Содержание

1. Состояние и перспективы развития торговли в России и регионах. 3

2. Технология товародвижения в магазине: понятие, назначение, требования. Факторы, влияющие на их оформление. 4

3. Хозяйственные связи с поставщиками: понятие, виды, порядок формирования и регулирования. 7

4. Задача. 9

Список литературы.. 12

1. Состояние и перспективы развития торговли в России и регионах

         Децентрализация оптового рынка привела к росту числа торговых агентов, являющихся связующим звеном между предприятиями торговли и потребителями.  Резко увеличилось количество оптовых предприятий, существенно изменилась их структура.  Абсолютное большинство оптовых предприятий  относятся к негосударственной форме собственности являются  в основном мелкими как по числу работающих, так и по размеру складской площади.  Большинство этих предприятий не приспособлены для применения  прогрессивной технологии складской  переработки грузов и не могут обеспечить высокую эффективность товароснабжения розничной торговой сети.  Поэтому одним из важных направлений развития материально-технической базы оптовой торговли является  создание сети современных оптовых предприятий, обеспечивающих применение эффективных технологий.

         Существенные изменения произошли в составе розничной торговой сети.  За годы становления рыночной экономики  общая численность розничных торговых предприятий существенно сократилась.  Большинство из них относятся к негосударственной форме собственности и являются преимущественно мелкими предприятиями.  Наметился резкий спад обновления  розничной торговой сети за счет нового строительства. Совершенствование розничной торговой сети должно происходить как за счет реконструкции действующих, так и за счет строительства новых современных предприятий (супермаркетов, гипермаркетов и т. д.)[1].

         Большое значение имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть  основаны на широком применении современных, удобных для покупателя методов продажи товаров.  Это, в первую очередь, относится к продаже товаров методом самообслуживания,  по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, автомагазинной продаже  и т. п. Применение прогрессивных технологий торгового обслуживания населения имеет важное социально-экономическое  значение.

         Использование  магазинных карточек способствует росту товарооборота магазина и позволяет ему получить дополнительные заемные средства. Внедрение магазином автоматизированной системы работы с пластиковыми картами позволяет вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок.

         Одним из направлений научно-технического прогресса в розничной торговле является автоматизация процесса продажи товаров на основе торговых автоматов, а также создание автоматизированных магазинов.[2] 

2. Технология товародвижения в магазине: понятие, назначение, требования. Факторы, влияющие на их оформление

         После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

         Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

         Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

         Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации (нескоропортящиеся товары) хранят при температуре 10…18 °С и относительной влажности воздуха 60…70 %.

         За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.

         На стеллажах размещают товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т.д.).

         В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

         В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.

         В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д.), в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

         Действующие нормы естественной убыли установлены на реализуемые вразвес стандартные продовольственные товары в процентах к их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в магазине, а также при подготовке к продаже и продаже товаров вследствие:

-       усушки;

-       распыла;

-       раскрошки, образующейся при продаже товаров, за исключением обсыпной карамели и сахара рафинада;

-       утечки (таяние, просачивание);

-       розлива при перекачке и продаже жидких товаров.

         Кроме того, в нормы включены масса полимерной пленки, фольги и пергамента, удаляемых при продаже сыров, поступивших упакованными в указанные материалы, а также концы оболочек, шпагат и металлические зажимы, удаляемые при подготовке к продаже колбасного копченого сыра.

         В норму естественной убыли не включены:

-       нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопченостей и рыбы, продаваемой после предварительной разделки;

-       зачистки сливочного масла, а также крошка, образующаяся при продаже обсыпной карамели и сахара-рафинада. Зачистки и крошка сдаются на переработку и списываются по накладным, по которым эти отходы были сданы;

-       всякого рода потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары);

-       фактические дополнительные потери, связанные с реализацией товаров методом самообслуживания, в пределах установленных норм[3].

         Действующие нормы естественной убыли товаров являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров окажется недостача против учетных остатков.

         Естественная убыль товаров списывается по фактическим размерам, но не выше установленных норм. Ее списание может производиться только после инвентаризации на основе соответствующего расчета. Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц.

         Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже.

         Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и

других факторов.

         Все эти операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами[4].

3. Хозяйственные связи с поставщиками: понятие, виды, порядок формирования и регулирования

         Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т.д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

         Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи централизованным и децентрализованным методами.

         Наиболее эффективный метод доставки товаров на розничные торговые предприятия – централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча[5].

         Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:

-       анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота;

-       рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки товаров;

-       осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкой товаров;

-       устанавливают систему материальной ответственности сторон за выполнение условий централизованной доставки;

-       рассчитывают эффективность применения централизованной доставки товаров и выявляют резервы ее повышения.

         Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.

         При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.

         Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

         Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых не известна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.

         Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.

4. Задача

         В магазин поступили кондитерские изделия – конфеты «Птичье молоко». При приемке оказалось, что конфеты по качеству не соответствуют ГОСТу.

Определите:

1.     Сопроводительные документы, определяющие качество товаров.

2.     Как должны поступить работники магазина в данной ситуации?

3.     Каковы сроки приемки?

4.     С кем осуществляется приемка?

         Ответ:

         1. Сопроводительные документы: Договор поставки, Сертификат соответствия, Товарно-транспортные накладные.

         2. В случае обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки товаров, тары или упаковки установленным требованиям составляется акт, приемка товаров приостанавливается. Для участия в дальнейшей приемке вызывается представитель поставщика, о чем ему должно быть направлено уведомление (по телеграфу или телефону) не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам – сразу же после обнаружения несоответствия качества товаров установленным требованиям.

         Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) должен явиться для участия в окончательной приемке товаров не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова. При этом время, необходимое для проезда, в этот срок не включается.

         Представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем на следующий день (по скоропортящимся товарам – не позднее 4 ч) после получения вызова.

         Документом, подтверждающим недоброкачественность, некомплектность товара, отсутствие надлежащей маркировки, а также недоброкачественность тары и упаковки, является акт, который должен быть составлен в день окончания приемки, но не позднее установленных сроков. В нем приводятся точные сведения об обнаруженных недостатках, дается их характеристика, перечисляются основания, по которым товары переведены в более низкий сорт. Здесь же должно быть заключение о причинах утраты качества товаров.

         3. Порядок и сроки приемки товаров по количеству зависят от характера тары или упаковки, в которой поступил товар, его физико-химических свойств, способа доставки и других условий. Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты по количеству в момент вскрытия (разгрузки) транспортных средств, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. В этот же срок осуществляется приемка по массе брутто и количеству мест товаров, поступивших в исправной таре. Окончательная приемка товара (по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте) производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, по скоропортящейся продукции – не позднее 24 ч с момента получения продукции от поставщика.

         Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договорами поставки, ГОСТами или техническими условиями. Во всех остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектности проводится в следующие сроки:

-       при иногородней поставке – не позднее 20 дней, а по скоропортящейся продукции – 24 ч после поступления товаров;

-       при одногородней поставке – не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции – 24 ч после поступления товаров на склад.

         4. Приемка товаров по качеству проводится материально ответственными лицами. В случае обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки товаров, тары или упаковки установленным требованиям составляется акт, приемка товаров приостанавливается. Для участия в дальнейшей приемке вызывается представитель поставщика, о чем ему должно быть направлено уведомление (по телеграфу или телефону) не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам – сразу же после обнаружения несоответствия качества товаров установленным требованиям.

         Если представитель поставщика не явился в установленный срок или если его вызов был не обязателен, проверка качества товаров может производиться с участием представителя общественности предприятия-получателя.

Список литературы

1.     Гордон М. П. Материально-техническое снабжение. Перестройка организации управления. – М.: Экономика, 2003. – 312с.

2.     Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2002. – 596с.

3.     Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. – СПб.: Полигон, 2004. – 298с.

4.     Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2003. – 450с.

5.     Панкратов Ф.Г. и др. Практикум по организации, технологии и проектированию торговых предприятий: Учебное пособие. – М.: Дашков и К°, 2002. – 240с.


[1] Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2003. – 450с.

[2] Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2002. – 596с.

[3] Гордон М. П. Материально-техническое снабжение. Перестройка организации управления. – М.: Экономика, 2003. – 312с.

[4] Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. – СПб.: Полигон, 2004. – 298с.

[5] Панкратов Ф.Г. и др. Практикум по организации, технологии и проектированию торговых предприятий: Учебное пособие. – М.: Дашков и К°, 2002. – 240с.