Содержание
Введение. 3
1. Градообразующие предприятия и подрядные торги. 5
2. Составление финансовой отчетной документации конкурсного предприятия 6
3. Формирование ликвидационного баланса. 13
Заключение. 16
Список литературы.. 18
Введение
Признание предприятия (индивидуального предпринимателя) несостоятельным должником (банкротом) и принятие в отношении него специальных мер (вплоть до ликвидации) связаны со стойким и систематическим неисполнением им принятых на себя обязательств. Причины невыполнения обязательств могут быть самыми разными – от порочной структуры баланса до превышения обязательств над активами. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление им текущих платежей, а более конкретным – неудовлетворение требований кредиторов в течение 3 месяцев с момента истечения сроков исполнения обязательств.
Предприятие может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ основаниями ликвидации малого предприятия являются:
- решение его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
- решение суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- другие случаи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Приведенный перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим. Юридическое лицо может прекратить свое существование в результате:
- реорганизации путем преобразования, слияния, присоединения, разделения (при этом происходит переход прав и обязанностей в порядке правопреемства);
- ликвидации (при этом не происходит переход прав и обязанностей в порядке правопреемства).
При реорганизации, независимо от ее вида, всегда имеет место правопреемство, которое охватывает не только обязательства, но и иные как имущественные, так и неимущественные права реорганизуемого предприятия.
В случае ликвидации и реорганизации путем присоединения юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае реорганизации путем преобразования, слияния, разделения юридическое лицо считается реорганизованным и прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Цель данной работы – рассмотреть особенности конкурсного производства градообразующей организации.
Задачи:
- выявить сущность градообразующего предприятия и подрядных торгов;
- рассмотреть составление финансовой отчетной документации конкурсного градообразующего предприятия;
- изучить формирование ликвидационного баланса.
1. Градообразующие предприятия и подрядные торги
Современные экономические условия в развитии страны характеризуются становлением цивилизованных рыночных отношений, При этом глобальным фактором, определяющим успешное формирование рыночного пространства и взаимодействие его субъектов, является гибкое использование законов конкуренции и конкурентных отношений. В области строительства действие фундаментальных рыночных принципов, в основном, способствует стабильному и прогрессивному развитию. Но, в связи с тем, что реальная конкурентная среда является сложной, многофакторной и динамично изменяющейся системой, необходимо постоянно совершенствовать конкретные принципы, методы, способы и т.д., которые позволяют сделать ее адекватной состоянию рынка и, соответственно, эффективной.
Многие вопросы, связанные с процедурной и содержательной сторонами подрядных конкурсов, на сегодняшний день остаются либо открытыми, либо требующими определенных изменений, с учетом произошедших перемен и намечающихся тенденций модификации рынка строительных работ и услуг. Так, центральной проблемой проведения торгов является совершенствование системы определения сравнительных оценок конкурсных предложений участников (подрядных организаций) и выбора наилучшего из них. Насущная необходимость решения этой проблемы связана, прежде всего, с тем, что до сих пор методологическая и экономико-математическая базы конкурсов остаются все еще не доработанными, а во многих эксплуатируемых моделях и способах оценки отсутствует комплексный подход. Имеющиеся недостатки не только ухудшают качественную сторону организации подрядных торгов, но и отрицательно влияют на однозначность и обоснованность итоговых результатов, что, в свою очередь, не способствует расширению сферы их применения и темпам роста, а также престижности.
Подрядные торги являются современным и перспективным инструментом эффективного регулирования конкурентных отношений в сфере строительных работ и услуг. Торги представляют собой способ выбора на конкурсной основе исполнителей работ, материально и морально гарантирующих надлежащую реализацию своих производственных обязательств. При осуществлении выбора учитываются преимущественно три фактора: качественные характеристики, сроки, коммерческие условия. Одновременно и для заказчиков наилучшие условия выполнения договоров (контрактов) включают показатели цены, качества и сроков. Победителем торгов считается фирма-соискатель, проектное предложение которой, по итогам проведенных сравнений и выводам конкурсной комиссии, определено, как наиболее отвечающее конкурсным требованиям и условиям.
На сегодняшний день, кроме имеющихся внешних причин, препятствующих развитию размещения заказов на конкурсной основе, существуют серьезные проблемы, относящиеся непосредственно к содержанию процедуры организации и проведения подрядных торгов[1].
2. Составление финансовой отчетной документации конкурсного предприятия
Состав финансовой отчетности при банкротстве (конкурсном производстве) принципиально не отличается от отчетности нормально работающего предприятия. Основными отчетными формами являются баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Составление ликвидационного баланса представляет собой конечную цель процесса ликвидации предприятия. Современное законодательство, регулирующее процесс ликвидации предприятия, не содержит четкого определения ликвидационного баланса и не раскрывает порядок его формирования. Ликвидационный баланс призван дать исчерпывающую характеристику имущества предприятия, а также источников его формирования (собственный капитал предприятия и обязательства) на момент его ликвидации. Таким образом, в ликвидационном балансе, содержащем объективную информацию о состоянии имущества и задолженности, находят отражение интересы кредиторов. Между тем бухгалтерский баланс не дает исчерпывающей характеристики имущества предприятия, поскольку активы и пассивы в бухгалтерском балансе представлены в учетных ценах, далеких от реальных рыночных цен.
Ликвидация предприятия - это длительный процесс, длящийся не менее года и состоящий из двух основных этапов:
- формирование конкурсной массы (имущественного комплекса) предприятия-должника и определение всей совокупности предъявляемых к предприятию требований кредиторов;
- погашение предъявленных претензий кредиторов за счет конкурсной массы предприятия-банкрота.
Результат каждого этапа ликвидации предприятия должен найти отражение в промежуточном и окончательном ликвидационных балансах.
В соответствии с п.2 ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации[2] промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами и должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований, а также о результатах их рассмотрения. Это определение не содержит четких нормативных требований к формированию актива и пассива баланса, т.е. к отражению реального имущественного комплекса и обязательств предприятия-должника, с позиций как полноты представления (инвентаризации, выявления сокрытых активов и т.д.), так и адекватной оценки. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»[3] не предусматривает процедуру составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия.
Учитывая, что основная цель создания промежуточного ликвидационного баланса - отражение справедливой стоимости имущества предприятия-должника, за счет которого будут покрываться требования кредиторов, можно дать следующее определение промежуточного ликвидационного баланса. Промежуточный ликвидационный баланс предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия, и отражает величину реальной конкурсной массы предприятия (актив), суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, собственный капитал предприятия (пассив). Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия должен послужить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, предшествующую открытию конкурсного производства.
В соответствии со ст.103 Закона N 6-ФЗ все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Процесс формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса и последующий ее анализ, направленный на выявление имущества, способного дать реальные денежные средства для покрытия долгов предприятия-должника, проходят в несколько этапов. На первом этапе определение актива промежуточного ликвидационного баланса осуществляется путем очистки имущественного потенциала предприятия от статей баланса, отражающих имущество, не принадлежащее ему на праве собственности, имущество, потерявшее стоимостную оценку вследствие открытия конкурсного производства, и т.д.
В соответствии со ст.104 Закона N 6-ФЗ в конкурсную массу предприятия не включаются жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в котором находится предприятие-должник. Такие объекты производственной и коммунальной инфраструктуры региона должны быть переданы на баланс соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти.
Особое внимание при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса следует уделить нематериальным активам, поскольку процесс их реализации и преобразования в денежную форму для целей конкурсного производства связан с рядом ограничений. Так, если предприятие имеет лицензии на осуществление каких-либо определенных видов деятельности, то в соответствии со ст.13 Федерального закона «О лицензировании определенных видов деятельности»[4] они теряют свою юридическую силу, а следовательно, и стоимостную оценку и считаются аннулированными с момента ликвидации предприятия-должника.
Организационные расходы, т.е. расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладами участников (учредителей) в уставный, складочный капитал, а также деловая репутация организации, которые в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, относятся к нематериальным активам, должны быть аннулированы и списаны на убытки предприятия из-за потери их стоимостного значения в связи с прекращением деятельности предприятия ввиду его банкротства и потерей деловой репутации.
Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению те виды активов предприятия-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества предприятия. К ним относятся:
- стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров;
- имущество, являющееся вкладом в совместную деятельность.
Детального рассмотрения при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника требует дебиторская задолженность. Необходимо выявить в ее составе неистребованную (безнадежную) дебиторскую задолженность, которая в дальнейшем должна быть исключена из состава актива промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п.77) истребованная, но неполученная дебиторская задолженность делится на два вида:
- задолженность, по которой срок исковой давности истек;
- другие долги, не реальные для взыскания.
Оценивая дебиторскую задолженность, следует помнить, что в соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности по дебиторской задолженности устанавливается в три года, если договором между предприятиями не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к не реальной для взыскания следует помнить, что в соответствии со ст.419 ГК РФ обязательства предприятия-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица. Поэтому такие причины, как отсутствие денежных средств на счетах организации-должника, ее тяжелое финансовое положение, при котором она не исполнила своих обязательств, при отсутствии официальных сведений о записи в связи с ликвидацией в едином государственном реестре, не дают законного основания списать полученные в результате такой хозяйственной операции убытки с уменьшением налогооблагаемой базы налога на прибыль.
В случае соблюдения перечисленных условий такая задолженность списывается на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относится соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты организации.
Учитывая, что резерв сомнительных долгов на предприятии создается исключительно из полученной на предприятии прибыли, а предприятия, находящиеся в процедуре конкурсного производства, убыточны, истребованная дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается на финансовый результат деятельности организации (убыток) по истечении срока исковой давности. Причем такие суммы следует включать в состав внереализационных расходов организации и соответственно уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль согласно п.15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552.
Основой для формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса служит все имущество (активы) должника, представленное в бухгалтерском балансе. Однако зачастую бухгалтерские документы отражают не все имущество должника из-за преднамеренных и непреднамеренных нарушений в учете. Поэтому следующим шагом при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника является проведение инвентаризации имущества, предусмотренное п.3 ст.101 Закона N 6-ФЗ. В ходе инвентаризации при обнаружении объектов неучтенного имущества должна быть проведена их оценка с учетом рыночных цен, а также определен износ исходя из их действительного технического состояния. Проведение инвентаризации, однако, не всегда позволяет выявить реальную конкурсную массу. Дополнительными источниками получения достоверной информации о реальном имуществе предприятия-должника являются сведения из комитета по управлению имуществом, государственной налоговой инспекции, регистрационной палаты, ГИБДД УВД, территориального земельного комитета. Обращение в указанные государственные органы позволяют получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства является предприятие-банкрот.
Следующий этап формирования актива промежуточного ликвидационного баланса - переоценка выявленного в ходе инвентаризации имущественного комплекса (внеоборотных и оборотных средств) предприятия-должника, т.е. определение их рыночной стоимости.
Переоценка внеоборотных средств имущественного комплекса может производиться методами сравнительной единицы, индексным, сметным, поэлементным и др. Однако эти методы дают лишь усредненную стоимость внеоборотных активов. Рыночная же стоимость в конкретный момент времени в конкретном регионе будет существенно отличаться, поэтому полученные расчетные значения цен можно рассматривать как ориентиры для определения рыночной цены. Реальную же цену следует определять экспертным способом, с помощью специалистов, работающих на конкретном рынке.
Особенностью оценки оборотных средств предприятия-банкрота по сравнению с внеоборотными активами выступает оценка дебиторской задолженности. Основной целью оценки дебиторской задолженности в период формирования промежуточного ликвидационного баланса являются выявление ее рыночной стоимости и определение возможности ее реализации и получение реальных денежных средств.
Оценить возможность возмещения денежных средств должником предприятия и получение реальных денежных средств предприятия возможно, лишь оценив его финансовое состояние (сделав соответствующие запросы в налоговые органы, органы статистики и т. д.) и изучив подробно договоры, на основании которых возникла задолженность.
При изучении договоров, заключенных предприятием-банкротом, особое внимание следует уделить предмету договора, сроку оплаты покупателем и заказчиком предоставленной продукции (работ, услуг), сроку действия договора[5].
3. Формирование ликвидационного баланса
После того как определена вся совокупность предъявляемых претензий к предприятию-должнику, необходимо провести анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Основная цель такого анализа - выявление кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, который в соответствии со ст.191 ГК РФ равен 3 годам. Неистребованная кредиторская задолженность со сроком возникновения более 3 лет должна быть списана на прибыль предприятия-должника, она войдет в состав его внереализационного дохода.
Следующий шаг - проведение группировки обязательств предприятия-должника для целей конкурсного производства. Согласно Закону N 6-ФЗ предъявленные претензии кредиторов к должнику группируются по степени очередности и составляется реестр требований кредиторов.
Вне очереди покрываются обязательства, связанные с рассмотрением дела о несостоятельности, включая расходы по экспертизе, выплате вознаграждения конкурсному управляющему и др. Данные расходы относят к нулевой очереди.
Первая очередь представляет собой требования граждан, перед которыми должник несет ответственность по причине вреда их жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Вторая очередь - обязательства по оплате труда, выплате пособий и вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам.
Третья очередь - обязательства кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого предприятия.
Четвертая очередь - обязательства по платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды (погашение задолженности по платежам, возникшей в течение одного года до дня открытия конкурсного производства).
Пятая очередь - требования остальных кредиторов. Удовлетворяются требования конкурсных кредиторов (физических и юридических лиц, имеющих к должнику имущественные требования, не обеспеченные залогом).
При составлении промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не стоит ограничиваться рассмотрением лишь предъявленных претензий кредиторов, которые были сгруппированы в соответствии с очередностью их удовлетворения. Отдельной строкой промежуточного ликвидационного баланса предприятия, характеризующей обязательства предприятия-должника, представляется целесообразным выделить обязательства, по которым не были предъявлены претензии кредиторов. Необходимость выделения данной строки промежуточного ликвидационного баланса предприятия обусловливается тем, что зачастую в процессе конкурсного производства возникает еще одна очередь из лиц, подавших свои заявления-претензии после завершения установленного срока приема этих претензий. Такие заявления-претензии принимаются, однако оплачиваются они последними независимо от того, в какую очередность оплаты они могли бы попасть при условии своевременного объявления своей претензии предприятию-должнику. Исключение составляют требования первой и второй очереди (когда должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью), а также требований по выплате заработной платы и различных пособий. В таких случаях приостанавливается удовлетворение требований других очередей до момента полного удовлетворения этих требований. Собственный капитал промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не претерпит значительных изменений по сравнению с бухгалтерским балансом и будет представлен уставным, добавочным и резервным капиталами, фондами специального назначения, накопления и потребления, а также нераспределенной прибылью, убытками прошлых лет и отчетного периода, т.е. конкурсного производства.
После того как ликвидационная комиссия предприятия закончила процесс расчетов с кредиторами за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы или передачи собственности предприятия-банкрота кредитору, происходит формирование окончательного ликвидационного баланса предприятия-банкрота. В соответствии с п.5 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием кредиторов, учредителями предприятия, согласовывается с органами, осуществившими государственную регистрацию данного предприятия. Окончательный ликвидационный баланс содержит информацию об итогах конкурсного производства, в том числе об неудовлетворенных требованиях кредиторов.
Актив окончательного ликвидационного баланса предприятия на начало отчетного периода представляет собой актив промежуточного ликвидационного баланса предприятия, т.е. реальную конкурсную массу предприятия-должника. Учитывая, что окончательный ликвидационный баланс составляется после удовлетворения требований кредиторов, а следовательно, после реализации конкурсной массы предприятия, итог актива окончательного ликвидационного баланса на конец отчетного периода будет равен нулю.
Пассив окончательного ликвидационного баланса на начало отчетного периода представляет собой сведения:
- о капитале предприятия (нераспределенном убытке прошлых лет, нераспределенных прибылях (убытках) отчетного периода, уставном капитале предприятия, фондах потребления и накопления и т.д.);
- предъявляемые претензии кредиторов и прочее.
Пассив на конец отчетного периода представлен убытками предприятия, сформировавшимися как до, так и после открытия конкурсного производства, а также неудовлетворенными претензиями кредиторов, оставшимися после полного распределения конкурсной массы предприятия-должника. Итог пассива окончательного ликвидационного баланса на конец отчетного периода, как и актив баланса, должен быть равен нулю.
Заключение
Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями (участниками) или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами. Лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков (пункт 2 статьи 60 Гражданского кодекса РФ). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение об его реорганизации, утверждают передаточный акт или разделительный баланс. Составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица.
Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида заключается в изменении организационно-правовой формы. При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В этом случае юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое. Преобразование юридического лица осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица. Преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (правопреемника).
Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.
Завершающим этапом процесса реорганизации, в зависимости от ее вида, является либо государственная регистрация вновь возникших юридических лиц (при слиянии, разделении, выделении и преобразовании) или внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (при присоединении). Для регистрации представляются учредительные документы вновь возникших или существующих юридических лиц, передаточный акт или разделительный баланс, а также другие документы.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ. – М.: АСТ, 2000.
2. ФЗ «О лицензировании определенных видов деятельности» от 25.09.98 г. N 158-ФЗ
3. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8.01.98 г. N 6-ФЗ
4. Лавренев В.А. Актуальность проведения подрядных конкурсов на возведение объектов недвижимости на рынке жилищного строительства. Сборник научных трудов каф. ОСУН. - M.: МГСУ, 2001.
5. Панков В., Павлюченко В. Учет и отчетность при банкротстве (конкурсном производстве). // Финансовая газета. – 2001. - №2.
[1] Лавренев В.А. Актуальность проведения подрядных конкурсов на возведение объектов недвижимости на рынке жилищного строительства. Сборник научных трудов каф. ОСУН. - M.: МГСУ, 2001. – С.6.
[2] Гражданский кодекс РФ. – М.: АСТ, 2000.
[3] ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8.01.98 г. N 6-ФЗ
[4] ФЗ «О лицензировании определенных видов деятельности» от 25.09.98 г. N 158-ФЗ
[5] Панков В., Павлюченко В. Учет и отчетность при банкротстве (конкурсном производстве). // Финансовая газета. – 2001. - №2.