Содержание

Введение. 3

1. Современная система закупок для государственных нужд. 5

2. Сравнительный анализ системы закупок. 8

3. Проблемы совершенствования системы закупок. 14

4. Направления улучшения системы закупок. 19

Заключение. 28

Список литературы.. 30

Приложение. 31

Введение

         Финансовые средства, направляемые на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, составляют значительную часть расходов бюджетов всех уровней. Поэтому упорядочение правил и процедур государственных и муниципальных закупок является действенным средством повышения эффективности бюджетных расходов.

         Действующие в регионах Украины системы бюджетных закупок находятся в стадии своего становления. Несмотря на то, что в них заложены основные принципы конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа, нерешенным остается целый ряд проблем.

         Нехватка опыта функционирования систем бюджетных закупок усугубляется недостаточной полнотой регулирования соответствующих вопросов нормативными и методическими документами субъектов Украины. Поэтому системы поставок для государственных (на уровне региона) и муниципальных нужд продолжают оставаться неполными.

         При этом степень развития региональной системы бюджетных закупок в значительной степени зависит от эффективности работы уполномоченного координационного органа, который в идеале должен выполнять такие функции, как:

-       обеспечение формирования и развития региональной системы бюджетных закупок;

-       проведение анализа состояния РСБЗ;

-       оказание государственным заказчикам методического и организационного содействия в организации закупочных процедур;

-       проведение согласования размещения государственных заказов путем применения закрытых торгов и закупок у единственного источника;

-       проведение периодических выборочных проверок закупочных процедур у заказчиков и организаторов закупок;

-       обеспечение разрешения разногласий при обжалованиях, связанных с проведением закупочных процедур.

         Цель данной работы – провести сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам МБРР и на Украине.

         Задачи:

-       рассмотреть современную систему закупок для государственных нужд;

-       провести сравнительный анализ системы закупок;

-       выявить проблемы совершенствования системы закупок;

-       проанализировать направления улучшения системы закупок.

1. Современная система закупок для государственных нужд

         Процесс планирования закупок является составной частью бюджетного процесса. От его организации и эффективности системы напрямую зависит качество исполнения бюджета. Целями планирования государственных (муниципальных) закупок являются:

-       определение потребности в продукции для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

-       установление объема закупок продукции, исходя из выявленной потребности и прогноза доходов бюджета;

-       определение объема и перечня ресурсов, необходимых для проведения плановых закупок;

-       упорядочение исполнения бюджета субъекта (муниципального образования).

         С точки зрения бюджетного процесса планирование состоит из следующих этапов:

-       формирование сводной бюджетной росписи;

-       формирование планов бюджетных закупок;

-       формирование лимитов бюджетных обязательств;

-       принятие решения государственным заказчиком о проведении закупок.

         Принятие решения о проведении госзаказчиком закупок подразумевает выбор процедуры закупки продукции (в зависимости от предполагаемой стоимости закупки и др. факторов) и выбор организатора проведения закупки — самостоятельно государственным заказчиком или через специально установленного государственного заказчика, передача полномочий по закупке получателю бюджетных средств (ПБС).

         Существующие системы планирования закупок в регионах Украины формировались обособленно при отсутствии единого методологического обеспечения и внятно сформулированных целей бюджетной политики на федеральном уровне. Несмотря на это, необходимо отметить высокий уровень организации процесса составления бюджетной росписи и формирования лимитов бюджетных обязательств во всех рассматриваемых регионах.

         В связи с отсутствием единообразия нормативного регулирования, нерешенностью ряда организационных вопросов и отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов функционирование конкурсной системы размещения государственного заказа на федеральном уровне пока не совершенно, что не позволяет добиться ее максимальной эффективности.

         Нарушения государственными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса, не только снижают эффективность государственных закупок, но и зачастую дискредитируют саму конкурсную систему размещения государственных заказов.

         Эффективность государственных закупок должна обеспечиваться единством нормативной базы, прозрачностью и регламентацией закупочных процедур, повышением конкуренции при размещении государственного заказа, экономным расходованием бюджетных средств, строгой отчетностью государственных заказчиков и контролем за их деятельностью по размещению государственных заказов, ответственностью должностных лиц, занимающихся вопросами государственных закупок, и равным доступом всех поставщиков к государственным заказам.

         Серьезной методической проработки требует составление технической части конкурсной документации. До настоящего времени этот вопрос не был нормативно и методически регламентирован, что приводит к нарушениям при составлении технических требований и спецификаций по проводимым конкурсам. Так, довольно часто отмечаются случаи безосновательного указания в технических спецификациях конкретных марок и моделей закупаемой продукции, что является нарушением, поскольку вводит ограничения для участников рынка, способных предложить альтернативную продукцию с требуемыми техническими характеристиками. Нередко заказчики дают в конкурсной документации неполные технические требования, что не позволяет участникам, не имеющим дополнительной информации, правильно составить конкурсную заявку. Таким образом, в этих конкурсах могут выигрывать компании, которые имеют неформальные контакты с государственными заказчиками.

         Размещение государственного заказа за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования в Украине производится по децентрализованному принципу. То есть, на федеральном уровне нет единого органа, отвечающего за размещение государственного заказа. Все федеральные ведомства исполнительной, законодательной и судебной власти осуществляют процедуры размещения заказа самостоятельно, а также передают такие права подведомственным организациям. При этом структура закупок федеральных органов исполнительной власти показывает, что практически все они осуществляют закупки однотипной продукции (предметы снабжения, автотранспортные услуги и так далее).

         В этой связи представляется целесообразным в ряде случаев осуществлять размещение государственных заказов для федеральных органов исполнительной власти централизовано. И здесь можно рассмотреть возможность создания специализированного органа по торгам. Деятельность этого органа может быть направлена исключительно на проведение процедур конкурсов по заявкам государственных заказчиков, а право заключения государственных контрактов целесообразно оставить за государственными заказчиками.

2. Сравнительный анализ системы закупок

         Среди основных принципов построения систем бюджетных закупок в МБРР можно выделить следующие общие принципы:

-       обоснованность закупок;

-       конкурентность закупок (при осуществлении контрактации для государственных нужд должны использоваться преимущественно конкурентные способы закупок);

-       равное и справедливое отношение ко всем участникам рынка;

-       эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных источников;

-       открытость и прозрачность закупок;

-       ответственность участников процесса закупок[1].

         Как показывает зарубежный опыт, на решение об установлении степени децентрализации влияют следующие факторы:

         1. Форма государственного правления.

         При анализе систем закупок была установлена следующая взаимосвязь: чем ближе форма устройства к унитарной, тем выше уровень централизации.

         2. Состояние институциональной среды, т.е. серьезность проблемы агентских отношений между правительством и должностным лицом, управляющим закупками, и организация законодательного регулирования.

         Там, где политические институты работают недостаточно эффективно, предоставление свободы действий не обязательно будет способствовать достижению лучших результатов системой государственных закупок.

         3. Характер закупаемых товаров

         Централизация целесообразна при закупках высокотехнологичных, стратегически важных товаров, учитывая сложность проведения предварительной оценки соответствующих характеристик товара и их приоритетное значение для государства.

         Наиболее развитые государства в настоящее время переходят на децентрализованную схему проведения закупок. Государства, где еще не вполне сформировано общественное самосознание и деловая этика, предпочитают централизованную или частично централизованную структуру.

         4. Децентрализация процесса осуществления закупок позволяет:

-       снизить расходы, связанные с содержанием центральных организаций, непосредственно управляющих и/или осуществляющих закупочную деятельность в масштабе всей страны;

-       сократить время проведения процесса закупок;

-       повысить эффективность закупок.

         5. Политика децентрализации процесса закупок подразумевает сведение, в конечном счете, роли правительственных органов к:

-       мониторингу и контролю над процессом закупок;

-       определению целей закупок, общих принципов и процесса делегирования ответственности;

-       совершенствованию механизмов отчетности участников закупочного процесса, обеспечению их инструментами, необходимыми для достижения целей закупок.

         Зарубежный опыт показывает, что для того, чтобы устранить возможные негативные последствия децентрализации, необходимо установить четкие и ясные правила, которым будут обязаны следовать официальные лица[2].

         Отсутствие общепринятой практики последующего контроля в Украине (в отличие от МБРР) требует разработки и введения правил деятельности, играющих роль предварительных (упреждающих) механизмов контроля.

         Исходя из состояния общества и государственных институтов на современном этапе в Украине, наиболее применимы централизованная и частично централизованная системы закупок. Однако направление должно быть в сторону децентрализации, т.е. в последующем необходимо ограничить роль правительственного органа функцией надзора и контроля.

         Степень свободы действий, предоставляемую государственному агенту, целесообразно ограничить посредством законодательного установления максимума полномочий. Отсутствие общепринятой практики последующего контроля требует разработки и введения правил деятельности, играющих роль предварительных (упреждающих) механизмов контроля.

         Важным фактором стабильности и четкости функционирования системы является наличие единого независимого органа, контролирующего и регулирующего деятельность в области бюджетных закупок всех участников системы. Необходимо четко определить функции данного органа, его роль в системе бюджетных закупок и, как главное условие, ограничить его влияние на процессы осуществления бюджетных закупок, оставив за ним лишь функции контроля, унификации методологии и обеспечения функционирования и совершенствования системы бюджетных закупок.

         По общему правилу регулирование государственных закупок МБРР осуществляется нормами специализированного законодательства, документом по политике закупок; законами, регламентирующими бюджетные отношения; актами органов исполнительной власти; целым рядом норм различной отраслевой принадлежности, относящихся, например, к правам на интеллектуальную собственность, вопросам окружающей среды, трудовых отношений, ответственности, страхованию и др.

         Большинство стран в настоящее время реформируют свое законодательство в сторону большей лаконичности и ясности, что позволяет повысить уровень соблюдения и выполнения правил[3].

         Общей особенностью всех стран ЕС является наличие большого разнообразия конкурентных способов торгов. Выбор вида конкурентных способов закупки определяется на основе характера и стоимости требования закупочного агентства (законодательно устанавливаются пороговые величины или этот вопрос оставляется на усмотрение закупочной организации).

         Анализ систем закупок показывает, что основным установленным законодательно методом государственных закупок, который применяется по умолчанию, являются открытые торги.

         В ЕС организации государственного сектора могут выбирать между использованием открытых и закрытых торгов (селективные процедуры), однако специальные правила и процедуры отчетности применяются, если они используют ускоренные, срочные или процедуры на основе переговоров; отдельные процедуры применяются к предприятиям общественного пользования.

         В настоящее время во всех странах существуют в той или иной степени развитые системы электронных торгов. В большей мере электронные технологии применяются в целях публикации информации о возможностях госзаказа, однако в будущем они должны будут охватить весь процесс осуществления закупок.

         В международной практике в качестве критериев эффективности устанавливается следующее:

-       достижение целей закупок;

-       уровень конкурентности торгов;

-       уровень мошенничества или коррупции[4].

         В настоящее время нет универсального принятого средства оценки качества закупок в государственном секторе. Один из исследуемых сейчас методов в международном развитом сообществе заключается в оценке методики подготовки, набора специалистов по закупкам, их эффективности и квалификации.

         Заслуживает внимания составленный в ЕС набор показателей, которые помогают измерить степень достигнутой прозрачности и конкуренции и оценки тенденции рынка, который в долгосрочной перспективе может превратиться в хорошую систему мониторинга.

         В число показателей, помимо статистических результатов закупок, включаются такие, как качество опубликованных объявлений и сравнение цен на закупленные товар или услугу в рамках всего Сообщества.

         Во всех странах существенное внимание уделяется обязательному публичному информированию о возможностях закупок, о различных аспектах последующих стадий закупок и о факте заключения контракта. С этой целью используются официальные органы печати и электронные информационные системы.

         Прозрачность и открытость обеспечиваются в том числе требованиями о подотчетности. Интересен опыт МБРР и стран ЕС в отношении документирования закупочной деятельности государственных организаций:

-       документальная информация должна включать: сведения о квалификации участников/победителей, о применявшихся процедурах отбора, о фактах сокращения и исключения из применения обязательных стандартов; обоснование применения внеконкурсных процедур (без приглашения на торги и неприменения положений документов, регламентирующих закупки);

-       срок хранения документов должен составлять 4 года с момента заключения контракта.

         На основе анализа международной практики можно выделить четыре разновидности механизмов контроля за действиями организаторов торгов. В зависимости от сочетания таких факторов, как момент времени и степень централизации, это предварительный или последующий и централизованный или децентрализованный контроль.

         В Украине на этапе становления новой региональной системы закупок необходимо создание наряду с централизованным органом контроля закупок системы общественного контроля процедур распределения государственных заказов. В последующем в соответствии с тенденциями международной практики большое значение должен будет приобрести последующий децентрализованный контроль закупок (со стороны проигравших участников торгов, конечных получателей или третьих лиц).

         В Украине существуют проблемы в области проведения конкурсов по ряду товаров и работ на федеральном уровне в части неопределения объемов поставки, выполнения работ. Так, при необходимости закупки услуг по предполагаемому ремонту автомобилей и запасных частей не представляется возможным заранее оценить объем работ и номенклатуру потребности в запасных частях, что затрудняет проведение конкурса[5].

         Еще один пример – это подрядные торги. Не все государственные заказчики выставляют на подрядные торги подготовленные проекты с четко определенными объемами работ, то есть не ведется предварительное составление проектно-сметной документации по объекту подрядных работ. Особенно это характерно для капитального и текущего ремонта. Отсутствие определенности в объемах и перечне работ приводит к завышению участниками цен предложений, которые закладывают в них непредвиденные расходы и большие риски, что снижает эффективность расходования бюджетных средств.

         Кроме того, в настоящее время участились случаи необоснованного использования государственными заказчиками балльной системы оценки конкурсных заявок поставщиков при размещении на конкурсной основе заказов на поставку простейшей (серийной) продукции для государственных нужд. Применение балльной системы в данном случае существенно усложняет рассмотрение, сопоставление указанных заявок и приводит зачастую к их необъективной оценке и заключению с победителями открытых конкурсов государственных контрактов на менее выгодных условиях.

3. Проблемы совершенствования системы закупок

         Улучшение государственными заказчиками планирования и прогнозирования объемов и сроков закупок сдерживается еще и из-за отсутствия единого классификатора продукции для государственных и муниципальных нужд.

         В настоящее время не существует ни одного классификатора на федеральном уровне, позволяющего систематизировать продукцию, закупаемую для государственных нужд. Без единой системы классификации затруднено планирование и учет проведенных закупок, а также решение вопросов автоматизации. В извещениях, опубликованных в бюллетене «Конкурсные торги», и в других средствах массовой информации по той же причине трудно ориентироваться и быстро найти нужное объявление. Следовательно, нужна единая система классификации товаров, работ, услуг для государственных нужд.

         В соответствии с правительственными программами модернизации государственные организации принимают сегодня меры по реформированию и оптимизации своих систем закупок, стремясь сформировать рынок государственного сектора, который будет более эффективным и привлекательным как для покупателей, так и для поставщиков. Государство все чаще ставит задачу повышения эффективности закупок с помощью контрактов, учитывающих качество работ, использования лучшего опыта и обмена знаниями о коммерческой деятельности государственных служб. Достижение этих целей требует тесной привязки режима закупок к финансовым и логистическим системам и разработки процедур стратегического управления взаимодействием с основными поставщиками и бизнес-партнерами.

         Использование новых и прогрессивных информационных технологий в государственных закупках может стать важным катализатором адаптации государства к меняющейся среде. Онлайновые каталоги с оплатой по кредитным или закупочным картам и системы электронных государственных закупок, например торговые площадки и обратные аукционы на базе веб-технологий, совершенствуют процесс государственных закупок, основанный ранее на сетях электронного обмена данными, которые являлись единственным электронным связующим звеном между государством и его поставщиками. Объявление тендеров и получение предложений цены в электронной форме улучшает качество информации, ускоряет процесс закупки и делает его более прозрачным. Кроме того, это снижает расходы поставщиков и повышает их интерес к государственному рынку.

         Связывая операции в Интернете с внутренними бухгалтерскими и финансовыми системами, государственные организации могут исключить из процедуры закупок необходимость использования бумажных форм и повторное введение данных. Накапливая и исследуя данные о тысячах приобретений, они могут лучше понять, что покупают их сотрудники, а затем использовать эти знания, чтобы делать покупки эффективнее.

         Отношения государства с частным сектором подразумевают не только приобретение товаров и услуг. Их цель – усиление конкурентоспособности страны, сохранение доверия инвесторов и предпринимателей, поддержка малого бизнеса и ключевых отраслей промышленности, обеспечение честной конкуренции и создание рабочих мест[6].

         Государство может способствовать формированию здоровой среды для ведения электронной коммерции, обеспечив создание необходимой инфраструктуры, которая упростит компаниям выход в Интернет. Компании, ведущие онлайновые операции при высокоскоростном подключении к сети по разумной цене, могут использовать информационные технологии для перехода к электронной коммерции, нахождения новых возможностей для бизнеса, увеличения гибкости работы и укрепления своих связей с миром. Дальнейшее стимулирование экономического роста и развития местных инициатив связано с такими шагами государства, как прекращение регулирования телекоммуникаций, продвижение совместных проектов и активное содействие формированию уверенности у потребителей и предпринимателей за счет оказания помощи ключевым секторам экономики по выходу в сеть.

         Онлайновые службы типа G2B (государство-бизнес) позволяют частным компаниям упростить прохождение процедур регистрации, уменьшить бюрократическую волокиту, обеспечить соблюдение соответствия своей деятельности с нормами закона, а также ускорить и упростить период своего становления благодаря подаче налоговых деклараций и статистических отчетов в электронной форме. Возможность оперативно и в любое время продлить лицензию на предпринимательство дает малым компаниям больше свободы для концентрации на своей основной деятельности, обеспечивая им дополнительное преимущество для вступления в конкурентную борьбу на мировых рынках.

         Предоставление интегрированных, централизованных услуг для населения также расширяет возможности для партнерства бизнеса и государства. Сегодня уже стало обычным делом, когда компании частного сектора имеют концессии государства на выполнение общественных работ или предоставление услуг для населения в традиционной форме. Такая система концессий может сохраняться и в отношении услуг для населения в сети. В настоящее время банки принимают оплату различных штрафов и счетов за коммунальные услуги, а их служащие представляют налоговые декларации от лица компаний и частных лиц. Поэтому тот, кто пользуется банком по сети Интернет, должен иметь возможность оплачивать свои счета и платить налоги через онлайновое финансовое учреждение. Существующая сеть государственных служб, высоко зарекомендовавшая себя благодаря качественному обслуживанию граждан в традиционной форме, наилучшим образом подойдет и для оказания услуг в мире виртуальном. Местные интернет-компании и другие предприниматели должны получить возможность обращаться в государственные организации с той или иной идеей и превращать ее в полноценный бизнес. Для развития местного электронного предпринимательства требуется гибкий подход, когда государство выдает онлайновую концессию любому числу компаний, а не предоставляет одной из них эксклюзивный контракт на оказание той или иной электронной услуги.

         Государство всегда стремилось содействовать установлению коммерческих взаимоотношений с частным сектором, но сегодня это приобретает еще большую значимость, поскольку частным компаниям предлагается участвовать в осуществлении более широкого круга государственных задач. Партнерство государства и частного сектора – начиная от программ профессионального обучения и заканчивая разработкой ИТ-приложений – все шире используется для проектирования, планирования, финансирования, построения и управления инфраструктурой, которая ранее создавалась традиционными средствами.

         В рамках партнерства государства и частного сектора каждая сторона делает свой вклад в совершенствование обслуживания граждан – так, например, государственные службы могут использовать в своей работе опыт, накопленный частным сектором и наоборот. Коллективный подход к предоставлению государственных услуг, разделению ответственности за все связанные с этим риски и получению совместных выгод позволяет устранить некоторые давно существующие разделительные линии между государственным и частным секторами, что было невозможным при действующих ранее моделях проведения закупок.

         В итоге и государственный, и частный сектор будут оцениваться клиентами по одним и тем же критериям, поскольку обычно людей не интересует, кто предоставляет ту или иную услугу, если это делается хорошо. Оба сектора нуждаются друг в друге, чтобы обеспечить получение гражданами все более качественных и надежных услуг в соответствии с их требованиями[7].

         Государственные службы должны идти в ногу с процессом перехода от индустриального к информационному веку. Во многих случаях именно государственным органам предстоит возглавить переход к новой информационной эре. Организации государственного сектора должны будут видоизменить свои взаимоотношения с гражданами, частными компаниями, другими государственными учреждениями и со своими служащими[8].

         Таким образом, основная задача реализации информационной модели государственного управления в Украине - создание национального портала, через который граждане, частные компании и государственные служащие смогут оперативно и качественно взаимодействовать как между собой, так и с самим государством посредством использования традиционной и беспроводной телекоммуникационной инфраструктуры.

4. Направления улучшения системы закупок

         Для повышения эффективности проводимых конкурсов и функционирования системы государственных закупок необходимо использовать комплексный системный подход, в основе которого лежит создание единой нормативно-правовой базы. В этой связи необходимо скорейшее принятие проекта нового федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С принятием закона потребуется выпуск ряда подзаконных актов Правительства Украины. Практика организации государственных закупок органами исполнительной власти показала, что нужна дальнейшая нормативная регламентация порядка взаимодействия органов власти в части закупочных процедур, унификация конкурсных документов, государственных контрактов, протоколов и отчетности, методические материалы для применения органами власти всех уровней. Необходимо также нормативно закрепить принципы осуществления закупок продукции для государственных нужд, которые позволят единообразно решать вопросы, не урегулированные в законодательстве.

         На основе зарубежной практики рекомендовано следующее:

-       закрепить в региональной законодательной базе в качестве общей нормы применение открытых способов закупок;

-       установить ограниченное число четких критериев использования неконкурентных форм закупок и ввести условие по обязательной публикации в средствах массовой информации предварительных извещений о государственных заказах;

-       ввести в практику предварительное обсуждение конкурсной документации на закупку сложных и комплексных товаров и услуг;

-       установить условия для возможности сокращения времени на подачу предложения участниками;

-       ввести практику расчета и установления контрольных (предельных) цен при закупках у единственного источника;

-       в законодательство о закупках ввести четкие критерии применения ценовых и неценовых методов оценки предложения:

-       при разовой конкурентной закупке единицы стандартного неделимого товара победитель торгов должен определяться по критерию минимальной цены предложения при условии соответствия требованиям конкурсной документации;

-       при закупке товаров или услуг, когда сложно сразу установить качество товара или услуги или когда планируется многократная поставка, победитель торгов должен определяться на основе сочетания ценовых и неценовых критериев.

         Контроль закупочной деятельности должен включать в себя оценку следующих фактов:

-       реализация целей закупок;

-       эффективность затрат времени на осуществление каждой стадии закупочного процесса;

-       открытость и прозрачность деятельности закупочной организации (качества информации о закупках);

-       экономическая эффективность цены заключения контракта и степени ее соответствия реальным рыночным ценам;

-       степень конкуренции на рынке госзаказа в регионах (в том числе по отношению к зарубежным поставщикам);

-       степень отклонения условий контрактов от первоначальных и воздействие отклонений на контрактные цены и фактические сроки завершения операции.

         Реализация предусматриваемых мер по повышению эффективности государственных закупок не будет полноценной без повышения ответственности должностных лиц за неэффективное расходование бюджетных средств (срыв сроков поставки, недопоставка, закупка некачественного или не соответствующего реальным потребностям товара) и стимулирования за своевременное, точное и эффективное выполнение задач по размещению государственного заказа.

         В настоящее время государственными заказчиками в Украине почти не осуществляется текущее планирование государственных закупок. Но даже если ряд ведомств составляют планы-графики конкурсов, то они почти никогда не публикуются в средствах массовой информации и являются внутренними документами. Это нарушает принцип открытости и прозрачности государственных закупок и не позволяет заинтересованным участникам заранее готовиться к конкурсам и планировать свою работу.

         В плане намечен ряд мер по развитию системы подготовки кадров по государственным закупкам, которые включают:

-       разработку предложений по лицензионным требованиям программ подготовки специалистов по управлению государственными закупками;

-       проведение аккредитации программ существующих 24 обучающих центров по подготовке специалистов по управлению государственными закупками;

-       разработку минимума содержания программ подготовки специалистов по управлению размещением государственных и муниципальных заказов по уровням образования;

-       разработку методических рекомендаций по дистанционным формам обучения специалистов по государственным закупкам.

         Существенным фактором для создания системы государственных закупок является организация централизованного сбора, учета и хранения информации о государственных закупках и заключенных государственных контрактах. Таким информационным массивом должен являться реестр государственных закупок.

         В этих целях целесообразно вести единый федеральный реестр государственных контрактов, в котором регистрировать все закупки и контракты, заключаемые государственными заказчиками за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

         Это позволяет вести полный учет проведения закупок для государственных нужд, обеспечивать более точное прогнозирование, осуществлять мониторинг цен и проводить государственный контроль, в автоматизированном виде собирать и обобщать статистику, а также проводить аналитическую работу.

         Основными подходами при создании единого федерального реестра государственных контрактов должны быть:

-       запрет Федеральному казначейству оплаты заключенных государственных контрактов, не зарегистрированных в Едином федеральном реестре государственных контрактов;

-       наличие в государственном контракте условия о вступлении государственного контракта в силу после его регистрации в Едином федеральном реестре государственных контрактов;

-       отражение в реестре всех показателей, которые используются в государственной статистической отчетности в целях автоматизации её сбора и представления[9].

         На сегодняшний день отсутствует методика оценки эффективности функционирования федеральных органов исполнительной власти в части выполнения задач по размещению государственного заказа. Действующая методика оценки эффективности проведения конкурса не является показателем эффективности работы системы закупок, поскольку не учитывает затраты и другие показатели самой системы. Следует рассмотреть вопрос создания методики монетарной и индикативной оценки эффективности не только проведения конкурса, но и функционирования самой системы закупок для государственных нужд на федеральном уровне, а также на уровнях субъектов Федерации и муниципалитетов.

         Показатель экономии бюджетных средств по каждому конкурсу является формальным индикатором качества планирования. Чем точнее будет расчет предполагаемой суммы закупки, тем меньше будет показатель экономии бюджетных средств. Следовательно, при улучшении планирования и прогнозирования объемов государственных закупок формальная экономия бюджетных средств по конкурсу будет стремиться к нулю.

         Улучшению качества прогноза объема закупок будет способствовать использование экономического обоснования оценки объема закупок.

         В начале 2005 года основной проблемой системы государственных закупок стала неэффективность отдельных норм Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" из-за внесенных в него изменений 18 ноября 2004 года Законом N 2188, который был принят, несмотря на серьезные замечания Минэкономики, путем преодоления вето Президента Украины.          С 22 августа уже второй раз за 2005 г. вступают в силу новые изменения в Закон Украины "Про закупку товаров, работ и услуг за государственные средства".

         В Законе появились новые определения такие как: генеральный заказчик, закупка на основе межведомственной координации, квалификационная документация, квалификационное предложение, которые дают возможность проводить процедуру закупки одним (генеральным) заказчиком в интересах других (ниже стоящих).

         Таким образом, следует ожидать, что на однотипные товары будут проходить многобюджетные тендеры, проводимые единым генеральным заказчиком в интересах подведомственных, которые ранее проводили торги самостоятельно.          Очевидно, многих государственных заказчиков приятно удивят изменения в статье второй Закона, где опять поднимается граничная сумма применения Закона.

         По новым требованиям Закон применяется ко всем закупкам сумма которых превышает 30 тыс. грн. для товаров и услуг и 300 тыс. грн. для работ, когда по действующим требованиям эти суммы соответственно составляют 5 тыс.евро и 20 тыс.евро[10].

         Нельзя обойти стороной новое требование п. 5 статьи 2, в котором предприятия, в которых более 50% собственности принадлежит государству, обязаны следовать требованиям данного Закона и, соответственно, закупать товары, работы и услуги через тендеры.

         В новой редакции Закона появился целый ряд подстатей, которые дополняют, уточняют и частично конкретизируют многие определения и принципы проведения процедур государственных закупок.

         Изменения к статьям 4, 8, 28 и новые статьи 4, 18, 29 предусматривают обязательное размещение как минимум в одной информационной системе в сети Интернет пакетов информации о проведении процедур государственных закупок. При этом такие системы должны соответствовать специфическим требованиям, что, в свою очередь, создает условия для ограничения круга таких систем.

         Обязательность применения ограниченного количества информационных систем в сети Интернет при проведении процедур государственных закупок, в том числе проведение электронных тендеров в режиме "on-line", вполне логично может привести к монополизации данной сферы, и, как последствие, существенно увеличит расходы и усложнит работу, как государственных заказчиков, так и участников торгов.

         В европейских странах размещение информации о торгах и проведение электронных закупок проводится с использованием собственных Интернет - ресурсов заказчиков, которые размещают предварительные объявления о торгах в официальных государственных печатных и электронных изданиях[11].

         Стоит отметить расширившийся список функций специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам координации закупок товаров, работ и услуг, в частности функцию ведения перечня информационных систем в сети Интернет, которые соответствуют требованиям Закона.

         Однако в функции уполномоченного органа по вопросам государственных закупок (на данный момент это Министерство экономики Украины) не входит контроль за работой, техническим регламентом, порядком размещения информации в информационных системах Интернет. Т.е. Законом не предусмотрено какого либо контроля за работой специализированных Интернет - систем, которые находятся в коммерческой собственности и не принадлежат государству, а также не предусмотрено какой - либо ответственности со стороны данных специализированных информационных систем.

         Тендерная палата (по определению Закона) - это бесприбыльный союз общественных организаций, который функционирует в соответствии с действующим законодательством. Участие в Тендерной палате добровольное. Цели и задачи Тендерной палаты отчасти дублируются с функциями специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам государственных закупок, соответственно и сфера влияний и полномочий Тендерной палаты не так уж далека от полномочий Министерства экономики Украины.

         Тендерная палата выступает основателем информационного бюллетеня, в который государственные заказчики также будут обязаны подавать объявление о торгах, как и в ИАБ "Вестник Государственных Закупок", и в специализированные информационные Интернет - системы.

         Целью создания этой организации является проведение общественного контроля в сфере государственных закупок, достижение максимальной прозрачности процедур закупок. Для этого при Тендерной палате Украины будет создаваться комиссия по рассмотрению жалоб. Главой Комиссии будет представитель уполномоченного органа - Минэкономики, а в состав будут входить: три представителя уполномоченного органа, представители Минфина, Минюста, Минэкономики, Счетной палаты, Главного КРУ, Государственного казначейства, Антимонопольного комитета, а также три народных депутата Украины.

         Стоит отметить, что в соответствии статьи 6 Конституции Украины Государственная власть осуществляется на принципах ее деления на законодательную, исполнительную и судовую.

         По результатам рассмотрения жалобы Комиссией принимается вывод, который рассматривается тем же самым уполномоченным органом, представитель которого является Главой Комиссии, вследствие чего принимается решение "про удовлетворение или неудовлетворение жалобы и, соответственно, отмену торгов".

         При таком подходе участие общественности в формировании и реализации государственной политики в сфере госзакупок фактически отсутствует и все сводится к передаче отдельных функций государственного управления.

         Кроме этого, часть третья статьи 17 предусматривает добровольность обращений к Тендерной палате Украины для получения выводов, однако уже часть четвертая этой же статьи устанавливает обязательность получения выводов Тендерной палаты при осуществлении соответствующими органами проверок и рассмотрении дел в суде.

         В целом кардинальными для государственных заказчиков будут следующие изменения:

-       государственный заказчик будет обязан опубликовать информацию о торгах в ИАБ "Вестник Государственных Закупок", специализированной информационной Интернет - системе, ИБ Тендерной палаты;

-       всем членам тендерного комитета государственного заказчика следует пройти специализированное обучение (в ситуации кардинального изменения законодательства это более чем обязательно), а также повышать свою квалификацию каждые два года;

-       пороговая сумма применения Закона при закупках работ повысится до 300 тысяч гривен;

-       государственным заказчикам следует досконально изучить новую процедуру закупки - редукцион, т.к. она является основной наравне с открытыми торгами;

-       государственным заказчикам следует составить детальный план закупок на год и предоставить его на всеобщее обозрение;

-       государственным заказчикам при проведении бюджетных тендеров следует учитывать помимо государственного контроля (Министерство экономики) так же и общественный контроль (Тендерная палата).

Заключение

         Процесс планирования закупок является составной частью бюджетного процесса. От его организации и эффективности системы напрямую зависит качество исполнения бюджета. Целями планирования государственных закупок являются:

-       определение потребности в продукции для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

-       установление объема закупок продукции, исходя из выявленной потребности и прогноза доходов бюджета;

-       определение объема и перечня ресурсов, необходимых для проведения плановых закупок;

-       упорядочение исполнения бюджета.

         С точки зрения бюджетного процесса планирование состоит из следующих этапов:

-       формирование сводной бюджетной росписи;

-       формирование планов бюджетных закупок;

-       формирование лимитов бюджетных обязательств;

-       принятие решения государственным заказчиком о проведении закупок.

         Принятие решения о проведении госзаказчиком закупок подразумевает выбор процедуры закупки продукции (в зависимости от предполагаемой стоимости закупки и др. факторов) и выбор организатора проведения закупки — самостоятельно государственным заказчиком или через специально установленного государственного заказчика, передача полномочий по закупке получателю бюджетных средств

         Основной проблемой действующих в регионах систем планирования является недостаточная степень интеграции механизма планирования закупок в процесс бюджетного планирования. Следствием указанного фактора является снижение качества принимаемых управленческих решений, направленных на осуществление закупочных процедур.

         Применение механизма планирования натуральных показателей в настоящий момент сдерживается отсутствием минимальных государственных

социальных стандартов и нормативов их финансового обеспечения, которые должны быть разработаны и утверждены на федеральном уровне.

Список литературы

1.      Актуальные вопросы обеспечения финансовой прозрачности. // Финансовые исследования. - 2003. - №3.

2.      Аналитическая информация о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства в 1 квартале 2006 года. // Вестник государственных закупок. – 2006. - №5.

3.      Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запа­да. -  Изд. 2-е, перераб. и доп.— М.: Логос, 2001

4.      Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Калининград: КГУ, 2000

5.      Камень преткновения поставщиков и заказчиков. // Вестник Государственных Закупок. – 2006. - №1.

6.      Совершенствование региональной системы бюджетных закупок: Результаты реализации проектов технической помощи в сфере управления региональными финансами/ Под ред. А.Г. Силуанова — М.: Весь Мир, 2004.

7.      Современные международные отношения. / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: РОССПЭН, 2003.

8.      Стало ли легче участвовать и побеждать в тендерах с Новым Законодательством. // Вестник  государственных закупок. – 2006. - №2.

9.      «Тендерный футбол» - революция в государственных тендерах Украины. // Тендер. – 2005. - №6.

10. Троцкий М. Европейский Союз в мировой политике. // Международные процессы. – 2005. - № 3 (9).

Приложение

ЗАКОН УКРАЇНИ вiд 22.02.2000 N 1490-III (зі змінами N 3205-ІV від 15.12.2005)

Про закупівлю товарів, робіт і послуг за державні кошти

(Із змінами, внесеними згідно із Законами

N  434-IV (  434-15 ) від 16.01.2003, ВВР, 2003, N 14, ст.98

N 1047-IV ( 1047-15 ) від 09.07.2003, ВВР, 2004, N 5, ст.27

N 1158-IV ( 1158-15 ) від 11.09.2003, ВВР, 2004, N 8, ст.67

N 1294-IV ( 1294-15 ) від 20.11.2003, ВВР, 2004, N 13, ст.181

N 2188-IV ( 2188-15 ) від 18.11.2004, ВВР, 2005, N  5, ст.110

N 2229-IV ( 2229-15 ) від 14.12.2004, ВВР, 2005, N  4, ст.103

N 2377-IV ( 2377-15 ) від 20.01.2005, ВВР, 2005, N 11, ст.198

N 2664-IV ( 2664-15 ) від 16.06.2005, ВВР, 2005, N 31, ст.420

N 3205-IV ( 3205-15 ) від 15.12.2005)

         Цей Закон  встановлює правові та економічні засади здійснення процедур закупівель товарів,  робіт і послуг за рахунок  державних коштів.

         Метою  цього  Закону  є  створення конкурентного середовища у сфері державних закупівель, а також запобігання проявам корупції у цій  сфері,  забезпечення  прозорості процедур закупівель товарів, робіт  і  послуг  за  державні  кошти та досягнення оптимального і раціонального їх використання. (Абзац другий преамбули в редакції Закону N 3205-IV (3205-15) від 15.12.2005)

         (Преамбула  із  змінами,  внесеними  згідно  із Законом N 2188-IV (2188-15)  від  18.11.2004;   в  редакції  Закону   N  2664-IV (2664-15) від 16.06.2005)...

 

Руководство: Закупки по займам МБРР и кредитам МАР

Guidelines: Procurement under IBRD Loans and IDA Credits

         Настоящее Руководство предназначено для сведения тех кто, осуществляет проекты, частично или полностью финансируемые из средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) или кредитов Международной ассоциации развития (МАР), и содержит информацию о порядке закупки товаров и работ, необходимых для реализации проекта (включая сопутствующие услуги). Соглашение о займе регулирует правоотношения между Заемщиком и Банком, а Руководство применимо к закупкам товаров и работ по проекту как предусмотрено таким соглашением. Права и обязанности заемщика и поставщиков проектных товаров и работ регулируются документами для торгов, а также контрактами, подписанными между Заемщиком и поставщиками товаров и работ, но не настоящим Руководством или Соглашениями о займах. Ни одна из сторон, за исключением участников Соглашения о займе, не получает прав по такому соглашению и не может претендовать на заемные средства.

         Заемщик несет ответственность за осуществление проекта, а следовательно за размещение контрактов и управление ими в рамках проекта. Со своей стороны Банк, согласно Статьям Соглашения обязан "обеспечить использование заемных средств исключительно по целевому назначению, уделяя должное внимание соображениям экономического характера и вопросам эффективности и не принимая в расчет политические и другие неэкономические факторы и соображения", в этих целях Банком разработаны детальные процедуры. Хотя на практике определенные правила и процедуры закупок, которым необходимо следовать при осуществлении проекта, зависят от конкретных обстоятельств, в основе требований Банка, как правило, лежат следующие четыре соображения:

-       необходимость экономного и эффективного осуществления проекта, включая закупки соответствующих товаров и услуг;

-       заинтересованность Банка, как межправительственного кооперативного учреждения, в предоставлении возможности всем приемлемым участникам торгов из развитых и развивающихся стран конкурировать за поставку товаров и работ, финансируемых Банком;

-       заинтересованность Банка, как учреждения, цель которого содействовать развитию, в поощрении деятельности местных подрядных и производственных предприятий страны-заемщика; а также

-       значение открытости и ясности в процессе закупок.

         Банк пришел к выводу, что в большинстве случаев такие требования и интересы могут быть наилучшим образом реализованы путем правильно организованных международных конкурсных торгов (МКТ) при условии предоставления соответствующих льгот товарам, произведенным внутри страны, и, если это целесообразно, местным подрядчикам для выполнения работ на заданных условиях. В таких случаях Банк требует, чтобы Заемщики приобретали товары и работы путем МКТ, открытых для участия приемлемых поставщиков и подрядчиков. Порядок МКТ описывается в Разделе II настоящего Руководства.

         С другой стороны, в тех случаях, когда международные конкурсные торги явно не представляются наиболее экономичным и эффективным способом закупок, в Соглашении о займе конкретно указываются иные методы закупок. Такие методы закупок и ситуации, когда их применение может оказаться более целесообразным, излагаются в разделе III. Конкретные методы приобретения товаров и работ при реализации определенного проекта оговариваются соответствующим Соглашением о займе.

         Как правило, Банк финансирует только часть стоимости проекта. Процедуры, изложенные в настоящем Руководстве, применяются в отношении всех контрактов на закупку товаров и работ, финансируемых полностью или частично из средств займов Банка. Для приобретения товаров и работ по договорам, не финансируемым из средств займа Банка, Заемщик может использовать иные процедуры. В таких случаях Банк должен удостовериться в том, что используемые процедуры способствуют выполнению Заемщиком обязательств по добросовестному и эффективному осуществлению проекта, а приобретаемые товары и работы:

-       обладают удовлетворительным качеством и укладываются в балансовую стоимость проекта;

-       будут поставлены или завершены своевременно;

-       имеют цену, которая не окажет неблагоприятного влияния на экономическую и финансовую жизнеспособность проекта...


[1] Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запа­да. -  Изд. 2-е, перераб. и доп.— М.: Логос, 2001

[2] Актуальные вопросы обеспечения финансовой прозрачности. // Финансовые исследования. - 2003. - №3.

[3] Троцкий М. Европейский Союз в мировой политике. // Международные процессы. – 2005. - № 3 (9).

[4] Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Калининград: КГУ, 2000

[5] Стало ли легче участвовать и побеждать в тендерах с Новым Законодательством. // Вестник  государственных закупок. – 2006. - №2.

[6] Аналитическая информация о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства в 1 квартале 2006 года. // Вестник государственных закупок. – 2006. - №5.

[7] Совершенствование региональной системы бюджетных закупок: Результаты реализации проектов технической помощи в сфере управления региональными финансами/ Под ред. А.Г. Силуанова — М.: Весь Мир, 2004. – 114с.

[8] Марушко Д. Государство и предпринимательство: перспективны взаимодействия. // Экономика и жизнь. – 2005. - №4.

[9] Современные международные отношения. / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: РОССПЭН, 2003.

[10] Камень преткновения поставщиков и заказчиков. // Вестник Государственных Закупок. – 2006. - №1.

[11] «Тендерный футбол» - революция в государственных тендерах Украины. // Тендер. – 2005. - №6.