Содержание

Введение. 3

1. Физическая культура и двигательная активность. 5

1.1. Значение физической культуры для воспитания личности. 5

2.2. Двигательная активность и обучение двигательным навыкам школьников  8

2. Исследование методик развития двигательных качеств в младших классах. 14

2.1. Методики определения физической подготовленности детей. 14

2.2. Методика развития двигательных навыков младших школьников на уроках по волейболу (1 – 2 класс) 20

2.3. Методика развития двигательных навыков младших школьников на уроках по волейболу (3 – 4 класс) 22

3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности. 26

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Введение

         Одним из важнейших видов деятельности человека является его самосовершенствование, физическое, интеллектуальное и нравственное самовоспитание.

         Целеустремленность личности, целенаправленность ее деятельности, ее побудительные причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, нецеленаправленно, под воздействием социально вредных факторов, таких как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т.п.

         Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тормозящих развитие положительных начал личности, может устраняться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия.

         Человек может действовать неодинаково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зависимости от того, какими мотивами - социально значимыми или сугубо эгоистичными он руководствуется.

         Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности - трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение[1].

         Физическое воспитание представляет собой социально-педагогический процесс, направленный в конечном итоге на достижение физического совершенства, он объединяет такие основополагающие компоненты, как оздоровительный, при реализации которого оптимизируются формы и функции организма человека, развивающий - повышается уровень физических (двигательных) способностей и качеств, образовательный - расширяется и совершенствуется объем знаний, двигательных навыков и умений. Эффективность физического воспитания школьников определяется в значительной мере приоритетными подходами к оптимизации составляющих компонентов. При нормальном состоянии функциональных систем организма учащихся все три компонента могут быть реализованы в учебном процессе в оптимальном объеме.

         При неудовлетворительном уровне физического здоровья необходимо определить средства и методы его нормализации, после чего приступать к реализации оздоровительной задачи. Параллельно возможно решение образовательных задач, связанных с овладением программным объемом знаний, умений и навыков. Физические нагрузки при этом не должны превышать адаптивных возможностей организма. Это требование относится в полной мере к развитию таких двигательных способностей, как гибкость и ловкость, и с рядом ограничений к общей выносливости.

         Цель данной работы – рассмотреть методики развития двигательных навыков на уроках физической культуры.

         Объект исследования: методики развития двигательных навыков.

         Предмет исследования: двигательные навыки школьников.

         Задачи:

-       изучить особенности и взаимосвязь физическо2 культуры и двигательной активности;

-       провести исследование методик развития двигательных качеств в младших классах;

-       выявить средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

1. Физическая культура и двигательная активность

1.1. Значение физической культуры для воспитания личности

         Одним из важнейших видов деятельности человека является его самосовершенствование, физическое, интеллектуальное и нравственное самовоспитание.

         Целеустремленность личности, целенаправленность ее деятельности, ее побудительные причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, нецеленаправленно, под воздействием социально вредных факторов, таких как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т.п.

         Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тормозящих развитие положительных начал личности, может устраняться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия.

         Человек может действовать неодинаково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зависимости от того, какими мотивами - социально значимыми или сугубо эгоистичными он руководствуется.

         Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности - трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение.

         Самовоспитание – это активная творческая деятельность личности, имеющая своей целью совершенствование физических, интеллектуальных, духовных качеств, воли, настойчивости, борьбу против собственных отрицательных качеств и недостатков. Самовоспитание – это составная часть и результат общего воспитания и всего процесса физического и духовного развития человека. В основе его лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности. Но эта потребность возникает только при достаточно высоком развитии сознания, умении осуществлять самооценку и самоанализ, при желании и стремлении к самоутверждению. Все эти качества формируются как стихийно, в процессе накопления жизненного опыта, так и под воздействием целенаправленного воспитания.

         Здесь огромную помощь может оказать педагог, который раскрывает роль в самовоспитании таких методов, как самовнушение, умение критически посмотреть на себя как бы со стороны, самообязательство, самоконтроль и т.п. Очень важно сформировать у занимающихся представление об идеалах.

         Большое значение приобретают самообразование, поиски литературных советов и рекомендаций для осуществления желаний и достижения цели.

         Многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

         Воспитание – это комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания.

         Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека.

         Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Все это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

         Каждая часть физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет идейно-политическое воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками.

         Нравственное воспитание в области физической культуры направленно на формирование таких качеств как патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за своё поведение, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и др. Задачей нравственного воспитания является воспитание волевых качеств личности. Целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность, дисциплинированность, способность преодолевать трудности, и другие черты характера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой и спортом[2].

         Интеллектуальное воспитание и развитие в области физической культуры характеризуется двумя особенностями. Во-первых, способствуют активизации интеллектуальной деятельности. Во-вторых, деятельность, требует определенных знаний, как общего, так и конкретного характера.

         Спортивная деятельность требует конструкторских, технических и некоторых других умений и навыков, связанных с умственной деятельностью.

         Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии силы, ловкости, гибкости, в проявлении высоких образцов воли, характера, упорства, мужества и смелости.

         Умение понимать прекрасное, желание и умение создавать это прекрасное. В разработке и создании эстетически безупречного инвентаря и оборудования, спортивной обуви и одежды, в красочных сценариях спортивных праздников и соревнований.

         Физическая культура предоставляет богатейший материал для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отражения прекрасного в природе и обществе: в живописи, скульптуре, музыке, графике, архитектуре, литературе. В этом состоит естественная неразрывная связь физической культуры с культурой нашего общества.

 

2.2. Двигательная активность и обучение двигательным навыкам школьников

         Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки.

         Обучение в физическом воспитании есть организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека[3].

         Результатом обучения в физическом воспитании является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания – это определенная система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.

         Условно выделяется три уровня владения изучаемым двигательным действием:

-       Элементарное умение;

-       Навык;

-       Умение, мастерство.

         В основе лежат единые психофизиологические закономерности формирования навыка.

         Двигательный навык – это способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.

         Решение образовательных задач имеет свои особенности. Так в процессе овладения учебным материалом решается активная двигательная деятельность, то есть учебная деятельность требует проявления физических сил.

         В этой связи необходимо знать закономерности учебной деятельности ученика, а также общие закономерности работоспособности.

         Возрастает ответственность перед учителем физического воспитания, который оказывает влияние (воздействие) на биологическую среду человека, на его физическое развитие и подготовленность.

         Решение образовательной задачи имеет большое значение в работе со школьниками, особенно с требованиями к двигательной активности. Необходимо знать, что работоспособность зависит от следующих факторов: наследственных, приобретенных в жизни, и способности регуляции деятельности в конкретных условиях.

         Двигательным действием является формирование систем двигательных навыков. Связь с развитием комплекса двигательных качеств. С одной стороны следует учесть, что в процессе формирования двигательного навыка развиваются двигательные качества. С другой, специфичные двигательные качества для определённого двигательного навыка развиваются быстрее при одновременном развитии других качеств.

         В процессе обучения двигательным действиям обеспечивается решение нескольких задач:

-       Создается «начальная школа движений», то есть необходимо научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата. Создаётся исходная база для более сложных форм двигательных действий.

-       Обучение действиям, которые будут использоваться как подводящие упражнения или как средство избирательного воздействия отдельных двигательных качеств, способностей.

-       Сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные изменения и навыки в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и в другой деятельности.

         В процессе обучения изменяется характер управления движениями тех или иных частей тела. В зависимости от характера и особенностей изучаемых двигательных действий, приобретается ряд особенностей. Особенности обучения двигательным действиям существенно зависят от специфики проявляемых в них двигательных качеств и необходимого уровня их проявления. Процесс обучения двигательным действиям зависит от уровня двигательных качеств.

         Формирование двигательных навыков происходит на основе возникновения и закрепления целой системы сложных условных рефлексов. При передвижении возникают сложные системы взаимосвязанных нервных процессов, которые запечатлеваются в нервных клетках больших полушарий на основе механизма запоминания. Благодаря двигательной памяти и приобретаемому опыту человек выполняет движения все лучше и лучше. Постепенно создается сложная уравновешенная система и образуется динамический стереотип.

         В начале обучения на основе знаний возникают умения – это способность неавтоматизированно управлять движениями. При многократных повторениях движений умение постепенно переходят в навыки. Характерные черты двигательного навыка – осознанность, прочность, автоматизм и подвижность[4]. 

         Постепенно автоматизируются элементы хода, умение заменяется навыком, управление всем движением (ходом в целом) становится автоматизированным. Автоматизация движений – это главная характерная особенность навыка.

         С образованием двигательного навыка сознание освобождается от контроля за каждым отдельным элементом, но он не исчезает, а меняет свою роль. Сознание начинает играть пусковую и тормозную роль или способствовать переключению с одного способа передвижения на другой.

         Выполнение отдельных движений входящих в двигательные действия без сосредоточения на них внимания ученика достигается за счет наступившей автоматизации процесса выполненного упражнения.

         Автоматизированное выполнение движения является приобретенным в результате обучения или жизненной практики. Автоматизм не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Нельзя противопоставлять сознательное и автоматизм. Сознание и автоматизм в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве[5].

         Сознание ученика направленно в основном на главные компоненты действия, на учет изменения в обстановке и творческое решение двигательной задачи.

         Двигательный навык обладает высокой устойчивостью, это означает, что двигательное действие может выполняться с меньшей возможностью нарушений в других условиях. Для двигательного навыка свойственна определенная системность движений, это выражается объединением отдельных движений в цельное двигательное действие, с устранением лишних движений. Согласно последних данных автоматизация движений связана с появлением в определенных участках коры головного мозга так называемых тормозных валов. В физиологии принято выделять три компонента двигательного навыка:

-       афферентный,

-       центральный,

-       эфферентный.

         Афферентный компонент двигательного навыка принимает раздражители, которые требуют ответных двигательных актов. Если раздражитель сложный. В афферентном синтезе важное значение принадлежит обратной связи. Если это невозможно, то увеличивается количество повторений.

         Центральный компонент обеспечивает обработку поступающей информации и программирование предстоящих движений.

         Эфферентный компонент обеспечивает выполнение запрограммированного движения. Эффект зависит от соответствия выработанной программы наличным функциональным возможностям организма. Реагирование между программой и фактическим выполнением, если учащийся утомлён или что-то другое, наблюдается рассогласование[6].

         После того, как двигательный навык сформировался, его развитие не останавливается. Навыки становятся более устойчивыми и гибкими. На это влияет уровень физической подготовленности и физического развития.

         Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, то есть получение в результате на­дежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управле­нии умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением пози­тивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

           Развитие характера протекает в непосредственной зависимости от степени вовлеченности ребенка в ту или иную деятельность. Одним из способов развития у ребенка таких качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивных студиях.

         Большое влияние на интеллектуальную активность имеют именно эти смены умственной и двигательной активности. При таком режиме работы снижается утомляемость и повышается работоспособность.

         Индивидуальные и малогрупповые формы самостоятельной деятельности наименее утомительны, так как здесь школьники могут действовать свободнее, без тесной связи с другими детьми, в со­ответствии со своей подготовленностью, в удобном для себя темпе. Коллективная групповая деятельность детей по выполнению за­даний педагога связана с большим напряжением физических и психологических сил, чем самостоятельная.

2. Исследование методик развития двигательных качеств в младших классах

2.1. Методики определения физической подготовленности детей

         Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

         Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования[7].

         Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

         Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду: 5-7 лет”[8] предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) - 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие - по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

         Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей встала особенно остро.

         На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

         При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

-       степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

-       умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;

-       развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей.

         Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

         1. Тест на определение скоростных качеств:

         Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

         Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

         Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

         2. Тест на определение координационных способностей:

         Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

         Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

         Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

         3. Тест на определение выносливости:

         Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

         Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

         Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции.          Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

         Заранее разметить дистанцию - линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

         4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

         Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

         Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

         Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

         5. Тест на определение гибкости:

         Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

         Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

         Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

         Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

         6. Тест на определение силовых способностей:

         Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

         Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

         Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

         Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок[9].

         Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения, большая часть детей (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

2.2. Методика развития двигательных навыков младших школьников на уроках по волейболу (1 – 2 класс)

         Овладение техникой игры в волейбол связано с физической подготовкой. Только при условии хорошей подготовки и высокого уровня развития специальных физических качеств можно достигнуть успеха при первоначальном обучении техническим приёмам волейболиста, а в процессе совершенствования – более эффективно применять разученные технические приёмы в игре. Знакомство учащихся 1-2 классов с волейболом начинается с изучения стоек и перемещений.

         Стойками принято называть наиболее рациональные исходные положения волейболиста для выполнения различных перемещений, технических приёмов и технических действий во время игры. В зависимости от угла сгибания ног различаются высокая, средняя и низкая стойка. Принимая стойку, игрок переносит вес тела на переднюю часть стопы, сгибает ноги в суставах и незначительно наклоняет туловище вперёд. При этом предплечья согнутых в локтевых суставах рук находятся на уровне пояса.

         Упражнения для обучения

         1. Учащиеся находятся в шеренге лицом к учителю. По различным сигналам учителя занимающиеся принимают низкую, среднюю, высокую стойки. Сигналы могут быть как зрительные так и звуковые.

         2. Принятие стоек по команде учителя. Класс делится на команды по 6-8 человек. По заранее обусловленным действиям учителя занимающиеся принимают высокую, среднюю, низкую стойки. Действия учителя: руки вверх – высокая стойка, руки согнутые в локтевых суставах – средняя стойка, руки внизу – низкая стойка. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

         3. Учащиеся находятся в средней стойке на волейбольной площадке лицом к учителю. По сигналу учителя занимающиеся переносят вес тела с одной ноги на другую или незначительно перемещаются из стороны в сторону.

         4. Те же, что и упр. 3, но учащиеся находятся в высокой и низкой стойках. Перед выполнением упражнений 3 и 4 учитель объясняет, что, находясь в игровой стойке, волейболист иногда незначительно перемещается из стороны в сторону или переносит вес тела с одной ноги на другую, что способствует более быстрому включению мышц в работу при передвижении игрока по площадке

         Перемещения.

         Перемещениями называют способы передвижения игрока на площадке для выполнения технических приёмов и тактических действий. В 1-2 классах изучаются самые доступные способы перемещения – простыми и приставными шагами. Простой шаг выполняется как при обычной ходьбе, но в положении стойки волейболиста. Движение в приставном шаге начинается с ноги ближе стоящей по направлению движения. Приставные шаги выполняются вперёд, вправо, влево. Скрестный шаг отличается от приставного занесением маховой ноги за опорную. После чего принимается исходное положение. Одним из простых способов перемещения является выпад. Выполняется выпад из стойки маховым движением впереди стоящей ноги с одновременным разгибанием опорной ноги в коленном суставе. Центр массы тела переносится на выставленную ногу.

         Упражнения для обучения перемещениям

         После объяснения и показа техники перемещений учащиеся выполняют тот или иной способ.

         1. Ходьба в колонне по одному приставными шагами лицом вперёд правая нога впереди, по сигналу – смена ног.

         2. Бег по разметке волейбольной площадки с остановками по сигналу.

         3. Бег с изменением направления движения по сигналу учителя.

         4. Бег лицом вперёд, остановка по сигналу учителя и принятие стойки волейболиста.

         5. Упражнение выполняется в парах. Первый игрок произвольно выполняет комбинации из двух- трёх перемещений в одну сторону с остановками. Второй игрок должен повторить все движения, перемещаясь параллельно партнёру.

         6. В парах. Игроки стоят лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу учителя они выполняют различные перемещения вперед, назад, в сторону, правым (левым боком приставными и скрестными шагами и т.д.)

         7. Занимающиеся в шеренге стоят за лицевой линией лицом к сетке. По сигналу они перемещаются приставными шагами или другим способом вдоль всей площадки. У определённых ориентиров или по сигналу учителя они изменяют способ перемещения.

         8. Подвижные игры: «Салки», «Невод», «Метко в цель». Перемещения полезно включать в различные подвижные игры и эстафеты. Например, в игре «Салки» учитель даёт задание передвигаться только приставными шагами.

         Учащиеся 1-2 классов должны овладеть школой движений с мячом, что осуществляется с помощью различных упражнений с малыми и большими мячами. Практически на каждом уроке учитель применяет подвижные игры и эстафеты, в которых учащиеся не только учатся ловить, передавать мяч, но и развивать специальные физические качества: быстроту перемещений, ловкость, силу, выносливость и т.д. Подвижные игры: «Слушай сигнал», «Салки», «Вызов», «Мяч через шеренгу», «Попробуй унести», «Мяч в воздухе», « Самый меткий», «Прыжки по кочкам», «Удочка», «Эстафета с преодолением препятствий», «Эстафета с броском мяча и ловлей», комплексы упражнений с малыми и большими мячами[10].

2.3. Методика развития двигательных навыков младших школьников на уроках по волейболу (3 – 4 класс)

         Стойки и перемещения

1.     Упражнения из раздела «Стойки и перемещения» за 1-2 классы.

2.     Ходьба обычная, по сигналу учителя остановка и поворот налево (направо).

3.     То же, что и в упр. 2. но после остановки присесть и встать. То же после остановки и поворота.

4.     Во время ходьбы остановка прыжком, правая нога впереди.

5.     Бег лицом вперёд, по сигналу остановка прыжком (как в упр. 4).

6.     Ходьба скрестным шагом правым и левым боком вперёд.

7.     Бег скрестным шагом правым и левым боком вперёд. При передвижении боком вперёд левая нога один раз перед правой, а второй за ней и т.д. При передвижении левым боком вперёд это же делается правой ногой.

8.     Во время ходьбы и бега по сигналу остановка и принятие стойки волейболиста.

9.     То же, но после остановки – имитация передачи мяча сверху двумя руками, снизу двумя.

         Передача мяча сверху двумя руками

         Для успешного обучения передачи мяча сверху, как и приёма снизу рекомендуется систематически применять подготовительные упражнения с набивными мячами (весом 1-2 кг.) Учитель знакомит учащихся с техникой передачи мяча сверху. В исходном положении ноги согнуты в коленях, руки в локтях, кисти рук с расставленными пальцами на уровне лица образуют место для мяча. Приём начинается с разгибания ног, затем начинают движения руки. В момент соприкосновения рук с мячом ноги разгибаются быстро, заключительным движением кистей рук мячу придаётся необходимое направление. При верхней передачи основная нагрузка приходится на указательные и частично средние пальцы, большие пальцы смягчают воздействие мяча на руки, а безымянные и мизинцы поддерживают мяч. Прочувствовать положение пальцев на мяче можно, положив руки на мяч, который удерживает партнёр. Мяча надо касаться только пальцами, касание ладонями - грубая ошибка.

         Упражнения

1.     Имитация передачи мяча сверху на месте и после перемещения по сигналу учителя.

2.     Имитация передачи сверху с волейбольным или набивным мячом (вес 1-2кг). Мяч удерживается в руках.

3.     В парах, бросок набивного мяча из положения руки над головой в положении передачи сверху.

4.     В парах, ловля набивного мяча (1кг) над головой, в положении приема сверху.

5.     В парах, броски и ловля набивного мяча (упр. 3, 4 объединённые)

6.     Ученик принимает стойку волейболиста и располагает руки над головой – в точке удара по мячу. Партнер вкладывает волейбольный мяч в «воронку» из ладоней с расставленными пальцами (повторить несколько раз)

7.     То же, но в положении удара удерживается на месте, а учащийся (пасующий приседает, отнимая руки от мяча, разгибает ноги, снова располагая руки на мяче).

8.     Передача сверху двумя руками подвешенного мяча: стоя на месте, после ходьбы, бега и остановки.

9.     Подбрасывание мяча над собой и передача сверху двумя руками на расстоянии 1,5-2м.

10.                       Передача мяча сверху двумя руками - мяч с расстояния 1,5-2м. набрасывает партнёр.

11.                       Передача мяча в парах на расстоянии 1-2м.

12.                       Передача мяча сверху у стены – многократно с ударом в стену.

         Прием мяча снизу двумя руками.

         В 4 классе учащиеся знакомятся с основами техники приёма снизу. Учитель сообщает учащимся, что прием мяча снизу относится к технике защиты. Данный приём выполняют двумя и одной рукой. При обучении приёма мяча снизу двумя руками учитель заостряет внимание учащихся на своевременном выходе под мяч. После перемещения к месту встречи с мячом игрок вместе с последним стопорящим шагом левой ноги выносит вперед руки, вытянутые и слегка напряженные, кисти соединены вместе. Ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено вперед. Руки располагаются перпендикулярно траектории полета мяча. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Прием производится в широком выпаде движением рук вперед вверх. При приближении мяча, встречное движение начинают ногами, руки включаются в работу несколько позже. Прием мяча производится на нижнюю часть предплечья. Нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мяча. Не должно быть и большого встречного движения рук вперед вверх.

         Упражнения для обучения приему мяча снизу.

1.     Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения.

2.     Сделать выпад правой (левой) ногой вперед, взять прямыми руками набивной мяч (вес 1кг) и, не сгибая рук, бросить мяч вверх.

3.     То же, что и упр. 2, но выполнить после бега вперед и остановки.

4.     В парах. Броски набивного мяча снизу двумя. Обратить внимание, чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч.

5.     Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения.

6.     «Жонглирование» мячом – непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками[11].

         Подготовительные игры

         «Пионербол», «Мяч в воздухе».

         3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

         В настоящее время, когда имеется множество зачастую противоречивых взглядов на культуру, для осмысления сущности физической культуры целесообразно использование нескольких взаимодополняющих друг друга ее интегративных концепций. Таковыми, по нашему мнению, являются концепция культуры, основанная на раскрытии процесса культурного развития: где выделяются такие взаимосвязанные подходы к ее изучению, как социально-генетический (раскрывающий механизм освоения индивидом предшествующей культуры), творчески-атрибутивный (позволяющий понять культуру в ее совершенствовании), системно-функциональный (показывающий культуру как функцию конкретной социальной системы), аксиологический (ценностный); концепция, акцентирующая внимание на духовном производстве, связанном с различными вицами духовного освоения действительности: практически-повседневного, концептуально-теоретического и эстетико-художественного. Системообразующими подсистемами ее являются система производства (освоения, созидания) духовных ценностей, их хранения, распространения и потребления; подход к культуре, основанный на сознательной организации и управлении поведением и жизнедеятельностью людей, где сознание, заменяя инстинкт, выполняет регулирующую, ориентирующую и созидательную творческую функции. А в основе культуры лежат принципы целесообразности (идеальное представление человеком в сознании результатов своих действий), удобства (гуманистическая направленность культуры на человека) и красоты (эстетическое отношение человека к своей деятельности)[12]. Данные подходы к пониманию культуры позволяют объединить различные взгляды на физическую культуру, более глубоко осмыслить ее в социокультурологическом аспекте, что чрезвычайно важно для деятельности в ее сфере в системе как непрофессионального и профессионального образования, так и самодеятельных форм занятий.

         При этом необходимо учитывать, что становление физической культуры в обществе целесообразно рассматривать как смену качественных состояний развивающегося объекта. Под влиянием научно-технической революции в ней происходит процесс сложных изменений. Она становится объективной потребностью общества и личности, социальной ценностью, важной частью культуры. Совершенствуется сущность физической культуры, связанная с предъявлением к ней требований гармонического сочетания физических качеств с рядом способностей психического и интеллектуального порядка. Деятельность в ее сфере носит все более творческий характер. Физическая культура функционально приспосабливается к развивающимся потребностям общественно-экономической системы, в связи с чем в ее сфере формируются разнообразные специфические виды человеческой деятельности. Совершенствуются отношения между компонентами физической культуры. Физическая культура становится системой, приобретает сложную структурно-функциональную организацию как закономерный итог развития системы физического воспитания (не исключающий ее).

         Однако перспективные предпосылки развития физической культуры (связанные с ее общекультурными, мировоззренческими ценностями), в силу ряда объективных и субъективных факторов (идеологизация, дегуманизация, жесткая регламентация учебных программ, педагогический авторитаризм и др.), не находили должного отражения в формировании физической культуры человека как в системе образования, так и вне ее.

         В современный период в связи со сложностью феномена физической культуры имеются различные подходы к выявлению ее сущности, компонентного состава. Они согласуются в целом с вышерассмотренными концепциями культуры. Наиболее плодотворные из подходов связывают рассмотрение физической культуры

-       с деятельностью, направленной на физическое совершенствование;

-       с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов;

-       с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующихся на развитии физических качеств;

-       с формами ее организации (компонентами, подсистемами) - физическим воспитанием, спортом, физической рекреацией, двигательной реабилитацией;

-       с базовой физической культурой, спортом - как ее компонентом, профессионально-прикладной, оздоровительно-реабилитационной, рекреационной, фоновыми видами физической культуры.

         Она рассматривается с деятельной, результативной и функциональной сторон, в единстве предметных и личностных ценностей, во взаимосвязи с сознательной организацией и управлением жизнедеятельностью человека.

         Главной целью функционирования системы физической культуры является человек, личность в ее целостности и многомерности как высшая ценность образования и культуры. Системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является деятельность человека, направленная на его физическое совершенство, где понятие «деятельность» и «физическое совершенство» служат одними из ключевых для понимания сути физической культуры, внутреннего механизма ее функционирования, воздействия на сущностные силы человека.

Заключение

         Физкультурная деятельность является разновидностью многообразной общественной деятельности людей. Она представляет собой систему, подчиняющуюся всем закономерностям системного целого. Основные ее виды - физкультурно-рекреационная, физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно-реабилитационная. Все они связаны с удовлетворением человеком многообразных потребностей в сфере физической культуры через сознательную окультуренную двигательную деятельность, специфичную для различных ее форм (институтов), с учетом его наличных способностей, а также отношений, складывающихся в процессе ее реализации между людьми.

         Таким образом, только тогда, когда физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к культуре физической.

         Физкультурная деятельность имеет свою структуру, где все ее виды (в силу взаимопроникновения и соподчиненности форм физической культуры) тесно связаны между собой. Взаимосвязь их характеризуется процессами как координации (когда на первый план выступает тот или иной вид физкультурной деятельности, но затрагиваются и другие), так и субординации, характеризующейся подчиненностью рекреационного и реабилитационного видов физкультурной деятельности физкультурно-образовательной, а все они вместе взятые - физкультурно-спортивной деятельности. Последняя в силу своих специфических особенностей (аккумулирование ценностного потенциала, зрелищность, соревновательность и т.п.) оказывает обратное воздействие на них. Следовательно, всем видам физкультурной деятельности присущи взаимообусловленность и взаимоподдержка, а физкультурная деятельность в целом направлена на физическое совершенство личности на пути ее всестороннего и гармонического развития (можно сказать и по-другому: на всестороннее и гармоническое развитие личности посредством деятельности, направленной на ее физическое совершенство).

         Физкультурная деятельность не должна ограничиваться только развитием и формированием телесных характеристик человека, а должна определяться и находиться в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. В ней представлен различный (по объему и интенсивности) уровень двигательной деятельности: от оптимального (в физкультурно-образовательной) и наивысшего (в физкультурно-спортивной) до небольшого (в физкультурно-рекреационной) и малого (в физкультурно-реабилитационной). На этом фоне в каждом виде физкультурной деятельности различно представлены духовные начала, связанные с интеллектуальным и социально-психологическим компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, отношений и т.п. Это и определяет специфику физкультурной деятельности человека, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием, самовыражением, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу и т.п., в целом на его мироощущение и мировоззрение.

Список литературы

1.     Акопян В.У. Психология и спорт. – СПб: Питер, 2003.

2.     Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

3.     Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.:  Физкультура и спорт, 2005.

4.     Жданова С.И Движение. – М.: Просвещение, 1989.

5.     Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1989. – 222с.

6.     Очерки по теории физической культуры /Под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

7.     Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2000 - 496с.

8.     Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256с.

9.     Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. / Под редакцией С.Н. Попова – М.: Физкультура и спорт, 1985.

10.                       Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 175с.

11.                       Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. – М.: Просвещение, 1974.

12.                       Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 - 256с.


[1] Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.:  Физкультура и спорт, 2005.

[2] Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. – М.: Просвещение, 1974. – С.22.

[3] Жданова С.И Движение. – М.: Просвещение, 1989. – С.22.

[4] Акопян В.У. Психология и спорт. – СПб: Питер, 2003. – С.90.

[5] Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.- С.131.

[6] Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. / Под редакцией С.Н. Попова – М.: Физкультура и спорт, 1985. – С.66.

[7] Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 175с.

[8] Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка.- М.: Мозаика-Синтез, 2000-256с.

[9] Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 - 256с.

[10] Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1989. – 222с.

[11] Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2000 - 496с.

[12] Очерки по теории физической культуры /Под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1984.