Содержание

Введение. 3

1. Понятие педагогического процесса. 4

2. Законы и закономерности педагогического процесса. 6

3. Принципы педагогического процесса. 9

4. Словарь педагогических терминов. 13

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

В обучении существуют общие нормы организации учебного процесса, которые в дидактике называют законами и закономерностями обучения. Они определяют, каким образом можно добиться в процессе обучения стоящих перед школой целей и задач обучения, какими нормативными положениями следует для этого руководствоваться учителю.

         Как известно, одной из функций дидактики как науки, является познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако их строгой системы пока не существует, поскольку, во-первых, некоторые из выделенных положений нельзя возводить в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а вариативные связи. Они порой отражают не функционирование и развитие, а только структуру педагогического процесса.

         Выше изложенное подчеркивает актуальность изучения основных норм организации учебного процесса.

         Цель работы: изучить понятие педагогический процесс, его законы и закономерности, принципы.

         Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.

1.    Раскрыть понятие педагогический процесс.

2.    Охарактеризовать основные законы педагогического процесса.

3.    Определить основные закономерности педагогического процесса.

4.    Охарактеризовать основные принципы как выражения закономерностей педагогического процесса.

1. Понятие педагогического процесса

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н.В. Кузьмина):

         1. цель обучения (для чего учить);

         2. содержание учебной информации (чему учить);

         3. методы, приемы обучения, средства педагогической комму­никации (как учить);

         4. преподаватель;

         5. учащийся[1].

         Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).

         Педагогический процесс есть способ организации вос­питательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участни­ков. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не созда­вался, он будет иметь одну и ту же структуру.

         Цель → Принципы → Содержание → Методы → Средства → Формы.

         Цель отражает тот конечный результат педагогического вза­имодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принци­пы предназначены для определения основных направлений дос­тижения цели. Содержание — это часть опыта поколений, кото­рая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определен­ной сфере.

Содержание образования — тот конечный результат, к кото­рому стремится учебное заведение, тот уровень и те достиже­ния, которые выражаются в категориях знаний, умений, навы­ков, личностных качеств.

Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержа­нием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершен­ность, законченность[2].

Динамичность педагогического процесса достигается в резуль­тате взаимодействия трех его структур: педагогической, методи­ческой и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методичес­кую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая струк­тура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксация увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс включает еще более сложную структуру — психологическую:

         1. процессы вос­приятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения инфор­мации;

         2. проявление учащимися интереса, склонностей, мотива­ции учения, динамика эмоционального настроя;

         3. подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динами­ка активности, работоспособности и утомления.

2. Законы и закономерности педагогического процесса

Рассмотрим те законы, которые выделяют многие исследователи: Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

         2. Закон взаимосвязи теории и практики в обучении.

         3. Закон взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

Закономерности обучения, рассматриваются как выражение действия законов в конкретных условиях, - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия «закономерность» в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр[3].

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом, обучение может строиться на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения.

Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренними закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения.

Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает обучение. Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности.

Другая закономерность свидетельствует о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения снижается.

К основным закономерностям, проявляющимся в обучении при наличии определенных условий можно также отнести следующие.

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.

Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Формирование понятий, в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.

Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результаты обучения и воспитание личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся. Именно поэтому они служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения. В сути своей эта концепция сводится к следующим идеям[4]:

1.    нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

2.    единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие формирования личности;

3.    оптимизация содержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно невысоких затратах времени и труда.

Задача дидактики – устанавливать закономерности обучения и, давая знание об этом учителю, делать процесс обучения для него более сознательным, управляемым, эффективным. При этом в процессе обучения проявляются и другие закономерности – психологические, физиологические, гносеологические и т.п. Их не надо путать с дидактическими закономерностями, которые касаются главным образом связей между учителем, учеником и изучаемым материалом. Дидактические закономерности устанавливаются с учетом данных психологии и других наук и на основе этих данных, но с позиций теории обучения и в ее терминологии.

Таким образом, знание дидактических закономерностей о том, как протекает процесс обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками позволяет ученым и практикам построить его оптимально в самых разных конкретных случаях.

3. Принципы педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положения, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.

В современной науке принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса[5].

Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. В то же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление «новых» принципов, таких как развивающий характер обучения, воспитывающий характер обучения, единство обучения и воспитания. Из обусловленности процесса уровнем развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой.

В соответствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых и, учитывая нацеленность всех принципов на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяют следующую систему принципов обучения в современной общеобразовательной школе[6].

Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

Принцип целостности и единства процесса обучения раскрывает соотношения части и целого в учебном процессе, обуславливает необходимость гармоничного единства рационального, эмоционального, содержательного и эмоционального компонентов в обучении.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества. Он предполагает отсутствие наличия противоречия содержания обучения объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опытом деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. В процессе обучения учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса выражается в необходимости сочетания целей общества и личности.

Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций[7].

Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление ведущего принципа – принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Именно эта направленность всей системы на решение задач воспитания и выступает первым интегративным свойством системы. Другим ее свойством является направленность на достижение гармоничности педагогических влияний.

4. Словарь педагогических терминов

Педагогический процесс – способ организации вос­питательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участни­ков.

Закономерности –выражение действия законов в конкретных условиях, – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения .

Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Заключение

В данной работе нами был рассмотрен педагогический процесс. Вместе с тем, педагогический процесс характеризуется наличием специфических законов и закономерностей, которые являются компонентами логической структуры педагогической науки и результатом познания процесса обучения. Законы и закономерности показывают, каким образом можно добиться в процессе обучения успеха.

         Использование законов и закономерностей на практике осуществляется посредством принципов обучения, которые являются руководящими идеями, нормативными требованиями к организации и проведению педагогического процесса. Существующие принципы неравнозначны и подчинены ведущему принципу единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, который ориентирует учителя на приобщение школьникам к общечеловеческим ценностям.

Список литературы

1.     Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.

2.     Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 512 с.

3.     Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпритация. – М.: Просвещение, 2003. – 308 с.

4.     Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Логос, 1985. – 200 с.

5.     Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Наука, 1984. – 190 с

6.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005–256с.


[1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.–С.156.

[2] Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Наука, 1984. – С.56.

[3]Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпритация. – М.: Просвещение, 2003. – С.112.

[4] Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. – М.: Школьная Пресса, 2004. – С.124..

[5]Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С.134..

[6] Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С.126..

[7] Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. – М.: Школьная Пресса, 2004. – С.143.