Содержание

Введение. 3

1. Культура речевого общения. 4

2. Условия успешного речевого общения и коммуникативные неудачи. 7

3. Речевое общение оратора. 11

Заключение. 17

Список литературы.. 19

Введение

         В последние десятилетия особенно резко изменились условия функционирования языка. Прежде всего, это касается устной публичной речи. Расширение рамок публичной речи (телевидение, радио, митинги, собрания) дало возможность приобщить к ней новые слои населения. Кроме того – и это главное – изменился сам характер речи: люди теперь не читают по бумажке написанное заранее, а говорят неподготовлено.

         Люди заговорили свободно, без страха, на собраниях и митингах, на работе и на улице, в газетах и на экранах телевизора. Расцвел жанр диалога, интервью. Непринужденно отвечают прохожие на вопросы репортеров. В языке теперь проявляются личность, характер, своя мысль. И сразу обнаружились культура и бескультурье, образованность и невежество. Отсюда – лавина ошибок, стилистических, синтаксических и прочих. Конец века, эпоха перестройки и постперестройки по своим последствиям подобны революции. Переломные времена всегда вызывают сдвиги в языке. И несомненно, что исчезновение государства-деспота, ритуальной партийной риторики, идеологического насилия над языком не могло не привести к изменениям в языке.

         Цель данной работы – рассмотреть голос и речевое общение.

         Задачи:

-       изучить культуру речевого общения;

-       рассмотреть условия успешного речевого общения и коммуникативные неудачи;

-       выявить особенности речевого общения оратора.

1. Культура речевого общения

                   Общение — процесс, в котором участвует не ме­нее двух человек: говорящий (А1адресант) и слу­шающий (А2 — адресат). Помимо говорящего и слу­шающего, которые во время коммуникативно-рече­вого акта меняются ролями, чтобы общение состоя­лось, необходим предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией[1].

         Общение для человека — среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может суще­ствовать. Общение помогает организовать совмест­ную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позво­лила человеку достичь высокой цивилизации, про­рваться в космос, опуститься на дно океана, проник­нуть в недра земли. Без общения невозможно фор­мирование личности человека, его воспитание, обра­зование, развитие интеллекта.

         Дар речи — одна из самых удивительных и  самых человеческих способностей.   Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, дости­гает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными это­му человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?!

         В устной звучащей речи используются разнооб­разные средства, которые ее обогащают, делают вы­разительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.

         Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и на­строение говорящих, их отношение к предмету бесе­ды или друг к другу. Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповто­римый, индивидуальный характер. Однако этим не исчерпывается назначение инто­нации. Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или неза­конченность, то, к какому типу относится предложе­ние, содержит ли оно вопрос, восклицание или пове­ствование. Поскольку любой текст произносится в опреде­ленном стиле (официально-деловом, научном, публи­цистическом, обиходно-разговорном), принадлежит к какому-то жанру, лингвисты выясняют, как изменя­ется интонация соответственно стилю и жанру. При­влекает исследователей и роль интонации в художе­ственных произведениях, в которых она служит изоб­разительным средством, помогает раскрыть харак­тер персонажей,

         Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед заучиванием теста или его произнесением вслух навести порядок в словах, правильно соеди­нить их в группы, т. е. в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объе­диняются, из каких отрезков складываются фразы.

         Речевая культура человека – показатель профессиональной пригодности преподавателей, дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передач по телевидению, радио, для дикторов, журналистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится  о здоровье, оказывает людям различные услуги.

         Орфоэпическая правильность речи — это соблюдение норм литературного произношения и ударения.

         Правильное, литературное произношение — важный показатель общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление имело успех, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки про­изношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затруд­няя тем самым общение, уменьшая степень воздействия на аудиторию.

         Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произ­ношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.

         Ударение — одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение лишь дополняет их.

         Умение четко и ясно выразить свои мысли, гово­рить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но к воздействовать на слушателей, вла­дение культурой речи — своеобразная характерис­тика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналис­тов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людь­ми, организует и направляет их работу, ведет дело­вые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здо­ровье, оказывает людям различные услуги.

         Культура речи — совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на ад­ресата с учетом конкретной ситуации и в соответ­ствии с поставленными целями и задачами. К ним откосятся:

-       точность,

-       понятность,

-       чистота речи,

-       богатство и разнообразие,

-       выразительность,

-       правильность.

         Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен:

-       понимать, что такое национальный русский язык; в каких формах он существует; чем книжная речь отличается от разговорной; что собой представ­ляют функциональные стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологичес­кие, синтаксические варианты; в чем заключается их различие; что такое языковая норма;

-       усвоить и развить навыки отбора и употреб­ления языковых средств в процессе речевой дея­тельности;

-       овладеть нормами литературного языка, его богатством.

2. Условия успешного речевого общения и коммуникативные неудачи

         Важное условие успешного общения, правильного восприятия и понимания - настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Л.П.Якубинский определил это как близость апперцепционной базы говорящих[2]. М.М.Бахтин называл это явление апперцептивным фоном восприятия речи[3]. Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. В интимной речи при полном доверии и искренности предвосхищение ответной реакции слушающего очевидно и естественно; в других жанрах успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь (начиная с обращения, интонационного рисунка высказывания, порядка слов, выбора семантико-синтаксической структуры предложения, экспрессивных средств разных уровней, этикетных формул). Это способствует возникновению у собеседника благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции говорящего, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора. При близости апперцепционной базы активный характер процесса понимания и со стороны говорящего, и со стороны слушающего не проявляется отчетливо, так как интерпретация интерпретации не требует усилий.

         Речевые формы правильной настроенности на мир слушающего самые различные: вид обращения, интонация, тембр голоса, темп речи, полторы, особые средства выражения отношения говорящего к предмету речи (эпитеты, оценочные наречия, вводные слова и предложения), к собеседнику, намеки, аллюзии, эллипсис; имплицитные (или, наоборот, эксплицитные) способы передачи информации, паузы, молчание и т. п.

         Главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего. Поскольку коммуникативное намерение формируется на довербальном уровне речи-мысли, а постижение смысла сказанного происходит параллельно линейному развертыванию высказывания, слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока и "реконструкции" замысла говорящего, по переосмыслению ранее сказанного и понятого, по соотнесению своей "модели" понятого с реальными фактами и линией поведения собеседника. Эта "работа" так же мгновенна, симультанна и биологична по своей сути, пак и процесс говорения, поэтому здесь естественны индивидуальные различия. Основы изучения речевой деятельности были заложены в 30-е гг. в работах Л. С. Выготского и его учеников. В 20-30-е гг. Л.В.Щерба в своих докладах, лекциях и статьях подчеркивал, что процессы говорения и понимания не только психофизиологически обусловлены, но имеют и социальную природу, являются "социальным продуктом"[4].

         Задача создания "грамматики" говорящего и слушающего, которую выдвигал Л. В. Щерба в начале века, остается пока не выполненной. Тем не менее ученые разных направлений пришли к выводу, что смысловые блоки формируются (и извлекаются) на основе определенных сочетаний языковых единиц, что по комбинации языковых единиц можно судить о фоновых знаниях говорящего, его памяти, способах использования знаний, о передаваемой информации, компонентами которой могут быть знания, убеждения, ценностные ориентиры, общепринятые мнения, установки, желания, оценки, эмоции.

         Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события. Это в первую очередь связано с возможностью различной концептуализации окружающего мира. Мировосприятие индивидуума и сложившиеся мыслительные категории обусловливают такие категории языка, которые формальными средствами разных уровней языковой системы обозначают какое-либо понятие о мире. Эти категории называются функциональными, так как они показывают язык в действии.

         На успешность речевого общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения (например, телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние - все это может предопределить судьбу разговора. Различают общение контактное - дистантное; непосредственное - опосредованное; устное - письменное. Общение будет более успешным, если оно протекает в устной форме, собеседники находятся наедине. Но даже благоприятные обстоятельства еще не гарантия успеха, согласия. Разговор "творят" речевые отрезки (реплики), паузы, темп, жесты, мимика, взгляды, позы, разговор развивается во времени, и каждая последующая реплика "наслаивается" на все сказанное ранее, взаимодействует с ним, и результат этого взаимодействия непредсказуем. Атмосфера диалога становится не менее существенной, чем его содержание, и потому "стихия" разговора все более увлекает собеседников[5].

         Коммуникативные неудачи - это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

         Линейное развертывание диалога (или полилога) обусловлено разнопорядковыми, но в то же время взаимосвязанными факторами, лингвистическими и экстралингвистическими процессами. Поэтому поиск причин коммуникативных неудач должен вестись в разных сферах: в социально-культурных стереотипах коммуникантов, в их фоновых знаниях, в различиях коммуникативной компетенции, в психологии пола, возраста, личности. Кроме того, естественно, негативное влияние на исход речевого общения могут оказывать дистантность участников, присутствие посторонних лиц, общение через записки, письма, пейджер, по телефону. Большую роль играют все особенности развития речевой ситуации, вплоть до состояния коммуникантов и их настроения.

         Кажущаяся аморфность, неосязаемость слагаемых речевого общения тем не менее позволяет выделить следующие неблагоприятные факторы, приводящие к коммуникативной неудаче.

         Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга. В диалоговом общении при посторонних лицах собеседники чувствуют дискомфорт, мешающий им осознать себя в данной ситуации и определить тональность своего речевого поведения. Малая степень знакомства может усугубить дискомфортность и затруднит поиски "общего языка". В такой неблагоприятной ситуации может оказаться студент, пришедший в гости к своему сокурснику в общежитие; подруга, навестившая подругу на ее работе. Вне зависимости от коммуникативного намерения затруднено социальное взаимодействие, невозможна в полной мере "подача себя" в том или ином свойстве. Положение может осложняться отвлекающими моментами: вмешательством третьих лиц, вынужденными паузами, отвлечением от разговора по разным обстоятельствам. При полилоге в чуждой коммуникативной среде невозможно добиться согласия в беседе на любые темы из-за социальных, психологических различий, разницы в образовании, понимании нравственных норм, из-за разных интересов, мнений, оценок, знаний собеседников.

         Неполный речевой контакт (даже при заинтересованности в общении) может проявляться в низком темпе обмена репликами, высказываниях невпопад, неуместных шутках и эмоциональных реакциях (например, в иронии вместо сочувствия), неправильной интерпретации и в целом в "диссонансном" обмене репликами.

3. Речевое общение оратора

         Выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимает­ся высокая степень мастерства публичного выступления, каче­ственная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и пуб­личного произнесения речи с целью оказания желаемого воз­действия на аудиторию.

         Подобное определение ораторского искусства было приня­то еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убе­ждения относительно каждого данного предмета». Эта тради­ция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М. В. Ломоносов в своем труде «Краткое руководство к крас­норечию» писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к сво­ему об оной мнению».

         Ораторское искусство — искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

         Ораторским искусством называют также исторически сло­жившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, изла­гающую основы ораторского мастерства.

         Многие современные исследователи рассматривают оратор­ское искусство как один из специфических видов человече­ской деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

         Термин «ораторское искусство» латинского происхожде­ния, его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское — «красноречие».

         Овладение ораторским искусством — процесс длительный, требующий постоянной работы над собой и большой практи­ки говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.д.).

         Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосход­стве стратегии и тактики». Действительно, история знает нема­ло примеров, когда великие полководцы, умело разработав стратегию и тактику военных действий, одерживали победу над численно превосходящей армией противника. Как и сра­жение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели.

         Орато­ру необходимо приобрести как теоретические, так и методи­ческие знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как под­готовиться к встрече со слушателями, как построить оратор­скую речь, какие приемы управления аудиторией можно ис­пользовать и т.д.

         История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Известно, что все мастерст­во знаменитого Демосфена, вся его сила как оратора были до­быты постоянным, упорным, целеустремленным трудом. Древ­негреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабости, освободился от физических недостатков, мешавших ему произносить речи.

         Взаимодействие между говорящим и аудитори­ей носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и дру­гая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

         Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, оп­ределяющих ее сущность:

         1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова орато­ра). В процессе выступления оратор имеет возможность на­блюдать за поведением аудитории и по реакции на свои сло­ва улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превра­щает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

         2. Устная форма общения. Публичная речь представля­ет собой живой непосредственный разговор со слушателя­ми. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличие от письменной обращена к присутст­вующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важ­но построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и лег­ко усваивалось слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50 процентов полученной информации. То же сообщение, изло­женное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90 процентов.

         3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь, как правило, тща­тельно готовится. В процессе обдумывания, разработки и на­писания текста речи выступающий опирается на книжно-пись­менные источники (научная, научно-популярная, публицисти­ческая, художественная литература, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст — это, по сути, книж­ная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговор­ной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной уст­ной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается пе­рейти от книжно-письменных форм к живой, непосредствен­ной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.

         Таким образом, как пишут авторы учебника «Культура уст­ной речи», «книжность и разговорность — вот те опасности, которые постоянно подстерегают оратора» (Культура уст­ной речи. - М.: Просвещение, 1999, с.36.). Высту­пающий должен постоянно балансировать, выбирая оптималь­ный вариант речи.

         4. Использование различных средств общения. По­скольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык — это главное оружие выступающего, и речь оратора должна от­личаться высокой речевой культурой. Важную роль в процес­се выступления играют также паралингвистические, невер­бальные средства коммуникации (интонация, громкость голо­са, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).

         Основные элементы речевой техники — фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливо­сти в произношении слов, слогов, звуков).

         Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во вре­мя говорения, четкая дикция, безупречное произношение по­зволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилуч­шим образом донести до слушателей содержание выступле­ния, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Вла­дение техникой речи помогает лучше передать смысловые свя­зи между частями речевого высказывания. Чтобы поддержи­вать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует вы­полнять рекомендованные специалистами упражнения по тех­нике речи.

         Есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать орато­ру и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем ос­новные из них.

-       Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

-       Принцип усиления — значимость, вес, убедительность ар­гументов и доказательств должны постепенно нарастать, са­мые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

-       Принцип органического единства — распределение ма­териала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

-       Принцип экономии — умение достигать поставленной це­ли наиболее простым, рациональным способом, с минималь­ной затратой усилий, времени, речевых средств.

         Забо­та о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обра­щать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь чет­ко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной ре­чи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом сло­ве будет стоять знак ударения.

         Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, кол­лег, родственников, чаще выступать на семинарских и практи­ческих занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т.д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает ре­чевую культуру.

         Для успешного публичного выступления недостаточно изу­чить литературу по выбранной теме, найти интересные сведе­ния, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последова­тельности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать вни­мание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

         «Для успеха речи, — писал выдающийся юрист и общест­венный деятель XIX века А. Ф. Кони в статье «Советы лекто­ра», — важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное по­стоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слу­шать».

Заключение

         Все законы риторики фактически строятся на том, что речь развивается в своей фактуре, форме и содержании. Развитие речи с точки зрения этих законов и отвечающих им правил дается как данность: речь не может не развиваться. Однако это утверждение можно лишь логически вывести из законов и правил.

         Фольклор любого народа отводит значительное место правилам ведения речи. Начало этих правил относится к установлению порядка ведения речи. Этот порядок включает в себя старшинство как принцип преимущественного права на речь. Этот принцип отводит старшим право и обязанность распоряжаться речью.

         Распоряжение речью - компетенция старших, предполагает определенные нормы смены реплик. Первой такой нормой является преимущество речи перед всеми другими действиями. Если кто-то обращается к кому-либо с речью, то адресат должен приостановить любые занятия: труд, развлечение, занятие искусством и т. д. При этом слушающий должен принять соответствующую позу, которая поощряет говорящего продолжить речь. Это правило предпочтения речи любому действию. Если говорящий в момент своей речи вопреки правилу предпочтения речи действию был перебит другой речью, он должен остановиться и выслушать обращенную к нему речь. Это правило предпочтения слушания говорению. Правила предпочтения речи другому действию и предпочтения слушания связаны с правилами ведения диалога.

         Культура речи предполагает правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве образца. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры.

         Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно - неправильно».

         Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения.

Список литературы

1.     Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

2.     Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3.     Культура русской речи. / Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2004.

4.     Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. – С.24.

5.     Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. – М., 2003.


[1] Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 448с.

[2] Якубинский Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование. – М., 2003. – С.17.

[3] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. – С.291.

[4] Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. – С.24.

[5] Культура русской речи. / Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2004. – С.267.