Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы бизнес-планирования…………………………………...4

2. Разработка бизнес-плана……………………………………………………….....9

2.1  Резюме  …………………………………………………………………………...9

2.2 Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции………………….10

2.3. Анализ рынка и основных конкурентов……………………………………...14

2.4 Планирование производства…………………………………………………...15

2.5 План маркетинговой деятельности……………………………………………22

2.6 Организационный план………………………………………………………...25

2.7. Финансово-экономические риски…………………………………………….26

2.8 Финансовый план………………………………………………………………27

Заключение…………………………………………………………………….……31

Список использованной литературы……………………………………………...32

Приложение………………………………………………………………………...33


Введение

Предпринимая первые шаги в бизнесе или реализуя новый бизнес-проект предприниматель обычно сталкивается, во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых,  с множеством обстоятельств, которые могут увлекать его предприятие в сторону от правильно выбранного долговременного курса. Поэтому необходимо предварительно изложить цели, оценки и прогнозы такого курса на бумаге.

Чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чем-то большем, чем деньги. Он нуждается в планировании.

Существуют две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана: убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес или предоставления кредита; сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить вас от него.

  Основной целью бизнес-плана является достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может делать.

При этом задачами является анализ состояния отрасли, необходимого объема продукции, потенциальных потребителей,  конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках, сегмента рынка, а также расчет показателей эффективности.

1. Теоретические основы бизнес-планирования

Начиная деятельность, предприниматель должен ясно представлять потребности фирмы в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения и, кроме того, уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

Чтобы добиться стабильного успеха, необходимо четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о состоянии рынка и конкурентах, а также о собственных перспективах и возможностях.

Даже самых хороший план не дает гарантии успеха без его умелой реализации, эффективного управления имеющимися ресурсами, без учета ограничений и требований рынка.  Тем не менее, правильное составление бизнес плана дает возможность:

- объективно оценить проект

- помочь в эффективном управлении предприятием и его успешном функционировании

- понять замысел предпринимателя и создать основу для привлечения финансовых ресурсов.[1]

Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:

-         определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

-         сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

-         определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

-         выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;

-         оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;

-         выявить соответствие имеющихся кадров фирмы;

-         определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

-         оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

-         предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Существуют две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана: убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес или предоставления кредита; сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить вас от него.[2]

Бизнес-план является официальным документом. Чтобы написать его, нужно собрать обширную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана.

Первый вид бизнес-плана – официальный, является кратким (до 50 станиц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, менеджеров, инвесторов и акционеров фирмы для того, чтобы они могли представить общую цель бизнеса. В нем обычно содержится три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).[3]

Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Он носит название рабочего бизнес-плана и позволяет: глубже понять важность официального бизнес-плана; составить программу ваших действий задолго до того, как реально начнется новое дело; детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем, и таким образом быть готовым преодолеть их в будущем, так как сможете принять правильное решение, чтобы избежать ошибок в официальном бизнес-плане;  заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым вы в целом имеете контроль (персонал, материальные запасы), и внешний (экономика, новое законодательство), т.е. что вы не в состоянии изменить; осуществлять тщательный контроль за состоянием дела, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга делового окружения; по мере необходимости служить в качестве справочника при корректировке официального бизнес-плана.[4]

Таким образом, рабочий бизнес-план – это широкое пространство или деловое поле вашей игры, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана.

Элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть  (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:

-         возможности, необходимости и объемы выпуска продукции (услуг);

-         потенциальных потребителей;

-         конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;

-         своего сегмента рынка;

-         показатели различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);

-         достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования.[5]

Итак, бизнес-план  это:

-         изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;

-         определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;

-         предвидение рисков предпринимательской деятельности;

-         конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

-         развитие перспективного взгляда на компанию и рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.[6]

Наиболее распространенными областями бизнес-планирования современной экономической ситуации в России являются:

1.                          создание бизнес-линий как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального и универсального имущества, технологий, а также контрактов, которые обеспечивают возможность получения определенных доходов;

2.                          разработка бизнес-плана специального назначения финансово-экономического характера:

-         эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;

-         подготовка к продаже приватизированных предприятий;

-         подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;

-         выкуп акций в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или акций в товариществах при выходе из состава одного из акционеров;

-         обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.

Выбранная нами структура бизнес-плана объясняется особенностями нашего производства, таких как длительный производственный цикл, маленькое количество рабочих, ограниченный спрос на данный вид товара…

В конечном счете, все разделы бизнес-плана должны быть направлены на реализацию установленных целей. Но ключевыми являются план рынка (маркетинга) и план управления бизнесом с детальным финансовым анализом. Бизнес-план опирается на предыдущие исследования и информацию, предоставляет общую стратегию фирмы,  являясь совокупностью планов в сфере управления, маркетинга и финансов

2. Разработка бизнес-плана

2.1  Резюме

Целью проекта  - получение прибыли в размере 40000 рублей

Задачами - подробный анализ рынка, конкурентов, товара; описание производственного, организационного, финансового планов, выявление существующих рисков; расчет экономических показателей.

Инициатор проекта – ООО «Русское печенье»

Организация занимается выпечкой  печенья.

Директор – Комов Петр Сергеевич. Возраст 45 лет. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах – 20 лет, в том числе в высшем звене управления – 7 лет.

Главный бухгалтер – Хабарова Алла Александровна. Возраст 40 года. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах 15 лет, в том числе в производственной сфере – 5 лет.

Основными преимуществами нашей продукции на рынке является ориентированность на покупателей со средним доходом, большой ассортимент.

На данный момент предприятие обладает всеми необходимыми ресурсами. Ежегодно фирма планирует рост производства. В 2006 году объем производства составит 19680 кг, в 2007г –20073, в 2008г – 20877. Соответственно выручка от реализации продукции возрастет за три года с 1180800 руб. до 1315251 руб. А чистая прибыль составит  в 2006 году 42374 руб., в 2007 г. –48199 руб., в 2008 г. –68233 руб.

В настоящее время на новосибирском рынке существует 4 крупные фирмы, занимающиеся выпечкой печенья.

Планируемая рентабельность продаж высокая, при этом возможность отклонение составляет ±1,94, что говорит о том, что финансово-экономические риски не высоки.

Данное предприятие не нуждается в привлечении кредита.

Критический объем продаж – 18185 кг печенья в год.

2.2 Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции

В экономической литературе изучена динамика основных показателей исследуемого рыночного сегмента производства и реализации кондитерских изделий, которая отражена на рисунке 1.

Рис. 1. Годовые объемы производства кондитерских изделий  в России в 1990- 2002 годах.

Как видно из рисунка 2, к началу 90- х годов рынок производства кондитерских изделий во времена существования плановой системы хозяйствования был развит достаточно хорошо. В связи с переходом на рыночные рельсы, экономика страны попала в  серьезный кризис, большинство предприятий не смогли существовать в новых условиях. Поэтому к середине 90 – х годов наблюдается тенденция падения объемов продаж. Однако ситуация в отрасли после 1997 ода меняется в лучшую сторону в связи с рядом положительных тенденций в политической и экономической жизни страны.

Инициатор проекта –  ООО «Русское печенье»

Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью.

Форма собственности – частная.

Размер уставного капитала –  421000 рублей

Адрес: г. Новосибирск, ул. Петухова, 56

Предприятие зарегистрировано 11.04.1995.

Номер регистрационного удостоверения –2564876.

Учредители предприятия: Рогов Александр Александрович (50% уставного капитала), Петров Владислав Анатольевич  (25% уставного капитала), Сергеев Андрей Владимирович (25% уставного капитала)

Директор – Комов Петр Сергеевич. Возраст 45 лет. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах – 20 лет, в том числе в высшем звене управления – 7 лет.

Главный бухгалтер – Хабарова Алла Александровна. Возраст 40 года. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах 15 лет, в том числе в производственной сфере – 5 лет.

Основной вид деятельности предприятия – выпечка печенья.

Цель проекта: получение прибыли в размере в размере 40000 рублей в 2006 году.

Миссией предприятия является удовлетворение потребностей потенциальных потребителей. Анализ рынка показал наличие неудовлетворенного платежеспособного спроса. Рынок является открытым, продукция – конкурентоспособной как по качеству, так и по цене.

Финансово-экономическая целесообразность проекта характеризуется следующими показателями: рентабельность продаж – 4%, рентабельность продукции – 3,6%.

Финансирование данного проекта планируется осуществлять на основе собственных средств, без привлечения кредитов.

Цены на покупку одного килограмма печенья в 2006 году составит 60  рублей.

Оценку сильных и слабых сторон конкурентов и нашего предприятия можно оценить с помощью таблицы 1

Таблица 1

Анализ сильных и слабых сторон

 конкурентов и собственного предприятия

Факторы, характеризующие предприятие

преимущества

недостатки

Менеджмент предприятия

- цели и формулируемые стратегии

- система мотивации сотрудников

Максимизация прибыли

Премии, скидки на товар

Производство

- оборудование

- гибкость производственных линий

- качество производственного планирования и управления

Высокотехнологичное

Высокая

Высокое

Научные исследовательские разработки

- Интенсивность и результаты

- ноу-хау

- использование новых технологий

Новейшая техника

Маркетинг

- организация сбыта

- фаза жизненного цикла продукта

Продажа в магазинах, на месте производства

1час 40 мин

Кадры

- возрастная структура

- уровень образования

- квалификация и мотивация труда персонала

20-40 лет

высшее, среднеспециальное

высококвалифицированные

Финансы

- доля собственного капитала

- финансовое состояние

100%

рент-ть = 4%

В таблице 2 приведены сильные и слабые стороны товара, анализируя которую можно сделать выводы о сильных и слабых сторонах производимого товара, а следовательно о том, существует ли спрос на производимую продукцию, можно ли на него повлиять и сколько это будет стоить.

Из вышепредложенной таблицы можно сделать выводы о том, что наиболее сильными сторонами товара являются: большой ассортимент продукции и высокое качество.

Главной  слабой стороной является отдаленное месторасположение.

Таблица 2

Сильные и слабые стороны товара

Вопросы

Сильные стороны

Слабые стороны

1

 Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция?

Да

2

Изучены ли вами запросы ваших покупателей?

Да

3

Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам?

Большой ассортимент

4

Можете ли вы эффективно донести свою продукцию до тех потребителей, на которых она ориентирована?

Да

5

Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении:

-                  качества

-                  цены

-                  месторасположения

Да

Да

Нет

6

Есть ли у вас идеи относительно новой продукции?

Да

7

Возможно ли копирование вашей продукции конкурентами?

Да

8

Отслеживаете ли вы жалобы покупателей?

Нет

9

Каково качество вашего обслуживания?

Высокое

2.3. Анализ рынка и основных конкурентов

Наиболее перспективные рынки сбыта можно наблюдать в таблице 3.

Таблица 3

Показатели

Новосибирск

Населенные пункты в радиусе

Уровень спроса

120000

10000

Степень удовлетворения спроса

75%

55%

Уровень конкуренции

Высокий

средний

Доля потребителей, готовых купить продукцию

60%

45%

В Новосибирске существует 3 крупных фирм, производящих печенье и также несколько минипекарнь. В основном они специализируются на продаже печенья 2-3 сортов.

Более подробно информация об основных конкурентах представлена в таблице 4.

Таблица 4

Оценка и анализ конкурентов

Характеристика конкуренции

I

II

III

IV (минипекарни)

1.      1. Объем продаж за 2004 год (шт.)

2.      2. Занимаемая доля рынка (%)

3.      3. Уровень цен (тыс.руб./шт.)

4.      4. Качество товара

5.      5. Время существования фирмы (лет)

6.      6. Привлекательность внешнего вида

18000

12,3

60

высокое

12

среднее

18560

18

65

среднее

5

среднее

19255

23,1

59

высокое

более 15

хорошее

12330

22,7

63

среднее

4

высркре

Создаваемая фирма является конкурентоспособной по сравнению с другими конкурентами. Цены на товар в среднем соответствуют ценам конкурентов, качество высокое.

2.4 Планирование производства

В этом разделе бизнес-плана определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указанием узких с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Важным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.

2.4.1. Производственная программа предприятия представлена в таблице 5.

Таблица 5

Производственная программа предприятия

показатели

2006

2007

2008

Коэф-т роста объема продукции

Объем выпуска продукции с учетом к-та (кг)

Коэф-т роста объема продукции

Объем выпуска продукции с учетом к-та (кг)

Коэф-т роста объема продукции

Объем выпуска продукции с учетом к-та (кг)

Печенье

1,01

19680

1,02

20073

1,04

20877

В том числе доля реализации печенья в соответствии с договорами купли-продажи

1,01

19680

1,02

20073

1,04

20877

Итого

19680

20073

20877

Из таблицы видно, что вся произведенная продукция реализуется  в соответствии с договором купли-продажи, то есть остатка готовой продукции нет.

2.4.2. Для подробного изучения технологического процесса необходимо изучит следующую схему.

Схема технологического процесса

                                                                             

                                                                   замес теста

           

                                                                                выпечка

         

        

            

                                                      сушка

 

         

                                            фасовка, упаковка

         

          

Замес теста составляет 30 минут.

Выпечка – 40 минут.

Сушка – 25 минут.

Фасовка – 5 минут

Таким образом, на выпечку одной партии печенья, которая составляет 10 килограмм, необходимо затратить 1 час 40 минут

2.4.3. Потребность в основных фондах

Количество единиц оборудования рассчитывается по формуле:

 К=М*Кт / МФРВ*Пт , где   М – необходимая масса исходного сырья за год (кг)

 Кт – технологический коэффициент

 ГФРВ –годовой фонд рабочего времени (ч)

                                               Пт – производительность (м/ч)[7]

 Потребность в машине для замеса теста:

               М=21648 кг.

               Кт=0,99

               ГФРВ=328*10=32800 ч.

               Пт=10 кг/час

         М=21648*0,99/32800*10 = 21432/32800=0,65

         В нашем производстве участвует 1 машина для замеса теста.

         Потребность в печи:

      М= 21648 кг.                  

      Кт=0,85

      ГФРВ=328*10=32800

               Пт=10 кг/час

           М=21648*0,85/32800*10=0,5

           В нашем производстве участвует 1 печь.

Потребность в машине для сушки теста:

      М= 21648 кг.                  

      Кт=0,99

      ГФРВ=328*10=32800

               Пт=10 кг/час

М=21648*0,99/32800*10=0,7

В производстве участвует 1 машина для сушки теста.

Кроме машинки для замеса теста, печи и машины для сушки теста необходимы столы, стулья и другие виды основных средств.

Таким образом потребность в основных фондах выглядит следующим образом:

1.                Оборудование:

1.1  Машина для замеса теста                           1 шт.

1.2    Печь                                                            1 шт.

1.3    Машина для сушки                                   1 шт.

1.4    Стол                                                            1 шт.

1.5    Стулья                                                   4 шт.

2.     Мебель для офиса

2.1    Стол                                                       2 шт.

     2.2    Стул                                                       4 шт.

             2.3    Кондиционер                                             1 шт.

               2.4    Телефон                                                     1 шт.

            2.5     Компьютер                                               2 шт.

2.6     Шкаф                                                        1 шт.

            Сан. Узел

Расчеты, связанные с потребностью в основных средствах и их стоимостью представлены в приложении в таблицах А, Б, В

Таблица 6

Потребность в основных фондах (руб)

ОФ

2006

2007

2008

действующие

Общая потребность

Прирост ОФ

Общая потребность

Прирост ОФ

Здания, сооружения

10000

10000

-

10000

-

Рабочее оборудование

40000

40000

-

40000

-

Прочие

116000

116000

-

116000

-

Итого

166000

166000

166000

Амортизационные отчисления на основные фонды рассчитываются по формуле:

Н=Фп / Т*Фп *100%, где   Фп – первоначальная стоимость основных  

                                                 фондов

                                            Т – нормативный срок службы данного вида                                                            

                                                 основных фондов

Годовая амортизация:

А=Фп*Н / 100%

Амортизация на машину для замеса теста:

Н=15000р / 10л*15000р * 100%=10%

А=15000р*10% / 100%=1500р

Амортизация на печь:

Н=15000р / 10л*15000р * 100%=10%

А=15000р*10% / 100%=1500р

Амортизация на машину для сушки:

Н=1000р / 5л*1000р * 100%=10%

А=10000р*10% / 100%=1000р

Амортизация на мебель

Н=9000р / 20л*9000р * 100%=5%

А=9000р*5% / 100%=450р

Амортизация на кондиционер:

Н=15000р / 10л*15000р * 100%=10%

А=15000р*10%/100%=1500р

Амортизация на компьютер:

Н=40000р / 5л*40000р * 100%=20%

А=40000р*20% / 100%=8000р

2 компьютера - 16000

Годовая амортизация на все виды основных фондов составила 21950.

2.4.4. План производства

План производства представлен в таблице 6, которая основана на данных таблицы Г приложения.

В производстве все сырье используется в производстве и вся произведенная продукция реализуется по договору купли-продажи, поэтому переходящего запаса нет.

Таблица 7

Виды ресурсов

2006

2007

2008

Кол-во натуральных ед-ц

Цена ед-цы

Ст-ть

Ст-ть переходящего запаса

Кол-во натуральных ед-ц

Цена ед-цы

Ст-ть

Ст-ть переходящего запаса

Кол-во натуральных ед-ц

Цена ед-цы

Ст-ть

Ст-ть перех запаса

Сырьё:

-тесто

-добавки

Материалы:

-ножи

-посуда

21648

1968

4

20

5

50

432960

9840

200

500

22514

2007

4

21

6

55

472794

12042

220

500

23415

2088

4

21,5

6,5

57

503423

13052

228

500

электрознергия

3000 кВт

0,88

2640

3100 кВт

0,88

2728

3150 кВт

0,9

2835

вода

60 м3

2,3

138

65 м3

2,33

151,5

68 м3

2,4

163,2

телефон

135

140

150

Аренда помещения

60 м2

2000

120000

120000

120000

Итого

566413

608576

640351

2.4.5. Потребность в персонале и зарплате

На нашем предприятии работает персонал, непосредственно участвующий в производственном процессе, администрация и обслуживающий персонал

В производстве участвует новейшая техника, необходимы люди, которые контролируют работу машин.

На каждую машину необходим 1 человек, следовательно для всего производственного процесса потребуется 4 человека.

Годовой фонд рабочего времени каждой рабочей составляет 360 часов. Заработная плата – почасовая. Час = 160 руб. Затраты на заработную плату составляют 230400 руб.

Годовой фонд рабочего времени уборщицы составляет 240 часов, часовая тарифная ставка – 100 руб. Затрата на з/п – 24000 руб.

Заработная плата директора и бухгалтера составляет 120000 и 115000 соответственно.

Таблица 8

Потребность в персонале и заработной плате

работники

2006

2007

2008

Потребность, чел

Среднегодовая з/п

Затраты на з/п

Начисления на з/п

Затраты на з/п

Начисления на з/п

Затраты на з/п

Начисления на з/п

директор

1

120000

120000

31200

125000

32500

130000

33800

бухгалтер

1

115000

115000

29900

120000

31200

125000

32500

пекари

4

162000

162000

42120

162000

42120

162000

42120

Уборщиц

1

24000

24000

6240

24000

8544

24000

8544

Вспомогательные данные рассчитаны в приложении в таблице Д.

2.4.6. Калькуляция себестоимости

Таблица 9

показатели

2006, V произв-ва=19680

2007, Vпроизв-ва=20073

2008, Vпроизв-ва=20877

На ед-цу продукции

всего

На ед-цу продукции

всего

На ед-цу продукции

всего

1. Объем продаж, выручка от реализ-ции (без НДС)

60

1180800

62

1244526

63

1315251

2. Себестоимость

Сырье и материалы

22,54

443500

24,19

485556

24,77

517203

Вода

0,007

138

0,008

151,5

0,008

163,2

Электроэнергия

0,13

2640

0,14

2728

0,14

2835

Затраты на оплату труда

21,39

421000

21,5

431000

21,12

441000

Начисления на З/П

5,56

109460

5,7

114364

5,6

116964

Амортизация

1,11

21950

1,09

21950

1,05

21950

Расходы на рекламу

0,1

2000

0,099

2000

0,096

2000

Аренда

6,098

120000

5,98

120000

5,75

120000

ИТОГО по разделу 2

56,99

1121688

58,67

1177750

58,54

1222115

3. Налоги, относимые на финансовый результат

Налог на имущество (2.2%)

0,17

3256

0,16

3256

0,16

3256

Налог на рекламу (5%)

0,005

100

0,005

100

0,005

100

ИТОГО по разделу 3

0,17

3356

0,17

3356

0,16

3356

4. Балансовая прибыль

2,8

55756

3,16

63420

4,3

89780

5. налог на прибыль (24%)

0,68

13382

0,76

15221

1,03

21547

6. Чистая прибыль

2,1

42374

2,4

48199

3,27

68233

2.5 План маркетинговой деятельности

В данном разделе описана стратегия маркетинга.

Анализ ценовой политики представлен в таблице 10.

Таблица 10

Анализ ценовой политики

вопрос

Характеристика фактического состояния дел

Прогноз положения дел

1. насколько цены отражают издержки предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него? 

Цены на товар средние, что дает возможность конкурировать с другими фирмами, цены удовлетворяют спросу

Цены планируется оставить примерно на том же уровне

2. какова вероятная реакция покупателей на повышение (понижение) цен?

Повышение цен снизит спрос на товар

Повышение цены не ожидается

3. как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия?

Покупатели удовлетворены

Цены на прежнем уровне

4. используется ли предприятием политика стимулирования цен?

нет

Использование в будующем

5. как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены?

изменяет

6. известны ли цены на товар вашего предприятия потенциальным покупателям?

7. как относятся покупатели к установленным вами ценам?

8. используется ли предприятием политика стандартных цен?

Да

Положительно

нет

Планируемая цена определяется следующим образом:

Ц = (Сс+П)+НДС, где

Ц – цена

Сс – полная себестоимость единицы продукции, руб

П – планируемая прибыль на единицу продукции

НДС – налог на добавленную стоимость[8]

Ц = 56,99+2,1+10 = 69,09 руб. Как видно, цены ниже.

Коэффициент эластичности =  , где

Q1,Q2 – объемы продаж планируемого предприятия и основного конкурента

Р1,Р2 – цены единицы продукции планируемого предприятия и основного конкурента.[9]

К =  = 1

следовательно то есть изменение цены единицы продукции на 1% повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах на 1%.

Важным является выбор ценовой стратегии. Так как фирма существует уже несколько лет на рынке, то она придерживается стратегии высокого качества и высокой цены.

Планируется осуществить рекламную компанию через СМИ.

1.    Бесплатная реклама в газете

2.    Платная реклама в газете и журнале

3.    Рекламный щит в центре города, рядом с нашим магазином.

Методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса представлены в таблице  11.

Таблица 11

Анализ системы формирования спроса и стимулирования сбыта

вопрос

Характеристика и оценка фактического состояния дел

прогноз

Есть ли программа ФОССТИС?

да

да

Каковы результаты ее реализации?

Повышение спроса на товар

Усовершенствование

Какие приемы ФОССТИС используются

Скидки

Скидки

Какова эффективность каждого приема

высокая

высокая

                                                                                            Продолжение таблицы 11.

Используете ли вы рассрочку и другие виды кредита?

нет

нет

Передаете ли вы образцы товара на пробу?

да

да

Какие каналы распространения вы используете?

радио, телевидение

выставки

Какие каналы наиболее эффективны?

телевидение

телевидение

Какие приемы побуждения сбытового персонала вы применяете?

премии

премии

Используете ли вы премиальную торговлю?

да

да

Соответствует ли торговая сеть поставленным целям фирмы?

да

Да

Специализируется ли персонал по рынкам и товарам?

да

да

Как определяются предполагаемые объемы продаж?

Объем продаж соответствует договорам купли-продажи

Объем продаж соответствует договорам купли-продажи

Как оцениваются результаты работы торгового персонала?

Исходя из качества продукции

Исходя из качества продукции

Какие цели поставлены перед рекламой?

Обратить внимание потенциальных покупателей

Обратить внимание потенциальных покупателей

Как оценивают покупатели качество ваших рекламных текстов?

средне

Высоко

Какими критериями вы пользуетесь при выборе каналов распределения рекламы

Наибольшей эффективностью

Наибольшей эффективностью

Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли?

да

Да

Имеется ли у вашей фирмы стиль?

нет

Да

Хорошо ли заметен ваш товарный знак среди конкурирующих?

да

да

Насколько упаковка способствует увеличению продаж?

Упаковка обращает на себя внимание

Упаковка обращает на себя внимание

Сохраняет ли упаковка товар от повреждения?

нет

да

Облегчает ли упаковка работу продавца?

нет

Нет

Можно ли использовать упаковку после изъятия из нее товара?

нет

нет

Узнаваем ли товар среди других?

да

Да

Соответствуют ли варианты партионности требованиям данного рынка?

да

да

2.6 Организационный план

Форма собственности – Общество с ограниченной ответственностью.

Организационная структура имеет следующий вид:

Директор

            

 

      Бухгалтер                 пекарь 1             пекарь2         пекарь 3          Уборщица

Перечень рабочих:

  Генеральный директор – Комов Петр Сергеевич. Возраст 45 лет. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах – 20 лет, в том числе в высшем звене управления – 7 лет.

Главный бухгалтер – Хабарова Алла Александровна. Возраст 40 года. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах 15 лет, в том числе в производственной сфере – 5 лет.

Пекари:

1.     Сафонова Ольга Семеновна. Возраст 30 лет. Образование среднее специальное, специальность – повар. Опыт работы – 10 лет.

2.      Павлова Светлана Анатольевна. Возраст 27 год. Образование среднее специальное, специальность – повар. Опыт работы – 5 лет.

3.      Говорун Алла Федоровна. Возраст 32 лет. Образование – среднее специальное, специальность –повар. Опыт работы – 14 лет.

4.      Селезнева Олеся Александровна. Возраст - 20 лет. Образование – среднее специальное, специальность – повар. Опыт работы – 2 года.

Уборщица – Мартынова Ольга Олеговна. Возраст 50 лет.

Эффективность оргструктуры определяется по формуле:

К = 1 -  , где

З – затраты на управление, приходящиеся на одного работника.

Л – удельный вес численности управленческих рабочих в общей численности

Фо – фондоотдача

Фв – фондовооруженность[10]

К = 1-  = 1-0,002 = 0,992, что говорит об эффективности организационной структуре.

2.7. Финансово-экономические риски

В разделе финансово-экономических рисков  составлен перечень рисков, из которых выбраны наиболее важные для данного проекта. Особое внимание мы уделили финансово-экономическим рискам (таблица 12)

Таблица 12

Финансово-экономические риски

Виды рисков

Отрицательное влияние на прибыль

1.     Снижение цен конкурентов

2.     Увеличение производства у конкурентов

3.     Рост налогов

4.     Снижение платежеспособности потребителей

5.     Рост цен на сырье, материалы

Снижение цен

Падение продаж или снижение цен

Уменьшение чистой прибыли

Падение продаж

Рост себестоимости и прибыли

Риск рассчитывается следующим образом:

1.                          За предыдущие 5 лет уровень рентабельности составлял: 6, 8, 10, 11, 11%

2.                          планируемый уровень рентабельности – 10 %

3.                          Средневзвешенная рентабельность = 1/5·6+1/5·8+1/5·10+1/5·11+1/5·11 = 9,2

4.                          Дисперсия = (6-9,2)2·1/5+(8-9,2)2·1/5+(10-9,2)2·1/5+(11-9,2)2·1/5+(11-9,2)2·1/5 = 3,76

5.                          Стандартное отклонение =  = =1,94

Это означает, что вероятное отклонение рентабельности продукции от средней величины составляет ±1,94, т.е. по пессимистическому прогнозу можно ожидать, что рентабельность составит 8,06%, а по оптимистическому – 11,94%. Здесь присутствует незначительный риск.

2.8 Финансовый план

В данном разделе обобщаются все предшествующие материалы разделов и представляются они в стоимостном выражении.

Таблица 13

Распределение чистой прибыли

(планирование средств фондов накопления и потребления)

показатели

2006

2007

2008

Фонд накопления

1

Чистая прибыль

42374

48199

68233

2

Источники формирования средств фонда накопления

2.1

Остатки ср-в фонда на начало периода

2650

-164426

10175

2.2

Амортизационные отчисления

21950

21950

21950

2.3

Отчисления от чистой прибыли

11200

12500

13000

2.4

Прирост устойчивых пассивов

3

Всего источников

35800

-129976

45125

4.

Направления использования средств фонда накопления

4.1

Уплата % за пользование кредитом

4.2

Затраты на приобретение основных средств

166000

166000

2000

4.3

Затраты на прирост оборотных средств

5000

2000

2000

4.4

Погашение долгосрочного кредита

5

Всего затрат

6

Излишек средств

10175

19108

7

Недостаток средств

164426

Фонд потребления

1

Чистая прибыль

42374

48199

68233

2

Источники формирования средств потребления

2.2

Отчисления от чистой прибыли

11200

12500

13000

2.3

Прочие поступления

2.4

2.5

Фонд оплаты труда

Остатки средств

500000

1200

500000

-45820

500000

179

3

Всего источников

512400

514879

581412

4

Направления использования фонда потребления

4.1

Оплата труда

498220

494700

507300

4.2

Долевое участие в строит-ве жилого дома

                                                                                                            Продолжение таблицы 13.

4.3

Социальные и трудовые выплаты работникам

50000

20000

25000

4.4

Премирование

10000

32000

5

Всего затрат

558220

514700

564300

6

Излишек средств

179

17112

7

Недостаток средств

45820

                                                                                                                      Таблица 14

Баланс денежных средств

показатели

На 1.01.06

На 1.01.07

На 1.01.08

1

Денежные средства на начало периода

350000

244780

95914

2

Денежные поступления

Выручка от реализации

1180800

1244526

1315251

Кредиты

Прирост устойчивых пассивов

3000

10000

25000

3

Всего поступлений

1233800

1254526

1340251

4

Платежи на сторону

Затраты на производство продукции (без амортизации)

1099738

1155800

1200165

Уплата налогов, относимых на финансовый результат

3356

3356

3356

Уплата % за кредит

Прирост оборотных средств

10000

5000

1000

Погашение кредита

Уплата НДС

212544

224015

236745

Уплата налога на прибыль

13382

15221

21547

5

Всего платежей

1339020

1403392

1421266

6

Остаток денежных средств на конец периода

244780

95914

14899

Таблица 15

Доходы и затраты

показатели

2006

2007

2008

1

Доходы (выручка) от реализации

1180800

1244526

1315251

2

Полная себестоимость

1121688

1177750

1222115

Условно-переменные затраты

443500

485556

517203

Условно-постоянные затраты

678188

692194

704912

3

Налоги, относимые на финансовый результат

3356

3356

3356

4

Балансовая прибыль

55756

63420

89780

5

Налог на прибыль

13382

15221

21547

6

Чистая прибыль

42374

48199

68233

7

Рентабельность продукции, %

4%

4,1%

5,6%

8

Рентабельность продаж, %

3,6%

3,9%

5,2%

Рентабельность продукции = Чист. Прибыль / полн.себестоимость*100% = 42374/1121688*100% = 4%

Рентабельность продаж = чист.прибыль / доход *100% = 42374/1180800*100% = 3,6%

Критический объем производства:

Vкр=УПЗ / Ц – УППЗ,

 где  УПЗ – сумма условно-постоянных затрат (руб)

Ц – цена единицы продукции, руб

УППЗ – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб

2006 год: Vкр =  = 18185,  т.е. при выпуске 18185 кг в год предприятие не будет нести убытков, но и прибыли тоже не будет.

Сроки окупаемости:

Т = ЗПФ / (V/360)

Где  ЗПФ – запас финансовой прочности

ЗПФ = V – Vкр

  V – планируемый объём производства за первый год.

Т =  = 27,3

Таблица 16

Прогнозный баланс активов и пассивов предприятия

актив

2006

2007

2008

пассив

2006

2007

2008

1.            Внеоборотные активы

1.1  основные фонды

1.2   амортизация

1.3  осн фонды по остаточной ст-ти

186000

21950

164050

164000

21950

142050

142050

21950

120100

4. Капитал и резервы

4.1 уставный фонд

4.2 специальные фоны

4.3 нераспред прибыль

421000

164426

90754

421000

10175

141426

421000

19108

Итого

372000

328000

184100

Итого

676180

572601

440108

  1. Оборотные активы

2.1  запасы

2.2  дебиторская задолженность

2.3  денежные средства

350000

244780

77206

95914

5. задолженность по кредиту

Итого

350000

244780

95914

Итого

3. убытки

6. краткосрочные пассивы

6.1 кредиторская зад-ть

6.2 фонд потребления

45820

179

17112

Итого по разделам

722000

572780

457220

Итого по разделам

722000

572780

457220

Баланс

722000

572780

457220

Баланс

722000

572780

457220

Заключение

Бизнес план является неотъемлемой частью любого бизнеса. Именно с него начинается деятельность предпринимателя.   Поэтому необходимо правильно составить данный документ, рассчитать, проанализировать экономические показатели и на основании этого сделать вывод о целесообразности проекта.    

В представленной работе составлен бизнес-план  ООО «Русское печенье», специализирующееся на выпечке печенья разных сортов.

В работе проведен анализ отрасли, выявлены наиболее важные конкуренты, проведен их анализ и на основании их сильных и слабых сторон разработана собственная политика. Также представлен производственный план, план маркетинга, план рисков, финансовый план.

В финансовом плане рассчитаны необходимые экономические показатели:  выяснено, что на данный момент предприятие обладает всеми необходимыми ресурсами. Ежегодно фирма планирует рост производства. В 2006 году объем производства составит 19680 кг, в 2007г –20073, в 2008г – 20877. Соответственно выручка от реализации продукции возрастет за три года с 1180800 руб. до 1315251 руб. А чистая прибыль составит  в 2006 году 42374 руб., в 2007 г. –48199 руб., в 2008 г. –68233 руб.

Из вышесказанного видно, что выход ООО «Русское печенье» на новосибирский рынок целесообразно.

Список использованной литературы

1.     Бизнес-планирование: Учебник под редакцией В.М. Попова и С.И.   Ляпунова.-М.:Финансы и статистика, 2000.-672 с.

2.     Бизнес – планирование: Полное руководство / Колин Барроу, Пол Барроу, Роберт Браун.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003-400с.

3.     Бизнес-планирование. Практическое руководство. В.Г Поляков, В.Д. Маркова.-Новосибирск, «Экор»,1993.-79с.

4.     Бизнес-планы. Полное справочное руководство./Под ред. И.М. Степанова –М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.-240с

5.     Грибов В.Д., Грузинов В.П.  Экономика предприятия: Учебник. Практикум.-М.: Финансы и статистика,2004.-336с.

6.     Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. Под ред. Макаревича Л.М.-М.: Издательство «Финпресс», 1998.-256с.

7.     Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-160с.

8.     Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 2003.-160с.

9.     Экономика предприятия:Учебник. Практикум.-3-е изд., перераб., доп..-М.: Финансы и статистика,2004.-336с.

10.                       экономика предприятия: Учебник/под ред. Н.А. Сафронова.-М.:Юристъ, 2003.-608с.

Приложение

Таблица А

Расчет необходимой массы исходного сырья

Наименование продукции

годы

Количество кг.

Вес единицы изделия, кг

Всего

Чистый вес, кг

Масса необходимого сырья, кг

Тесто

Вкусовые добавки

2006

2007

2008

2006

2007

2008

21648

22514

23415

1968

2007

2088

1

1

1

1

1

1

21648

22514

23415

1968

2007

2088

21647,6

22513,6

23414,6

1967,6

2006,6

2087,6

Таблица Б

Расчет общей потребности оборудования по годам

Наименование оборудования

Необходимая масса исходного сырья

Технологический коэффициент (Кт)

Годовой фонд эффективного рабочего времени (ГФРВ)

Производительность  (Пт)

Количество единиц оборудования (К)

2006

2007

2008

2006

2007

2008

1

2

3

Машина для замеса теста

Печь

Машина для сушки теста

21648

21648

21648

22514

22514

22514

23415

23415

23415

0,99

0,85

0,99

3280

3280

3280

10

10

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Таблица В

Стоимость основных производственных фондов

Основные фонды

Кол-во ед.

Цена за ед. (руб)

Стоимость (руб)

1.      Оборудование

      - машина для замеса теста

-          Печь

-          Машина для сушки

-          стол

-          стул

2.      Мебель для офиса

-          стол

-          стул

-          компьютер

-          кондиционер

-          телефон

-          шкаф

3.      Сан. Узел

4.      Косметический ремонт помещения

Итого

1

1

1

1

4

2

4

2

1

1

1

1

15000

15000

10000

1000

500

1000

500

40000

15000

2000

2000

10000

20000

15000

15000

10000

1000

2000

2000

2000

80000

15000

2000

2000

10000

20000

176000

Итого стоимость основных фондов на 2006 год составила 176000 рублей. В последующие годы покупка основных средств не планируется.

Таблица Г

Стоимость сырья вспомогательных материалов

Виды сырья и материалов

2006

2007

Кол-во, м

Цена, руб

Ст-ть, руб

К-т роста

Кол-во с учетом роста

Индекс цен

Цена с учетом индекса цен

Сть-ть, руб

Вкусовые добавки

1968

5

9840

1,02

2007

1,1

5,5

11039

Таблица Д

Планируемая численность персонала

и уровень затрат на заработную плату

работники

Число работников, чел

Тарифная ставка, руб

Фонд рабочего времени за год, ч

Затраты на з/п, руб

2006

2007

2008

директор

1

120000

125000

130000

бухгалтер

1

115000

120000

125000

рабочие

4

160

360

230400

230400

230400

уборщица

1

100

240

24000

24000

24000


[1] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-6с.

[2] Бизнес-планирование: Учебник под редакцией В.М. Попова и С.И.   Ляпунова.-М.:Финансы и статистика, 2000.-423 с.

[3] Бизнес – планирование: Полное руководство / Колин Барроу, Пол Барроу, Роберт Браун.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003-400с.

[4] Грибов В.Д., Грузинов В.П.  Экономика предприятия: Учебник. Практикум.-М.: Финансы и статистика,2004.-221с.

[5] Экономика предприятия:Учебник. Практикум.-3-е изд., перераб., доп..-М.: Финансы и статистика,2004.-336с

[6] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-14с.

[7] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-83с.

[8] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-96с.

[9] Бизнес-планы. Полное справочное руководство./Под ред. И.М. Степанова –М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.-154с

[10] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-110с.