СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИНЦИПАТА АВГУСТА.. 4

1.1 Государственное устройство и общественный строй. 4

1.2 Правовой режим.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 13

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 14

Вопрос № 1. Чем отличались друг от друга Совет 400 и булэ?. 14

Вопрос № 2. Метэки в Афинской республике были существенно ограничены в политических, личных и социальных правах. Почему, тем не менее, они так стремились поселиться на территории данного государства?. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 17

ВВЕДЕНИЕ

Период Римской империи подразделяется на: период принципата (27 г. до н. э. -193 г. н. э.); кризисный период (193 - 284 гг. н. э.); период домината (284 - 476 гг. н. э.).

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император - принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Цель данной работы – рассмотреть политическую систему принципата Августа.

Задачи:

- дать определение принципата;

- вскрыть сущность формы правления, установленной Октавианом;

- выявить противоречие между формой и содержанием принципата.

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИНЦИПАТА АВГУСТА

1.1 Государственное устройство и общественный строй

Республиканские учреждения Рима сложились как органы управления небольшим полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим в результате проведения активной военной политики, они не могли. Эту задачу исторически суждено было выполнить Римской империи. Период монархии делился на две части: а) принципат (до III в.) и б) доминат (IV-V в.).

Период принципата получил своё название по титулу лица, стоящего во главе римского государства, принцепса. С точки зрения организации государственного механизма период принципата имеет видимость переходного этапа от республики к монархии. В руках принцепса сосредоточивается постепенно единоличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или меньшем объеме некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса.

Еще в 36 г. до н.э. Октавиан был избран пожизненно трибуном. В 31 г. он избирается консулом, в 29 г. ему была предоставлена власть цензора. Октавиан получил звание "первый сенатор". Этот титул существовал и раньше: так назывался сенатор, который стоял первым в списке ораторов, но он никакими особыми правами не пользовался. Наоборот Октавиан, как принцепс, стал рассматриваться как высшее должностное лицо. В 27 г. Октавиан был облечен высшей властью и вскоре после этого принял имя Августа (т.е. "возвеличенного" богами). Власть принцепса включала в себя командование войсками, ведение внешних сношений и заключение международных договоров, руководство изданием законов, управление Римом и провинциями[1].

Власть принцепсов первоначально не была наследственной. Избрание нового принцепса производилось сенатом.

По мере роста внутренних противоречий и внешних осложнений власть все более консолидируется в руках принцепса. В начале III в. знаменитый римский юрист Ульпиан с полным основанием сказал: "что решил принцепс - то имеет силу закона". Отходят на второй план и даже вовсе утрачивают свое значение республиканские учреждения.

Потребности управления огромной империей вызвали необходимость в развитом административном и военном аппарате принцепса. Этот аппарат состоит не из выборных должностных лиц, а из слуг принцепса, которых он назначает и смещает по своему усмотрению и которые являются послушными орудиями в его руках. При принцепсе состоит совещание, которое обсуждает важнейшие дела.

Опорой власти принцепса являлась армия. При Августе была закреплена организация постоянной армии (в составе 500 000 человек), размещенной преимущественно в пограничных провинциях. По общему правилу армия комплектовалась путем найма на срок службы в 20 лет. Но в некоторых случаях производился и принудительный набор и не только полноправных римских граждан, но и вольноотпущенников. Высший командный состав назначался принцепсом из лиц сенаторского и всаднического сословий. Армия, скованная строгой дисциплиной и своими профессиональными интересами, представляла собой грозную силу. Особое положение занимала императорская гвардия (преторианцы), составлявшая гарнизон Рима и личную охрану императора.

Существует особая казна императора (фиск). В нее поступают доходы от личного имущества императора, с государственных имуществ в провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п. В этой казне сосредоточиваются огромные средства, дающие принцепсу возможность проводить его политику, - и соответственно падает значение общегосударственной казны, находящейся в ведении сената.

Народные собрания утрачивают всякое значение. Лишь в некоторых случаях и лишь в начале периода принципата проекты законов, одобренные сенатом, вносятся на голосование центуриатных и трибутных собраний, но это голосование является чистой формальностью.

В начале принципата сенат еще сохраняет некоторое, хотя и весьма ограниченное, влияние на государственные дела. Ломка прежних учреждений происходит постепенно, и между сенатом и принцепсом происходит в некоторых случаях борьба, но эта борьба неизменно заканчивается победой принцепса. Комплектование сената производится всецело принцепсом, и при таких условиях становится понятным, что в некоторых отношениях компетенция сената формально расширяется: в интересах монархии используются привычные республиканские формы. Так, сенату предоставляется законодательная власть, но он лишь механически утверждает предложения принцепса.

Магистраты уже лишены реальной власти: они являются исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к императорским чинов-никам. Единственным магистратом, сохранившим свое значение до II в., является претор. Однако, если он и удер-жал значительную часть своих функций, то характер его деятельности изменился: развитие частного права путем преторского эдикта ослабляется и основным источником права становятся распоряжения императора.

Постепенно сглаживается различие между Италией и провинциями: вся территория римской империи получает единообразное устройство. Италия постепенно утрачивает свое привилегированное положение. Некоторые общины сохраняют известную самостоятельность во внутренних делах и во взаимоотношениях их граждан действует местное право. Существуют и некоторые провинциальные учреждения, однако компетенция их сильно урезана. В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, что содействует вытеснению местного права правом римским. Эксплуатация провинций в пользу казны принцепса становится систематической, глубокой и рассчитанной на длительный период.

Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда - доминат).

Общественный строй

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами: свободы, гражданства, семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

-                   имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

-                   мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.[2]

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.[3]

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

-                   сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-' нувшихся на государственной службе;

-                   сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.[4]

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая. Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

1.2 Правовой режим

Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки. В своем развитии оно прошло следующие стадии:

-                   квиритское, или цивильное, право;

-                   преторское право;

-                   общенародное право;

-                   собственно римское право, которое, в свою очередь, делится на публичное (право, которое относится "к положению римского государства" - Домиций Ульпиан, знаменитый римский юрист) и частное (относится "к выгоде отдельных лиц").[5]

В царский период источником римского права были обычаи и немногочисленные законы. Оно характеризовалось влиянием общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом (малейшее упущение в форме судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом. Важнейший памятник права этой эпохи - Законы двенадцати таблиц, которые созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме.

Законы двенадцати таблиц содержали постановления, регулирующие сферу семейных и наследственных отношений, а также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Жестко скованное традициями цивильное право с IV - III вв. до н. э. стало корректироваться Новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр.

Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати таблиц характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную.

Римские юристы под собственностью понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, которые установлены договором или правом.

Со времен Законов двенадцати таблиц римское право подразделяло собственность на два типа:

-                  к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации,

-                  ко второму - все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором - так называемой традиции.

Одной из форм ограничения права собственности является сервитут -право на чужую вещь. Сервитута подразделялись на вещные (когда один собственник поступался правом на свою собственность в пользу другого) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи).

Вербальный договор был древнейшим типом договора, словесным обязательством, на основе которого во времена Законов двенадцати таблиц совершались сделки разнообразных видов - купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов "даю", "сделаю". Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (религиозной клятвы).

В эпоху Законов двенадцати таблиц нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи - отца, paterfamilias. Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие врачующихся - как жениха, так и невесты. Развод также был свободным - настолько, что император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался.[6]

Уголовное право складывалось из множества законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената, а также законов, изданных по инициативе диктаторов и императоров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Римское государство развивалось в тесной связи с историей Римского права. Это государство прошло в своем развитии ряд этапов: 1) царский период (VIII – VI вв до н.э.); 2) период Республики (V – I вв до н.э.); 3) период Империи, который в свою очередь делится на два подпериода: I в до н.э. – IIIв н.э. – принципат, III в н.э. – Vв н.э. – доминат.

Для каждого из этих этапов были характерны особенности государственного устройства Рима и, соответственно, римского права. В период царей Рим еще находился на полупервобытной, патриархальной стадии развития. Римское право тогда представляло собой совокупность обычаев, отражавших примитивный склад жизни римской общины. В эпоху Республики появляется письменное право, расширяются границы и формы применения римского частного права. Особенно важными для этого процесса были также факторы как: 

1) возрастание значения частной собственности;

2) расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья.

Падение Римской империи не привело к исчезновению римского права. В XI веке в Западной Европе заново были открыты «Дигесты», что привело к новому расцвету римского права в Италии, Испании и Южной Франции. На протяжении XV – XVI веков происходила рецепция римского права в Германии. В начале XIX в. («Гражданский кодекс» Наполеона) римское право было оттеснено во Франции в 1900г. – в Германии. Но влияние римского права в современном цивилизованном мире продолжается и поныне.

Время существования принципата отметилось в истории коренными преобразованиями Римского государства, наполнилось глубокими противоречиями государственного устройства и формы правления, что в конечном итоге привело к глубокому политическому кризису.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос № 1. Чем отличались друг от друга Совет 400 и булэ?

Отличие Совета 400 и булэ состоит во времени существования и численности. Но это отличия, не существенные в контексте истории государства и права. Наиболее существенное отличие булэ и Совета 400 состоит в их функциях.

Совет 400 создал Солон, Совету вверялась вся полнота правительственной власти в стране. В него выбирались по 100 представителей от каждого разряда граждан. Солон сохраняет в неприкосновенности и ареопаг, который имел право затормозить любое решение Совета 400.

На основе нового территориального устройства страны Клисфен организовал новые государственные учреждения и должности. Он отказывается от солоновского Совета 400 и взамен последнего вводит Совет 500 - высший правительственный орган. После этого афинская демократия управлялась тремя органами власти: народным собранием (высшая законодательная власть), Советом 500 (Булэ), должностными лицами.

Высшая исполнительная власть вручалась совету-булэ, который состоял из 500 человек. Членом совета мог стать любой афинский гражданин по достижении 30-летнего возраста, если он платил налоги, оказывал почтение своим родителям. Перед тем, как быть избранным, кандидату устраивалась проверка его политических убеждений (только убежденный демократ мог стать членом совета).

Булэ следил за точным исполнением законов, контролировал деятельность должностных лиц. Совет-булэ имел право законодательной инициативы и предварительно решал вопросы, которые подлежали рассмотрению народным собранием. Он осуществлял высшее управление страной, ведал внешними сношениями и финансами. Совет делил исполнительную власть с двумя коллегиями - стратегов и архонтов. Коллегия 10 стратегов избиралась народным собранием и отчитывалась перед ним. Члены коллегии выполняли военные и дипломатические функции. Коллегия 9 архонтов отвечала за охрану общественного порядка и законности. Она обязана была ежегодно докладывать народному собранию о противоречиях и пробелах в законах[7].

Таким образом, основное отличие Совета четырехсот от булэ состоял в том, что Совету 400 принадлежала вся полнота власти, а булэ явилось первым в истории продуктом разделения властей (стало высшим исполнительным органом власти).

Вопрос № 2. Метэки в Афинской республике были существенно ограничены в политических, личных и социальных правах. Почему, тем не менее, они так стремились поселиться на территории данного государства?

В Афинской республике наименее устойчивым было имущественное положение свободных бедных горожан, и государство принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки своих граждан, стремясь обеспечить их работой.

В целом же состав класса свободных мелких производителей был довольно пестрым. Основные его группы образовывали: а) мелкие землевладельцы; б) ремесленники и торговцы, обладавшие гражданскими правами, и в) метеки, не имевшие статуса гражданина. Соответственно и политическая ориентация различных групп этого класса могла быть различной.

Политика афинского государства по отношению к малообеспеченным членам гражданского коллектива  в V веке до н.э. отличалась особой продуманностью: с крестьян-собственников не взимался земельный налог, беднота переселялась в колонии, где каждому предоставлялся участок земли. Так, в V в. до н.э. только при Перикле – в результате введения так называемых клерухий – в колониях разного типа было поселено около 10 тысяч малоземельных и безземельных афинских граждан.

Кроме того, проводя социально-ориентированную политику, государство следило, например, за ценообразованием, прежде всего на хлеб – как основной продукт питания. Лица, замеченные в нарушении ценовой политики, подвергались большому штрафу. Для граждан Афин был установлен также так называемый теорикон – выдача денег на посещение театра.

Таким образом, власти Афин сознательно проводили политику, направленную на сглаживание имущественных противоречий и поддержание социальной стабильности. Доказательством могут служить мероприятия, направленные на относительное ограничение прав собственности. Так, среди богатых граждан Афин распределялись обязанности по выполнению особого рода повинностей в пользу государства – литургия. Разновидностями литургии являлись, например, хорегия (обязанность создавать и содержать хор, обеспечивать его участие в празднествах) или триерархия – обязанность оборудовать торговое судно (государство в этих случаях обеспечивало лишь строительство деревянного каркаса судна, а гражданин – его оснастку, эксплуатацию, подготовку и содержание экипажа и т.п.) По большому счету литургия представляла собой своеобразное ограничение частной собственности в интересах всех полноправных членов афинского общества.[8]

Таким образом, метэков не останавливала ущербность их прав в афинской республике, так как будучи ограниченными в политических личных и социальных правах, они получали от государства возможность работать и получать заработок не ниже прожиточного минимума. Кроме того, политика афинского государства по отношению к малообеспеченным членам гражданского коллектива  в V веке до н.э. отличалась особой продуманностью и была направлена на сглаживание социальных противоречий путем обеспечения малоимущих слоев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). — М.: Юридическая литература, 2004.

2.                Егоров А.Б. Рим на грани эпох: Проблемы рождения и формирования принципата. - Л., 1985.

3.                История государства и права зарубежных стран Милехина Е.В., М., 2002.

4.                История древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. М., 1993.

5.                Косарев А. И. История Древнего Рима: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005.

6.                Кузищин В.И. Греция//История Древней Греции./Под ред. Кузищина В.И. – М.: дело, 2004.

7.                Машкин Н.А. Принципат Августа. - М., 1949.

8.                Новицкий И. Б. Римское право. — М.: МГУ им. Ломоносова, 2003.

9.                Подопригора А. А. Законы XII  таблиц. — К.: Вентури, 2004.

10.           Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.

11.           Хвостов В. М. Система римского права. — М.: Юридическая литература, 2004.

12.           Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина.- М., 1987. - Тема 12.

 


[1] История государства и права зарубежных стран Милехина Е.В., М., 2002. – с.27

[2] Косарев А. И. История Древнего Рима: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005. – с. 117.

[3] Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). — М.: Юридическая литература, 2004. – с. 138.

[4] Хвостов В. М. Система римского права. — М.: Юридическая литература, 2004. – с. 225.

[5] Косарев А. И. История Древнего Рима: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005. – с. 156.

[6] Хвостов В. М. Система римского права. — М.: Юридическая литература, 2004. – с. 247.

[7] История государства и права зарубежных стран Милехина Е.В., М., 2002. – с.55

[8] Кузищин В.И. Греция//История Древней Греции./Под ред. Кузищина В.И. – М.: дело, 2004. – С. 73