Содержание

Введение. 3

1. Континентальный шельф: понятие, источники правового регулирования. Роль 1 и 3 конференций ООН по морскому праву в определении режима континентального шельфа. 5

2. Разграничение континентального шельфа между прибрежными государствами  11

3. Правовое регулирование деятельности на континентальном шельфе. 16

4. Российское законодательство о континентальном шельфе. 19

Заключение. 27

Задача 1. 29

Задача 2. 30

Список литературы.. 34

 

Введение

Актуальность темы исследования. В последнее столетие XX в. человечество приступило к активному освоению пространств и ресурсов Мирового океана. Наибольший интерес в этой связи представляет разработка богатств континентального шельфа. Однако современная наука еще далека от эффективного решения возникающих здесь задач экономического и технического характера. Актуальные проблемы эксплуатации биологических и минеральных ресурсов континентального шельфа, его делимитации могут быть успешно решены только на основе соответствующих правовых исследований. Необходимость в более широкой информации о Мировом океане подчеркивается в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Данное обстоятельство находит конкретное выражение в принятии международными организациями и отдельными государствами обширных программ океанографических (в исследований, целью которых является расширение познаний об океане, его ресурсов с целью лучшего понимания процессов, происходящих в морской среде или оказывающих воздействие на нее. Все это объективно необходимо для полного использования морских ресурсов на благо человечества.

Цель работы – изучение международных норм относительно континентального шельфа.

 Задачи работы:

Дать понятие континентального шельфа;

Определить международно-правовые источники относительно континентального шельфа;

Провести разграничение континентального шельфа между прибрежными государствами,

Охарактеризовать нормы законодательства РФ относительно континентального шельфа.

1. Континентальный шельф: понятие, источники правового регулирования. Роль 1 и 3 конференций ООН по морскому праву в определении режима континентального шельфа

Известно, что жизнь на нашей планете ступила на сушу из протоокеана. С богатствами океанов и морей человечество связывает перспективы своего дальнейшего развития. Океан обладает огромными пищевыми, энергетическими и минеральными ресурсами. Поэтому экономика государств еще в большей степени будет зависеть от Мирового океана, роль которого в третьем тысячелетии, несомненно, возрастет. Человечество должно «перестраиваться» на океан. Такая «перестройка» началась с разработки огромных ресурсов континентальных шельфов прибрежных государств. Добыча углеводородов в пределах шельфовой части морей и океанов составляет 30% от общей мировой добычи углеводородов, в 2003 г. доля морской добычи нефти составила 35% (более 1 млрд т), газа - 31,6% (750 млрд куб. м)2. В России ресурсы углеводородов шельфа достигают 100 млрд т условного топлива, в том числе 15,5 млрд т нефти и 84,5 триллиона куб. м газа3. Потенциальные запасы составляют примерно 300—350 тыс. т. Данное обстоятельство способствовало созданию огромного количества буровых платформ, на шельфах, их насчитывается свыше 3 тыс. Наиболее крупные месторождения нефти и газа находятся в Мексиканском, Венесуэльском и Арабском (Персидском) заливах. Два фактора будут определять успешное развитие государств в XX в.: первый — информационные потоки, информационные ресурсы и информационное обеспечение; второй — владеющий методами управления информационными потоками будет иметь доступ к ресурсам Мирового океана и континентального шельфа, следовательно, будет управлять миром. Это, в свою очередь, предполагает разработку национального морского права. С учетом приоритетного значения норм международного права по отношению к национальному, национальное морское право должно быть основано на важнейших нормах современного международного морского права. Будучи отраслью общего международного права, оно представляет собой систему принципов и норм, определяющих правовое разграничение и статус морских пространств, а также регламентирующих различные виды морехозяйственной и иной деятельности государств в водах Мирового океана. Научно-техническая революция, развитие международных экономических связей и сотрудничества значительно расширяют масштабы и возможности всестороннего использования Мирового океана. Увеличивается тоннаж мирового торгового флота, на долю которого уже сейчас приходится более 90% мировых перевозок. Возросли масштабы мирового рыболовства. Значительный прогресс в деле освоения океанических глубин привел к тому, что если в 1980 г. доля добычи нефти, из недр океана составляла около 35% мировой добычи, то уже к 2000 г. ее объем возрос примерно в пять раз 2. Огромное значение в деле повышения эффективности освоения Мирового океана имеют морские научные исследования, с которыми человечество связывает большие надежды на расширение масштабов морехозяйственной деятельности. Это наглядно продемонстрировала проходившая с 1973 г. по 1982 г. III Конференция ООН по морскому праву, завершившаяся принятием Конвенции. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. представляет собой морской международно-правовой кодекс, соединивший в единое целое основные принципы и нормы, регламентирующие правовое положение и использование различных категорий морских пространств, а также добычу живых и неживых минеральных ресурсов океана. Все это необходимо учитывать при формировании национального морского права. Чтобы этот процесс базировался на научной основе и учитывал последние данные правовой доктрины и международной практики, необходимы теоретические разработки, касающиеся современного состояния международного морского права и возможностей его использования в государственных интересах. Особое место в морском праве занимает проблема континентального шельфа. Чем же обусловлена его особая роль? Каков правовой режим континентального шельфа? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим общетеоретические, весьма важные для глубокого понимания природы и назначения данного института вопросы. Следует отметить, что вопрос о содержании этого термина возник давно, и толкуется он неоднозначно. Споры продолжаются и поныне. С геологической точки зрения, континентальный шельф (в переводе с английского - «полка», «выступ», «отмель») представляет собой подводную равнину вокруг материков, простирающуюся от береговой линии до глубины, на которой отмечается резкое увеличение крутизны дна[1]. Согласно определению международной комиссии по номенклатуре форм дна океана, шельф - это «зона, простирающаяся вокруг континента от линии самой низкой воды до глубин, на которых крутизна подводного склона резко увеличивается»[2] . Континентальный шельф, или отмель материка, есть подводное продолжение материка вплоть до геоморфологической линии перехода его в крутой склон. Эта линия, т.е. внешняя граница континентального шельфа, проходит на различных глубинах, начиная от 50 м и ниже. Обычно границу шельфа проводят по изобате 200 м[3]. Некоторые авторы утверждают, что шельф - это часть дна моря или океана, расположенная между линией наибольшего отлива и значительным изменением наклона в верхней кромке материкового (континентального) склона[4]. Океан, как правило, начинается с шельфа. Средний уклон зоны континентальных шельфов земного шара составляет менее 1/8°, или около 3,5 - 3,7 м на одну морскую милю. Средняя ширина зоны шельфов — около 42 миль (78 км), причем минимальная - менее 1 мили, а максимальная - более 800 миль (1500 км)[5]. Площадь водной поверхности нашей планеты превышает 361 млн кв. км, а за пределами территориальных вод находится более 80% водной поверхности планеты[6]. Как следует из сказанного выше, существует разнобой во мнениях по поводу содержания понятия «континентальный шельф». Многие определения, на наш взгляд, недостаточно полно учитывают геоструктурные признаки различных видов шельфов (шельфа подводных платформ, шельфа складчатых областей, шельфов островных и т. д.)[7]. Большинство геологов считают, что для определения шельфа важна общность его геологического строения со строением прилегающей суши, а также его принадлежность к подводной окраине материка. Шельф, по мнению О.К.Леонтьева, - это относительно мелководная, примыкающая к суше и являющаяся в структурно-геологическом отношении непосредственным ее продолжением часть морского дна, относительно выровненная, в большинстве случаев с реликтовым субаэральным рельефом, свидетельствующим о сравнительно недавнем затоплении морем прибрежной суши. Таким образом, один из наиболее важных выводов, к которым пришли ученые, состоит в том, что шельф представляет собой продолжение материка под водой со сравнительно небольшими средними глубинами - от 200 до 600 м. Будучи составной частью подводной окраины материка, континентальный шельф включает, кроме того, континентальный (материковый) склон и континентальное подножье. В отличие от сравнительно равнинного шельфа континентальный склон характеризуется' относительно резким возрастанием крутизны дна океана - в среднем до 4 - 7о. Нижняя граница континентального склона проходит в большей части по изобатам 2500 - 3000 м. Места оседания рыхлых осадков на глубинах 2500 -3000 м именуют континентальным (материковым) подножием или подъемом, поскольку наслоения осадочных пород нередко образуют значительные подъемы[8]. Исследования шельфа показали, что многие районы, особенно вблизи берегов, вполне доступны для эксплуатации и по мере развития техники потенциальные возможности использования его ресурсов будут неизмеримо возрастать. Вопрос о континентальном шельфе в международно-правовом плане возник тогда, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся залежи минерального сырья, ставшие доступными для добычи. Первые попытки распространения на шельф прав прибрежных государств, особенно в отношении «сидячих» видов (т.е. организмов, которые, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами) предпринимались еще в 30 - 40-е гг. XX в. Односторонние акты о континентальном шельфе были приняты двадцатью государствами. Поскольку подобные акты не имели юридической базы, их нельзя было рассматривать как отражение обычного права. Таково было заключение Комиссии международного права ООН. На основе рекомендаций Комиссии и в результате обсуждения этого вопроса на I Конференции ООН по морскому праву была разработана и принята Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. Внешние границы континентального шельфа стали темой одной из самых острых дискуссий на этой конференции. Цель доктрины континентального шельфа и Женевской конвенции, как справедливо отмечалось в свое время в Международном Суде ООН, состояла в том, чтобы способствовать установлению международного правопорядка в связи с предстоящей борьбой за нефть и минеральные ресурсы, предотвращать опасные столкновения между государствами и защищать малые государства от экономического или политического давления со стороны больших и сильных государств. Что же понимается под континентальным шельфом в юридическом плане? Женевская конвенция 1958 г. употребляет этот термин применительно: а) «к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого -глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов; к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов». При этом в Конвенции используются критерии определения внешней границы шельфа. Таковыми являются: - примыкание к побережью»; - глубина моря в 200 м; - «эксплуатабельность» подводных районов. Необходимо подчеркнуть, что термин «примыкание» имеет исключительно важное значение в раскрытии юридического понятия континентального шельфа. Во-первых, «примыкание» указывает на геолого-географическое происхождение юридического определения рассматриваемого нами термина. Во-вторых, он подчеркивает степень близости районов континентального шельфа по отношению к берегу государства. В-третьих, констатирует очевидность того, что государства имели в виду умеренную (не более 12 миль) ширину территориальных вод. Второй критерий (глубина 200 м) также свидетельствует о геологическом происхождении термина «континентальный шельф». Критерий «технической доступности» лишен юридической определенности применительно к внешней границе континентального шельфа. Это дает повод к расширительному толкованию некоторыми государствами этого юридического понятия. Они считают, что на основе положений ст. 1 Женевской конвенции все дно Мирового океана может быть поделено между прибрежными государствами. Такое определение континентального шельфа имело ряд существенных недостатков.

2. Разграничение континентального шельфа между прибрежными государствами

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это: морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние; если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м) .

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м) . Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и дружки прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на основе соглашения между ними.

Данные о границе континеттального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Приложением 2 Конвенции ООН по морскому праву.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов.

Права, упомянутые выше, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.

Упомянутые в настоящей части природные ресурсы включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к “сидячим видам”, то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств, предусмотренных в Конвенции, или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями настоящей статьи.

При условии соблюдения права прибрежного государства принимать разумные меры для разведки континентального шельфа, разработки его природных ресурсов и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов это государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких кабелей или трубопроводов.

Определение трассы для прокладки таких трубопроводов на континентальном шельфе осуществляется с согласия прибрежного государства.

Ничто в настоящей части не затрагивает право прибрежного государства определять условия прокладки кабелей или трубопроводов, проходящих по его территории или в территориальном море, или его юрисдикцию в отношении кабелей и трубопроводов, проложенных или используемых в связи с разведкой его континентального шельфа, разработкой его ресурсов или эксплуатацией искусственных островов, установок или сооружений под его юрисдикцией.

При прокладке подводных кабелей и трубопроводов государства должным образом учитывают уже проложенные кабели и трубопроводы. В частности, не должны ухудшаться возможности ремонта существующих кабелей и трубопроводов.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей.

Прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Отчисления и взносы производятся ежегодно в отношении всей продукции на участке по истечении первых пяти лет добычи на этом участке. Размер отчислений или взноса за шестой год составляет один процент стоимости или объема продукции на данном участке. Этот размер увеличивается на один процент каждый последующий год до истечения двенадцатого года и затем сохраняется на уровне семи процентов. Продукция не включает ресурсы, использованные в связи с разработкой.

Развивающееся государство, которое является нетто–импортером какого-либо полезного ископаемого, добываемого на его континентальном шельфе, освобождается от таких отчислений или взносов в отношении этого полезного ископаемого.

Отчисления или взносы делаются через Орган, который распределяет их между государствами– участниками настоящей Конвенции на основе критериев справедливости, принимая во внимание интересы и потребности развивающихся государств, особенно тех из них, которые наименее развиты и не имеют выхода к морю.

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного Суда, в целях достижения справедливого решения.

Если в течение разумного срока не может быть достигнуто соглашение, заинтересованные государства прибегают к процедурам, предусмотренным в части XV.

До заключения соглашения, как предусматривается в пункте 1, заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия, для того чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерба окончательной делимитации.

Когда между заинтересованными государствами имеется действующее соглашение, вопросы, относящиеся к делимитации континентального шельфа, решаются в соответствии с положениями этого соглашения.

При условии соблюдения настоящей части линии внешних границ континентального шельфа и делимитационные линии, проведенные в соответствии со статьей 83, указываются на картах такого масштаба или масштабов, которые приемлемы для точного установления их положения. Там, где это уместно, такие линии внешних границ или делимитационные линии могут быть заменены перечнями географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных.

Прибрежное государство надлежащим образом опубликовывает такие карты или перечни географических координат и сдает на хранение копию каждой такой карты или каждого такого перечня Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, а морские карты и перечни географических координат, показывающих внешние границы континентального шельфа, — и Генеральному секретарю Органа.

Настоящая часть не затрагивает право прибрежного государства разрабатывать недра путем прокладки туннелей, независимо от глубины водного покрова над недрами.

3. Правовое регулирование деятельности на континентальном шельфе

Общая заинтересованность государств в успешном развитии морских научных исследований нашла отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. - всеобъемлющем международном договоре по регламентации режима эксплуатации Мирового океана в современных условиях. В науке международного права проблемы континентального шельфа затрагивались в контексте различных исследований. Специальные монографические работы по режиму континентального шельфа в основном издавались до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., впоследствии освещались лишь отдельные аспекты проблемы. В Конвенции 1982 г. закреплены наиболее важные принципы и нормы, в том числе касающиеся деятельности на континентальном шельфе. Важнейшей задачей современного этапа является осмысление указанных положений данной Конвенции с научной точки зрения. Ряд актуальных международно-правовых проблем, связанных с континентальным шельфом, в силу объективных причин остался за рамками Конвенции, некоторые нуждаются в дальнейшем развитии. Нельзя не отметить, что отдельные специфические аспекты режима континентального шельфа не нашли достаточного отражения ни в договорах по морскому праву, ни в национальных законодательствах. Разногласия, возникающие при установлении границ континентального шельфа между государствами, требуют проведения глубоких теоретических исследований и анализа существующей практики по данному вопросу.

В современном понимании континентального шельфа тесно увязаны три признака, дающие в совокупности возможность точного установления внешней границы континентального шельфа прибрежного государства и его прав на него. Во-первых, связь континентального шельфа с естественным продолжением сухопутной территории прибрежного государства, на что было обращено внимание еще в решении Международного Суда ООН 1969 г. по делу о континентальном шельфе в Северном море. Во-вторых, зависимость континентального шельфа как правовой категории от геоморфологического внешнего предела подводной окраины материка. В-третьих, критерий дистанции, позволяющей прибрежному государству, независимо от наличия естественного продолжения его сухопутной территории в физическом смысле, распространять свою юрисдикцию на континентальный шельф шириной до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Конвенция 1982 г., несмотря на разногласия участников III Конференции ООН по морскому праву, установила наиболее взаимоприемлемый и оптимальный вариант определения границ континентального шельфа.

В п.З ст.56 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) содержится положение о том, что права, изложенные .в отношении морского дна и его недр, регулируются разделом «О континентальном шельфе». Однако при осуществлении этих прав государство действует в рамках двух правовых режимов: режима экономической зоны и режима континентального шельфа. На наш взгляд, это положение требует уточнения, и с целью избежания путаницы мы предлагаем внести следующие коррективы: а) в исключительную экономическую зону в случае отсутствия континентального шельфа должно входить водное пространство как дополнение к морскому дну и его недрам; б) в случае наличия континентального шельфа, ширина которого составляет более чем 200 морских миль, экономическая зона будет представлять собой воды, покрывающие шельф.

Основным направлением, наметившимся в последнее время в области международно-правового регулирования режима континентального шельфа, стало заключение в соответствии с Конвенцией 1982 г. соглашений между государствами по проблемам разграничения границ континентального шельфа и регистрации их границ в Комиссии по границам континентального шельфа. Анализ заключенных в последние годы международных договоров, а также существующая судебная практика свидетельствуют о широком распространении в процессе делимитации континентального шельфа принципа справедливости и об отходе от ранее использовавшегося метода срединной линии.

Важным шагом в урегулировании правового режима континентального шельфа стало принятие национальных законодательных актов, подробно регламентирующих права прибрежных государств на эксплуатацию шельфа (Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 г.; закон Польши от 1 января 1970 г.; закон Исландии от 1 июня 1979 г.; Мавритания свод правил от 28 февраля 1978 г. и др.). Отсутствие в законодательстве ряда стран (Бирма, Индия, Маврикий, Пакистан и др.) положений, регулирующих режим шельфа, свидетельствует о том, что права над шельфом осуществляются ими лишь в целях разведки и разработки его ресурсов без учета других факторов, что представляет собой фактический отход от положений Конвенции 1982 г. Нарушением положений Конвенции 1982 г. следует признать также предусматриваемые законодательством некоторых государств меры наказания за нарушение режима шельфа, включающие арест судов и тюремное заключение членов их экипажей (Пакистан, Маврикий, Сейшельские острова и др.). Все государства, как участники Конвенции 1982 г., так и не являющиеся участниками, обязаны при установлении режима континентального шельфа руководствоваться нормами не только международных договоров, но и обычными нормами международного морского права с тем, чтобы не нарушать интересы других стран.

В случае возникновения споров о границах континентального шельфа наиболее предпочтительным по сравнению с другими международно-правовыми средствами урегулирования споров является обращение сторон в Международный Суд ООН, о чем свидетельствует устоявшаяся практика Суда по рассмотрению подобных споров (например, дело «Бахрейн - Катар» и др.). Методологическая основа исследования. Методологию исследования составляет комплекс научных методов познания социальных явлений.

4. Российское законодательство о континентальном шельфе

Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

природные ресурсы континентального шельфа - минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее - минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - живые ресурсы). Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства Российской Федерации;

промысел живых ресурсов континентального шельфа (далее - промысел) - комплексный процесс, включающий вылов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами;

морские научные исследования на континентальном шельфе (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах[9];

морские ресурсные исследования на континентальном шельфе (далее - ресурсные исследования) - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов;

вредное вещество - вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, которое подлежит контролю на основании международных договоров Российской Федерации;

захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками или сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам или сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.

Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию в отношении[10]:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов;

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов.

В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:

1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;

2) координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении континентального шельфа и деятельности на нем, защиты законных прав и интересов Российской Федерации на континентальном шельфе и охраны его минеральных и живых ресурсов;

3) определение стратегии изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов и промысла живых ресурсов, защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов на основе федеральных стратегии, программ и планов с учетом заключений государственной экологической экспертизы, а также с особым учетом экономических интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и населения в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации;

4) установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования, и разработка соответствующих стандартов (норм и правил);

5) установление порядка проведения конкурсов (аукционов) на получение права пользования участками континентального шельфа и определение победителя конкурса (аукциона);

6) контроль за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов, их защита и охрана;

7) технологический надзор;

8) регистрация работ по изучению, разведке и разработке минеральных ресурсов; составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов; федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов;

9) заключение соглашений о разделе продукции;

10) введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов, а также в местах нереста живых ресурсов;

11) регулирование и проведение ресурсных и морских научных исследований;

12) объявление отдельных районов континентального шельфа закрытыми для проведения иностранными государствами, физическими и юридическими лицами Российской Федерации, физическими и юридическими лицами иностранных государств и компетентными международными организациями морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке и разработке минеральных ресурсов и промыслу живых ресурсов с сообщением координат закрытых районов в "Извещениях мореплавателям";

13) определение общего допустимого улова живых ресурсов по районам их вылова и видам живых ресурсов;

14) установление порядка использования живых ресурсов, включая выдачу лицензий на промысел живых ресурсов, разработку и установление правил и норм по рациональному использованию, сохранению и воспроизводству живых ресурсов;

15) установление запретов и ограничений при использовании живых ресурсов, а также установление правил и норм по воспроизводству живых ресурсов;

16) разработка мер по предотвращению гибели живых ресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;

17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование участками континентального шельфа в целях поиска, разведки;

18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, изучения, разведки и промысла живых ресурсов, проведения морских научных исследований и в иных целях;

19) регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию Российской Федерации;

20) определение трассы и условий для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;

21) регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;

22) проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственного мониторинга состояния континентального шельфа;

23) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и состоянии его минеральных и живых ресурсов;

24) установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью и веществами, иными, чем нефть;

25) установление экологических нормативов (стандартов) содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов;

26) защита и охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания, условий размножения (нереста) и миграции; создание заповедников, заказников, заповедных зон и установление других особо охраняемых природных территорий, в том числе примыкающих к курортам, лечебно-оздоровительным местностям и зонам отдыха на побережье, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям";

27) обеспечение выполнения мероприятий, направленных на охрану континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий;

28) разрешение споров в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;

29) заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении континентального шельфа и деятельности на нем.

Заключение

Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т. п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:

морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;

если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Таким образом в результате проделанной работы, цель работы – достигнута, задачи – решены.

Задача 1

Решение

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это: морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние; если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Международный обычай играет весомую роль в вопросах разграничения континентального шельфа.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с 1969 г., с решения по делам о континентальном шельфе Северного моря (ФРГ - Дания, ФРГ - Нидерланды) Международный Суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, т. е. шельф делился посредине. Вместе с тем, Суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. "Справедливость не всегда означает равенство". Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости.

Задача 2

Решение

Европейский суд по правам человека впервые подробно рассматривал статью 3 Конвенции в деле Ирландия против Соединенного Королевства. Для того, чтобы квалифицировать форму плохого обращения как пытку, Суд принимал во внимание разграничение, проводимое статьей 3 между этим понятием и понятием бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. В данном деле Суд определил пытку как преднамеренное бесчеловечное обращение, вызывающее очень сильные и жестокие страдания . По мнению Суда, разница между понятием "пытка" и понятием "бесчеловечное или унижающее достоинство обращение" заключается в "различной интенсивности страданий". Пытка является наиболее тяжелым видом жестокого обращения. Кроме того, пытка всегда есть бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, а бесчеловечное обращение всегда есть обращение, унижающее достоинство.

В данном деле Суд прежде всего подчеркнул, что должен быть достигнут определенный минимум тяжести страданий, чтобы обращение можно было рассматривать в контексте статьи 3 Конвенции. Оценка этого минимума относительна и зависит от всех обстоятельств дела, в первую очередь, от продолжительности и от тяжести физических и психических последствий, а в определенных случаях — от пола, возраста или состояния здоровья.

В первое время конвенционные органы усиленно занимались индивидуальными жалобами по статье 3. Бесчеловечное обращение в отношении задержанных лиц было признано, например, в таком деле, как дело Томази против Франции от 27 августа 1992 г. Комиссия и Суд признали нарушение статьи 3 в отношении заключенного на Корсике, который был освобожден со следами жестокого обращения. Суд сделал акцент на интенсивности страданий, множественности телесных повреждений и подчеркнул, что статья 3 защищает физическую неприкосновенность лица. В деле Хуртадо против Швейцарии от 28 января 1994 г. нарушение статьи 3 было признано в отношении жестокого обращения при аресте подозреваемого, который долгое время находился в плохих санитарных условиях и без медицинской помощи, хотя она ему была необходима.

В деле Рибич против Австрии от 4 декабря 1995 г. потерпевший жаловался на то, что, находясь под стражей в отделении безопасности федеральной полиции, подвергся плохому обращению, в результате чего получил телесные повреждения, в частности, в виде кровоподтеков на предплечье правой руки. Г-н Рибич утверждал, что данное обращение является бесчеловечным и унижающим достоинство. Полученные им удары, а также оскорбления и угрозы, которым подверглись он и его жена, находившаяся в заключении одновременно с ним, причинили сильные физические и моральные страдания. Более того, ряд свидетелей подтвердили, что заявителю были нанесены телесные повреждения и он перенес серьезную психологическую травму.

Суд в данном деле подчеркнул, что в отношении лица, лишенного свободы, любое применение физической силы, которое не было крайне необходимо из-за его собственного поведения, унижает его человеческое достоинство и является нарушением статьи 3 Конвенции. Суд также отметил, что сложность проведения расследований и неоспоримые трудности борьбы с преступностью не должны вести к ограничениям защиты физической неприкосновенности лица. Суд квалифицировал данное обращение с потерпевшим как ненадлежащее, бесчеловечное и унижающее достоинство.

Унижающее достоинство обращение или наказание является наименее тяжелым нарушением статьи 3 Конвенции. Есть различные формы обращения, которые затрагивают вопросы морали, однако не достигают той степени тяжести, чтобы их можно было рассматривать как унижающее обращение в смысле статьи 3. Примером может служить дело Ирландия против Соединенного Королевства, когда интернированные люди чувствовали себя униженными, выполняя физические упражнения в военном лагере под надзором военных полицейских. Однако и Комиссия и Суд посчитали, что степень тяжести не была так велика, чтобы признать нарушение статьи 3.

Контрольным механизмом против пыток является Комитет против пыток, который осуществляет функции, предусмотренные конвенцией. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека и выступающих в личном качестве. Эксперты избираются государствами-участниками, при этом внимание уделяется справедливому географическому распределению и целесообразности участия нескольких лиц, имеющих юридический опыт.

Содержание под стражей должно отвечать следующим условиям:

a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

В данном случая имело место нарушение Конвенции относительно гражданина Калашникова.

Список литературы

1.     Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г.

2.     Конвенция ООН по Морскому праву 1982 г.

3.     Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

4.     Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

5.     ФЗ «О континентальном шельфе в РФ» от 25.10.1995

6.     Леонтьев O.K. Морская геология. - М.: Высшая школа, 2002. - С. 157

7.     Мировой океан и международное право. Правовой режим морских прибрежных пространств/Отв.ред. А.П.Мовчан, А.Янков. - М.: Наука, 2001.-С.143

8.     Международное право / Отв. ред. Л.А.Моджррян, Н.Т.Блатова. — М.,2000. - С. 321

9.     Колодкин А.Л. Внешний предел континентального шельфа: океан, техника, право. - М., 2002

10.                       Мамедов Р. Международно-правовая делимитация Каспийского моря. - Баку, 2001. - С. 12.


[1] Леонтьев O.K. Морская геология. - М.: Высшая школа, 2002. - С. 157

[2] Мировой океан и международное право. Правовой режим морских прибрежных пространств/Отв.ред. А.П.Мовчан, А.Янков. - М.: Наука, 2001.-С.143

[3] Международное право / Отв. ред. Л.А.Моджррян, Н.Т.Блатова. — М.,2000. - С. 321

[4] Колодкин А.Л. Внешний предел континентального шельфа: океан, техника, право. - М., 2002

[5] там же

[6] Мамедов Р. Международно-правовая делимитация Каспийского моря. - Баку, 2001. - С. 12.

[7] Леонтьев O.K. Морская геология. - М.: Высшая школа, 2002. - С. 157

[8] Леонтьев O.K. Указ. соч. - С. 160

[9] ФЗ «О континентальном шельфе в РФ» от 25.10.1995

[10] ФЗ «О континентальном шельфе в РФ» от 25.10.1995