Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт

Филиал в г.Владимире

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

на тему: «Политические конфликты»

Содержание

I Теоретическая часть

Введение

1 Место и роль политических конфликтов

2 Основные концепции политических конфликтов

3 Предпосылки разрешения конфликтов

II Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества – это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон". Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам [5].

1 Место и роль политических конфликтов

Современные представления о политическом конфликте – результат длительной эволюции идей о конфликтах в сферах общественной жизнедеятельности. Теории конфликтов в основном сложились в XIX-XX веках, их авторы выражали три основных подхода к пониманию и роли конфликтов в обществе:             первый – признание принципиальной неизбежности и неустранимости из жизни, ведущей роли конфликтов в общественном развитии; это направление представляют Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин и др.;

второй – неприятие конфликтов, проявляющих себя как войны, революции, классовая борьба, социальные эксперименты, признание их аномалиями общественного развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической и политической системах; сторонниками данного направления являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин;

третий – рассмотрение конфликта в качестве одного из многих видов социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством; выразители этого направления Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др.

Реальная жизнь намного сложнее любых схем и предполагает такое взаимодействие индивидов, групп, организаций, институтов, в процессе которого имеют место сотрудничество, соперничество, несовпадение интересов, ценностей, ненависть, борьба, конфликт. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.

Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

Значение и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. Конфликты полифункциональны:

- выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;

- способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;

- стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;

- обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:

- сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;

- сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;

 - уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;

- время действия: затяжные, скоротечные.

Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.

Определим основные виды политических конфликтов в России:

- между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства;

- между элитами финансово-промышленных групп;

- внутрипарламентский;

- между партиями;

- внутри государственно-административного аппарата.

В современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом [2, 6].

 

2 Основные концепции политических конфликтов

Проблема политического конфликта – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем и о способах их регулирования в частности.

Однако прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует сперва разобраться в его сущности как определенного социального явления.  В политологической литературе  вопросу  о понятии конфликта посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных политологов. Однако, анализируя ее, следует констатировать, что одного более четкого, отражающего все стороны и признаки этого многогранного явления, определения нет. Единое, что присуще всем дефинициям, это указание на наличие более стойкого противоборства, ситуации напряженности, столкновения сторон, идей, сил. Следует отметить, или скорее добавить, что политическому конфликту, в отличие от экономического, социального, этнического, религиозного и др., присуще вынесение этого противоборства на уровень властных отношений, т.е. на более высокий социально-политический уровень.

А. Здравомыслов, анализируя проблематику политического конфликта, отмечает, что под ним следует понимать постоянно действующую форму борьбы за власть в конкретном обществе. Нечто подобное понимает под конфликтом Б. Краснов, по его мнению, конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, различного рода политические осложнения, борьба враждебных по отношению друг к другу сторон. С точки зрения этимологического толкования понятия конфликта, толковый словарь говорит, что под ним следует понимать столкновение, серьезное разногласие, спор. Таким образом, угадывается нечто общее, что по мнению политологов присуще политическому конфликту. В свою очередь, хотелось бы предложить следующую трактовку политического конфликта, отличную от вышеупомянутых.

Политический конфликт – это социально-политическое явление, структурированный процесс, проходящий через определенные стадии, являющийся, по сути  своеобразным способом разрешения значащих для сторон политических вопросов, которые являются насущно необходимыми на данный момент социально – политического развития хотя бы для одной из конфронтирующих сторон, урегулирование которых в  данных конкретных условиях  невозможно никаким иным путем по мнению хотя бы одного из оппонентов [4]. 

Данная дефиниция политического конфликта отличается от предлагаемых политологами тем, что тут указывается на характер того противоречия, которое лежит в корне конкретного политического конфликта. Основной целью изучения и вообще актуализации вопроса о политическом конфликте и его сущности является выработка определенной методики, направленной на управление процессом конфликта и в конечном итоге урегулирования. Понимание политического конфликта как способа разрешения той или иной политической ситуации, объективно или искусственно существующей  в обществе, а не как традиционно было принято считать до нынешнего времени – противоборства, противоречия, позволяет выработать определенный механизм его регулирования. По сути данные два подхода отличаются тем, что в первом случае мы сталкиваемся с попыткой обосновать как бы правомерность, логичность политического конфликта с точки зрения его внутренней обоснованности. Во втором случае формулировка и понимание политического конфликта позволяет увидеть в данном явлении форму обличения, одну из форм проявления (закономерной, но далеко не необходимой) этого самого противоречия. Т.е. понимание политического конфликта как внешней формы выражения политической борьбы либо разрешения и урегулирование иных разногласий позволяет, выявить  возможные, параллельно сосуществующие, иные возможности их разрешения. Понимание политического конфликта не как уже состоявшегося, необратимого явления, процесса,  а именно как одной из форм разрешения политических ситуаций, т.е. как ту форму, в которой, по сути и существуют эти политические ситуации по воле субъектов этого конфликта, позволяет как бы подменить одну среду существования на другую, например перевод политического конфликта в правовое русло, т.е. использование права как наиболее значимой социальной ценности, в качестве регулятора отношений конфликта. Т.о. перевод уже существующей негативной, дисбалансированной политической ситуации из русла политического конфликта в русло правового действия, правового существования (политический конфликт со свойственными ему методами обмана, иногда запугивания и подкупа, и даже насилия, переходит в иную плоскость, которая подпадает под действие права со свойственными ей морально-правовыми методами) и является по сути единственным приемлемым как для мирового сообщества  в целом, так и для отдельно взятого государства способом регулирования политических конфликтов. И данный перевод политического конфликта из одной плоскости в другую возможно осуществить лишь с помощью правового регулирования тех политических напряженностей, которые существуют в обществе.

Как видно из вышеизложенных положений, основным и наиболее эффективным регулятором политических конфликтов может служить лишь право, хотя я и не отрицаю иных возможностей в управлении политическими конфликтами. Однако хочу подчеркнуть, что если ставится вопрос о цивилизованном, демократическом, скорейшем и наиболее безболезненном разрешении сложившейся негативной, либо иной политической обстановки, требующей урегулирования, совершенно необходимо прибегнуть именно к правовому регулированию, ибо именно в праве сосредоточены морально – ценностные предпосылки, позволяющие перевести политический конфликт в иное, более спокойное русло, исключающее всякого рода конфронтационные стычки, в том числе с применением силы.

Политический конфликт не следует также рассматривать как нечто статичное, одномоментное. Политический конфликт, как и всякое иное социальное явление, не имеющее характера одномоментности, следует рассматривать в динамике, в развитии и изменении.

Следует согласиться с мнением политолога В. Смоленского о прохождении политическим конфликтом ряда стадий, которые будут выглядеть следующим образом.

- потенциальная возможность возникновения конфликтной ситуации (еще нет реальных предпосылок, свидетельствующих о наличии конфликта, однако существует ряд посылок, обуславливающих ситуацию напряженности);

- переход потенции в реальность (есть обстоятельства, свидетельствующие о наличии предконфликтной  обстановки – определенные трения, высказывания, негативная атмосфера, осознание сторонами угрозы своим интересам);

- конфликтные действия (т.е. сам политический конфликт во всем многообразии своего проявления)

- разрешение конфликта или его угасание.

Следовательно, представленная четырехфазная структура в наибольшей мере отражает ход и развитие политической ситуации до переростания ее в политический конфликт, хотя данная система носит схематичный характер, поскольку в каждой из стадий можно выделить множество подстадий применительно к конкретно взятому случаю.

Задачей же правового регулирования как раз таки и является «нанесение упреждающего удара» в одну из звеньев данной цепочки, которая подвергает искажению нормальный, естественный ход событий, и соответствующего внесения корректировки с целью недопущения проявления конфликтности. Если этого вовремя сделать не удалось, право по своей сути будет носить регулирующий и даже урегулирующий характер. Более того, праву свойственна и восстановительная  черта, что позволяет привести стороны к прежнему состоянию, если это целесообразно и возможно.            

Говоря о концепциях политических конфликтов, нельзя не остановиться на вопросе  детерминации и причинной обусловленности этого явления. В основе любого политического конфликта всегда лежат интересы профессиональных групп, классов, наций и иных общностей, как  опосредующее звено между изменениями условий жизни общества и его политической системой. Однако  не сами интересы являются непосредственной причиной назревания и развития конфликтной ситуации. Они приобретают силу детерминантов лишь при вхождения в противоречие друг с другом. При этом интересной представляется точка зрения А. Галкина, выделяющего три типа интересов, детерминирующих конфликтную ситуацию: консервативная модель, заключающуюся в заинтересованности сохранения действующей политической системы, укрепления консервативных установок; конформистская модель – терпимое отношение к общественному строю, политическим институтам и их решениям; критическая модель, в основе которой лежит негативное отношение и восприятие определенного строя, в том числе и политической системы.

Наверное, нельзя представить себе демократическое общество, в котором при наличии широкого круга гарантированных прав, не будут сталкиваться интересы различных субъектов этого общества в процессе  реализации ими этих прав. Здесь опять же главным регулятором должно и выступает право, определяющее и очерчивающее границы допустимости поведения субъектов, не выходящее за рамки правового отношения.

Таким образом, подводя итог данной работе, можно сделать вывод о том, что применительно к политическим конфликтам, право, как основной и наиболее рациональный регулятор общественный отношений, способен и должен быть единственным источником для разрешения возникших политических ситуаций, угрожающих перерасти в конфликт, ибо только в истинно правовом и демократическом  государстве общество делегирует и обязывает право упорядочить все возникаемые в нем отношения. И поэтому, отдавая праву прерогативу в разрешении политических конфликтов, общество тем самым становится на первую ступень в признании его цивилизованным и демократическим со стороны мирового сообщества.

В социологическом плане необходимо различать два уровня развертывания конфликта. Во-первых, это – конфликт в масштабах всего политического пространства; как правило, это – конфликт по поводу легитимности власти, ее признания-непризнания, поддержки или неприятия властных структур.

Второй уровень конфликта отражает противоречия внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий. В этой борьбе суть политического процесса: настоящий политик каждый момент своей жизни подчиняет задаче расширения своего политического влияния, обеспечению поддержки и завоеванию нового политического пространства в ущерб своему оппоненту или противнику.

Демократическое видение национальной политики, заложенное в концепции, включает в себя:

-        оптимизацию государственного устройства России на основе принципов федерализма, что является одной из приоритетных задач внутренней политики;

-        реализацию прав граждан, связанных с их национальной принадлежностью, обеспечением многообразных форм самоопределения и самоорганизации. При этом особенно важно признание правомерности культурно-национальной автономии;

-        учет потребностей развития русского народа как одной из главных опор самой государственности. Реализация концепции требует дальнейшего совершенствования деятельности как законодательной, так и других ветвей власти, их согласованности в повседневной политической практике. Такой подход, как показывает опыт 1994 – 1998 годов по урегулированию конфликтных ситуаций, позволяет добиваться долговременных позитивных результатов [4, 6].

3 Предпосылки разрешения конфликтов

 Политическая наука значительное внимание уделяет поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:             a) предупредить возникновение конфликта, либо воспрепятствовать его разрастанию и распространению;

б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;             в) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;             г) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.

Решение указанных задач конкретизируется в соответствии с основной установкой – либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие [4].

Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.

Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:

1.      Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:

o    достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

o    соглашение, основанное на взаимных уступках;

o    истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;

o    обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

2.      Примирение на основе принуждения, в основе которого:

o    явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;

o    изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;

o    уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния [5].

II Практическая часть

Анализ конкретного политического конфликта Петра III и Екатерины II

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

·     По составу участников. Вначале все негативные взаимодействия развиваются исключительно между Петром и Екатериной (т.е. межличностные). Однако, позже, когда вражда питается уже не столько личной неприязнью, сколько соперничеством в борьбе за Российский престол, конфликт становится межгрупповым.

·     По сфере существования. Конфликт зародился как бытовой, но развился в политический.

·     По своему эффекту и функциональным последствиям это деструктивный конфликт.

·     По критерию реальности. На первый взгляд кажется, что это «подлинный» конфликт. Однако, при более тщательном рассмотрении, я увидела, что он «смещенный». Ведь за явным конфликтом на основании индивидуальных различий ясно просматриваются амбициозность и желание Екатерины после смерти императрицы Елизаветы занять Российский престол. Ближе к 1762 году целесообразность этой борьбы начинает понимать и Петр Федорович.

ПРИЧИНЫ

Одним из важнейших субъективных факторов, на основе которых появился конфликт в императорской семье, стали интеллектуальные и личностные различия между Екатериной и Петром. На мой взгляд, именно они привели к непониманию и острейшей конфронтации, приведшей к взаимной ненависти. Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого; а то, что одному человеку дается легко, у другого может вызвать серьезные затруднения.

Екатерина относится к людям, мышление которых построено на когда-то однажды усвоенных правилах логики, и всю жизнь в своих рассуждениях, она неизменно им следовала. Но есть и другие люди, которые этой логики просто не знают, не понимают, и, следовательно, не осознают алогичности своего мышления. Именно к такому типу людей относится муж Екатерины – Петр III. В этой истории мы встречаемся со взаимным двухсторонним психологическим барьером непонимания людей: с одной стороны – непонимание и пренебрежение логикой необученного ей Петра III, а с другой – не понимание той, которая ей владеет. Следующее интеллектуальное различие – в уровне образования. Оно привело к тому, что люди стали мало интересными друг для друга. В то время как Екатерина занималась самообучением и всеми силами старалась изучить культуру, язык, обычаи Российской империи, Петр III устраивал кукольные комедии, дрессировал собак, организовывал различные маскарады в обществе придворных лакеев. Екатерина читала различные исторические книги (среди прочитанных ею произведений – «история Генриха IV» Перефикса, «церковная история» Барония, сочинения Платона и т.д.). Петр III же забавлялся лютеранскими молитвенниками и рассказами о разбойниках, грабивших по большим дорогам. Эти обстоятельства со временем породили неприязнь и вражду между ними. В развитии отношений огромную роль сыграла морально-нравственная несовместимость супругов. Петр систематически изменял Екатерине, тем самым давая ей еще один повод для ненависти – ревность.

Таким образом, мы видим, что основой конфронтации стали поведенческие факторы и факторы отношений (по подходу В.Линкольна). Решающую роль же, по моему мнению, сыграли не ценностные, а ресурсные факторы, точнее честолюбие Екатерины.

О своем настроении в то время, когда приближался день свадьбы, Екатерина писала: «По мере того, как приближался этот день, меланхолия все более и более овладевала мной. Сердце не предвещало мне счастья: одно честолюбие меня поддерживало. В глубине души моей было, не знаю, что-то такое, ни на минуту не оставлявшее во мне сомнения, что рано или поздно я добьюсь того, что сделаюсь самодержавною русскою императрицею» [1].

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ

1. Предконфликтная ситуация до брака.

По словам А.Брикнера: «Еще до свадьбы отношение Екатерины к жениху становились все более и более холодными». Он же утверждает: «Петр не любил общество невесты…». Таким образом мы видим потенциальный (скрытый) конфликт.

2. Инцидент.

Трудно определить с какого именно эпизода начался конфликт. Столкновений между Петром и Екатериной было много до 25 августа 1745 года (дня бракосочетания). Еще больше их стало после этого события, но ошибочно считать, что именно 25 августа породило вражду.

3. Эскалация.

В конфликте Екатерины и Петра эскалация является непрерывной и достаточно крутой. Продолжался этот этап более 15-ти лет, в течение которых произошло много значимых событий: рождение сына Павла (1754 год), смерть императрицы Елизаветы, воцарение Петра III.

4. Кульминация.

Кульминацией в этой истории стал государственный переворот 1762 года. Она (кульминация) привела к полному достижению целей одной из сторон (Екатерина стала «самодержавною русскою императрицею») и к провалу другой – Петр III был вынужден подписать отречение от своих претензий взойти на престол.

5 июля Петр Федорович умирает, тем самым ставя точку в истории вражды со своей женой.

Подпись: Степень напряженности

Схема 1 Развитие конфликта Петра III и Екатерины II

СТРУКТУРАКОНФЛИКТА

С одной стороны – стороны «х» - находится Петр III. В этом же «лагере» его мать императрица Елизавета, Фридрих II, его любимая женщина Е.Р.Воронцова, да враги жены Екатерины.

В противоположном лагере «у» - дело было совершенно иначе. Глава его – Екатерина (с самого появления ее в России) предугадала события 1762 года и всеми своими силами старалась расширить и укрепить свою сторону (в конце своей жизни даже Елизавета – мать Петра III стала склоняться на ее сторону). В 1762 году у – лагерь насчитывал более 10 тысяч человек. Наиболее яркие его представители – Григорий Орлов и его братья, княгиня Дашкова, граф Кирилл Разумовский и т.д.

Зона разногласий. В конфликте Петра и Екатерины разногласия в разное время вызывали различные обстоятельства. В начале совместной жизни такими обстоятельствами были их противоположные взгляды на мир, жизнь в семье, задачи, нормы морали. Позже к ним добавилась амбициозность каждой из конфликтующих сторон и непреодолимое желание безграничной власти.

Перейдем к представлениям о сложившейся ситуации. С самого первого знакомства и на всю жизнь Екатерина осталась для Петра всего лишь двоюродной сестрой, с которой можно поиграть, рассказать свои сокровенные мысли, поделиться секретами и т.д. Она никогда не представлялась ему соперницей, хотя в реальной жизни это было именно так.

Теперь рассмотрим хронологию действий конфликтантов [3]:

- Екатерина приезжает в Россию, Петр встречает ее радушно;

- Петр вызывает неприязнь Екатерины своим детским поведением, недостаточным вниманием к невесте, признанием в любви к фрейлине императрицы;

- Петр играет в солдатиков, пьет с лакеями, не хочет учиться;

- Екатерина обучается русскому языку, изучает историю и культуру России, читает много книг, принимает православие;

- в 1745 году они вступают в брак, Петр женится по велению Елизаветы, Екатерина любыми способами хочет получить Российскую корону;

- Петр совершает ряд действий, еще больше опустивших его в глазах Екатерины;

- в 1754 году Екатерина рождает сына – наследника престола – Павла, но это не сближает ее с супругом;

- Петр угрожает Екатерине оружием;

- в 1761 году императрица Елизавета умирает, и Петр III приходит к власти; Екатерина становится политически активной;

- Петр почти открыто хочет развестись с Екатериной и жениться на Воронцовой;

- ненависть Петра доходит до мелочности; он наносит Екатерине публичное оскорбление, пытается ее арестовать;

- Екатерина становится во главе заговора против Петра;

- в 1762 году путем мятежа Екатерина захватывает власть;

- Петр подписывает отречение;

- Петр внезапно умирает.

Конфликт, в целом, завершился вполне удачно. Вместо Петра III, бестактный и ребяческий образ действий которого не мог не возбудить всеобщего ропота и негодования, а политическая деятельность скорее всего привела бы к краху России, во главе государства оказался сильный, умный и деятельный политик.

Заключение

Несмотря на сложные и кризисные проблемы современной России, страна не впадает в средневековье. У неё есть все возможности стать прочным и благополучным государством. Для этого имеются достаточные материальные и культурные ресурсы, но нужны политическая воля и достаточно ответственная стратегия. В последнем государство нуждается особенно срочно, ибо ничто не запрограммировано в истории, и на политическом горизонте появляются альтернативные проекты, у которых также могут быть шансы на реализацию. С одной стороны, всё больший вес приобретает концепция восстановления бывшего Советского Союза. С другой стороны, в Татарстане после национализма выдвигается вполне осуществимая формула создания татарстанского государственного сообщества всех проживающих в нём народов, включая русских. Подобные сообщества могут и не быть вызовом для общероссийской целостности, но только в том случае, если российский центр и общероссийские силы, в том числе и прежде всего высшие органы представительной власти в лице Федерального Собрания, смогут выдвинуть действительно понятную и притягательную повестку для будущего.

Особую актуальность приобретает необходимость мониторинга конфликтных ситуаций и проведения аналитических исследований каждого конкретного конфликта с целью своевременной упреждающей выработки вариантов возможных действий для проведения эффективной политики в военно-политической области, доступа к большому количеству актуальной, быстро изменяющейся информации по различным аспектам, касающимся текущей ситуации; наличие эффективных методик обработки первичной информации и комплексного анализа возможных вариантов управленческих решений с учётом их долгосрочных последствий; наличие наглядных средств оперативного представления необходимой информации пользователю и подготовленного персонала для обработки, систематизации и анализа поступающей информации.

Особенностью данной предметной области является её слабое формализуемость, сложность формирования "типовых" задач, а также сложность заблаговременного определения состава исходных данных, необходимых для принятия решений. Поэтому принципиально важна возможность её быстрой настройки на вновь возникшую проблему, что предполагает наличие развитых средств описания проблем и ситуаций, возможности оперативного доступа к внешним источникам информации, наличие интеллектуальных средств её обработки, широкое применение средств самоорганизации и адаптации программно-аппаратных средств, использование средств автоматизированного планирования эксперимента, а также применение в системе средств искусственного интеллекта в сочетании с экспериментно-аналитической обработкой полученных результатов [6].

Список использованной литературы

1. Бельков О.Б. ст. Конфликтологический инструментарий политического менеджмента // власть, 2003 - № 11.

2. В.И.Дорофеев, В.А. Родионов. Основы политологии. СГУ, 2003 – 256 с.

3. Дойч М. «Разрешения конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // социально-политический журнал, 2004 - № 1.

4. Доминик Кола. Политическая социология. Пер. с фр., М., Изд-во «Весь мир», 2001 – 359 стр.

5. К.С.Гаджиева. Введение в политологию. М. Просвещение, 2004 – 645 с.

6. К.С. Котанджян. Этнополитология консенсуса-конфликта. М.: Луч, 2002 – 356 с.

7. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 559 с.