн и эргономика. – М., 2004.

2.      Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник — М.: Высшая школа, 2002.

3.      Практикум по инженерной психологии и эргономике. – М.: ВЛАДОС, 2003.

4.      Строкина А.Н., Пахомова В.А. Введение в эгрономическую антропологию. – М., 1999.

5.      Эргономика. Принципы и рекомендации. – М.: Наука, 2005.


[1] Строкина А.Н., Пахомова В.А. Введение в эгрономическую антропологию. – М., 1999.

[2] Эргономика. Принципы и рекомендации. – М.: Наука, 2005. – С.17.

[3] Практикум по инженерной психологии и эргономике. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С.19.

[4] Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник — М.: Высшая школа, 2002. – С.29.

[5] Бахтина М.Д. Дизайн и эргономика. – М., 2004.