Содержание
Позиция 1. 3
Позиция 2. 3
Позиция 3. 4
Позиция 4. 5
Позиция 5. 7
Позиция 6. 12
Позиция 7. 12
Позиция 8. 13
Позиция 9. 15
Позиция 10. 16
Позиция 11. 16
Позиция 12. 18
Список литературы.. 20
Позиция 1.
1. Определите, чем отличается дружеская беседа и интервьюирование от психологического консультирования.
В других видах практической психологической работы с клиентами в отличие от консультирования проводимая психотерапевтическая практика предполагает непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, когда клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.
В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации.
Позиция 2.
1. Объясните роль методологии, теории и практики в психологическом консультировании.
Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.
Знания в области психологического консультирования являются обязательными не только для тех, кто собирается стать практическими психологами, но также для социальных работников и дефектологов (профессионалов в сфере специальной психологии).
2. Какие возможности дает человеку его изменение в контексте культуры?
Те, кто обращаются в психологическую консультацию, – это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.
Некоторые клиенты, в общем, знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым - это в большинстве своем одинокие люди - просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике
Позиция 3.
1. Раскройте качественные характеристики эмпатии.
Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность "вжиться" в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое "вхождение" должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.
Эмпатия также помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента: о чем-то клиент не говорит, поскольку этому препятствует бессознательное сопротивление, что-то просто скрывает и о чем-то не рассказывает из-за опасений не быть услышанным
Эмпатическое понимание можно показать клиенту самыми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.
2. Опишите модель культурной эмпатии Лакана.
Во-первых, эмпатическое познание осуществляется, прежде всего, эмоционально, через сопереживание клиенту. Сопереживание не бывает полным. Скорее это процесс, в котором консультант частично испытывает чувства клиента, одновременно сохраняя необходимую отстраненность. Во-вторых, эмпатия является когнитивным процессом, в котором консультант внимательно анализирует то, с чем столкнулся в субъективном мире клиента, и передает смысл содержания клиенту. В-третьих, важна передача эмпатии клиенту.
Позиция 4.
1. Дайте описание Вашего представления о взаимодействии с клиентом. Какие профессиональные качества Вам необходимо развить в настоящее время и как Вы предполагаете это делать? Какие отношения Вы предполагаете выстраивать с клиентом? На достижение каких целей Вы ориентированы при проведении консультации?
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования.
Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, отклонение их, поэтому более безопасной представляется отсрочка углубления межличностных отношений. Эффективному консультанту чужды такие страхи, он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.
Поэтому можно говорить о том, что необходимо развивать глубину отношений с другими людьми. Этого можно достичь, только общаясь как можно больше и откровеннее.
2. Перечислите основные характеристики квалифицированного психолога.
Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта.
Можно выделить следующие качества:
- доверие к людям;
- уважение ценностей другой личности;
- проницательность;
- отсутствие предубеждений;
- самопонимание;
- сознание профессионального долга.
Позиция 5.
1. Дайте краткое описание основных техник, разработанных В. Франклом. Укажите область применения и область ограничения данных техник.
Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной:
- ценности творчества (в первую очередь труд),
- ценности переживания (в частности, любовь),
- ценности отношения (сознательно вырабатываемая полиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить).
Если человек реализовал ценность, то он осуществил смысл. Смысл жизни можно найти в создании творческого продукта, совершении дела, или в переживаниях добра, истины и красоты, в переживаниях природы и культуры; или во встречи с другим уникальным человеком, его неповторимостью, иными словами в любви.
2. Дайте краткое описание каждой из техник гештальт-терапии.
Ключевые понятия: гештальт, "здесь и теперь", осознание, незавершенные дела, избегание, уровни (слои) невроза, контакт и сопротивление контакту, защитные механизмы (интроекция, проекция, ретрофлексия/оборачивание на себя, дефлексия/отвлечение, конфлюенция/слияние), энергия и блоки свободному течению энергии.
Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: гештальт-эксперимент, его подготовка и проведение в процессе консультирования, диалоговые упражнения ("техника пустого стула", ролевые игры и др.), "делание кругов", принятие на себя ответственности, проективные игры, обращение в противоположное, преувеличение/уменьшение, техника "побудьте с вашим чувством", работа со сновидениями и др.
3. Приведите отрывок самоконсультирования методом "пустого кресла".
Акцент на непосредственности опыта; осуществление выборов в настоящем; разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, умственный рост, избавление от неврозов
Использование упражнений и экспериментов, Упражнения включают фрустрационные действия, фантазирование, ролевые игры и психодраму. Эксперименты строятся на взаимодействии клиента и консультанта. Применяется содержания сновидений, техники "пустого стула", конфронтации, работы в гипербализация и принятия ответственности
Достоинства: Помогает человеку инкорпорировать (объединить) все аспекты жизни, разрешать прошлые проблемы. Подход делает упор на действие и активность; применим при определенных аффективных расстройствах, гибок в использовании методов.
Недостатки: Недостаток надежной теоретической базы, неопределенность. Не принимается во внимание пассивное научение, сторонится тестирования и диагностики. Эгоцентричность подхода.
4. Приведите отрывок консультации бихевиоралыюго направления.
Основные понятия: классическое и оперантное обусловливание, роль когнитивных процессов, научения, подкрепление, научный метод (конкретность, измеряемость, воспроизводимость) в консультировании. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: релаксационный тренинг, систематическая десензитизация, методы моделирования (А. Бандура), тренинг социальных умений (уверенности и т. п.), программы саморуководства и самоуправления; мультимодальная терапия А.Лазаруса (диагностика семи главных сфер функционирования личности, "технический эклектизм" при консультативном воздействии).
5. Какие последствия может вызвать проведение консультирования в виде "дикого" анализа?
Сильная концентрация на поведении "здесь-и-теперь" приводит к тому, что иногда игнорируются другие понятия, такие как бессознательное и анамнез. Иногда человек может получать информацию из бессознательного, например во сне. В других случаях человеку может понадобиться повторно пережить и разрешить прошлые травмы. Терапия реальностью предоставляет мало возможностей для этих случаев.
Эффективность терапии зависит от установления хороших отношений между клиентом и консультантом. Если такое не происходит, возможно, что консультанты определят главные цели клиента, форсируют составление плана или перейдут достаточно быстро к принятию обязательств.
Зависимость от вербального взаимодействия и двусторонней связи. Полезность терапии реальностью для клиентов, которые по какой-либо причине не могут адекватно выражать "свои потребности, выборы и планы", ограничена.
6. Какие методы может использовать психолог при работе с иррациональными идеями, которые выделяет А. Эллис?
Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.
Консультанты применяют обучение и оспривание. Клиенты изучают анатомию эмоций. Применяется воображение, убеждение, логические рассуждения, советы-напоминания, домашние задания, библиотерапия и рациональный самоанализ.
Достоинства: Теория последовательна, понятна, эффективна, легко осваивается, хорошо совместима с другими теориями. Воздействие краткосрочно. Имеются учебные центры. Теория продолжает развиваться
Недостатки: Теория применима не ко всем клиентам, особенно велики сложности при работе с клиентами с психическими нарушениями.
7. Опишите трехступенчатую модель изменения мышления А. Бека.
Любое человеческое поведение - предмет научения; старые формы поведения могут быть подавлены, а новые формы поведения установлены; условное научение, оперантное обусловливание и социальное моделирование - три главных способа научения.
Консультант помогает клиенту осознать причины своего искаженного и иррационального мышления, а затем показывает ему, как заменить их более конструктивными схемами мышления и поведения. Консультант выступает в роли учителя, руководителя и эксперта, проявляет активность на сессиях, помогает клиенту прояснить цели и добиться изменений в поведении и мыслях.
Помогает клиентам лучше приспособить, изменить недостаточно адаптивное поведение, обучает продуктивным акциям; позволяет устанавливать конкретные цели и подцели и достигать их; изменяет мышление (когнитивно - бихевиоральный подход)
8. Из каких ступеней состоит техника Мичебаума "Прививка от стресса"?
- Установление отношений консультант - клиент
- Понимание проблемы клиента
- Анализ проблемы
- Определение проблемы
- Проработка проблемы
- Завершение консультации
9. Перечислите шесть главных условий (К. Роджерс), которые обеспечивают позитивное продвижение клиента, независимо от теоретической ориентации психолога.
Для осуществления конструктивных личностных изменений необходимы терапевтические условия:
- должен существовать психологический контакт, благоприятные уважительные взаимоотношения между терапевтом и пациентом;
- пациент находится в состоянии несоответствия между его переживанием и Я-концепцией, он уязвим и тревожен;
- терапевт является гармоничным и интегрированным, целостным и искренним во взаимоотношениях, полностью самим собой;
- терапевт проявляет безусловное позитивное внимание к пациенту, относится к нему тепло, хвалит его как человека в процессе становления и не дает оценок его чувствам, переживаниям и действиям, в результате у пациента появляется уверенность, что его понимают и принимают. Возникает спокойная атмосфера, в которой пациент может выразить свои искренние чувства, не боясь упрека, и проинтегрировать эти чувства с измененной Я-концепцией;
- терапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат пациента и стремится передать это ему, терапевт способен чувствовать внутренний мир переживаний пациента так, как если бы он был его собственный, способен смотреть на мир как бы глазами пациента;
- сам пациент ответствен за любой личностный рост во время курса терапии;
Позиция 6.
1. Приведите пример психологического консультирования (в рамках любого направления или из своей практики). Выделите каждый этап консультации, придерживаясь любого подхода.
Консультант: Не могли бы Вы немного рассказать о проблемах, с которыми столкнулись в этом году? Начните с того, как попали сюда.
Клиент: Я много пил, потом развелся с женой, потерял все, что имел. Кроме того, начал употреблять наркотики. Я не знал, что со мной будет; уходил и бродил по пять дней — эти пять дней сливались (для меня) в один день.
Консультант: Похоже, что Вы пережили не самые лучшие времена...
Клиент: Без места, без цели...
Консультант: Вы собираетесь что-нибудь делать?
Клиент: Я не мог есть, не мог спать. Я не знал, что мне делать. Пару дней жил у друга, потом сбежал.
Это начало беседы. Короткий эпизод поднимает множество вопросов. Сколько клиент пил? Когда начал? Что для него значит развод? Почему пять дней показались одним днем? Что он запомнил из этих пяти дней? Рассказанное клиентом наводит и на другие вопросы. Однако задавание таких вопросов сразу сузило бы беседу. В начале беседы следует избегать конкретности, но актуальные вопросы надо держать в голове. Может случиться, что клиент сам в ходе беседы ответит на большинство из них. Позже можно задать недостающие вопросы.
Позиция 7.
1. Приведите пример отрывка консультации и сделайте анализ используемых языков и учета их интерпретации психологом во время диалога.
Одним из важнейших косвенных вербальных средств, направленных на поддержание контакта, является использование имени клиента. Само упоминание имени человека обычно работает на контакт с ним: реплики типа "Ну что, Виктор Павлович", "Конечно, Лена" способствуют возникновению у клиента ощущения, что консультант ориентирован на него, с уважением и; пониманием его слушает. В наиболее сложные моменты приема, когда клиента необходимо остановить или перебить, помочь сформулировать трудную мысль и т.п., обращение по имени обеспечивает внимательное отношение к словам консультанта, более доверительный и откровенный уровень беседы.
Реплики типа: "Подобные проблемы нередко возникают у родителей подростков" или "Нет ничего удивительного в том, что вам с мужем так трудно найти общий язык, супружеская жизнь — это настоящее искусство" или "Не стоит переживать, я думаю, что дело это можно поправить". Помощь консультанту во время беседы может оказать и открыто выраженная похвала, например: "Не всякий бы выдержал такое" или "Вы действительно хорошо разбираетесь в людях, если так тонко понимаете, почему она так поступает". Подобные высказывания часто имеют самостоятельный терапевтический эффект, способствуя формированию у клиента положительной я-концепции.
Позиция 8.
1. Приведите пример консультации, в которой психолог работает с мышлением клиента, его когнитивными искажениями. Какие техники использует психолог? Напишите названия техник рядом со словами диалога.
Важнейшая задача консультанта в беседе с психосоматическим клиентом — помочь ему выявить, хотя бы частично, скрытую озлобленность. Но как это сделать? Некоторые консультанты начинают с вопросов: "Нервный ли Вы?", "Чувствительный ли Вы?". Возможные ответы на эти вопросы, увы, дают мало сведений. Но можно спросить и о конкретных проблемах и постараться вникнуть в жизнь клиента: "Похоже, что-то в жизни вызывает у Вас озабоченность; не расскажете ли об этом?" или "Что происходит в Вашей жизни, что в ней изменилось, что стало иначе, нежели было раньше?". Вопросы направлены на повседневную жизнь клиента, на перемены в его семье, работе, в отношениях с близкими и друзьями. Порой на такие вопросы консультант слышит ничего не значащий ответ: "Все хорошо". Это всего лишь отговорка, поскольку в жизни каждого человека всегда что-то происходит. Однако консультант должен не противоречить, а продолжать спрашивать клиента о различных аспектах его жизни: чем он занимается на работе, с кем работает, каков его личный вклад в общую работу, как он проводит свободное время, каковы взаимоотношения у него в семье? Не следует настоятельно требовать рассказа о конфликтах, отрицательных чувствах, поскольку из словаря клиента исключены соответствующие понятия.
2. Приведите пример консультации, в которой психолог работает с базовыми потребностями клиента. Обозначьте используемые техники.
Клиентка: Об этом трудно не только говорить, но даже думать. Уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.
Консультант: Грустно смотреть, как Вы боитесь и избегаете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.
Клиентка: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю...
Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не можете решить, действительно ли хотите этого мужчину.
Клиентка: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?
Консультант: Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботится о Вас.
Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.
Позиция 9.
1. Приведите запись собственной консультации клиента и обозначьте используемые методы и техники, комментируя обоснованность их применения. Беседу представьте в указанном виде.
Диалог психолога с клиентом |
Методы и техники |
Комментарий |
Клиент: Я не знаю, как жить дальше. Иногда думаю, что надо все бросить и идти работать, а порой кажется, что следует дальше учиться, но я не знаю, что выбрать. |
Перефразирование |
Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Основные цели перефразирования: показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять; выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде; проверить правильность понимания мыслей клиента. |
Консультант: У Вас происходит внутренняя борьба за дальнейшее самоопределение в жизни, и Вам трудно решить, какой из двух путей сегодня более правильный. |
||
Клиент: В этом году несчастья следуют одно за другим. Болела жена, а потом та авария, которая переполнила чашу, ну а теперь эта операция сына... Мне кажется, что неприятности никогда не кончатся. |
||
Консультант: Кажется, что проблемы никогда не закончатся, и Вы спрашиваете себя, всегда ли так будет. |
Позиция 10.
1. Приведите любой отрывок детского консультирования и проанализируйте его.
Неправильное обращение с ребенком в семье, как причина его отставания в учении в начальных классах школы, может проявляться в том, что уже в дошкольном возрасте родители начинают предъявлять к ребенку чрезмерно высокие требования, не вполне соответствующие его возрастным возможностям и достигнутому уровню психологического развития. Нередко родители это делают тогда, когда ребенок еще не перестроился и не успел приспособиться к новым, изменившимся условиям его жизни.
В этом случае у ребенка вообще может пропасть всякое желание учиться, и оно сменится психологической защитной реакцией. Возникнет стойкое отрицательное отношение ребенка к учению и далее – к школе в целом. Появившиеся неприятности у ребенка ассоциируются именно с учением, и он всячески будет сопротивляться ему.
Родители, обнаружив отсутствие интереса ребенка к учению, должны больше внимания обращать на старания и успехи ребенка и какое-то время не замечать его ошибок и неудач.
Педагогически неправильной считается и прямо противоположная практика обращения родителей с ребенком, когда они в самом начале учебы продолжают обходиться с ним так же, как и до нее, не предъявляя ребенку никаких новых требований. Тогда и сам ребенок может начать рассматривать учение как развлекательную игру, и, как следствие, относиться к нему недостаточно серьезно. Обеих крайностей следует избегать, и именно об этом, в первую очередь, должен идти разговор психолога с родителями ребенка в обсуждаемом случае.
Позиция 11.
1. Приведите пример консультации подростка и проанализируйте его.
Конфликты между подростками и родителями в семье – очень часто встречающееся явление. Оно в определенной степени является естественным, если иметь в виду не конфликты как таковые, а порождающие их противоречия во взглядах родителей и детей. Поскольку конфликты между подростками и взрослыми людьми встречаются практически почти в каждой семье, то их можно считать нормальным явлением.
Такие конфликты обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства к взрослости, поэтому они не должны вызывать у родителей особого беспокойства, в частности за будущее конфликтогенного ребенка. В этом, прежде всего и должен постараться убедить психолог-консультант клиента.
Нужно дать понять клиенту, что острый межличностный конфликт в отличие от нормально наступающего подросткового возрастного кризиса, неизбежным следствием которого становится обострение взаимоотношений с окружающими людьми, – это аномальное явление. Такой конфликт препятствует психологическому развитию подростка, если его быстро и вовремя не устранить.
Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это – взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период.
Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самими различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждении и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.
Позиция 12.
1. Приведите пример семейного консультирования, обозначьте используемые техники, этапы консультации. Дайте свои комментарии, объясняющие действия психолога.
Ситуация работы с одним супругом, а не с двумя, "опасна" неравноправием, поскольку пришедший на прием в каком-то смысле берет груз семейных проблем на себя одного. Высказывая подобные сомнения в ситуации консультирования, клиент, в общем-то, прав, поскольку основное условие конструктивной психологической работы — принятие клиентом вины (или ответственности) за то, что происходит в семье, хотя очевидно, что свой вклад в проблемы вносят оба супруга. Естественно, что оказаться "виновным" неприятно. В качестве успокоения клиенту можно предложить такое рассуждение: "Виноваты, конечно же, вы оба. Но обсуждать здесь вину вашего партнера бессмысленно, поскольку единственное, что я могу сделать в данной ситуации, это пожалеть вас, но вряд ли это принесет вам хоть какое-нибудь облегчение. Понимание же того, что именно ваши слова и поступки способствуют ухудшению и обострению ситуации в семье, может привести к определенным изменениям в вашем поведении, что, скорее всего, так или иначе будет полезно для семьи в целом". Необходимо заметить, что этот аргумент легко принимается клиентами на уровне логики, но в процессе консультирования к нему приходится возвращаться снова и снова, когда клиент начинает рассказывать, как он старается, чтобы все было хорошо, а партнер этого не ценит и не понимает.
2. Какие, кроме указанных техник, можно использовать в семейном консультировании?
Работа с обоими супругами отличается. В этом случае следует попробовать организовать с ними совместную работу. Один из существенных моментов такой организации — это рассказ отсутствовавшему на предыдущих приемах супругу (разумеется, с разрешения партнера) о том, что происходило, о чем в основном беседовали клиент и консультант. Психолог в этой ситуации должен выступить в роли тонкого политика, одновременно подчеркивая важность уже сложившегося сотрудничества с одним из супругов и всячески демонстрируя ценность прихода другого. Возможно и обратное, когда совместные встречи по каким-то причинам прерываются, и консультант продолжает работать только с одним из супругов. И в этой ситуации можно многое сделать для семьи, не оставляя попыток вернуть в консультацию "блудного" клиента.
Список литературы
1. Алешина Ю. Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 2000.
2. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. - 1999. - №5.
3. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. - 2003. - № 3.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999.
5. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2005.