Содержание

Введение. 3

1. Сущность и функции государственного кредита, его формы в Российской Федерации, управление государственным долгом. 4

2. Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг. Первичные и вторичные рынки  12

3. Финансовые отношения и финансовые ресурсы коммерческих предприятий. 16

Задача 1. 21

Задача 2. 22

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 27

Введение

В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий (организаций, учреждений) занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.

Финансы предприятий – это не только составная, но и специфическая часть финансов. Им присущи, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой – особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства.

Предприятие - это самостоя­тельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удо­влетворения обще­ственных потребностей.

Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что опре­де­ляется совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответ­ствен­ностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, выступлением от своего имени. Обособленность имущества выра­жается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на кото­ром числится имущество предприятия.

Цель работы заключается в рассмотрении актуальных вопросов по дисциплине финансы. Для реализации цели решим следующие задачи:

- изучим сущность и функции государственного кредита

- изучим сущность, функции и виды ценных бумаг;

- рассмотрим финансовые отношения и финансовые ресурсы предприятий.

1. Сущность и функции государственного кредита, его формы в Российской Федерации, управление государственным долгом

Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.[1]

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  станы.

В периоды экономического кризиса, коренных изменений  в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите  сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.  Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства - подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.[2]

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов  для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным  и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.[3]

В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

1. государственные займы;

2. обращение части вкладов населения в государственные займы;

3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

4. казначейские ссуды;

5. гарантированные займы.[4]

 Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

 Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой  разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.[5]

Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

   а) центральным правительством;

   б) республиканскими правительствами;

   в) местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:

   а) процентные займы;

   б) выигрышные займы;

   в) процентно-выигрышные займы;

   г) беспроигрышные займы;

   д) беспроцентные (целевые) займы.[6]

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат). По срокам погашения займы делятся на:

   а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;

   б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;

   в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.

По методу размещения займы подразделяют на:

   а) добровольные займы;

   б) займы размещенные по подписке;

   в) принудительные займы.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства. [7]

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.

По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.

Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.[8]

Международные кредиты, если они предназначены для производительных целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в конечном итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта в стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты предназначены для других, не производительных целей: приобретение продовольствия за границей, промышленных товаров потребительского характера, содержание государственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращении валового внутреннего продукта страны.

Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается как правило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.[9]

Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте. Если заемщиком выступает иностранное государство, то помимо указанных выше целей валютные кредиты используются при осуществлении валютной интервенции в целях регулировании валютного курса.

Международный кредит прежде всего предполагает определение суммы кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования кредитного риска.

Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получает кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар.

2. Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг. Первичные и вторичные рынки

 

Рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее в себя рынок товаров и услуг, с одной стороны, и рынок ресурсов – с другой. Взаимодействие этих рынков имеет кредитный характер и определяет системообразующее звено - экономический механизм государства.

Единого мнения о структуре финансового рынка нет:

По мнению одних, финансовый рынок состоит из трех взаимосвязанных рынков: рынка наличных денег (выполняющих функции краткосрочных платежных средств); рынка ссудного капитала – банковских кредитов; рынка ценных бумаг;

По мнению других – в его состав входят два последних элемента и рынок валюты.

Для того чтобы выделить функции рынка ценных бумаг – одной из составляющих рынка капитала, необходимо проанализировать сущность и механизм движения капитала между рынками товаров, труда и финансов. В последнем случае необходимо выделить проблему капитала, функционирующего не просто на финансовом рынке, а на рынке ценных бумаг.

В некоторой степени капитал, функционирующий на рынке ценных бумаг, можно определить как финансовый. Основная форма его кругооборота: Д – ЦБ – Д’, где ЦБ – ценные бумаги. Принципиальным будет положение, что финансовый капитал (как обособленная часть капитала производственного) есть капитал обращения. А потому было бы неточно сводить формулу движения финансового капитала к известной формуле движения ссудного капитала К. Маркса (Д – Д’). Движение финансового капитала, как и всякого другого, происходит по общей формуле Д – Т – Д’. Вопрос здесь, прежде всего, в характере особого товара Т, покупаемого за деньги – ценных бумагах. Они одновременно и титул собственности, и долговое обязательство, право на получение дохода и обязательство выплачивать доход. Его особенность еще и в том, что этот товар обладает рыночной стоимостью, имея лишь незначительную собственную. В рассматриваемом случае отдельные фазы кругооборота финансового капитала на рынке ценных бумаг – купля и продажа (Д – Т (читай ЦБ) и Т (ЦБ) – Д) следует рассматривать как обмен эквивалентов. Такой подход учитывает требование закона стоимости при использовании общей формулы капитала. Стоимостное равновесие на отдельных фазах кругооборота финансового капитала при конкуренции на рынке ценных бумаг обеспечивается массой отклонений рыночных цен от стоимостной основы, но на начальном этапе исследования рынка ценных бумаг, от этих отклонений следует абстрагироваться.

В процессе приобретения ценных бумаг деньги перемещаются от покупателя к продавцу, что открывает перед ними два пути функционирования: либо обслуживать операции на финансовом рынке, либо уйти с него на рынки товаров, услуг и рабочей силы. Впоследствии денежные ресурсы могут быть использованы в кругообороте производственного капитала. Поэтому между финансовым рынком и производством стоят рынки товаров и труда. В любом случае, за кругооборотом финансового капитала скрывается кругооборот промышленного капитала, а самовозрастание финансового капитала есть результат действия механизма перераспределения добавочной стоимости, созданной в производстве.

Особенностью кругооборота финансового капитала в форме Д – ЦБ – Д’ является отсутствие нахождения финансовых инструментов (коими являются ценные бумаги) вне сферы обращения, что непосредственно проявляется в их способности после покупки в общем виде через достаточно малый промежуток времени быть проданными по цене, превышающей цену покупки. На рынке ценных бумаг в этой связи речь идет о ценах предложения и спроса (котировках) на те или иные финансовые инструменты, что и связано с представлением о ликвидности.[10]

Рынок ценных бумаг имеет иную ликвидность и иной характер кредитных и операционных рисков. Ликвидность акций, облигаций и т.п. определяется их способностью выражать в конечном счете возрастающую стоимость действующего производственного капитала, причем здесь может идти речь не только о росте дивидендов, но и о реальной капитализации прибавочной стоимости. В принципе, это обстоятельство не меняет тот факт, что эмитентом ценных бумаг могут быть и предприятия, и государство. В последнем случае эффективность налоговой системы, рост экономических возможностей государства лишь отражается на стоимости государственных ценных бумаг. Система участия ценных бумаг в кругообороте финансового капитала обусловлена также необходимостью особого учета этих финансовых инструментов, резко отличающегося от других форм.[11]

Все сказанное выше позволяет выделить основные функции рынка ценных бумаг, которыми являются:

·        инвестиционная функция – распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, и их оборот в рамках рынка финансового капитала;

·        перераспределение собственности на производственный капитал, как элемент экономической целесообразности поведения субъектов экономики;

·        перераспределение рисков путем купли-продажи фиктивного капитала, посредством противоположных сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя;

·        повышение ликвидности обязательств, в том числе государственных.

Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из ключевых факторов регулирования процесса инвестирования капитала и его миграции путем притока в те отрасли, где в нем остро нуждаются, и покидая те отрасли, где наблюдается его излишек и прибыльность вложения в которые снижается.[12]

В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок последний можно разделить на первичный и вторичный. Впервые ценные бумаги появляются на первичном рынке, где осуществляется их размещение среди первых владельцев (инвесторов). Обязательными участниками первичного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Процесс размещения может осуществляться как с помощью, так и без помощи посредников. Именно на первичном рынке эмитенты, путем размещения ценных бумаг, привлекают средства инвесторов, которые используются для реализации намеченных коммерческих целей.

Все последующие операции с ценными бумагами осуществляются на вторичном рынке. Но отличие вторичного рынка ценных бумаг от первичного заключается не только в том, что первичный рынок предшествует вторичному, и ценные бумаги не могут появиться на вторичном рынке минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем размещения ценных бумаг попадают в руки эмитента. На вторичном же рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг. То есть операции на вторичном рынке происходят без участия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение дел эмитента. Эмитенту в принципе безразлично, в чьих руках находятся выпущенные им ценные бумаги, важным для эмитента является лишь объем обязательств по ценным бумагам.

В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами можно выделить организованный (биржевой) и неорганизованный (внебиржевой) рынки ценных бумаг. Организованный рынок образуют фондовые биржи. Все остальные сделки с ценными бумагами осуществляются на неорганизованном рынке.

В зависимости от типа продаваемых ценных бумаг выделяют также такие части рынка ценных бумаг, как денежный рынок и рынок капитала Денежный рынок — это рынок краткосрочных финансовых требований (со сроком действия до одного года). Рынок капиталов — это рынок ценных бумаг со сроком действия более одного года. Хотя такое деление и является довольно условным, в нем есть определенный смысл, так как на денежном рынке удовлетворяются потребности, главным образом, в оборотном капитале, а на рынке капиталов — потребности в основном  капитале.[13]

 

3. Финансовые отношения и финансовые ресурсы коммерческих предприятий

 

Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на де­неж­ной основе происходит формирование собственных средств предприя­тия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хо­зяй­ственной деятельности, распределение доходов, образующихся в ре­зультате этой дея­тельности, их использование на цели развития предприя­тия.

Опишем источники финансовых ресурсов предприятия[14].

Уставный капитал — основной первоначальный источник собственных средств предприятия. Он является источником формирования основного и оборотного капитала, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств. Собственный капитал представляет собой разницу между совокупными активами предприятия и его обязательствами, т.е. долгами. Собственный капитал в свою очередь подразделяется на постоянную часть — уставный капитал и переменную, величина которой зависит от финансовых результатов деятельности предприятия.

В состав переменного капитала входят: добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и специальные фонды.

Далее приращению собственных финансовых ресурсов содействует добавочный капитал, резервный капитал. Большое значение в дальнейшем в увеличении собственных финансовых ресурсов имеют прибыль, амортизационные отчисления и другие источники.

Результатом и конечной целью хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, из которой формируются: резервный капитал (фонд) и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.

Источником резервного капитала, его образования являются отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Он предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей.

Нераспределенная прибыль направляется на формирование специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и других целевых фондов.

Фонд накопления — денежные средства, предназначенные для развития и расширения производства.

Фонд потребления — денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.

Валютный фонд формируется на предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку.

Амортизационный фонд создается в процессе использования капитала и по своей экономической сущности предназначен для финансирования простого воспроизводства основных фондов.

Финансовые ресурсы предприятия — это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства[15].

Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.

Собственные финансовые ресурсы включают в себя: доходы, прибыль от основной деятельности, прибыль от прочей деятельности, выручку от реализации выбывшего имущества, за минусом расходов по ёго реализации, амортизационные отчисления.

Амортизационные имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.[16]

Собственные финансовые ресурсы занимают главенствующее место в общем объеме финансовых ресурсов предприятия. Но оно вынуждено прибегать к привлечению внешних источников, которые весьма разнообразны.[17]

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.

Ссудный капитал передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов.

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают: средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, сострят из: страхового возмещения по наступившим рискам, финансовых ресурсов, поступающих от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов, бюджетных субсидий.

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия.

Финансы предприятий характеризуются теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов, вместе с тем у них есть черты, обусловленные особенностями самого материального производства. Так, на предприятиях, выступающих основным звеном хозяйствования, протекают главные экономические процессы, формируется фундамент экономической структуры общества. Финансовые отношения, складывающиеся в материальном производстве, оказывают большое влияние на всю систему финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве.

Финансы коммерческих организаций и предприятий, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.[18] Финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается валовый внутренний продукт, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства.

Задача 1

Задача 1. Рассчитать объемы финансовых ресурсов, поступивших из прибыли. Составить план распределения прибыли совместного предприятия.

Данные для расчета:

Доля российского участника (акционерного общества) в уставном капитале совместного предприятия 30%.

Ставки налогов: на прибыль 24%, на доходы от долевого участия 6%.

Валютный курс рубля к ЕВРО составляет при получении выручки и при учете затрат 32 руб. 30 коп, а при получении доходов иностранным партнером 34 руб. 15 коп.

Решение представлено в таблице 1.

Таблица 1.

План распределения прибыли совместного предприятия за год

Показатель

Сумма

1. Выручка, поступившая на текущий валютный счет, тыс. евро

98,0

2. Выручка, тыс. руб.

7500

3. Выручка, всего в пересчете на рубли (п.1*32,3+п.2)

10665,40

4. Затраты, тыс. евро

64,0

5. Затраты, тыс. руб.

5800

6. Себестоимость всего, тыс. руб. (п.4*32,3+п.5)

7867,20

7. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. (п.3-п.6)

2798,20

8. Прибыль от прочей реализации, тыс. руб.

3000

9. Балансовая прибыль, тыс. руб. (п.7+п.8)

5798,20

10. Сумма прочих налогов, выплачиваемых за счет балансовой прибыли, тыс. руб.

219

11. Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб.(п.9-п.10)

5579,20

12. Сумма налога на прибыль, тыс. руб.(п.11*24%)

1339

13. Чистая прибыль, тыс. руб. (п.11-п.12)

4240,20

14. Резервный фонд, тыс. руб.

900

15. Фонд накопления, тыс. руб.

1000

16. Фонд потребления, тыс. руб.

2000

17.Прибыль к распределению между участниками, тыс. руб. (п.13+п.14+п.15+п.16)

8140,20

18. Доля российского участника, тыс. руб. (п.17*30%)

2442,06

19. Сумма налога на доходы от долевого участия, тыс. руб. (п.18*6%)

146,52

20. Чистый доход российского участника, тыс. руб. (п.18-п.19)

2295,54

21. Доход иностранного участника, тыс. руб. (п.17-п.20)

5844,66

22. Доход иностранного участника, тыс. евро (п.21/34,15)

171,15

Задача 2

Задача 2. Составить план распределения чистой прибыли российского акционерного общества на год и определить размер дивидендов по обыкновенным акциям.

Данные для расчета:

Уставный капитал общества составляет 1000 тыс. руб. Сумма привилегированных акций 250 тыс. руб. привилегированные акции выпущены с фиксированным размером дивиденда 33%. Акционерное общество выпустило облигации на сумму 500 тыс. руб. с купонной ставкой 12% годовых. Купонный доход выплачивается 1 раз в год.

План распределения чистой прибыли акционерного общества на год

Показатель

Сумма

1. Прибыль, полученная от основной деятельности, тыс. руб.

1300

    Выплата процентов по облигациям, тыс. руб. (500+12%)

60

2. Чистые доходы от долевого участия в совместной деятельности, тыс. руб.

1240

3. Чистая прибыль всего, тыс. руб. (п.1+п.2)

2540

4. Отчисления от прибыли:

    В резервный фонд, тыс. руб. (1000*25%)

250

    В фонд накопления, тыс. руб.

315

    На социальные нужды, тыс. руб.

420

    На благотворительные цели, тыс. руб.

130

Фонд дивидендов по привилегированным акциям, тыс. руб.

333

Фонд дивидендов по обыкновенным акциям, тыс. руб.(2540-1000-333)

1207

Ставка дивиденда на 1 обыкновенную акцию в % к ее номинальной стоимости

160,93

Д=Р чист. / Эао *100,

Рчист.- прибыль, направляемая на выплату дивидендов по обыкновенным акциям,

Эаоразница между величиной уставного капитала и суммой привилигированных акций (объем эмиссии, представленный обыкновенными акциями).

Заключение

    Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.[19]

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  станы.

Рынок ценных бумаг имеет иную ликвидность и иной характер кредитных и операционных рисков. Ликвидность акций, облигаций и т.п. определяется их способностью выражать в конечном счете возрастающую стоимость действующего производственного капитала, причем здесь может идти речь не только о росте дивидендов, но и о реальной капитализации прибавочной стоимости. В принципе, это обстоятельство не меняет тот факт, что эмитентом ценных бумаг могут быть и предприятия, и государство. В последнем случае эффективность налоговой системы, рост экономических возможностей государства лишь отражается на стоимости государственных ценных бумаг. Система участия ценных бумаг в кругообороте финансового капитала обусловлена также необходимостью особого учета этих финансовых инструментов, резко отличающегося от других форм.[20]

Все сказанное выше позволяет выделить основные функции рынка ценных бумаг, которыми являются:

·        инвестиционная функция – распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, и их оборот в рамках рынка финансового капитала;

·        перераспределение собственности на производственный капитал, как элемент экономической целесообразности поведения субъектов экономики;

·        перераспределение рисков путем купли-продажи фиктивного капитала, посредством противоположных сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя;

·        повышение ликвидности обязательств, в том числе государственных.

Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из ключевых факторов регулирования процесса инвестирования капитала и его миграции путем притока в те отрасли, где в нем остро нуждаются, и покидая те отрасли, где наблюдается его излишек и прибыльность вложения в которые снижается.[21]

Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на де­неж­ной основе происходит формирование собственных средств предприя­тия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хо­зяй­ственной деятельности, распределение доходов, образующихся в ре­зультате этой дея­тельности, их использование на цели развития предприя­тия.

Опишем источники финансовых ресурсов предприятия[22].

Уставный капитал — основной первоначальный источник собственных средств предприятия. Он является источником формирования основного и оборотного капитала, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств. Собственный капитал представляет собой разницу между совокупными активами предприятия и его обязательствами, т.е. долгами. Собственный капитал в свою очередь подразделяется на постоянную часть — уставный капитал и переменную, величина которой зависит от финансовых результатов деятельности предприятия.

Список использованной литературы

1. Балабанов И. Т. Финансы. – СПб., 2005.

2. А. Г. Баранов - «Непосильный рост»// «Коммерсант-Деньги» № 50 (253), 2005.

3. Белых Л.П. Основы финансового рынка: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.-251с.

4. Букато В.И., Львов Ю.И. «Банки, банковские операции в России» - М.: «Финансы и статистика», 2004.-521с.

5. Бюджетная система Российской Федерации:/ М.В. Романовский. – М., 2005.

6. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М., 2002.-297с.

7. Валенцева Н.И. Кредитный механизм и его составные элементы. М., 2005.-358с.

8. "Деньги, кредит, банки" под ред. проф. Жукова Е.Ф., М, ЮНИТИ, 2005г.

9. Деньги. Кредит. Банки. Под ред. док. эк. Наук О.И.Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2006.

10. Кизиль Е.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.-235с.

11. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 258с.

12. Справочник финансиста предпряития. – М.: ИНФРА-М, 2003.

13. Фетисов В.Д. Финансы: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -298с.

14. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Ковалева. – М., 2002г.-524с.

15. И. Швакман - «Как оживить российские финансы»// «Эксперт», № 35, 2005.


[1] “Теория финансов», под общ. Редакцией Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, “Высшая школа», Минск, 1997 г.

[2] “Теория финансов», под общ. Редакцией Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, “ Высшая школа», Минск, 1997 г

[3] В.И.Тарасов “Деньги, кредит, банки», (курс лекций), ООО “Мисанта», г. Минск, 1997 г.

[4] Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997.

[5] Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997.

[6] Кизиль Е.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.-235с

[7] Кизиль Е.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.-235с

[8] Кизиль Е.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.-235с

[9] Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997.

[10] Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000.

[11] Лекции по курсу рынок ценных бумаг. М.: МЭСИ, 2000.

[12] Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. – М.: Экономика и жизнь, 1995.

[13] Лекции по курсу рынок ценных бумаг. М.: МЭСИ, 2000.

[14] Иващенцева Т.А. Технико-экономический анализ деятельности коммерческих предприятий : Учеб. пособ. / Т.А. Иващенцева.- Хабаровск: НГАСУ, 2003. – с. 166.

[15] Ковалева В.В. Финансы – М.: ПБОЮЛ, 2004. – с. 167.

[16] Колчина Н.В. Финансы предприятия – М.: Юрити – Дана, 2001. – с. 19.

[17] Аюшева А.Д. Финансы предприятия – Иркутск: Норма, 2003. - 94с.;

[18] Дробозина Л.А. Финансы – М.: Юнити, 1999. - 76с.;

[19] “Теория финансов», под общ. Редакцией Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, “Высшая школа», Минск, 1997 г.

[20] Лекции по курсу рынок ценных бумаг. М.: МЭСИ, 2000.

[21] Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. – М.: Экономика и жизнь, 1995.

[22] Иващенцева Т.А. Технико-экономический анализ деятельности коммерческих предприятий : Учеб. пособ. / Т.А. Иващенцева.- Хабаровск: НГАСУ, 2003. – с. 166.