Содержание

1. Каково понятие отрасли права?. 4

2. Каков предмет и метод налогового права?. 4

3. Расшифруйте понятие «законодательство о налогах и сборах», «нормативные правовые акты о налогах и сборах». 5

4. Как Вы понимаете название ст.5 НК РФ «Действия актов законодательства о налогах и сборах во времени»?. 6

5. Какая норма НК РФ применяется в случае несоответствия нормативно-правового акта представительного органа местного самоуправления НК РФ?. 6

6. Регулирует ли НК РФ порядок исчисления сроков? Каково значение сроков в законодательстве о налогах и сборах?. 6

7. Как Вы понимаете принцип избежания двойного налогообложения?. 7

8. Какова система налогов и сборов РФ?. 7

9. Сколько установлено федеральных налогов на сегодняшний день? Сможете их перечислить?. 8

10. Какие Вы знаете региональные налоги, установленные на территории Хабаровского края?. 8

11. Кто устанавливает местные налоги и сборы? Вы являетесь плательщиками местных налогов и сборов?. 9

12. Кем устанавливается сбор на право торговли?. 9

13. В какие бюджеты зачисляются платежи за пользование природными ресурсами?  9

Задание 1. 11

Задание 2. Действие международных договоров по вопросам налогообложения  12

Задание 3. Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе  14

Задание 4. Система налогов и сборов в Российской Федерации. 16

Список литературы.. 21

 

1. Каково понятие отрасли права?

Правовые отрасли — основные, наиболее крупные структур­ные полразделения системы права, регулирующие соответствен­но и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений, в данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет спою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым дока­зывает и оправдывает свое право на самостоятельное существо­вание. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

Виды отраслей в Российском праве:

1.                Конституционное право;

2.                Административное право;

3.                Финансовое право;

4.                Земельное право;

5.                Сельскохозяйственное право;

6.                Гражданское право;

7.                Трудовое право;

8.                семейное право;

Уголовное право и т.д.

Отрасль налогового права представляет собой совокупность правовых норм регулирующих отношения и социальные связи возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов.[1]

2. Каков предмет и метод налогового права?

Предмет налогового права совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства ( муниципального образования) осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения.[2]

Методы налогового права:

а)  метод властных предписаний – императивный метод, основанный на неравенстве субъектов, преобладает в финансово – правовом регулировании позитивных обязанностей, данному методу  присущ конформизм  финансово – правового регулирования, т.е. необходимость действовать не по своей воле, а следовать предписаниям актов государственных органов;

б) метод диспозитивности  - переход к поиску компромисса между субъектами налоговых правоотношений (предоставление отсрочки исполнения налоговых обязательств, заключение договора на получения налогового кредита и др.)

3. Расшифруйте понятие «законодательство о налогах и сборах», «нормативные правовые акты о налогах и сборах».

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Иные  нормативные правовые акты о налогах и сборах это Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах которые принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

4. Как Вы понимаете название ст.5 НК РФ «Действия актов законодательства о налогах и сборах во времени»?

Понятие действие во времени определяет имеет ли законодательный акт обратную силу во времени т.е. распространяется ли на отношения возникшие до его принятия и вступления в силу.

5. Какая норма НК РФ применяется в случае несоответствия нормативно-правового акта представительного органа местного самоуправления НК РФ?

Статья 6 НК РФ устанавливает  перечень обстоятельств при наличии хотя бы одного из них в нормативном правовом акте о налогах и сборах он признается несоответствующим  НК РФ.

 Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

6. Регулирует ли НК РФ порядок исчисления сроков? Каково значение сроков в законодательстве о налогах и сборах?

Налоговые кодекс регулирует порядок исчисления сроков. С течением сроков напрямую связаны определенные правовые последствия. В налоговом праве преобладают нормативные сроки, то есть срок совершения действий устанавливается непосредственно законом (например, сроки представления налоговых деклараций, сроки проведения налоговой проверки). Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, содержится в ст. 6.1 НК РФ. Установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Важное значение имеют сроки, в продолжении которых возможно применение к налогоплательщику принудительных мер воздействия.

7. Как Вы понимаете принцип избежания двойного налогообложения?

Принцип избежания двойного налогообложения, имеет очень важное значение для обеспечения справедливых налоговых правоотношений во всем мире, так как предусматривает что один с одного и  того же объекта налогообложения может только один раз взиматься налог иначе внешнеэкономические отношения могут стать невыгодными для многих субъектов и дискриминирующими по отношению к ним.

8. Какова система налогов и сборов РФ?

Система налогов и сборов представляет собой совокупность платежей, взимаемых в установленном порядке на территории РФ.

Система налогов и сборов состоит из трех уровней:

1.                Федеральные налоги и сборы;

2.                Налоги и сборы субъектов РФ;

3.                Местные налоги и сборы.

9. Сколько установлено федеральных налогов на сегодняшний день? Сможете их перечислить?

В соответствие со ст.  13 НК РФ установлены следующие  Федеральные налоги и сборы:

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

10. Какие Вы знаете региональные налоги, установленные на территории Хабаровского края?

На территории Хабаровского края установлены следующие региональные налоги:

1. Налог на имущество предприятий

2. Налог на игорный бизнес

3. Платежи за пользование лесным фондом (лесные подати, арендная плата)

4. Налог с продаж

5. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

11. Кто устанавливает местные налоги и сборы? Вы являетесь плательщиками местных налогов и сборов?

Местные налоги устанавливаются поселковым, районным, городским представительным органом местного самоуправления.

12. Кем устанавливается сбор на право торговли?

Сбор за право торговли относится к местным сборам поэтому устанавливается поселковым, районным, городским представительным органом местного самоуправления.

13. В какие бюджеты зачисляются платежи за пользование природными ресурсами?

Статья 346.9 НК РФ устанавливает следующее  зачисление сумм налога:

1. Суммы налога, уплачиваемые организациями, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нормативам:

1) федеральный бюджет - 30,0 процента общей суммы налога;

2) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента;

3) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента;

4) Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента;

5) бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 60,0 процента общей суммы налога.

2. Суммы налога, уплачиваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нормативам:

1) федеральный бюджет - 10,0 процента общей суммы налога;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 80,0 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента;

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента;

5) Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента общей суммы налога.

3. Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Задание 1.

Норма права

Исчисление срока

Начало течения срока

годами

кварталами

месяцами

неделями

днями

Ст. 192 ГК РФ

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Ст. 14 ТК РФ

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока.

В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты,

Ст. 4.6, 27.5 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Срок административного задержания не должен превышать три часа.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Ст. 6.1 НК РФ

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты.

Задание 2. Действие международных договоров по вопросам налогообложения

Приведите пример международного правового договора (соглашения) «Об избежании двойного налогообложения». Принесите на практическое занятие текст этого документа. Дайте консультацию российской организации, планирующей осуществлять предпринимательскую деятельность в этом государстве в части избежания двойного налогообложения.

Пример международного правового договора (соглашения) «Об избежании двойного налогообложения»

Соглашение между Правительством РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Консультация российской организации, планирующей осуществлять предпринимательскую деятельность в этом Швейцарии в части избежания двойного налогообложения

В соответствии с положениями ст. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал прибыль резидента Швейцарии подлежит налогообложению в Российской Федерации только в том случае, если иностранный резидент осуществляет деятельность в России через постоянное представительство.

Если деятельность швейцарского банка по оказанию информационных услуг не осуществляется в России через постоянное представительство, то его доходы подлежат налогообложению в Швейцарии. В этом случае согласно ст. 312 НК РФ для освобождения от удержания налога с дохода иностранного юридического лица в Российской Федерации у источника выплаты на основании указанного Соглашения иностранная организация, имеющая право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода заверенное компетентным органом Швейцарии подтверждение, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в Швейцарии.

При выполнении данных условий в отношении выплачиваемого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты.[3]

Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Так, в соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.95 г. (п. 2 ст. 11) при любом виде займа, предоставленного банком, налог на проценты, выплачиваемые по займу, не должен превышать 5% от общей суммы процентов.

Задание 3. Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе

Составьте таблицу соотношения понятий гражданского и налогового права.

Таблица соотношения понятий гражданского и налогового права

Понятия гражданского права

(ст. ГК РФ)

Нормы налогового кодекса о применении понятий гражданского права

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (ч. 1 ст. 48 ГК).[4]

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации)

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. (ч. 2 ст. 1 ГК).

Лица (лицо) - организации и (или) физические лица.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. (ч. 1 ст. 20 ГК).

Место жительства физического лица - место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.[5]

Гражданское право – это отрасль права, которая регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.

Налоговое право – регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Задание 4. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Вы являетесь депутатом представительного органа муниципального образования г. Хабаровска. Предстоит обсуждение проекта бюджета г. Хабаровска на очередной год. Вам поручено доложить о доходной части бюджета в части местных налогов и сборов. Составьте план своего сообщения.

Начните с анализа нормативно-правовых актов.

Все внимательно Вас слушают. Расскажите.

План сообщения о доходной части бюджета в части местных налогов и сборов

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.[6]

Нормативные правовые акты, не могут противоречить Бюджетного кодекса. В случае противоречия между Бюджетным кодексом и нормативными правовыми актами, применяется Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу и иным актам.

В случае противоречия между Бюджетным кодексом, актами и нормативными правовыми актами, применяется Бюджетный кодекс.

На основании и во исполнение Бюджетного кодекса, иных актов, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. В случае противоречия между Бюджетным кодексом и нормативными актами, применяются нормы Бюджетного кодекса.

Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения в случаях и пределах, которые предусмотрены Бюджетным кодексом, другими актами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Формирование доходов местных бюджетов

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Налоговые доходы местных бюджетов

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;

- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 Бюджетного Кодекса;

- государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Регулирование доходов местных бюджетов

Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.[7]

Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации.[8]

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ.

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-ФЗ

3.     Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ.

4.     Налоговое право. Учебник для вузов / по ред. Ю.А. Крохина. М.; 2003г

5.     Васюкова Е. Минфин России Применение соглашений об избежании двойного налогообложения «Финансовая газета» № 7. 2003 г.


[1] Налоговое право. Учебник для вузов / по ред. Ю.А. Крохина. М.; 2003г. с. 88

[2] Там же с.91

[3] Васюкова Е. Минфин России Применение соглашений об избежании двойного налогообложения «Финансовая газета» № 7. 2003 г. С. 17.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-ФЗ (ред. от 30.12.2001).

[6] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001).

[7] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001).

[8] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001).