Содержание

1. Малый бизнес и его экономическая роль. Формы поддержки малых предприятий в России и зарубежом. 3

2. Персонал предприятия и его структура. Характеристика производительности труда персонала. 6

3. Базовые стратегии роста предприятия. Особенности стратегий роста малых, средних и крупных фирм. 8

4. Задача 1. 10

5. Задача 2. 11

Список литературы.. 12

1. Малый бизнес и его экономическая роль. Формы поддержки малых предприятий в России и зарубежом

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др. 

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.

Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса[1]

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества. Можно перечислить следующие из них:

·          более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

·          большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;

·          гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

·          относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

·          большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

·          более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

·          относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают  уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию наемным работникам. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Сектор малого предпринимательства способствует быстрому созданию новых рабочих мест, а, следовательно, решению проблемы занятости населения. В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия  функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйство становится способным к быстрым структурным изменениям. Небольшие размеры малых предприятий дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, внедрять научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность.

Для поддержки малого бизнеса в России и зарубежом принимаются различные государственные программы, которые включают в себя комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства[2].

2. Персонал предприятия и его структура. Характеристика производительности труда персонала

Все работники предприятия делятся на две категории: промышленно производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием и персонал непромышленных организаций (работники жилищно-коммунального хозяйства, детских  и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятию и др.). Все занятые на предприятии подразделяются по категориям: рабочие, руководители, специалисты, служащие, для чего создан классификатор профессий и должностей.

К рабочим относятся лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, оказанием материальных услуг и т.д. Например, занятые управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий; изготовлением материальных  ценностей вручную; уходом за машинами, оборудованием; обслуживанием производственных и непроизводственных помещений.

Руководители - это работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Например, директор, начальники, управляющие, заведующие, председатели, мастера, главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный электрик, главный редактор, а также их заместители.

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическим и другими работами. Это могут быть:  администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, инспектора, математики, нормировщики, механики, ревизоры, социологи, экономисты, юрисконсульты и др.

Служащие -  это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Ими являются: агенты, делопроизводители, кассиры, коменданты, секретари-машинистки, статистки, стенографистки и т.д [3].

Работники предприятия распределяются по профессиям, специальностям и квалификации.

Профессия  характеризуется комплексом теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенной работы в одной из отраслей производства. Она предопределяется характером создаваемого продукта труда и специфическими условиями производства в данной отрасли.

Специальность - это дальнейшее разделение труда в пределах профессии.

Квалификация  зависит от уровня специальных знаний и практических навыков работника и характеризует степень сложности выполняемого им данного  конкретного вида работы.

Под производительностью живого труда принято понимать его способность производить в единицу времени определенное количество продукции. Производительность труда можно характеризовать либо прямым показателем — выработкой продукции в единицу затраченного рабочего времени, либо обратным показателем — трудоемкостью ( затратами рабочего времени на единицу произведенной продукции ). В связи с тем, что, как отмечалось выше, затраты рабочего времени могут быть выражены количеством отработанных человеко-часов, чел.-дней, средним списочным числом рабочих или всех работников фирмы различают показатели средней часовой, средней дневной выработки и показатели средней выработки на одного списочного рабочего или работников всего персонала, непосредственно связанного с производством данной продукции. Показатели трудоемкости чаще всего выражают в чел.-часах на единицу продукции, а в некоторых укрупненных расчетах используют показатели численности работников, приходящейся на единицу произведенного продукта[4].

3. Базовые стратегии роста предприятия. Особенности стратегий роста малых, средних и крупных фирм

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Стратегия должна определять: что предприятие должно делать  и чего оно не должно делать; что более важно, а что менее важно в осуществляемой им деятельности.

Стратегии можно классифицировать по разным признакам. С точки зрения иерархии управления, стратегии  делятся  на корпоративную, деловую и  функциональную.

Например, предприятия сахарной промышленности считаются монопроизводственными, то есть они конкурируют на конкретном товарном рынке (рынке сахара), корпоративный уровень у них отсутствует, и стратегия разрабатывается для хозяйственного стратегического центра или центра прибыли, то есть на деловом уровне.

Все многообразие стратегий, которые используют предприятия, являются различными модификациями нескольких эталонных, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состоянии внешней и внутренней  среды.

В литературе выделяются следующие базовые стратегии развития предприятия: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсификация, целенаправленные сокращения [5].

Существует множество стратегических направлений достижения конкурентных преимуществ, но наиболее общими, которые имеют универсальный характер  и применимы для любой конкурентной силы являются:

·                   преимущество в издержках – достижение конкурентных преимуществ за счет более низкой себестоимости товара;

·                   дифференциация – способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность продукта для покупателя;

·                   фокусирование - связано с фиксацией определенного сегмента рынка и концентрацией усилий предприятия на этом сегменте;

·                   ранний выход на рынок (стратегия первопроходца) – предприятие первое предлагает на рынок оригинальный товар;

·                   синергизм – это преимущество бизнеса, возникающее благодаря установлению его связей с другими бизнес-единицами в рамках подразделения или предприятия.

Среди основных ключевых факторов, определяющих стратегию предприятия, можно выделить следующие:

·        Преимущества предприятия и отрасли, в которой оно  функционирует.

·        Цели предприятия.

·        Интересы и отношение высшего руководства.

·        Финансовые ресурсы и обязательства предприятия.

·        Степень зависимости от внешней среды.

·        Фактор времени.

Серьезным тестом хорошей стратегии является степень, в которой стратегия предприятия:

- улучшает возможности предприятия успешно конкурировать на своем месте на рынке;

-  увеличивает возможность предприятия  добиваться конкурентных преимуществ;

-  позволяет получать сверхприбыль.

Эффективная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности предприятия в условиях не спадающего кризиса. Стратегия – это сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современное предприятие может противостоять меняющимся условиям, позволяет не только выжить в конкурентной борьбе, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке.

4. Задача 1

Величина внеоборотных активов предприятия на 30.09.04 составила 35 713 тыс.руб. Размер собственных средств предприятия на отчетную дату – 94 168 руб.

Долгосрочные обязательства на конец 3 квартала 2004 года составили 3 408 тыс.руб, краткосрочные обязательства- 5375 тыс.руб.

Рассчитайте удельный вес оборотных средств, сформированный за счет собственных средств и за счет заемных средств.

Решение:

1.Определим величину собственных оборотных средств:

ТА= СС + ДП - ВА, где

ТА –величина собственных оборотных средств,

СС – собственные средства,

ДП – Долгосрочные обязательства (пассивы)

ВА –внеоборотные активы

ТА =94168+ 3 408-35713 =61863

2. Определим величину заемных средств:

Заемные средства  - 8 783 тыс.руб  (3 408+5 375 = 3 783).

3. Всего оборотных средств:

61 863+8 783= 70 646

4. Доля оборотных средств:

За счет собственных = 61863/70646*100=87 %

За счет заемных средств = 8783/70 646*100=12 %

Ответ : доля оборотных средств за счет собственных средств -87 %

За счет заемных -12%

5. Задача 2

Среднесписочная численность работников за 2003 год составила 463 чел., годовой фонд заработной платы 22865 тыс.руб. За 2002 год среднесписочная численность работников составила 456 чел., годовой фонд заработной платы- 16 980 тыс.руб.

Объем реализованной предприятием продукции за 2003 год составил 105 377 тыс.руб., за аналогичный период прошлого года- 98 094 тыс.руб.

Рассчитайте коэффициент соотношения темпов прироста производительности труда над темпом прироста средней заработной платы.

Решение:

1. Определим производительность труда за 2003 год:

105 377 тыс.руб/463 чел =  227,6 тыс.руб/чел

2. Определим производительность труда за 2002 год:

98 094 тыс.руб / 456 чел. =215,12

3. Рост производительности труда за период составил:

227,6/215,12*100=105%

Тогда прирост составил 5%

4. Определим среднюю зарплату на 1 человека в 2003 году:

22 865 тыс.руб/463 чел.= 49,38 тыс.руб/чел

5. Определим среднюю зарплату в 2002 году:

16 890/ 456 =37,03

6. Прирост зарплаты составит:

100%-49,38/37,03*100% = 33 %

7. Коэффициент соотношения равен:

0,05/0,33=0,15

Ответ: коэффициент равен 0,15

Список литературы

1.     Адамчук В.В.  Романов О.В.  Сорокина М.Е.  Экономика и социология труда – М: “ЮНИТИ” 1999 г. 368 с.

2.     Виленский А.В. Малый бизнес: трудности роста // Вопросы экономики. – 2005. – №7,

3.     Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное пособие  - М.: Новое знание 1996 г.-450 с.

4.     Мескон М.  Альберт М.  Хедоури Ф.  Основы менеджмента:  Учебник – М.: Норма – М, 1993 г.с.324

5.     Мокий М.С. и др. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Инфра – М, 2002г. -50 .

6.     Морозова Т.Г.  Пикулькина А.В.  Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М: Учебное пособие: ЮНИТИ, 1999 г.- 450 с.

7.     Одегов Ю.Г.  Журавлев П.В.  Управление персоналом.- М: Посвещение, 1997г.-256 с.

8.     Травин В.В.  Дятлов В.А.   Менеджмент персонала предприятия – М: Экономика, 1998 г.-348 с.

9.     Черныш Е.М.  Молчанова Н.П.  Новикова А.А.  Салтыкова Т.А.  Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М: Просвещение, 2003 г.-452 с.

 


[1] Мескон М.  Альберт М.  Хедоури Ф.  Основы менеджмента:  Учебник – М.: Норма – М, 1993 г.с.90

[2] А.Виленский Малый бизнес: трудности роста // Вопросы экономики. – 2005. – №7, - с.33

[3] Травин В.В.  Дятлов В.А.   Менеджмент персонала предприятия – М: Экономика, 1998 г.

[4] Мокий М.С. и др. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Инфра – М, 2002г.с.15

[5] Морозова Т.Г.  Пикулькина А.В.  Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М: Учебное пособие: ЮНИТИ, 1999 г. С.25