Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы бизнес-планирования…………………………………...4
2. Разработка бизнес-плана……………………………………………………….....9
2.1 Резюме …………………………………………………………………………...9
2.2 Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции………………….10
2.3. Анализ рынка и основных конкурентов……………………………………...14
2.4 Планирование производства…………………………………………………...15
2.5 План маркетинговой деятельности……………………………………………22
2.6 Организационный план………………………………………………………...25
2.7. Финансово-экономические риски…………………………………………….26
2.8 Финансовый план………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………….……31
Список использованной литературы……………………………………………...32
Приложение………………………………………………………………………...33
Введение
Предпринимая первые шаги в бизнесе или реализуя новый бизнес-проект предприниматель обычно сталкивается, во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых, с множеством обстоятельств, которые могут увлекать его предприятие в сторону от правильно выбранного долговременного курса. Поэтому необходимо предварительно изложить цели, оценки и прогнозы такого курса на бумаге.
Чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чем-то большем, чем деньги. Он нуждается в планировании.
Существуют две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана: убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес или предоставления кредита; сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить вас от него.
Основной целью бизнес-плана является достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может делать.
При этом задачами является анализ состояния отрасли, необходимого объема продукции, потенциальных потребителей, конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках, сегмента рынка, а также расчет показателей эффективности.
1. Теоретические основы бизнес-планирования
Начиная деятельность, предприниматель должен ясно представлять потребности фирмы в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения и, кроме того, уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы.
Чтобы добиться стабильного успеха, необходимо четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о состоянии рынка и конкурентах, а также о собственных перспективах и возможностях.
Даже самых хороший план не дает гарантии успеха без его умелой реализации, эффективного управления имеющимися ресурсами, без учета ограничений и требований рынка. Тем не менее, правильное составление бизнес плана дает возможность:
- объективно оценить проект
- помочь в эффективном управлении предприятием и его успешном функционировании
- понять замысел предпринимателя и создать основу для привлечения финансовых ресурсов.[1]
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
- определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
- оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
- выявить соответствие имеющихся кадров фирмы;
- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
- предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Существуют две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана: убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес или предоставления кредита; сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить вас от него.[2]
Бизнес-план является официальным документом. Чтобы написать его, нужно собрать обширную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана.
Первый вид бизнес-плана – официальный, является кратким (до 50 станиц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, менеджеров, инвесторов и акционеров фирмы для того, чтобы они могли представить общую цель бизнеса. В нем обычно содержится три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).[3]
Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Он носит название рабочего бизнес-плана и позволяет: глубже понять важность официального бизнес-плана; составить программу ваших действий задолго до того, как реально начнется новое дело; детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем, и таким образом быть готовым преодолеть их в будущем, так как сможете принять правильное решение, чтобы избежать ошибок в официальном бизнес-плане; заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым вы в целом имеете контроль (персонал, материальные запасы), и внешний (экономика, новое законодательство), т.е. что вы не в состоянии изменить; осуществлять тщательный контроль за состоянием дела, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга делового окружения; по мере необходимости служить в качестве справочника при корректировке официального бизнес-плана.[4]
Таким образом, рабочий бизнес-план – это широкое пространство или деловое поле вашей игры, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана.
Элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:
- возможности, необходимости и объемы выпуска продукции (услуг);
- потенциальных потребителей;
- конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
- своего сегмента рынка;
- показатели различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
- достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования.[5]
Итак, бизнес-план это:
- изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;
- определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
- предвидение рисков предпринимательской деятельности;
- конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
- развитие перспективного взгляда на компанию и рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.[6]
Наиболее распространенными областями бизнес-планирования современной экономической ситуации в России являются:
1. создание бизнес-линий как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального и универсального имущества, технологий, а также контрактов, которые обеспечивают возможность получения определенных доходов;
2. разработка бизнес-плана специального назначения финансово-экономического характера:
- эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;
- подготовка к продаже приватизированных предприятий;
- подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
- выкуп акций в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или акций в товариществах при выходе из состава одного из акционеров;
- обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.
Выбранная нами структура бизнес-плана объясняется особенностями нашего производства, таких как длительный производственный цикл, маленькое количество рабочих, ограниченный спрос на данный вид товара…
В конечном счете, все разделы бизнес-плана должны быть направлены на реализацию установленных целей. Но ключевыми являются план рынка (маркетинга) и план управления бизнесом с детальным финансовым анализом. Бизнес-план опирается на предыдущие исследования и информацию, предоставляет общую стратегию фирмы, являясь совокупностью планов в сфере управления, маркетинга и финансов
2. Разработка бизнес-плана
2.1 Резюме
Целью проекта - получение прибыли в размере 40000 рублей
Задачами - подробный анализ рынка, конкурентов, товара; описание производственного, организационного, финансового планов, выявление существующих рисков; расчет экономических показателей.
Инициатор проекта – ООО «Русское печенье»
Организация занимается выпечкой печенья.
Директор – Комов Петр Сергеевич. Возраст 45 лет. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах – 20 лет, в том числе в высшем звене управления – 7 лет.
Главный бухгалтер – Хабарова Алла Александровна. Возраст 40 года. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах 15 лет, в том числе в производственной сфере – 5 лет.
Основными преимуществами нашей продукции на рынке является ориентированность на покупателей со средним доходом, большой ассортимент.
На
данный момент предприятие обладает всеми необходимыми ресурсами. Ежегодно фирма
планирует рост производства. В 2006 году объем производства составит
В настоящее время на новосибирском рынке существует 4 крупные фирмы, занимающиеся выпечкой печенья.
Планируемая рентабельность продаж высокая, при этом возможность отклонение составляет ±1,94, что говорит о том, что финансово-экономические риски не высоки.
Данное предприятие не нуждается в привлечении кредита.
Критический
объем продаж –
2.2 Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции
В экономической литературе изучена динамика основных показателей исследуемого рыночного сегмента производства и реализации кондитерских изделий, которая отражена на рисунке 1.
Рис. 1. Годовые объемы производства кондитерских изделий в России в 1990- 2002 годах.
Как видно из рисунка 2, к началу 90- х годов рынок производства кондитерских изделий во времена существования плановой системы хозяйствования был развит достаточно хорошо. В связи с переходом на рыночные рельсы, экономика страны попала в серьезный кризис, большинство предприятий не смогли существовать в новых условиях. Поэтому к середине 90 – х годов наблюдается тенденция падения объемов продаж. Однако ситуация в отрасли после 1997 ода меняется в лучшую сторону в связи с рядом положительных тенденций в политической и экономической жизни страны.
Инициатор проекта – ООО «Русское печенье»
Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью.
Форма собственности – частная.
Размер уставного капитала – 421000 рублей
Адрес: г. Новосибирск, ул. Петухова, 56
Предприятие зарегистрировано 11.04.1995.
Номер регистрационного удостоверения –2564876.
Учредители предприятия: Рогов Александр Александрович (50% уставного капитала), Петров Владислав Анатольевич (25% уставного капитала), Сергеев Андрей Владимирович (25% уставного капитала)
Директор – Комов Петр Сергеевич. Возраст 45 лет. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах – 20 лет, в том числе в высшем звене управления – 7 лет.
Главный бухгалтер – Хабарова Алла Александровна. Возраст 40 года. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах 15 лет, в том числе в производственной сфере – 5 лет.
Основной вид деятельности предприятия – выпечка печенья.
Цель проекта: получение прибыли в размере в размере 40000 рублей в 2006 году.
Миссией предприятия является удовлетворение потребностей потенциальных потребителей. Анализ рынка показал наличие неудовлетворенного платежеспособного спроса. Рынок является открытым, продукция – конкурентоспособной как по качеству, так и по цене.
Финансово-экономическая целесообразность проекта характеризуется следующими показателями: рентабельность продаж – 4%, рентабельность продукции – 3,6%.
Финансирование данного проекта планируется осуществлять на основе собственных средств, без привлечения кредитов.
Цены на покупку одного килограмма печенья в 2006 году составит 60 рублей.
Оценку сильных и слабых сторон конкурентов и нашего предприятия можно оценить с помощью таблицы 1
Таблица 1
Анализ сильных и слабых сторон
конкурентов и собственного предприятия
Факторы, характеризующие предприятие |
преимущества |
недостатки |
Менеджмент предприятия - цели и формулируемые стратегии - система мотивации сотрудников |
Максимизация прибыли Премии, скидки на товар |
|
Производство - оборудование - гибкость производственных линий - качество производственного планирования и управления |
Высокотехнологичное Высокая Высокое |
|
Научные исследовательские разработки - Интенсивность и результаты - ноу-хау - использование новых технологий |
Новейшая техника |
|
Маркетинг - организация сбыта - фаза жизненного цикла продукта |
Продажа в магазинах, на месте производства 1час 40 мин |
|
Кадры - возрастная структура - уровень образования - квалификация и мотивация труда персонала |
20-40 лет высшее, среднеспециальное высококвалифицированные |
|
Финансы - доля собственного капитала - финансовое состояние |
100% рент-ть = 4% |
В таблице 2 приведены сильные и слабые стороны товара, анализируя которую можно сделать выводы о сильных и слабых сторонах производимого товара, а следовательно о том, существует ли спрос на производимую продукцию, можно ли на него повлиять и сколько это будет стоить.
Из вышепредложенной таблицы можно сделать выводы о том, что наиболее сильными сторонами товара являются: большой ассортимент продукции и высокое качество.
Главной слабой стороной является отдаленное месторасположение.
Таблица 2
Сильные и слабые стороны товара
Вопросы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
1 |
Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция? |
Да |
|
2 |
Изучены ли вами запросы ваших покупателей? |
Да |
|
3 |
Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам? |
Большой ассортимент |
|
4 |
Можете ли вы эффективно донести свою продукцию до тех потребителей, на которых она ориентирована? |
Да |
|
5 |
Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении: - качества - цены - месторасположения |
Да Да |
Нет |
6 |
Есть ли у вас идеи относительно новой продукции? |
Да |
|
7 |
Возможно ли копирование вашей продукции конкурентами? |
Да |
|
8 |
Отслеживаете ли вы жалобы покупателей? |
Нет |
|
9 |
Каково качество вашего обслуживания? |
Высокое |
2.3. Анализ рынка и основных конкурентов
Наиболее перспективные рынки сбыта можно наблюдать в таблице 3.
Таблица 3
Показатели |
Новосибирск |
Населенные пункты в радиусе |
Уровень спроса |
120000 |
10000 |
Степень удовлетворения спроса |
75% |
55% |
Уровень конкуренции |
Высокий |
средний |
Доля потребителей, готовых купить продукцию |
60% |
45% |
В Новосибирске существует 3 крупных фирм, производящих печенье и также несколько минипекарнь. В основном они специализируются на продаже печенья 2-3 сортов.
Более подробно информация об основных конкурентах представлена в таблице 4.
Таблица 4
Оценка и анализ конкурентов
Характеристика конкуренции |
I |
II |
III |
IV (минипекарни) |
1. 1. Объем продаж за 2004 год (шт.) 2. 2. Занимаемая доля рынка (%) 3. 3. Уровень цен (тыс.руб./шт.) 4. 4. Качество товара 5. 5. Время существования фирмы (лет) 6. 6. Привлекательность внешнего вида |
18000 12,3 60 высокое 12 среднее |
18560 18 65 среднее 5 среднее |
19255 23,1 59 высокое более 15 хорошее |
12330 22,7 63 среднее 4 высркре |
Создаваемая фирма является конкурентоспособной по сравнению с другими конкурентами. Цены на товар в среднем соответствуют ценам конкурентов, качество высокое.
2.4 Планирование производства
В этом разделе бизнес-плана определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указанием узких с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Важным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.
2.4.1. Производственная программа предприятия представлена в таблице 5.
Таблица 5
Производственная программа предприятия
показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
Коэф-т роста объема продукции |
Объем выпуска продукции с учетом к-та (кг) |
Коэф-т роста объема продукции |
Объем выпуска продукции с учетом к-та (кг) |
Коэф-т роста объема продукции |
Объем выпуска продукции с учетом к-та (кг) |
|
Печенье |
1,01 |
19680 |
1,02 |
20073 |
1,04 |
20877 |
В том числе доля реализации печенья в соответствии с договорами купли-продажи |
1,01 |
19680 |
1,02 |
20073 |
1,04 |
20877 |
Итого |
19680 |
20073 |
20877 |
Из таблицы видно, что вся произведенная продукция реализуется в соответствии с договором купли-продажи, то есть остатка готовой продукции нет.
2.4.2. Для подробного изучения технологического процесса необходимо изучит следующую схему.
Схема технологического процесса
замес теста
выпечка
сушка
фасовка, упаковка
Замес теста составляет 30 минут.
Выпечка – 40 минут.
Сушка – 25 минут.
Фасовка – 5 минут
Таким образом, на выпечку одной партии печенья, которая составляет
2.4.3. Потребность в основных фондах
Количество единиц оборудования рассчитывается по формуле:
К=М*Кт / МФРВ*Пт , где М – необходимая масса исходного сырья за год (кг)
Кт – технологический коэффициент
ГФРВ –годовой фонд рабочего времени (ч)
Пт – производительность (м/ч)[7]
Потребность в машине для замеса теста:
М=21648 кг.
Кт=0,99
ГФРВ=328*10=32800 ч.
Пт=10 кг/час
М=21648*0,99/32800*10 = 21432/32800=0,65
В нашем производстве участвует 1 машина для замеса теста.
Потребность в печи:
М=
Кт=0,85
ГФРВ=328*10=32800
Пт=10 кг/час
М=21648*0,85/32800*10=0,5
В нашем производстве участвует 1 печь.
Потребность в машине для сушки теста:
М=
Кт=0,99
ГФРВ=328*10=32800
Пт=10 кг/час
М=21648*0,99/32800*10=0,7
В производстве участвует 1 машина для сушки теста.
Кроме машинки для замеса теста, печи и машины для сушки теста необходимы столы, стулья и другие виды основных средств.
Таким образом потребность в основных фондах выглядит следующим образом:
1. Оборудование:
1.1 Машина для замеса теста 1 шт.
1.2 Печь 1 шт.
1.3 Машина для сушки 1 шт.
1.4 Стол 1 шт.
1.5 Стулья 4 шт.
2. Мебель для офиса
2.1 Стол 2 шт.
2.2 Стул 4 шт.
2.3 Кондиционер 1 шт.
2.4 Телефон 1 шт.
2.5 Компьютер 2 шт.
2.6 Шкаф 1 шт.
Сан. Узел
Расчеты, связанные с потребностью в основных средствах и их стоимостью представлены в приложении в таблицах А, Б, В
Таблица 6
Потребность в основных фондах (руб)
ОФ |
2006 |
2007 |
2008 |
||
действующие |
Общая потребность |
Прирост ОФ |
Общая потребность |
Прирост ОФ |
|
Здания, сооружения |
10000 |
10000 |
- |
10000 |
- |
Рабочее оборудование |
40000 |
40000 |
- |
40000 |
- |
Прочие |
116000 |
116000 |
- |
116000 |
- |
Итого |
166000 |
166000 |
166000 |
Амортизационные отчисления на основные фонды рассчитываются по формуле:
Н=Фп / Т*Фп *100%, где Фп – первоначальная стоимость основных
фондов
Т – нормативный срок службы данного вида
основных фондов
Годовая амортизация:
А=Фп*Н / 100%
Амортизация на машину для замеса теста:
Н=15000р / 10л*15000р * 100%=10%
А=15000р*10% / 100%=1500р
Амортизация на печь:
Н=15000р / 10л*15000р * 100%=10%
А=15000р*10% / 100%=1500р
Амортизация на машину для сушки:
Н=1000р / 5л*1000р * 100%=10%
А=10000р*10% / 100%=1000р
Амортизация на мебель
Н=9000р / 20л*9000р * 100%=5%
А=9000р*5% / 100%=450р
Амортизация на кондиционер:
Н=15000р / 10л*15000р * 100%=10%
А=15000р*10%/100%=1500р
Амортизация на компьютер:
Н=40000р / 5л*40000р * 100%=20%
А=40000р*20% / 100%=8000р
2 компьютера - 16000
Годовая амортизация на все виды основных фондов составила 21950.
2.4.4. План производства
План производства представлен в таблице 6, которая основана на данных таблицы Г приложения.
В производстве все сырье используется в производстве и вся произведенная продукция реализуется по договору купли-продажи, поэтому переходящего запаса нет.
Таблица 7
Виды ресурсов |
2006 |
2007 |
2008 |
|||||||||
Кол-во натуральных ед-ц |
Цена ед-цы |
Ст-ть |
Ст-ть переходящего запаса |
Кол-во натуральных ед-ц |
Цена ед-цы |
Ст-ть |
Ст-ть переходящего запаса |
Кол-во натуральных ед-ц |
Цена ед-цы |
Ст-ть |
Ст-ть перех запаса |
|
Сырьё: -тесто -добавки Материалы: -ножи -посуда |
21648 1968 4 |
20 5 50 |
432960 9840 200 500 |
22514 2007 4 |
21 6 55 |
472794 12042 220 500 |
23415 2088 4 |
21,5 6,5 57 |
503423 13052 228 500 |
|||
электрознергия |
3000 кВт |
0,88 |
2640 |
3100 кВт |
0,88 |
2728 |
3150 кВт |
0,9 |
2835 |
|||
вода |
|
2,3 |
138 |
|
2,33 |
151,5 |
|
2,4 |
163,2 |
|||
телефон |
135 |
140 |
150 |
|||||||||
Аренда помещения |
|
2000 |
120000 |
120000 |
120000 |
|||||||
Итого |
566413 |
608576 |
640351 |
2.4.5. Потребность в персонале и зарплате
На нашем предприятии работает персонал, непосредственно участвующий в производственном процессе, администрация и обслуживающий персонал
В производстве участвует новейшая техника, необходимы люди, которые контролируют работу машин.
На каждую машину необходим 1 человек, следовательно для всего производственного процесса потребуется 4 человека.
Годовой фонд рабочего времени каждой рабочей составляет 360 часов. Заработная плата – почасовая. Час = 160 руб. Затраты на заработную плату составляют 230400 руб.
Годовой фонд рабочего времени уборщицы составляет 240 часов, часовая тарифная ставка – 100 руб. Затрата на з/п – 24000 руб.
Заработная плата директора и бухгалтера составляет 120000 и 115000 соответственно.
Таблица 8
Потребность в персонале и заработной плате
работники |
2006 |
2007 |
2008 |
|||||
Потребность, чел |
Среднегодовая з/п |
Затраты на з/п |
Начисления на з/п |
Затраты на з/п |
Начисления на з/п |
Затраты на з/п |
Начисления на з/п |
|
директор |
1 |
120000 |
120000 |
31200 |
125000 |
32500 |
130000 |
33800 |
бухгалтер |
1 |
115000 |
115000 |
29900 |
120000 |
31200 |
125000 |
32500 |
пекари |
4 |
162000 |
162000 |
42120 |
162000 |
42120 |
162000 |
42120 |
Уборщиц |
1 |
24000 |
24000 |
6240 |
24000 |
8544 |
24000 |
8544 |
Вспомогательные данные рассчитаны в приложении в таблице Д.
2.4.6. Калькуляция себестоимости
Таблица 9
показатели |
2006, V произв-ва=19680 |
2007, Vпроизв-ва=20073 |
2008, Vпроизв-ва=20877 |
|||
На ед-цу продукции |
всего |
На ед-цу продукции |
всего |
На ед-цу продукции |
всего |
|
1. Объем продаж, выручка от реализ-ции (без НДС) |
60 |
1180800 |
62 |
1244526 |
63 |
1315251 |
2. Себестоимость |
||||||
Сырье и материалы |
22,54 |
443500 |
24,19 |
485556 |
24,77 |
517203 |
Вода |
0,007 |
138 |
0,008 |
151,5 |
0,008 |
163,2 |
Электроэнергия |
0,13 |
2640 |
0,14 |
2728 |
0,14 |
2835 |
Затраты на оплату труда |
21,39 |
421000 |
21,5 |
431000 |
21,12 |
441000 |
Начисления на З/П |
5,56 |
109460 |
5,7 |
114364 |
5,6 |
116964 |
Амортизация |
1,11 |
21950 |
1,09 |
21950 |
1,05 |
21950 |
Расходы на рекламу |
0,1 |
2000 |
0,099 |
2000 |
0,096 |
2000 |
Аренда |
6,098 |
120000 |
5,98 |
120000 |
5,75 |
120000 |
ИТОГО по разделу 2 |
56,99 |
1121688 |
58,67 |
1177750 |
58,54 |
1222115 |
3. Налоги, относимые на финансовый результат |
||||||
Налог на имущество (2.2%) |
0,17 |
3256 |
0,16 |
3256 |
0,16 |
3256 |
Налог на рекламу (5%) |
0,005 |
100 |
0,005 |
100 |
0,005 |
100 |
ИТОГО по разделу 3 |
0,17 |
3356 |
0,17 |
3356 |
0,16 |
3356 |
4. Балансовая прибыль |
2,8 |
55756 |
3,16 |
63420 |
4,3 |
89780 |
5. налог на прибыль (24%) |
0,68 |
13382 |
0,76 |
15221 |
1,03 |
21547 |
6. Чистая прибыль |
2,1 |
42374 |
2,4 |
48199 |
3,27 |
68233 |
2.5 План маркетинговой деятельности
В данном разделе описана стратегия маркетинга.
Анализ ценовой политики представлен в таблице 10.
Таблица 10
Анализ ценовой политики
вопрос |
Характеристика фактического состояния дел |
Прогноз положения дел |
1. насколько цены отражают издержки предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него? |
Цены на товар средние, что дает возможность конкурировать с другими фирмами, цены удовлетворяют спросу |
Цены планируется оставить примерно на том же уровне |
2. какова вероятная реакция покупателей на повышение (понижение) цен? |
Повышение цен снизит спрос на товар |
Повышение цены не ожидается |
3. как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? |
Покупатели удовлетворены |
Цены на прежнем уровне |
4. используется ли предприятием политика стимулирования цен? |
нет |
Использование в будующем |
5. как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены? |
изменяет |
|
6. известны ли цены на товар вашего предприятия потенциальным покупателям? 7. как относятся покупатели к установленным вами ценам? 8. используется ли предприятием политика стандартных цен? |
Да Положительно нет |
Планируемая цена определяется следующим образом:
Ц = (Сс+П)+НДС, где
Ц – цена
Сс – полная себестоимость единицы продукции, руб
П – планируемая прибыль на единицу продукции
НДС – налог на добавленную стоимость[8]
Ц = 56,99+2,1+10 = 69,09 руб. Как видно, цены ниже.
Коэффициент эластичности = , где
Q1,Q2 – объемы продаж планируемого предприятия и основного конкурента
Р1,Р2 – цены единицы продукции планируемого предприятия и основного конкурента.[9]
К = = 1
следовательно то есть изменение цены единицы продукции на 1% повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах на 1%.
Важным является выбор ценовой стратегии. Так как фирма существует уже несколько лет на рынке, то она придерживается стратегии высокого качества и высокой цены.
Планируется осуществить рекламную компанию через СМИ.
1. Бесплатная реклама в газете
2. Платная реклама в газете и журнале
3. Рекламный щит в центре города, рядом с нашим магазином.
Методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса представлены в таблице 11.
Таблица 11
Анализ системы формирования спроса и стимулирования сбыта
вопрос |
Характеристика и оценка фактического состояния дел |
прогноз |
Есть ли программа ФОССТИС? |
да |
да |
Каковы результаты ее реализации? |
Повышение спроса на товар |
Усовершенствование |
Какие приемы ФОССТИС используются |
Скидки |
Скидки |
Какова эффективность каждого приема |
высокая |
высокая |
Продолжение таблицы 11.
Используете ли вы рассрочку и другие виды кредита? |
нет |
нет |
Передаете ли вы образцы товара на пробу? |
да |
да |
Какие каналы распространения вы используете? |
радио, телевидение |
выставки |
Какие каналы наиболее эффективны? |
телевидение |
телевидение |
Какие приемы побуждения сбытового персонала вы применяете? |
премии |
премии |
Используете ли вы премиальную торговлю? |
да |
да |
Соответствует ли торговая сеть поставленным целям фирмы? |
да |
Да |
Специализируется ли персонал по рынкам и товарам? |
да |
да |
Как определяются предполагаемые объемы продаж? |
Объем продаж соответствует договорам купли-продажи |
Объем продаж соответствует договорам купли-продажи |
Как оцениваются результаты работы торгового персонала? |
Исходя из качества продукции |
Исходя из качества продукции |
Какие цели поставлены перед рекламой? |
Обратить внимание потенциальных покупателей |
Обратить внимание потенциальных покупателей |
Как оценивают покупатели качество ваших рекламных текстов? |
средне |
Высоко |
Какими критериями вы пользуетесь при выборе каналов распределения рекламы |
Наибольшей эффективностью |
Наибольшей эффективностью |
Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли? |
да |
Да |
Имеется ли у вашей фирмы стиль? |
нет |
Да |
Хорошо ли заметен ваш товарный знак среди конкурирующих? |
да |
да |
Насколько упаковка способствует увеличению продаж? |
Упаковка обращает на себя внимание |
Упаковка обращает на себя внимание |
Сохраняет ли упаковка товар от повреждения? |
нет |
да |
Облегчает ли упаковка работу продавца? |
нет |
Нет |
Можно ли использовать упаковку после изъятия из нее товара? |
нет |
нет |
Узнаваем ли товар среди других? |
да |
Да |
Соответствуют ли варианты партионности требованиям данного рынка? |
да |
да |
2.6 Организационный план
Форма собственности – Общество с ограниченной ответственностью.
Организационная структура имеет следующий вид:
Директор
Бухгалтер пекарь 1 пекарь2 пекарь 3 Уборщица
Перечень рабочих:
Генеральный директор – Комов Петр Сергеевич. Возраст 45 лет. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах – 20 лет, в том числе в высшем звене управления – 7 лет.
Главный бухгалтер – Хабарова Алла Александровна. Возраст 40 года. Образование высшее экономическое. Опыт работы в коммерческих структурах 15 лет, в том числе в производственной сфере – 5 лет.
Пекари:
1. Сафонова Ольга Семеновна. Возраст 30 лет. Образование среднее специальное, специальность – повар. Опыт работы – 10 лет.
2. Павлова Светлана Анатольевна. Возраст 27 год. Образование среднее специальное, специальность – повар. Опыт работы – 5 лет.
3. Говорун Алла Федоровна. Возраст 32 лет. Образование – среднее специальное, специальность –повар. Опыт работы – 14 лет.
4. Селезнева Олеся Александровна. Возраст - 20 лет. Образование – среднее специальное, специальность – повар. Опыт работы – 2 года.
Уборщица – Мартынова Ольга Олеговна. Возраст 50 лет.
Эффективность оргструктуры определяется по формуле:
К = 1 - , где
З – затраты на управление, приходящиеся на одного работника.
Л – удельный вес численности управленческих рабочих в общей численности
Фо – фондоотдача
Фв – фондовооруженность[10]
К = 1- = 1-0,002 = 0,992, что говорит об эффективности организационной структуре.
2.7. Финансово-экономические риски
В разделе финансово-экономических рисков составлен перечень рисков, из которых выбраны наиболее важные для данного проекта. Особое внимание мы уделили финансово-экономическим рискам (таблица 12)
Таблица 12
Финансово-экономические риски
Виды рисков |
Отрицательное влияние на прибыль |
1. Снижение цен конкурентов 2. Увеличение производства у конкурентов 3. Рост налогов 4. Снижение платежеспособности потребителей 5. Рост цен на сырье, материалы |
Снижение цен Падение продаж или снижение цен Уменьшение чистой прибыли Падение продаж Рост себестоимости и прибыли |
Риск рассчитывается следующим образом:
1. За предыдущие 5 лет уровень рентабельности составлял: 6, 8, 10, 11, 11%
2. планируемый уровень рентабельности – 10 %
3. Средневзвешенная рентабельность = 1/5·6+1/5·8+1/5·10+1/5·11+1/5·11 = 9,2
4. Дисперсия = (6-9,2)2·1/5+(8-9,2)2·1/5+(10-9,2)2·1/5+(11-9,2)2·1/5+(11-9,2)2·1/5 = 3,76
5. Стандартное отклонение = = =1,94
Это означает, что вероятное отклонение рентабельности продукции от средней величины составляет ±1,94, т.е. по пессимистическому прогнозу можно ожидать, что рентабельность составит 8,06%, а по оптимистическому – 11,94%. Здесь присутствует незначительный риск.
2.8 Финансовый план
В данном разделе обобщаются все предшествующие материалы разделов и представляются они в стоимостном выражении.
Таблица 13
Распределение чистой прибыли
(планирование средств фондов накопления и потребления)
№ |
показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Фонд накопления |
||||
1 |
Чистая прибыль |
42374 |
48199 |
68233 |
2 |
Источники формирования средств фонда накопления |
|||
2.1 |
Остатки ср-в фонда на начало периода |
2650 |
-164426 |
10175 |
2.2 |
Амортизационные отчисления |
21950 |
21950 |
21950 |
2.3 |
Отчисления от чистой прибыли |
11200 |
12500 |
13000 |
2.4 |
Прирост устойчивых пассивов |
|||
3 |
Всего источников |
35800 |
-129976 |
45125 |
4. |
Направления использования средств фонда накопления |
|||
4.1 |
Уплата % за пользование кредитом |
|||
4.2 |
Затраты на приобретение основных средств |
166000 |
166000 |
2000 |
4.3 |
Затраты на прирост оборотных средств |
5000 |
2000 |
2000 |
4.4 |
Погашение долгосрочного кредита |
|||
5 |
Всего затрат |
|||
6 |
Излишек средств |
10175 |
19108 |
|
7 |
Недостаток средств |
164426 |
||
Фонд потребления |
||||
1 |
Чистая прибыль |
42374 |
48199 |
68233 |
2 |
Источники формирования средств потребления |
|||
2.2 |
Отчисления от чистой прибыли |
11200 |
12500 |
13000 |
2.3 |
Прочие поступления |
|||
2.4 2.5 |
Фонд оплаты труда Остатки средств |
500000 1200 |
500000 -45820 |
500000 179 |
3 |
Всего источников |
512400 |
514879 |
581412 |
4 |
Направления использования фонда потребления |
|||
4.1 |
Оплата труда |
498220 |
494700 |
507300 |
4.2 |
Долевое участие в строит-ве жилого дома |
Продолжение таблицы 13.
4.3 |
Социальные и трудовые выплаты работникам |
50000 |
20000 |
25000 |
4.4 |
Премирование |
10000 |
32000 |
|
5 |
Всего затрат |
558220 |
514700 |
564300 |
6 |
Излишек средств |
179 |
17112 |
|
7 |
Недостаток средств |
45820 |
Таблица 14
Баланс денежных средств
№ |
показатели |
На 1.01.06 |
На 1.01.07 |
На 1.01.08 |
1 |
Денежные средства на начало периода |
350000 |
244780 |
95914 |
2 |
Денежные поступления |
|||
Выручка от реализации |
1180800 |
1244526 |
1315251 |
|
Кредиты |
||||
Прирост устойчивых пассивов |
3000 |
10000 |
25000 |
|
3 |
Всего поступлений |
1233800 |
1254526 |
1340251 |
4 |
Платежи на сторону |
|||
Затраты на производство продукции (без амортизации) |
1099738 |
1155800 |
1200165 |
|
Уплата налогов, относимых на финансовый результат |
3356 |
3356 |
3356 |
|
Уплата % за кредит |
||||
Прирост оборотных средств |
10000 |
5000 |
1000 |
|
Погашение кредита |
||||
Уплата НДС |
212544 |
224015 |
236745 |
|
Уплата налога на прибыль |
13382 |
15221 |
21547 |
|
5 |
Всего платежей |
1339020 |
1403392 |
1421266 |
6 |
Остаток денежных средств на конец периода |
244780 |
95914 |
14899 |
Таблица 15
Доходы и затраты
№ |
показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
1 |
Доходы (выручка) от реализации |
1180800 |
1244526 |
1315251 |
2 |
Полная себестоимость |
1121688 |
1177750 |
1222115 |
Условно-переменные затраты |
443500 |
485556 |
517203 |
|
Условно-постоянные затраты |
678188 |
692194 |
704912 |
|
3 |
Налоги, относимые на финансовый результат |
3356 |
3356 |
3356 |
4 |
Балансовая прибыль |
55756 |
63420 |
89780 |
5 |
Налог на прибыль |
13382 |
15221 |
21547 |
6 |
Чистая прибыль |
42374 |
48199 |
68233 |
7 |
Рентабельность продукции, % |
4% |
4,1% |
5,6% |
8 |
Рентабельность продаж, % |
3,6% |
3,9% |
5,2% |
Рентабельность продукции = Чист. Прибыль / полн.себестоимость*100% = 42374/1121688*100% = 4%
Рентабельность продаж = чист.прибыль / доход *100% = 42374/1180800*100% = 3,6%
Критический объем производства:
Vкр=УПЗ / Ц – УППЗ,
где УПЗ – сумма условно-постоянных затрат (руб)
Ц – цена единицы продукции, руб
УППЗ – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб
2006
год: Vкр = = 18185, т.е. при выпуске
Сроки окупаемости:
Т = ЗПФ / (V/360)
Где ЗПФ – запас финансовой прочности
ЗПФ = V – Vкр
V – планируемый объём производства за первый год.
Т = = 27,3
Таблица 16
Прогнозный баланс активов и пассивов предприятия
актив |
2006 |
2007 |
2008 |
пассив |
2006 |
2007 |
2008 |
1. Внеоборотные активы 1.1 основные фонды 1.2 амортизация 1.3 осн фонды по остаточной ст-ти |
186000 21950 164050 |
164000 21950 142050 |
142050 21950 120100 |
4. Капитал и резервы 4.1 уставный фонд 4.2 специальные фоны 4.3 нераспред прибыль |
421000 164426 90754 |
421000 10175 141426 |
421000 19108 |
Итого |
372000 |
328000 |
184100 |
Итого |
676180 |
572601 |
440108 |
2.1 запасы 2.2 дебиторская задолженность 2.3 денежные средства |
350000 |
244780 |
77206 95914 |
5. задолженность по кредиту |
|||
Итого |
350000 |
244780 |
95914 |
Итого |
|||
3. убытки |
6. краткосрочные пассивы 6.1 кредиторская зад-ть 6.2 фонд потребления |
45820 |
179 |
17112 |
|||
Итого по разделам |
722000 |
572780 |
457220 |
Итого по разделам |
722000 |
572780 |
457220 |
Баланс |
722000 |
572780 |
457220 |
Баланс |
722000 |
572780 |
457220 |
Заключение
Бизнес план является неотъемлемой частью любого бизнеса. Именно с него начинается деятельность предпринимателя. Поэтому необходимо правильно составить данный документ, рассчитать, проанализировать экономические показатели и на основании этого сделать вывод о целесообразности проекта.
В представленной работе составлен бизнес-план ООО «Русское печенье», специализирующееся на выпечке печенья разных сортов.
В работе проведен анализ отрасли, выявлены наиболее важные конкуренты, проведен их анализ и на основании их сильных и слабых сторон разработана собственная политика. Также представлен производственный план, план маркетинга, план рисков, финансовый план.
В финансовом плане
рассчитаны необходимые экономические показатели: выяснено, что на данный момент предприятие
обладает всеми необходимыми ресурсами. Ежегодно фирма планирует рост
производства. В 2006 году объем производства составит
Из вышесказанного видно, что выход ООО «Русское печенье» на новосибирский рынок целесообразно.
Список использованной литературы
1. Бизнес-планирование: Учебник под редакцией В.М. Попова и С.И. Ляпунова.-М.:Финансы и статистика, 2000.-672 с.
2. Бизнес – планирование: Полное руководство / Колин Барроу, Пол Барроу, Роберт Браун.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003-400с.
3. Бизнес-планирование. Практическое руководство. В.Г Поляков, В.Д. Маркова.-Новосибирск, «Экор»,1993.-79с.
4. Бизнес-планы. Полное справочное руководство./Под ред. И.М. Степанова –М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.-240с
5. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум.-М.: Финансы и статистика,2004.-336с.
6. Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. Под ред. Макаревича Л.М.-М.: Издательство «Финпресс», 1998.-256с.
7. Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-160с.
8. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 2003.-160с.
9. Экономика предприятия:Учебник. Практикум.-3-е изд., перераб., доп..-М.: Финансы и статистика,2004.-336с.
10. экономика предприятия: Учебник/под ред. Н.А. Сафронова.-М.:Юристъ, 2003.-608с.
Приложение
Таблица А
Расчет необходимой массы исходного сырья
Наименование продукции |
годы |
Количество кг. |
Вес единицы изделия, кг |
Всего |
|
Чистый вес, кг |
Масса необходимого сырья, кг |
||||
Тесто Вкусовые добавки |
2006 2007 2008 2006 2007 2008 |
21648 22514 23415 1968 2007 2088 |
1 1 1 1 1 1 |
21648 22514 23415 1968 2007 2088 |
21647,6 22513,6 23414,6 1967,6 2006,6 2087,6 |
Таблица Б
Расчет общей потребности оборудования по годам
№ |
Наименование оборудования |
Необходимая масса исходного сырья |
Технологический коэффициент (Кт) |
Годовой фонд эффективного рабочего времени (ГФРВ) |
Производительность (Пт) |
Количество единиц оборудования (К) |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||||
1 2 3 |
Машина для замеса теста Печь Машина для сушки теста |
21648 21648 21648 |
22514 22514 22514 |
23415 23415 23415 |
0,99 0,85 0,99 |
3280 3280 3280 |
10 10 10 |
1 1 1 |
1 1 1 |
1 1 1 |
Таблица В
Стоимость основных производственных фондов
Основные фонды |
Кол-во ед. |
Цена за ед. (руб) |
Стоимость (руб) |
1. Оборудование - машина для замеса теста - Печь - Машина для сушки - стол - стул 2. Мебель для офиса - стол - стул - компьютер - кондиционер - телефон - шкаф 3. Сан. Узел 4. Косметический ремонт помещения Итого |
1 1 1 1 4 2 4 2 1 1 1 1 |
15000 15000 10000 1000 500 1000 500 40000 15000 2000 2000 10000 20000 |
15000 15000 10000 1000 2000 2000 2000 80000 15000 2000 2000 10000 20000 176000 |
Итого стоимость основных фондов на 2006 год составила 176000 рублей. В последующие годы покупка основных средств не планируется.
Таблица Г
Стоимость сырья вспомогательных материалов
Виды сырья и материалов |
2006 |
2007 |
|||||||
Кол-во, м |
Цена, руб |
Ст-ть, руб |
К-т роста |
Кол-во с учетом роста |
Индекс цен |
Цена с учетом индекса цен |
Сть-ть, руб |
||
Вкусовые добавки |
1968 |
5 |
9840 |
1,02 |
2007 |
1,1 |
5,5 |
11039 |
|
Таблица Д
Планируемая численность персонала
и уровень затрат на заработную плату
работники |
Число работников, чел |
Тарифная ставка, руб |
Фонд рабочего времени за год, ч |
Затраты на з/п, руб |
||
2006 |
2007 |
2008 |
||||
директор |
1 |
120000 |
125000 |
130000 |
||
бухгалтер |
1 |
115000 |
120000 |
125000 |
||
рабочие |
4 |
160 |
360 |
230400 |
230400 |
230400 |
уборщица |
1 |
100 |
240 |
24000 |
24000 |
24000 |
[1] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-6с.
[2] Бизнес-планирование: Учебник под редакцией В.М. Попова и С.И. Ляпунова.-М.:Финансы и статистика, 2000.-423 с.
[3] Бизнес – планирование: Полное руководство / Колин Барроу, Пол Барроу, Роберт Браун.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003-400с.
[4] Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум.-М.: Финансы и статистика,2004.-221с.
[5] Экономика предприятия:Учебник. Практикум.-3-е изд., перераб., доп..-М.: Финансы и статистика,2004.-336с
[6] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-14с.
[7] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-83с.
[8] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-96с.
[9] Бизнес-планы. Полное справочное руководство./Под ред. И.М. Степанова –М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.-154с
[10] Орлова Е.Р. Бизнес –план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании.-М.:Омега-Л, 2004.-110с.